Научная статья на тему 'Инструменты оценки результатов формирования креативного потенциала человеческого фактора в подсистеме образования'

Инструменты оценки результатов формирования креативного потенциала человеческого фактора в подсистеме образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КРЕАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНДЕКС РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / HUMAN CAPITAL / HUMAN POTENTIAL / CREATIVITY / CREATIVITY DEVELOPMENT INDEX / EDUCATION / INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арутюнова А. Е.

Актуальность проблемы создания креативного потенциала человеческого фактора в Российской Федерации и повышения эффективности его оценки можно объяснить тем, что в условиях современного цивилизованного развития высокоразвитое национальное производство и сфера услуг не могут обойтись без высококвалифицированных работников, от которых во многом зависит эффективность национальной экономики страны. Креативный потенциал человеческого фактора проистекает главным образом из инвестиций в образование, здравоохранение, знания, предпринимательские возможности, информацию, безопасность и экономическую свободу людей, а также в культуру и искусство. В статье описаны методы и средства оценки результатов формирования креативного потенциала человеческого фактора в сфере образования. Содержание понятий «человеческие ресурсы», «человеческий потенциал», «человеческий капитал», «креативный потенциал» и их взаимосвязь, основные проблемы формирования творческого потенциала человеческого фактора в современной России. Даны рекомендации, по оценке результатов формирования творческого потенциала человеческого фактора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tools for assessing the results of the formation of the creative potential of the human factor in the education subsystem

The urgency of the problem of creating the creative potential of the human factor in the Russian Federation and increasing the effectiveness of its assessment can be explained by the fact that in the conditions of a modern civilized and highly developed economy, national production and the service sector cannot do without highly qualified workers, on whom the effectiveness of the country's national economy largely depends. The creative potential of the human factor is formed mainly through investments in education, healthcare, knowledge, entrepreneurial opportunities, information, security and economic freedom of the population, as well as in culture and art. The article reveals methods and tools for assessing the results of the formation of the creative potential of the human factor in the field of education. The content of the concepts of «abor resources», «human potential», «human capital», «creative potential» and their relationship, the main problems of the formation of the creative potential of the human factor in modern Russia are considered, recommendations are given for assessing the results of the formation of the creative potential of the human factor.

Текст научной работы на тему «Инструменты оценки результатов формирования креативного потенциала человеческого фактора в подсистеме образования»

занимающиеся оказанием мелких бытовых услуг (парикмахерские, обувные мастерские, салоны красоты, химчистки и т.д.), рекламные агентства, занимающиеся размещением рекламы, в том числе на транспортных средствах и наружных носителях.

Таким образом, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, как и остальные виды налогообложения имеет свои преимущества и недостатки, подтверждающие целесообразность ее использования или, напротив, указывающие на необходимость выбора в пользу другой системы.

Источники:

1. Адаменко А.А. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства / А.А. Адаменко, Д.В. Петров, Е.М. Поддубный // Вестник Академии знаний. 2018. № 4 (27). С. 262-267.

2. Адаменко А.А.Основные тенденции развития малого предпринимательства в современной России / А.А. Адаменко, О.В. Жердева, О.В. Грабовец // Экономика и предпринимательство. - № 12-3 (65-3). - 2015. - С. 922-926.

3. Сигидов Ю.И. Малые и средние предприятия: учет, налогообложение и составление отчетности: учебное пособие / Ю.И. Сигидов, А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская. - Краснодар, 2018. - 101 с.

4. Сигидов Ю.И. Налоговые расчеты в коммерческих организациях / Ю.И. Сигидов, В.В. Башкатов, Е.В. Левченко. - Краснодар, 2018. - 182 с.

5. Стадник А.И., Петров Д.В., Насыбулина В.П. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства России и пути их решения // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 11-2 (52-2). - С. 925-929.

Sources:

1. Adamenko A.A. Features of taxation of small businesses / A.A. Adamenko, D.V. Petrov, E.M. Poddubny // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2018.No 4 (27). S. 262-267.

2. Adamenko A. A. Main trends in the development of small business in modern Russia / A. A. Adamenko, O.V. Zherdeva, O.V. Grabovets // Economics and pre-entrepreneurship. - No. 12-3 (65-3). - 2015 .-- S. 922-926.

