Научная статья на тему 'Инструменты менеджмента образования в преодолении разрыва между теорией и практикой'

Инструменты менеджмента образования в преодолении разрыва между теорией и практикой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
менеджмент в образовании / компетенции / вуз / разрыв / теория / практика / management in education / competence / university / gap / theory / practice

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьев И.В., Горовой А.А., Гаврилюк Е.С., Литвинова Н.А.

Целью данного исследования является описание инструментов менеджмента образования, которые используются в преодолении разрыва между теорий и практикой, которые рассматриваются в контексте причин этого разрыва. Статья посвящена проблематике актуализации профессиональных компетенций, которые получают выпускники вузов экономического профиля. Авторы статьи считают, что разрыв между теорией и практикой появляется вследствие недостатка полученных практических навыков и ожиданиями, и потребностями реального бизнеса. Причины несоответствия содержания учебных дисциплин требуемым практическим навыкам, выявлены на основе анализа широкого массива публикаций по проблемам преподавания в вузах, а также методом социологического опроса (анкетирования) обучающихся. В статье показаны действующие инструменты, призванные смягчать разрыв между теорией и практикой при освоении программ высшего образования. К таким инструментам отнесены: приглашение практиков к преподаванию в вузах; использование метода рассмотрения кейсов (case study); партнерство университетов с коммерческими компаниями, включая создания совместных центров и кафедр; создание системы непрерывного повышения квалификации и стажировок для преподавателей; развитие практики, включая использование иммерсивных технологий. Данное исследование идет в русле дискуссии об актуальных профессиональных компетенциях, стимулирование применение которых необходимо менеджменту в сфере высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьев И.В., Горовой А.А., Гаврилюк Е.С., Литвинова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational management tools for bridging the gap between theory and practice

The purpose of this study is to describe educational management tools that are used in bridging the gap between theory and practice, which are considered in the context of the reasons for this gap. The article is devoted to the problems of updating the professional competencies that graduates of economic universities receive. The authors of the article believe that the gap between theory and practice appears due to the lack of acquired practical skills and the expectations and needs of real business. The reasons for the discrepancy between the content of academic disciplines and the required practical skills were identified based on the analysis of a wide array of publications on the problems of teaching in universities, as well as by the method of sociological survey (questioning) of students. The article shows existing tools designed to mitigate the gap between theory and practice when mastering higher education programs. These tools include: inviting practitioners to teach at universities; using the case study method; partnerships between universities and commercial companies, including the creation of joint centers and departments; creation of a system of continuous training and internships for teachers; development of practice, including the use of immersive technologies. This study is in line with the discussion about current professional competencies, the stimulation of the use of which is necessary for management in the field of higher education.

Текст научной работы на тему «Инструменты менеджмента образования в преодолении разрыва между теорией и практикой»

УДК 378.147

DOI: 10.17586/2310-1172-2024-17-3-28-37 Научная статья

Инструменты менеджмента образования в преодолении разрыва

между теорией и практикой

Григорьев И.В. ivgrigorev@itmo.ru Д-р экон. наук, профессор Горовой А.А. gorovoi@itmo.ru Канд. экон. наук, доцент Гаврилюк Е.С. gavrilyukes@gmail.com Преподаватель Литвинова Н.А. nalitvinova@itmo.ru Университет ИТМО 197101, Россия, Санкт-Петербург, Кронверкский пр., д. 49

Целью данного исследования является описание инструментов менеджмента образования, которые используются в преодолении разрыва между теорий и практикой, которые рассматриваются в контексте причин этого разрыва. Статья посвящена проблематике актуализации профессиональных компетенций, которые получают выпускники вузов экономического профиля. Авторы статьи считают, что разрыв между теорией и практикой появляется вследствие недостатка полученных практических навыков и ожиданиями, и потребностями реального бизнеса. Причины несоответствия содержания учебных дисциплин требуемым практическим навыкам, выявлены на основе анализа широкого массива публикаций по проблемам преподавания в вузах, а также методом социологического опроса (анкетирования) обучающихся. В статье показаны действующие инструменты, призванные смягчать разрыв между теорией и практикой при освоении программ высшего образования. К таким инструментам отнесены: приглашение практиков к преподаванию в вузах; использование метода рассмотрения кейсов (case study); партнерство университетов с коммерческими компаниями, включая создания совместных центров и кафедр; создание системы непрерывного повышения квалификации и стажировок для преподавателей; развитие практики, включая использование иммерсивных технологий. Данное исследование идет в русле дискуссии об актуальных профессиональных компетенциях, стимулирование применение которых необходимо менеджменту в сфере высшего образования.

