Научная статья на тему 'РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
434
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР / УЧАСТНИК КЛАСТЕРА / КЛАСТЕРНЫЙ ПРОЕКТ / ИННОВАЦИОННЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фадеева Т. В.

Целью исследования является изучение опыта реализации кластерной политики в Российской Федерации и предложение рекомендаций для совершенствования кластерной политики и усиления кластерных процессов. В статье представлены результаты анализа кластеров и кластерной политики в России. В процессе исследования использовались общенаучные и специальные методы: анализ и синтез, сравнение и обобщение, системный анализ. В результате исследования были выявлены движущие силы функционирования кластеров, риски реализации кластерной политики в России и перечень ограничивающих факторов при выборе кластеров-объектов для финансирования. В статье раскрыты особенности кластерной политики в России и даны рекомендации по проведению кластерной политики на основании отечественного опыта кластеризации. В отличие от существующих, предложенные в статье рекомендации обладают новизной, поскольку учитывают современный этап развития, на котором находятся кластерные объединения в России. При разработке рекомендаций были учтены новейшие тенденции в организационном развитии кластеров в условиях инновационной экономики. Представленные разработки будут полезны органам государственной власти при формировании региональных программ развития кластеров в региональной экономике, а также для принятия решений о поддержке кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фадеева Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECOMMENDATIONS FOR IMPLEMENTATION OF CLUSTER POLICY IN MODERN RUSSIA

The aim of the study is to study the experience of implementing cluster policy in the Russian Federation and offer recommendations for improving cluster policy and strengthening cluster processes. The article presents the results of the analysis of clusters and cluster policy in Russia. During the research, general scientific and special methods are used: analysis and synthesis, comparison and generalization, system analysis. As a result of the study, the driving forces of the functioning of clusters, the risks of implementing cluster policy in Russia and a list of limiting factors when choosing clusters-objects for financing are identified. The article reveals the peculiarities of cluster policy in Russia and gives recommendations for conducting cluster policy based on the domestic experience of clustering. In contrast to the existing ones, the recommendations proposed in the article are novel, since they take into account the current stage of development at which cluster associations in Russia are located. When developing the recommendations, the latest trends in the organizational development of clusters in an innovative economy are taken into account. The presented developments will be useful to public authorities in the formation of regional programs for the development of clusters in the regional economy, as well as for making decisions on the support of clusters.

Текст научной работы на тему «РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

УДК 332.1

РО!: 10.25206/2542-0488-2021-6-2-154-160

Т. В. ФАДЕЕВА

Омский государственный технический университет, г. Омск

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ_

Целью исследования является изучение опыта реализации кластерной политики в Российской Федерации и предложение рекомендаций для совершенствования кластерной политики и усиления кластерных процессов. В статье представлены результаты анализа кластеров и кластерной политики в России. В процессе исследования использовались общенаучные и специальные методы: анализ и синтез, сравнение и обобщение, системный анализ. В результате исследования были выявлены движущие силы функционирования кластеров, риски реализации кластерной политики в России и перечень ограничивающих факторов при выборе кластеров-объектов для финансирования. В статье раскрыты особенности кластерной политики в России и даны рекомендации по проведению кластерной политики на основании отечественного опыта кластеризации. В отличие от существующих, предложенные в статье рекомендации обладают новизной, поскольку учитывают современный этап развития, на котором находятся кластерные объединения в России. При разработке рекомендаций были учтены новейшие тенденции в организационном развитии кластеров в условиях инновационной экономики. Представленные разработки будут полезны органам государственной власти при формировании региональных программ развития кластеров в региональной экономике, а также для принятия решений о поддержке кластеров.

Ключевые слова: кластер, кластерная политика, промышленный кластер, участник кластера, кластерный проект, инновационный территориальный кластер.

Введение

Статья посвящена изучению кластеров и процессов кластеризации в российской экономике. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что развитие кластеризации в стране должно привести к повышению конкурентоспособности производства, к активизации инновационных процессов и расширению импортозамещения.

Целью статьи является изучение опыта реализации кластерной политики в Российской Федерации и предложение рекомендаций для совершенствования кластерной политики и усиления кластерных процессов.

В ходе исследования необходимо выяснить, каким образом происходит реализация кластерной политики в России, и дать рекомендации по дальнейшему развитию кластеров в отечественной экономике.

