Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТРИМИНГОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК КОММУНИКАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ'

МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТРИМИНГОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК КОММУНИКАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
635
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ СТРИМИНГОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ / КОММУНИКАЦИОННОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шарахина Лариса Валентиновна, Михайлов Н. В., Селянкина К. Д., Сёмкина А. С.

В статье представлены результаты пилотного исследования влияния инновационных сетевых технологий, примером которых являются музыкальные стриминговые платформы и сервисы, на потребление музыки и продвижение музыкальных исполнителей и результатов их творчества. Отмечается, что в настоящее время изменились практики слушания музыки и её распространения, а использование стриминговых сервисов создало принципиально иной контекст коммуникационного взаимодействия музыкантов и слушателей. Исследование строится на изучении особенностей цифровых стриминговых сервисов, повлиявших на развитие современной музыкальной индустрии, определении причин предпочтений тех ли иных стриминговых платформ, а также рассматриваются практики использования цифровых стриминговых платформ музыкальными исполнителями в высококонкурентной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC STREAMING PLATFORMS AS A COMMUNICATION TOOL: ARTICULATION OF ISSUE

The paper analyses how modern digital society and innovative networking technologies influenced broadcasting music to the consumer. Habits of listening, sharing and caring music undergo substantial shifts: society is using music streaming services which have done a great job by creating new communication patterns between the musician and listener. The purpose of this paper is to examine how the features of digital society and digital technologies influenced music consumption and promotion of music industry. The authors studied the specifics of digital streaming services in development of modern music industry, why consumers prefer definite streaming music platforms and how musicians can promote their work via these digital music-streaming platforms in highly competitive environment.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТРИМИНГОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК КОММУНИКАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ»

УДК 001.895; ББК 66.3; ГРНТИ 11.15.25; КОД ВАК 08.00.05, 10.01.10

Л.В. Шарахина, Н.В. Михайлов, К.Д. Селянкина, А.С. Сёмкина

Санкт-Петербург, Россия

Музыкальные стриминговые платформы как коммуникационный инструмент: к постановке проблемы

Аннотация. В статье представлены результаты пилотного исследования влияния инновационных сетевых технологий, примером которых являются музыкальные стриминговые платформы и сервисы, на потребление музыки и продвижение музыкальных исполнителей и результатов их творчества. Отмечается, что в настоящее время изменились практики слушания музыки и её распространения, а использование стриминговых сервисов создало принципиально иной контекст коммуникационного взаимодействия музыкантов и слушателей. Исследование строится на изучении особенностей цифровых стриминговых сервисов, повлиявших на развитие современной музыкальной индустрии, определении причин предпочтений тех ли иных стриминговых платформ, а также рассматриваются практики использования цифровых стриминговых платформ музыкальными исполнителями в высококонкурентной среде.

Ключевые слова: музыкальная индустрия, музыкальные исполнители, цифровые технологии, цифровые стриминговые платформы, коммуникационное продвижение.

Music streaming platforms as a communication tool: articulation of issue

Abstract. The paper analyses how modem digital society and innovative networking technologies influenced broadcasting music to the consumer. Habits of

listening, sharing and caring music undergo substantial shifts: society is using music streaming services which have done a great job by creating new communication patterns between the musician and listener. The purpose of this paper is to examine how the features of digital society and digital technologies influenced music consumption and promotion of music industry. The authors studied the specifics of digital streaming services in development of modern music industry, why consumers prefer definite streaming music platforms and how musicians can promote their work via these digital music-streaming platforms in highly competitive environment.

Keywords: music industry, musicians, digital technologies, digital streaming platforms, communication promotion

Постановка проблемы.

Сегодня становится всё более очевидным, что новые идеи и технологические инновации приходят в нашу жизнь быстрее, чем люди успевают к ним адаптироваться. Также одной из специфических черт современного общества является выраженное смещение социальной коммуникации, в том числе межличностной, в Интернет-пространство [Kudryavtseva, M.E., Rotanova, M.B., 2018]. Примером таких изменений может послужить принципиально иное потребление музыки в цифровом обществе в сравнении с доцифровой эпохой.

