Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК РАЗВИТАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ'

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК РАЗВИТАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
58
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Beneficium
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / SOCIAL AND LABOR RELATIONS / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ / SOCIAL DIALOGUE / ТРЕХСТОРОННЕЕ МЕЖСЕКТОРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / TRIPARTITE INTERSECTORAL INTERACTION / МУЛЬТИСТОРОННЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / MULTIFACED INTERACTION / ЭВОЛЮЦИЯ / EVOLUTION / СТЕЙКХОЛДЕРЫ / STAKEHOLDERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Киварина М.В.

В статье обоснован дуализм сущностного содержания категории «социальное партнерство», с одной стороны, как особой составляющей социально-трудовых отношений, а с другой, - как продукта эволюционных трансформаций корпоративной социальной ответственности в результате преобразований форм взаимодействия хозяйствующих субъектов. Выделены формы реализации социального партнерства, эволюционирующие в зависимости от уровня развития национальной экономики от двустороннего диалога власти и бизнеса до мультистороннего взаимодействия равноправных стейкхолдеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PARTNERSHIP AS THE DEVELOPED FORM OF SOCIAL RESPONSIBILITY

The article shows that the dualism of the intrinsic content of the category «social partnership», on the one hand, as a special component of the social and labor relations, and on the another hand - as product of evolutionary transformations of corporate social responsibility which is a result of transformations of forms of interaction of managing subjects is reasonable. Forms of realization of the social partnership, evolving depending on a level of development of national economy from bilateral dialogue of the power and business before multifaced interaction of equal stakeholders are marked.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК РАЗВИТАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

УДК 331.105.6

КИВАРИНА М. В.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК РАЗВИТАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

SOCIAL PARTNERSHIP AS THE DEVELOPED FORM OF SOCIAL RESPONSIBILITY

Аннотация. В статье обоснован дуализм сущностного содержания категории «социальное партнерство», с одной стороны, как особой составляющей социально-трудовых отношений, а с другой, - как продукта эволюционных трансформаций корпоративной социальной ответственности в результате преобразований форм взаимодействия хозяйствующих субъектов. Выделены формы реализации социального партнерства, эволюционирующие в зависимости от уровня развития национальной экономики от двустороннего диалога власти и бизнеса до мультистороннего взаимодействия равноправных стейкхолдеров.

Ключевые слова: социальное партнерство, социально-трудовые отношения, корпоративная социальная ответственность, социальный диалог, трехстороннее межсекторное взаимодействие, мультистороннее взаимодействие, эволюция, стейкхолдеры.

Annotation. The article shows that the dualism of the intrinsic content of the category «social partnership», on the one hand, as a special component of the social and labor relations, and on the another hand - as product of evolutionary transformations of corporate social responsibility which is a result of transformations offorms of interaction of managing subjects is reasonable. Forms of realization of the social partnership, evolving depending on a level of development of national economy from bilateral dialogue of the power and business before multifaced interaction of equal stakeholders are marked.

Keywords: social partnership, social and labor relations, corporate social responsibility, social dialogue, tripartite intersectoral interaction, multifaced interaction, evolution, stakeholders.

Актуальной проблемой взаимодействия властных и предпринимательских структур является выявление степени ответственности каждой из сторон за решение социо-эколого-экономических проблем и стабильное развитие общества. Ни в науке, ни в практике нет единого подхода к разрешению данной проблемы. Одни исследователи считают, что максимум ответственности за социально-экономическое развитие территорий лежит на бизнес-сообществе [3, 5]. Это так называемый европейский подход, поддерживаемый, главным образом, представителями некоммерческих организаций и органами государственной власти и управления. Другие разделяют американский подход, в рамках которого ключевой задачей бизнеса является повышение при-

были и рост стоимости компании, выгодный для акционеров, а ответственность за решение социально-экономических проблем в полной мере должно нести государство [6, 7].

В настоящее время ни государство, ни бизнес не способны в одиночку преодолеть усугубляющиеся в процессе глобализации проблемы, обеспечить должный уровень благосостояния территорий, экономическую, социальную и политическую стабильность. Следовательно, они вынуждены действовать сообща и учитывать не только интересы друг друга, но и всего общества в целом. Такое взаимодействие реализуется в форме социального партнерства.

Социальное партнерство представляет собой специфический феномен, присущий современным экономическим систе-

мам, содержание которого носит многоаспектный характер. Исторически основные идеи социального партнерства сформировались в социально-трудовой сфере в качестве вынужденной реакции предпринимателей на обострение противоречия между трудом и капиталом, выражающегося в абсолютном и относительном ухудшении положения наемных работников, что актуализировало необходимость инициации социального диалога. С другой стороны, властные структуры, заинтересованные в поддержании социальной стабильности общества, также вовлекаются в социально-трудовые отношения, исполняя роль гаранта соблюдения достигнутых договоренностей.