Ключевые слова: менеджмент в образовании, компетенции, вуз; разрыв; теория; практика. Scientific article

Educational management tools for bridging the gap between theory and practice

Grigoryev I.V. ivgrigorev@itmo.ru D.Sc., professor Gorovoy A.A. gorovoi@itmo.ru Ph.D. Gavrilyuk E.S. gavrilyukes@gmail.com Teacher Litvinova N.A. nalitvinova@itmo.ru ITMO University 197101, Russia, St. Petersburg, Kronverksky pr., 49

The purpose of this study is to describe educational management tools that are used in bridging the gap between theory and practice, which are considered in the context of the reasons for this gap. The article is devoted to the problems of updating the professional competencies that graduates of economic universities receive. The authors of the article believe that the gap between theory and practice appears due to the lack of acquired practical skills and the expectations and needs of real business. The reasons for the discrepancy between the content of academic disciplines and the required practical skills were identified based on the analysis of a wide array of publications on the problems of teaching in universities, as well as by the method of sociological survey (questioning) of students. The article shows existing tools designed to mitigate the gap between theory and practice when mastering higher education programs. These tools include: inviting practitioners to teach at universities; using the case study method; partnerships between

28

universities and commercial companies, including the creation of joint centers and departments; creation of a system of continuous training and internships for teachers; development of practice, including the use of immersive technologies. This study is in line with the discussion about current professional competencies, the stimulation of the use of which is necessary for management in the field of higher education. Keywords: management in education, competence, university; gap; theory; practice.

Вызовы и реалии XXI века привели к пониманию необходимости модификации высшего образования. Сократился период между научным открытием и его реализацией в промышленности и экономике. Таким образом, время для адаптации учебного процесса подготовки специалистов резко сократилось. Появился риск устаревания образовательных программ в случае, если они не подвергаются регулярным изменениям в соответствии с требованием времени. Так, студент, поступивший в вуз на экономическое направление, уже в скором времени с большой степенью вероятностью станет бухгалтером, экономистом, финансовым или налоговом менеджером. Встает вопрос - сможет ли специалист, недавно закончивший вуз, соответствовать потребностям рынка труда, решать актуальные для бизнеса задачи. При этом речь идет о возможности студента выполнять трудовые функции здесь и сейчас, опираясь на передовые технологии и знания современной нормативной базы.

Главная мысль в дискуссиях последнего десятилетия прослеживается достаточно четко: существует риск того, что в университетах и колледжах студенты вместо реальной экономики изучают абстрактную (умозрительную) науку, не имеющую никакого отношения к тем проблемам, которые их волнуют и которые они хотели бы понять [1].

Отечественное экономическое образование в 90-х годах XX века претерпело значительную трансформацию: плановая экономика перестала существовать, переход к рынку потребовал от вузов в кратчайшие сроки изменить методологические основания и содержание дисциплин, связанных с экономикой и финансами. Марксистское понимание экономики стало больше не актуальным. Вузы в срочном порядке изменили содержание марксистской политэкономии на такие дисциплины как микроэкономика и макроэкономика, финансы, анализ производственно-хозяйственной деятельности также изменил свое содержание в связи с переходом к рынку. Начиная с 90-х годов XX века и по настоящее время, вектор исследований преимущественно связан с поиском организационно-методических факторов имплантации западной экономической теории в образовательные программы экономического профиля [2]. Однако простое копирование западных методов и техник может привести к тому, что подготовленный в вузе специалист, трудоустроившись на отечественное предприятие, не сможет выполнить свои функциональные обязанности, так как не знаком с деловой практикой, применяемой в России. 90% выпускников экономических вузов предстоит в дальнейшем работать в государственных или частных организациях и заниматься практической деятельностью в России [3].

Сформулированная проблема разрыва между теорией и практикой в преподавании дисциплин в высших учебных заведениях не является новой и освещена в исследованиях многих ученых. Кроме того, активно ведется обсуждение этой проблематики в самих вузах на различных уровнях. Многие специалисты отмечают, что существует потребность создания и развития единой системы экономического образования, которая включала бы в себя все три функции подготовки: обучающую, научную и инновационную. Образование в условиях качественных изменений призвано формировать не только набор знаний и компетенций, но и творческий потенциал анализа и решения преимущественно нестандартных задач.

Кроме того, экономическое образование должно формировать не только профессионала в узкой области рыночных операций и (или) государственного управления, но и гражданина, обладающего креативным потенциалом, позволяющим достаточно компетентно отвечать на масштабные вызовы, противоречия социально-экономических трансформаций [4].

Целью статьи является привлечение внимание менеджмента вузов к направлениям и методикам использования инструментов, стимулирующим необходимые изменения, которые позволяют сократить разрыв между теорией и практикой. Задача исследования состоит в обобщении и описании известных практико-ориентированные инструментов, способствующих сокращению разрыва между теорией и практикой (приглашение практиков к преподаванию в вузах; использование метода рассмотрения кейсов (case study); партнерство университетов с коммерческими компаниями, включая создания совместных центров и кафедр; создание системы непрерывного повышения квалификации и стажировок для преподавателей; развитие практики, включая использование иммерсивных технологий).

