Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОБИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОБИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
575
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый агробизнес / государственная поддержка / инфраструктура / государственное регулирование / формы государственной поддержки / методы государственного регулирования / продовольственная безопасность / аграрная политика / инновационные пути развития / потребительская кооперация / small agribusiness / state support / infrastructure / state regulation / forms of state support / methods of state regulation / food security / agricultural policy / innovative ways of development / consumer cooperation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оборин Матвей Сергеевич

Введение. Агропромышленный комплекс и сельское хозяйство выступают значимыми сферами российской экономики, обеспечивающими продовольственную безопасность государства как составную часть экономической безопасности, формирующими рынок сельскохозяйственной продукции, способствующими развитию сельских территорий. Задача обеспечения населения качественным, безопасным продовольствием отечественного производства стоит перед любым государством. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью формирования на современном этапе эффективной модели оказания государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям для формирования конкурентоспособного рынка отечественной сельскохозяйственной продукции. В статье раскрывается значение и роль государственной поддержки для развития агробизнеса в Российской Федерации. Проведен мониторинг государственной поддержки в нашей стране, раскрыты основные уязвимые места малого агробизнеса. Определены основные направления совершенствования государственной поддержки и необходимость развития инфраструктуры субъектов малого агробизнеса. Предложена модель совершенствования эффективности государственной поддержки в устойчивом развитии сельскохозяйственных организаций. Цель: определить меры государственного регулирования, формы государственной поддержки, основные принципы и методы государственного регулирования развития аграрного комплекса. Материалы и методы. Используются методы экономического и логического анализа, позволяющие оценить эффективность принятия управленческих решений в сфере оказания государственной поддержки аграрному комплексу РФ на региональном и федеральном уровнях. Результаты исследования, обсуждения. Изучены обновленные принципы и подходы к субсидированию аграрного сектора регионов в условиях выбранных стратегических приоритетов развития национальной экономики. Выявлены и проанализированы основные факторы, оказывающие влияние на современный агропродовольственный рынок Российской Федерации. Заключение. В целях повышения конкурентоспособности малого агробизнеса особое внимание государство должно уделить содействию реализации инновационного пути развития, а также развитию института сельскохозяйственной потребительской кооперации, государственной поддержки местных производителей сельскохозяйственной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOOLS OF STATE SUPPORT OF AGRIBUSINESS IN MODERN CONDITIONS

Introduction. The agro-industrial complex and agriculture are important spheres of the Russian economy that ensure food security of the state as an integral part of economic security, form the market for agricultural products, and contribute to the development of rural areas. The task of providing the population with high-quality, safe food of domestic production is facing any state. The relevance of the research topic is due to the need to form at the present stage an effective model of providing state support to agricultural producers for the formation of a competitive market for domestic agricultural products. The article reveals the importance and role of state support for the development of agribusiness in the Russian Federation. The monitoring of state support in our country was carried out, the main vulnerabilities of small agribusiness were revealed. The main directions of improving state support and the need to develop the infrastructure of small agribusiness entities are identified. A model for improving the effectiveness of state support in the sustainable development of agricultural organizations is proposed. Purpose: to determine measures of state regulation, forms of state support, basic principles and methods of state regulation of the development of the agricultural complex. Materials and methods. Methods of economic and logical analysis are used to assess the effectiveness of management decisions in the provision of state support to the agrarian complex of the Russian Federation at the regional and federal levels. Results of the research, discussions. The updated principles and approaches to subsidizing the agricultural sector of the regions in the context of the selected strategic priorities for the development of the national economy are studied. The main factors influencing the modern agri-food market of the Russian Federation are identified and analyzed. Conclusion. In order to increase the competitiveness of small agribusiness, the state should pay special attention to promoting the implementation of the innovative development path, as well as the development of the institution of agricultural consumer cooperation, state support for local agricultural producers.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОБИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 338.43

DOI 10.30914/2411 -9687-2021 -7-2-167-176

Инструменты государственной поддержки агробизнеса

в современных условиях М. С. Оборин

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Пермь, Российская Федерация Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь, Российская Федерация Пермский государственный аграрно-технологический университет им. ак. Д.Н. Прянишникова,

