Научная статья на тему 'Инструменты формирования стереотипов массового потребления музыкальной продукции в цифровом обществе'

Инструменты формирования стереотипов массового потребления музыкальной продукции в цифровом обществе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
50
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровое общество / музыкальная индустрия / массовый потребитель / стереотип / молодёжная аудитория / медиасреда / музыкальная культура / массовая коммуникация / digital society / music industry / mass consumer / stereotype / youth audience / media environment / musical culture / mass communication

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шипунова Ольга Дмитриевна, Тараканова Тамара Сергеевна, Сафонова Анна Сергеевна, Евсеев Владимир Владимирович

Статья посвящена актуальным вопросам формирования массового потребителя продукции музыкальной индустрии в цифровом обществе. Методология исследования определяется философской установкой, которая подчёркивает взаимосвязь музыкальной культуры и влияния медиа сред массовой коммуникации на личностный выбор потребителя. Цель статьи – исследовать инструменты формирования стереотипов восприятия музыки с точки зрения законов гармонии, объективных социокультурных оснований и специфики молодёжной субкультуры медиа потребления. Рассматриваются факторы, влияющие на формирование музыкальных предпочтений молодёжи, анализируются стереотипы массового потребления музыкальной продукции, которые различаются по принципу мотивации выбора популярного тренда, жанра, группы. Для выявления стереотипов потребительского поведения на музыкальном рынке используются методы онлайн опроса молодежной аудитории. По стереотипу потребительского поведения, для опрошенных групп молодежи выявлены обобщенные показатели личностного выбора источника продукции, в котором доминирует стриминговый сервис. В выборе музыки для прослушивания доминирует установка на согласованность собственных эмоций с музыкальной композицией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MASS CONSUMPTION STEREOTYPES IN THE MUSIC INDUSTRY

The article is devoted to the topical issues of the formation of a mass consumer of music industry products in a digital society. The methodology of the study is determined by the philosophical attitude, which emphasizes the relationship between musical culture and the influence of mass communication media on the personal choice of the consumer. The purpose of the article is to study the tools for the formation of stereotypes of music perception from the point of view of the laws of harmony, objective socio-cultural foundations and the specifics of the youth subculture of media consumption. The factors influencing the formation of musical preferences of young people are considered, the stereotypes of mass consumption of musical products are analyzed, which differ in the principle of motivation for choosing a popular trend, genre, group. To identify stereotypes of consumer behavior in the music market, the methods of online survey of the youth audience are used. According to the stereotype of consumer behavior, for the surveyed groups of young people, generalized indicators of personal choice of a product source, in which the streaming service dominates, were revealed. The choice of music for listening to is dominated by the attitude to the consistency of one’s own emotions with the musical composition.

Текст научной работы на тему «Инструменты формирования стереотипов массового потребления музыкальной продукции в цифровом обществе»

Инструменты формирования стереотипов массового потребления музыкальной продукции в цифровом обществе

Шипунова Ольга Дмитриевна,

д.ф.н., профессор Высшей школы общественных наук, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого E-mail: [email protected]

Тараканова Тамара Сергеевна,

к.п.н., доцент, Высшая школа медиакоммуникаций и связей с общественностью, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого E-mail: [email protected]

Сафонова Анна Сергеевна,

к.п.н., доцент, Высшая школа медиакоммуникаций и связей с общественностью, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого E-mail: [email protected]

Евсеев Владимир Владимирович,

к.пед.н., доцент, кафедра физической подготовки и спорта, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

E-mail: [email protected]

Статья посвящена актуальным вопросам формирования массового потребителя продукции музыкальной индустрии в цифровом обществе. Методология исследования определяется философской установкой, которая подчёркивает взаимосвязь музыкальной культуры и влияния медиа сред массовой коммуникации на личностный выбор потребителя. Цель статьи - исследовать инструменты формирования стереотипов восприятия музыки с точки зрения законов гармонии, объективных социокультурных оснований и специфики молодёжной субкультуры медиа потребления. Рассматриваются факторы, влияющие на формирование музыкальных предпочтений молодёжи, анализируются стереотипы массового потребления музыкальной продукции, которые различаются по принципу мотивации выбора популярного тренда, жанра, группы. Для выявления стереотипов потребительского поведения на музыкальном рынке используются методы онлайн опроса молодежной аудитории. По стереотипу потребительского поведения, для опрошенных групп молодежи выявлены обобщенные показатели личностного выбора источника продукции, в котором доминирует стриминговый сервис. В выборе музыки для прослушивания доминирует установка на согласованность собственных эмоций с музыкальной композицией.