Основные методы исследования в статье — это общенаучные и специальные методы: анализ и синтез, сравнение и обобщение, системный анализ.

Кластерная политика в России на сегодняшний день направлена на усиление инновационной активности кластеров и на их дальнейшее развитие. Государство играет особую роль в кластерах, формирует институциональную среду их создания

и развития, организовывает диалог между участниками кластера и оказывает значительную инфраструктурную и финансовую поддержку кластерным инициативам.

Кластерная инициатива является программой, политическим усилием по созданию, поддержке или обновлению кластеров. Кластерные инициативы могут быть направлены на укрепление связей между компаниями, создание необходимой инфраструктуры, поддержку инновационных компаний или исследований и разработок.

Ожидания относительно кластерных инициатив в России примерно можно выразить в следующих направлениях: усиление кооперации производственных, образовательных и научных организаций, усиление связанности региональных инновационных процессов, расширение конкурентных возможностей предприятий, привлечение и закрепление квалифицированных кадров на кластерных предприятиях. Кроме того, с развитием кластеров связывают глубокую специализацию производства и реализацию технологического потенциала базовых предприятий.

При существенных отличиях в организации кластеров в нашей стране и за рубежом конечные цели и задачи развития все же во многом совпадают. В нашей стране существующие кластерные иници-

ативы идут «сверху вниз», то есть от государства к предприятиям, происходит интеграция бизнеса вокруг крупных проектов.

Теория

Для рассмотрения и однозначного понимания темы исследования необходимо определить ряд терминов, которые необходимы для последовательного изложения изучаемого вопроса.

Согласно Ассоциации кластеров и технопарков России, промышленный кластер — это совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации. Промышленный кластер для многих производственных предприятий и непроизводственных организаций является средством усиления индивидуальной конкурентоспособности.

Инновационный территориальный кластер — совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций (участников кластера), которая характеризуется наличием: научно-производственной цепочки, объединяющей участников кластера; механизма координации деятельности и кооперации участников кластера и си-нергетического эффекта, находящего свое выражение в повышении эффективности деятельности [1].

По результатам анализа работ отечественных и зарубежных авторов приходим к выводу, что кластерная политика — комплекс государственных мер и механизмов поддержки, необходимых для формирования и функционирования кластеров и обеспечивающих необходимую им инфраструктуру и внедрение инноваций. Кластерная политика обеспечивает повышение конкурентоспособности регионов и предприятий, входящих в кластер.

Условиями успешной реализации кластерной политики являются: инновационная активность предприятий в условиях динамичной внешней среды, государственная поддержка в виде создания и поддержки инфраструктуры и нормативно-правовой базы, чувствительность предприятий к кластерному взаимодействию и статистическое обеспечение региональной кластерной политики [2, ^ 16].

Результаты и обсуждение

В России пилотные инновационные кластеры были созданы в 2012 году, когда был объявлен конкурсный отбор заявок на федеральное софинан-сирование их развития из средств региональных бюджетов. При Минэкономразвития России была создана комиссия, которая и осуществляла отбор мероприятий, для реализации которых запрашивались средства субсидии.

В итоге правительством было принято решение о формировании кластеров по четырем основным критериям: наличие научно-технологического и образовательного потенциала; наличие производственного потенциала; соответствие определенным стандартам качества жизни и уровня развития транспортной, энергетической, инженерной, жилищной инфраструктуры; определенный уровень организационного развития кластера [3, с. 4].

Целесообразно в качестве критериев отбора проектов на предоставление субсидии применять

следующие: соответствие проекта программам развития территории на региональном или федеральном уровне (то есть определенному направлению), превышение прогнозного эффекта над предполагаемыми затратами на проект, а также выбирать перспективные проекты, ориентированные на будущее стабильное развитие региона (проекты с потенциальным межрегиональным сотрудничеством).

Ограничивающими факторами при выборе инновационных территориальных кластеров для финансирования стали относительно небольшие средства, которые могли быть выделены, в первую очередь, на организационное развитие кластеров, низкий уровень проработки и готовности проектов, предложенных самими кластерами, сжатые сроки для освоения средств субсидии, а также принцип совместного освоения выделенных средств всеми участниками, а не только отдельными компаниями. Гибкость и оперативность региональной политики, ее приспособление под федеральную политику определили основных адресатов федеральной поддержки. На сегодняшний день в России действуют примерно 30 инновационных территориальных кластеров.