г. Пермь, Российская Федерация

Аннотация. Введение. Агропромышленный комплекс и сельское хозяйство выступают значимыми сферами российской экономики, обеспечивающими продовольственную безопасность государства как составную часть экономической безопасности, формирующими рынок сельскохозяйственной продукции, способствующими развитию сельских территорий. Задача обеспечения населения качественным, безопасным продовольствием отечественного производства стоит перед любым государством. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью формирования на современном этапе эффективной модели оказания государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям для формирования конкурентоспособного рынка отечественной сельскохозяйственной продукции. В статье раскрывается значение и роль государственной поддержки для развития агробизнеса в Российской Федерации. Проведен мониторинг государственной поддержки в нашей стране, раскрыты основные уязвимые места малого агробизнеса. Определены основные направления совершенствования государственной поддержки и необходимость развития инфраструктуры субъектов малого агробизнеса. Предложена модель совершенствования эффективности государственной поддержки в устойчивом развитии сельскохозяйственных организаций. Цель: определить меры государственного регулирования, формы государственной поддержки, основные принципы и методы государственного регулирования развития аграрного комплекса. Материалы и методы. Используются методы экономического и логического анализа, позволяющие оценить эффективность принятия управленческих решений в сфере оказания государственной поддержки аграрному комплексу РФ на региональном и федеральном уровнях. Результаты исследования, обсуждения. Изучены обновленные принципы и подходы к субсидированию аграрного сектора регионов в условиях выбранных стратегических приоритетов развития национальной экономики. Выявлены и проанализированы основные факторы, оказывающие влияние на современный агропродовольственный рынок Российской Федерации. Заключение. В целях повышения конкурентоспособности малого агробизнеса особое внимание государство должно уделить содействию реализации инновационного пути развития, а также развитию института сельскохозяйственной потребительской кооперации, государственной поддержки местных производителей сельскохозяйственной продукции.

Ключевые слова: малый агробизнес, государственная поддержка, инфраструктура, государственное регулирование, формы государственной поддержки, методы государственного регулирования, продовольственная безопасность, аграрная политика, инновационные пути развития, потребительская кооперация

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: ОборинМ.С. Инструменты государственной поддержки агробизнеса в современных условиях // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2021. Т. 7. № 2. С. 167-176. DOI: https://doi.org/10.30914/2411-9687-2021-7-2-167-176

Tools of state support of agribusiness in modern conditions

M. S. Oborin

Perm Institute (branch) of G. V. Plekhanov Russian University of Economics, Perm, Russian Federation Perm State National Research University, Perm, Russian Federation Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov,

Perm, Russian Federation

Annotation. Introduction. The agro-industrial complex and agriculture are important spheres of the Russian economy that ensure food security of the state as an integral part of economic security, form the market for agricultural products, and contribute to the development of rural areas. The task of providing the population with high-quality,

safe food of domestic production is facing any state. The relevance of the research topic is due to the need to form at the present stage an effective model of providing state support to agricultural producers for the formation of a competitive market for domestic agricultural products. The article reveals the importance and role of state support for the development of agribusiness in the Russian Federation. The monitoring of state support in our country was carried out, the main vulnerabilities of small agribusiness were revealed. The main directions of improving state support and the need to develop the infrastructure of small agribusiness entities are identified. A model for improving the effectiveness of state support in the sustainable development of agricultural organizations is proposed. Purpose: to determine measures of state regulation, forms of state support, basic principles and methods of state regulation of the development of the agricultural complex. Materials and methods. Methods of economic and logical analysis are used to assess the effectiveness of management decisions in the provision of state support to the agrarian complex of the Russian Federation at the regional and federal levels. Results of the research, discussions. The updated principles and approaches to subsidizing the agricultural sector of the regions in the context of the selected strategic priorities for the development of the national economy are studied. The main factors influencing the modern agri-food market of the Russian Federation are identified and analyzed. Conclusion. In order to increase the competitiveness of small agribusiness, the state should pay special attention to promoting the implementation of the innovative development path, as well as the development of the institution of agricultural consumer cooperation, state support for local agricultural producers.

Keywords: small agribusiness, state support, infrastructure, state regulation, forms of state support, methods of state regulation, food security, agricultural policy, innovative ways of development, consumer cooperation

The author declares no conflict of interests.

For citation: Oborin M.S. Tools of state support of agribusiness in modern conditions. Vestnik of the Mari State University. Chapter "Agriculture. Economics", 2021, vol. 7, no. 2, pp. 167-176. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2411-9687-2021-7-2-167-176

Введение

Государственное регулирование агропромышленного комплекса в последние годы осуществляется на системной основе, стратегический подход отражен в законодательстве федерального и регионального уровня, соответствует общим целям национальной и продовольственной безопасности1. В перечисленных документах отражены приоритеты государственной поддержки развития агробизнеса в регионах, его финансово-экономической и институциональной основы в целях формирования конкурентоспособного и высокотехнологичного сектора экономики страны.

1 Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. № 350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства»; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. № 996; Распоряжение Губернатора Пермского края от 10.10.2018 г. № 159-р «Об утверждении Плана научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства в Пермском крае на 2018-2025 годы.

Государственное регулирование — это система стандартных программ, исполнительных и контрольных мер, выполняемых компетентными государственными учреждениями и общественными организациями для стабилизации и адаптации существующей социально-экономической системы к меняющимся условиям внешней среды. Меры государственного регулирования имеют прямой и косвенный характер. Прямые меры воздействия включают: поддержка доходов производителей аграрной продукции, государственные пособия и командировочные; государственная поддержка при чрезвычайных ситуациях; выплаты за убытки, вызванные внедрением новых реформ в аграрную деятельность и так далее. Косвенные меры включают: ценовую интервенцию стабилизации цен сельхозпродукции; минимальные налоги на ввоз и вывоз продукции; механизм применения тарифных процентных ставок; выделение средств на оборудование; выделение финансовых ресурсов на сельскохозяйственные разработки; субсидии на трансфертные перевозки; развитие и модернизация инфраструктуры и прочее.

