За этот период Комитет по науке и высшей школе аккредитовал 25 образовательных учреждений, из них 24 — среднего профессионального образования (федеральных — 2, субъекта Российской Федерации — 18, негосударственных — 4) и 3 образовательных учреждения дополнительного профессионального образования. Кроме того, было аккредитовано 25 отдельных образовательных программ (23 программы начального профессионального образования в 5 образовательных учреждениях и 2 программы среднего профессионального образования в 2 образовательных учреждениях).
// университета
[ЖУРНАЛ в о д н ы х /_/ коммуникации
Таким образом, очевидно, что образовательная система Санкт-Петербурга оперативно и успешно реагирует на последствия кризисных явлений, адекватно воспринимает современные запросы экономики, науки, техники и культуры, оперативно удовлетворяет потребности специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, о передовом отечественном и зарубежном опыте.
Потенциал образовательных учреждений профессионального образования Санкт-Петербурга позволяет обеспечить устойчивое развитие экономики Санкт-Петербурга и с уверенностью смотреть в будущее.
Н. Ф. Пижурина,
канд. техн. наук, доц., СПГУВК;
С. Н. Тарануха,
канд. техн. наук, СПГУВК
ИНТЕРНЕТ-ТЕСТИРОВАНИЕ — ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
THE INTERNET-TESTING IS THE TOOL OF EDUCATIONAL PROSSES
PERFECTION
Статья посвящена Федеральному экзамену профессионального образования (ФЭПО, интернет-экзамен), проводимому Росаккредагентством по поручению Рособрнадзора. В статье рассказывается об организации ФЭПО в Санкт-Петербургском университете водных коммуникаций, обсуждаются возникающие при этом организационные и технические проблемы, приводится статистика четырех этапов ФЭПО. Большое внимание уделено вопросам использования результатов ФЭПО в системе качества для контроля качества подготовки специалистов.
The article is devoted to the Federal vocational exam carried out by Russian Agency of Accreditation. The article tells about organizing this Internet-testing in Saint-Petersburg State University for Waterway Communications, discusses organizational and technical problems, gives statistics of 4 stages of Federal vocational exam. The author pays much attention to using the results of the exam in the system of quality for controlling quality of training specialists.
Ключевые слова: технология, интернет-тестирование, интернет-экзамен, банк тестовых заданий, ы
тестовые задания, контроль знаний, промежуточная аттестация, итоговая аттестация. "I
Key words: technology, Internet-testing, Internet-exam, test base, test tasks, control of knowledge, total 3
credit.
А ПРОТЯЖЕНИИ своей долгой истории наш университет готовит высококвалифицированных специалистов и осуществляет фундаментальные и
Н
прикладные научные исследования в области проектирования, эксплуатации, экономики и управления объектами водного транспорта, информационных технологий и права. Осно-
II университета
'ЖУРНАЛ водн ы х / / коммуникации
вой успеха выпускников университета является глубокая гуманитарная, естественно-научная и инженерная подготовка, позволяющая эффективно использовать приобретенные знания, а также приобретать новые в течение всей жизни.
Качество подготовки специалистов в университете обеспечивается высоким профессионализмом педагогического состава, интеграцией науки и образовательного процесса, тесными связями с предприятиями-потребителями кадров, использованием в образовательном процессе новых педагогических технологий.
Использование в образовательном процессе инновационных технологий стало объективной необходимостью, нашедшей свое закрепление в показателях государственной аккредитации высших учебных заведений. Особое внимание при внедрении инноваций обращается на использование на всех стадиях реализации учебного процесса информационных технологий.
Одной из тенденций развития современного образования является активное внедрение компьютерного тестирования в процесс контроля уровня знаний студентов. Тестовые технологии используются на всех этапах образовательного процесса: на вступительных испытаниях, при текущей, промежуточной и итоговой аттестации студентов.
В университете работа по широкому внедрению компьютерного тестирования активизировалась в связи с подготовкой к процедуре экспертизы лицензионных требований и условий, соответствия содержания и качества подготовки выпускников требованиям ГОС, показателей деятельности (далее — экспертизы), а также после введения в практику Федерального интернет-экзамена (ФЭПО), учрежденного Росаккредагентством по рекомендации Рособрнадзора.
Ученым советом университета в сентябре 2007 г. было принято решение о регулярном участии вуза в интернет-экзамене, так как участие в ФЭПО:
— упрощает процедуру проведения экспертизы;
— позволяет провести объективную проверку уровня освоения дисциплин студентами;
— дает возможность получить сравнение с другими вузами;
— позволяет проанализировать соответствие освоения дисциплин на уровне дидактических единиц;
— приводит к минимизации трудозатрат и средств для получения и обработки статистических данных.
Технология проведения интернет-тестирования основана на одновременной работе неограниченного числа зарегистрированных тестируемых студентов в информационной сети в режиме реального времени. Тестирование может быть реализовано в режимах on-line или off-line. Выбор вопросов для теста каждому тестируемому выбирается из банка тестовых заданий случайным образом, что обеспечивает индивидуальность задания.
Переданные по окончании тестирования данные позволяют на следующий день получить предварительно обработанные результаты. Это дает преподавателю, проводившему тестирование в конкретной группе, возможность получить оценку результатов тестирования по каждому студенту проверяемой группы.
Полные данные статистического анализа результатов ФЭПО, проведенного с приме -нением современных методов статистической обработки и размещенные в информационно-аналитической карте, подготовленной Рос-аккредагентством, представляют большой интерес не только для руководства университета, но и для кафедр, реализующих образовательный процесс. Они позволяют принять своевременные меры по улучшению качества подготовки специалистов.