Введение

Цели, задачи и методы исследования

Работа построена на критическом изучении научных публикации, посвященных проблеме разрыва между теорией и практикой в преподавании экономических дисциплин в вузах и инструментов его преодоления, а также собственном дополнении видения и решения проблемы на основе социологических методов анализа экспертных данных, полученных в результате опроса обучающихся по программам высшего профессионального образования.

Результаты исследования

Результаты исследования получены на основе анализа литературы и опроса, проведенного в одной из социальных сетей в группах студентов и выпускников нескольких крупных университетов: Университета ИТМО, Высшей школы экономики, Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного экономического университета (табл. 1). Научной трактовке данных результатов мешает большое влияние эндогенных и экзогенных факторов: студент еще не успел апробировать полученные в университете знания на практике, занимая незначительные позиции в бизнесе; студент может бояться дать негативную оценку вузу, в котором еще продолжает учиться и т.д. Вместе с тем, данные опросы позволяют понять общее отношение студентов к знаниям, которые они получают в вузах.

Таблица 1

Результаты опроса, показывающие разрыв между теорией и практикой в преподавании экономических дисциплин (опрос проведен среди студентов и выпускников вузов)

Вопрос: «Полученные мной в университете знания»: Студенты Университета ИТМО Студенты ВШЭ Студенты СПбГУ Студенты СПбГЭУ

а) «имеют практическую ценность, могут пригодиться в работе» 35,85% 40,74% 27,87% 26,92%

б) «носят, преимущественно теоретический характер, но позволяют понять определения, требующиеся для освоения профессии» 44,65% 49,07% 58,20% 50,00%

в) «носят сугубо теоретический характер и бесполезны для освоения профессии» 19,50% 10,19% 13,93% 23,08%

Всего проголосовавших, ссылка на группу социальной сети, в которой произведен опрос 318 человек, https://vk.com/ overhearitmo 108 человек, https://vk.com/ hse overheard 122 человека, https://vk.com/ overhearspbsu 26 человек, https://vk.com/ overhear spbgeu

Согласно проведенным опросам, негативный ответ о практической ценности полученных в вузах знаниях дают студенты в диапазоне 10,19%-23,08%. В зависимости от университета, каждый десятый или каждый пятый студент, слушая преподавателя, дает отрицательный для себя ответ на вопрос - «помогут ли ему в освоении специальности полученные на лекциях знания». Уверены в практической значимости изучаемых дисциплин студенты в диапазоне 26,92%-40,74%. Популярный в социальной сети ответ, о том, что университет не дает практических знаний, но позволяет ознакомиться с терминами и определениями, с которыми в дальнейшем столкнутся выпускники при освоении профессии, победил во всех четырех опросах, получив результат в диапазоне 44,65%-58,2%. Всего в опросе участвовало 574 человека.

Присутствуют и другие косвенные признаки того, что проблема разрыва теории и практики в преподавании экономических дисциплин имеет место в настоящее время. Рассмотрим факты, выявленные в ходе изучения методических пособий. Так, например, в программе предмета «Налоги и налогообложение предприятия (организации)», утвержденной в 2022 году в одном из вузов, присутствует единый налог на вмененный доход (ЕНВД). В программе предлагается изучать достоинства и недостатки ЕНВД, правила перехода на данный специальный режим (рис. 1). При этом ЕНВД перестал существовать в российском налогообложении в 2020 году согласно Федеральному закону от 29 июня 2012 г. №97-ФЗ.

Упрощены ая -система -налогообложения: -достоинства -и -недостатки -для -организаций. -Возможности перехода ■ и ■ применения. ■ Система-налогообложения-в -виде ■ единого-налога ■ на-вме-ненный -доход -для -отдельных -видов -деятельности: достоинства и -недостатки -для -организаций. ■ Возможности перехода-и применения. Полномочия местных органов власти по -установлению ■ отдельных-элементов - спец- режима. ■ Переход - на- систему - налогообложения - в - виде - единого-налога ■ на ■ вмененный ■ доход ■ действующими ■ организациями. ■ Патентная ■ система- нал огообло-жения:-достоинства-и недостатки. Возможности -применения патентной системы -налогообло-

Рис. 1. Фрагмент программы по предмету «Налоги и налогообложение предприятия (организации)»

Кроме упоминания отмененного налога, для понимания неактуальности методического пособия, приведем также примеры тем из данной программы, сопоставив их с потребностями бизнеса. Выясним, какие навыки ожидает увидеть предприниматель у специалиста по корпоративному налогообложению согласно опубликованным вакансиям рекрутинговых агентств. Перечисленные в табл. 2 темы совпадают с потребностями бизнеса не в более чем 50% случаев.

