Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОМЫШЛЕННЫХ КЛАСТЕРОВ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ'

ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОМЫШЛЕННЫХ КЛАСТЕРОВ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЕ КЛАСТЕРЫ / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ИНСТРУМЕНТЫ ПОДДЕРЖКИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПОДДЕРЖКА БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рудаков Дмитрий Николаевич, Шальнева Мария Сергеевна

В настоящее время перед Россией стоит важнейшая экономическая задача: противостоять неблагоприятным условиям и реализовать свой экономический потенциал, что предполагает динамичное развитие промышленности, в том числе, с помощью политики импортозамещения. Одним из приоритетных направлений в контексте ее реализации является развитие промышленных кластеров, что требует инновационных подходов к развитию инструментов их государственной поддержки. В этой статье была обоснована необходимость в государственной поддержке, в соответствии с существующими на сегодня экономическими и политическими условиями. Также была рассмотрена нормативно-правовая основа, регламентирующая использование инструментов поддержки промышленных кластеров со стороны государства. В соответствии с ней рассмотрен порядок получения поддержки субъектами промышленных кластеров. Кроме того, была проведена дифференциация необходимых для использования инструментов, в зависимости от размера бизнеса и стадии жизненного цикла производимого продукта. С помощью аналитических и статистических методов были проанализированы реалии современного использования инструментов государственной поддержки промышленных кластеров и сделаны выводы об их эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рудаков Дмитрий Николаевич, Шальнева Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTRUMENTS OF STATE SUPPORT FOR INDUSTRIAL CLUSTERS IN THE CONTEXT OF IMPORT SUBSTITUTION

At present, Russia faces the most important economic task: to resist adverse conditions and realize its economic potential, which implies the dynamic development of industry, including through the policy of import substitution. One of the priority areas in the context of its implementation is the development of industrial clusters, which requires innovative approaches to the development of tools for their state support. This article substantiated the need for state support, in accordance with the current economic and political conditions. Also, the legal framework regulating the use of tools to support industrial clusters by the state was considered. In accordance with it, the procedure for obtaining support by subjects of industrial clusters is considered. In addition, a differentiation was made of the necessary tools for use, depending on the size of the business and the stage of the life cycle of the product being produced. With the help of analytical and statistical methods, the realities of the modern use of state support tools for industrial clusters were analyzed and conclusions were drawn about their effectiveness.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОМЫШЛЕННЫХ КЛАСТЕРОВ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ»

Инструменты государственной поддержки промышленных кластеров в условиях импортозамещения

Рудаков Дмитрий Николаевич,

магистр, ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» E-mail: rudakov.dmit.n@gmail.com

Шальнева Мария Сергеевна,

к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» E-mail: mshalneva@fa.ru

В настоящее время перед Россией стоит важнейшая экономическая задача: противостоять неблагоприятным условиям и реализовать свой экономический потенциал, что предполагает динамичное развитие промышленности, в том числе, с помощью политики импортозамещения. Одним из приоритетных направлений в контексте ее реализации является развитие промышленных кластеров, что требует инновационных подходов к развитию инструментов их государственной поддержки. В этой статье была обоснована необходимость в государственной поддержке, в соответствии с существующими на сегодня экономическими и политическими условиями. Также была рассмотрена нормативно-правовая основа, регламентирующая использование инструментов поддержки промышленных кластеров со стороны государства. В соответствии с ней рассмотрен порядок получения поддержки субъектами промышленных кластеров. Кроме того, была проведена дифференциация необходимых для использования инструментов, в зависимости от размера бизнеса и стадии жизненного цикла производимого продукта. С помощью аналитических и статистических методов были проанализированы реалии современного использования инструментов государственной поддержки промышленных кластеров и сделаны выводы об их эффективности.

Ключевые слова: промышленные кластеры, кластерная политика, импортозамещение, инструменты поддержки промышленности, промышленная политика, поддержка бизнеса.

В современных условиях актуальным является вопрос повышения конкурентоспособности экономики России и ее субъектов. Процессы глобализации обуславливают необходимость обеспечения экономической безопасности и промышленного суверенитета страны. Для этого необходимо конкурентное, устойчивое и эффективное промышленное развитие регионов. Для стимулирования их развития и достижения указанных целей в России проводится государственная политика развития промышленных кластеров.