Ключевые слова: цифровое общество, музыкальная индустрия, массовый потребитель, стереотип, молодёжная аудитория, медиасреда, музыкальная культура, массовая коммуникация.

Введение

Социологические исследования практик массового потребления в современном сетевом обществе показывают ключевую роль музыкальной индустрии в формировании жизненного мира наших современников [1, 2]. Актуальность анализа условий формирования стереотипов массового потребления музыкальной продукции среди молодежи связана с тем обстоятельством, что именно молодые люди выступают в качестве целевой аудитории на музыкальном рынке [3, 4]. Особенность сферы музыкальной индустрии - принципиальное отсутствие интенции целенаправленного управления поведением человека. Музыка увлекает, создает настроение, выступая особой медиасредой, которая моделирует настроение и восприятие жизненного мира на уровне подсознания [5]. Исследование стереотипов массового потребления в сфере музыкальной индустрии обращено к основаниям, направляющим ментальную активность человека в конкретной ситуации прослушивания музыки.

Практика формирования музыкальной культуры в молодежной среде опирается на систему знаний (о музыкальных жанрах, формах, средствах музыкальной выразительности, о композиторах, исполнителях, истории создания музыкальных сочинений). Подкрепление общих знаний осуществляется в социальной среде (этнической или региональной), в процессах прослушивания музыки. Влияние коммуникативной среды закрепляется в устойчивом предпочтении жанра и характеризует стереотип восприятия музыки. При этом необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности слушателя, в частности, психофизиологические основы эмоций, которые определяют индивидуальную склонность и предпочтения в восприятии музыкальных произведений [6]. Матрица музыкальной культуры в этом контексте характеризует специфический горизонт индивидуального восприятия мира и его осмысления [7].

У каждого человека особенности восприятия музыки зависят от того, как человек смотрит на мир, на жизнь, какие у него цели в жизни и интересы. Скрытые основания индивидуального восприятия музыки связаны с культурным или субкультурным кодом, который проявляется в индивидуальной склонности к выбору того или иного жанра. Популярный жанр, который выступает

символом массовой культуры той или иной эпохи, передает настроение и взгляды молодежи своего времени [8]. Например, рок музыка ассоциируется с протестом молодежи против давления социальных норм, она построена таким образом, что вызывает у слушателей отклик противоречивых эмоций [9]. Динамика изменения трендов в популярной музыке свидетельствует не только о настроениях молодёжи, но также о влиянии происходящих в обществе событий на стереотипы молодежной субкультуры в сфере музыкальной индустрии.

Цель статьи - выявить условия формирования стереотипов массового потребления музыкальной продукции в цифровом обществе, исследовать специфику молодежи как целевой аудитории массового потребления на примере онлайн анкетирования студентов Санкт-Петербурга.

Обзор литературы

В исследовании практик музыкального потребления И.В. Напреенко и А.В. Рандарева [3] результаты показали, что частота прослушивания музыки напрямую связана с возрастом слушателя и является важным дополнением жизни. Почти все молодые люди от 18-34 относятся к тем, кто слушает музыку каждый день (80-90%). Далее, чем старше возраст, тем реже они слушают музыку. Чтобы определить, по какой причине молодые люди слушают музыку каждый день, исследователями был задан вопрос: «Насколько важна для вас музыка?». По результатам ответов на этот вопрос, исследователи сделали вывод, что у большей части опрошенных (44%) музыка является спутницей жизни, без которой они бы не смогли обойтись в своей жизни.

