Научная статья на тему 'Непрерывное образование как фактор развития креативной составляющей человеческого капитала'

Непрерывное образование как фактор развития креативной составляющей человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING EDUCATION / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / ПОТЕНЦИАЛ / POTENTIAL / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мочалова Н. В., Мочалов Д. В., Стрекалова Г. Р.

Рассмотрена роль непрерывного образования в формировании современной модели образовательных технологий, ориентированных на создание социогуманитарного общества, развивающегося с приоритетами гармоничного развития человека, способствующего накапливанию человеческого капитала как главного потенциала развития общества. Показано, что масштабы дополнительного профессионального образования в России характеризуются высокими темпами роста. Выделены положительные тенденции развития креативной составляющей человеческого капитала. Предложены направления решения проблем развития креативной составляющей человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное образование как фактор развития креативной составляющей человеческого капитала»

УДК 378.09

Н. В. Мочалова, Д. В. Мочалов, Г. Р. Стрекалова

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Ключевые слова: непрерывное образование, дополнительное профессиональное образование, креативность, человеческий

капитал, потенциал, развитие.

Аннотация: Рассмотрена роль непрерывного образования в формировании современной модели образовательных технологий, ориентированных на создание социогуманитарного общества, развивающегося с приоритетами гармоничного развития человека, способствующего накапливанию человеческого капитала как главного потенциала развития общества. Показано, что масштабы дополнительного профессионального образования в России характеризуются высокими темпами роста. Выделены положительные тенденции развития креативной составляющей человеческого капитала. Предложены направления решения проблем развития креативной составляющей человеческого капитала.

Key words: continuing education, continuing professional education, creativity, human capital, potential, development.

Summary: The role of continuing education in the formation of modern models of educational technologies, focused on the creation of social and human society is evolving with the priorities of the harmonious development of man, promoting the accumulation of human capital as the main development potential of the company. It is shown that the scale of additional professional education in Russia are characterized by high growth rates. Highlighted positive trends in the development of creative component of human capital. Proposed directions for the solution ofproblems of development of the creative component of human capital.

Современное общество, перешедшее на инновационный путь развития, содействует приумножению созидательной составляющей человеческого капитала, главным фактором которого, как высшего этапа развития общества по праву считается образование, поскольку образование это интеллект, креативность, знания, посредством которых возможен качественный и производительный труд, определяющий в конечном итоге качество жизни и здоровье человека. [1]

Переход России с сырьевой модели экономического развития на инновационную предполагает ориентацию на эффективное использование любых полезных для общества инноваций, представляет собой инфраструктуру в обществе, которая содействует реализации креативных идей ученых на практике путем их воплощения в инновационные продукты. [2]

Инновационное общество ведущих стран мира характеризуется высоким уровнем и качеством человеческого капитала и высоким уровнем инвестиций в его развитие. Например, в Японии, несмотря на изоляционный характер ее политики, всегда был высок уровень человеческого капитала, включая такие его составляющие как образование и продолжительность жизни. То же самое можно сказать и о политики США в отношении развития человеческого капитала. Так, например, президент Б.Обама поставил задачу стать мировым лидером по количеству молодых людей с образованием выше среднего к 2020 году. Если говорить о России, то в 2014 году она заняла 49 место в списке из 143 стран по величине глобального индекса инноваций, что хотя и выше на 13 позиций, чем таковой показатель в 2013 году, но является свидетельством недостаточно высокого уровня инновационной и научно-технической

деятельности. [3]

Главными причинами этого, на наш взгляд, являются невысокий уровень качества человеческого капитала и недостаточно развитая среда для инновационной деятельности. Сегодня в своем развитии отстает фундаментальная наука, в большей степени за счет потери физической стороны человеческого капитала (лучшие умы уезжают работать за рубеж). Как цепная реакция без науки страдает и образование. Сегодня российская система государственного образования не обеспечивает достаточного уровня подготовки выпускников, поскольку в процессе подготовки в высшей школе взаимосвязь с реальным производством построена только на уровне различного вида практик, без навыков работы на рабочих местах, отсутствует практика подготовки специалиста для конкретных предприятий.

Отметим также отсутствие в составе стартового человеческого капитала России при переходе к рынку такой составляющей как предпринимательская способность, важнейшего экономического ресурса, без которого эффективное функционирование рыночной экономики практически невозможно. Труд специалистов в России оценивается ниже, чем таковой в развитых странах. А за рубежом, как правило, ценятся и приглашаются на постоянную работу талантливые и известные специалисты, ученые из России, главным образом инженерных профессий и естественных наук. Для России отток человеческого капитала достаточно велик. Это с одной стороны напрямую связано с глобализацией процессов обмена в научной сфере, а с другой стороны это прямые потери значительной части инвестиций в человеческий капитал, в науку, в молодые таланты, из числа российской молодежи.

Согласно классификации факторов экономического роста, проведенных Э. Денисоном,

из 23 факторов 14 определяют вклад креативной составляющей, а первое место среди них занимает качество рабочей силы, под которой понимается накопленный человеческий капитал, полезная отдача от которого обеспечивается инвестициями в развитие системы образования, развитие науки, в повышение качества и доступности информационных ресурсов.