Развитие промышленных кластеров при государственной поддержке является приоритетным направлением экономической политики, особенно в современных экономических условиях, предполагающих ограничения экспорта высокотехнологичной продукции, сокращение иностранных инвестиций, различные санкции. Для функционирования на новом высокотехнологичном уровне кластерам необходимы инвестиции для привлечения интеллектуального капитала, создания развитой инфраструктуры, обновления производственных мощностей, достижения стратегических целей управления региональными территориями.

Промышленные кластеры открывают возможности увеличения занятости за счет создания новых рабочих мест, повышения производительности труда и эффективности производства, более интенсивного развития территорий регионов. Кластеризация способствует концентрации отдельных видов бизнеса, связанных специфическими формами взаимодействия, использования общей инфраструктуры, экономии затрат, совместной кооперации.

Таким образом можно сказать, что применение кластерного подхода формирует уникальную экономическую систему, включающую эффективное объединение научных, промышленных и образовательных организаций [11].

Среди ключевых положительных эффектов от формирования кластеров следует также отметить минимизацию логистических затрат, концентрацию человеческого капитала, приток инвестиций и технологий. Именно данные эффекты являются основой успешной реализации стратегии импортозамещения [12].

С помощью этих экономических эффектов планируется обеспечить реализацию национальных целей развития, которые предполагают ускорение технологического и инновационного развития, обеспечение темпов экономического роста выше мировых и создание в базовых отраслях экономики высокопроизводительного экспортно-

го о

со £

m Р СГ

СТ1 А

ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий [2].

В связи возникает понимание объективной необходимости проводить государственную кластерную политику и поддерживать развитие и функционирование промышленных кластеров, так как это даст соответствующий экономический эффект и может помочь достичь указанных выше целей. Однако реализация кластерной политики может столкнуться со значительными сложностями и развитие промышленных кластеров может сдерживаться из-за непонимания и недостаточной проработки необходимого инструментария, посредством которого государство воздействует на процессы создания и развития промышленных кластеров. Отсюда происходит основная задача этой работы - исследование и анализ эффективности использования инструментов господдержки промышленных кластеров.

Государственная поддержка кластерных систем определяется рядом нормативно-правовых актов [1,2, 3, 4, 5]. Систематизируем и проанализируем основные меры и механизмы поддержки в соответствии с ними.

1. Финансовая поддержка. Она включает в себя субсидирование производства продукции, создание и модернизацию существующей инфраструктуры, инвестиционные налоговые кредиты и налоговые льготы, поддержку госудаоственных фондов, субсидирование процентной ставки по кредитам, субсидии на определенные цели, возмещение затрат и другие инструменты.

Также существует возможность получить субсидию в рамках реализации совместных проектов, так в 2018 году 17 проектов получили субсидий от Минпромторга на общую сумму 4,7 млрд руб. [8].

В 2023 г. вступили в силу новые формы поддержки: субсидирование до 150 млн руб. покупки стартовой партии импортозамещающей промышленной продукции, кредитование по льготной ставке (30% от ключевой ставки ЦБ РФ + 3% годовых), снижение страховых взносов до 7,6% [5, 7].

2. Поддержка научно-технической деятельности. Она может осуществляться в форме размещения в рамках госзаказа заданий на выполнение НИОКР и их субсидирования, финансирования грантов на научные исследования, льготные условия по кредитам на НИОКР, а также в форме стимулирования спроса на инновации и поддержки инжиниринга.

Необходимость этих мер предопределена тем, что с развитием науки и появлением новых технологий происходит совершенствование выпускаемой продукции, внедрение инноваций, вследствие чего у продукции появляются конкурентные преимущества и она становится конкурентоспособной как на отечественном, так и на мировом рын-= ке. Именно поэтому промышленные кластеры осу-е ществляют немалые затраты на науку и разработку Я новых технологий и продуктов. Так, объем затрат ° на НИОКР увеличился с 652,0 млн руб. в 2015 году, 1 до 721,3 млн руб. в 2017 [6].

3. Информационная поддержка. Может предоставляться в форме ведения различных информационных изданий, в том числе в интернете, которые относятся к деятельности промышленных кластеров, помощи в организации конференций и выставок, и оказания рекламной поддержки. Так, была разработана и внедрена ГИСП (государственная информационная система промышленности), обеспечивающая взаимодействие между кластерами и государственными органами власти.

4. Поддержка развития кадрового потенциала. Кадровый потенциал является одним из важнейших факторов стабильного экономического развития промышленных кластеров. Поддержка его развития преследует цели повышения квалификации работников и роста производительности труда. За последние несколько лет произошло достаточно сильное увеличение производительности труда в кластерах. Она выросла с 2,2 млн руб./чел. в 2015 году, до 2,8 млн руб./чел. в 2017 году [6]. Стимулирование развития кадрового потенциала может осуществляться в форме поддержки организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам для работников в сфере промышленности, посредством предоставления финансовой, информационной и консультационной поддержки, предоставления учебно-методического и научно-педагогического обеспечения.

