Научная статья на тему 'Инструменты макроэкономического регулирования межотраслевых пропорций в регионе'

Инструменты макроэкономического регулирования межотраслевых пропорций в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
633
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструменты макроэкономического регулирования межотраслевых пропорций в регионе»

7. О стимулировании (налоговыми льготами, преференциями, государственными долговременными кредитами и др. методами) НТП и развития приоритетных отраслей специализации экономики региона: коммунальное хозяйство и жилищное строительство, пищевая промышленность, ВПК, ТЭК, национальные промыслы, сельское хозяйство (животноводство, выращивание овощей, риса, винограда, косточковых на поливных землях, рыбоводство), этнографический туризм, производственная инфраструктура, наука, образование, здравоохранение, спорт, культура.

8. О порядке ускоренной национализации и передаче по конкурсу в аренду неплатежеспособных предприятий региона, имеющих длительную задолженность перед региональным бюджетом.

9. О стратегии долгосрочного социально-экономического развития региона и 5-летнем плане антикризисного регулирования и восстановления экономики РД.

10. О переводе центра тяжести налогообложения на налогообложение имущества организаций и физических лиц и восстановлении прогрессивной шкалы подоходного налогообложения.

11. О переводе социальной сферы на индивидуально-платную основу.

12. О регулировании цен на продукцию и услуги экономически и социально-значимых отраслей народного хозяйства Дагестана.

Багомедов М.А.

Инструменты макроэкономического регулирования межотраслевых пропорций в регионе1

В процессе осуществления целей деятельности экономических систем возникает необходимость регулировать ее структуру. Последняя, на наш взгляд, представляет собой совокупность соотношений, входящих в экономическую систему элементов (частей), выраженную в пропорциях, обеспечивающих взаимодействие и интересы участников. Структуризация экономики есть совокупность развернутых во времени преобразований, касающиеся количественных и качественных изменений элементов экономической системы и направленных на совершенствование форм и методов ее функционирования.

Управление экономическим циклом в целях обеспечения полной занятости ресурсов и неинфляционного экономического роста осуществляется с помощью инструментов макроэкономической политики: бюджетно-налоговой (или фискальной) и кредитно-денежной (или монетарной). Бюджетно-налоговая политика (в том числе и внешнеторговая) осуществляется преимущественно правительством, а кредитно-денежная политика — преимущественно Центральным банком. Координация краткосрочных и долгосрочных целей, выбор инструментов и разработка альтернативных стратегий фискальной и монетарной политики являются непосредственным объектом макроэкономических теоретических исследований.

Концентрируя внимание на наиболее значимых экономических факторах, определяющих фискальную и кредитно-денежную политику государства (таких, как динамика инвестиций, состояние государственного бюджета и платежного баланса, уровня заработной платы, цен, валютного курса и т.д.), с позиций макроэкономики мы оставляем "за кадром" поведение отдельных экономических агентов — домашних хозяйств и фирм. Макроэкономический анализ предполагает абстрагирование от различий между отдельными рынками и выявление ключевых моментов функционирования целостной экономической системы во взаимодействии рынков товаров, труда и денег как таковых, а также национальных экономик в целом. Речь идет о механизмах установления и поддержания с помощью мер фискальной и монетарной политики краткосрочного и долгосрочного общего макроэкономического равновесия (внутреннего и внешнего).

Важнейшим макроэкономическим показателем является ВРП. Региональная экономика является экономикой открытого типа, то есть основная часть материальных и финансовых ресурсов региона формируется за счет обмена с другими регионами, и, наоборот, значительная часть произведенных в регионе продуктов и услуг потребляется нерезидентами и этот обмен трудно зарегистрировать. В силу этих причин удовлетворительной сбалансированности показателей производства и использования на региональном уровне достигнуть, пока не удается. Поэтому в обозримой перспективе именно показатель произведенного валового регионального продукта (ВРП) будет оставаться основным макроэкономическим показателем, характеризующим социально-экономическое развитие региона. Методология расчета ВРП отличается от методологии расчета валового внутреннего продукта (ВВП), проводимого на федеральном уровне. При расчете ВРП не учитывается ряд элементов, которые включает в себя ВВП:

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект №00-06-80320а)

1. Добавленная стоимость отраслей, оказывающих коллективные нерыночные услуги обществу в целом (государственное управление, оборона, академическая наука);

2. Добавленная стоимость отраслей, оказывающих индивидуальные нерыночные услуги, если информация о расходах на эти услуги отсутствует на региональном уровне;

3. Условно исчисленная стоимость услуг финансовых посредников;

4. Часть налогов, в частности - налоги на импорт, которые невозможно учесть на региональном уровне.

Тем не менее, расчеты Госкомстата РД страдают высокой степенью несоответствия реальному положению, поскольку опираются только на данные отчетов предприятий, которые ими в свою очередь специально занижаются с целью уклонения от налогов. В частности не попадает в отчеты реализация товаров и услуг населению за наличные промышленных предприятий, малых предприятий, строительства, транспорта и сельского хозяйства. Недосчет ВРП можно попытаться определить разными путями. Наиболее сложным и точным способом было бы провести подобную статистическую компанию доучета по всем предприятиям методами фотографий рабочего дня при участии представителей администраций и фискальных органов. Но из-за субъективных интересов неформальных хозяев подобную акцию провести не возможно.

Вторым способом весьма приблизительного доучета ВРП можно считать определение теневых оборотов на основе произведения безвозвратной эмиссии наличных денег и числа среднего оборота наличности в производстве товаров и услуг. Допустим безвозвратная эмиссия денег составила по Дагестану 7 млрд руб., средний период обращения составляет 2 месяца. Таким образом, неучтенный наличный теневой оборот за год составит 7 . (12 мес. : 2 мес.) = 42 млрд.руб. Таким способом выпуск ВРП региона в 2000 году можно оценить в 75 млрд руб.

Третьим приблизительным методом определения ВРП можно считать по численности населения и средним годовым расходам отдельных категорий жителей. Идя по пути дальнейшего приближения, можно определить на основе собственных наблюдений такой средний расход на 1 жителя Дагестана в 2000 году как 22 тысячи рублей. Умножаем на численность населения 2,1 млн чел. Получается 45,1 млрд руб., которые приблизительно должны быть сопоставимы с валовой добавленной стоимостью (в ВРП она составляет около 60%). Таким образом определяем размер ВРП 45,1 млрд руб.: 60% = 75,2 млрд руб.

Хочется обратить внимание на сопоставимость результатов, полученных по этим методам, что свидетельствует о их большей обоснованности чем цифра в 33,1 млрд, подсчитанная Госкомстатом. Можно определить, что фактический ВРП почти в 2,3 раза выше определенного статистикой, а теневой оборот в 1,3 раза выше официального налогооблагаемого. Если общая сумма налоговых сборов составляет по региону 1.5 млрд руб., (в том числе в консолидированный региональный бюджет 0,9 млрд руб.), с учетом сложившегося соотношения с принятым ВРП 4,5% выход всего ВРП из тени позволил бы получить дополнительно 1,9 млрд руб. в бюджеты всех уровней.

При существующем уровне бюджетных расходов для того, чтобы добиться бюджетной независимости региону необходимо собирать примерно 12 млрд руб. налогов (7,2 млрд руб. действ. бюджет . 1,5 : 0,9). Такой уровень налоговых сборов может обеспечить ВРП в пределах 270 млрд руб.

Таблица 1

_Производство ВРП в отраслях экономики Дагестана_

В % к итогу

1997г. 1998г. 1999г. 2000г.

Валовой региональный продукт: 100 100 100 100

Производство товаров 49,6 41,3 53,3 55,0

из него по отраслям экономики:

Промышленность 12,8 13,8 20,4 22,0

Строительство 19,2 8,7 7,5 7,6

Сельское хозяйство 17,3 18,2 24,9 25,0

Лесное хозяйство 0,1 0,1 0,1 0,1

Прочие отрасли по производству товаров 0,2 0,5 0,4 0,3

Производство услуг 54,3 58,5 46,2 44,6

Рыночные услуги 35,3 37,8 33,6 34,7

Из них:

Транспорт 11,6 8,9 6,0 6,4

В % к итогу

1997г. 1998г. 1999г. 2000г.