Таблица 2

Сравнение тем, предлагаемых для изучения в вузе, и требуемых бизнесом навыков

Темы из программы по предмету «Налоги и налогообложение предприятия (организации)» Навыки и умения, предъявляемые к специалисту по корпоративному налогообложению на рынке труда

• предпринимательство в странах с рыночной экономикой; • современные формы организации предпринимательства; • формы налогового регулирования предприятия (организации); • индикаторы эффективности налогообложения предприятия (организации); • оценка налоговых рисков на этапе создания предприятия (организации). • налоговые последствия покупки готового бизнеса; • франшиза и особенности налогообложения; • налоговые режимы предприятия (организации); • налоговое планирование и возможности налоговой оптимизации при выборе организационно-правовой формы предпринимательства; • налогообложение предприятия (организации); • специальные режимы налогообложения. • знание налоговых режимов, выбор оптимального налогового режима и организационно-правовой формы; • налоговая планирование и налоговая оптимизация; • налоговая оговорка в хозяйственных договорах; • налоговая реконструкция; • должная осмотрительность и осторожность при выборе контрагента; • расчет безопасной налоговой нагрузки и безопасной доли налогового вычета; • практика применения ст. 54.1 НК РФ в спорах о реальности хозяйственной операции; • риск ориентированный подход при выборе налогоплательщика для проведения выездной налоговой проверки; • трансфертное ценообразование; • знание порядка расчетов налогов для организаций и индивидуальных предпринимателей; • знание специальных налоговых режимов.

Источник: составлено авторами

Как можно отметить из результатов проведенного сравнения, требования вузов и работодателей существенно различаются.

Кроме того, в названии предмета «Налоги и налогообложение предприятия (организации)» используются два термина: предприятие и организация. Понятие «организация» широко используется и в Гражданском кодексе РФ и Налоговом кодексе РФ и обозначает юридическое лицо, налогоплательщика соответствующего корпоративной форме ведения бизнеса. Использование данного термина абсолютно уместно при преподавании предмета «налогообложение». Гражданское законодательство РФ «предприятие» как правовую форму сегодня видит только в виде унитарного предприятия. Следовательно, употребление дефиниции «предприятия (организации)» в названии курса избыточно и, вероятно, не несет смысловой нагрузки.

Аналогично, в таблице 3 проведем анализ программы курса «Финансовый менеджмент», сопоставив предложенные студентам темы для изучения, с требованиями рынка труда, согласно опубликованным вакансиям рекрутинговых агентств.

Таблица 3

Сравнение тем, предлагаемых для изучения в вузе, и требуемых бизнесом навыков (на примере предмета «Финансовый менеджмент»)

Темы из программы по предмету «Финансовый менеджмент»

Навыки и умения, предъявляемые к финансовому менеджеру на рынке труда

• сущность, цель и задачи финансового менеджмента;

• финансовый менеджмент как система управления;

• финансовый менеджмент как наука и искусство принятия инвестиционных решений и решений по выбору источников финансирования предпринимательской деятельности; финансовый менеджмент как орган управления;

• управление денежными средствами и их эквивалентами;

• сущность денежных потоков;

• взаимосвязь денежных и финансовых потоков организации;

• финансовая политика организации в области управления денежными потоками;

• каналы поступления денежных средств и направления расходования денежных средств;

• классификация денежных потоков организации;

• планирование денежных потоков организации;

• понятие финансового обеспечения; классификация источников финансирования предпринимательской деятельности; управление источниками долгосрочного финансирования; традиционные и новые методы финансирования;

• традиционные и новые методы краткосрочного финансирования; внутренние и внешние источники финансирования;

• роль кредита в перераспределении ресурсов хозяйства

• оценка финансовой эффективности инвестиционного проекта;

• привлечение источников финансирования инвестиционных проектов;

• построение финансовой модели компании;

• управление оборотными средствами компании;

• построение системы бюджетирования;

• контроль исполнения бюджета, факторный анализ и интерпретация отклонений;

• анализ финансовых результатов: доходы, расходы, рентабельность;

• анализ финансового состояния: активы, пассивы, платежеспособность;

• управленческий учет затрат: абсорбционный учет, АВС учет, нормативный учет, маржинальный учет;

• анализ безубыточности деятельности компании;

• прогноз движения денежных средств;

• построение платежного календаря и контроль кассовой дисциплины;

• учет неопределенности и риска в деятельности компании;

• поиск и привлечение оптимальных источников финансирования;

• управление дебиторской и кредиторской задолженностью

Источник: Составлено авторами

При анализе тем, указанных в методической программе предмета «Финансовый менеджмент», можно также отметить совпадения функционала финансового менеджера, требующегося бизнесу не более чем в 50% случаев. Безусловно, невозможно сделать однозначные выводы, ориентируясь на формальное содержание методической программы, так как оно, зачастую, не соответствует фактическому изложению материала конкретным педагогом, а качество преподавания во многом зависит от личности преподавателя и от его погруженности в тему.

