Научная статья УДК 33
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-5-269-273 NIION: 2015-0066-5/22-509 MOSURED: 77/27-011-2022-05-708
Инструменты государственной финансовой поддержки предприятий среднего и малого бизнеса, повышение их эффективности
Михаил Евгеньевич Косов1, 2 3
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия,
2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
3 Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Москва, Россия
Аннотация. В статье исследованы возможные инструменты финансовой поддержки со стороны государства хозяйствующим субъектам малого и среднего бизнеса, и дана оценка их эффективности в части применения экономическим субъектом предлагаемых государством мер поддержки. Автор определяет уровень оказания финансовой государственной поддержки, что позволяет выявить причины неэффективности некоторых государственных программ, разработанных в целях оказания поддержки субъектам малого и среднего бизнеса. В работе делается вывод о необходимости совершенствования имеющейся системы государственной финансовой поддержки малому и среднему бизнесу, в особенности в период экономической нестабильности.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, государственная поддержка, экономическая нестабильность, пандемия
Для цитирования: Косов М. Е. Инструменты государственной финансовой поддержки предприятий среднего и малого бизнеса, повышение их эффективности // Вестник экономической безопасности. 2022. № 5. С. 269-273. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-5-269-273.
Original article
Instruments of state financial support for medium and small businesses, improving their efficiency
Mikhail E. Kosov1' 2 3
1 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, [email protected]
2 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
3 National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia
Abstract. The article considers possible instruments of financial support from the sector of the economy engaged in small and medium-sized businesses, and evaluates their effectiveness in terms of economic support by the subject offered by examples of support measures. The authors determine the level of state support, which makes it possible to identify the reasons for the inefficiency of some state programs designed to support large and medium-sized businesses. The paper concludes about the danger with the advent of a system of state financial support for small and medium-sized businesses in the peculiarities of the period of economic instability.
Keywords: small and medium sized business, governmental support, economic instability, pandemic
For citation: Kosov M. E. Instruments of state financial support for medium and small businesses, improving their efficiency. Bulletin of economic security. 2022;(5):269-73. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-5-269-273.
Темпы развития экономики в современных условиях подталкивают к увеличению экономического потенциала страны, вследствие чего появляется необходимость в производстве продукции, оказании различных услуг и наращивании отраслей экономики, неразрывно связанных с новыми технологиями.
© Косов М. Е., 2022
Немаловажная роль в этом выделяется малому и среднему предпринимательству (МСП), потому как МСП занимает достаточную долю среди различных отраслей экономики в целом и работает как инструмент, внедряющий по большой степени инновации в бизнесе, одновременно с чем, решает, как экономические, так и
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
социальные задачи. Помимо вышесказанного, субъекты малого и среднего бизнеса делают налоговые отчисления в бюджеты разных уровней и формируют конкурентную среду на рынке.
Хотелось бы перейти к вопросу о том, что собой подразумевает «государственная поддержка». Деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, которая непосредственно связана с осуществлением действий и принятием решений организационного, правового и финансового характера и направлена на развитие отрасли малого и среднего предпринимательства следует относить к понятию государственной поддержки1.
В сфере малого и среднего предпринимательства поддержка заключается в регулировании данной сферы и применении со стороны государства комплекса мероприятий, влияющих на функционирование субъектов МСП и обеспечивающих благоприятные условия для дальнейшего их развития и функционирования, а также смягчения отрицательных тенденций, вмешивающихся в процессы деятельности субъектов. Сущность государственного регулирования отрасли МСП, если быть точнее самого процесса, устанавливается в рамках тех целей, которые ставятся непосредственно для регулирования экономики на государственном уровне. Среди которых были выделены следующие цели, схематично представленные на рисунке 1.
Основные виды поддержки от государства малому и среднему бизнесу прослеживаются в нормативном документе - Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ. Для более детального понимания на
стабильность ВЭД
объективное распределение доходов
устоичивыи экономический рост
высокии уровень занятости
устоичивое финансовое положение
Источник: составлено автором на основании: Муняев О. С. Повышение эффективности государственной поддержки малого предпринимательства : автореф. дис. ... канд. эк. наук / О. С. Муняев. Волгоград, 2017. 24 с.