В настоящее время общее количество кластеров в России составило 119, из которых 41 — промышленные кластеры. Кластеры охватывают 28 отраслей.

Динамика общего количества участников кластеров составила 324 предприятия, увеличившись с 667 участников в 2017 году до 991 участника в 2019 году. Число промышленных кластеров в РФ увеличилось с 25 единиц в 2017 году до 41 единицы в 2019 г. [4, с. 4].

Финансовые и деловые кризисы, сохраняющаяся сильная неравномерность развития отдельных стран, а также внутристрановое социальное неравенство обостряют проблему промышленного развития страны. Обеспечение прироста ВВП на душу населения и достижение высоких значений других показателей развития страны возможно благодаря скоординированной промышленной, финансово-кредитной и бюджетно-налоговой политике. В России кластерная политика, являясь направлением промышленной политики, должна привести к устранению серьезных препятствий для финансирования кластерных проектов и в целом к экономическому росту в стране и укреплению национальной валюты.

В настоящее время в России созданы и успешно развиваются 137 кластеров в 52 регионах страны, из которых 25 — промышленные кластеры. Промышленный кластер — совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности (производящих промышленную продукцию), взаимодействующих в связи с функциональной зависимостью и близких территориально. Они могут быть расположены на территории одного или нескольких субъектов. В числе требований от Минпромторга России для предоставления финансовой помощи и других льгот в кластере не менее десяти участников являются промышленными предприятиями и не менее одного предприятия, осуществляющего конечное производство. Примерами промышленных кластеров, созданных в разных регионах страны, могут быть: в Орловской области кластер промышленного производства (машиностроение, металлургия и приборостроение), в Чувашской Республике кластер тяжелого машиностроения (входят ООО «Компания Корпоративного Управления «Концерн «Тракторные заводы»,

ООО «Четра — Промышленные машины»), Алтайский кластер аграрного машиностроения, Кластер производства нефтегазового оборудования в Удмуртской Республике.

Другой показательный пример промышленного кластера: Национальный аэрозольный кластер и Кластер электронных приборов, материалов и компонентов в Ставропольском крае. Первый из указанных кластеров создан на базе АО «Арнест» — лидера российского рынка парфюмерно-косметической продукции в аэрозольной упаковке. Предприятия кластера реализуют совместные проекты. Ожидаемый эффект от осуществления проектов — увеличение присутствия продукции на зарубежных рынках и рост объема экспортных поставок по долгосрочным контрактам (5—10 лет) с ведущими международными косметическими компаниями (Nivea, Unilever и др.).

Промышленный кластер производителей сельскохозяйственной и лесопромышленной техники Алтайского края «АлтаКАМ» объединяет ведущие предприятия аграрного машиностроения Алтайского края. Резиденты кластера образуют единую производственную цепочку, включающую промышленные предприятия, источники технологий, а также технологическую инфраструктуру. Цель создания промышленного кластера — формирование совокупности предприятий в сфере промышленности, связанных кооперационными отношениями. Предприятия кластера, включенного в реестр промышленных кластеров Минпромторга России, могут претендовать на субсидирование затрат до 50 % при условии реализации совместных кластерных проектов [3, с. 9].

В рамках государственной программы по развитию промышленности и повышению ее конкурентоспособности происходит стимулирование создания индустриальных (промышленных) парков и технопарков. В частности, государством выдаются субсидии участникам кластеров на возмещение затрат при реализации совместных проектов по производству импортозамещающей промышленной продукции. Примерами совместных кластерных проектов являются следующие:

1) в химической промышленности Межрегиональный промышленный кластер «Композиты без границ» (Республика Татарстан, Саратовская область, Московская область) реализует совместный кластерный проект «Организация современного производства ПАН-волокна для обеспечения российского рынка всеми типами углеродных волокон» до 2022 года.

После (или во время) реализации совместных проектов предусматриваются такие целевые показатели, как рост кооперации участников кластера в размере 946,2 млн рублей, прирост объема экспорта в размере 658 млн рублей, создание 75 высокопроизводительных рабочих мест;

2) в фармацевтической отрасли: промышленный кластер биотехнологий (Кировская область) реализует совместный кластерный проект до 2021 года «Создание генно-инженерной вакцины нового поколения, не имеющей аналогов в России». После реализации совместного проекта предусматриваются такие целевые показатели, как рост кооперации участников кластера в размере 176,5 млн рублей, прирост выручки от продаж продукции промышленного кластера организациям вне кластера в размере 4,9 млрд руб., создание 44 высокопроизводительных рабочих мест [5, с. 14—15].