Тем не менее, в ходе изучения проблемы можно констатировать, что разрыв между теорией и практикой в преподавании экономических дисциплин университетов действительно существует, что осознается и понимается также студентами вузов.

Немаловажным вопросом является поиск причин возникновения проблемы разрыва теории и практики в преподавании экономических дисциплин. Большинство негативных факторов, озвученных в статье, возможно, было бы нивелировать личностью сотрудника III 1С. Например, убрать из методического пособия отмененный налог на вмененный доход или синхронизировать вопросы дисциплины с требованиями рынка - вполне под силу педагогу, которому доверили вести предмет.

Университет является работодателем и вынужден конкурировать на рынке труда с частным сектором. В первую очередь, финансовое обеспечение вузов должно позволять университетскому менеджменту привлекать к процессу преподавания высококлассных и дорогостоящих специалистов. Важно, чтобы финансовое обеспечение учебного процесса позволяло людям получить качественную подготовку и способствовало выпускникам внести свой вклад в развитие общества и экономики [5].

Развитие кадрового потенциала ППС должно сочетаться с развитием технологий обучения. Инновационные технологии улучшают исследовательские навыки студентов и позволяют решить ряд проблем высшего образования, таких, как повышение его качества, снижение затрат, повышение креативности, улучшение научного сотрудничества [6]. Широкое использование компьютерного моделирования, видеопрезентаций, приложений для компьютеров и смартфонов позволило бы привлечь внимание студентов и побудило бы их регулярно обращаться к актуальным знаниям. Различные исследования указывают на рост качества преподавания в результате использования современных техник. С применением в образовательном процессе цифровых технологий в перспективе ожидается рост уровня обученности студентов и расширение их будущих профессиональных компетенций [7; 8].

Таким образом, можно сделать вывод, что источниками возникновения проблемы разрыва экономической теории и практики является как человеческий фактор, так и неполное использование всех имеющихся передовых технологий в образовательном процессе.

Для сокращения разрыва между теорией и практикой в преподавании программ высшего профессионального образования можно использовать способы, которые уже задействованы вузами. Приведем наиболее часто встречающиеся примеры.

Данный способ достаточно эффективен для решения проблемы разрыва между теорией и практики. Практики, работающие в бизнесе, зачастую заинтересованы в некоммерческой параллельной карьере в вузе.

Петер Ф. Друкер в книге «Задачи менеджмента в XXI веке» отмечал следующее. "Ответ на вопрос, чему посвятить оставшуюся половину жизни, звучит так: начать параллельную карьеру. Постоянно увеличивается число работников - в особенности достигших успеха, - которые, начиная трудиться в другой организации, не уходят с первой работы, которой отдали 20-25 лет жизни. Они продолжают работать 40-50 часов в неделю на своем прежнем рабочем месте, которое им нравится и где им хорошо платят. Некоторые переходят с полной на частичную занятость, а высвободившееся время посвящают консультированию. Так они создают себе параллельную карьеру, которая отнимает у них не больше десяти часов в неделю, - обычно в некоммерческой организации" [9].

Для университета приход специалиста из бизнеса является уникальной возможностью привнести в процесс обучения инструменты, методы, элементы, которые широко используются на практике в настоящее время.

Можно привести пример Университета ИТМО, который широко привлекает специалистов без академического андерграунда, создав в штатном расписании позиции «Преподаватель практики».

Метод рассмотрения кейсов (case study) сейчас широко используется ведущими отечественными университетами. Данный метод относится к неигровым имитационным активным методам обучения. Непосредственная цель метода - совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию - кейс,

Приглашение практиков к преподаванию

Метод кейсов

возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение. Метод case-study наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году. Внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе [10]. Многие университеты в настоящее время предлагают студентам защитить выпускную квалификационную работу в виде апробации стартапа [11]. В этом примере метод case-study выходит на совершенно новый по своему масштабу уровень.

Важнейшим условием повышения качества вузовского образования является обеспечение постоянной обратной связи с действующей деловой средой. Как пример привлечения представителей коммерческих организаций к составлению и реализацией образовательных программ приведем совместные центры и кафедры, открывающиеся в кооперации с частными компаниями [12].

Университет может наладить диалог с ведущими корпорациями с целью адаптации образовательного процесса под нужды конкретного работодателя. Кооперация университета и бизнеса кроме обмена опытом призвана также способствовать трудоустройству выпускников. Как правило, такое сотрудничество сопровождается специализированными программами повышения квалификации, подготовленными для нужд конкретных компаний. Таким образом, возможна реализация принципа непрерывного образования в течение всей жизни [13]. В свою очередь, университеты в рамках кооперации с частным компаниями могут предложить им инновационные способы решения насущных проблем бизнеса на основе последних достижений в науке.

