Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / государственное регулирование / цифровизация / информатизация / брендинг городов / развитие регионов / tourism / government regulation / digitalization / informatization / city branding / regions development

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хмель А.С.

В работе проведен анализ современной системы регулирования туризма в Российской Федерации и ее инструментов. Приведены предложения по модернизации инструментов регулирования туризма и внедрении новых технологий и методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTRUMENTS OF STATE REGULATION OF TOURISM IN RUSSIAN FEDERATION

The paper analyzes the modern system of tourism regulation in the Russian Federation and its tools. The proposals for the modernization of tourism regulation tools and the introduction of new technologies and techniques are presented.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 33

Хмель А.С.

студент 2 курса, кафедра экономики и управления Севастопольский филиал

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

(г. Севастополь, Россия)

ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: в работе проведен анализ современной системы регулирования туризма в Российской Федерации и ее инструментов. Приведены предложения по модернизации инструментов регулирования туризма и внедрении новых технологий и методик.

Ключевые слова: туризм, государственное регулирование, цифровизация, информатизация, брендинг городов, развитие регионов.

Государственное регулирование туризма представляет собой комплекс мер, направленных на создание благоприятных условий для развития отрасли, защиту прав и интересов туристов, а также обеспечение безопасности и качества предоставляемых услуг. Оно осуществляется через специальные инструменты, в основном носящие нормативный характер: законодательство, государственные программы и проекты, а также деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. [2]

В системе инструментов государственного управления туризмом существуют определенные проблемы, требующие решения. Прежде всего, это несовершенство законодательства о туризме, включая вопросы защиты прав потребителей и ответственности туроператоров. Необходимость доработки и

модернизации законодательства в связи с внешнеполитическими факторами. Проблемы с соблюдением законодательства на практике.

Также наблюдаются инфраструктурные, кадровые, маркетинговые, финансовые, экологические и политические трудности.

Основой современных научных исследований в области туризма являются труды зарубежных ученых Э. Кохена, Р. Бархлайтнера, Р. Флориды, А. Т. Пауля, Т. Берноу и К. Уарда, которые рассматривают туризм и инструменты регулирования данной сферы с социологической, экономической, культурологической и, в некоторой степени, политической точки зрения.

Изучив законодательную базу в сфере туризма и проанализировав нормативно-правовые акты, можно прийти к выводу, что действующий в данный момент основной закон для сферы туризма в Российской Федерации -федеральный закон «Об основах туристской деятельности» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ, утратил актуальность и требует модернизации и доработки. В нем не учтена текущая внешнеполитическая ситуация, изменения в отрасли, которые повлек за собой вирус COVID-19, а также настоящий уровень развития науки и техники, а конкретно цифровизация процессов в сфере туризма. [1]

Формируя синтез туристической политики стран по отношению к России, можно прийти к выводу, что попасть в Европу россиянам стало сложнее и дороже. Страны ЕС поставили на паузу упрощенный визовый режим с Россией. При этом некоторые государства уже не пускают россиян — Латвия, Литва, Эстония, Чехия, Польша и Финляндия закрыли границы для российских туристов. Многие другие государства ввели ограничения для россиян.

Также, сравнивая туристическую политику России и других стран, прослеживается необходимость внедрения маркетинга территорий для регулирования и распределения туристического потока.

Вышеперечисленные факторы позволяют внести предложения по повышению эффективности государственной поддержки развития туризма и функционированию ее инструментов.

Прежде всего, нужно сделать упор на информатизацию в управлении отраслью. Правильной тактикой со стороны государства будет помочь профинансировать и широко распространить такие инструменты управления сферой туризма, как:

1.Онлайн-бронирование и планирование путешествий

2. Мобильные приложения

3. Виртуальная и дополненная реальность

4. Аналитика данных и персонализация

5. Экологическая устойчивость и социальная ответственность

Также рекомендуется начать активные разработки в сфере формирования бренда городов.

В настоящее время в России наблюдается рост межтерриториальной конкуренции: регионы находятся в поле конкуренции друг с другом за инвестиции, внимание и лояльность федеральной власти, привлечение квалифицированной рабочей силы и другие ресурсы развития. В таких условиях возрастает роль позиционирования, позволяющего территории привлекать и наращивать капитал. [6]

Брендинг в данной ситуации является ключевым инструментом как продвижения городов на туристической арене внутри страны, так и продвижения России на мировом рынке туризма.