В сфере технологической специализации России за последние годы вошли две новые технологические области: микроструктурные и нанотехнологии, а также прочие потребительские товары. Однако многие высокотехнологичные направления, такие как химия полимеров, биотехнология, ИКТ до сих пор не входят в сферу технологической специализации нашей страны, несмотря на имеющуюся патентную активность в этих направлениях.

Согласно рассчитанным индексам технологической специализации по ряду направлений на основе данных Всемирной организации интеллектуальной собственности в России технологическая специализация выше, чем в США и Китае, по следующим направлениям: «измерительные технологии», «материалы и металлургия», «химическая инженерия», «двигатели, насосы и турбины», «прочие специальные машины», «детали машин и оборудования», «транспорт», «прочие потребительские товары», «гражданское строительство». Индекс технологической специализации в России значительно выше, чем в США и Китае по таким направлениям, как: «анализ биоматериалов», «пищевая химия», «микроструктурные и нанотехнологии» [6, с. 18].

Также в России делаются существенные шаги в сторону развития инфраструктуры для поддержки деятельности в сфере промышленности. Это развитие производственной, энергетической, транспортной, жилищной и социальной инфраструктуры, а также создание механизмов регулирования в области стандартизации и установления, исполнения требований к продукции.

На региональном уровне средства могут быть предоставлены и распределены между социально-ориентированными субъектами малого и среднего предпринимательства, инфраструктурными организациями (например, центры кластерного развития, центры сертификации, стандартизации и испытаний, региональные центры поддержки экспорта). Опыт функционирования кластеров в России показывает, что финансирование не является единственной и главной проблемой, а гораздо важнее кооперация предприятий внутри кластера, их взаимодополняемость, понимание и стремление к общей цели, осознание общей направленности.

К основным рискам реализации кластерной политики в России относят: «некритический трансферт» (или прямой перенос) ряда зарубежных концепций и теорий в российскую действительность, выбор ошибочных приоритетов финансирования кластерных проектов из бюджетных источников, малое (недостаточное) участие органов исполнительной власти при реализации кластерных проектов, отсутствие или неиспользование методик оценки эффективности работы кластеров, недостаточная их проработанность, отсутствие координации деятельности федеральных, региональных и местных властей.

Неверный выбор объекта управления при проведении кластерной промышленной политики связан с асимметрией информации, отсутствием или недостаточностью статистической информации, а также с отсутствием эффективных инструментов выявления кластеров.

Миллер А. Е. выявил ряд барьеров при реализации совместных проектов в кластерах, к которым относит следующие: отсутствие уверенности в долгосрочной поддержке кластера со стороны государства; сжатые сроки между получением государственных средств и необходимостью отчитаться

и предоставить результаты от вложения выделенных ресурсов; неясность процедур отбора проектов, а также условий участия в программе поддержки кластеров; трудности с согласованием мероприятий по развитию кластера с органами государственной власти; несоответствие направлений или объемов государственной поддержки потребностям развития кластера; иные приоритеты у органов государственной власти, идущие вразрез с потребностями кластера [7, с. 103].

В настоящее время в России только формируется база данных по успешному кластерному развитию, поэтому актуальной является единая система экономических показателей их деятельности. Со временем накопленная база данных кластерных показателей будет необходима для обмена опытом между регионами и для совершенствования инструментов кластерной политики.

Движущими силами функционирования кластеров в каждой конкретной отрасли являются следующие.

1. Активная инвестиционная политика региона. Очень важно для развития кластеров, когда региональные власти делают шаги по вложению региональных средств из бюджета в конкретные проекты. Возможно также увеличение финансирования из федерального бюджета для поддержки промышленных кластеров при обосновании дополнительной потребности в увеличении средств. Как правило, Минпромторг находит средства для поддержки совместных проектов участников промышленных кластеров за счет таких инструментов, как субсидии на компенсацию части затрат на НИОКР, субсидии по уплате процентов по кредитам на реализацию комплексных инвестиционных проектов, возвратное финансирование проектов консорциумов и инжиниринга и т. д. Участники региональных кластеров могут претендовать на такой вид поддержки, как софинансирование важных и значимых для компании мероприятий, например, проведение рекламной компании в СМИ или сертификация продукции [3, с. 26].