Рис. 1. Государственные цели в регулировании экономики
1 Единый портал бюджетной системы Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: https://usnd.to/tWfX.
рисунке 2 обобщим выделенные в документе виды государственной поддержки.
Предприниматели, владеющие субъектами, которые попадают, в свою очередь, под категорию малого и среднего бизнеса, склонны к инвестированию и разумным сбережениям, обладая высоким уровнем личной мотивации для успешной реализации проектов. Субъекты МСП наиболее предприимчивы к определению спроса населения и производство продукции, или оказание услуг, предоставляют потребителю в индивидуальном порядке. Также, затронув немаловажный факт, скажем, что малые предприятия содействуют в области подготовки профессиональных кадров. Во многих странах предприятия, характеризующиеся как малые и средние, чаще всего занимают лидирующее положение как по количеству произведенных товаров, оказании услуг, выполнении работ, так и по их удельному весу по сравнению с крупными предприятиями.
На сегодняшний день, Россия по-прежнему не занимает лидирующие места по основным показателям развития сектора МСП по сравнению с экономически развитыми странами. Если обратить внимание на страны с ведущими мировыми экономиками, где уровень данных субъектов в 3-4 раза выше, чем в Российской Федерации, так как здесь малые предприятия от общего числа субъектов хозяйственной деятельности не достигают даже 50 %, а уровень занятости и вклада в ВВП был оценен экспертами в размере 12-15 %.
Согласно рейтингу, опубликованному Всемирным Банком, на конец 2020 года среди 190 стран мира Российская Федерация заняла 28-е место с показателем 78,2. На рисунке 3 обратим внимание на динамику роста показателей страны, в сфере благоприятности ведения бизнеса.
Развитие предпринимательской деятельности следует относить к одной из первостепенных задач и как следствие развитие малых и средних предприятий в образовательной сфере, также в сфере услуг, здравоохранении, жилищно-коммунальной сфере, науке и иных сфер деятельности. Соответственно, необходима разработка целого комплекса мероприятий органами исполнительной власти для содействия в развитии и поддержке данных субъектов хозяйственной деятельности в нынешних экономических условиях.
Касаемо финансовой поддержки государства, следует упомянуть о следующих инструментах за счет которых оказывается должная помощь. К таковым относят выделенные государством средства из бюджетов на региональном уровне или местных бюджетов, используя такой инструментарий как субсидии, инвестиции или гарантии по обязательствам; сюда же относят средства из федерального бюджета, предусмотренные законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период.
Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса, так или иначе, тесно связана с повышением гиб-
Информационная поддержка (проявляется
■ в виде создания информативных сайтов)
Имущественная поддержка (происходит в форме передачи предприятию государственного имущества)
Финансовая поддержка (реализовывается в виде финансовой помощи МСП, куда входят субсидии, инвестиции и прочее)
Консультационная поддержка (осуществляется в форме компенсации затрат, а также создаются организации, оказывающие поддержку на всех уровнях)
Примечание: составлено автором на основании Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 02.06.2021) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс].
URL: https://docs.cntd.ru/document/902053196.
Рис. 2. Ряд форм поддержки государства субъектам МСП
79 78.2
78 З^Цд
72
2016 2017 2018 2019 2020
Источник: Рейтинг стран мира по ведению бизнеса [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2016-2020
(последняя редакция: 11.11.2020). URL: https://gtmarket.ru/ratings/doing-business.
Рис. 3. Динамика показателя в области благоприятности ведения бизнеса в Российской Федерации за период 2016-2020 гг., баллы
кости экономики. Уровень развития малого и среднего предпринимательства позволяет судить о возможностях страны приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям экономики, что в условиях экономического кризиса наиболее важно. Программы, реализуемые для успешного развития МСП в стране, можно считать успешными в случае достижения в среднесрочной перспективе следующих показателей:
• не менее 50 % должна составлять доля населения, занятого непосредственно на предприятиях, относящихся к категории МСП;
• не менее 40 % в ВВП страны должны достигать доли субъектов малого и среднего бизнеса.