Первоначальные основы музыкальной культуры в формировании способности воспринимать музыку как нечто живое Д.Б. Кабалевский считал важной частью воспитания человека [10]. Сложную структуру индивидуального восприятия, в процессе которого человек не только испытывает особые чувства, но также осмысливает музыкальное произведение, анализирует и оценивает, подчеркивал Б.В. Асафьев [11]. Исследуя массовую культуру потребления в сфере музыкальной индустрии, А.Н. Сохор выделил общие характеристики стереотипа восприятия произведений для групп слушателей. К трем наиболее выраженным группам массового потребления музыкальной продукции он отнес: высокоразвитых слушателей, любителей, несведущих. Стереотипы восприятия массового потребителя в этих группах соотносятся с общим уровнем музыкальной грамотности и отличаются характером отношения к произведению, которое выражается в способности эмоционально воспринимать его гармонию, понимать и переживать, а также оценивать его художественную ценность. Высокоразвитые слушатели способны к концен-

¿псд

трированному восприятию, целостному пониманию, катарсису и адекватной оценке музыкального произведения. Среднестатистические слушатели обладают фрагментарным пониманием и эмоциональным резонансом, в то время как слаборазвитые слушатели рассеивают восприятие, поверхностные эмоции и ценят банальное. На основе сочетания этих характеристик Сохор выделяет 27 типов и 5 основных групп слушателей: квалифицированный серьезный слушатель; культурный дилетант; малокультурный дилетант; фанатик легкой музыки; «фольклорный слушатель» [12, с. 164-165].

Инструменты формирования стереотипа восприятия музыки

Психотехника влияния на восприятие музыки молодежью опирается на теорию гармонии, в которой выделяют модели построения произведений на основе использования интервалов, тактов, секвенций. То, как человек будет воспринимать музыку, закладывается в период раннего детства, когда ребенок учится определять живой звуковой сигнал. Подсознательная реакция в отношении избирательности живого звука обеспечивается психофизиологическими процессами в ответ на внешние факторы.

Первый фактор, на котором основывается психотехника восприятия музыки, связан с наличием в живом звуке обертонов (частот, выходящих за рамки частоты основного звука). Именно живой звук людям приятнее слышать, чем искусственный. В звуке, воспроизводимом компьютером или любым другим искусственным способом, обертоны отсутствуют.

Следующий фактор формирования музыкального восприятия связан с распознаванием такта в процессе прослушивания мелодий, построенных определенным образом. Большая часть песен построена по форме 4/4, в которой такт составляет четыре четверти ноты, в английском языке он обозначается как «common time» (распространённый такт). В композиции различают «квадратные» и «неквадратные» фрагменты. Под «квадратным» музыкальным фрагментом понимается его разделение на четыре фразы, где последняя чувствуется завершающей с логическим завершением, после которой может пойти повторение фрагмента, либо следующий куплет песни. В детстве люди чаще всего слышат такие композиции, поэтому легко формируется распознавание знакомого такта. Слушатель подсознательно разделяет песню на куплет и припев, понимает, когда можно подпевать или танцевать. Помимо основного такта 4/4 в композиции народной, эпической, церковной музыки используется множество других тактов, которые называют «неквадратными».

С законами гармонии в построении произведения связаны инструменты формирования подсознательного механизма распознавания эмоций,

транслируемых в музыке с помощью гармоничных сочетаний - интервалов между звучащими нотами. К примеру, октава - одновременно звучащая основная нота и нота, находящаяся через 6 тонов от нее, или кварта - наиболее мелодичное сочетание звуков, где интервал составляет четыре ноты. Консонирующие интервалы звучат мягко и приятно для слуха. Диссонирующие интервалы придают композиции тревожное и напряжённое звучание [13]. Композиторы выбирают нужную форму, предавая в песне определенные эмоции. Полученные в детстве навыки распознавания эмоций в музыке позволяют человеку выбирать композиции в соответствии со своим настроением.

Инструменты построения музыкального произведения, благодаря которым композиторы привлекают слушателей, используются почти в каждой песне. Некоторые интервалы могут использоваться в качестве «манипуляций», передавая слушателям призыв к действию. Так, интервал «кварта» заставляет почувствовать воодушевленность и торжественность, по этой причине она часто используется в гимнах. Малую сексту и октаву авторы музыки используют для того, чтобы у слушателя появилось желание подпевать [14].

