УДК 332.1
КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ, БИЗНЕСА И НАСЕЛЕНИЯ
В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
М.В.Киварина
Институт экономики и управления НовГУ, [email protected]
Обоснована необходимость системного подхода к взаимодействию органов государственной власти, бизнеса и населения региона, который в наиболее общем виде можно определить как «социальное партнерство». Комплексный подход к модели взаимодействия, предлагаемый автором, содержит стратегию, принципы, базовые элементы и основные механизмы реализации, а также оценку эффективности. Приводится пример использования системного подхода в Новгородской области. Ключевые слова: регион, социальное партнерство, государственно-частное партнерство, стратегия развития, социальная ответственность, межсекторное взаимодействие
The article is devoted to justifying the need for a systematic approach to the interaction of public authorities, businesses and the public in the region, which can be defined as "social partnership" in its most general form. The integrated approach to the model of interaction proposed by the author contains the strategy, principles, basic elements, mechanisms of implementation and effectiveness evaluation. The example of the systematic approach using in Novgorod region is presented.
Keywords: region, social partnership, public-private partnerships, development strategy, social responsibility, multi-sectoral cooperation
Во всем мире отношения бизнеса и государства являются мощным источником развития современной экономической системы. Они подкреплены обоюдными мотивационными установками, обусловливающими возможности эффективного альянса бизнес-сообщества и власти.
В России государство до сих пор не выработало ценностных ориентиров, признаваемых в обществе, которыми должен руководствоваться бизнес, осуществляя свою деятельность и вступая в социальноэкономические отношения с властью. Преодоление препятствий для дальнейшего совершенствования отношений государства и бизнеса связано с созданием необходимой институциональной и законодательной базы, отработкой моделей их взаимодействия.
Исследуя тему взаимодействия государства, бизнеса и населения в современной России, можно выделить несколько зачастую противоречивых подходов к определению сфер и даже самой категории взаимодействия.
Государственно-частное партнерство представляет собой институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации локальных, национальных и международных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре деятельности от экономики, науки и образования до здравоохранения и культуры [1]. В результате происходит объединение материальных и нематериальных ресурсов общества (государства или местного самоуправления) и частного сектора (частных предприятий) на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктур) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.). Таким образом, партнерство государства и частного сектора можно охарактеризовать как долгосрочное партнерство, которое по своей экономической природе является развитием традиционных механизмов взаимодействия хозяйственных взаимоотношений между государственной властью и частным сектором.
Социальное партнерство — форма регулирования социально-трудовых отношений на трехсторонней основе между работодателями, властью и профсоюзами, закрепленная в Трудовом кодексе РФ, ряде других федеральных и региональных законодательных актов. Так, законы о социальном партнерстве приняты в 61 субъекте Федерации, а соглашения о социальном партнерстве — в 80 регионах. Однако сфера социального партнерства в настоящее время выходит за рамки лишь социально-трудовых проблем, а затрагивает также вопросы экономики, экологии, молодежной политики и т.д. [2].
Социальная ответственность бизнеса предусматривает его добровольный вклад в развитие обще-
ства в социальной, экономической и экологической сферах, зачастую не связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки существующих юридических и этических норм.
В широком смысле корпоративная социальная ответственность — это ответственность бизнеса перед деловыми партнерами, сотрудниками, акционерами, перед местными сообществами и населением.
Высшей формой социальной ответственности бизнеса является включение его в систему социального партнерства. Целью данного взаимодействия является повышение уровня жизни населения путем создания дополнительных рабочих мест, предоставления социальных гарантий работникам, помощи бедным, инвалидам, сиротам и бездомным, снижения уровня загрязнения окружающей среды, сохранения культурно-исторического наследия, развития социальной инфраструктуры и т.д.
Таким образом, выработке комплексной концепции взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций способствует:
а) наличие общих положений в вышеизложенных подходах;
б) необходимость формирования системы межсекторного взаимодействия, которая имеет важное как теоретическое, так и практического значение.
При разработке такого комплексного подхода следует обратить внимание на ряд аспектов.