3. Sigidov Yu.I. Small and medium enterprises: accounting, taxation and reporting: a study guide / Yu.I. Sigidov, A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya. - Krasnodar, 2018 .-- 101 p.

4. Sigidov Yu.I. Tax calculations in commercial organizations / Yu.I. Sigidov, V.V. Bashkatov, E.V. Levchenko. - Krasnodar, 2018 .-- 182 p.

5. Stadnik A.I., Petrov D.V., Nasybulina V.P. Problems of development of small and medium-sized enterprises of Russia and ways to solve them

А.Е. Арутюнова - доцент кафедры государственного и муниципального управления, к.э.н., доцент ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», [email protected],

A.E. Arutyunovа - associate professor Department of State and Municipal Management, Kuban State Technological University.

ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В ПОДСИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ TOOLS FOR EVALUATING THE RESULTS OF FORMING THE CREATIVE POTENTIAL OF A HUMAN FACTOR IN THE EDUCATION SUBSYSTEM

Аннотация. Актуальность проблемы создания креативного потенциала человеческого фактора в Российской Федерации и повышения эффективности его оценки можно объяснить тем, что в условиях современного цивилизованного развития высокоразвитое национальное производство и сфера услуг не могут обойтись без высококвалифицированных работников, от которых во многом зависит эффективность национальной экономики страны.

Креативный потенциал человеческого фактора проистекает главным образом из инвестиций в образование, здравоохранение, знания, предпринимательские возможности, информацию, безопасность и экономическую свободу людей, а также в культуру и искусство.

В статье описаны методы и средства оценки результатов формирования креативного потенциала человеческого фактора в сфере образования. Содержание понятий «человеческие ресурсы», «человеческий потенциал», «человеческий капитал», «креативный потенциал» и их взаимосвязь, основные проблемы формирования творческого потенциала человеческого фактора в современной России. Даны рекомендации, по оценке результатов формирования творческого потенциала человеческого фактора.

Annotation. The urgency of the problem of creating the creative potential of the human factor in the Russian Federation and increasing the effectiveness of its assessment can be explained by the fact that in the conditions of a modern civilized and highly developed economy, national production and the service sector cannot do without highly qualified workers, on whom the effectiveness of the country's national economy largely depends.

The creative potential of the human factor is formed mainly through investments in education, healthcare, knowledge, entrepreneurial opportunities, information, security and economic freedom of the population, as well as in culture and art.

The article reveals methods and tools for assessing the results of the formation of the creative potential of the human factor in the field of education. The content of the concepts of «abor resources», «human potential», «human capital», «creative potential» and their relationship, the main problems of the formation of the creative potential of the

human factor in modern Russia are considered, recommendations are given for assessing the results of the formation of the creative potential of the human factor.

Ключевые слова: человеческий капитал, человеческий потенциал, креативный потенциал, индекс развития креативного потенциала, образование, инвестиции.

Keywords: human capital, human potential, creativity, creativity development index, education, investment.

Необходимым условием модернизации российской экономики является повышение эффективности деятельности, которая во многом определяется способностью хозяйствующих субъектов использовать и генерировать новые знания, полученные интеллектуальные результаты, приобретенные продуктивные отношения с внешней средой, которая может быть интерпретирована как человеческий интеллектуальный капитал. Оценка интеллектуального капитала является наиболее важным инструментом для эффективного управления его качеством в интересах инновационного развития социально-экономических систем и обеспечивает обратную связь с ориентированным на человека управлением.

Растущая роль знаний как источника развития инновационной экономики все больше повышает важность качества и степени использования человеческого капитала в процессе общественного производства, а также его способности создавать интеллектуальный продукт для отраслей экономики высоких технологий.

Человеческий капитал является одним из наиболее сложных объектов управления экономикой, так как он формируется в разных направлениях и на разных этапах жизненного цикла человека. Однако традиционно система высшего образования признается основной сферой общественной жизни, которая напрямую влияет на формирование человеческого капитала.

При оценке возможностей и результатов инновационного развития следует различать следующие понятия: «трудовые ресурсы», «человеческий потенциал», «человеческий капитал», а также понятие «креативный потенциал». Что тесно связано с этим.