Таким образом, еще в детстве восприятие музыки направляется и формируется общими принципами построения произведений. Несмотря на это, одним людям нравится одно сочетание аккордов, другим другое. Поэтому остается открытым вопрос о причинах различия в истоках музыкальных предпочтений слушателей. Биология и генетика определяют индивидуальную склонность в выборе жанров или этот выбор формируется под воздействием культуры и внешних факторов? Исследование, проведенное учеными из Массачу-сетского технологического института и Университета Брандейса, показывает, что эти предпочтения не являются врожденными, а скорее результат воздействия музыки, характеризующейся согласными аккордами [15].

Условия формирования стереотипов массового потребления музыкальной продукции

Важнейшим условием формирования стереотипа музыкального восприятия выступает влияние семьи, связанное с трансляцией предпочтений самих родителей. По традиции, родители поют колыбельные своим детям, включают для прослушивания известные всем детские мелодии и песни. Если родитель большой фанат рок музыки, то с большой вероятностью его ребенку будет нравиться рок музыка. Хотя не исключено, что навязывание предпочтений может сыграть и негативную роль: песни, ассоциирующиеся с семьей, могут вызывать эмоциональное неприятие этого жанра в последствии.

В современном мире коммуникативные факторы формирования стереотипа музыкального

восприятия связаны осведомленностью и распространением массовой культуры, которая оказывает на предпочтения молодежи самое сильное влияние. Специфика молодежной субкультуры формируется в группе друзей и сетевой коммуникации, образуя актив массового потребления преимущественно популярной музыки, которая, в свою очередь в основном создается с использованием гармоничных интервалов, такта 4/4 и различных манипуляций. Популярные мелодии нравятся большинству слушателей, в особенности молодежи, поскольку этот жанр музыки легко воспринимается и не требует особой эрудиции. Каждый жанр в музыке передает определенное настроение и в известной мере характеризует внутренний мир группы слушателей.

Популярные тренды в музыкальной индустрии меняются со временем, совершенствуясь и формируя новые направления в молодежной субкультуре. Отечественная популярная музыка в начале второй половины ХХ вв. заключалась в перепевах известных западных песен. Это послужило стимулом создания поп музыки на основе немецких традиций, появился новый жанр популярной музыки - техно [16]. В первое десятилетие XXI века популярная музыка была представлена в основном танцевальными и динамичными хитами, которые доминировали над печальными балладами.

Молодежь как целевая аудитория массового потребления на музыкальном рынке

Многие производители товаров нацелены именно на молодежь, поскольку это самая многочисленная и самая активная потребительская аудитория, которая представлена возрастными группами от 13 до 35 лет. Молодежная среда неоднородна, ее представители отличаются по полу, возрасту, материальному обеспечению, каждый следует своим ценностям и установкам. Молодежь как целевая аудитория медиа потребления хорошо осведомлена о самых популярных товарах, популярных музыкальных продуктах и популярных музыкальных исполнителях. Несмотря на невысокую платежеспособность, эта аудитория готова потреблять не меньше других групп населения.

С целью исследования практики музыкального потребления в молодежной среде Санкт-Петербурга было проведено онлайн-анкетирова-ние, в котором приняли участие 328 студентов, преимущественно молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет. Вопросы анкеты касались выявления трендов в выборе молодежью музыкальных жанров, источников информации о музыкальной продукции, а также факторов влияния на выбор музыки для прослушивания.

Результаты опроса показали (рис. 1), что самыми популярными жанрами среди студенческой молодежи считаются поп (83,1%), рэп (68,9%), рок (44,9%).

Какие жанры музыки наиболее популярны среди вашего

окружения?

90% 80% 70% 60°% 50°% 40% 30% 20% 10% 0%

I

I

Рис. 1. Популярные жанры среди молодежи Санкт-Петербурга

В отношении источников информации о продукции музыкальной индустрии наибольший процент ответов указывает на популярность среди молодежи стриминговых платформ, социальных сетей и топ-чартов (рис. 2).