Главный исполнительный директор технологического стартапа Audoo Райан Эдвардс (Ryan Edwards) отмечает: «История взаимоотношений технологий и музыкальной индустрии всегда была сложной» [Edwards R., 2019]. Началом современной музыкальной индустрии можно считать изобретение виниловой пластинки и граммофона в 1877 году. С этого момента воспроизведение музыки стало возможным без физического присутствия артиста. До этого музыка была роскошью.

В 1963 году люди познакомились с кассетами, а затем и с CD-дисками, что ознаменовало начало развития звукозаписывающих компаний и студий

звукозаписи. Индустрия столкнулась с новым типом распространения музыки, потребители музыки стали больше вовлечены в процессы её потребления, начался обмен музыкой.

Немного позже, в 1979 году, благодаря компании Sony появился первый MP3-плеер, который ознаменовал принципиально новый подход к потреблению музыки. Это стало и новым этапом развития, и деградации одновременно: музыка перешла в формат mp3-файлов, соответственно, звукозаписи, принадлежащие конкретной личности, были практически уничтожены. MP3-технологии дали людям возможность слушать то, что они хотят, когда хотят, сколько хотят. Благодаря MP3-плеерам, людям теперь было не нужно идти в общественные места, чтобы послушать музыку. Музыка стала более личностно ориентированной.

Музыкальная индустрия стала меняться так же быстро, как и ритм жизни людей, в связи с чем следует отметить компании Apple и Spotify, которые смогли уловить большую часть этих изменений. Так, изобретение iPod и iTunes в 2001 году продвигалось под слоганом «1000 песен в твоём кармане» и стало примером своего рода культурной революции, продолжая оставаться актуальной и по сей день. Таким образом, сегодня музыка является вовсе не роскошью, а элементом нашей повседневной жизни.

Аудиокассеты и CD-диски ныне уже ушли в прошлое, даже MP3-плееры редко используются - подавляющее большинство слушает музыку через телефоны. Несколько лет назад возникла потребность в появлении цифровой платформы, удобной и для исполнителей, и для слушателей, как результат, появился стриминговый сервис Spotify, объединивший в себе компьютерные технологии, творчество, коммуникацию и дизайнерские решения.

Во времена пиратских копий было сложно представить, что появится некая система, за использование которой мы будем ежемесячно платить, чтобы получить возможность слушать музыку. Тем не менее, быстрый рост Spotify и Apple Music демонстрирует обратное. В 2016 году число платных подписчиков Spotify составило 30 миллионов, а к апрелю 2019 года достигло

«100 миллионов подписчиков и 217 миллионов активных пользователей ежемесячно» [Porter J., 2019]. У Apple Music похожая история: сервис был запущен в 2015 году, а к июню 2019 года количество подписчиков превысило 60 миллионов [Cole S., 2019].

Такие стриминговые платформы, как Apple Music, Boom, Yandex music, Spotify, Deezer оказали огромное влияние на изменение паттернов коммуникации музыкантов и слушателей. Сейчас мы платим за доступ к онлайн стриминговым сервисам через наши мобильные телефоны, благодаря чему в наших руках появляются миллионы песен и композиций. Более того, музыкальные стриминговые сервисы столкнулись с уникальной ситуацией, когда пользователи могли получать доступ к тому контенту, который они хотят, не обесценивая опыт их повторного прослушивания [Mead, J.A., Hardesty, D.M., Scott, M.L., 2019].

Сегодня музыка - это не просто музыкальная звукозапись. Это уже, в большей степени, бизнес-коммуникация. Независимые исполнители не обращаются к крупным музыкальным студиям звукозаписи, а создают свои и загружают музыкальные проекты на стриминговые платформы, нередко передавая им часть прав, чтобы больше заработать впоследствии. Благодаря данной стратегии музыкальный рынок активно развивается.

Пару лет назад на стриминговых платформах не было баннеров, рекламы и топ-плейлистов, которые сегодня исполнители активно используют для продвижения своей музыки. Кроме того, данная сфера не была такой высококонкурентной, поэтому сегодня для её регулирования были выработаны новые правила. Если, например, музыкант не захочет продвигаться за счёт оплаченного охвата на стриминговых сервисах и социальных сетях, то это сделает кто-то другой. Без охвата потребителей, который исполнитель должен купить (в буквальном смысле этого слова), будет тяжело сделать релиз песни, видео или альбома, так как автоматическая переадресация в социальных сетях может не отображать контент даже его подписчикам. Чтобы обойти эти денежные отношения, исполнители нередко

предпочитают обращаться к своим фанатам напрямую через свои аккаунты в социальных сетях. Например, Кани Вест (Kanye West) стал кумиром для своих фанатов во многом благодаря своему аккаунту в Twitter. Платформа MusicWatch провела исследование, которое показало, что 90% пользователей социальных сетей принимают участие в тех или иных формах активностей на них, связанных с музыкой или конкретными исполнителями [Crupnick R., 2018].