Также, есть некоторые «препятствия» для успешного развития малого и среднего предпринимательства, которые без поддержки государственных органов не могут быть устранены на федеральном и региональном уровне. Тормозить могут такие факторы, как слабый механизм государственной поддержки МСП; недостаточно отработанный механизм организационных и правовых основ регулирования данного сектора экономики; недостатки в хозяйственной культуре и бизнесе.
В современных реалиях, можно увидеть поддержку государства в области МСП по определенным направлениям, среди которых:
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
• содействие в формировании и организации необходимой инфраструктуры для функционирования предпринимательства;
• введение упрощенного порядка регистрации субъектов МСП, выдача лицензий для определенных видов деятельности, сертификация производимой продукции, представления статистической и бухгалтерской отчетности;
• подготовка, переподготовка кадров для субъектов малого и среднего бизнеса, а также повышение квалификации;
• поддержка внешнеэкономической деятельности.
В последние два-три года наблюдается непростая
экономическая ситуация в стране, которая сохраняется в результате таких обстоятельств, как пандемия, или же санкции иностранных государств, ограничивающие, в том числе работу малого и среднего бизнеса. При сложившихся обстоятельствах наиболее востребованными мерами государственной поддержки субъектам МСП должны выступать; льготное кредитование, упрощение административных процедур, налоговые льготы, отсрочка от уплаты аренды, предоставление грантов и субсидий.
В феврале и в марте 2022 года был проведен мониторинг текущего положения предприятий аппаратом Уполномоченного при Президенте Российской Федерации, которое проходило в несколько этапов, где приняли участие около 6 тысяч компаний из 85 регионов страны. После чего выяснилось, что обороты 56% компаний были не достигнуты допандемийных значений по итогам 2021 года.
Стоит отметить, что санкции, которые были введены до февраля 2022 года затрагивали лишь 26 % опрошенных в данном мониторинге, однако, введенные ограничения против Российской Федерации после 25 февраля текущего года касаются порядка 84 % субъектов МСП. Среди насущных проблем можно выделить несанкционированное увеличение закупочных цен, что, по словам опрошенных, было замечено уже в начале года, колебания курса рубля и курса валют, снижение спроса и выручки, и как следствие, разрыв цепочек поставок. Прекращение поставок повлияло на те субъекты, прежде всего, которые были, так или иначе, связаны с импортными товарами, тем не менее сложности коснулись поставок российской продукции, имеющую импортную составляющую.
Исходя из этого, скажем, воздействие «новых» санкций чувствуется благодаря высокой степени зависимости отечественного бизнеса от импорта. Согласно статистики, в полной зависимости от импорта находятся почти 10 % предприятий, импортную составляющую более 50 % имеют 26,4 % субъектов МСП, от 10 до 50 % - наибольшее число компаний, а именно, 36,9 %, и до 10 % имеют до 26,8 % субъектов. Такие показатели говорят о том, что получение для бизнеса, еще не восстановленному после пандемии СОУГО-19, «новой порции» сложностей, негативно сказывается
на деятельности таких предприятий и, соответственно, нуждается в серьезных государственных мерах поддержки.
В ближайшей перспективе планируется введение мер, позволяющих предотвратить в период кризиса ухудшение системных проблем, которые возникают на пути ведения деятельности у субъектов малого и среднего бизнеса, даже в относительно «спокойное» время для экономики страны. В оперативном режиме на данный момент разрабатываются и затем принимаются антикризисные меры, так, например, Президентом РФ были подписаны два «пакета» законов, предполагающих поддержку граждан и предпринимателей.
Выяснив причины возникновения неэффективности применение мероприятий по оказанию государственной финансовой помощи и проанализировав субъекты малого и среднего бизнеса, учитывая сегодняшние экономические условия, приходим к выводу, что на данный момент у государства отсутствует единый механизм реализации мероприятий, бесперебойно и должным образом работающий как на федеральном уровне, так и на региональном уровне, способный провести финансовую поддержки и своевременно оказать иные меры поддержки для устойчивого развития и дальнейшего существования хозяйствующих субъектов малого и среднего бизнеса.