Рис. 2. Источники информации о новой музыке для прослушивания

В отношении факторов влияния на выбор музыкальных произведений для прослушивания были получены разные ответы, но подавляющее большинство респондентов связало этот выбор с собственным взглядом на музыку (рис. 3).

Рис. 3. Факторы, влияющие на формирование музыкальных предпочтений

Модели массового потребления музыкальной продукции в цифровом обществе

Специфику молодежной целевой аудитории составляет наличие свободного времени, которое позволяет частое прослушивание музыки и посещение концертов. Стремление молодежи к самовыражению, поиску новых впечатлений потребление музы-

ки - наиболее важный компонент жизни в этом возрасте. Кроме того, активность молодежи во многом способствует развитию музыкальной индустрии, продвижению брендов и новых исполнителей.

Для планирования стратегии управления массовым потребительским поведением необходимо понимать социально-психологические особенности молодежи. В исследования Ю.С. Проваловой [17] были выявлены четыре основные модели потребительского поведения молодежной аудитории.

Первая модель характеризует стереотип массового потребления в поведении группы людей, которые при покупке обращают внимание на известные бренды и марки, и покупают только их. Можно сделать предположение, что при выборе музыкального исполнителя они тоже будут выбирать именно популярных исполнителей и популярную музыку.

Вторая модель характеризует стереотип потребительского поведения молодежи, которая следует модным трендами без определенных пристрастий. Неопределенность мотива выбора в потреблении связывается с переменой настроения и волей случая. В медиасреде такой тип молодежи посещает топ-чарты, не задумываясь о смысле песен, слушая их поверхностно [17, с. 10].

Третья модель характеризует стереотип массового потребления молодых людей, которые стремятся выделиться из толпы. Тех же принципов данная группа и придерживается в музыке: они выбирают эксклюзивных исполнителей.

Четвертая модель характеризует стереотип массового потребления в поведении группы людей, которые в выборе товара подчеркивают собственную индивидуальность [17, с. 11].

Медиатехнологии в сфере музыкальной индустрии В ходе исследования И.В. Напреенко и А.В. Ранда-ревым [3] был опрошен 41 эксперт, согласно мнению которых тенденции изменения практик потребления и создания музыки связаны с развитием технологий. Сейчас у большинства людей в мире есть доступ в интернет, где размещена большая часть музыкальных произведений как прошлых веков, так и современных.

Первоначальными носителями музыки были физические накопители, например пластинки, что затрудняло распространение музыкального материала. Вскоре радио стало новым поставщиком музыки, что открыло доступ большему количеству людей к разным жанрам музыкального творчества. Затем телевидение добавило к музыке визуальное сопровождение. Появление цифровых технологий, в свою очередь, поменяло практики потребления в сфере музыкальной индустрии. Если раньше, покупки музыки была неким ритуалом, из-за сложности приобретения, то сейчас музыка используется в качестве фона во время занятия повседневными делами.

и Л

Со становлением новых технологий и средств передачи информации, происходят кардинальные изменения в большинстве социальных сфер деятельности, включая музыкальную индустрию [18]. Современные технологии делают процесс создания и распространения музыки более доступным, при этом происходит перенасыщение рынка и растет конкуренция. В цифровом обществе анонимность технологий и сетей позволяет нарушать авторство. Продукт музыкального творчества может быть загружен в интернет кем угодно.

На данный момент, самым популярным доставщиком музыки являются стриминговые сервисы -платформы, на которых содержится большое количество музыки, а также есть опция подбора треков и исполнителей с учетом запросов слушателя. Стриминговые сервисы позволяют прослушивать музыку онлайн, не скачивая себе на телефон. Прослушивание музыки на стриминговых платформах уже является одной из самых распространенных практик потребления музыки в России. По мнению экспертов, это обусловлена приростом именно молодежной аудитории [19].