Использование оплачиваемого охвата также связано с тем фактом, что подавляющее большинство слушателей не ищут непосредственно музыканта, чтобы его послушать, а используют плейлисты, сгенерированные стриминговыми сервисами. Они формируются в соответствии с предпочтениями пользователей и соответствуют ритму жизни современного человека. Современное молодое поколение, как правило, не прослушивает целые альбомы, если только это не самый любимый исполнитель. Для молодёжи комфортнее прослушивать только один новый трек, а не все 20 композиций нового альбома. Данная информация коррелирует с рядом исследований: средняя длина песни в 80-е годы составляла почти 5 минут, к 2009 году она составляла уже около 3,5 минут [Yates L., 2019]. Во многом поэтому демоальбомы (Eps, Extended Play) набирают популярность как среди музыкантов, так и слушателей: они не могут быть дольше 30 минут, таким образом, вероятность того, что их услышит большее количество людей, увеличивается. Тем не менее, исполнители до сих пор продолжают выпускать полноформатные альбомы, потому что альбом с большим количеством треков вероятнее впишется в алгоритмы поиска стримингового сервиса и попадёт в пользовательские фан-плейлисты [Cole S., 2019].

Стоит отметить, что сегодня не только музыканты конкурируют друг с другом, но и музыкальные стриминговые платформы тоже. Их разработчики предлагают уникальные плейлисты, коллекции, дизайн, оффлайн-взаимодействие и скидочные программы для разных целевых аудиторий.

Ключевые стриминговые платформы значительно преуспели в индивидуальном преподнесении музыки своим пользователям.

Сегодня мы также делимся музыкой друг с другом иначе: мы можем поделиться песней всего лишь одним кликом. Социальные сети, некогда созданные для решения вполне прагматичных задач, стали все более значимыми для молодого поколения. Коммуникация в социальных сетях в настоящее время в основном направлена на осуществление рекреационных функций [Kudryavtseva, M.E., Rotanova, M.B., 2018]. Например, в 2018 году компания Facebook представила аудитории музыкальные стикеры, которые можно использовать и в Facebook, и в Instagram Stories. Новая опция позволяла пользователям добавлять песни в свои истории, тем самым «передавая персонификацию в руки пользователей и позволяя поклонникам музыки делиться самыми последними мелодиями друг с другом самостоятельно» [Cole S., 2019].

В 2019 году основными социальными сетями для продвижения музыки стали Tik-Tok и Snapchat, которые позволяют пользователям загружать короткие видео со скетчами и танцами в сопровождении музыкальных композиций. Благодаря тому, что та или иная композиция проигрывается во многих видео, она становится хитом. Потребители музыки становятся настоящими победителями в этой игре, потому что музыкантам нужно создавать произведения, отвечающие требованиям пользователей. Музыкальные стриминговые сервисы сформировали, таким образом, новый паттерн потребления музыки, повлияв на коммуникационное продвижение музыкальных исполнителей и их произведений.

Описание ключевых музыкальных стриминговых платформ.

Сегодня наиболее популярными стриминговыми платформами считаются Apple Music, Google.Play Music, Yandex Music, Spotify, Boom (Vkontakte), Amazon Music, SoundCloud, YouTube Music, Deezer, Pandora, Tidal, Napster и оффлайн-плееры (пиратские версии).

В развитых странах представлены 7-10 стриминговых сервисов. В России в настоящее время 8 таких платформ, и рынок продолжает развиваться. В прошлом году доход музыкального стримингового рынка в России составил до 4,7 млрд. руб., и такие сервисы имеют потенциал роста в нашей стране вплоть до 2021 года. Аналитики прогнозируют четырёхкратный рост рынка в ближайшие 3 года (до 18,6 млрд.руб) с годовым темпом прироста 58%.[Алексеев В., 2019].

