Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РАМКАХ МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ'

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РАМКАХ МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное партнерство / корпоративная социальная ответственность / социально ответственное поведение / социальная безопасность / социальная напряженность. / social partnership / corporate social responsibility / socially responsible behavior / social security / social tension.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новосельский С. О., Булавина М. А.

В публикации рассмотрены сущность и особенности функционирования системы социального партнерства в рамках модели корпоративной социальной ответственности. Авторским коллективом делается вывод о том, что социальное партнерство является цивилизованной формой построения взаимоотношений между работниками и работодателем на основе взаимного уважения, поиска компромиссов, обеспечения социальных гарантий и качественном выполнении трудовых обязанностей. Использование механизма социального партнерства в хозяйствен-но-экономической деятельности имеет ключевое значение для роста ее эффективности и обеспечения устойчивости самого предприятия на конкурентном рынке. К числу основных элементов значимости социального партнерства для бизнес-процессов организации можно отнести рост производительности труда, снижение текучести квалифицированного персонала, повышение лояльности трудового коллектива, генерирование прогрессивной системы корпоративной куль-туры, снижение социальной направленности и частоты социальных конфликтов, а также обеспечение инвестиционной привлекательности и положительного имиджа в глазах общественности и государственных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND PECULIARITIES OF THE FUNCTIONING OF THE SYSTEM OF SOCIAL PARTNERSHIP WITHIN THE FRAMEWORK OF THE MODEL OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY

The publication considers the essence and features of the functioning of the social partnership system within the framework of the corporate social responsibility model. The team of authors concludes that social partnership is a civilized form of building relationships between employees and employers based on mutual respect, finding compromises, providing social guarantees and high-quality performance of labor duties. The use of the mechanism of social partnership in economic activity is of key importance for increasing its efficiency and ensuring the sustainability of the enterprise itself in a competitive market. The main elements of the importance of social partnership for the business processes of an organization include an increase in labor productivity, a decrease in the turnover of qualified personnel, an increase in the loyalty of the workforce, the generation of a progressive system of corporate culture, a decrease in the social orientation and frequency of social conflicts, as well as ensuring investment attractiveness and a positive image in the eyes of the public and state structures.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РАМКАХ МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

УДК 334

СО. Новосельский,

кандидат экономических наук, доцент, Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, Москва

МА. Булавина, кандидат юридических наук, доцент, Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, Москва

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РАМКАХ МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

S.O. Novoselsky,

PhD in Economic Sciences, Associate Professor, V.V. Zhirinovsky University of World Civilizations, Moscow

Е-mail: nsvyatoslav@yandex.ru

MA. Bulavina,

PhD in Law, Associate Professor, V.V. Zhirinovsky University of World Civilizations, Moscow

Е-mail: m.a.bulavina@yandex.ru,

THE ESSENCE AND PECULIARITIES OF THE FUNCTIONING OF THE SYSTEM OF SOCIAL PARTNERSHIP WITHIN THE FRAMEWORK OF THE MODEL OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY

Аннотация. В публикации рассмотрены сущность и особенности функционирования системы социального партнерства в рамках модели корпоративной социальной ответственности. Авторским коллективом делается вывод о том, что социальное партнерство является цивилизованной формой построения взаимоотношений между работниками и работодателем на основе взаимного уважения, поиска компромиссов, обеспечения социальных гарантий и качественном выполнении трудовых обязанностей. Использование механизма социального партнерства в хозяйственно-экономической деятельности имеет ключевое значение для роста ее эффективности и обеспечения устойчивости самого предприятия на конкурентном рынке. К числу основных элементов значимости социального партнерства для бизнес-процессов организации можно отнести рост производительности труда, снижение текучести квалифицированного персонала, повышение лояльности трудового коллектива, генерирование прогрессивной системы корпоративной культуры, снижение социальной направленности и частоты социальных конфликтов, а также обеспечение инвестиционной привлекательности и положительного имиджа в глазах общественности и государственных структур.

Ключевые слова: социальное партнерство, корпоративная социальная ответственность, социально-ответственное поведение, социальная безопасность, социальная напряженность.

Abstract. The publication considers the essence and features of the functioning of the social partnership system within the framework of the corporate social responsibility model. The team of authors concludes that social partnership is a civilized form of building relationships between employees and employers based on mutual respect, finding compromises, providing social guarantees and high-quality performance of labor duties. The use of the mechanism of social partnership in economic activity is of key importance for increasing its efficiency and ensuring the sustainability of the enterprise itself in a competitive market. The main elements of the importance of social partnership for the business processes of an organization include an increase in labor productivity, a decrease in the turnover of qualified personnel, an increase in the loyalty of the workforce, the generation of a progressive system of corporate culture, a decrease in the social orientation and frequency of social conflicts, as well as ensuring investment attractiveness and a positive image in the eyes of the public and state structures.