Развитие сервиса рекомендаций по жанровым предпочтениям и по поведенческим параметрам пользователя делает эту медиатехнлогию более привлекательной не только для разных групп слушателей, но и для продвижения новых произведений и исполнителей. Общие принципы рекомендательного сервиса определятся потребностями целевой аудитории. В этом случае система анализирует уровень популярности плейлистов, в которых собраны одинаковые исполнители, определяет их как отдельное направление и жанр. Чем выше популярность определенного «набора исполнителей», тем больше вероятность нового исполнителя попасть в рекомендации потенциальных слушателей [20, с. 49].

Основные принципы работы рекомендательного сервиса:

• система рекомендует слушателям определенного жанра нового исполнителя того же жанра, то есть любителю рока система предложит и послушать начинающую рок-группу;

• система рекомендует, основываясь на поведении слушателя, то есть если пользователь выбирает определенных исполнителей и решает ознакомится с новым музыкантом или группой, сервис порекомендует его и другим слушателям, склонным к подобному выбору [20, с. 48]. Суть этой медиатехнологии заключается в том,

что получатель информации имеет возможность влиять на процесс ее передачи и принимает активное участие в нем.

Заключение

Музыкальное восприятие жизненного мира не является врожденным, оно начинает формироваться в детстве, когда человек учится различать живой

звук, распознавать обертоны, интервалы, темп. В детстве на формирование стереотипа восприятия музыки влияет в основном семья. С возрастом происходит смещение ориентиров с родителей на сверстников и другие значимые факторы окружения. По приверженности к популярному жанру в музыке можно определить, что беспокоит молодежь в определенный промежуток времени.

В современной молодежной субкультуре представлены несколько моделей массового потребления музыкальной продукции, которые различаются по принципу мотивации выбора популярного тренда, жанра, группы. По стереотипу потребительского поведения в сфере музыкальной индустрии можно выделить следующие группы молодежи:

- сторонники брендов, которые выбирают только известных исполнителей, имеющих премии, дипломы, награды;

- сторонники только популярных трендов и песен, которые находятся в топ-чартах, вне зависимости от уровня известности исполнителя;

- потребители нестандартных композиций и исполнителей, которые помогут им выделиться из толпы;

- потребители, ориентированные на синергию собственных чувств и эмоций с музыкальной композицией.

Результаты исследования показали, что большая часть молодежи следует четвертой модели массового потребления в сфере музыкальной индустрии. Источниками медиапотребления музыки служат стриминговые сервисы, социальные сети и рекомендации друзей.

Литература

1. Снежинская М.Г. Эволюция музыкальной индустрии: краткий исторический очерк // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». - 2018. - № 3 (13). - С. 73-83.

2. Бардаченко Н.А. Технологизация музыки в пространстве культуры потребления. Философско-культурологические исследования, ноябрь 2021. - URL: https://fki.Igaki. rnfo>2021/11/https://fkUgaki.info/2021/11/08/ технологизация-музыки-в-пространств/?ysclid =lyvfvxk5ox741967471

3. Напреенко И.В., Рандарев А.В. Практики музыкального потребления россиян. Основные особенности и тренды // М. Институт исследований культуры НИУ ВШЭ, 2022-90 с.

4. Ткачук Д.В. Факторы формирования и функционирования музыкально-художественных вкусов современной российской молодежи: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.06 / Ткачук Дарья Владимировна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»]. Санкт-Петербург, 2020. - 306 с.

кл Rnca Щ_

5. Музыка в пространстве медиакультуры: Сборник статей по материалам Шестой Международной научно-практической конференции, Краснодар, 14 июня 2019 года. - Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2019. - 313 с. - ISBN 978-5-94825-308-4. -EDN PXVCHP.

6. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности [Текст] / Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. - Ленинград: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1974.

7. Акопян К.З. Мировая музыкальная культура. -М.: Эксмо, 2012. - 480 с.

8. Абдулаева М.Ш., Керимханова Н.М. Музыкальная культура: содержание и структура в культурном пространстве региона // Культура и цивилизация. 2019. Том 9. № 2А. С. 248-255.

9. Гриб В.А. Характерные черты рок-музыки в духовной жизни молодежи // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2017. -№ 5-8(25). - С. 60-62.

10. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1984. - 206 е.

11. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В. Асафьев. - Изд. 2-е, М.: Музыка, 1973. - 142 с.

12. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. - М.: Советский композитор, 1975. - 202 с.

13. Журабаева Д.Ш. Изучение интервалов по курсу теории музыки [Электронный ресурс] // Ученый XXI века. - 2016. № 4-2(17). - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-intervalov-po-kursu-teorii-muzyki. - (дата обращения: 05.05.2023).

14. Мадримов Б.Х. Музыкальная форма и анализ музыкальных произведений. Канон как особый тип внутренней упорядоченности произведений. // Scientific progress. 2021. № 4, С. 948-954. - URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/muzykalnaya-forma-i-analiz-muzykalnyh-proizvedeniy-kanon-kak-osobyy-tip-vnutrenney-uporyadochennosti-proizvedeniy (дата обращения: 21.07.2024).

15. Knibbe J. Understanding music discovery algorithms - How to amplify an artist's visibility across streaming platforms [Электронный ресурс] // Music Tomorrow, 2020. - URL: https://www. music-tomorrow.com/blog/understanding-music-discovery-algorithms-how-to-amplify-an-artists-visibility-across-streaming-platforms (дата обращения: 02.05.2023).

16. Носова И.П. Влияние социальных потребностей на формирование жанров музыкального искусства // Актуальные проблемы социокультурных исследований: межрегиональный сборник научных статей. - Вып. 3. - Кемерово: КемГУКИ, 2007. - С. 78-82.

йпсд

17. Провалова Ю.С. Модели потребительского поведения молодежной целевой аудитории // Экономические и гуманитарные науки. -2009. - № 5 (211). - С. 10-13.

18. Шкодинский С.В., Сидоров И.А. Специфика и структура современного музыкального рынка // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Экономика». - 2016. - № 2. - С. 44-51.

19. Козырева А.В. Особенности продвижения музыкальных стриминговых сервисов // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. - 2021. - № 4. - С. 433-437.

20. Шарахина Л.В., Михайлов Н.В., Селянки-на К.Д., Сёмкина А.С. Музыкальные стри-минговые платформы как коммуникационный инструмент: к постановке проблемы // Российская школа связей с общественностью. -2019. - № 15. - С. 46-63. file:///C:/Users/Адми-нистратор/Downloads/vipusk_15.pdf

FORMATION OF MASS CONSUMPTION STEREOTYPES IN THE MUSIC INDUSTRY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Shipunova O.D., Tarakanova T.S., Safonova A.S., Evseev V.V.

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

The article is devoted to the topical issues of the formation of a mass consumer of music industry products in a digital society. The methodology of the study is determined by the philosophical attitude, which emphasizes the relationship between musical culture and the influence of mass communication media on the personal choice of the consumer. The purpose of the article is to study the tools for the formation of stereotypes of music perception from the point of view of the laws of harmony, objective socio-cultural foundations and the specifics of the youth subculture of media consumption. The factors influencing the formation of musical preferences of young people are considered, the stereotypes of mass consumption of musical products are analyzed, which differ in the principle of motivation for choosing a popular trend, genre, group. To identify stereotypes of consumer behavior in the music market, the methods of online survey of the youth audience are used. According to the stereotype of consumer behavior, for the surveyed groups of young people, generalized indicators of personal choice of a product source, in which the streaming service dominates, were revealed. The choice of music for listening to is dominated by the attitude to the consistency of one's own emotions with the musical composition.

Keywords: digital society, music industry, mass consumer, stereotype, youth audience, media environment, musical culture, mass communication.

References

1. Snezhinskaya M.G. Evolution of the music industry: a brief historical essay // Bulletin of the Russian State University for the Humanities. Series "Philosophy. Sociology. Art Criticism". -2018. - No. 3 (13). - P. 73-83.

2. Bardachenko N.A. Technologization of music in the space of consumer culture. Philosophical and cultural studies, November 2021. - URL: https://fki.lgaki.info>2021/11/https://fki.lgaki. info/2021/11/08/технология-музыки-в-простосов/?ysclid=lyvf vxk5ox741967471

3. Napreenko I.V., Randarev A.V. Practices of music consumption of Russians. Main Features and Trends // M. Institute for Cultural Studies, National Research University Higher School of Economics, 2022-90 p.