5. Специальный инвестиционный контракт (далее - СПИК) - это соглашение между инвестором и РФ, в котором фиксируются обязательства инвестора обеспечить создание, модернизацию или освоение производства промышленной продукции, не имеющей российских аналогов, а также инвестировать не менее 750 млн рублей в один проект сроком не более 10 лет и обязательства РФ гарантировать стабильность налоговых и регуляторных условий и льгот, а также предоставить меры поддержки [1].

СПИК - это нефинансовый инструмент, который применяется с целью стимулировать бизнес к созданию новых производственных мощностей на территории России. Это эффективный инструмент долгосрочного развития, который привлекает инвестиции в российскую промышленность, обеспечивает модернизацию производства и интенсивное развитие промышленного сектора без использования прямых бюджетных вливаний. Государство лишь создает инвестору максимально благоприятные условия для реализации инвестиционного проекта, что одновременно включает сразу несколько мер поддержки.

6. Поддержка в области внешнеэкономической деятельности. Такая поддержка может предоставляться компаниям, экспортирующим свою продукцию, в виде содействия в продвижении отечественных товаров на иностранных рынках. Кроме этого, могут оказываться меры финансовой, имущественной поддержки и предоставления госгарантий. Основной целью этого направления поддержки является обеспечение несырьевого экспорта и конкурентоспособности российских товаров на рынках иностранных государств.

7. Поддержка при госзакупках. Поддержка при госзакупках означает, что при их осуществлении приоритет отдается товарам российского происхождения и накладываются различные ограничения на импортную продукцию. Это особенно актуально в современных условиях, когда российская экономика находится под санкционным давлением и необходимо снизить зависимость от импортных

комплектующих, что и позволяют сделать госзакупки.

Необходимо заметить, что все разные типы кластеров нуждаются в различных инструментах господдержки, их выбор зависит от масштаба кластера и стадии жизненного цикла производимой на нем продукции (таблица 1).

Таблица 1. Дифференциация инструментов господдержки в зависимости от размера бизнеса и стадии жизненного цикла продукта

Малый бизнес Средний бизнес Крупный бизнес

Создание продукта • Программы поддержки малого и среднего бизнеса • Возмещение затрат на НИОКР • Госзаказ на НИОКР • Прямая поддержка в рамках госпрограмм

Создание производства • Преимущества при госзакупках • Программы поддержки малого и среднего бизнеса • Субсидия на приобретение стартовых партий продукции • Возмещение процентов по кредитам на инвестпроекты • Модернизация инфраструктуры • СПИК • Субсидия на приобретение стартовых партий продукции • Льготные кредиты • Возмещение процентов по кредитам на инвестпроекты • Льготные кредиты • Госгарантии по кредитам • Проектное финансирование СПИК • Модернизация инфраструктуры • Субсидия на приобретение стартовых партий продукции

Модернизация производства • Преимущества при госзакупках • Программы поддержки малого и среднего бизнеса • Возмещение процентов по кредитам на техпереворужение • Поддержка экспорта • Поддержка модернизации инфраструктуры • СПИК • Субсидирование затрат на пополнение оборотных средств • Субсидирование затрат • Возмещение процентов по кредитам на техперевооружение • Госгарантии по кредитам • Проектное финансирование • СПИК • Поддержка создания и модернизации инфраструктуры

Таким образом можно заключить, что необходим подробный анализ отраслевых и региональных промышленных кластеров, их масштаба, особенностей функционирования и выбора, подходящего для каждого из них инструмента господдержки.

Участники промышленных кластеров могут претендовать на возмещение за счет средств субсидий части затрат при реализации совместных проектов, инициаторами которых они являются. Таким образом создаются новые предприятия и встраиваются в существующие производственные цепоч-

ки, что позволяет снизить зависимость от поставок импортного сырья.

Совместные проекты позволяют избежать «хаотичного» импортозамещения, при котором средства субсидий сначала направляется на организацию производства нового вида промышленной продукция, а уже после этого осуществляется поиск потенциальных рынков сбыта указанной продукции. В этом случае участник совместного проекта обязан приобрести произведенную инициаторами продукцию.

