Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ТРУДА ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ТРУДА ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество труда / эффективность труда / компетенции / стандарт обслуживания / мотивация труда / labor quality / labor efficiency / competencies / service standard / labor motivation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.Э. Лобанова, А.С. Артман

В статье обозначен подход к трактовке качества труда и эффективности труда. Выделены основные параметры качества труда персонала организации фармацевтической промышленности и предложены инструменты их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOOLS FOR FORMING THE QUALITY OF WORK OF PERSONNEL OF THE PHARMACEUTICAL INDUSTRY ORGANIZATION

The article describes an approach to the interpretation of labor quality and labor efficiency. The main parameters of the quality of work of the personnel of the organization of the pharmaceutical industry are highlighted and the tools for their development are proposed.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ТРУДА ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

УДК 3.331.1

ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ТРУДА ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Е.Э. Лобанова, А.С. Артман

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail e.lobanova.sibgtu@mail.ru

В статье обозначен подход к трактовке качества труда и эффективности труда. Выделены основные параметры качества труда персонала организации фармацевтической промышленности и предложены инструменты их развития.

Ключевые слова: качество труда, эффективность труда, компетенции, стандарт обслуживания, мотивация труда

TOOLS FOR FORMING THE QUALITY OF WORK OF PERSONNEL OF THE PHARMACEUTICAL INDUSTRY ORGANIZATION

E. E. Lobanova, A. S. Artman

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail e.lobanova.sibgtu@mail.ru

The article describes an approach to the interpretation of labor quality and labor efficiency. The main parameters of the quality of work of the personnel of the organization of the pharmaceutical industry are highlighted and the tools for their development are proposed.

Keywords: labor quality, labor efficiency, competencies, service standard, labor motivation

Для рыночной экономической системы характерна жесткая конкуренция, поэтому повышение качества рабочей силы выдвигается на передний план.

Проведенный анализ исследований проблеме качества труда показал, что причинно-следственные связи между качеством рабочей силы и эффективностью труда являются объектом пристального внимания ученых. Вместе с тем возрастающая взаимная зависимость качества рабочей силы и эффективности труда требует более углубленного изучения, что позволит объяснить данную зависимость и обосновать инструменты повышения качества рабочей силы. Целью данного исследования является совершенствование инструментов повышения качества труда персонала с позиции эффективности труда в организациях фармацевтической промышленности. Объектом исследования является эффективность труда.

Качество рабочей силы можно рассматривать как товар, акцентируя внимание на его характеристиках [1].Ряд авторов [2-4] раскрывают понятие как свойство, характеризующееся следующими показателями: опыт, образование, профессионализм, мотивированность, а также природными способностями человека к труду, таких как пол, возраст, состояние здоровья. В условиях высокой степени конкуренции на рынке выиграет тот, у кого выше качество обслуживания, качество выпускаемого продукта, производительность труда, эффективнее управление организацией, а эти показатели напрямую зависят от качества рабочей силы. Эффективность труда - это совокупный показатель трудовой деятельности работников, количественное и качественное составляющее. Количественный показатель

Секция «Современные проблемы экономики труда и управления персоналом»

отображается через производительность труда, тогда как качественный - это удовлетворенность процессом труда и повышением качества товаров/услуг.

Фармация, лекарствоведение - отрасль научных знаний и практической деятельности, посвящённая изысканию, изготовлению, стандартизации, исследованию (оценке качества), хранению и отпуску лекарственных средств, а также организации лекарственного обеспечения [5]. От профессионалов, которые работают в сфере обращения лекарственных средств, зависит будущее фармации. Функции, выполняемые аптечными работниками, сложны и многообразны, что определяет специфику их труда, в том числе в контексте строгого надзора со стороны Министерства здравоохранения Российской Федерации (например, относительно образования и квалификации работника сформулированы четкие требования к развитию компетенций по уровням образования). Однако наиболее важно сделать обучение эффективным, повышающим производительность труда и конкурентоспособность предприятия. Эффективность труда рассматривалась нами в двух аспектах: экономическом и управленческом, по данным направлениям были предложены инструменты повышения эффективности труда. Для определения качественных показателей качества рабочей силы нами, при поддержке руководства АО «Губернские аптеки», был проведен анализ методом социологического опроса. В качестве респондентов выступали случайные посетители аптек гг. Красноярска, Железногорска, Сосновоборска в количестве 150 человек. Анализ анкетирования выявил наиболее важные показатели качества фармацевтического обслуживания с точки зрения посетителя: ценовая доступность лекарственных средств; внимательное отношение к потребителю; грамотное фармацевтическое консультирование при выборе и использовании препаратов; доброжелательность, внимательность; ассортимент дополнительных услуг. Таким образом, из полученных данных можно сделать вывод о том, что четыре из пяти показателей являются характеристиками качества рабочей силы и на это следует обратить внимание в первую очередь. Целесообразным решением закрепления данных показателей в работе фармацевтического персонала стала разработка стандарта обслуживания с учетом заявленных требований потребителей, выступающим инструментом повышения качества труда персонала.