Существуют бюджетные и внебюджетные формы государственной поддержки агробизнеса.

Бюджетная форма поддержки представляет собой финансирование сельского хозяйства из бюджетов федерального и регионального уровней. Вторая форма предполагает любые меры финансовой поддержки, не относящиеся к бюджетным расходам.

Государственное регулирование способствует решению приоритетных задач агробизнеса таких как: повышение уровня конкурентоспособности отрасли; содействие экономическому развитию; государственные меры, направленные на согласование рабочей силы и спроса на нее, стимулирование инновационных разработок; контроль экономической стабильности через экспорт или импорт продукции и так далее.

Целью статьи является определение мер государственного регулирования, форм государственной поддержки, основных принципов и методов государственного регулирования развития аграрного комплекса.

Материалы и методы

Для анализа используются методы экономического и логического анализа, позволяющие оценить эффективность принятия управленческих решений в сфере оказания государственной поддержки аграрному комплексу РФ на региональном и федеральном уровнях.

Результаты исследования

При поддержке агробизнеса государство должно соблюдать следующие принципы: финансирование социально значимых секторов, даже при отсутствии высокой доходности и низкой инвестиционной привлекательности; решение юридических проблем; экономическое развитие и высокий социальный уровень.

Помимо мер прямого и косвенного воздействия государственного регулирования, существуют экономические, социальные, административные и правовые меры влияния на сектор сельского хозяйства.

Меры экономического влияния - это ряд экономических инструментов для рационализации факторов производства аграрного комплекса.

Социальные меры направлены на осуществление перечислений и выплат социально уязвимых слоев населения.

Государственное регулирование, действующее через административные рычаги на аграрный

сектор, зачастую не учитывают экономические интересы данной сферы, а, напротив, реализуют ограничительные меры, препятствующие экономическому и финансовому развитию аграрного сектора. К таким ограничивающим мерам можно отнести: мероприятия, связанные с выдачей лицензий, квот, ценовое регулирование, контроль курса валют и прочее.

Система методов государственного правового регулирования включает разработку стандартов, правил, методов работы отдельных предприятий агрокомплекса согласно трудовому и хозяйственному законодательству.

Методы государственного регулирования используют разные средства воздействия, которые можно классифицировать следующим образом: финансово-экономические, институциональные, организационно-экономические, научно-технические и внешнеэкономические формы.

С помощью финансово-экономических инструментов государственного регулирования представляются государственные гарантии кредитной системы предприятий и промышленности, страхование рисков, государственные закупки для населения, содействие платежеспособным гражданам, предоставление субсидий.

Институциональные меры государственной поддержки заключаются в создании рыночной инфраструктуры и системы независимых интегрированных организаций, системы целевых рынков.

Меры организационно-экономического характера государственной поддержки необходимы для формирования различных форм консолидации предприятий, внедрения инновационных процессов в промышленность.

Научно-технические инструменты поддерживают развитие модернизированного производства технического оборудования по современным технологиям, применение научных знаний в разработке инновационных проектов.

Внешнеэкономические формы государственной поддержки аграрного сектора заключаются в привлечении зарубежных инвесторов, иностранных инвестиций, развитии внешнеторговой политики, направленной на временное ограничение ввоза импортных и поддержку производства аналогичных внутренних товаров и услуг, обеспечении стратегических объектов необходимым современным привозным оборудованием.

Каждый регион нашей страны имеет свои темпы развития, по этой причине подход

государственного регулирования аграрного сектора должен быть индивидуальным по отношению к каждому региону. Одним из основных направлений государственной поддержки аграрного сектора является регулирование инфраструктурных составляющих, поддержка их цельного общего развития. Также большое значение имеет обеспечение государственной системой единой правовой базы функционирования аграрного сектора, введение законодательных нормативов, не препятствующих внешнеэкономическим отношениям.

Таким образом, основными задачами государства, поддерживающими эффективное развитие аграрного сектора, являются: обеспечение регулярного продовольственного снабжения; регулирование экономики сельскохозяйственной отрасли; реализация мер регулирования условий по правам собственности на землю; развитие внешнеэкономических связей, посредством формирования единой правовой базы; формирование и поддержание наиболее эффективных отраслей аграрного комплекса.

Государственное субсидирование аграрного комплекса, должно иметь структурированную систему. Предоставление субсидий должно рас-

пространяться на развитие организационных форм хозяйствования, на внедрение передовых технологий в агрокомплекс, на развитие пчеловодческого хозяйства, повышение уровня квалификации персонала, обеспечение сельскохозяйственным сырьем личные подсобные хозяйства, на круглогодичное производство с применением промышленных технологий. При распределении субсидий государственные органы должны учитывать территориальные и региональные особенности аграрного сектора.