Процессные мероприятия

Технологические мероприятия

• Сертификация и лицензирование деятельности, услуг, продукции, систем менеджмента

• Разработка методологических и нормативных документов

• Подготовка и повышение квалификации

кадров

• Оплата процентов по кредитам на процессные мероприятия

• Аттестация производства и оборудования

• Приобретение технологической оснастки для оборудования

• Обучение работников работе на новом оборудовании и ПО

• Разработка дополнительных программных модулей и технической документации

• Оплата лизинговых платежей за основные средства

• Разработка конструкторской документации и технологий

• Оплата процентов по кредитам на технологические мероприятия_

Рис. 1. Направления расходования субсидий на возмещение части затрат

Субсидии предоставляются при подаче заявления при условии соответствия промышленного кластера утвержденным требованиям и обязательстве заявителя достичь целевых показателей эффек-

тивности реализации совместного проекта промышленного кластера, срок реализации которого не может превышать 5 лет. При этом субсидия возмещает до 50% от общих затрат инициаторов про-

екта на его реализацию. Кроме того, она будет пе- Рассмотрим направления выделения средств речисляться два раза в год, на основании докумен- федеральной субсидии промышленным кластерам

тов, подтверждающих понесенные ранее затраты, и структуру их использования (рис. 1, рис. 2). что является дополнительным преимуществом.

■ Сертификация продукции и инспекционный контроль системы менеджмента качества

■ Изготовление и испытания прототипов и опытных образцов продукции

■ Приобретение технологической оснастки для оборудования

■ Разработка конструкторской документации на оборудование и продукцию

■ Обучение и повышение квалификации инженерно-технических кадров

■ Оплата лизинговых платежей

■ Приобретение и настройка программного обеспечения

■ Оплата процентов по кредитам на строительство здания и закупку оборудования

Рис. 2. Виды субсидируемых затрат совместных проектов кластеров, поддержанных Минпромторгом [6]

о_ в

Исходя из представленной выше диаграммы можно сделать вывод, что в структуре затрат преобладают технологические мероприятия, непосредственно связанные с производственным процессом.

Таким образом государство в настоящее время уделяет большое внимание формированию промышленных кластеров, активно стимулирует их развитие, регулирует отношения участников, создает инфраструктуру и устанавливает множество различных инструментов поддержки, с помощью которых можно реализовать эти мероприятия.

Согласно ПП № 41, промышленные предприятия при реализации совместных проектов получают субсидии в форме возмещения части уже понесенных затрат, что создает быстрый эффект в виде созданных высокопроизводительных рабочих мест и роста налоговых отчислений предприятий, а также обеспечивает низкий уровень бюджетных рисков.

Действительно, за последнее время значительно вырос совокупный объем налоговых отчислений участников кластеров с 275 млрд руб. в 2015 году до 422,8 млрд руб. в 2017 году [6]. И в целом можно сказать, что государственная политика поддержки кластерных образований осуществляется эффективно. Увеличилась производительность труда, уровень кооперации участников, количество рабочих мест, объем затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и снизилась доля импортных материалов, сырья и комплектующих, что подтверждает правильный выбор инструментов государственной поддержки промышленных кластеров и эффективную кластерную и импортозамещающую политику.

Таким образом можно сделать вывод, что предлагается широкий перечень мер государственной поддержки промышленных кластеров, и в зависи-

мости от обстоятельств и необходимости он пополняется. В целом наиболее используемой формой является финансовое стимулирование, как прямое, так и косвенное, осуществляемое чаше всего через субсидирование расходов и возмещение затрат. Особенно активно данные инструменты используются для поддержки выпуска наукоемкой и новой продукции, а также тех видов продукции, по которым наблюдается сильная импортозависимость, например, выпуск деталей и их компонентов или медицинских изделий. Также одним из эффективных инструментов, позволяющий профинансировать приоритетные направления деятельности в контексте импортозамещения является льготное кредитование и налоговые льготы. Достаточно широкое распространение получил и такой инструмент как СПИК (1.0 и 2.0), сам по себе включающий большое число мер поддержки, на сегодня насчитывается более 70 компаний, применивших данный инструмент.

Стоит отметить, что в работе были рассмотрены не все инструменты господдержки, так как их насчитывается более 2 000, однако мы рассмотрели самые используемые для поддержки промышленных кластеров. Таким образом можно сказать, что поддержка осуществляется в достаточно большом объеме и различными инструментами. Основные институты, через которые осуществляется поддержка - Минпромторг, Фонд развития промышленности и Фонд содействия инновациям, однако поддержку разного уровня осуществляют и другие инстанции, а также региональные органы власти. В настоящее время предоставляется более 2 000 мер поддержки в целом бизнесу, эти меры обобщены в навигаторе мер поддержки в государственной информационной системе промышленности (ГИ-СП) Минпромторга [10].