С точки зрения работника проявление им качества рабочей силы должно расцениваться работодателем как условие выгодной сделки между двумя сторонами. Работодатель. получая качественную рабочую силу приумножает свой капитал, наращивает финансовую стабильность и чистую прибыль. Но как известно за хороший товар (в данном случае «трудотовар») следует соответственно платить.

В качестве инструментов повышения качества рабочей силы организации фармацевтической промышленности были предложены:

1) разработанный на основе потребительских предпочтений «Стандарт обслуживания посетителя аптечной сети» и проведение программы обучения по данному стандарту на базе учебного центра;

2) положение об оценке персонала с критериями, основанными на компетентностном подходе;

3) усовершенствованная система мотивации, включающую в себя учет личного вклада каждого отдельного работника в полученной выручке от продаж.

В такой крупной аптечной сети как АО «Губернские аптеки» процесс оценки персонала может быть весьма трудозатратным и неорганизованным. Основным преимуществом предложенного нами метода оценки по компетенциям как инструмента является разработанный регламент оценки, а именно его простота и возможность внедрить с наименьшими затратами с помощью имеющегося ресурса, такого как корпоративный портал. С помощью данного сервиса был создан опросник относительно каждого работника включающих в себя ряд вопросов, отвечающих за наличие той или иной компетенции и его уровня (4 уровня владения компетенциями). Подсчет результатов происходил автоматически. Данный метод основан на методе 360 градусов, поэтому была реализована всесторонняя оценка.

В процессе изучения анализа показателей качества рабочей силы нашей рекомендацией стала разработка такого инструмента как «Стандарт обслуживания посетителя аптечной сети» на основе потребительских предпочтений. Данный стандарт содержит в себе 6 разделов по ведению обслуживания клиента от «двери до двери» (приветствие, диагностика потребностей клиентов, консультация, депродажа, завершение, другие положения). Введение стандартов обслуживания направлено на структурирование работы с покупателем. Следуя оптимальным схемам взаимодействия с клиентом, провизор может быстро и точно определить его потребности и предложить продукт, максимально соответствующий запросам. Применение стандартов в работе провизора повышает качество и уровень обслуживания клиентов, увеличивает количество покупателей, которые приобретают препарат с оптимальным эффектом в рамках собственной линейки «цена - качество», увеличивает объемы продаж и соответственно конкурентоспособность предприятия на рынке. Механизм внедрения данного инструмента сопровождается внутрифирменным обучением на базе учебного центра с акцентацией психологического аспекта, что бы данный процесс выглядел максимально комфортным для посетителя аптеки. Для формирования элементов качества труда персонала организации фармацевтической отрасли был предложен и такой инструмент как новая система мотивации, нацеленная на учет личного вклада каждого отдельного работника в полученной выручке от продаж: введение премий работникам фармацевтических специальностей за увеличение объема продаж; надбавки за повышение квалификации, получении дополнительного образования; надбавки за перевыполнение плана по реализации продукции собственной торговой марки.

Внедрение предложенных инструментов проводилось на базе одного структурного подразделения «ЦРА №3», в качестве апробации. Ожидаемый прирост выручки от внедрения данных мероприятий составил 2%. Следовательно, учитывая проведенные расчеты по внедренным инструментам дали положительный результат, а это означает что необходимость внедрения новых инструментов повышения качества рабочей силы является оправданным для всей сети. Помимо экономического эффекта, в результате данных мероприятий ожидается социально экономический эффект в долгосрочной перспективе, а именно: повышение имиджа компании; создание условий для реализации и развития индивидуальных способностей работников; повышение уровня лояльности персонала к организации; создание благоприятного социально-психологического климата.

Полученные результаты исследования имеют существенное методическое значение для реализации российского фармацевтического бизнеса.

Библиографические ссылки

1. Валеология: словарь терминов и понятий [Электронный ресурс] / Э. М. Прохорова. -Москва: ИНФРА-М, 2012. С. 107. URL: http://znanium.com/catalog/product/242979 (дата обращения 20.01.2021).

2. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный [Электронный ресурс]. Москва: Русский язык, 2000. URL: https://www.efremova.info/(дата обращения 20.01.2021).

3. Неунылова О. Н. Качество рабочей силы:. оценка; динамика, резервы повышения: дис. канд.экон. наук. Самара, 2002. 100 с.

4. Разумов А. А., Дрямов В.П. Качество рабочей силы: от теории к практике // Уровень жизни населения регионов России. 2007. № 8/9. С. 1-5.

5. Новая Российская энциклопедия. Том 17(1)/ под ред. Некипелова А. Д. Москва: ИНФРА-М, 2016. 496 с.

© Лобанова Е.Э., Артман А.С., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.