Библиографический список
1. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития российской Федерации на период до 2030 г. : разработан Минэкономразвития России. [Электронный ресурс]: http://www. consultant.ru.
2. Поддержка малого бизнеса в 2020 году : госпрограммы и льготы [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.26-2.ru/art/355396-podderjka-malogo-biznesa-v-2020-godu-gosprogrammy-i-lgoty.
3. Козырев А. В. Меры по поддержке малого бизнеса в кризисных условиях: международный опыт и российская практика [Текст] / А. В. Козырев // Экономика, предпринимательство, право. 2021. № 2. Т. 11. С. 267-284.
4. Кремин А. Е. Оценка результатов стратегического планирования развития малого и среднего бизнеса в регионах РФ [Текст] / А. Е. Кремин // Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 9. Вып. 66. С. 114-123.
5. Поляков Н. А. Управление инновационными проектами : учебник и практикум для вузов / Н. А. Поляков, О. В. Мотовилов, Н. В. Лукашов. М. : Издательство Юрайт, 2022. 330 с. (Высшее образование). Текст: электронный. URL: https://urait.ru/bcode/ 489513.
Bibliographic list
1. Forecast of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2030 : developed by the Ministry of Economic
Development of Russia. [Electronic resource]: http://www. consultant.ru.
2. Small business support in 2020 : state programs and benefits [Electronic resource] // Access mode: https:// www.26-2.ru/art/355396-podderjka-malogo-biznesa-v-2020-godu-gosprogrammy-i-lgoty.
3. Kozyrev A. V. Measures to support small business in crisis conditions: international experience and Russian practice [Text] / A. V. Kozyrev // Economics, entrepreneurship, law. 2021. No. 2. Vol. 11. P. 267-284.
4. Kremin A. E. Evaluation of the results of strategic planning for the development of small and medium-sized businesses in the regions of the Russian Federation [Text] / A. E. Kremin // Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2019. No. 9. Issue 66. P. 114-123.
5. Polyakov N. A. Management of innovative projects : textbook and workshop for universities / N. A. Polyakov, O. V. Motovilov, N. V. Lukashov. M. : Yurayt Publishing House, 2022. 330 p. (Higher education). Text: electronic. URL: https://urait.ru/bcode/489513.
Информация об авторе
M. E. Косов - заведующий кафедрой «Государственные и муниципальные финансы» Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, доцент департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, профессор, директор института «Юридического менеджмента» Высшей школы юриспруденции и администрирования Национального исследовательского университета Высшая школа экономики, кандидат экономических наук, доцент.
Information about the author
M. E. Kosov - Head of the Department of State and Municipal Finance of the Plekhanov Russian University of Economics, Associate Professor of the Department of Public Finance of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Professor, Director of the Institute of Legal Management of the Higher School of Jurisprudence and Administration of the of the National Research University Higher School of Economics, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 18.08.2022; одобрена после рецензирования 29.09.2022; принята к публикации 29.11.2022.
The article was submitted 18.08.2022; approved after reviewing 29.09.2022; accepted for publication 29.11.2022.
История экономических учений
УЧЕБНИК
История экономических учений. Минаков А. В. Учебник. 351 с. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований.
Обобщен теоретический и методологический материал для всестороннего системного представления об истории экономических учений. Учебник состоит из десяти глав, каждая из которых посвящена определенному направлению экономического знания, приобретаемого научным миром на конкретный момент времени, в рамках конкретной исторической эпохи (эпох).
Раскрыты предпосылки, основные концептуальные положения, а также причины потери лидерства среди представителей экономического сообщества каждой конкретной экономической школы, ученого или мыслителя. Рассмотрены ключевые особенности развития российской экономической мысли. Теоретические вопросы иллюстрируются историческим фактологическим материалом, а также примерами из реальной практики экономического развития.
Для студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика и управление», «Экономика», «Экономическая безопасность», а также слушателей курсов повышения квалификации и программ профессиональной подготовки, аспирантов и преподавателей, специалистов в области экономики и околоэкономической деятельности.