На рисунке 1 представлена модель финансовой поддержки государством агропромышленного комплекса региона. В первом блоке рассмотрены существующие виды субсидий, повышающих уровень развития сельскохозяйственной отрасли. Блок два рассматривает предполагаемые виды субсидий для данной отрасли. В третьем блоке данной модели классифицированы оптимальные принципы предоставления субсидий для эффективного развития агрокомплекса. В основном блоке исследуются эффективные методы государственной поддержки сельского хозяйства, необходимые для принятия управленческих решений за счет финансирования аграрного сектора и отдельных производителей.

Модель государственной поддержки аграрного комплекса региона

Существующие виды субсидий

- на уплату процентов по кредитам (займам), полученным в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах;

- на поддержку элитного семеноводства;

- на поддержку племенного животноводства;

- на приобретение дизельного топлива, использованного на проведение сезонных сельскохозяйственных работ;

- на страхование урожая сельскохозяйственных растений, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений

Задача - повышение эффективности

Предлагаемые виды субсидий

- на развитие организационных форм хозяйствования;

- на внедрение прогрессивных технологий в сельском хозяйстве;

- на поддержку пчеловодства;

- на мероприятия по совершенствованию кадрового обеспечения;

- на закупку сельскохозяйственной продукции от личных подсобных хозяйств граждан;

- на строительство животноводческих комплексов (ферм) по производству молока и мяса крупнорогатого скота

Разработка механизма адаптации к существующим условиям

Принципы выделения субсидий

- стимулирование эффективных сельхозпроизводителей;

- равный доступ к получению субсидий со стороны сельхозпроизводителей;

- прозрачность и отлаженность системы перечисления субсидий;

- компенсации фактических затрат;

- контроль эффективного использования

Следование принципам и их усовершенствование при необходимости

Методика эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных организаций

Рис. 1. Модель государственной поддержки аграрного комплекса региона / Fig. 1. Model of state support for the agrarian complex of the region

Задачи государственного регулирования аграрного комплекса заключаются в следующем: повышении занятости уровня жизни населения в сельской области, обеспечении производства сельскохозяйственным сырьем; развитии агропромышленных рынков. Аграрный комплекс требует значительных финансовых ресурсов, поэтому государственное регулирование и поддержка являются необходимыми. Виды деятельности малых предприятий следует классифицировать по их специфическим характеристикам, что позволит сформировать эффективные меры по развитию этих направлений. В деятельности малого агробизнеса замечается тенденция неустойчивого и замедлен-

ного процесса развития. Личные подсобные хозяйства, малые фирмы и индивидуальные предприниматели нуждаются в новых формах государственной поддержки своей деятельности. Государственная поддержка в этом направлении должна включать следующие меры: разработку стратегии реформирования агропромышленного предпринимательства и расширение ресурсной базы.

Сегодня малые формы хозяйствования в сельскохозяйственном секторе имеют множество проблем и очень ограничены в своем развитии. Для государственной поддержки фермерских хозяйств необходимы новые современные методы и разработки (рис. 2).

Рис. 2. Меры государственной поддержки малого агробизнеса / Fig. 2. Measures of state support for small agribusiness

В настоящее время вклад малого агробизнеса в валовый продукт составляет 22 процента. Цели государственной поддержки малого агробизнеса заключаются в повышении доли малого бизнеса и уровня конкурентоспособности в экономике России. Для достижения поставленных целей необходимо усилить и расширить меры государственной поддержки фермеров в сельской местности. Правительство Российской Федерации разработало стратегию развития малых сельскохозяйственных предприятий и планирует выделить на развитие этого сектора до 500 миллиардов рублей. Стратегический государственный проект предполагает расширение субсидирования, увеличение финансовых ре-

сурсов и предоставление льготного кредитования субъектам малого предпринимательства регионов. В 2019 году малым формам предпринимательства были предоставлены субсидии в размере 25 миллиардов рублей, на решение внутренних проблем и реализации мер, способствующих эффективному развитию.

Также в 2019 году фермерам были предоставлены особые налоговые льготы, позволившие снизить налоговую нагрузку предпринимателей в несколько раз.

Государство должно расширить доступ малых сфер агробизнеса к финансовым ресурсам и возможности льготного кредитования. В этом направлении программа льготного кредитования

стала более доступной для сельскохозяйственных предпринимателей в связи с увеличением числа участвующих банков и расширением возможностей в этой отрасли.

В программе поддержки малого агробизнеса приняли участие около 70 кредитных организаций и 29 региональных банков, предоставившие более 1 триллиона рублей на развитие сельскохозяйственной сферы. В рамках разработанной государственной стратегии процентные ставки по ссудам сельскохозяйственным предпринимателям были снижены до 2 %, что в целом ниже рыночных процентных ставок.