Данный поход не утратил своей актуальности и в настоящее время. Так, Трудовой Кодекс Российской Федерации определяет социальное партнерство как систему взаимоотношений между работниками (или их представителями), работодателями (или их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на согласование интересов взаимодействующих сторон по вопросам регулирования трудовых и других непосредственно связанных с ними отношений [2, ст. 23].

Однако действие социального партнерства не ограничивается только сферой социально-трудовых отношений. Выходя за рамки социально-трудовых отношений, социальное партнерство можно определить как институт, призванный учитывать баланс интересов властных структур, предпринимателей и общества при решении особо значимых проблем в социо-эколого-эконо-мической сфере. При этом социальное партнерство выступает как специфический тип общественных отношений, присущий цивилизованному рынку, посредством реализации которого достигается стабильность в обществе и устойчивое социально-экономическое развитие. Следуя данному подходу, социальное партнерство рассматривается как развитая форма корпоративной социальной ответственности в рамках взаимодействия властных и предпринимательских структур, включающая учет интересов населения территорий присутствия бизнеса, представляемых различными общественными организациями.

Таким образом, можно констатировать двуединую сущность категории «социальное партнерство», представленную на рисунке 1.

Социальное партнерство

Элемент сферы социально-трудовых отношений

Работодатели

координация экономической и социальной активности субъектов

Наемные работники

Правовое поле

Экономический рост и благосостояние

Форма реализации корпоративной социальной ответственности

Ж

Органы власти

Бизнес-структуры

с>

Население (НКО)

Институты корпоративной социальной ответственности

Социализация деятельности корпораций

Отношенческий капитал

X

Рис. 1. Двуединая сущность социального партнерства

Как видно из рисунка 1, социальное партнерство объединяет два содержательно близких, но, тем не менее, различных по своей сути явления:

1) социальное партнерство как элемент сферы социально-трудовых отношений представляет собой сотрудничество между предпринимателями (работодателями) и представителями трудящихся (профсоюзов) в правовом поле, определяемом государством, с целью улучшения условий труда, повышения жизненного уровня трудящихся и развития экономики в целом;

2) социальное партнерство как форма реализации корпоративной социальной ответственности предполагает оптимально организованную на взаимовыгодных началах и, следовательно, эффективную модель взаимодействия органов государственной власти, предпринимательских структур и общественных организаций с целью создания условий для устойчивого социо-эколого-экономического развития общества, основным критерием которого является улучшение качества жизни и рост благосостояния населения.

Следовательно, сущностное различие партнерства как формы реализации корпоративной социальной ответственности и социального партнерства в сфере социально-трудовых отношений состоит в происхождении: первое происходит от свободного сотрудничества, второе - от отрицания борьбы и выступает способом преобразования борьбы в сотрудничество.

Построение партнерской модели взаимодействия органов власти, бизнес-структур и общественных организаций создает предпосылки для формирования востребованного в настоящее время ресурса -отношенческого капитала, образующегося на основе доверия взаимодействующих субъектов друг к другу, и являющегося составной частью общественного капитала, характеризующегося наличием четких «правил игры», устанавливаемых органами власти, развитостью гражданских институтов в обществе и наличием эффективных форм их взаимодействия с властными структурами, включая процедуры выявления и согласования интересов взаимодействующих сторон.

В зависимости от уровня развития

национальных экономик можно выделить следующие формы реализации социального партнерства.

1) Социальный диалог - представляет собой двусторонне взаимодействие властных и предпринимательских структур по поводу реализации социально значимых проектов и программ с целью разрешения социо-эколого-экономических проблем территории. Другими словами, социальный диалог - это своеобразный институциональный и организационный альянс государственных органов власти и бизнеса с целью реализации социально значимых проектов и программ в различных сферах деятельности в масштабах всей страны, ее отдельных регионов или территорий [1]. Зачастую подобный диалог называют «государственно-частное партнерство» (ГЧП). Таким образом, происходит слияние материальных и нематериальных общественных (со стороны органов государственной власти и управления) и частных (со стороны бизнес-структур) ресурсов на долгосрочной и взаимовыгодной основе с целью производства и распределения общественных благ (развитие инженерных коммуникаций, благоустройство территорий, улуч-шение социальной инфраструктуры), а также оказания общественных услуг (в сферах здравоохранения, образования, в области социальной защиты и т.д.). В процессе формирования партнерских отношений существенные изменения претерпевают отношения собственности, складываются новые модели финансирования, появляются более эффективные методы управления. Таким образом, социальный диалог можно охарактеризовать как долгосрочное партнерство, которое по экономической природе представляет собой развитие традиционных механизмов взаимодействия властных и предпринимательских структур.