Для тех, кто вырос в эру пластинок, кассет и CD-дисков, появление возможности слушать музыку из «облака» стало настоящим чудом, о котором они не могли даже мечтать. Формат CD существовал много лет, но неизбежно должен стать достоянием истории. Прежде всего, потому что он имеет ограниченный срок существования как носитель, даже если им пользуются очень аккуратно и содержат в идеальном состоянии. Во-вторых, когда в 2000 годы началась эра глобальной Интернет-репликации, многие разработчики старались перевести музыку в онлайн-формат, стараясь это сделать наиболее удобным для пользователя.

Сначала появилось онлайн-радио, но оно требовало сложных алгоритмов для цифровизации и передачи информации, качество звука было далеко от идеального и, что наиболее важно, не было возможности выбирать треки. Спустя несколько лет скорость Интернет-связи значительно увеличилась, поэтому появилась возможность передачи музыки в высоком качестве, и некоторые талантливые разработчики решили использовать этот шанс.

В сравнении с CD-дисками, музыкальные стриминговые сервисы имеют ряд преимуществ. Во-первых, треки из этих сервисов не потерять. Пленка на аудиокассетах может порваться и тогда её нужно склеивать. CD-диск можно поцарапать, тогда он не будет проигрываться. А на музыку, хранящуюся в Интернет, эти факторы не влияют: её не потерять и не испортить, её удобно слушать и файлы можно использовать вполне легально. Стриминговые платформы предоставляют возможность оффлайн-доступа к качественным

записям оффлайн. Во-вторых, это большая библиотека музыкальных записей. Почти все музыкальные платформы имеют в своих каталогах более 20 миллионов треков. И только здесь можно найти файлы, которых нет в открытом доступе. Более того, вам подберут музыку и плейлисты на основе ваших предпочтений. В-третьих, в общем и целом, музыкальные сервисы недороги. Стоимость подписки обычно составляет 169 рублей и более, что даёт доступ к миллионам музыкальных треков. Более того, многие стриминговые платформы предоставляют скидки. Например, подписка для студентов может стоить 75 рублей, существуют семейные подписки - для 4 человек подписка составить 269 рублей.

Помимо всего, многие сервисы дают возможность тестового использования от 1 до 3 месяцев, но ряд предоставляемых функций может быть ограничен. Например, в ходе проигрывания трека может появляться реклама, композиции в альбомах и плейлистах проигрываются непоследовательно (может быть пропущено до шести треков), также нет возможности сохранить композиции для слушания в оффлайн-режиме.

Интересны алгоритмы выбора музыки на таких стриминговых платформах. Чарты, подборки, плейлисты для отдельных жанров, тем и настроений. Часто рекомендации подбираются в соответствии со вкусом пользователя: «Когда нет информации о предпочтениях пользователя, формирование <...> плейлистов происходит благодаря технологии рекомендаций. В этом случае рекомендации зависят от начальной точки и текущей сессии прослушивания, например, «лайка» или игнорирования, пропуска композиции» [Ludewig M., Jannach D., 2019]. Например, пользователи Yandex Music и Apple Music могут объединять различные жанры в одном облаке, которое будет составлять их индивидуальный профиль.

Кроме того, некоторые музыкальные сервисы имеют такую полезную функцию, как «Радио», благодаря которой пользователь может выбрать

песню, плейлист или альбом, а алгоритмы сформируют бесконечные подборки схожих композиций.

Дизайн стриминговых платформ также очень важен. Визуальные решения нередко становятся ключевым фактором при принятии решения о выборе того или иного сервиса. Он должен быть удобным для поиска музыки, чтобы делиться ею, создавать свои плейлисты и выбирать любимые композиции. Дизайн не должным быть крайне монотонным или режущим глаза. Несомненно, он должен быть современным и технологичным.

