Научная статья на тему 'Инструменты государственно-частного партнерства в России'

Инструменты государственно-частного партнерства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1382
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КОНТРАКТ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОНД / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструменты государственно-частного партнерства в России»

шевыми деньгами пресытить свою экономику и, тем самым, искусственным образом разогнать ипотеку.

Проблема состоит в цели использования CDS, но никак не в сущности деривативов. Примером тому служит жесткая реакция немецкого регулятора с нескромным намеком на ряд греческих событий - запрещение не обеспеченных ничем коротких продаж акций, табу на приобретение CDS по облигациям европейских государств инвесторами, не владеющими базовыми активами. На рынках Российской Федерации обращаются свопы на евробонды с погашением в 2018 г. Экономический смысл покупки CDS не просматривается. Держатель облигации, опасающийся дефолта РФ, может, продавая бумаги на рынке, и не связываться с приобретением кредитно-дефолтного свопа [6].

В последнее время банки готовятся создать принципиально новый инструмент для инвестиций - фьючерс на кредитно-дефолтный своп для привлечения дополнительных клиентов. Идея деривативов на сами свопы давно появилась в профессиональных кругах.

Сегмент кредитно-дефолтных свопов продолжает стремительно расти. Банк международных расчетов прогнозирует увеличение стоимости контрактов по 16 % в год.

Библиографический список

1. Данилов-Данильян В. Глобальный кризис как следствие структурных сдвигов в экономике // Вопросы экономики. - 2009. - № 7. - С. 31-42.

2. Ершов М.Мировой финансовый кризис: год спустя // Вопросы экономики. - 2009. - № 12. -С. 4-22.

3. Ковзанадзе И. Уроки мирового кризиса: необходима новая модель регулирования экономики // Вопросы экономики. - 2010. - № 4. - С. 113-121.

4. Рустамов Э. Финансовая глобализация и качество институтов // Вопросы экономики. - 2010. -№ 2. - С. 39-53.

5. Суэтин А. Структурный расцвет финансовых рынков // Вопросы экономики. - 2010. - № 12. -С. 59-70.

6. Байгулов Р.М., Шарипов М.А. Происхождение кредитно-дефолтных свопов, и идиосинкри-тичность их функционирования [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем. - 2013. - № 1.- С. 31. - Режим доступа: http: // arbir.ru>articles/a_3697.htm/, свободный. - Загл. с экрана.

В.В. Берестов

ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

В РОССИИ

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, контракт жизненного цикла, инвестиционный фонд, федеральные программы.

В предыдущей публикации по обозначенной теме нами были рассмотрены сущность государственно-частного партнерства (далее - ГЧП), принципы его формирования и функционирования, а также такой инструмент ГЧП, как концессионные соглашения. Продолжим классификацию принципов ГЧП.

