ИНСТРУМЕНТЫ ИНТЕНСИВНОГО РАЗБИТИЯ СФЕРЫ РЕКРЕАЦИОННЫХ УСЛУГ
И. С. ЛЕБЕДЕВА
Южный институт менеджмента, преподаватель кафедры «Экономика», 350040, Краснодар, ул. Ставропольская, 216
Условия развития рекреационных организаций, существующих в пространстве современной России, определяют необходимость расширения состава применяемых подходов и инструментов их исследования.
Ключевые слова: рекреационная организация; развитие; инструмент.
Коды классификатора JEL: L83.
Социальная экономика в процессе реформирования общественно-хозяйственной системы России существенно изменилась и приобрела качественно новые характеристики. В ее составе сформировались частный и общественный секторы, появились новые виды социальных потребностей, произошла функциональная и структурная перестройка прежних элементов социального сервиса, во многом обусловленная развитием человеческого фактора современного производства [1]. Трансформационные преобразования глубоко затронули и сферу рекреационных услуг, в которой на протяжении последнего десятилетия наблюдался динамичный экономический рост.
Вхождение экономики России в кризисную рецессию обозначило не только прерывание длительного роста сферы рекреационных услуг, но и потребность в изменении характера ее дальнейшего развития. Опираясь на устаревшую инфраструктуру, используя технологии и компетенции, доставшиеся по наследству от советского периода, в современных условиях невозможно адекватно обеспечивать воспроизводство квалифицированной рабочей силы и человеческого капитала, а также формирование необходимого потенциала здоровья новых генераций участников общественного производства и защиту здоровья людей, вышедших за пределы этапа экономической активности своего жизненного цикла.
Для обеспечения дальнейшего интенсивного развития сферы рекреационных услуг необходимы специальные рыночные инструменты. Прямое заимствование аналогичных инструментов из других сфер не может быть эффективным, поскольку в данном случае игнорируются особые условия протекания хозяйственного процесса в системе социальных услуг: высокий уровень зависимости от комбинации природных факторов; институциональные ограничения формирования и распределения финансовых результатов; зависимость конечных результатов деятельности от эффективности комбинирования имеющихся факторов и ресурсов; повышенная чувствительность бизнеса к рискам и угрозам и др. Вместе с тем потенциал многих традиционных рыночных инструментов развития в сфере рекреационных услуг недостаточно раскрыт; это тем более относится к инструментам, обладающим потенциалом интенсивного развития данной сферы [2].
Отечественная сфера рекреационных услуг последовательно интегрируются в мировое хозяйство. Широкое предложение услуг оздоровления, восстановления трудового и предпринимательского потенциала, гостеприимства и отдыха от различных мировых производителей, сдерживаемое сохраняющимся низким уровнем доходов населения России, все же обусловливает рост конкуренции в данной сфере и, соответственно, актуализирует разработку эффективных рыночных инструментов ее интенсивного развития. В глобальном хозяйственном пространстве конкурентоспособность бизнес процессов и продуктов может быть обеспечена на основе извлечения синергетического эффекта от комбинирования и переплетения потенциалов совокупности имеющихся в наличии современных рыночных инструментов, ориентированных на интенсивное развитие экономических отношений [3].
Под рыночными инструментами развития следует понимать активные средства, применяемые субъектами рыночного взаимодействия при анализе, оценке, регулировании, преобразовании, контроле отношений, реально складывающихся или перспективных (прогнозируемых и проектируемых) для пространства данного взаимодействия в целях обеспечения эффективности и устойчивости его эволюции.
Адресация и форма результатов деятельности в социальной экономике обусловливают следующие специфические характеристики рыночных инструментов развития данной сферы:
© И. С. Лебедева, 2009
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
96
И. С. ЛЕБЕДЕВА
— встроенные институциональные ограничения доходности смешанных благ, которые проявляются, как установление специальных механизмов ценообразования на социальные услуги, ограничение рентабельности, утверждение принципа неприбыльной деятельности и др.;
— адаптация к условиям воспроизводства человеческого фактора, которая проявляется в обременении указанных инструментов специальными защитными функциями;
— учет фактора социализации (обобществления) отношений, складывающихся во внутренней среде сферы социальной экономики.
Сфера рекреационных услуг функционально ориентирована удовлетворение потребностей социального оздоровления и восстановления трудового и предпринимательского потенциала экономически активной части населения, а также потенциала нормальной жизнедеятельности людей, находящихся за пределами хозяйственного процесса. Необходимо отметить, что указанная сфера технологически и организационно примыкает к сфере здравоохранения, из состава которой она выделилась в начале ХХ века.
Вместе с тем, в социальной экономике сфера рекреационных услуг организационно соединена со сферой туризма и индустрией гостеприимства, что находит отражение в статистическом учете, государственном регулировании, социально-экономической политике и рыночном взаимодействии соответствующих экономических субъектов. Данное обстоятельство необходимо учитывать, определяя рыночные инструменты, применяемые для функционирования и развития сферы рекреационных услуг.
Сфера рекреационных услуг современной России пространственно локализована в нескольких региональных экономических системах, большинство которых относится к ЮФО, где сложились несколько активных ядер локализации и спецификации сферы рекреационных услуг, которые правомерно квалифицировать, как пространственные системы рекреационного профиля. Каждая из них опирается на концентрацию уникальных природных оздоровительных ресурсов, специальную рекреационную инфраструктуру, человеческий фактор соответствующей квалификации, а также на накопленные элементы культуры рекреации.