Музыкальным стриминговым платформам необходимо выстраивать взаимодействие с различными исполнителями, чтобы привлекать новые целевые аудитории. Например, в феврале 2019 года разработчики Apple Music обартились к Ариане Гранд (Ariana Grande) и её композиции "7 Rings" в Memoji в рекламе своей платформы. Таким образом, они поддержали исполнительницу накануне премии Grammy Music Award. В ноябре 2019 Apple Music совместно с Селеной Гомез (Selena Gomez) выпустили видео к песням "Lose You To Love Me" и "Look At Her Now", которые были полностью сняты на iPhone 11Pro. Это ознаменовало возвращение певицы в музыкальную индустрию. Также Apple Music сотрудничает со многими диджеями, которые являются инфлюенсерами в социальных медиа. Например, DJ Карина Истомина совместно с разработчиками создаёт свой личный плейлист "Current Obsession" с любимыми композициями из её сетов и продвигает его через свой аккаунт в Instagram.

Сегодня не только формат хранения музыки изменился, но и то, как появляются исполнители на музыкальных стриминговых сервисах. Существует 4 способа:

1. Исполнитель ^ крупная студия звукозаписи ^ местное представительство студии звукозаписи ^ сервис

2. Исполнитель ^ представитель ^ сервис (от мировых звёзд до неизвестных исполнителей)

3. Исполнитель ^ независимая студия ^ крупная студия звукозаписи или представитель ^ сервис (например, Bjork или Иван Дорн)

4. Исполнитель ^ стрим-сервис (наименее используемая схема)

Например, популярный исполнитель записывает свои треки в студии,

через которую он их распространяет. Он сотрудничает с каким-либо представителем или агрегатором. Треки появляются в системе дистрибуции, а затем загружаются в стриминговые платформы. Они содержат информацию о названии, годе релиза, жанре, студии звукозаписи и даже рецензии. Эти данные можно загрузить заранее, хранить в базе данных сервиса и предлагать пользователю сервиса, например, в конкретный период загрузки трека, обозначенный музыкальным исполнителем.

Одной из важных задач стриминговых сервисов является заключение лицензионных соглашений со всеми площадками, на которых исполнитель может размещать свои треки. Далее после того, как трек попадает нужному слушателю, задача решена благодаря системе онлайн рекомендаций и редакторам платформ.

Музыкальная индустрия всегда развивалась, но за последние десятилетия благодаря развитию технологий изменилось само представление о том, как можно и нужно слушать музыку. Количество пользователей музыкальных стриминговых платформ будет расти благодаря развитию мобильного Интернета, а также борьбе с пиратским потреблением музыки и коммуникационным усилиям компаний в развитии онлайн аудиорекламы.

Цель исследования: изучение роли стриминговых сервисов в продвижении музыки среди молодёжи Санкт-Петербурга

Задачи исследования:

1. Определить отношение молодёжи к стриминговым сервисам и платформам;

2. Выявить ключевые используемые стриминговые сервисы;

3. Обозначить влияние стриминговых сервисов на продвижение и потребление музыки.

Исследовательская методика:

Для выполнения поставленных задач мы использовали метод он-лайн опроса, так как, на наш взгляд, он в наибольшей мере соответствовал целевой аудитории, ведь стриминговые сервисы являются достижением онлайн цифровых технологий, а респонденты привыкли отвечать на большое количество он-лайн опросов ежедневно.

Опросный лист распространялся среди обучающихся в вузах Санкт-Петербурга в возрасте 18-25 лет. Данная группа представляет собой наиболее активно растущий сегмент целевой аудитории рынка музыки в стриминговых сервисах и, кроме того, представляет 2 поколения, захвативших несколько периодов развития технологий распространения музыки: миллениалы и Z.

Согласно статистике, в Санкт-Петербурге сегодня около 310 тысяч студентов [Высшее образование в Санкт-Петербурге, 2019]. На вопросы опросного листа ответили 310 обучающихся.

Респондентам были заданы следующие вопросы:

1) Считаете ли Вы, что за последние 5 лет музыка стала более доступной?

2) Согласны ли Вы с утверждением: «Способ того, как я слушаю музыку, изменилось за последние 5-10 лет»?

3) Как Вам кажется, должен ли музыкальный Интернет-контент быть бесплатным?

4) Какие из перечисленных музыкальных стриминговых сервисов Вы знаете: Boom (Vkontakte), Yandex.Music, Apple Music, Spotify, Deezer, YouTube Music, ни один из перечисленных?

5) Платите ли Вы за подписку на музыкальных сервисах?

6) Если Вы ответили на предыдущий вопрос «Да», то почему Вы решили подписаться на музыкальный сервис?

7) Если Вы ответили на предыдущий вопрос «Нет», то почему Вы не хотите использовать музыкальные сервисы?