Контракты жизненного цикла - это долгосрочные контракты или Life Cycle Contracts

© Берестов В.В., 2013

(далее - ЬСС), которые заключаются для реализации инфраструктурных проектов, имеющих муниципальное или государственное значение. Срок ЬСС-контрактов равен нормативному сроку эксплуатации инфраструктурного объекта. Как правило, этот срок составляет 20-25 лет. Согласно условиям контракта жизненного цикла частный партнер должен спроектировать и построить (или реконструировать) объект соглашения, а затем передать его в собственность государственного партнера и в течение определенного контрактом срока поддерживать его эксплуатационные и потребительские характеристики. А государственный партнер в рамках ЬСС-контракта обязуется в случае соответствия объекта соглашения установленным характеристикам осуществлять частному партнеру платежи в соответствии с установленным в контракте графиком. Если частный партнер исполняет условия ЬСС-контракта, то стоимость строительства и эксплуатации объекта должна окупаться за счет платежей государственного партнера. При этом по общему правилу с конечного потребителя плата не взимается. Таким образом, ЬСС имеет потенциал применения в сферах, в которых отнесение затрат на создание и содержание объекта на конечного потребителя невозможно или нецелесообразно, а именно при строительстве автомобильных дорог, проезд по которым не предусматривает взимание платы, а также, например, в сфере бесплатной медицины и образования, жилищно-коммунального хозяйства. Оплата производится после сдачи объекта в эксплуатацию в течение всего нормативного срока использования объекта согласно графика платежей, согласованного в контракте. Размер платежей не зависит от количества пользователей объекта или количества потребителей предоставляемых частным партнером услуг, что фактически снимает с частного партнера риск спроса на товары и услуги. Дальнейшая эксплуатация инфраструктурного объекта осуществляется в соответствии с условиями о пролонгации ЬСС-контракта. В ЬСС-контракте регулируется порядок контроля строительства и эксплуатации объекта со стороны уполномоченного органа государственной или муниципальной власти. В случае, если объект в процессе эксплуатации выходит полностью, либо частично из строя по вине инвестора, последний несет штрафные санкции за ненадлежащее исполнение контракта или осуществляет ремонт объекта за счет собственных средств. Финансирование проекта инвестор осуществляет за счет собственных или привлеченных средств. За счет собственных средств частного партнера покрывается, как правило, от 20 до 40% всех расходов. Окупаемость вложенных инвестором средств осуществляется за счет регулярных платежей из соответствующего бюджета. Целью ЬСС-контракта является покупка государством сервисных услуг в процессе эксплуатации объекта. В России данный инструмент реализации ГЧП-проектов только начинает применяться. Данный инструмент особенно актуален в строительстве автодорог, однако российское законодательство не запрещает использовать ЬСС в ЖКХ, инженерных объектах, или объектах портовой инфраструктуры. Таким образом, ЬСС, имея свои преимущества и недостатки, призван не заменить, а дополнить уже применяемые договорные формы государственно-частного партнерства.

Долгосрочные инвестиционные соглашения (далее - ДИС) - это соглашения, которые заключаются между Российской Федерацией, либо субъектом РФ или муниципалитетом и частным инвестором, согласно которым частный инвестор берет на себя обязательства осуществить капитальные вложения в объект, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, либо субъекту РФ или муниципальному образованию. Схема долгосрочного инвестиционного соглашения предполагает осуществление частным инвестором полного цикла работ по проектированию, строительству (или реконструкции) объекта инфраструктуры, его эксплуатацию (в том числе ремонт и содержание) в течение срока действия соглашения, а также обеспечение полного либо частичного финансирования проектирования и строительства (или реконструкции) объекта за счет собственных и/или заемных

средств. Обязательства государственной стороны соглашения предусматривают возмещение расходов исполнителя на эксплуатацию объекта соглашения в форме эксплуатационных платежей, а также поэтапный возврат средств, вложенных исполнителем на стадии строительства (или реконструкции), с предусмотренной нормой доходности на вложенный капитал. При этом размер такой доходности оговорен в условиях соглашения и будет изменяться в зависимости от достижения установленных целевых эксплуатационных показателей объекта. Кроме того, законодательство субъектов РФ предусматривает возможность инвестора при заключении ДИС воспользоваться налоговыми льготами по налогам на прибыль организаций и имущество организаций. Реализация долгосрочных инвестиционных соглашений осуществляется в рамках общегражданского законодательства Российской Федерации и среди прочих ГЧП-инструментов имеет наиболее гибкую структуру, основываясь на таком основополагающем принципе гражданского законодательства, как свобода договора. В то же время реализация этого принципа таит в себе и неблагоприятные стороны в виде нарушения антимонопольного законодательства как для государства/муниципалитета, так и для частного инвестора. В связи с этим очень важна качественная юридическая проработка ДИС с учетом существующих правовых, финансовых и политических рисков. Срок данного вида соглашения, так же как и срок ЬСС контракта, составляет от 25 до 30 лет. При очевидном сходстве ЬСС контракта и долгосрочном инвестиционном соглашении отличие между ними может заключаться в составе работ инвестора, а также в правовом регулировании заключенного соглашения.