Целью территориального позиционирования является выделение ключевых характеристик региона, а в некоторых случаях и создание четких ориентиров, указывающих на территориальную особенность региона. Иными словами, необходимо выявить главные ценности и приоритеты, которые отличают одну территорию от других, обозначить ее конкурентные преимущества, определиться с ее перспективными брендами, и в итоге сформировать бренд территории. [7]

В первую очередь, процесс брендинга заключается в его стратегическом планировании, а соответственно и в его постоянных изменениях, учитывающих потребительские предпочтения. Бренд ориентирован преимущественно на

внешних по отношению к нему субъектов и должен соответствовать стратегическим задачам развития территории, способствуя привлечению к ней внимания организаций и людей, ресурсов и заказов, которые востребованы территорией, нужны ей и полезны для ее развития. При создании бренда территории стоит уделить внимание «внутреннему влиянию» бренда, направленному на развитие цивилизованных социально экономических отношений среди жителей территории, чувства единства, ответственности, патриотизма в отношении «малой родины». Ввиду этого бренд территории должен быть отражением лучших черт ментальности и традиций населения территории, выполнять своеобразную культурно идеологическую функцию, объединяя население территории для выполнения общих задач.

При применении инструментов регулирования туризма следует также сделать упор на развитие регионов, а не столиц.

В России сегодня более 800 городов с населением менее 50 тысяч человек и 240 городов с населением от 50 до 250 тысяч человек, в которых живет более четверти всего населения страны. Долгие годы они оставались вне внимания федерального центра и в основной своей массе находились в состоянии медленного угасания. Дефицит финансирования и особенности межбюджетных отношений привели к серьезному ухудшению инфраструктуры, включая жилой фонд, транспорт, ЖКХ и здравоохранение, а также культурные и спортивные объекты.

Для развития городов и отдельных направлений сейчас применяются такие инструменты, как инфраструктурные бюджетные кредиты, инфраструктурные и народные облигации, специальные казначейские займы, происходит сокращение бюрократических барьеров для реализации частных проектов. [5]

Но корпоративные социальные инвестиции играют важнейшую роль и зачастую охватывают самые широкие сферы, не ограничиваясь благоустройством и развитием городской среды.

Подводя итоги, мы можем заявить, что многонациональность и многоконфессиональность нашей страны - огромное преимущество. Продвигая культуру народов, мы создаем широкий выбор для маршрутов внутреннего туризма. Благодаря обширным территориям и разнице в климатических условиях между регионами также обеспечивается вариативность туристических продуктов.

Не выезжая за пределы Российской Федерации можно заниматься серфингом и кататься на лыжах, знакомиться с устным народным творчеством и множеством ремесел, наблюдать за традициями и обычаями и примерять сотню национальных костюмов.

Но всё это требует упорядочивания и продвижения в виде сформированных туристических программ - туров и маршрутов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 24.11.1996г. №132-ФЗ «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 11.08.2024);

2. Соболева, А. Д. Анализ моделей государственного регулирования туризма. Разработка новой модели регулирования туризма для России // Инновационные технологии управления и стратегии территориального развития туризма и сферы гостеприимства: Материалы конференции, Москва, 25 сентября 2020 года. С. 244-250;

3. Донскова Л. И., Горяинов К. С., Крюкова Е. М., Хетагурова В. Ш. Государственное регулирование туризма: зарубежный и российский опыт (обзор научных публикаций) // Социальная политика и социология. - 2020. - Т. 19. - № 4 (137). - С. 15-22;

4. О Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 г.: Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019г. №2129-р // Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: https://w.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72661648/?ysclid=lxn1pm2dtm931594323 (дата обращения: 11.08.2024);

5. Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы): Распоряжение

Правительства №872-р // [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/32585/ (дата обращения: 11.08.2024);

6. Государственно-частное партнерство как инструмент устойчивого развития индустрии гостеприимства и туризма: российский кейс Пьянкова С.Г., Митрофанова И.В., Ергунова О.Т., Рябова И.А. Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2022. Т. 12. № 3-1. С. 434-447;

7. Драйверы устойчивого развития туристских территорий Беляева О.И., Борисова Т.Г., Гварлиани Т.Е., Воробей Е.К., Оборин М.С., Семкина Н.С., Цепилова Е.С., Камкия М.Б., Карандасова Я.В., Фролова Н.В. Москва, 2023;

8. Маркетинг территории как инструмент управления развитием территории Тарасова А.Ю., Новикова ИВ. В сборнике: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 172-174

Khmel A.S.

Lomonosov Moscow State University (Sevastopol, Russia)

INSTRUMENTS OF STATE REGULATION OF TOURISM IN RUSSIAN FEDERATION

Abstract: the paper analyzes the modern system of tourism regulation in the Russian Federation and its tools. The proposals for the modernization of tourism regulation tools and the introduction of new technologies and techniques are presented.

Keywords: tourism, government regulation, digitalization, informatization, city branding, regions development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.