Одна из задач государственной поддержки -множество проверок за бюджетными тратами, что является трудоемким и длительным процессом. Процесс проверок отнимает много времени, поэтому требуется внести поправки в данный процесс и уделить больше внимания предупреждению нарушений, а также тому, чтобы не оборачивать данный процесс против предпринимателей, а наоборот, способствовать их деятельности, не нарушая полномочий. Также, чтобы сократить время подобных разбирательств, лучшим решением будет использование современного цифрового оборудования, которое позволит предпринимателям передавать информацию о нарушениях производителей товаров за доли секунды.

Несмотря на государственную поддержку малых сельскохозяйственных предприятий, многие вопросы в агропромышленном комплексе остаются нерешенными и препятствуют эффективному развитию данной сферы. К примеру, для получения гранта аграрные предприниматели должны предоставить множество документов, непременно в срок, а также свой разработанный бизнес-проект. Проблема заключается в том, что на все перечисленные бюрократические требования порой у них недостаточно знаний и опыта, отсутствие навыков делопроизводства и бухгалтерии, правовых аспектов и решения административных вопросов, включая отсутствие сил и времени ввиду тяжелого сельского труда. Для того чтобы аграрным предпринимателям облегчить процесс подачи документов на гранты, государственная поддержка должна сформировать специальные сельские центры по оказанию консультационных услуг. Специалисты консультационного центра смогут оказать своевременную грамот-

ную помощь аграрным предпринимателям в сборе и заполнении необходимых документов и тем самым поспособствовать повышению уровня компетенции бизнесменов в юридических и организационных вопросах.

Государственные организации, оказывающие содействие в развитии аграрной деятельности, должны определить первоочередные задачи по оказанию помощи и распределению бюджетных и внебюджетных средств преимущественно по этим направлениям. Таким образом, содействие в решении основных проблем аграрного сектора повысит уровень конкурентоспособности малого бизнеса.

Для расширения кредитного потенциала целесообразно формирование определенных институтов, расширяющих возможности получения займов, такие как сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, кассы взаимопомощи и другие. Упрощенные системы получения займов, частично решат финансовые проблемы аграрных предпринимателей и повысят уровень рентабельности их производства. Высокий уровень рентабельности аграрного производства, соответственно, приведет к росту уровня конкурентоспособности малых аграриев.

В мировой практике проблема конкурентоспособности малого бизнеса решается через развитие такой производственной связи, как кооперация. На наш взгляд, одним из самых важных условий развития аграрного комплекса в нашей стране в рамках государственной поддержки является кооперация и интеграция малых форм рыночной коммерции. Форма потребительской кооперации поможет решить следующие проблемы: снизятся расходы на сельскохозяйственное сырье, производство и сбыт продукции; будут созданы оптимальные условия для стабильного развития и объединения фермерских ресурсов с ресурсами других сельскохозяйственных производителей. На рисунке 3 представлена схема кооперации развития малых форм хозяйствования с другими сельскохозяйственными производителями.

На данной схеме представлены результаты кооперации фермерских хозяйств и интеграции их ресурсов, которые показывают, как интегрированные системы положительно влияют на расширение производства и повышение уровня конкурентоспособности и соответственно рентабельности.

Vestnik of the Mari State University 173

Chapter "Agriculture. Economics". Vol. 7, no. 2. 2021

о

m

ф

^

и

ш

CL

1-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

а:

S

J s

ш m 1- u

s о

i-

^ .Û

ш

1 Ф

i-

s ^

s Ф

J

Ш

CL

Ф

с

о

о

^

1-

ш

1-

m

Ф

O-

s л о1 С о о

M §

к л

H

л 5Т

m

Крестьянско-фермерское хозяйство

Крестьянско-фермерское хозяйство

Крестьянско-фермерское хозяйство

Горизонтальная кооперация

Интеграция ресурсов

Личные подсобные хозяйства

Личные подсобные хозяйства

•О

Интеграция ресурсов

Личные подсобные хозяйства

Результат кооперации:

- улучшение финансового состояния;

- конкурентоспособность предприятий;

- увеличение прибыли; -интеграция с более крупными предприятиями;

- эффективность производства;

- контроль над рынком;

- защита государства

Рис. 3. Схема развития кооперации фермерского хозяйства и сельскохозяйственных производителей/ Fig. 3. Scheme for the development of cooperation between farms and agricultural producers

В настоящее время недостаточно развита косвенная поддержка сельскохозяйственных производителей. Суть косвенной поддержки сельскохозяйственных предпринимателей заключается в стимулировании инвестиционной активности сельскохозяйственных предпринимателей путем разработки механизма гарантирования инвестиционных кредитов малому бизнесу, включая предоставление государственных гарантий коммерческим банкам, занимающимся финансированием малого бизнеса. Косвенная поддержка осуществляется через государственные бюджеты, фонды государственно-частного партнерства, через частных инвесторов и так далее. Эффективность залоговых фондов, как показывает опыт, зависит от модели его формирования. Самыми эффективными являются модель формирования залогового фонда, основанная на определенных залоговых объектах и модель формирование залогового фонда, основанная на объединении залоговых объектов. Модель создания залогового фонда, основанная на спецификации объектов залога, предусматривает, что каждый конкретный объект должен быть передан в залог как гарант выполнения договорных обязательств. Создание залогового фонда, основанного на объединении залоговых объектов, поддержит развитие деятельности нефинансовых организаций, оказывающих поддержку малому аграрному бизнесу.