Результаты исследования:

В результате проведения онлайн-опроса мы получили следующие результаты.

227 респондентов считают, что музыка за последние 5 лет стала более доступной, 63 респондента полагают, что ничего не изменилось (Рис. 1). Значительное развитие технологий и, соответственно, музыкальной индустрии создало ситуацию, когда люди не только могут взаимодействовать друг с другом круглосуточно, но также имеют возможность выбирать наиболее удобный метод получения информации или услуги, в том числе и музыкальный сервис. Принимая во внимание тот факт, что почти треть респондентов не считают, что музыка стала более доступной, мы считаем необходимым констатировать, что музыкальная индустрия сегодня не является достаточно открытой для слушателей.

DO YOU THINK THAT MUSIC HAS BECOME MORE ACCESSIBLE OVER THE PAST FIVE YEARS?

■ Yes, I think so ■ No, I don't think so ■ Difficult to answer

Рис. 1. Доступность музыки.

196 респондентов согласились с тем, что способ потребления музыки изменился (Рис. 2). 5-10 лет назад почти у каждого из респондентов был MP3-плеер, на который они загружали музыку через компьютер. Сейчас плееры неактуальны, потому что почти у каждого есть смартфон с большим выбором музыкальных сервисов для загрузки музыкальных треков. Факт платы за музыкальные стриминговые сервисы становится всё более привычным. Респонденты редко слушают альбомы исполнителей целиком, предпочитая только наиболее популярные их композиции или демо-альбомы. Так как конкуренция на музыкальном рынке сегодня очень высока, то ценность

исполнителей значительно падает - сегодня важнее всего позиция

исполнителей в чартах. Только 97 респондентов верят, что потребление музыки за последние годы не изменилось.

DO YOU AGREE WITH THE STATEMENT: "THE WAY I LISTEN TO MUSIC HAS SHIFTED OVER THE PAST FIVE-TEN YEARS"?

■ Yes, I agree ■ No, I don't agree ■ Difficult to answer

Рис. 2. Изменение способа потребления музыки.

127 респондентов уверены в том, что Интернет-контент должен быть бесплатным. 134 полагают, что не вся информация должна быть в открытом доступе. 49 респондентов затруднились ответить на данный вопрос (Рис. 3). Мнения разделились почти равномерно. История показывает, что 15-20 лет назад люди покупали музыку в виде CD-дисков, аудиокассет и т.п. Затем получили распространение МР3-плееры, позволявшие загрузить почти любую композицию бесплатно, поэтому люди привыкли слушать музыку бесплатно, что, соответственно, оказало негативное влияние на музыкальный рынок.

Рис. 3. Доступ к музыкальному Интернет-контенту. По результатам проведённого исследования оказалось, что наиболее популярными стриминговыми платформами среди респондентов являются

Apple Music, Yandex. Music и Boom (Vkontakte). Данные сервисы сопровождаются наиболее активным рекламным продвижением на российском рынке. Менее популярны YouTube Music и Spotify. Spotify известен общественности благодаря тому, что он был первой музыкальной стриминговой платформой, хотя до сих пор не работает в России официально, но в 2020 году разработчики планируют изменить эту ситуацию. Менее всего осведомлены респонденты о сервисе Deezer. Некоторые упоминали такие платформы, как Play.Market и SoundCloud, но последние являются приложениями, а не стриминговыми сервисами (Рис. 4).

WHICH OF THESE STREAMING MUSIC SERVICES DO YOU KNOW?

BOOM (VKONTAKTE)

YANDEX.MUSIC

APPLE MUSIC

SPOTIFY

YOUTUBE MUSIC DEEZER ia ш

NONE OF THE THEM

Рис. 4. Осведомлённость о стриминговых сервисах.

184 респондента имеют платные подписки на музыкальных стриминговых сервисах. 27 некогда платили, но им не понравилось, и они отказались от платного использования. 99 респондентов никогда не пытались подписываться на музыкальные стриминговые платформы (Рис. 5)

DO YOU PAY FOR SUBSCRIPTION TO THE MUSIC SERVICE?