Выбор определения комплексной модели может быть сделан из большого числа возможных вариантов значений взаимодействия бизнеса и власти. На наш взгляд, термин социальное партнерство наиболее полно отражает смысл комплексного подхода по целому ряду причин. Это устоявшийся термин — как в отечественной теории, так и в практике. Его смысл шире, чем частногосударственное партнерство, так как отражает участие во взаимодействии общественных организаций. Мировой опыт развития бизнеса позволяет считать социальное партнерство высшей стадией эволюции предпринимательства, когда компании переходят к политике социального диалога с обществом. В моделях РЯ социальное партнерство также считается высшей точкой развития прозрачности коммуникаций бизнеса и общества.
Стратегия взаимодействия бизнеса и власти должна носить взаимовыгодный характер для всех сторон-участников. В этой связи стратегией социального партнерства следует считать создание на взаимовыгодной основе условий для эффективной реализации властью, бизнесом и общественными организациями мер по развитию человеческого капитала на определенной территории.
Социальное партнерство строится на следующих основных принципах [3]:
— уважение и учет интересов участников переговоров;
— заинтересованность договаривающихся сторон в участии в договорных отношениях;
— содействие государства укреплению и развитию социального партнерства на демократической основе;
— соблюдение социальными партнерами и их представителями международных норм, законодательства Российской Федерации;
— полномочность социальных партнеров и их представителей;
— полнота представительства сторон;
— равноправие сторон и доверие в отношениях;
— невмешательство в дела друг друга;
— свобода выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферу социального партнерства;
— добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования;
— регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства;
— реальность обеспечения принятых социальными партнерами обязательств;
— обязательность исполнения достигнутых договоренностей;
— систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений;
— ответственность сторон, их представителей, должностных и иных лиц за невыполнение по их вине принятых обязательств, соглашений, договоров, решений;
— соблюдение предусмотренных действующим законодательством примирительных процедур при разрешении коллективных трудовых споров.
На основе данных принципов должны формироваться приоритетные направления развития социального партнерства на определенной территории.
Можно выделить три основные сферы социального партнерства: развитие власти (стратегическое планирование, бюджет, антикризисные программы, кадровая политика и т. д.); развитие предприятий (продукция, персонал, инвестиции, устойчивость и т.д.); развитие местных сообществ (инфраструктура, социальная сфера, экология и т.п.) [4].
В целях создания эффективной системы реализации социального партнерства требуется формирование следующей иерархичной структуры: институты — методы — механизмы. При этом особое внимание следует уделить вопросам их закрепления, в том числе правового и договорного, в стандартах, правилах, документах; определения критериев и способов мониторинга эффективности системы; проблемам информационной открытости и обратной связи. При этом механизмы социального партнерства могут носит как общий, для всех сфер, так и частный характер.
Комплексная модель взаимодействия предполагает выделения трех уровней эффективности: для компании (внутренний), для общества и государства (внешний), для стейкхолдеров компании (мезоуровень).
Достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы в Новгород-
ской области невозможны без формирования и эффективного функционирования комплексной модели взаимодействия региональной власти, бизнеса и общественности. В целях совершенствования этого взаимодействия формируется следующая система базовых принципов развития социального партнерства.
1. Взаимовыгодный характер социального партнерства, т. е. обеспечение эффективности для всех его сторон.
Бизнес: проявляется в социальном и бизнес-эффекте для компании. Среди выгод, получаемых предприятием от участия в системе социального партнерства, можно выделить экономические (капитализация, продажи, страхование рисков, снижение операционных расходов), репутационные (имидж компании, лояльность сотрудников и клиентов) и нефинансовые (влияние на региональные и местные сообщества, корпоративная культура фирмы и т.д.).
Общество: проявляется в создании условий для эффективного развития человеческого капитала.
Стейкхолдеры бизнеса: проявляется в первую очередь во влиянии развития предприятия на группы заинтересованных лиц и организаций.
Власть: проявляется в снижении затрат бюджета на финансирование социальной сферы, в совершенствовании государственного и муниципального управления, развитии региона и повышении его рейтинга.