2. Поддержка государством той или иной отрасли, когда предприятиям предоставляются налоговые льготы в виде освобождения от их уплаты на определенный срок в зависимости от работы компании в технопарке или принадлежности к инновационным предприятиям.

3. Заинтересованность самих предприятий в сотрудничестве (это объединение предприятий на различных стадиях технологической цепочки).

4. Большую роль в развитии кластеров играют государственные заказы, как в случае с фармацевтической промышленностью, где госзакупки производятся по ежегодно обновляемой программе, что позволяет развиваться производителям.

Ярким примером заинтересованных в кластерном объединении предприятий является Липецкий птицеводческий кластер, в котором предприятия охватывают всю производственную цепочку, и получается замкнутый цикл, начиная с обеспечения производственного процесса материалом и заканчивая выпуском и продажей готовой продукции на сторону.

Очень важным фактором развития кластеров считается реализация проектов, достижение результатов, то есть претворение в жизнь ранее намеченного.

В отечественной экономике кластерная политика считается успешной, если достигается налажен-

ное взаимодеиствие между центральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и объединениями предпринимателей. В этом случае можно надеяться на механизм частно-государственного партнерства, что приведет к повышению конкурентоспособности кластеров и соответствующих территорий.

Среди рекомендаций отечественных ученых относительно развития кластеров можно отметить следующие: рекомендация более активно использовать бюджет развития и национальные проекты [8, с. 502].

Следующей рекомендацией стала последовательность и системность мер государства при проведении кластерной политики, а именно синхронизация деятельности субъектов власти на федеральном, региональном и местном уровнях, а также на уровне отдельных предприятий и образовательных и научных центров.

Поспелов С. В. выявляет необходимость синхронизации действий субъектов кластера на федеральном, региональном и местном уровнях, а в качестве координатора должна выступать региональная структура, выполняющая роль управляющей компании. Данный автор говорит о последовательности и системности мер государства как необходимых составляющих при реализации кластерной политики [9, с. 158].

Ахунжанова И. Н., Томашевская Ю. Н., Осипов Д. В. рекомендуют для дальнейшего развития инновационных кластеров в России решать следующие задачи:

1. Финансирование конкретных инновационных проектов, а не кластеров в целом.

2. Развитие кластеров с ориентацией на международный уровень, а также улучшение доступа к глобальному рынку.

3. Сужение специализации развиваемых кластеров, то есть концентрация на тематических кластерах, а не на индустриальных

4. Содействие активизации инновационной деятельности и НИОКР одновременно на региональном и международном уровнях.

5. Совершенствование инновационного потенциала в межсекторальной сфере [10, с. 117].

Зарубежные авторы Raphaël Suire и Jerome Vicente при исследовании факторов устойчивости технологических кластеров утверждают, что устойчивые кластеры — это те кластеры, которые объединяют эффекты сети и внешней аудитории при принятии решений о размещении и развиваются в направлении определенного ядра или периферии. Такие кластеры способны к обновлению и развитию на основе инновационных технологий и знаний [11].

При разработке рекомендаций по проведению кластерной политики необходимо учесть ряд особенностей, присущих процессам кластеризации в условиях российской действительности.

К особенностям кластерной политики в России относят следующие.

1. Использование технологической взаимодополняемости предприятий в кластере вместо технологической самодостаточности. Сотрудничество предприятий в кластерах становится основой разделения издержек, разделения рисков, и приводит к экономическому росту в стране.

2. Направленность на усиление инновационной активности кластеров.

3. В большинстве случаев кластерные инициативы исходят от государства.

4. Поощрение со стороны государства кластеров, выпускающих технически сложную продукцию в разных сферах (например, в сфере авиастроения и космических технологий, информационных технологий и связи), чтобы российские производители имели возможность конкурировать с мировыми производителями.

Создание и развитие промышленных кластеров в России является первостепенной задачей. Наукоемкие проекты и выпуск технически сложной продукции более приоритетны при реализации кластерной политики и решении вопросов о финансировании проектов предприятий в кластерах.

На основании указанных особенностей, имеющихся рисков реализации кластерной политики в России и ряда барьеров при реализации совместных проектов кластеров дадим рекомендации по проведению кластерной политики в отечественной экономике.