■ Yes, I buy regularly ■ No, I tried it once and I didn't like It ■ No, and have not tried

Рис. 4. Плата за использование музыкальных стриминговых сервисов. В основном респонденты имеют платные подписки на музыкальные стриминговые сервисы, так как они считают их наиболее удобными для

прослушивания музыки, там нет рекламы и каких-либо ограничений. Также они отмечают, что это даёт возможность получения доступа к музыке в высоком качестве оффлайн. Немногие респонденты верят в то, что работа исполнителя должна оплачиваться через стриминговые сервисы. И только малая доля опрашиваемых отметила, что предпочитают использовать музыкальные записи законно, а также потому что смогли только здесь найти необходимую музыку.

Наиболее распространённой причиной, почему респонденты не хотят использовать музыкальные сервисы, стала высокая стоимость доступа к стриминговым сервисам, а также то, что они не считают целесообразным платить за музыку, которую можно найти в открытом доступе бесплатно. Некоторые из опрошенных отметили, что они принципиально не хотят платить за музыку, потому что музыканты и так много зарабатывают благодаря своим продюсерам. Наименьшее число респондентов указало в качестве причины нежелания платить за доступ к стриминговым сервисам то, что там они не смогут найти ту музыку, которую любят.

Выводы.

Исследование продемонстрировало, что музыкальная индустрия за последние несколько десятилетий претерпела значительные изменения во многом благодаря развитию цифровых технологий. Музыкальные стриминговые сервисы изменили паттерны потребления музыки и её продвижения. Кроме того, стриминговые сервисы стали одной из площадок для размещения рекламы, в том числе аудиорекламы.

Количество пользователей таких платформ растёт каждый месяц, платформы конкурируют друг с другом. В этой большой конкурентной борьбе выигрывает слушатель, так как и музыканты, и сервисы стараются создавать такой контент, который будет соответствовать потребностям конечного слушателя, влияя как на онлайн, так и оффлайн форматы.

Таким образом, музыкальные стриминговые платформы представляется возможным рассматривать как перспективный инструмент

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

коммуникации. Разработка стратегий коммуникации с аудиториями таких цифровых сервисов нуждается в проведении дальнейших теоретических и эмпирических исследований.

Библиография

Kudryavtseva, M.E., Rotanova, M.B. (2018) The problem of sense creation in interpersonal

communication of youth in the digital age. Proceedings of the 2018 IEEE Communication

Strategies in Digital Society Workshop, ComSDS 2018 Volume 2018-January, 4 May 2018, pp.

33-35. DOI: 10.1109/C0MSDS.2018.8354960 [дата обращения: 10.11.2019]

Edwards R. (2019) How technology has the power to disrupt the music industry. Verdict.

September 16, 2019. URL: http://www.ascusc.org/jcmc/vol5/issue2/ [дата обращения:

28.09.2019]

Porter J. (2019) Spotify is first to 100 million paid subscribers. Compared to 50 million for Apple Music. The Verge. April 29, 2019. URL: https://www.theverge.com/2019/4/29/18522297/spotify-100-million-users-apple-music-podcasting-free-users-advertising-voice-speakers [дата

обращения: 28.09.2019]

Cole S. (2019) The impact of technology and social media on the music industry. Econsultancy. September 9, 2019. URL: https://econsultancy.com/the-impact-of-technology-and-social-media-on-the-music-industry/ [дата обращения: 28.09.2019]

Mead, J.A., Hardesty, D.M., Scott, M.L. (2019) Low detail future variety: Providing affective relief during repetitive music consumption. Psychology and Marketing. November 2019, vol. 36, Issue 11, 1, pp. 975-988. DOI: 10.1002/mar.21249 [дата обращения: 28.09.2019] Crupnick R. (2018) Music Scores A Gold Record on The Social Media Charts. MusicWatch. August 6, 2018. URL: https://www.musicwatchinc.com/blog/music-scores-a-gold-record-on-the-social-media-charts/ [дата обращения: 28.09.2019]

Yates L. (2019) The Billboard 100: how US Number One singles are getting shorter, fewer, and more explicit. NME. April 18, 2018. URL: https://www.nme.com/blogs/nme-blogs/billboard-100-shorter-explicit-2054269#fUh1bQfaQSPeg8Bu.99 [дата обращения: 29.09.2019] Алексеев В. (2019) Музыкальная страна. Рынку стриминговых сервисов в России предсказали четырёхкратных рост. - Деловой Петербург. - May 17, 2019. URL:

https://www.dp.ru/a/2019/05/17/Muzikalnaja_strana_Rinku [дата обращения: 29.09.2019]

