Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТЫ МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ В КОРПОРАТИВНОМ БИЗНЕСЕ'

ИНСТРУМЕНТЫ МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ В КОРПОРАТИВНОМ БИЗНЕСЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
материальное стимулирование / мотивация / корпоративный бизнес / управление персоналом / material incentives / motivation / corporate business / personnel management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Э.В. Афанасьева

Цель статьи заключается в рассмотрении основных инструментов материального стимулирования, которые используются в корпоративном бизнесе для повышения трудовой активности сотрудников. Автором делается вывод о том, что, несмотря на трансформацию ценностных ориентаций в современном обществе, материальное стимулирование остается фундаментальным фактором роста производительности труда и повышения системного качества выполнения трудовых функций. В этой связи представители корпоративного менеджмента должны максимально тщательно подходить к выбору и внедрению инструментов материального стимулирования, которые при оптимальной финансовой обеспеченности могут гарантировать получение максимального коммерческого эффекта. Выбор инструментов должен происходить с учетом специфики реализуемых бизнес-процессов, характеристик имеющегося и потенциального человеческого капитала, а также управленческо-административных возможностей предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOOLS OF MATERIAL INCENTIVES IN CORPORATE BUSINESS

The purpose of the article is to consider the main tools of material incentives that are used in corporate business to increase the work activity of employees. The author concludes that, despite the transformation of value orientations in modern society, material incentives remain a fundamental factor in increasing labor productivity and improving the systemic quality of performance of labor functions. In this regard, representatives of corporate management must approach the selection and implementation of material incentive tools as carefully as possible, which, with optimal financial security, can guarantee the maximum commercial effect. The choice of tools should take into account the specifics of the business processes being implemented, the characteristics of existing and potential human capital, as well as the management and administrative capabilities of the enterprise.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТЫ МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ В КОРПОРАТИВНОМ БИЗНЕСЕ»

ИНСТРУМЕНТЫ МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ В КОРПОРАТИВНОМ БИЗНЕСЕ

Э.В. Афанасьева, магистр

Курский филиал Финансового университета при Правительстве РФ (Россия, г. Курск)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-7-1-152-154

Аннотация. Цель статьи заключается в рассмотрении основных инструментов материального стимулирования, которые используются в корпоративном бизнесе для повышения трудовой активности сотрудников. Автором делается вывод о том, что, несмотря на трансформацию ценностных ориентаций в современном обществе, материальное стимулирование остается фундаментальным фактором роста производительности труда и повышения системного качества выполнения трудовых функций. В этой связи представители корпоративного менеджмента должны максимально тщательно подходить к выбору и внедрению инструментов материального стимулирования, которые при оптимальной финансовой обеспеченности могут гарантировать получение максимального коммерческого эффекта. Выбор инструментов должен происходить с учетом специфики реализуемых бизнес-процессов, характеристик имеющегося и потенциального человеческого капитала, а также управленческо-административных возможностей предприятия.

Ключевые слова: материальное стимулирование, мотивация, корпоративный бизнес, управление персоналом.

Трудовые ресурсы являются важнейшим элементом совокупного ресурсного потенциала хозяйствующего субъекта, а эффективность и рациональность их использования оказывают существенное влияние на результативность широкого спектра процессов в системе корпоративного бизнеса. В этой связи особую актуальность приобретают разработка и интеграция действенных инструментов, обеспечивающих интенсификацию отдачи от управления трудовой активностью сотрудников [1, с. 103].

Как отмечает профессор Д.И. Жиляков, современные условия ведения предпринимательской деятельности характеризуются значительным уровнем нестабильности, который обусловлен влиянием следующих базовых групп факторов:

- макроэкономическая турбулентность, которая выражается в устойчивой инфляционной динамике и непредсказуемости валютных колебаний;

- ограничение доступа субъектов отечественного бизнеса на отдельные сегменты мирового рынка на основе введенных санкций;

- нарушение существовавших ранее логических цепочек материальных ресурсов и коммерческих коммуникаций [2, с. 41].

Комплекс отмеченных факторов также оказывает существенное влияние на состояние рынка труда, результатом чего выступили:

- разбалансированность соотношения спроса и предложения;

- отток квалифицированных специалистов, который особенно ярко проявился в разрезе цифровых профессий;

- снижение качества человеческого капитала, доступного для заключения трудовых соглашений.

В этой связи управление персоналом при существующей конъюнктуре можно с уверенность назвать антикризисным. Актуальным выходом из сложившейся ситуации является использование эффективных инструментов материального стимулирования, которые должны способствовать не только росту производительности труда, но и повышению качества человеческого капитала. С учетом научной позиции Т.В. Клецовой можно сделать вывод о том, что материальное стимулирование

представляет собой фактор повышения трудовой активности сотрудников на основе увеличения финансовых выплат в качестве компенсации за качественное выполнение трудовых обязанностей [3, с. 201]. К числу основных отличительных особенностей материального стимулирования можно отнести:

- присутствие финансовой основы в качестве фундаментального триггера роста трудовой активности;

- наличие устойчивой корреляции между повышением величины материального вознаграждения и увеличением показателей производительности труда;

- использование как классического, так и гибридного механизма построения прогрессивной системы оплаты труда.