1. Обеспечение проектов и программ экономического развития регионов современными инструментами управления, основанными на кластерном подходе.

Речь идет, например, об инструментарии с применением кластерного анализа, который позволяет провести типологию территорий региона и предложить стратегические направления их устойчивого развития.

2. Аккумуляция ресурсов и направление их на инвестирование кластерных инициатив, наиболее характерных для данного региона (должны быть поддержаны те инициативы, где регион имеет реальные конкурентные преимущества).

3. Мониторинг и оценка результативности деятельности участников кластеров. Для объективной оценки деятельности кластера необходимо использовать количественные и качественные показатели, которые содержатся в комплексной программе развития кластера. Ту же систему показателей необходимо использовать и при выборе и утверждении кластерных проектов.

4. Выделение достаточного количества субсидированных средств, чтобы избежать зависших кластерных инициатив, добиться их завершения и своевременно освоить выделенные государством средства.

В вопросах материального обеспечения кластерных инициатив должно быть обязательным частное софинансирование, то есть наличие средств из внебюджетных источников в проектах кластеров для обеспечения большей эффективности их использования в конкурентной среде [12].

Кроме того, для успешного организационного развития кластеров необходимо применение концепции бережливых инноваций, которая включает в себя гибкую, рыночно-ориентированную модель исследований и разработок новых продуктов и решений, основанную на принципе коллективных итераций. Такая модель включает в себя: опору на потребителей на всех этапах жизненного цикла продукта, максимально быструю адаптацию к неожиданным резким переменам, широкое использование краудсорсинга и социальных сетей, а также ориентацию на сбалансированность между ценой и качеством. Краудсорсинг считается эффективным методом сбора идей и мнений общественности относительно выпуска каких-либо продуктов. При этом идеи, имеющие большую поддержку,

передаются дальше для их реализации. Внедрение концепции бережливых инноваций могло бы привести к увеличению инновационной активности кластеров, поскольку введение бережливых инноваций приводит к появлению на рынке качественных и доступных товаров и услуг.

Следование выделенным рекомендациям могло бы помочь стимулировать развитие конкурентоспособных кластеров и усовершенствовать российскую кластерную политику.

Выводы

Формирование региональных территориальных кластеров и стимулирование их роста — одна из самых актуальных задач, стоящих перед современной Россией. Если не решать эту задачу, невозможно совершить переход от сырьевой модели развития к инновационной экономике, точками роста которой являются кластеры. Особую роль в кластере играет государство, которое формирует институционально-правовые условия существования кластера, способствует диалогу участников, предоставляет финансовую поддержку выбранным кластерным инициативам.

Выгоды для участников кластера очевидны: это развитие бизнеса, поскольку происходит выход на новые рынки и новые сегменты, существенные вложения именно в производственные проекты, повышаются перспективы научных исследований и разработок, повышается кадровый потенциал предприятий, а также возникает кооперация с партнерами, сервисными и образовательными организациями.

По сути, кластерная политика направлена на региональную кооперацию участников с учетом специализации региона для внедрения инноваций и трансфера технологий из научной сферы в производственную. В то же время реализация кластерной стратегии должна основываться на оценке инвестиционного потенциала территории и реальных инвестиций в рассматриваемых направлениях.

Таким образом, наибольшим научно-техническим и инновационным потенциалом обладают те регионы, где находит реализацию кластерная политика, основанная на базовых преимуществах региона.

Рассмотрен отечественный опыт развития кластеров, рассмотрены риски реализации кластерной политики, а также движущие силы функционирования кластеров. В связи с выявленными особенностями и накопленным российским опытом развития кластеров разработаны рекомендации по проведению отечественной кластерной политики с учетом рисков реализации кластерной политики и имеющихся в настоящее время барьеров при реализации совместных проектов. Суть рекомендаций состоит в обеспечении кластеризации современными инструментами управления, в поддержке со стороны государства конкурентоспособных региональных инициатив, в выделении достаточного количества субсидированных средств для реализации кластерных проектов на основании мониторинга и оценки результативности деятельности участников кластеров. Кроме вышеперечисленного необходимо также применение концепции бережливых инноваций для успешного организационного развития кластеров, поскольку в данной концепции акцентируется внимание на внутренних ресурсах предприятий как на основном источнике конкурентного преимущества.