Связь 1,4 1,2 0,9 0,9

Розничная торговля, общественное питание, оптовая торговля. 11,0 16,7 17,5 18,4

Жилищно-коммунальное хозяйство 8,9 6,9 5,5 5,6

Нерыночные услуги 19,0 20,7 12,6 9,9

Чистые налоги на продукты -3,9 0,2 0,5 0,4

Расчеты в приближениях демонстрируют нам наличие макроэкономических зависимостей объемов производства, численности занятых, капитала. Существует правильная зависимость, по которой капитал и объем валового продукта приближаются. Под эту зависимость можно подвести экономическое обоснование, что и тот и другой представляют собой по сути модификацию (c+v+m). На конец 1999 года Основные производственные фонды составляли в Дагестане 32,1 млрд руб., хотя на конец 1997 года они составляли 67.6 млрд руб. в действовавших ценах.

Возможно ли реальное подобное сокращение за один год. Просто большая часть фондов была приватизирована и переоценена по продажным рыночным ценам и по документам списана, фактически продана и при этом успешно эксплуатируется малыми предприятиями или предпринимателями. С учетом инвестиционной инфляции стоимость основных фондов в регионе должна быть оценена в 280 млрд руб, что при одном миллионе занятых составляет фондовооруженность 280 тысяч рублей на одного работающего. В настоящее время при нормальной фондоотдаче ВРП региона мог бы быть в пределах 250 млрд руб.

Рост ВРП интересен не сам по себе, а поскольку позволяет за счет той ^+гп) своей части поднять доходы и уровень жизни населения региона с перспективой обеспечения бюджетной самодостаточности региона. Возможность макроэкономического регулирования обеспечивается макроэкономическими факторами и доказывается различными моделями.

Таблица 2

Производство ВРП (в фактически действовавших ценах; млрд. рубл., млн. рубл.)

1998 1999 2000

Выпуск Про- Валовая Вы- Про- Валовая Вы- Про- Вало-

межу- добав- пуск межу- добав- пуск межу- вая

точное ленная точное ленная точное добав-

потреб-треб- стоимость потреб-треб- стоимость потреб-треб- ленная стоим.

ление ление ление

Произведено

(в осн. це-

нах) - всего 13437,7 4957,4 8480,3 21347,6 8371,8 12975,8 33074,6 12595,3 20479,3

в том числе:

Производ-

ство товаров 6637,9 3133,3 3504,6 11881,0 4933,8 6947,2 19299,7 7990,0 11309,7

Производ-

ство услуг 6799,8 1824,1 4975,7 9466,6 3438,0 6028,6 13774,9 4605,3 9169,6

Из них:

Рыноч. услуг 4358,8 1141,4 3217,4 6359,5 1974,8 4384,7 10232,2 3094,2 7138,0

Нерын. услуг 2441,0 682,7 1758,3 3107,1 1463,2 1643,9 3542,7 1511,1 2031,6

Чистые

налоги 13,9 13,9 67,8 67,8 85,7 85,7

ВРП (в ры-

ноч. ценах) 13451,6 4957,4 8494,2 21415,4 8371,8 13043,6 33160,3 12595,3 20565,0

Макроэкономические факторы (такие, как уровень рыночной ставки процента, инфляции, безработицы и т.д.) оказывают воздействие на решения домашних хозяйств и фирм о сбережениях, инвестициях, потребительских расходах и т.д., что в свою очередь, определяет величину и структуру совокупного спроса. Поэтому микро— и макроэкономические процессы тесно взаимосвязаны.