Инвестиционный фонд Российской Федерации сформирован 1 января 2006 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2005 г. № 694 «Об Инвестиционном фонде Российской Федерации» и в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих использованию в целях реализации инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2007 г. № 701 «О некоторых вопросах структуры и организации деятельности Министерства регионального развития Российской Федерации» функции по предоставлению государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации осуществляет Министерство регионального развития Российской Федерации. Бюджетные ассигнования за счет средств Инвестфонда предоставляются в виде прямого бюджетного инвестирования в строительство объекта инфраструктуры федерального значения, внесения средств в уставный капитал проектной компании, соинвестирования совместно с бюджетом субъекта РФ. Инвестиционные проекты, получающие государственную поддержку за счет бюджетных ассигнований Фонда, должны отвечать приоритетам социально-экономического развития Российской Федерации или отдельных субъектов Российской Федерации, которые определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. и другими документами стратегического планирования. «Этот инструмент рассчитан прежде всего на инфраструктурные проекты, имеющие стратегическое социально-экономическое значение для страны, что объясняется принципом проектного финансирования, заложенного в Правилах, регламентирующих порядок предоставления бюджетных ассигнований за счет средств Инвест-фонда, утвержденных Постановлением правительства РФ от 01.03.2008 № 134-П (далее - Правила). Данный принцип выражается в том, что инвестор, подавая заявку в Инвестфонд, должен описать, какие локальные проекты будут реализованы в случае строительства инфраструктурного объекта, обосновать невозможность реализации проекта без поддержки Инвест-фонда, а также соблюсти мультипликативный эффект, заключающийся в том, чтобы на каж-

дый выделенный рубль бюджетных инвестиций в среднем приходилось не менее трех-четырех рублей частных инвестиционных затрат. Для получения бюджетных ассигнований за счет Инвест-фонда РФ необходима качественно подготовленная заявка, в рамках которой разрабатывается сводный бизнес-план проекта, сводная финансово-экономическая модель проекта, проводится оценка эффективности проекта, его технико-экономическое обоснование. Заявка должна строго соответствовать требованиям, изложенным в Правилах. Далее она должна пройти согласование со всеми профильными министерствами и ведомствами, а также получить положительное заключение инвестиционного консультанта. Процесс прохождения заявки в Инвест-фонде включает этап ее рассмотрения на инвестиционной комиссии, а затем на правительственной. После утверждения правовой комиссией концепции и паспорта проекта, а также принятия решения о предоставлении бюджетных ассигнований заключается инвестиционное соглашение между ответственным исполнителем и инвестором (при необходимости, с участием иных лиц и органов)» [1, с. 52-53]. Согласно данным Министерства регионального развития Российской Федерации с момента создания Инвестиционного фонда РФ государственную поддержку получили 16 проектов, имеющих общегосударственное значение, и 36 региональных инвестиционных проектов. В 2012 г. объем бюджетных ассигнований Фонда, предусмотренный законом о бюджете на 2012 г., составил 37,9 млрд руб. [5]. На текущий момент можно констатировать, что Фонд стал катализатором инвестиционной активности частных инвесторов. Согласно статистике отобранных проектов, в среднем на 1 руб. средств федерального бюджета привлекается от 3 до 6 руб. частных инвестиций, а по некоторым региональным проектам - до 10 руб. Реализуемые проекты способны существенно повысить поступления в бюджеты всех уровней. В частности, 1 руб. средств федерального бюджета, направленный на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, генерирует за 10-летний прогнозный период свыше 3 руб. поступлений в бюджетную систему. Деятельность Фонда позволяет решать и социальные задачи, так, по общегосударственным проектам планируется создать более 130 тыс. рабочих мест, по региональным - свыше 30 тыс. рабочих мест. Основным риском при реализации этого инструмента ГЧП следует рассматривать довольно частые законодательные корректировки процедур и правил работы Инвестиционного фонда РФ. Это свидетельствует о том, что в условиях рыночной экономики данная форма сотрудничества находится в стадии постоянного развития, в связи с чем государство, принимая очередные изменения, адекватно и своевременно направляет ресурс Инвестиционного фонда в отрасли, особо нуждающиеся в государственной поддержке.