Для отечественной экономики могло бы быть интересным также создание не только «внутренних» региональных кластеров, но и международных кластеров в приграничных территориях. В подобных кластерах возможен информационный обмен, обмен технологиями (как производственными, так и управленческими), новейшими научными разработками.

Библиографический список

1. О кластерах // Ассоциация кластеров и технопарков России. URL: https://akitrf.ru/clusters/about/ (дата обращения: 03.03.2021).

2. Иванова Т. В. Оценка потенциальной совместимости предприятий при проведении кластерной политики в России // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2017. № 1 (21). С. 15-21.

3. По кластерам разойдись! // Территориальные кластеры: дайджест новостей. 1-28 февраля 2018. Вып. № 2. 34 с. URL: https://cluster.hse.ru/mirror/pubs/share/216708989 (дата обращения: 28.02.2021).

4. Сводная статистическая информация геоинформационной системы по кластерам // Геоинформационная система индустриальных парков, технопарков и кластеров Российской Федерации. 2020. URL: https://www. gisip.ru/stats_sum_ clusters/pdf/ru/ (дата обращения: 02.03.2021).

5. Совместные проекты участников промышленных кластеров // Ассоциация кластеров и технопарков России. 2018. URL: http://akitrf.ru/upload/Clusters2018.pdf (дата обращения: 09.03.2021).

6. Власова В. В., Гохберг Л. М., Дьяченко Е. Л. [и др.]. Российская наука в цифрах / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Москва: Изд-во НИУ ВШЭ, 2018. 46 с. URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/215179745 (дата обращения: 28.02.2021).

7. Миллер А. Е. Кластерное развитие промышленного сектора экономики России // Вестник СибАДИ. 2015. Вып. 1 (41). С. 97-105.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Кластерная экономика и промышленная политика: теория и инструментарий: моногр. / Под ред. А. В. Бабкина. Санкт-Петербург: Изд-во Политехнического ун-та, 2015. 588 с. ISBN 978-5-7422-5136-1.

9. Поспелов С. В. Использование зарубежного опыта в развитии инновационных территориальных кластеров в Российской Федерации // Вестник университета. 2016. № 12. С. 158-161.

10. Ахунжанова И. Н., Томашевская Ю. Н., Осипов Д. В. Кластерная политика как основа развития инновационных процессов в Российской и европейской практике // Наука Красноярья. 2017. Т. 6, № 4. С. 100-125.

11. Suire R., Vicente J. Clusters for Life or Life Cycles of Clusters: In Search of the Critical Factors of Cluster Resilience // Entrepreneurship and Regional Development, Forthcoming. 2011. DOI: 10.2139/ssrn.1934244.

12. Porter M. E. The Economic Performance of Regions // Regional Studies. 2003. Vol. 37, № 6-7. Р. 549-678.

ФAДЕЕВА Татьяна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и организация труда». БРНЧ-код: 3070-1644 ОЯСГО: 0000-0002-9737-1582 Адрес для переписки: [email protected]

Для цитирования

Фадеева Т. В. Рекомендации по реализации кластерной политики в современной России // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2021. Т. 6, № 2. С. 154-160. БОН 10.25206/2542-0488-2021-6-2-154-160.

Статья поступила в редакцию 12.03.2021 г. © Т. В. Фадеева

UDC 332.1

DOI: 10.25206/2542-0488-2021-6-2-154-160

T. V. FADEEVA

Omsk State Technical University, Omsk, Russia

RECOMMENDATIONS

FOR IMPLEMENTATION

OF CLUSTER POLICY IN MODERN RUSSIA

The aim of the study is to study the experience of implementing cluster policy in the Russian Federation and offer recommendations for improving cluster policy and strengthening cluster processes.

The article presents the results of the analysis of clusters and cluster policy in Russia. During the research, general scientific and special methods are used: analysis and synthesis, comparison and generalization, system analysis. As a result of the study, the driving forces of the functioning of clusters, the risks of implementing cluster policy in Russia and a list of limiting factors when choosing clusters-objects for financing are identified. The article reveals the peculiarities of cluster policy in Russia and gives recommendations for conducting cluster policy based on the domestic experience of clustering. In contrast to the existing ones, the recommendations proposed in the article are novel, since they take into account the current stage of development at which cluster associations in Russia are located. When developing the recommendations, the latest trends in the organizational development of clusters in an innovative economy are taken into account. The presented developments will be useful to public authorities in the formation of regional programs for the development of clusters in the regional economy, as well as for making decisions on the support of clusters.