Макроэкономика использует в своем анализе агрегированные величины, характеризующие движение экономики как единого целого: ВНП (а не выпуск отдельной фирмы), средний уровень цен (а не цены на конкретные товары), рыночную ставку процента (а не ставку процента отдельного банка), уровень инфляции, занятости, безработицы и т.д. Основными макроэкономическими показателями являются темп роста реального ВНП, темп инфляции и уровень безработицы.

Макроэкономические модели представляют собой формализованные (логически, графически и алгебраически) описания различных экономических явлений и процессов с целью выявления функциональных взаимосвязей между ними. Любая модель (теория, уравнение, график и т.д.) является упрощенным, абстрактным отражением реальности, так как все многообразие конкретных деталей не может быть одновременно принято во внимание при проведении исследования. Поэтому ни одна макроэкономическая модель не абсолютна. Она не дает единственно правильных ответов, адресованных конкретным странам в конкретный период времени. Однако с помощью таких обобщенных моделей определяется комплекс альтернативных способов управления динамикой уровней занятости, выпуска, инфляции, инвестиций, потребления, процентных ставок, валютного курса и других внутренних (эндогенных) экономических переменных, вероятностные значения которых устанавливаются в результате решения модели. В качестве внешних (экзогенных) переменных, величина которых определяется вне модели, нередко выступают основные инструменты фискальной политики правительства и монетарной политики Центрального банка — изменения в величинах государственных расходов, налогов и денежной массы.

Обеспечиваемая с помощью моделей многовариантность способов разрешения экономических проблем позволяет добиваться необходимой альтернативности и гибкости макроэкономической политики. Использование макроэкономических моделей дает возможность оптимизировать сочетания инструментов бюджетно-налоговой, кредитно-денежной, валютной и внешнеторговой политики, успешно координировать меры правительства и Центрального банка по управлению циклическими колебаниями экономики. Наиболее перспективными с этой точки зрения являются модели, учитывающие динамику инфляционных ожиданий экономических агентов. Их использование в макроэкономическом прогнозировании позволяет снизить риск возникновения феномена неожиданной инфляции, которая оказывает наиболее разрушительное влияние на экономику, а также смягчить являющуюся одной из самых сложных в макроэкономике проблему недоверия к политике правительства и Центрального банка.

Такие обобщенные макроэкономические модели, как модель круговых потоков, А0-АЭ, крест Кейнса, !Б-ЬМ, кривые Филлипса, Лаффера, модель Солоу и т.д. представляют собой общий инструментарий макроэкономического анализа и не имеют какой-либо национальной специфики. Специфическими могут быть значения эмпирических коэффициентов и конкретные формы функциональных зависимостей между экономическими переменными в разных странах и регионах. Оценка любой макроэкономической модели должна даваться не по критерию ее сиюминутной "пригодности" или "непригодности" для экономики конкретной страны и региона, в том числе и Дагестана, а по критерию ее полезности в процессе познания экономической динамики и управления ее показателями.

Объективная трудность состоит в том, чтобы обеспечить достаточность предпосылок построения модели с точки зрения поставленной цели и избежать ошибочных выводов для макроэкономической политики. В то же время, модель может быть достаточно реалистичной, но слишком сложной, тогда как простота модели — одно из важнейших требований к ней с точки зрения возможностей ее использования в процессе исследования. Однако и чрезмерная упрощенность модели может привести к исключению из анализа существенных факторов, вследствие чего выводы окажутся неверными. Поэтому наиболее сложным моментом построения любой модели является определение круга факторов, существенных для макроэкономического анализа конкретной проблемы.

Наряду с классификацией экономических переменных, как эндогенных, так и экзогенных, важна и другая группировка, связанная со способом измерения их во времени. Переменные запаса могут быть измерены только в определенный момент времени и характеризуют состояние объекта исследования на определенную дату — начало или конец года и т.д. Примерами запаса могут служить государственный долг, объем капитала в экономике, общее число безработных и т.д.

Переменные потока измеряются в единицу времени (в месяц, в квартал, в год и т.д.) и характеризуют собственно "течение" экономических процессов во времени: размер потребительских расходов за год, объем инвестиций за 1 год, число потерявших работу в течение квартала и т.д.