С одной стороны, это дает гибкость применения и адресного стимулирования необходимых ви-

дов деятельности, с другой стороны такое многообразие мер может усложнять процесс подбора подходящей для каждого конкретного бизнеса, особенно для малого и среднего бизнеса. Возможно имело бы смысл структурировать и несколько упростить для бизнеса процесс поиска и получения мер, с учетом того, что поддержка одновременно может осуществляться несколькими инстанциями. Тем не менее навигатор мер дает возможность компании найти инструмент поддержки для себя, а также при ведомствах работают консультационные центры и отделы, например, Консультационные центры ФРП, Мой бизнес и Минпромторга, которые могут бесплатно проконсультировать бизнес по поводу получения инструментов поддержки.

Тем не менее существуют и проблемы, препятствующие развитию промышленных кластеров, так, основные меры поддержки направлены на тех участников промышленных кластеров, которые являются крупным бизнесом и число компаний, получающих поддержку недостаточно большое. Также в контексте размера экономики, объем получаемой прямой финансовой поддержки является достаточно скромным, особенно если сравнивать со странами, проводившими политику импортозамеще-ния. Например, можно вспомнить успешный опыт импортозамещения послевоенной Японии в 19551973 гг., который вместе с присутствующим тогда экономическим ростом принято называть японским экономическим чудом. Одним из его аспектов являлось внедрение зарубежных технологий через покупку патентов, и последующая доработка этих технологий. Возможно для более быстрого развития технологий, имело бы смысл использовать опыт Японии и перенимать технологии зарубежные, так как на разработку собственных может потребоваться достаточно долгое время и потенциал может быть упушен. В связи с этим можно предложить введение специального льготного режима для покупки патентов компаниями.

Таким образом для дальнейшего прогрессивного развития необходимо совершенствование инструментов государственной поддержки промышленных кластеров, для более эффективного функционирования этих территориальных образований, а также для максимизации положительных эффектов от кластерной организации производства. Кластерная форма организации, несомненно является эффективной, за счет концентрации производства и использовании единой инфраструктуры и может помочь обеспечить импортозамещению выступая ядром, вокруг которого ускоренно будет происходить активное развитие промышленности, однако это далеко не единственная форма, которую следует развивать и поддерживать. Политика импортозамещения должны быть гибкой, охватывающей все многообразие российской промышленности и форм его организации.

Литература

1. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Фе-

дерации» (ред. от 13.06.2023) // СПС «Консультант Плюс»

2. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СПС «Консультант Плюс».

3. Постановление Правительства РФ от 31.07.2015 № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» (ред. от 22.12.2022) // СПС «Консультант Плюс».

4. Постановление Правительства РФ от 28.01.2016 № 41 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения» (ред. от 23.12.2022) // СПС «Консультант Плюс».

5. Постановление Правительства РФ от 22.02.2023 N295 «О государственной поддержке организаций, реализующих инвестиционные проекты, направленные на производство приоритетной продукции» (в посл. ред.) // СПС «Консультант Плюс».

6. III ежегодный обзор «Кластеры России» 2017 -URL: http://akitrf.ru/upload/iblock/633/63383ea5d-d27629d5c2a0cf7ff5ae53f.pdf (Дата обращения: 20.07.2023).

7. Ассоциация кластеров, технопарков и ОЭЗ России: Промышленные кластеры: новый режим работы - URL: https://akitrf.ru/upload/ mediaNbrary/d0b/sMb77r7jd482fe41g2e6fcjqyz-23tri/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B-C%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%B-D%D0%BD %D1%8B%D0%B5%20 %D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82 % D0 % B5 % D1 % 80 % D1 %8 B % 20%D0%B-D%D0%BE%D0%B2%D 1%8B%D0%B9%20 %D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D0%BC % 2 0 % D 1 % 8 0 %D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B. pdf (Дата обращения: 20.07.2023).

8. Ассоциация кластеров, технопарков и ОЭЗ России: Совместные проекты промышленных кластеров - URL: https://akitrf.ru/upload/Clus-ters2018.pdf (Дата обращения: 20.07.2023).