В настоящее время происходит достаточно активное развитие разнообразных форм ГЧП во всех странах мира и в различных отраслях и сферах экономики. Существующие классификации ГЧП включают следующие его формы.

а) Контрактная форма - предусматривает заключение различных контрактов

между властными и предпринимательскими структурами на производство продукции, выполнение работ или оказание общественных услуг, на реализацию продукции для нужд государства, на управление, на оказание технической помощи и др. В административных контрактных отношениях права собственности не передаются частным партнерам, а все расходы и риски берет на себя государство. Интерес бизнес-структур состоит в том, что по договору они получают право на устанавливаемую долю в доходе, прибыли или взимаемых платежах. Краткосрочные контракты достаточно широко используются в хозяйственной практике властных структур как за рубежом, так и в современной России.

б) Аренда и лизинг. При заключении договора аренды осуществляется передача государственного или муниципального имущества в пользование конкретной бизнес-структуре на определенный срок и за установленную плату. В случае, если заключается договора лизинга, лизингополучатель имеет право выкупа государственного или муниципального имущества по окончании срока аренды.

в) Концессия - представляет собой наиболее распространенную форму ГЧП за рубежом, заключающуюся в уступке государством на определенный срок своих имущественных прав и / или прав на отдельные виды хозяйственной деятельности негосударственным иностранным или отечественным бизнес-структурам на оговоренных условиях. Экономическая сущность концессии отражает отношения между властными и предпринимательскими структурами по поводу управления государственной собственностью на основе частной инициативы в рамках договорных отношений, а также форму деятельности, основанную на временном использовании государственной собственности негосударственным субъектом этой собственности. Исключительный (монопольный) характер прав, предоставляемых государством концессионеру (частному партнеру), заключается в том, что в рамках территории или вида деятельности, на которые он получает исключительное право, не допускается аналогичная деятельность любых третьих лиц, а также и самого госу-

дарства. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении. Концессия как важнейшая форма партнерства власти и бизнес-структур получила наиболее широкое распространение в инфраструктурных отраслях, где особенно актуальны приток частных инвестиций и высококвалифицированное управление. Наиболее распространены следующие виды концессий: концессия на существующие объекты инфраструктуры; концессия на строительство или модернизацию инфраструктурных объектов; передача объектов государственной собственности в управление частным управляющим компаниям и др.

г) Соглашение о разделе продукции -особый вид договора, согласно которому государство предоставляет инвестору (добывающей компании) на возмездной основе и на определенный срок исключительное право на поисково-разведочные работы, добычу и эксплуатацию минерального сырья в пределах определенной соглашением территории, а инвестор обязуется осуществить проведение в соответствии с условиями соглашения работ за свой счет и на свой риск. Вся произведенная продукция подлежит обязательному разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое предусматривает условия и порядок подобного раздела.

д) Создание государственно-частных предприятий, являющихся одной из распространенных форм партнерства властных и предпринимательских структур. В зависимости от соотношения и характера совместного капитала разновидностями этой формы могут быть либо акционерные общества, либо совместные предприятия на долевом участии сторон. Существенной особенностью совместных предприятий любого типа является то, что государство постоянно участвует в текущей производственной, административно-хозяйственной и инвестиционной деятельности. Чем ниже доля частных инвесторов в сравнении с государством, тем меньший спектр самостоятельных решений они могут принимать без вмешательства государства или учета его мнения. Самостоятельность и свобода в принятии решений

частным партнером здесь гораздо уже, чем, например, в концессиях.

е) Схема «Build - Operate - Transfer» («Строй - Эксплуатируй - Передай»), при которой государственный проект реализуется и эксплуатируется частным инвестором, после чего передается на баланс государства. Данная схема применяется обычно в таких областях, как добыча природных ресурсов, электроэнергетика и транспорт. В данном случае реализацией проектов ГЧП служит совместное инвестирование крупных проектов за счет бюджетных и внебюджетных источников и частного капитала. При этом государство, в первую очередь, вкладывает средства в инфраструктуру (дороги, порты, линии электропередач, трубопроводы и т.д.) крупных промышленных проектов, реализуемых на средства частных инвесторов.

Реализация национальных проектов и программ на основе ГЧП является одним из наиболее распространенных и действенных механизмов как взаимодействия властных и предпринимательских структур, так и сочетания различных ресурсов и их источников. Как показывает мировая практика, именно такого рода взаимоотношения в наибольшей мере содействуют экономическому росту и успеху в интересах государства и частного бизнеса. Многообразие форм ГЧП свидетельствует о том, что в нем заинтересованы все стороны, участвующие в процессе взаимодействия. Его положительный эффект заключается в том, что государство получает финансирование для капиталоемких, долго окупаемых проектов, не утрачивая при этом над ними контроль, а бизнес-структуры приобретают доступ к ранее закрытым секторам экономики, например, к транспортной инфраструктуре.