В условиях потери национальной экономики рабочая сила включает все трудоспособное население, независимо от возраста, во всех сферах индивидуальной и социальной экономики.

Человеческий потенциал общества является резервом физического и психического здоровья (физического потенциала), профессиональной подготовки и других приобретенных способностей (потенциальных приобретенных) трудовых ресурсов, которые могут быть быстро использованы в нужное время.

Человеческий капитал, рассматриваемый как экономическая категория, во многом совпадает с (реальным) физическим капиталом. Знания устаревают и нуждаются в обновлении, физическое здоровье ухудшается и нуждается в поддержании, навыки должны быть улучшены, а затраты на человеческий капитал включены в производственные затраты.

Образование является основным фактором увеличения человеческого капитала на современном этапе развития общества. Совершенствование системы управления обучением человеческому капиталу в высшем образовании может помочь улучшить качество рабочей силы и интенсивное развитие экономики.

В современных условиях организационный и предпринимательский капитал является важным элементом человеческого капитала, который может повысить интеллектуальный потенциал экономического субъекта (рисунок 1).

Рисунок 1 - Взаимосвязь понятий интеллектуальный и человеческий капитал

Эффективность использования всех других видов капитала, в том числе интеллектуальной составляющей человеческого капитала, зависит от уровня развития организационного и предпринимательского капитала.

Использование всех элементов человеческого капитала в свою очередь позволяет субъекту предпринимательской деятельности получить конкурентное преимущество, повысить свою прибыльность, создать или увеличить свою долю на рынке.

На рисунке 2 показана система управления формированием креативного потенциала человеческого капитала в вузе.

Формирование креативного потенциала человеческого капитала начинается на уровне дошкольного образования, а затем в сторону системы высшего образования.

В большинстве стран университеты являются основными компонентами не только системы образования, но и национальной инновационной системы. Однако теперь, когда формируется экономика знаний, ограниченные бюджетные ресурсы перестали быть достаточными для обеспечения полноценного финансирования обучения в течение всей жизни для всех тех, кто хочет и способен изучать или обеспечивать индивидуализацию образовательных программ, востребованных рынком труда, или усиливать влияние образовательных учреждений на инновационное развитие экономики.

Рисунок 2 - Система управления формированием креативного потенциала человеческого капитала в вузе

В целях создания экономически эффективных механизмов создания кретаивного потенциала человеческого фактора и увеличения доли интеллектуального капитала государство поощряет использование альтернативных источников финансирования образовательной и научной деятельности университетов на основе собственных средств и заемные (сбор средств): государственные средства, фонды бизнеса, университетский капитал, гранты, образовательные фонды, кредиты, целевые фонды и др.

Актуальные проблемы формирования креативного потенциала человеческого фактора в России предопределены:

- высокие темпы реформ, проводимых в конце двадцатого и начале двадцать первого веков;

- неразвитый механизм, регулирующий институциональные механизмы и основы участия бизнеса в формировании человеческого капитала;

- отсутствие опыта в финансировании деятельности университета из частных источников и собственных

средств;

- недостаточная интеграция российской науки и высшего образования; - задержка материально-технической базы, необходимой для формирования и использования человеческого капитала;

- снижение интеллектуального потенциала по демографическим и социально-экономическим причинам, включая депопуляцию инженерного образования в годы реформ и ухудшение его качества;

- низкая привлекательность сектора высшего образования для частных инвесторов во многих областях знаний из-за современных тенденций и проблем, связанных с экономическим развитием России, и невозможности массового использования человеческого капитала в намеченные цели.

В современных условиях сочетание научных знаний и процесса генерации идей приводит к усилению роли человеческого капитала как источника развития инновационной экономики.

Формирование креативного потенциала человеческого фактора - длительный процесс с задержкой от пятнадцати до двадцати пяти лет. На этот процесс влияют различные факторы, которые можно разделить на два типа: формальные и неформальные (таблица 1).