Реализация ГЧП-проектов с использованием инструмента инфраструктурных облигаций является весьма перспективным направлением. Риски инфраструктурных проектов достаточно высоки, а доходность невелика. Снизить эти риски призваны как раз инфраструктурные облигации. В настоящее время денежные средства в реализацию инфраструктурных проектов привлекаются через концессионные соглашения. При этом механизмы привлечения инвестиций путем эмиссии инфраструктурных облигаций до сих пор находятся в стадии разработки полноценной схемы реализации в рамках соответствующих проектов ГЧП. Основным эмитентом инфраструктурных облигаций в Российской Федерации является ОАО «РЖД». Специалисты ОАО «РЖД» рассчитали, что компания может эффективно использовать платные ресурсы в размере 100 млрд руб. в год, поэтому в 2013 году будет выпущено четыре транша облигаций на 15, 20, 25 и 30 лет в совокупности на эту сумму. Такие же выпуски ОАО «РЖД» планирует и на 2014-2015 гг. Предполагается, что доход по ним будет превышать уровень инфляции на 1 % [2]. Весь выпуск облигаций будет выкуплен Пенсион-

ным фондом Российской Федерации, располагающим возможностью столь долгосрочного финансирования.

Департамент инвестиционной политики Министерства экономического развития Российской Федерации внес на рассмотрение законодательные поправки, которые позволят повысить приток инвестиций. Первая - это возможность субординирования разных выпусков концессионных облигаций между собой. Такой механизм предложено воспринять из международной практики, где один инфраструктурный проект финансируется облигациями с большим приоритетом и облигациями с меньшим приоритетом относительно удовлетворения требований за счет выручки и имущества инфраструктурного проекта. Причем в Европейском союзе государственная поддержка предоставляется только по младшему выпуску облигаций. Другое новшество - возможность изменения условий выпуска облигаций концессионера (реструктуризация долга). Облигации, выпускаемые для финансирования инфраструктурных проектов, имеют продолжительный срок обращения (как правило, более десяти лет), в течение которого могут наступить различные обстоятельства, приводящие к необходимости пересмотра условий облигационного займа концессионера [4]. Идея инфраструктурных облигаций привлекательна тем, что позволяет разделить риски проекта между частным партнером и государством. Но это возможно только при условии, что в этом партнерстве есть и третья сторона - финансовый рынок. Именно посредничество финансового рынка обеспечивает надлежащий эффективный контроль и ощутимые гарантии возврата денег. Если проект представляется инвесторам надежным и выгодным, его облигации разойдутся на рынке, если же подозрительным - его бумаги не будут продаваться или покупатели потребуют за свой риск высокие проценты. Участие государства должно только добавлять таким бумагам надежности и привлекательности.