Ключевым критерием внедрения того или иного инструмента материального стимулирования выступает его эффективность. При этом для оценки эффективности могут быть использованы стратегические и тактические показатели, суть которых заключается в следующем:

- стратегические: повышение качества человеческого капитала, увеличение рентабельности инвестиций, расширение выраженности профессиональных компетенций сотрудников, рост рациональности потребления ресурсного потенциала;

- тактические: рост производительности труда, увеличение текущей прибыли, снижение трудоемкости [4, с. 13].

В системе корпоративного менеджмента применяется широкой спектр инструментов материального стимулирования трудовой активности, каждый из которых обладает своими относительно уникальными особенностями и лимитирующими критериями интеграции. По мнению О.Б. Главатского, на данный момент наиболее распространенным инструментом материального стимулирования является система KPI [5, с. 360]. Базовым элементом указанной системы выступает наличие критериальных показателей эффективности для каждой группы персонала, достижение которых выступает основанием роста суммы положенной оплаты труда. В современной практике применяются многоуровневые системы KPI, которые содержат показатели эффективности в целом в масштабах предприятия, в разрезе отдельных направлений корпоративных бизнес-процессов, а также для отдельных категорий сотрудников. На рисунке 1 сгруппируем основные инструменты материального стимулирования, применяемые в корпоративном бизнесе [6, с. 150].

Рис. 1. Основные инструменты материального стимулирования

Представленный на рисунке перечень фективности бизнес-процессов, а также инструментов не является исчерпываю- формирует предпосылки для роста страте-щим, так как происходит его постоянное гической конкурентоспособности. В рабо-расширение в практической деятельности те к числу основных инструментов мате-кадрового менеджмента с целью поиска риального стимулирования отнесены базо-оптимального варианта стимулирования вый оклад, временные премии, стимули-трудовой активности. рующие надбавки за трудовые достиже-

Заключение. Таким образом, можно ния, выплаты за вредные условия труда, сделать вывод о том, что разработка и разного рода материальные вознагражде-внедрение действенных инструментов ма- ния финансового и нефинансового харак-териального стимулирования способствует тера за развитие, а также событийные цен-повышению текущей коммерческой эф- ные подарки.

Библиографический список

1. Старкова, Т.М. Система материального стимулирования труда: теория и практика / Т.М. Старкова, Е.В. Яхварова // В сборнике: Стратегии развития российских предприятий в условиях трансформации мировой экономики. - Саратов, 2024. - С. 102-107.

2. Жиляков, Д.И. Анализ состояния и ключевых тенденций социально-экономического развития региона в условиях глобальной нестабильности / Д.И. Жиляков, О.В. Петрушина, С.О. Новосельский, А.А. Зайченко // Учет и статистика. - 2023. - №1 (69). - С. 38-50.

3. Клецова, Т.В. Материальное стимулирование как инструмент эффективного управления персоналом / Т.В. Клецова // Инновационные научные исследования. - 2020. -№ 12-2 (2). - С. 198-205.

4. Новосельский, С.О. Методы оценки эффективности рекламных кампаний организаций / С.О. Новосельский, Ю.С. Мозговая // Политика, экономика и инновации. - 2015. -№2 (2). - С. 13.

5. Главатских, О.Б. Роль ключевых показателей эффективности в системе стимулирования труда / О.Б. Главатских // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. - 2021. - Т. 31. - №3. - С. 357-363.

6. Вилков, А.П. Классификация инструментов материального стимулирования работников предприятия / А.П. Вилков // Мировая наука. - 2020. - №1 (34). - С. 148-153.

TOOLS OF MATERIAL INCENTIVES IN CORPORATE BUSINESS E.V. Afanaseva, master's degree

Kursk branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation (Russia, Kursk)

Abstract. The purpose of the article is to consider the main tools of material incentives that are used in corporate business to increase the work activity of employees. The author concludes that, despite the transformation of value orientations in modern society, material incentives remain a fundamental factor in increasing labor productivity and improving the systemic quality of performance of labor functions. In this regard, representatives of corporate management must approach the selection and implementation of material incentive tools as carefully as possible, which, with optimal financial security, can guarantee the maximum commercial effect. The choice of tools should take into account the specifics of the business processes being implemented, the characteristics of existing and potential human capital, as well as the management and administrative capabilities of the enterprise.

Keywords: material incentives, motivation, corporate business, personnel management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.