К настоящему моменту в университете проведено уже четыре этапа ФЭПО. В табл. 1 приведены основные статистические данные участия нашего университета в прошедших этапах.
университета в о д н ы х коммуникаций
Таблица 1
Сводная таблица результатов ФЭПО
ФЭПО-6 Декабрь 2007 г. ФЭПО-7 Май 2008 г. ФЭПО-8 Декабрь 2008 г. ФЭПО-9 Май 2009 г.
Количество проведенных сеансов тестирования 62 46 63 51
Количество студентов, принявших участие в тестировании 1448 942 1411 1274
Средняя явка студентов 86 % 82 % 82 % 80 %
Количество дисциплин, охваченных 9 17 23 14
тестированием
Количество успешных сеансов тестирования 11 12 25 34
Относительное число успешных сеансов 18 % 26 % 40 % 67 %
тестирования
За два года проведения ФЭПО в университете в тестировании приняли участие более 5 тыс. студентов. Средняя явка студентов на тестирование является стабильно высокой и практически не изменяется.
Следует отметить факт положительной динамики результатов. По мере участия университета в интернет-экзамене неуклонно увеличивается процент успешных сеансов тестирования. Такая положительная динамика характеризует наш университет как добросовестного участника интернет-экзамена и свидетельствует в среднем об эффективности мер, принимаемых для улучшения результатов.
В мае прошел очередной, четвертый, этап интернет-экзамена — ФЭПО-9.
В ходе тестирования выявились проблемы технического и организационного характера. К основным техническим проблемам можно отнести:
— нехватку компьютерных классов, используемых для тестирования;
— отсутствие локальных сетей в компьютерных классах и частые неполадки в имеющихся;
— невозможность обеспечения устойчивой работы программного обеспечения в используемых компьютерных классах, так как оно устанавливается дополнительно к базовому и «конфликтует» с ним.
К организационным проблемам можно отнести отдельные неявки преподавателей на сеансы тестирования.
Результаты тестирования, проводимого, как правило, в конце семестра, могут быть использованы преподавателями как результаты текущей или промежуточной аттестации студентов, как один из видов контроля с начислением баллов при балльно-рейтинговой системе оценивания студентов и т. д.
Полученные данные тестирования позволяют судить о результативности мер, принятых кафедрами по повышению качества подготовки студентов по данной дисциплине.
С целью улучшения результатов интернет-экзамена заведующие кафедрами на основании анализа результатов тестирования, приведенного в Информационно-аналитической карте, должны наметить мероприятия по повышению качества подготовки студентов. Это могут быть:
— корректировка рабочих программ с целью приведения их в соответствие требованиям ГОС специальностей;
— совершенствование методик преподавания;
— улучшение учебно-методического ы обеспечения дисциплины; К
— повышение уровня самостоятельной работы студентов и т.
Приведенные выше мероприятия могут стать одними из основных направлений деятельности методических комиссий факультетов и найти отражение в планах методической работы кафедр и преподавателей.
II университета
'ЖУРНАЛ водн ы х / / коммуникации
Однако при этом следует отметить выявленные в очередной раз при тестировании недостатки банков тестовых заданий Росак-кредагентства. Тестовые задания часто не соответствуют дидактическим единицам ГОС, а также требованиям стандартов разработки тестов. Тестовые задания содержат ошибки, некорректные формулировки, часто излишне сложны. В тестах выявляется много «случайных» заданий, не отражающих основного содержания дисциплины. Поэтому организаторам тестирования необходимо более тщательно подходить к отбору банков тестовых заданий для интернет-экзамена.
Кроме того, спектр дисциплин, по которым имеются банки тестовых заданий, с точки зрения нашего университета, достаточно ограничен. Имеющиеся банки тестовых заданий в основном ориентированы на гуманитарные специальности «Юриспруденцию», «Культурологию» или дисциплины гуманитарного и
социально-экономического и естественно-научного циклов большинства специальностей. Тестовые задания для общепрофессиональных и специальных дисциплин технических и информационных специальностей представлены слабо. Поэтому взаимодействие преподавателей нашего университета с Росаккре-дагентством по вопросам разработки банков тестовых заданий по дисциплинам технических специальностей может быть перспективным направлением научно-методической работы кафедр и факультетов.
Несмотря на имеющиеся проблемы, нельзя не отметить, что использование интернет-технологий в образовательном процессе оказывает положительное влияние на формирование и распространение информационной культуры в студенческой и преподавательской среде, создавая общий инновационный фон взаимодействия для поступательного развития университета.
М. Н. Савельева,
канд. филос. наук, СПГУВК
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
DEVELOPMENT OF EDUCATION AT THE PRESENT STAGE
Статья посвящена вопросам реформирования образования на современном этапе. Рассмотрены перспективы развития образования на примере основных положений п. 4 Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.
The article is devoted to the problems of reforming education at the present stage. Prospects of the development of education on the example of basic provisions of item 4 of the Concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period till 2020 are considered.
<4 ж
Ключевые слова: реформирование образования, фундаментальность, доступность образования, образовательная среда, система непрерывного образования.
Key words: Education reforming, fundamental nature, availability of education, the educational environment, system of continuous education.
НАШЕЙ стране реформирование образования продолжается с небольшими перерывами уже почти двадцать лет, но оно так и не привело к эффективным результатам. Основные принципы реформирования были определены в декабре 1989 г.
на Всесоюзном съезде работников народного образования. Нормативной базой преобразований на начальном этапе стали Указ Президента РФ «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» от 11 июля 1991 г. № 1 и Закон РФ «Об образовании» от 10 июля