2) Трехстороннее межсекторное взаимодействие, представляющее собой конструктивный диалог органов государственной власти, предпринимательских структур и населения (в лице некоммерческих организаций) при решении социальных проблем, обеспечивающее синергетический эффект от сложения разных ресурсов и выгодное каждой из взаимодействующих сторон. В теории и практике межсекторного взаимодействия основной акцент делается

на функционировании некоммерческих организаций, оперативно разрабатывающих инновационные виды социальных услуг и обеспечивающих не только дополнительные рабочие места, но и способствующие развитию социальной сферы [4]. В отличие от ГЧП, трехстороннее межсекторное взаимодействие (межсекторное партнерство) состоит в налаживании конструктивного взаимодействия между тремя секторами, действующими на общественной арене страны, области, города или иной территории. Представители каждого сектора располагают различными возможностями для решения социо-эколого-экономических проблем, кроме того, даже само их представление о природе указанных проблем не является одинаковым. Но, тем не менее, несмотря на имеющиеся различия и обусловленные этими различиями противоречия, сотрудничество секторов представляется необходимым, т.к. ни государство, ни бизнес, ни общественность не в состоянии самостоятельно и без внешней (в данном случае внесектор-ной) поддержки преодолеть усугубляющиеся проблемы и противоречия. Более того, межсекторное взаимодействие предполагает не только совместную социо-эколого-экономическую деятельность общественных объединений, власти и бизнеса во благо всего сообщества, но и создание новых морально-этических норм общения, основанных на взаимопонимании, гармонии и пользе.

3) Мультистороннее взаимодействие - долгосрочное конструктивное взаимодействие, осуществляемое равноправными стейкхолдерами на основе добровольного соглашения и принципов доверия. Муль-тистороннее взаимодействие в настоящее время используется как беспроигрышная модель с высоким потенциалом, в которой партнерские отношения между равноправными стейкхолдерами расширяют возможности решения актуальных социо-эколого-экономических проблем и вносят существенный вклад в развитие гражданского общества. Для властных структур партнерство с общественными организациями повышает потенциал в разработке и реализации политики, способной улучшить легитимность государственного сектора. Для общественных организаций партнерство да-

ет организационное развитие, появление дополнительных ресурсов, навыки лоббизма, признание и усиление статуса. Для бизнес-структур партнерство дает улучшение репутации бренда, способствует росту лояльности к нему на местных рынках, расширяет возможности управления рисками, предоставляет преимущества в привлечении, мотивации и удержании работников, а также способствует гуманизации бизнеса.

Опыт внедрения мультисекторного взаимодействия в различных регионах России показывает, что его партнерские институты наиболее актуальны на уровне муниципальной власти. У всех акторов общественной жизни есть общая цель - социальное благополучие местного сообщества, а ее достижение возможно только при условии объединения усилий всех участников взаимодействия. Мультистороннее социальное партнерство обеспечивает устойчивость и стабильность социально-экономического развития территории присутствия бизнес-структур, а также активизирует накопление в регионе отношенческого капитала, что делает его более стабильным.

Таким образом, социальное партнерство - это категория рыночного общества, которая возникает на определенном уровне его зрелости - экономической, социальной, правовой - вместе с появлением социально ответственных экономических субъектов. Изменение структуры социального партнерства от простого социального диалога до мультистороннего взаимодействия позволяет сделать вывод о существовании тенденции расширения состава участников соци-

ального партнерства и его эволюции в направлении роста социальной ответственности у каждого участника для достижения гражданской консолидации и баланса интересов по поводу распределения социальных и материальных благ, что, в свою очередь, формирует баланс интересов в обществе.

Литература

1. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики. 2008. № 8. С. 61-77.

2. Трудовой Кодекс Российской Федерации с комментариями к изменениям от 30 июня 2006 г. [принят ГД ФС РФ 21.12.2001] / под ред. Ю.А. Васиной. - Изд. 2-е, перераб., доп. - М.: Дело, 2008.

3. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. - М.: Эксмо, 2007. - 862 с.

4. Якимец В.Н. Межсекторное социальное партнерство: основы, теория, принципы, механизмы. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 384 с.

5. Drucker P.F. The new meaning of corporate social responsibility // California Management Review. - 1984. - Vol. 26. - № 2. -Р. 53-63.

6. Friedman M. The social responsibility of business is to increase its profits // New York Times Magazine. - 1970. - Sept. 13.

7. Handerson D. The Case Against Corporate Responsibility [электронный ресурс] // The center for independent studies [сайт]. URL: http://www.cis.org.au/policy/winter01/ polwin01-6.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.