Потоки вызывают изменения в запасах: накопление бюджетных дефицитов за ряд лет приводит к увеличению государственного долга; изменение запаса капитала в конце текущего года по сравнению с его величиной на конец прошлого года может быть представлено как поток чистых инвестиций за год и т.д. Взаимосвязь запасов и потоков составляет основу исходной макроэкономической модели круговых потоков.

Процесс изменения структуры может выразиться в том числе в накоплении негативных характеристик, нарушающих динамику развития. По мере накопления деструктивных изменений возникает необходимость вмешаться в структуру экономической системы с целью ее реорганизации на базе новых функциональных структур, ликвидации ухудшающих показателей системы элементов или связей. Такой процесс изменения пропорций и взаимоотношений частей существовавшей экономической системы в ходе приобретения ею нового существенного качества называется реструктуризацией.

Процессы реструктуризации экономических систем представляют собой очень сложное явление, поскольку участвующие в системах субъекты руководствуются прежде всего личными экономическими интересами, которые могут приводить к затягиванию и противодействию структурным переменам. Поэтому методологически наиболее спорен вопрос о том, каким способом должна осуществляться реструктуризация, то ли безболезненным, но не кардинальным встраиванием нового в сложившуюся структуру, то ли кардинальной трансформацией системы. Первый способ предполагает мирное удовлетворение условий реструктуризации, выдвигаемых всеми участвующими субъектами, в том числе интересов деструктивных элементов. Второй способ предполагает соответствующую политическую поддержку, для которой сейчас отсутствуют соответствующие социальные условия - оппозиция весьма пассивна, также апатичен и народ, разочарованный в политических альтернативах методами современных выборных технологий и продажностью средств масс-медиа.

Основным инструментом макроэкономического воздействия на структуру экономики в регионе до сих пор служили государственные инвестиции. Это были безвозвратные вложения в поддержку сельского хозяйства и некоторых градообразующих заводов машиностроения в целях сохранения занятости и других сторон экономической безопасности региона. Кроме того значительная их часть пошла на создание новых для региона производств и предприятий с коммерческой целью расширения налоговой базы, то есть преследовала макроэкономические задачи. Однако, гора родила мышь, каждому такому предприятию "крышует" высокопоставленный чиновник, который вместе со своим кланом настолько его обсасывает, что у предприятия не всегда остаются средства даже для бузубыточной работы.

Коммерческие кредиты из-за своих ростовщических размеров практически не оказывают оживляющего воздействия на экономику региона. Таможенная политика находится целиком в ведении Центра.

Хизриева С.А.

Направления совершенствования механизма управления оплатой труда

В условиях переходной экономики сфера социально-трудовых отношений требует реформирования и, прежде всего, изменения идеологии формирования заработной платы. В соответствии с правительственной концепцией реформирования заработной платы, в качестве главной цели предусматривается создание условий для кардинального повышения реального размера оплаты труда, обеспечение реализации воспроизводственной, стимулирующей, регулирующей и социальной функции заработной платы. Достижение этой стратегической цели требует создание определенных условий и механизмов, которые должны быть задействованы на всех уровнях хозяйствования - от федерального до внутрифирменного. Среди них названы следующие:

* развитие рыночных механизмов регулирования заработной платы;

* участие государства в регулировании цены рабочей силы (заработной платы) на основе системы социальных гарантий и социальных стандартов, характеризующих не только минимально-достаточные условия и уровень жизни работников и их семей, но и динамику их повышения;

* поэтапное приближение минимальной оплаты труда и тарифной ставки I разряда ЕТС к величине прожиточного минимума;

* реализация принципа равной оплаты равносложного труда в сопоставляемых условиях, устранение необоснованной дифференциации в оплате труда в зависимости от форм собственности предприятия;

* усиление законодательной защиты прав работников на своевременное получение начисленной зарплаты.

Необходимо также, отмечается в постановлении Правительства, повысить мотивационный потенциал заработной платы, привести в соответствие с новыми реалиями механизм увязки оплаты труда с конечными результатами производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.