Key words: social partnership, corporate social responsibility, socially responsible behavior, social security, social tension.

В научной среде исследовательский интерес к проблематике социального партнерства присутствует достаточно давно, что обусловлено актуальностью данного вопроса как на корпоративном, так и на государственном уровне. В этой связи важно отметить, что значимость социального партнерства многократно возрастает в условиях существующей социальной напряженности в российском обществе, которая спровоцирована последствиями ковидных ограничений, системным макроэкономическим кризисом по причине санкций недружественных стран, а также общим падением уровня жизни. Меняющиеся условия социально-экономического развития государства требуют постоянной модернизации нормативно-правовой базы в области социального партнерства, которая должна соответствовать текущим вызовам и обеспечивать оптимальный уровень социальной защищенности.

По мнению С.В. Барсукова в Российской Федерации становление механизма социального партнерства носит достаточной проблематичный характер [3, с. 20]. К числу основных сложностей расширения потенциала социального партнерства на корпоративном уровне можно отнести:

— низкий уровень социальной ответственности большей части работодателей, который обусловлен отсутствием стратегического мышления;

— недостаточность источников финансирования для обеспечения потребностей корпоративной социальной системы;

— отсутствие устойчивых и доверительных коммуникаций между работниками и работодателем в процессе поиска путей решения социальных проблем;

— инертность государственного механизма стимулирования социального партнерства на корпоративном уровне через систему различного рода преференций и льгот.

Особенностью существующей в стране системы социального партнерства выступает присутствие емкой нормативно-правовой базы. Данный вывод находит свое подтверждение в содержании научной статьи В.Р. Дзьоник, который пишет о том,

что действующее отечественное правовое поле содержит несколько фундаментальных документов, создающих основы для построения системы социального партнерства [5, с. 188]. К числу подобного рода документов в первую очередь можно отнести Конституцию РФ [1] и Трудовой кодекс РФ [2]. В частности, статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину социальную защиту, а также предоставление определенной совокупности социальных преференций и возможностей. В Трудовом кодексе РФ рассматривается перечень социальных прав и гарантий работников, а также выделяется ответственность работодателя при условии их несоблюдения.

Независимо от выбранной модели социального партнерства оно должно защищать интересы как работника, так и работодателя. Присутствие перекосов в данном аспекте может примести к формированию внутрикорпоративных конфликтов и росту социальной напряженности в коллективе. Для предупреждения наступления обозначенных негативных последствия необходимо соблюдает следующие условия:

— использовать компромисс, как инструмент решения всех спорных вопросов между работником и работодателем;

— учитывать состояние внешнего макроэкономического фона ведения предпринимательской деятельности;

— выделять наименее социально защищенных представителей трудового коллектива и решать их проблемы в первую очередь;

— проявлять взаимное уважение к требованиям и позициям обоих участников трудовых отношений;

— неукоснительное соблюдение положений актуального правового поля при построении системы корпоративного социального партнерства. В данном контексте можно говорить об отсутствии использования разного рода не прозрачных схем предоставления социальных гарантий.

Общий концепт функционирования системы социального партнерства на предприятии включает в себя определенный

субъективно-объективный состав. Объектом социального партнерства выступают социально-экономические отношения в трудовом коллективе, которые в первую очередь связаны с решение социальных проблем и предоставлением социальных гарантий. Субъективный состав социального партнерства намного шире и включает в себя четыре основных элемента в лице государства, профсоюзов, работников и работодателей. Результаты проведенных исследований позволяют выделить следующие интересы основных стейкхолдеров механизма социального партнерства:

— работники: значимость реализации механизма социального партнерства прослеживается в необходимости формирования комплекса социальных гарантий;

— работодатель: актуальность построения действенной системы социального партнерства заключается в создании благоприятного климата ведения трудовых процессов, сфокусированного на росте производительности труда;

— государство: важным участником механизма социального партнерства выступает государство, которое через нормативно-правовой и кон-

трольно-ревизионный инструментарий закладывает основные границы и векторы развития социальных отношений между работником и работодателем. Кроме того, государство заинтересовано в снижении степени социальной напряженности в современном обществе и повышении качества жизни граждан за счет роста реальных доходов, увеличения трудовой безопасности, расширения социальных гарантий;

— профсоюзы: защита законных интересов работников в рамках актуального правого поля, а также лоббирование социальных инициатив.

На рис. 1 представим субъективно-объективный состав механизма социального партнерства.

Как видно из представленного рисунка субъективно-объективный состав механизма социального партнерства имеет четырех основных стейкхолдеров, интересы которых должны быть учтены при поиске оптимального решения социальных проблем.

На рис. 2 обобщим основные элементы значимости социального партнерства в корпоративной социально-экономической системе.