Стала достаточно широко применяться практика создания совместных кафедр университетов и флагманов российского бизнеса. Одной из первых совместных кафедр стала базовая кафедра Яндекса отделения прикладной математики и информатики НИУ ВШЭ [14].

Изменяющаяся среда постоянно требует от преподавателей оттачивать свои навыки, посещая семинары и курсы повышения квалификации. Тем не менее, эти инструменты не всегда оказываются эффективными, поскольку преподаватели зачастую работают изолированно и не сотрудничают друг с другом [15]. Стандарт постоянного повышения квалификации стал повсеместным для преподавателей вузов. Необходимость постоянного периодического повышения квалификации преподавателей указана в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Обмен опытом, стажировки и конференции позволяют преподавателю по-новому взглянуть на область своих профессиональных интересов. Эффективное образование в области науки, технологий, инженерии и математики требует от преподавателей непрерывного обучения и развития, включая внедрение в свою практику знаний, полученных в результате исследований [16].

Наиболее естественным способом формирования профессионального опыта у студентов является прохождение различных видов практики, что способствует процессу погружения в профессиональную реальность. Возможно, внедрение в процесс обучения технологий и методик, моделирующих элементы будущей профессиональной деятельности, например, посредством использования иммерсивных технологий.

Следует признать, что традиционное чтение лекций не является многообещающим подходом к обучению, поскольку ставит учащихся в положение пассивного обучения, при котором внимание учащихся легко отвлекается [17].

Обнаружено, что гибридное использование иммерсивных технологий в обучении студентов, то есть внедрение технологий XR/VR/AR (смешанная, виртуальная, дополненная реальность) как в лекциях, так и на семинарах, обеспечивает значительный рост успеваемости. Иммерсивные технологии полезны для 3D-визуализации сложных объектов при чтении лекций и влияют на повышение качества учебных пособий, семинаров и лабораторных практик. Многочисленные исследования использования иммерсивных технологий в образовательной деятельности отмечают рост успеваемости и повышение эффективности как теоретических, так и практических занятий [18]. Возможно, покажется нереалистичным использование иммерсивных технологий в преподавании экономических дисциплин. Вместе с тем, можно привести пример «рисования самолетиков», через которые прошли все слушатели предмета бухгалтерского учета. Данный способ позволил бы понять студентам

Партнерство университетов с коммерческими компаниями

Система непрерывного повышения квалификации преподавателя

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Широкое использование практики

взаимосвязь различных бухгалтерских счетов при отражении в бухгалтерском учете всего цикла хозяйственных операций. Вполне возможно отразить данный пример в AR-приложении для смартфонов или планшетов.

Другой подход ориентирован на формирование профессиональных навыков будущих специалистов в условиях реальной профессиональной действительности. Такой подход к подготовке студентов в вузе получил название дуального обучения и считается наиболее перспективным. Дуальное обучение предполагает, что студенты проходят теоретические основы в университете, а практические навыки получают уже на рабочем месте, то есть в конкретной организации, решая реальные задачи [19; 20].

Трансформация общественных процессов обуславливает необходимость развития экономического образования, которое становится важнейшим фактором социально-экономического развития. Экономическая необразованность отрицательно сказывается на его профессиональных компетенциях и на трудовой карьере конкретного выпускника и может приводить к последствиям в экономике в целом, неверным управленческим решениям и т. д.

В ходе исследования был отмечен текущий уровень состояния проблемы, проанализированы источники возникновения разрыва между теоретическими знаниями и практикой. Можно утверждать, что такое негативное явление как разрыв между экономической теорией и практикой связано с человеческим фактором, а также с неполным использованием всех возможностей современных образовательных технологий, для внедрения которых менеджмент образовательной организации далеко не всегда находит действенные стимулы.

Научным результатом исследования следует считать расширение аргументации по признанию широкого использование «кейс-стади», приглашению практиков к преподаванию, партнерства университетов с коммерческими компаниями, внедрения современных технологий при проведении практики, развитию системы непрерывного повышения квалификации преподавателя - наиболее эффективными инструментами, способными решать проблемы разрыва теории практики в современном образовании.

Данное исследование лежит в русле дискуссии по проблемам менеджмента образования, способного продвигать известные инструменты по реализации практико-ориентированного обучения, преодоления разрыва между теорий и практикой в процессе экономического образования, что не исключает творческую разработку новых форм взаимодействия теории и практики в меняющихся условиях экономической реальности.

1. Nelson E. The re-education of Economics 101. QUARTZ. 2018, December 15. URL: https://qz.com/1486238/the-unlikely-reeducation-of-econ-101/ (дата обращения: 02.01.2023).