Для эффективного развития малых аграрных предприятий необходимо формирование современной конкурентоспособной инфраструктуры, что решит проблему монополизированных организаций по закупкам и, соответственно, ценовую политику по закупкам.

Отсутствует эффективная система сбыта продукции, материально-технического и производственного обслуживания малых сельскохозяйственных предприятий. Многие фермерские хозяйства используют ручной труд ввиду отсутствия современной механизированной техники, что представляет довольно трудоемкий и длительный процесс и отражается на уровне производительности.

Рынок сбыта сельхозпродукции также ограничен. Аграрные предприниматели имеют возможность продавать свою продукцию только на местном продовольственном рынке из-за удаленности от крупных рынков сбыта, неразвитости торговой и коммерческой инфраструктуры.

Продукция аграрных предпринимателей реализуется через посредников, по очень низкой цене, что влияет на рентабельность производства и уровень конкурентоспособности.

Проблема сельскохозяйственных производителей также заключается в неосведомленности рыночных преобразований, в низком уровне знаний

правового, организационного, экономического и технологического характера, в отсутствии возможности развития в профессиональном направлении, в недостатке квалифицированного персонала.

Большинство руководителей аграрного производства недостаточно компетентны в данной сфере, у многих нет высшего образования и специальной профессиональной подготовки, достаточного опыта работы, что негативным образом отражается на развитии аграрной производительности.

Еще одним важным упущением является недостаток информированности аграрных предпринимателей касательно новых технологий ведения хозяйства, общения с учеными, которые могли бы поделиться своей практикой и научными знаниями в сельскохозяйственной сфере. Для эффективного ведения сельского хозяйства малые аграрии должны иметь представление о перспективных планируемых программах длительного воспроизводственного процесса.

Сотрудничество, обмен информацией, согласование важных вопросов слабо развито, как со стороны государственной и муниципальной власти, так и фермерскими хозяйствами, личными подсобными хозяйствами с сельскими предпринимателями.

Не в полной мере учитываются интересы субъектов аграрного комплекса в развитии и разработке инфраструктуры на селе, сельская политика, что сказывается на эффективности производства. Потребность в помощи для преодоления экономического кризиса обусловлена мировым финансовым кризисом, который затронул большинство секторов экономики и сопровождается сокращением платежеспособного спроса населения. Если крупные корпорации и предприятия в условиях кризиса могут использовать свои внутренние ресурсы, новые бизнес-стратегии и искать пути преодоления негативного воздействия внешних факторов, то влияние кризиса на аграрный бизнес приведет к полной гибели.

Заключение

Анализ отечественной практики государственной поддержки аграрного комплекса и выявленные ограничения позволяют сделать вывод о том, что Российская Федерация имеет специфические особенности, которые необходимо учитывать при раз-

работке программ поддержки малого предпринимательства, малых агропродовольственных компаний. Когда речь идет о государственной поддержке аграрного сектора регионов, необходимо также учитывать территориальные и региональные особенности, поскольку регионы с благоприятными климатическими и земельными условиями получают достаточную поддержку на местном уровне, а некоторые регионы нуждаются в более серьезной поддержке.

Существуют также и регионы, которые находятся в депрессивном состоянии. В таких регионах государственная поддержка направлена на решение социальных проблем, создание дополнительных рабочих мест, повышение социально-экономического уровня и так далее, однако достаточными инвестициями такие регионы не обеспечиваются.

Депрессивные регионы, имеющие преимущественно аграрную специализацию, должны получать усиленную государственную помощь для развития малого аграрного предпринимательства, как на муниципальном, так и на федеральном уровне.

Для повышения уровня экономического развития и конкурентоспособности аграрного комплекса государственная поддержка должна быть направлена в первую очередь на развитие и внедрение инновационных технологий, прогрессивных методов ведения сельскохозяйственной деятельности, что не исключает повышенных рисковых ситуаций, но увеличивает шансы стремительного эффективного развития.

Инновационная государственная поддержка аграрного комплекса должна охватывать следующие направления:

- создание организаций для поддержки аграрных предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений на льготных условиях и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг;

- реализация специальных программ поддержки конкурентоспособных, экспортно- ориентированных инновационных проектов;

- поддержка микрофинансовых фондов сельских кредитных потребительских кооперативов;

- финансирование инновационных малых предприятий через кредитную систему и создание рыночной инфраструктуры для поддержки

инновационных сельскохозяйственных предприятий, в том числе венчурных фондов.

Грамотно выстроенная стратегия реализации предложенных мер государственной поддержки аграрного комплекса повысит уровень конкурен-

Список литературы

тоспособности, рентабельности, эффективности сельскохозяйственного производства, способствуют расширению воспроизводства, развитию ресурсного потенциала, что в целом повысит экономический уровень развития в стране.