Субъективно-объективный состав механизма социального партнерства

Рис. 1. Субъективно-объективный состав механизма социального партнерства

Рис. 2. Основные элементы значимости социального партнерства в корпоративной социально-экономической системе

Российский опыт социального партнерства также имеет длительный эволюционный путь своего развития, основы которого было заложены еще в царские времена, а затем активно развивались в советский период. Использование имеющего исторического опыта крайне актуально для построения эффективной системы социального партнерства на данном этапе функционирования национальной социально-экономической формации. Главной целью социального партнерства выступает создание благоприятных условий для ведения трудовой жизни. Для достижения обозначенной цели требуется решить широкий спектр задач, к которым в первую очередь необходимо отнести:

— согласование условий коллективного трудового договора;

— формирование устойчивой системы коммуникаций между работником и работодателей, в том числе основанной на принципе обратной связи;

— системное выполнения социальных обязательств со стороны работодателя;

— обеспечение необходимого объема социальных гарантий и преференция работникам на основе положений актуального правового поля;

— уважение работниками интересов работодателя, проявляющееся в том числе через качественное выполнение трудовых функций.

На основе публикации Р.Х. Хамадее-вой можно сделать вывод о том, что реше-

ние указанного спектра задач происходит на основе тесного взаимодействия представителей трудового коллектива и работодателя, в рамках которого учитываются взаимные интересы обоих сторон путем поиска компромиссных инструментов регулирования проблемных ситуаций [8, с. 27]. Именно конструктивное взаимодействие и взаимное уважение всех сторон процесса социального партнерства позволяет достичь желаемого положительного результата. Авторский коллектив М.А. Булавиной и С.О. Новосельского обращает внимание на тот факт, что реализация механизма социального партнерства может происходить в разного рода сферах [4, с. 233]. Одной из приоритетных сфер социального партнерства является образование. При этом выстраивание образовательной модели социального партнерства должно происходить с учетом особенностей национальной социально-экономической системы и имеющегося положительного исторического опыта.

Таким образом, по итогам проведенных исследований можно сделать вывод о том, что социальное партнерство носит актуальный характер на современном этапе управления хозяйственно-экономической деятельностью. Механизм социального партнерства на предприятии включает в себя определенный субъективно-объективный состав, объектом которого выступают социально-экономические отношения в трудовом коллективе, которые в первую очередь связаны с решение со-

циальных проблем и предоставлением социальных гарантий, а субъект включает в себя четыре основных элемента в лице государства, профсоюзов, работников и работодателей. При этом интересы каждой группы стейкхолдеров должны быть учтены при поиске оптимального решения социальных проблем. Социальное партнерство представляет собой новую институциональную форму социально-экономических отношений, основанную на доминировании социального элемента, строительство которой происходит через призму использования компромисса, как инструмента решения всех спорных вопросов между работником и работодателем, учета состояния внешнего макроэкономического фона ведения предпринимательской деятельности, выделения наименее социально защищенных представителей трудового коллектива и приоритетности решения их проблем, проявления взаимного уважения к требованиям и позициям обоих участников трудовых отношений, неукоснительного соблюдения положений актуального правового поля.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс: ВерсияПроф». — URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 06.10.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // СПС «Консультант Плюс: ВерсияПроф». — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_law_34683/

3. Барсукова С.В. Социальное партнерство и корпоративная социальная ответственность как институты регулирования социально-трудовых отношений в современной России [Текст] / С.В. Барсукова, С.М. Барсуков, Е.Р. Бирюкова // Современные прикладные исследования. Материалы шестой Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. В 2-х т. — Новочеркасск, 2022. — С. 16-21.

4. Булавина МА. Наука и образование в России и Донбассе: сравнительно-правовой анализ и перспективы сотрудничества [Текст] / М.А. Булавина, С.О. Новосельский // Россия и Донбасс: перспективы сотрудничества и интеграции. Материалы международной научно-практической конференции. — М., 2022. — С. 230-234.

5. Дзьоник В.Р. Актуальные юридические аспекты института социального партнерства в сфере социально-трудовых отношений [Текст] /

B.Р. Дзьоник // Новеллы права и политики 2018. Материалы Международной научно-практической конференции. — 2019. —

C.187-191.

6. Новосельский С.О. Оценка технологического развития и интенсивности инновационной деятельности агропромышленного комплекса региона [Текст] / С.О. Новосельский, Д.В. Зю-кин, О.В. Петрушина, Ю.В. Плахутина, Д.И. Жиляков // Вестник аграрной науки. — 2023. — № 2. — С. 144-154.

7. Новосельский С.О. Управление социальной сферой муниципального образования [Текст] / С.О. Новосельский, Э.В. Сукманов, С.П. Голованова // Научный вестник Крыма. — 2016. — № 3 (3). — С. 13-17.

8. Хамадеева Р.Х. Роль социального партнерства в модернизации системы социального обслуживания лиц старшего возраста [Текст] / Р.Х. Хамадеева, Н.Л. Большакова // Социальная политика и социальное партнерство. — 2020. — № 5. — С. 25-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.