4. Tkachuk D.V. Factors in the Formation and Functioning of Musical and Artistic Tastes of Modern Russian Youth: Dissertation

Co-nuoKoruw № 9 2024

... Candidate of Sociological Sciences: 22.00.06 / Tkachuk Daria Vladimirovna; [Place of protection: FSBEI HE "St. Petersburg State University"]. St. Petersburg, 2020. - 306 p.

5. Music in the Space of Media Culture: Collection of Articles Based on the Materials of the Sixth International Scientific and Practical Conference, Krasnodar, June 14, 2019. - Krasnodar: Krasnodar State Institute of Culture, 2019. - 313 p. - ISBN 978-5-94825-308-4. - EDN PXVCHP.

6. Blinova M.P. Musical creativity and patterns of higher nervous activity [Text] / Leningrad state institute of theater, music and cinematography. - Leningrad: Music. Leningrad department, 1974.

7. Akopyan K.Z. World musical culture. - M.: Eksmo, 2012. -480 p.

8. Abdullayeva M.Sh., Kerimkhanova N.M. Musical culture: content and structure in the cultural space of the region // Culture and civilization. 2019. Vol. 9. No. 2A. P. 248-255.

9. Grib V.A. Characteristic features of rock music in the spiritual life of young people // Current scientific research in the modern world. - 2017. - No. 5-8 (25). - P. 60-62.

10. Kabalevsky D. Education of the mind and heart: Book. for the teacher. - 2nd ed., rev. and additional - M.: Education, 1984. -206 e.

11. Asafiev, B.V. Selected articles about music education and education / B.V. Asafiev. - Ed. 2nd, M.: Muzyka, 1973. - 142 p.

12. Sokhor A.N. Sociology and musical culture. - M.: Soviet Composer, 1975. - 202 p.

13. Zhurabaeva D. Sh. Study of intervals in the course of music theory [Electronic resource] // Scientist of the XXI century. -2016. No. 4-2(17). - URL: https://cyberleninka.ru/article/nZ izuchenie-intervalov-po-kursu-teorii-muzyki. - (date of access: 05.05.2023).

14. Madrimov B. Kh. Musical form and analysis of musical works. Canon as a special type of internal ordering of works. // Scientific progress. 2021. No. 4, pp. 948-954. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/muzykalnaya-forma-i-analiz-muzykalnyh-proizvedeniy-kanon-kak-osobyy-tip-vnutrenney-uporyadochennosti-proizvedeniy (date of access: 21.07.2024).

15. Knibbe J. Understanding music discovery algorithms - How to amplify an artist's visibility across streaming platforms [Electronic resource] // Music Tomorrow, 2020. - URL: https://www.music-tomorrow.com/blog/understanding-music-discovery-algorithms-how-to-amplify-an-artists-visibility-across-streaming-platforms (accessed: 02.05.2023).

16. Nosova I.P. The influence of social needs on the formation of genres of musical art // Actual problems of socio-cultural research: interregional collection of scientific articles. - Issue 3. -Kemerovo: KemGUKI, 2007. - P. 78-82.

17. Provalova Yu.S. Models of consumer behavior of the youth target audience // Economic and humanitarian sciences. - 2009. -No. 5 (211). - P. 10-13.

18. Shkodinsky S.V., Sidorov I.A. Specifics and structure of the modern music market // Bulletin of Moscow State Regional University. Series "Economics". - 2016. - No. 2. - P. 44-51.

19. Kozyreva A.V. Features of promoting music streaming services // Bulletin of young scientists of the St. Petersburg State University of Technology and Design. - 2021. - No. 4. - P. 433437.

20. Sharakhina L.V., Mikhailov N.V., Selyankina K.D., Semki-na A.S. Music streaming platforms as a communication tool: towards formulating the problem // Russian School of Public Relations. - 2019. - No. 15. - P. 46-63. file:///C:/Users/Administra-tor/Downloads/vipusk_15.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.