Keywords: cluster, cluster policy, industrial cluster, cluster member, cluster project, innovative territorial cluster.

References

1. O klasterakh [About clusters] // Assotsiatsiya klasterov i tekhnoparkov Rossii [Association of the development of clusters and technology parks of Russia]. URL: https://akitrf.ru/clusters/ about/ (accessed: 03.03.2021). (In Russ.).

2. Ivanova T. V. Otsenka potentsial'noy sovmestimosti pred-priyatiy pri provedenii klasternoy politiki v Rossii [Assessment of the potential compatibility during business cluster policy in Russia] // Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informatsionnykh tekhnologiy. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2017. No. 1 (21). P. 15-21. (In Russ.).

3. Po klasteram razojdis'! [Separate the clusters!] // Territorial'nyye klastery: daydzhest novostey [Territorial clusters: news digest]. 2018. Issue No. 2. 34 p. URL: https://cluster.hse.ru/ mirror/pubs/share/216708989 (accessed: 28.02.2021). (In Russ.)

4. Svodnaya statisticheskaya informatsiya geoinformatsionnoy sistemy po klasteram [Summary statistics of the geographic information system for clusters]. URL: https://www.gisip.ru/stats_ sum_clusters/pdf/en/ (accessed: 02.03.2021). (In Russ.).

5. Sovmestnyye proyekty uchastnikov promyshlennykh klas-terov [Joint projects of participants in industrial clusters]. URL: http://akitrf.ru/upload/Clusters2018.pdf (accessed: 09.03.2021). (In Russ.).

6. Vlasova V. V., Gokhberg L. M., Dyachenko E. L. [et al.]. Rossiyskaya nauka v tsifrakh [Russian science in numbers]. Moscow, 2018. 46 p. URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/ 215179745 (accessed 28.02.2021). (In Russ.).

7. Miller A. E. Klasternoye razvitiye promyshlennogo sektora ekonomiki Rossii [Cluster development of industrial sector of Russian economy] // Vestnik SibADI. The Russian Automobile and Highway Industry Journal. 2015. Vol. 1 (41). P. 97-105. (In Russ.).

8. Klasternaya ekonomika i promyshlennaya politika: teoriya i instrumentariy [Cluster Economics and Industrial Policy: Theory

and Instrumentation] / Ed. A. V. Babkin. St. Petersburg, 2015. 588 p. ISBN 978-5-7422-5136-1. (In Russ.).

9. Pospelov S. V. Ispol'zovaniye zarubezhnogo opyta v razvitii innovatsionnykh territorial'nykh klasterov v Rossiyskoy Federatsii [Application of foreign experience in development of innovative territorial clusters in the Russian Federation] // Vestnik univer-siteta. Vestnik Universiteta. 2016. No. 12. P. 158-161. (In Russ.).

10. Akhunzhanova I. N., Tomashevskaya Yu. N., Osipov D. V. Klasternaja politika kak osnova razvitija innovacionnyh processov v Rossijskoj i evropejskoj praktike [Cluster policy as the basis for implementation of innovative processes in Russian and European practice] // Nauka Krasnoyar'ya. Krasnoyarsk Science. 2017. Vol. 6, no. 4. P. 100-125. (In Russ.).

11. Suire R., Vicente J. Clusters for Life or Life Cycles of Clusters: In Search of the Critical Factors of Cluster Resilience // Entrepreneurship and Regional Development, Forthcoming. 2011. DOI: 10.2139/ssrn.1934244. (In Engl.).

12. Porter M. E. The Economic Performance of Regions // Regional Studies. 2003. Vol. 37, no. 6-7. P. 549-678. (In Engl.).

FADEEVA Tatyana Viktorovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Economics and Labor Organization Department.

SPIN-code: 3070-1644; ORCID: 0000-0002-9737-1582 Correspondence address: [email protected]

For citations

Fadeeva T. V. Recommendations for implementation of cluster policy in modern Russia // Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2021. Vol. 6, no. 2. P. 154-160. DOI: 10.25206/2542-0488-2021-6-2-154-160.

Received March 12, 2021. © T. V. Fadeeva

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.