Таблица 1 - Основные институты, оказывающие влияние на формирование креативного потенциала человече-

ского фактора [3]

Фонды человеческого капитала Основные институты, оказывающие влияние на эти фонды

Формальные Неформальные

1 2 3

Интеллектуальный капитал Семья, социальное окружение, религия, культура, национальные традиции, идеология Образовательные институты, законы об образовании

Фонд подготовки на производстве Институт наемного работника, корпоративная культура Профсоюзы, трудовые договоры, институты занятости, налоговое законодательство, институты пенсионного обеспечения

Фонд здоровья Семья, социальное окружение, институт здорового образа жизни, Учреждения здравоохранения, профилактические институты, законы о здравоохранении

религия, культура, институты досуга и отдыха

Фонд миграции Семья, социальное окружение, религия, культура, национальные, социальные, культурные особенности регионов Региональные институты, законы, ограничивающие миграцию или способствующие ей

Фонд мотивации экономической деятельности Семья, социальное окружение, образование, корпоративная культура, религия, институт рынка, институт предпринимательства, культура, этика бизнеса Законы о предпринимательской деятельности, частная собственность (распределение прав собственности), институты рынка, институты контрактации, институты пенсионного обеспечения, институты занятости

Конечная цель процесса создания креативного потенциала человеческого фактора заключается в достижении развития инновационной экономики путем стимулирования инициативы и повышения ответственности ученика за развитие его общего культурного и профессионального уровня, а также за развитие своей инновационной культуры, которая является инструментом для повышения творческой активности в сфере профессиональной деятельности и способствует развитию и волеизъявлению. использовать навыки в сфере инновационного предпринимательства (рисунок 3).

УПРАВЛЯЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

I I

I I I I т

Рисунок 3 - Компетентностная модель формирования человеческого капитала

Государство уделяет большое внимание проблеме развития творческих способностей у студентов путем реализации различных программ и концепций. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-Р3 «Об образовании в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «Об образовании в Российской Федерации». Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, а также в рамках «Стратегии развития образования в Российской Федерации до 2025 года» и «Концепции национальная система выявления и развития молодых талантов ».

В настоящее время стипендии, гранты, научные конкурсы, олимпиады, конкурсы инновационных проектов, конкурсы научно-технического творчества, олимпиады-предметы, организованные на разных уровнях: международном, национальном, региональном, служат инструменты для оценки результатов формирования творческого потенциала человеческого фактора.

Сегодня это далеко не полный список грантовых конкурсов на федеральном уровне:

1) конкурс стипендий Президента Российской Федерации для молодых ученых и аспирантов, занимающихся перспективными исследованиями и разработками в приоритетных направлениях модернизации российской экономики ;

2) специальные стипендии для аспирантов;

3) ежегодный конкурс работ на приз Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых. Премия Президента Российской Федерации является высшим признанием заслуг молодых ученых и специалистов для общества и государства;

4) ежегодный конкурс работ на соискание премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники для молодых ученых;

5) Совет по грантам Президента Российской Федерации по общественной поддержке молодых российских ученых и главных научных школ Российской Федерации проводит ежегодный конкурс на право получения грантов от Президента Российской Федерации на общественная поддержка молодых российских ученых - кандидатов наук и молодых российских ученых - учителей науки;

6) ежегодный конкурс медалей Российской академии наук, в котором награждаются молодые ученые из Российской академии наук, других российских учреждений и организаций и студенты российских вузов. ;

7) Премия Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся научные результаты в области науки и техники: естественные и технические науки - премия Л. Эйлера (две премии для молодых ученых); гуманитарные и общественные науки - премия имени Е.Р. Дашковой (две премии для молодых ученых);

8) стипендии для студентов, аспирантов вузов и колледжей, расположенных в Санкт-Петербурге;

9) гранты молодым ученым и молодым ученым-кандидатам из вузов и учебных заведений Санкт-Петербурга;

10) Премия Правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности.

Основными целями и задачами образовательных конкурсов и олимпиад являются выявление и развитие

творческих способностей и интереса учащихся к научной деятельности, продвижение научных знаний, социализация и интеграция учащихся. общее и высшее образование. Участие в этих мероприятиях помогает расширить кругозор и интеллектуальный рост учащихся, помогает профессиональному самоопределению старшеклассников. Удовлетворение выполнения поставленных задач и победа лауреата и участника могут привести к развитию качеств поиска личности, необходимых для современного человека.