В ходе реформирования социально-экономической системы России некоторые рыночные инструменты были заимствованы из опыта других стран, обладающих более высоким уровнем развития. В современной научной литературе обосновывается вывод о неэффективности прямого заимствования рыночных инструментов, которые должны пройти необходимую адаптацию к условиям функционирования и развития экономических отношений. В данном отношении правомерно утверждение о том, что ни один из рыночных инструментов не может быть квалифицирован, как универсальный [4].
Миссия рыночных инструментов в сфере рекреационных услуг заключается в обеспечении эффективности и устойчивости процессов функционирования и развития данной сферы в постоянно изменяющейся рыночной среде. Указанное общественное предназначение рыночных инструментов разворачивается в совокупность основных функций, которые могут быть определены следующим образом:
— адаптационная функция, ориентированная на приспособление субъектов данной сферы к рыночной среде и ее изменениям;
— функция обеспечения экономической безопасности, защищающая развитие данной сферы от наиболее значимых рисков и угроз;
— функция согласования экономических интересов субъектов внутренней и внешней среды, обеспечивающая регулирование трансакционных издержек и достижение необходимого уровня эффективности;
— функция институциональной коррекции, обеспечивающая изменение норм, стандартов, контрактов и форм поведения субъектов;
— интегрирующая функция, обеспечивающая формы интеграционного взаимодействия во внутренней и внешней среде данной сферы;
— дифференцирующая функция, ориентированная на выделение и обособление новых видов субъектов сферы рекреационных услуг;
— функция формирования конкурентных преимуществ, обеспечивающая эффективность конкурентного взаимодействия.
Исследуя рыночные инструменты развития сферы рекреационных услуг, необходимо исходить из реальной оценки их возможностей и ограничений. Характер данной научной проблемы предполагает применение познавательного потенциала институционального подхода, ориентированного на оценку действующих норм права, традиций, контрактов, форм экономического поведения и статусов субъектов [5].
В составе комплекса рыночных инструментов развития, которые могут быть использованы в сфере рекреационных услуг, необходимо разграничивать две группы инструментов:
— инструменты инерционной адаптации к ранее сложившимся параметрам технологической базы, человеческого фактора, условиям рыночной среды и институциональным параметрам деятельности сервисных организаций, ориентированные на преимущественно экстенсивное развитие;
ИНСТРУМЕНТЫ ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ СФЕРЫ
97
— инструменты инновационной модернизации параметров технологической базы, человеческого фактора, условий рыночной среды и институциональных параметров деятельности сервисных организаций, ориентированные на преимущественно интенсивное развитие.
Кризисная ситуация в экономике современной России дополнительно актуализирует инструменты инновационной модернизации сферы рекреационных услуг, к которым, в первую очередь, следует отнести: инструменты, обладающие потенциалом формирования системного качества взаимодействия между участниками рынка (спецификации рекреационных услуг); инструменты рыночного продвижения услуг, входящих в процесс воспроизводства квалифицированной рабочей силы и человеческого капитала (социального маркетинга).
Наиболее востребованы следующие инструменты спецификации взаимодействия между участниками рынка рекреационных услуг, ориентированные на формирование функциональных территориальных подсистем оздоровительного профиля в регионах-субъектах современной России:
— региональная ассоциация участников рынка рекреационных услуг, механизм которой позволяет оптимизировать издержки согласования и защиты их интересов, а также обеспечивает участие данных субъектов в формировании и реализации рекреационной составляющей социально-экономической политики развития территории;
— территориальный центр консультационных услуг и диффузии эффективных форм контрактов в социальной экономике;
— региональное ЧГП по развитию и эксплуатации объектов специальной инфраструктуры рекреационного сервиса.
В комплексе инструментов социального маркетинга, ориентированных на создание благоприятных условий для рыночного продвижения рекреационных услуг как смешанных благ, необходимо выделить:
— формирование и распределение региональных грантов на подготовку новых интегрированных сервисных продуктов и разработку новых технологий рекреационного сервиса, адресованных некоммерческим организациям сферы рекреационных услуг;
— лизинг инновационных объектов специальной рекреационной инфраструктуры, позволяющий преодолеть существенные ограничения инвестиционного процесса в сфере рекреационных услуг: дефицит собственных финансово-инвестиционных ресурсов сервисных организаций; повышенные риски привлечения средств внешних инвесторов, обусловленные характером распределения прав собственности в данной сфере.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беккер Г. С. Человеческое поведение: экономический подход // Избранные труды по экономической теории. М.: ГУ ВШЭ, 2003.
2. Белоусова А. А. Институциональные инструменты развития российского рынка образовательных услуг // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. Т. 5. № 3.
3. Клейнер Г. Б. Системная парадигма и теория предприятия // Вопросы экономики. 2002. № 10.
4. Латов Ю. В. Влияние нефтегазового комплекса на национальную экономическую безопасность России // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2009. Т. 7. № 1.
5. Полищук Е. А. Человеческий капитал в экономике современной России: проблемы формирования и реализации. Ижевск: ИжГТУ, 2005.
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3