Основная часть бюджетных инвестиций осуществляется с помощью федеральных целевых программ (далее - ФЦП) и федеральных адресных инвестиционных программ (далее - ФАИП). В настоящее время правительством одобрены 36 ФЦП, предусматривающие инвестиции в период до 2020 г. В 2013 г. только 9 ФАИП реализуются в рамках ФЦП: «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы» и другие. Из представленных данных хорошо видно, что средства, предусмотренные ФЦП и ФАИП, в первую очередь предназначены для финансирования инфраструктурных проектов, имеющих стратегическое значение на федеральном, региональном, межрегиональном и муниципальном уровнях. К финансированию в 2013 г. запланировано почти 687 млрд руб. При этом освоено по состоянию на 01.04.2013 г. всего 38,2 млрд руб., профинансировано из федерального бюджета 71,1 млрд руб. Источники финансирования ФАИП на 2013 г. распределились следующим образом: 83,9 % - федеральный бюджет, 11,7 % - внебюджетные источники, 4,4 % - бюджет субъектов РФ. Следует отметить, что в 2013 г. наблюдается спад бюджетного финансирования ФАИП по сравнению с 20112012 гг. [3]. На практике реализация этого инструмента имеет ряд своих особенностей. Во-первых, в процессе разработки и согласования ФЦП и ФАИП инициаторы, как правило, руководствуются нормами Бюджетного кодекса РФ, вследствие чего остается мало проработанным экономическое обоснование объемов бюджетных инвестиций. Во-вторых, при разработке ФЦП и ФАИП государство рассчитывает на то, что, профинансировав тот или иной объект, частный инвестор вложит порядка половины от общего объема финансирования проектов. Однако расчет таких экономических ожиданий государства остается несовершенным. Перечисленные особенности данного инструмента приводят к недостаточному освоению государством предусмотренных бюджетных инвестиций, а также к справедливым опасениям

частных инвесторов, которым предстоит осуществлять капитальные вложения при недостаточно ясных условиях взаимодействия. В связи с этим требуется дополнительная законодательная доработка правовых актов, регламентирующих порядок разработки и согласования ФЦП и ФАИП. Например, включение в схему ФЦП или ФАИП обязательного заключения инвестиционного контракта, в котором будут четко регламентированы права и обязанности государства и частного инвестора, а также участие инвестора в решении вопросов по осуществлению государственных полномочий в рамках реализуемого проекта через включение его представителей в конкурсную комиссию при отборе подрядчиков.

Государственно-частное партнерство является основным инструментом достижения устойчивого экономического роста страны. В настоящее время можно говорить лишь о начале формирования практики его применения. Однако уже сейчас становится ясным, что реализовать глобальные инфраструктурные проекты силами исключительно государства либо частного бизнеса невозможно. Проведение мудрой сбалансированной инвестиционной политики с использованием сильных сторон государственного и частного секторов, возможно, позволит достичь оптимальных результатов высокого качества.

Библиографический список

1. Зверев А.А. Государственно-частное партнерство: пути совершенствования законодательной базы / А. А. Зверев. - М.: ЕБРР, 2009. - С. 244.

2. Редакция. Продлили жизнь // Гудок. - 2012. - № 230. - С. 8.

3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://faip.economy.gov.ru/cgi/uis/faip.cgi/G1/ol/ 2013?fcp=all (дата обращения: 10.06.2013).

4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon.ru/Discussions/OneDiscussion/3487 (дата обращения: 10.06.2013 г.).

5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:: http://minregion.ru/invest_phound (дата обращения: 10.06.2013).

В.А. Волочиенко

МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ «СДЕЛАТЬ ИЛИ КУПИТЬ»

Ключевые слова: метод, критерии, альтернатива, решение, производить, закупать.

Решение задачи «сделать или купить», то есть Make or Buy (MOB), позволяет организации принять однозначное решение относительно необходимости собственного производства необходимых ей в процессе функционирования элементов (товаров, продуктов, инструментов, деталей, сборочных единиц, комплектующих изделий и прочих предметов) или целесообразности их приобретения у стороннего производителя (поставок со стороны) [1]. При принятии этого решения используются разнообразные критерии, отражающие многоас-пектность производственно-хозяйственных, финансово-экономических, социально-психологических и иных интересов организации. По сути, решается многокритериальная задача выбора альтернативы из двух возможных решений, а именно: первое - производить, второе - закупать.

В процессе обоснования выбора однозначного решения могут использоваться критерии, связанные, например, с такими факторами, как динамика спроса на востребованные элементы; их качество; конкурентоспособность; необходимые для производства ресурсы;

© Волочиенко В. А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.