1. Беспахотный В.Г. О разработке новой концепции государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2019. № 6. С. 8-11.

2. Говорунова Т.В., Родионова И.А., Норовяткин В.И., Грищенко К.С. Оценка эффективности использования государственной поддержки малыми формами хозяйствования аграрного сектора экономики Саратовской области // Аграрный научный журнал. 2017. № 2. С. 70-75.

3. Дозорова Т.А., Еварестова М.С. Перспективы развития малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве // Экономика и предпринимательство. 2017. № 9-3(86). С. 453-456.

4. Киреева А.Н., Сухорукова А.М. Условия и факторы изменения государственной поддержки регионального АПК // Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. № 1 (361). С. 48-52.

5. Кулистикова Т.Б. Год новых субсидий. Как работает реформированная система господдержки АПК // Агроинвестор. 2018. № 1 (123). С. 68-79.

6. Латышева А.И. Экономика села сегодня (Предварительные итоги ВСХП-16 // Аграрный вестник Урала. 2018. № 3 (170). С. 12-15.

7. Максимова Е.А. Агробизнесу нужны новые стратегии // Агроинвестор. 2018. № 6 (131). С. 95-110.

8. Моисеенко Ж.Н. Становление и развитие сельскохозяйственной кооперации // Друкеровский вестник. 2019. № 2. С. 200-209.

9. Моисеенко Ж.Н., Раджабов Р.Г. Формирование механизма государственной поддержки малых форм хозяйствования: монография. Персиановский : Донской ГАУ, 2017.

10. Мочалова Я.В., Шкарупа Е.А. Современные тренды, проблемы и перспективы инноватизации агропромышленного комплекса // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 9. С. 343-352.

11. Павличенко А.А., Реймер В.В. Малые формы хозяйствования в аграрном секторе экономики Амурской области // Дальневосточный аграрный вестник. 2017. № 3 (43). С. 222-234.

12. Родионова И.А., Говорунов Т.В., Власова О.В., Норовяткин В.И. Формы государственной поддержки науки и инноваций: отечественный и зарубежный опыт // Аграрный научный журнал. 2017. № 5. С. 91-96.

13. Рудой Е., Поддуева И. Ключевые изменения государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли РФ // Экономика сельского хозяйства России. 2018. № 1. С. 2-11.

14. Тарасов А.Н., Холодова М.А. Техническая модернизация сельскохозяйственного производства: проблемы и пути решения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2018. № 8. С. 38-47.

15. Фурсина Т.А., Кузьмина С.В. Основные механизмы и инструменты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // Молодой ученый. 2016. № 9.4. С. 74-77.

16. Шароватова Т.И., Раджабов Р.Г., Моисеенко Ж.Н. Организационные и экономические условия эффективного развития крестьянских (фермерских) хозяйств Ростовской области: монография. Персиановский : Донской гос. аграрный ун-т, 2018. 158 с.

Статья поступила в редакцию 29.04.2021; одобрена после рецензирования 27.05.2021; принята к публикации 03.06.2021.

Об авторе

Оборин Матвей Сергеевич

доктор экономических наук, Пермский институт (филиал) Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова (614070, Российская Федерация, г. Пермь, бул. Гагарина, д.57), Пермский государственный национальный исследовательский университет (614068, Российская Федерация, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15), Пермский государственный аграрно-технологический университет им. ак. Д.Н. Прянишникова (614990, Россияйская Федерация, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 23), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4281-8615, [email protected]

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bespakhotny V.G. O razrabotke novoi kontseptsii gosudarstvennoi podderzhki sel'skokhozyaistvennykh predpriyatii [About development of the new concept of the state support of the agricultural enterprises]. Ekonomika sel'skokhozyijstvennykh i perera-batyvayushchikhpredpriyatii = Economy of agricultural and processing enterprises, 2019, no. 6, pp. 8-11. (In Russ.).

2. Govorunova T.V., Rodionova I.A., Norovyatkin V.I., Grishchenko K.S. Otsenka effektivnosti ispol'zovaniya gosudarstvennoi podderzhki malymi formami khozyaistvovaniya agrarnogo sektora ekonomiki Saratovskoi oblasti [Evaluation of the effective use of the state support in small forms of agricultural business of the Saratov region]. Agrarnyi nauchnyi zhurnal = The Agrarian Scientific Journal, 2017, no. 2, pp. 70-75. (In Russ.).

3. Dozorova T.A., Evarestova M.S. Perspektivy razvitiya malykh form khozyaistvovaniya v sel'skom khozyaistve [Prospects of development of small forms of management in agriculture]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Journal of Economy and entrepre-neurship, 2017, no. 9-3 (86), pp. 453-456. (In Russ.).