Формирование современной модели образования сегодня ориентировано на строительство социогуманитарного общества, развивающегося естественно с приоритетами гармоничного развития человека, способствующего накапливанию человеческого капитала как главного потенциала развития общества. [4]

Таким образом, решению задач инновационного развития общества во многом способствует создание эффективной системы непрерывного образования в соответствии с требованиями современности. [5]

Непрерывное образование или образование через всю жизнь это, по сути, процесс образовательной деятельности, в течение которого на протяжении жизни человека совершенствуются его знания, приобретенные навыки и квалификация из собственных профессиональных соображений либо возросших общественных требований. И этому процессу отвечает дополнительное

профессиональное образование, как продолженное профессиональное образование и дополнительная подготовка или переподготовка, которое является сегодня наиболее рыночной частью образования.

Переход России на двухуровневую систему высшего образования на наш взгляд усилит нагрузку на дополнительное профессиональное образование, сутью которого становиться единое непрерывное образование, корректировка и обогащение уже сложившегося образовательного потенциала человека, а также компенсация возможных пробелов в обучении и развитии. Следовательно, необходимым качеством современного выпускника является его способность непрерывно пополнять свои знания и творчески их использовать в профессиональном труде и общественной деятельности.

Непрерывный характер образовательного процесса не означает, что человек обязан постоянно посещать учебные заведения и что все знания он получает только в их стенах. Это специфика в приобщении обучаемых к самостоятельному добыванию знаний; в вооружении их умением самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научной, производственной информации, умением работать с информацией.

Сегодня масштабы дополнительного профессионального образования в России характеризуются высокими темпами роста в определенных сегментах, например, корпоративное и бизнес-образование, хотя сохраняется заметное отставание от промышленно развитых стран. [6]

Не следует забывать о том, что человеческий капитал относится к инерционному производительному фактору, и инвестиции в него

дают отдачу не сразу, а только по истечении некоторого времени, а может быть, и не дадут отдачу вообще. В этой связи появляется проблема, которую необходимо решать России: какую же часть инвестиций следует вкладывать в человеческий капитал, в случае неполучения отдачи. Это рисковое инвестирование, безусловно, осуществляется в основном из бюджетов разных уровней за счет других статей расходов. И в этой связи следует привлекать для этих целей капитал частного бизнеса, предусматривая для него налоговые и другие виды стимулирования вложений в человеческий капитал. [7]

Таким образом, решить задачи создания национальной инновационной системы не решая проблемы кардинального роста уровня и качества человеческого капитала невозможно.

К положительным тенденциям развития креативной составляющей человеческого капитала можно отнести:

-появление молодых людей с современным рыночным мировоззрением, получивших

образование и практический опыт за рубежом, способных к предпринимательству и формированию бизнес-элиты российского государства;

-рост интереса населения к образованию на разных уровнях;

-переход системы образования в экономике, в гуманитарных дисциплинах на стандарты, общепринятые в развитых странах.

Для решения проблем развития креативной составляющей человеческого капитала необходимо: -разработать комплексную программу финансирования и стимулирования роста величины и качества человеческого капитала;

-разработать общую идеологию государства, ориентированную на скорейшее создание национальной инновационной системы;

-увеличить государственные и частные инвестиции в человеческий капитал;

-предоставить льготы и преференции субъектам, осуществляющим инвестиции в человеческий капитал;

-предусматривать целевое и адресное финансирование возврата ведущих российских ученых на родину;

-финансировать фундаментальные

естественные науки и труд эффективных научных работников;

-создать эффективную пропаганду знаний, поднимать авторитет профессионалов высокой квалификации;

-создавать технополисы на базе университетских городков.

Литература

1. Валитова Г. А. Гуманизация образования в процессе непрерывной профессиональной подготовки в вузе / Г. А. Валитова, Л. Ю. Маштакова // Гуманизация обучения и воспитания в системе образования: теория и практика: материалы II международной научно-практической конференции 20-21 марта 2013 года. - Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013 - 124 с.

2. С.Л. Алексеев, И.И. Поникаров, У.А. Казакова, Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки студентов: проектный метод. Вестник Казан. технол. ун-та, 2014, № 7, С. 341 - 347.

3. ООН опубликовала Индекс человеческого развития в странах мира 2014 года. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/07/24/6843

4.Бушуев В. В. Человеческий капитал для социогуманитарного развития / В.В. Бушуев, В.С. Голубев, А. А. Коробейников, Ю.Г. Селюков. — М.: ИАЦ Энергия, 2008.- 96 с.

5. Р.И. Зинурова, А.Р. Тузиков, Прогностическая модель развития сети корпоративных университетов Приволжского Федерального округа как инструмента обеспечения инновационного развития региона. Вестник Казан. технол. ун-та, 2011, № 1, С. 218 - 230.

6. Л. Д. Маршунова, Дополнительное образование в современном мире. Вестник Казан. технол. ун-та, 2011, № 24, С. 282 - 289.

7. Корчагин Ю.А. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации?: Монография / Ю.А. Корчагин. - Воронеж: ЦИРЭ, 2005 . - 252 с

© Н. В. Мочалова - ст. преп. каф. народного танца КазГУКИ, e-mail: [email protected]; Д. В. Мочалов - к.пед.н., доц. каф. современного и спортивно-бального танца, Каз ГУКИ, e-mail: [email protected]; Г. Р. Стрекалова - канд. техн. наук, доц. каф. МПД КНИТУ, e-mail: [email protected]

© N. V. Mochalova - senior lecturer, Department of folk dance, Kazan state University of culture and art, e-mail: [email protected]; D. V. Mochlov - candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of modern and sports-ball dance Kazan state University of culture and art, e-mail: [email protected]; G. R. Strekalova - candidate of technical Sciences, associate Professor of the Department of Economics Kazan state technological University, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.