Предметные олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и стимулируют студенческую активность и самостоятельность в подготовке вопросов по темам и в использовании дополнительной литературы; они помогают студентам формировать свой творческий мир. С помощью олимпиады студенты могут проверить свои знания и навыки в этой области не только дома, но и сравнить свой уровень с уровнем других.

Эта форма работы выполняет несколько функций, среди которых можно выделить:

1) личностное и интеллектуальное развитие всех участников олимпийского движения: студентов, преподавателей, педагогов, преподавателей вузов, научных работников, членов методических комиссий и родителей;

2) поддерживать единое образовательное пространство;

3) поддерживать высокий уровень научной подготовки в России.

Соревнования и олимпиады - это не просто проверка знаний учащихся. Их преимущество заключается именно в том, что вопросы конкурса и олимпиады не содержат обычных тестов, в которых можно было бы выбрать правильный ответ или даже написать наугад, это увлекательные задачи, которые можно решить только с помощью 100% собственных исследовательских возможностей и исследовательской изобретательности.

Соревнования и олимпиады являются одним из важнейших инструментов системы оценки эффективности процесса обучения творческому потенциалу человеческого фактора в образовании в целом и механизма исследования и поддержки талантливых детей в частности.

Система грантов на науку в России в основном связана с государственными научными фондами - Российским фондом фундаментальных исследований, Российским фондом гуманитарных наук и Российским научным фондом. Кроме того, Президент Российской Федерации присуждает ежегодные стипендии молодым кандидатам и их директорам, молодым преподавателям естественных наук и ведущим научным школам. В нашей стране работали и функционируют фонды и программы иностранных фондов, в том числе Фонд Сороса, Фонд Макар-тура, Фонд Рокфеллера, Фонд Форда и т.д., а также их вклад в финансирование науки и образования относительно слабый. Однако репутация и авторитет фондов позволяют им оказывать существенное влияние на исследовательские гранты.

Результатом фундаментального исследования является подтверждение или опровержение гипотез о наличии и природе определенных явлений (эффектов) и их взаимосвязи. В то же время, «положительные» и «отрицательные» результаты работы эквивалентны. В системе грантов результат рассматривается как прогресс в познании окружающего мира и в интерпретации полученных данных.

Как правило, результат в фундаментальной науке персонифицирован и связан с личностью исследователя или научной команды.

Оценка результатов, полученных в фундаментальных науках, является признанием в профессиональной среде. В системе грантов экспертное мнение является единственным источником оценки запланированного уровня исследований и достигнутых результатов. Основные формы подтверждения научного уровня: публикации в известных научных журналах, цитаты, материалы конференций, номинации на престижные награды и т.д.

Для оценки уровня развития творческого потенциала и уровня его подготовки у студентов выделяются следующие критерии - таблица 2.

Таблица 2 - Критерии для оценки уровней развития креативного потенциала и уровня его формирования среди

обучающихся

Критерий Содержание

Когнитивно-эмоциональный критерий раскрывает способность мыслить нестандартно, создавать как можно больше идей и образов; Характеризует степень вовлеченности в творческий процесс - силу эмоциональных реакций на творческое задание, что отражается в творческом продукте, подчеркивая его оригинальность, выразительность и изощренность.

Личностно-креативный указывает на способность активировать свой творческий потенциал - использование воображения, критического взгляда

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

критерий на вещи, склонности действовать максимально самостоятельно (индивидуальная стратегия).

Мотивационно-ценностный критерий характеризует желание участвовать в творческой деятельности, самовыражаться, создавая креативный продукт; указывает на понимание и оценку ценности творчества друг друга.

Деятельностно-процессуа-льный критерий отражает применение организаторских навыков самостоятельной творческой деятельности, выбор наиболее успешных поведенческих стратегий и тех или иных методов психической деятельности для решения поставленной творческой задачи, акцентирование внимания на результате.

Рефлексивный критерий раскрывает способность к самоанализу, саморефлексии, поиску сильных и слабых сторон, стремлению к личному развитию, познанию мира и его трансформации, объективной критике их творческих достижений и др.; определяет развитие внутренней позиции создателя

Еще одним инструментом оценки результатов формирования творческого потенциала человеческого фактора является портфолио, целью которого является доказать процесс обучения, результаты предпринятых

усилий, результаты образовательной деятельности и т.д. Таким образом, акцент путается с тем фактом, что учащийся не знает и не может, что он знает и способен сделать по предмету, этому предмету, при интеграции оценки качественные.