Ludewig M., Jannach D. (2019) User-centric evaluation of session-based recommendations for an automated radio station. RecSys 2019 - 13th ACM Conference on Recommender Systems, pp. 516520. DOI: 10.1145/3298689.3347046 [дата обращения: 29.09.2019]

Высшее образование в Санкт-Петербурге. URL:

http://studyinspb.ru/en/present/education_and_science/ [дата обращения: 02.10.2019]

References

Kudryavtseva, M.E., Rotanova, M.B. (2018) The problem of sense creation in interpersonal communication of youth in the digital age. Proceedings of the 2018 IEEE Communication Strategies in Digital Society Workshop, ComSDS 2018 Volume 2018-January, 4 May 2018, pp. 33-35. DOI: 10.1109/COMSDS.2018.8354960.

Edwards R. (2019) How technology has the power to disrupt the music industry. Verdict. September 16, 2019. Available at: http://www.ascusc.org/jcmc/vol5/issue2/ (Accessed 28 Septermber 2019).

Porter J. (2019) Spotify is first to 100 million paid subscribers. Compared to 50 million for Apple

Music. The Verge. April 29, 2019. Available at:

https://www.theverge.com/2019/4/29/18522297/spotify-100-million-users-apple-music-

podcasting-free-users-advertising-voice-speakers (Accessed 28 Septermber 2019).

Cole S. (2019) The impact of technology and social media on the music industry. Econsultancy.

September 9, 2019. Available at: https://econsultancy.com/the-impact-of-technology-and-social-

media-on-the-music-industry/ (Accessed 28 Septermber 2019).

Mead, J.A., Hardesty, D.M., Scott, M.L. (2019) Low detail future variety: Providing affective relief during repetitive music consumption. Psychology and Marketing. November 2019, vol. 36, Issue 11, 1, pp. 975-988. DOI: 10.1002/mar.21249.

Crupnick R. (2018) Music Scores A Gold Record on The Social Media Charts. MusicWatch. August 6, 2018. Available at: https://www.musicwatchinc.com/blog/music-scores-a-gold-record-on-the-social-media-charts/ (Accessed 28 Septermber 2019).

Yates L. (2018) The Billboard 100: how US Number One singles are getting shorter, fewer, and more explicit. NME. April 18, 2018. Available at: https://www.nme.com/blogs/nme-blogs/billboard-100-shorter-explicit-2054269#fUh1bQfaQSPeg8Bu.99 (Accessed 29 Septermber 2019).

Alekseev V. (2019) Muzykal'naja strana. Rynku strimingovyh servisov v Rossii predskazali chetyrehkratnyj rost [Music country. Streaming services markets predict fourfold growth in Russia]. Delovoj Peterburg [Business Petersburg]. May 17, 2019. Available at:

https://www.dp.ru/a/2019/05/17/Muzikalnaja_strana_Rinku (Accessed 29 Septermber 2019).

LudewigM., JannachD. (2019) User-centric evaluation of session-based recommendations for an automated radio station. RecSys 2019 - 13th ACM Conference on Recommender Systems, pp. 516520. DOI: 10.1145/3298689.3347046.

Higher education in St. Petersburg. Available at:

http://studyinspb.ru/en/present/education_and_science/ (Accessed 02 October 2019).

Сведения об авторах

Шарахина Лариса Валентиновна - кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой «Связи с общественностью» Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ», Санкт-Петербург, Россия, [email protected]

Михайлов Н.В., Селянкина К.Д., Сёмкина А.С. - студенты, обучающиеся по направлению подготовки бакалавров «реклама и связи с общественностью» Санкт-Петербургского государственного

электротехнического университета «ЛЭТИ», Санкт-Петербург, Россия

Sharakhina Larisa Valentinovna - Ph.D., Ass. Prof., Head of the Public Relations Department at St. Petersburg State Electrotechnical University "LETI", St. Petersburg, Russia, [email protected]

Mikhailov Nikita V., Selyankina Ksenia D., Semkina Anastasia S. - Public Relations and Advertising majors, St. Petersburg State Electrotechnical University "LETI", St. Petersburg, Russia,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.