2. Добровольный характер социального партнерства. Данный принцип опирается на постулат о том, что в системе социального партнерства только добровольные инициативы могут быть эффективны. Однако этот принцип дополняется принципами обязательности, контроля и ответственности сторон за взятые на себя обязательства в рамках социального партнерства.
3. Содействие государства развитию социального партнерства. Роль государственной власти Новгородской области состоит в создании условий, нормативной и институциональной инфраструктуры, мотивации социального партнерства.
4. Реальный и прагматичный характер социального партнерства. Система социального партнерства в регионе должна включать:
— подсистему целей социального партнерства, закрепленных в нормативно-правовых актах (закон «О социальном партнерстве») и базовых концепциях (Стратегия развития области, Стратегия развития социального партнерства);
— подсистему элементов социального партнерства, классифицирующую формы и содержание социального партнерства в регионе;
— подсистему механизмов социального партнерства, описывающую основные методы и инструменты реализации социального партнерства;
— закрепление социального партнерства в стандартах, правилах деятельности сторон, стратегических и внутренних документах и нормативно-правовых актах;
— подсистему органов социального партнерства, обеспечивающую его реализацию, и нормативно-правовых актов, на которых основана их деятельность;
— подсистему инструментов мониторинга эффективности и обратной связи взаимодействия власти,
бизнеса и общественных организаций, а также информационной открытости социального партнерства.
5. Принцип интеграции социального партнерства в основную деятельность сторон. Основным механизмом реализации взаимодействия следует считать интеграцию его принципов в деятельность органов государственно-муниципальной власти, бизнеса и общественных организаций.
6. Принцип разноуровневости социального партнерства. В виду неравнозначности ресурсной базы коммерческих предприятий и некоммерческих организаций социальное партнерство может осуществляться на следующих уровнях: базовый — социальное партнерство в основной деятельности компании, уровень социальных инвестиций, уровень благотворительности.
7. Принцип информационной открытости социального партнерства, которая является залогом эффективности работы всей системы. Взаимодействие бизнеса, власти и некоммерческих организаций должно быть прозрачным для всех его участников, а также СМИ и регионального сообщества. Важнейшей функцией информационной открытости является налаживание каналов обратной связи с населением территории и оценки эффективности социального партнерства.
Социальное партнерство в Новгородской области направлено на развитие в следующих сферах, которые являются основными в реализации взаимодействия бизнеса, региональной власти и общественных организаций.
Социальное партнерство в основной деятельности бизнеса: качество и безопасность продукции и услуг, права потребителей, инвестиции и инновации, экономическая и финансовая устойчивость, кадровая политика (социальный пакет и социальные стандарты, минимальная и средняя заработная плата и мотивация труда, подготовка кадров и повышение квалификации, охрана труда и безопасность на рабочем месте и др.), социально ответственная реструктуризация и др.
Совершенствование системы государственного управления территорией: стратегический анализ и планирование развития территории, формирование антикризисных программ, повышение эффективности бюджетных расходов, обмен опытом и консультирование, государственное регулирование и саморегулирование, государственный заказ, собственность и др.
Развитие территории присутствия бизнеса и местных сообществ: программы развития местных сообществ и малого бизнеса, развитие инфраструктуры, социальной сферы, экология, транспорт, ЖКХ, недвижимость, общественный порядок и безопасность, поддержка благотворительных акций и других разовых мероприятий, политика занятости и вовлеченность в сферу образования, формирование гражданского общества и поддержка гражданских инициатив, поддержка политических партий и движений.
Этика взаимоотношений и информационная открытость.
На рисунке приведена система взаимодействия региональных органов управления Новгородской об-
Система взаимодействия власти, бизнеса и населения в Новгородской области
ласти с бизнесом и населением. Тонкие черные стрелки на схеме отражают взаимодействие секторов гражданского общества и общественных институтов, серые широкие стрелки показывают направление воздействия и подчеркивают первостепенность населения в системе.