2. Опыт и проблемы преподавания дисциплины «Экономика» («Экономическая теория») для неэкономических направлений: сб. тр. межвуз. науч.-метод. семинаров 17 декабря 2013 г., 22 апреля 2014 г. / сост. Е.А. Драгомилова. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. 121 с.

3. Образование в цифрах: 2020: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, О.К. Озерова, Е.В. Саутина, Н. Б. Шугаль; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2020. 120 с.

4. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Экономическое образование: качественное обновление необходимо и возможно // Вопросы экономики. 2023. № 11. С. 141-160.

5. Пороховский А.А. Системное экономическое образование - важный фактор развития России // Научные труды Вольного экономического общества России. 2023. №1. URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/sistemnoe-ekonomicheskoe-obrazovanie-vazhnyy-faktor-razvitiya-rossii (дата обращения: 20.02.2024).

6. Семенко И.Е. Направления инновационного обеспечения качества высшего образования в России в современных экономических условиях // Московский экономический журнал. 2023. №1.

7. Семенко И.Е. Экономические перспективы внедрения цифровых подходов в систему высшего образования в России // Московский экономический журнал. 2023. №1.

8. Гришаева Ю.М., Гагарин А.В., Аграпонова Н.Л. Совершенствование профессионального образования в условиях когнитивной экономики // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. № 9.

9. Друкер Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильямс, 2003. - 272 с

10. Метод кейсов (case study) Методическое пособие для преподавателей филиала Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ» https://mpfmargtu.ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf (дата обращения: 02.01.2023).

11. Новые детекторы рентгеновского излучения, инновационная косметика и VR-медитация: студенты ИТМО защитили свои стартапы в качестве диплома. - URL: https://news.itmo.ru/ru/news/10429/ (дата обращения: 02.01.2023).

Выводы и обсуждения

Литература

12. Овсянникова М.А. Особенности преподавания экономических дисциплин в современных условиях // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве : Сборник научных трудов по результатам Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию высшего педагогического образования Магнитогорска, Магнитогорск, 30-31 марта 2022 года. -Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2022. - С. 391394.

13. Сидорова А.А. Сотрудничество университетов и бизнеса: направления взаимодействия // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2019. № 2.

14. Базовая кафедра Яндекса в НИУ ВШЭ https://cs.hse.ru/big-data/yandex/about (дата обращения: 02.01.2024).

15. Dooly M, Sadler R. Filling in the gaps: Linking theory and practice through telecollaboration in teacher education. ReCALL. 2013; 25(1). - URL: https://www.researchgate.net/publication/259431331 Filling in the gaps Linking theory and practice through te lecollaboration_in_teacher_education

16. Furman Shaharabani, Y., Yarden, A. Toward narrowing the theory-practice gap: characterizing evidence from inservice biology teachers' questions asked during an academic course. IJ STEM Ed 6, 21 (2019) https://doi.org/ 10.1186/s40594-019-0174-3

17. Bajak May A., Kaiser Jun J., Grimm Jun D., O'GradyJun C., O'GradyJun C., and CleryJun D. Lectures aren't just boring, they're Ineffective, too, study finds. 2014. - URL: https://www.sciencemag.org/news/2014/05/lectures-arent-just-boring-theyre-ineffective-too-study-finds#disqus_thread (обращение 02.01.2024);

18. C.H. Wu, Y.M. Tang, Y.P. Tsang and K.Y. Chau Immersive Learning Design for Technology Education: A Soft Systems Methodology Frontiers in Psychology. -2021. -URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2021.745295/full#B23 (обращение 02.01.2024).

19. Yugfeld E.A., Pankina M.V. [Dual Educational System as a Facilitator of Successful Professional and Social Adaptation of Future Specialists]. Obrazovanie i nauka [Education and Science]. No. 1 (3), 2014, pp. 49-62.

20. Euler D. Germany's Dual Vocational Training System: A Model for Other Countries? 2013. - URL: https://www.bertelsmann-stiftung.de/fileadmin/files/BSt/Publikationen/GrauePublikationen/ GP_Germanys_dual_vocational_training_system.pdf (обращение 02.01.2024).

References

1. Nelson E. The re-education of Economics 101. QUARTZ. 2018, December 15. URL: https://qz.com/1486238/the-unlikely-reeducation-of-econ-101/ (data obrashcheniya: 02.01.2023).

2. Opyt i problemy prepodavaniya distsipliny «Ekonomika» («Ekonomicheskaya teoriya») dlya neekonomicheskikh napravlenii: sb. tr. mezhvuz. nauch.-metod. seminarov 17 dekabrya 2013 g., 22 aprelya 2014 g. / sost. E.A. Dragomilova. SPb.: Izd-vo Politekhn. un-ta, 2014. 121 s.