Есть несколько определений этого понятия. Портфолио это:

- сборник студенческих работ, демонстрирующий его или ее усилия или достижения в определенной

области;

- рабочий файл, содержащий различную информацию, документирующую опыт и достижения студента;

- целенаправленный сбор студенческих работ, демонстрирующий их усилия, процессы и достижения в одной или нескольких областях;

- своего рода выставка студенческих работ, роль которой - следить за его личным развитием.

В зависимости от цели, для которой создается портфель, и характеристик его содержимого, можно выделить следующие типы портфелей:

1) в зависимости от цели, которая отражает результат, для которого создается портфолио, существуют:

- владение портфолио (самостоятельно);

- портфолио - отчет (собирается для внешних лиц);

2) по содержанию выделяются следующие типы портфолио:

- портфолио достижений: включает материал и оценку / самооценку целей, характеристик курса и качества работы с различными источниками информации, размышлениями и впечатлениями;

- проблемно-ориентированное портфолио: включает все материалы, продумывая цель, процесс и результаты решения проблемы;

- тематическое портфолио: включает материалы, отражающие работу студента по определенному предмету.

Как видим, существуют различные инструменты для оценки результатов формирования креативного потенциала человеческого фактора. Изменяя процедуру оценки результатов или изменяя используемый инструмент, мы оказываем значительное влияние на процесс формирования креативного потенциала человеческого фактора. Это означает, что существует не только более адекватное представление фактических достижений, но и качество процессов обучения.

Разумеется, цель оценки качества подготовки креативного потенциала человеческого фактора заключается в том, что становится возможным помочь выявить не только источники трудностей, но и сильные стороны, возможности роста или, как принято говорить сегодня, ресурсы развития.

Источники:

1. Закон № 273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» // Электронный ресурс. - Режим доступа: htpp://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.

2. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации - 2013. Устойчивое развитие России: Вызовы РИО // Электронный ресурс. - Режим доступа: URL: htpp://planipolis.iiep.unesco.org/upload/Russian %20Federation/Russian%20Federation_NHDR_2013-rus.pdf .

3. Агронович М. Л., Дымарская О. Я. и др. Мониторинг качества, статистика и социология образования: учебный курс. - М.: Университ.книга. 2006.

4. Ковылева Ю. Э. Мониторинг качества образования в современной школе: цена достижения образовательных результатов // Эксперимент и инновации в школе. -2010. - № 2.

5. Матвеева А.С. Формирование системы управления человеческим капиталом в национальных исследовательских университетах. Диссертация на соискание ученой степени кандидата эконом.наук. - Москва, 2015.

6. Нестеров А.А., Форрестер С.В. Проблемы человеческого капитала в современной экономике. - Самара, 2010. - С.

50-53.

7. Формирование оценочной компетентности школьников. -М.: Эврика. 2004.

Sources:

1. Law No. 273-FZ of December 29, 2012 "On Education in the Russian Federation" // Electronic resource. - Access mode: htpp: //www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.

2. Report on human development in the Russian Federation - 2013. Sustainable development of Russia: RIO challenges // Electronic resource. - Access mode: URL: htpp: //planipolis.iiep.unesco.org/upload/Russian% 20Federation / Russian% 20Federa-tion_NHDR_2013-eng.pdf.

3. Agronovich M. L., Dymarskaya O. Ya. Et al. Quality monitoring, statistics and sociology of education: a training course. - M.: University book. 2006.

4. Kovyleva Yu. E. Monitoring the quality of education in a modern school: the cost of achieving educational results // Experiment and innovation in school. 2010. - No. 2.

5. Matveeva A.S. Formation of a human capital management system in national research universities. The dissertation for the degree of candidate of economics. - Moscow, 2015.

6. Nesterov A.A., Forrester S.V. Problems of human capital in the modern economy. - Samara, 2010 .-- S. 50-53.

7. Formation of evaluat

ve competence of schoolchildren. -M .: Eureka. 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.