4. Kireeva A.N., Sukhorukova A.M. Usloviya i faktory izmeneniya gosudarstvennoi podderzhki regional'nogo APK [Conditions and factors of changes in governmental support of regional Agro Production Complex]. Mezhdunarodnyi sel'skokhozyaistvennyi zhurnal = International Agricultural Journal, 2018, no. 1 (361), pp. 48-52. (In Russ.).

5. Kulistikova T.B. God novykh subsidii. Kak rabotaet reformirovannaya sistema gospodderzhki APK [The Year of New Subsidies. How the reformed system of state support of the agro-industrial complex works]. Agroinvestor = Agroinvestor, 2018, no. 1 (123), pp. 68-79. (In Russ.).

6. Latysheva A.I. Ekonomika sela segodnya (Predvaritel'nye itogi VSKHP-16 [The economy of the village today (Preliminary results of the All-Russian Agricultural Census-2016)]. Agrarnyi vestnik Urala = Agrarian Bulletin of the Urals, 2018, no. 03 (170), pp. 12-15. (In Russ.).

7. Maksimova E.A. Agrobiznesu nuzhny novye strategii [Agribusiness needs new strategies]. Agroinvestor = Agroinvestor, 2018, no. 6 (131), pp. 95-110. (In Russ.).

8. Moiseenko Zh.N., Radzhabov R.G. Formirovanie mekhanizma gosudarstvennoi podderzhki malykh form khozyaistvovaniya: monografiya [Formation of the mechanism of state support of small forms of management: monograph]. Persianovsky : Don SAU Publ., 2017. (In Russ.).

9. Moiseenko Zh.N. Stanovlenie i razvitie sel'skokhozyaistvennoi kooperatsii [The formation and development of agricultural cooperation]. Drukerovskii vestnik = Drukerovskij Vestnik, 2019, no. 2. pp. 200-209. (In Russ.).

10. Mochalova YA.V., Shkarupa E.A. Sovremennye trendy, problemy i perspektivy innovatizatsii agropromyshlennogo kom-pleksa. [Current trends, problems and prospects of innovatization of the agroindustrial complex]. Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra = Economics: Yesterday, Today, Tomorrow, 2016, no. 9, pp. 343-352. (In Russ.).

11. Pavlichenko A.A., Reimer V.V. Malye formy khozyaistvovaniya v agrarnom sektore ekonomiki Amurskoi oblasti [Small-scale forms of economic activity in the agricultural sector of economics of the Amur region]. Dal'nevostochnyi agrarnyi vestnik = Far Eastern Agrarian Herald, 2017, no. 3 (43), pp. 222-234. (In Russ.).

12. Rodionova I.A., Govorunova T.V., Vlasova O.V., Norovyatkin V.I. Formy gosudarstvennoi podderzhki nauki i innovatsii: otechestvennyi i zarubezhnyi opyt [Forms of state support of science and innovation: Russian and foreign experience]. Agrarnyi nauchnyi zhurnal = The Agrarian Scientific Journal, 2017, no. 5, pp. 91-96. (In Russ.).

13. Rudoy E., Poddueva I. Klyuchevye izmeneniya gosudarstvennoi podderzhki sel'skokhozyaistvennoi otrasli RF [Key changes in state support for the agricultural sector in the Russian Federation]. Ekonomika sel'skogo khozyaistva Rossii = Economy of agriculture in Russia, 2018, no. 1, pp. 2-11. (In Russ.).

14. Tarasov A.N., Kholodova M.A. Tekhnicheskaya modernizatsiya sel'skokhozyaistvennogo proizvodstva: problemy i puti resheniya [Technical modernization of agricultural production: problems and solutions]. Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pere-rabatyvayushchikh predpriyatii = Economy of agricultural and processing enterprises, 2018, no. 8, pp. 38-47. (In Russ.).

15. Fursina T.A., Kuzmina S.V. Osnovnye mekhanizmy i instrumenty gosudarstvennoi podderzhki malogo i srednego predprin-imatel'stva [The main mechanisms and tools of state support for small and medium-sized businesses]. Molodoi uchenyi = A young scientist, 2016, no. 9.4, pp. 74-77. (In Russ.).

16. Sharovatova T.I., Radzhabov R.G., Moiseenko Zh.N. Organizatsionnye i ekonomicheskie usloviya effektivnogo razvitiya krest'yanskikh (fermerskikh) khozyaistv Rostovskoi oblasti: monografiya [Organizational and economic conditions for the effective development of peasant (farmer) farms in the Rostov region: monograph]. Persianovsky : Don SAU Publ., 2018. 158 c. (In Russ.).

The article was submitted 29.04.2021; approved after reviewing 27.05.2021; accepted for publication 03.06.2021.

About the author Matvey S. Oborin

Dr. Sci. (Economics), Perm Institute (branch) of G. V. Plekhanov Russian University of Economics (57, Gagarin Boulevard., Perm 614070, Russian Federation); Perm State National Research University (15, Bukirev St, Perm 614068, Russian Federation), Perm State Agro-Technological University named after Academician D. N. Pryanishnikov (23, Petropavlovskaya St, Perm 614990, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000- 0002-4281-8615, [email protected]

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.