3. Obrazovanie v tsifrakh: 2020: kratkii statisticheskii sbornik / L.M. Gokhberg, O.K. Ozerova, E.V. Sautina, N. B. Shugal'; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». M.: NIU VShE, 2020. 120 s.

4. Buzgalin A.V., Kolganov A.I. Ekonomicheskoe obrazovanie: kachestvennoe obnovlenie neobkhodimo i vozmozhno // Voprosy ekonomiki. 2023. № 11. S. 141-160.

5. Porokhovskii A.A. Sistemnoe ekonomicheskoe obrazovanie - vazhnyi faktor razvitiya Rossii // Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. 2023. №1.

6. Semenko I.E. Napravleniya innovatsionnogo obespecheniya kachestva vysshego obrazovaniya v Rossii v sovremennykh ekonomicheskikh usloviyakh // Moskovskii ekonomicheskii zhurnal. 2023. №1.

7. Semenko I.E. Ekonomicheskie perspektivy vnedreniya tsifrovykh podkhodov v sistemu vysshego obrazovaniya v Rossii // Moskovskii ekonomicheskii zhurnal. 2023. №1.

8. Grishaeva Yu.M., Gagarin A.V., Agraponova N.L. Sovershenstvovanie professional'nogo obrazovaniya v usloviyakh kognitivnoi ekonomiki // Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. 2023. № 9.

9. Druker Piter F. Zadachi menedzhmenta v XXI veke. M.: Vil'yams, 2003. - 272 s

10. Metod keisov (case study) Metodicheskoe posobie dlya prepodavatelei filiala Mariinsko-Posadskii filial FGBU VPO «MarGTU» https://mpfmargtu.ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf (data obrashcheniya: 02.01.2023).

11. Novye detektory rentgenovskogo izlucheniya, innovatsionnaya kosmetika i VR-meditatsiya: studenty ITMO zashchitili svoi startapy v kachestve diploma. - URL: https://news.itmo.ru/ru/news/10429/ (data obrashcheniya: 02.01.2023).

12. Ovsyannikova M.A. Osobennosti prepodavaniya ekonomicheskikh distsiplin v sovremennykh usloviyakh // Zdorov'esberegayushchie i korrektsionnye tekhnologii v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve : Sbornik nauchnykh trudov po rezul'tatam Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 90-letiyu

vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya Magnitogorska, Magnitogorsk, 30-31 marta 2022 goda. - Magnitogorsk: Magnitogorskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet im. G.I. Nosova, 2022. - S. 391-394.

13. Sidorova A.A. Sotrudnichestvo universitetov i biznesa: napravleniya vzaimodeistviya // Vestnik RUDN. Seriya: Ekonomika. 2019. № 2.

14. Bazovaya kafedra Yandeksa v NIU VShE https://cs.hse.ru/big-data/yandex/about (data obrashcheniya: 02.01.2024).

15. Dooly M, Sadler R. Filling in the gaps: Linking theory and practice through telecollaboration in teacher education. ReCALL. 2013; 25(1). - URL: https://www.researchgate.net/publication/259431331_Filling_in_the_gaps_Linking_theory_and_practice_through_te lecollaboration_in_teacher_education

16. Furman Shaharabani, Y., Yarden, A. Toward narrowing the theory-practice gap: characterizing evidence from inservice biology teachers' questions asked during an academic course. IJ STEM Ed 6, 21 (2019) https://doi.org/10.1186/s40594-019-0174-3

17. Bajak May A., Kaiser Jun J., Grimm Jun D., O'GradyJun C., O'GradyJun C., and CleryJun D. Lectures aren't just boring, they're Ineffective, too, study finds. 2014. - URL: https://www.sciencemag.org/news/2014/05/lectures-arent-just-boring-theyre-ineffective-too-study-finds#disqus_thread (obrashchenie 02.01.2024);

18. C.H. Wu, Y.M. Tang, Y.P. Tsang and K.Y. Chau Immersive Learning Design for Technology Education: A Soft Systems Methodology Frontiers in Psychology. -2021. -URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2021.745295/full#B23 (obrashchenie 02.01.2024).

19. Yugfeld E.A., Pankina M.V. [Dual Educational System as a Facilitator of Successful Professional and Social Adaptation of Future Specialists]. Obrazovanie i nauka [Education and Science]. No. 1 (3), 2014, pp. 49-62.

20. Euler D. Germany's Dual Vocational Training System: A Model for Other Countries? 2013. - URL: https://www.bertelsmann-stiftung.de/fileadmin/files/BSt/Publikationen/GrauePublikationen/ GP_Germanys_dual_vocational_training_system.pdf (obrashchenie 02.01.2024).

Статья поступила в редакцию 24.06.2024 Received 24.06.2024

Принята к публикации 04.09.2024 Accepted for publication 04.09.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.