9. Васильева И.В., Васильева Т.Н. Особенности развития инновационной инфраструктуры российских регионов на примере кластеров // Экономика и предпринимательство - 2021 -№ 7(132) - С. 350-357

10. Государственная информационная система промышленности: Навигатор мер поддержки -URL: https://gisp.gov.ru/nmp/main/ (Дата обращения: 20.07.2023).

11. Радыгина С.В. Кластерная политика как инструмент развития экономики регионов России / Вестник Удмуртского университета -2021. - № 3 - С. 394-402

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Спиридонов А.А., Фадеева М.Л., Толстых Т.О. Стратегические приоритеты государственной поддержки импортозамещения в промышленности // Экономика промышленности - 2023 - № 16(2) - С. 166-175.

INSTRUMENTS OF STATE SUPPORT FOR INDUSTRIAL CLUSTERS IN THE CONTEXT OF IMPORT SUBSTITUTION

Rudakov D.N., Shalneva M.S.

Financial University under the Government of the Russian Federation

At present, Russia faces the most important economic task: to resist adverse conditions and realize its economic potential, which implies the dynamic development of industry, including through the policy of import substitution. One of the priority areas in the context of its implementation is the development of industrial clusters, which requires innovative approaches to the development of tools for their state support. This article substantiated the need for state support, in accordance with the current economic and political conditions. Also, the legal framework regulating the use of tools to support industrial clusters by the state was considered. In accordance with it, the procedure for obtaining support by subjects of industrial clusters is considered. In addition, a differentiation was made of the necessary tools for use, depending on the size of the business and the stage of the life cycle of the product being produced. With the help of analytical and statistical methods, the realities of the modern use of state support tools for industrial clusters were analyzed and conclusions were drawn about their effectiveness.

Keywords: industrial clusters, cluster policy, import substitution, industry support tools, industrial policy, business support.

References

1. Federal Law of December 31, 2014 No. 488-FZ "On Industrial Policy in the Russian Federation" (as amended on June 13, 2023) // Consultant Plus SPS

2. Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2018 No. 204 "On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024" // ATP "Consultant Plus".

3. Decree of the Government of the Russian Federation of July 31, 2015 No. 779 "On industrial clusters and specialized organizations of industrial clusters" (as amended on December 22, 2022) // Consultant Plus SPS.

4. Decree of the Government of the Russian Federation of January 28, 2016 No. 41 "On Approval of the Rules for Providing Subsidies from the Federal Budget to Participants of Industrial Clusters to Reimburse Part of the Costs in the Implementation of Joint Projects for the Production of Industrial Products of the Cluster for the Purpose of Import Substitution" (ed. . from 12/23/2022) // SPS "Consultant Plus".

5. Decree of the Government of the Russian Federation of February 22, 2023 N295 "On state support for organizations implementing investment projects aimed at the production of priority products" (last edition) // SPS Consultant Plus.

6. III annual review "Clusters of Russia" 2017 - URL: http://akitrf. ru/upload/iblock/633/63383ea5dd27629d5c2a0cf7ff5ae53f.pdf (Date of access: 20.07.2023).

7. Association of Clusters, Technoparks and SEZs of Russia: Industrial clusters: new mode of operation - URL: https:// akitrf.ru/upload/medialibrary/d0b/silb77r7jd482fe41g2e6f-cjqyz23tri/%D0%9F%D1%80%D0%BE% D0%B-C%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B-D%D1 % 8B%D0%B5 % 20%D0%BA % D0%BB%D0 % B 0 % D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%8B%20%D0%B-D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D1%80%D0% B5%D0%B6%D0%B8%D0%BC%20%D1%80%D0%B0% D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B.pdf (Date of access: 07/20/2023).

8. Association of clusters, technology parks and SEZs of Russia: Joint projects of industrial clusters - URL: https://akitrf.ru/up-load/Clusters2018.pdf (Date of access: 20.07.2023).

9. Vasil'eva I.V., Vasil'eva T.N. Features of the development of the innovation infrastructure of Russian regions on the example of clusters // Economics and Entrepreneurship - 2021 - No. 7 (132) - P. 350-357

10. State information system of industry: Navigator of support measures - URL: https://gisp.gov.ru/nmp/main/ (Date of access: 20.07.2023).

11. Radygina S.V. Cluster policy as a tool for the development of the economy of Russian regions / Bulletin of the Udmurt University - 2021. - No. 3 - P. 394-402

12. Spiridonov A.A., Fadeeva M.L., Tolstykh T.O. Strategic priorities of state support for import substitution in industry // Economics of Industry - 2023 - No. 16 (2) - P. 166-175.

a.

e

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.