В Новгородской области уже сложились некоторые формы работы, позволяющие осуществлять контакты власти, бизнеса и населения на постоянной и конструктивной основе. Например, не ограничиваясь обязательными по закону формами, такими, как прием граждан по личным вопросам, органы управления в регионе сознательно пошли дальше. В день общественного приема граждан каждый желающий может прийти на встречу и общаться с руководителями области и города. В заслугу нынешней управленческой команде Новгородской области можно поставить то, что в результате создания системы взаимодействия с общественностью объективно сложились предпосылки возникновения в области нового ресурса — общественного капитала. Основными элементами общественного капитала принято считать следующие факторы:
— власть стремится установить четкие «правила игры»;
— общество характеризуется развитостью гражданских институтов и наличием эффективных форм взаимодействия с властью, в том числе процедур выявления и согласования интересов;
— наблюдается рост доверия населения к власти.
Для Новгородской области общественный капитал становится одним из ключевых ресурсов. Объективно складывается ситуация, когда основные элементы общественного капитала становятся составляющими частями системы управления. Происходит осознание важности учета ресурса социального капитала как на муниципальном, так и на региональном уровне. В результате система местного самоуправления претерпевает определенную отладку, поскольку органы управления берут на вооружение положительно зарекомендовавшие себя технологии работы с общественностью. В Новгородской области — одной из первых среди других субъектов Российской Федерации — была введена система общественных публичных слушаний бюджета области и важных для ее развития законодательных актов.
В целях повышения эффективности реализации системы социального партнерства в Новгородской области должна быть сформирована следующая многоуровневая институциональная структура.
1. Институты реализации взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций (институт государственного законодательного и договорного регулирования, институт частно-государственного партнерства, институт информационной прозрачности и контроля, институт реализации социальных проектов и др.)
2. Методы реализации взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций (трехсторонние соглашения, лоббирование, вЯ-менеджмент, мотивация, государственный заказ, осуществление отдельных государственных функций, конкурсные методы, участие в координационных, наблюдательных, экспертных советах и др.)
3. Механизмы реализации взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций (коллективные переговоры, взаимные консультации, мониторинг законодательства, поддержка партий и общественных движений, концессии, лизинг, аренда, конкурсы грантов, социальных проектов, корпоративные фонды, программы пожертвований, стипендии и др.)
В целях мониторинга эффективности социального партнерства в Новгородской области должна быть сформирована следующая система показателей:
— общие — характеризуют развитие как области в целом, так и сфер, непосредственно связанных с реализаций социального партнерства; включают показатели экономического, социального, экологического и этического развития региона;
— специальные — характеризуют уровень и качество развития социального партнерства в Новгородской области; включают количественные и качественные индексы социального партнерства.
На основании концепции социального партнерства в составе Стратегии развития Новгородской области должна быть сформирована комплексная система взаимодействия государственной власти региона, бизнеса и общественных организаций в решении острейших экономических, социальных, экологических и этических проблем. Эффективность системы социального партнерства повлияет на развитие ее участников, регионального сообщества, гражданского общества региона, а также создаст условия для эффективного развития человеческого капитала Новгородской области.
1. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления — www.strana-oz.ru.
2. Якимец В. Межсекторное социальное партнерство: основы, теория, принципы, механизмы. М.: Едиториал УРСС, 2004. 384 с.
3. Волынский Г.С. Противоречие между трудом и капиталов: современный аспект // Социальная экономика. 2003. № 2-3. С. 118-124.
4. Новиков В. Социальное партнерство: этапы становления и развития // Экономист. 2006. №4. С.85-88.
Bibliography (Translitirated)
1. Varnavskij V.G. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v Rossii: problemy stanovlenija — www.strana-oz.ru.
2. Jakimec V. Mezhsektornoe social'noe partnerstvo: osnovy, te-orija, principy, mehanizmy. M.: Editorial URSS, 2004. 384 s.
3. Volynskij G.S. Protivorechie mezhdu trudom i kapitalov: sovremennyj aspekt // Social'naja jekonomika. 2003. №2-3. S.118-124.
4. Novikov V. Social'noe partnerstvo: jetapy stanovlenija i raz-vitija // Jekonomist. 2006. №4. S.85-88.