15. ИНВЕСТИЦИИ И ИННОВАЦИИ
15.1. ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ АПК
Белоусов С.А., аспирант, Мичуринский государственный аграрный университет
Контакты автора: [email protected]
Аннотация. В данной статье автором рассматривается формирование инвестиционной привлекательности АПК, в рамках которой главная роль отводится государству. В работе предложена концепция формирования инвестиционной привлекательности АПК состоящая из: диагностики функционирования регионального АПК, выявления факторов способствующих или препятствующих активизации инвестиционной деятельности в АПК, инструментов формирования привлекательности АПК. Ключевые слова: формирование инвестиционной привлекательности, страховая защита, региональные кластеры, государственная поддержка, субсидирование
TOOLS OF FORMATION OF INVESTMENT APPEAL OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX
Beloysov S.A., postgraduate, Michurinsk State Agrarian University
Annotation: In given article the author considers formation of investment appeal of agrarian and industrial complex in which frameworks the leading role is taken away to the state. In the given work the concept of formation of investment appeal of agrarian and industrial complex consisting is offered of: diagnostics of functioning of regional agrarian and industrial complex, revealing of factors promoting or interfering activization of investment activity in agrarian and industrial complex, tools of formation of appeal of agrarian and industrial complex. Keywords: Formation investment appeal, insurance protection, regional klasters, the state support, subsidizing
Зависимость сельскохозяйственного производства от сезонного характера, замедляющего оборот денег, от природно-климатических условий, от ограниченности основного средства производства (земли) размерами и качественным составом занимаемых площадей, не стабильность урожайности и продуктивности, финансового результата предприятий диктует настоятельную необходимость оказания помощи со стороны государства.
Необходимость государственной поддержки доказана мировым опытом аграрного производства. На практике сложились 2 основных источника финансовой поддержки сельского хозяйства: обеспечение расширенного воспроизводства через довольно высокие цены на сельскохозяйственное сырье и продовольственные товары, за счет бюджетных выплат. Пропорции
между ними устанавливаются механизмом аграрной политики государства. Главное заключается в поиске оптимального сочетания рыночного и государственного взаимодействия1.
Бюджетное финансирование сельского хозяйства не связано с конечными целями и задачами развития АПК в целом. Методология обоснования потребности этой отрасли в бюджетной поддержке не разработана, поэтому объемы финансирования в значительной степени являются результатом субъективных представлений о роли аграрной сферы в экономике страны.
Распределение субсидий не связано с оценкой эффективности их использования. Существующие механизмы предоставления субсидий приводят к неоправданной концентрации их преимущественно в экономически крепких хозяйствах, что противоречит задаче вывода из кризиса основной массы хозяйств и принципам оптимизации бюджетных средств.
Существующая система государственной поддержки сельского хозяйства направлена на решение текущих задач, а стратегические вопросы его развития с позиции продовольственной безопасности, защиты внутреннего продовольственного рынка не находят должного решения.
Государство должно поддерживать надежность воспроизводства не только в сельском хозяйстве, но и других сферах агропромышленного комплекса, регулируя устойчивость его развития в целом. Развитый агропромышленный комплекс - основа продовольственной безопасности страны.
Важное значение для устойчивого развития АПК имеют разработанные долгосрочные программы. Сегодня государству важно гарантировать создание условий для становления и устойчивого поддержания паритета цен на сельскохозяйственные товары и средства производства для села, на средства производства для фондообразующих отраслей АПК и продукцию этих отраслей, на продукцию растениеводства и животноводства. Оптимальность ценовых взаимоотношений между партнерами в АПК - одна из важных предпосылок эффективного функционирования сельского хозяйства.
По мнению многих ученых, политиков и руководителей, опережающий рост цен на промышленную продукцию и услуги, приобретаемые сельскохозяйственными предприятиями, по сравнению с ценами на их продукцию, является основной причиной неудовлетворительного финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Для повышения привлекательности АПК и в большей степени сельского хозяйства необходима мотивационная направленность государственной поддержки. Для обеспечения жизни и работы в сельской местности государство должно создавать там инфраструктуру: строить дороги, улучшать энергообеспечение, газификацию, медицинское обслуживание, строить школы, учреждения досуга и другие объекты позволяющие привлечь не только рабочую силу, но и инвестиционные ресурсы, являясь при этом соинвестором сельского хозяйства.
1 Минаков И.А., Кувшинов В.А. Формирование эффективного механизма государственной поддержки сельского хозяйства: науч. Издание. - Мичуринск: Мичуринский гос. аграр. ун-т, 2009.
Белоусов С.А. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ АПК
Важная роль государства должна отводиться борьбе с коррупцией, интересами отдельных участников рынка, порой целенаправленно сдерживающих развитие АПК, действующих при этом не рыночными методами. Приводя инициативы государства к низкому результату. Государственная поддержка должна быть открытой, во избежание ее использования каким-либо одним участником или небольшой их группой, и доступной в части направлений и размеров ее фактического расхода.
Важнейший сектор аграрной экономики и социальную основу уклада жизни представляют собой малые формы хозяйствования. На их долю приходится 60% российского производства продукции сельского хозяйства: овощей более 80%, картофеля свыше 90%, мяса и молока более чем по 50%. Роль этого сектора важна, и государство должно найти формы его поддержки. На наш взгляд, кроме создания инфраструктуры, это должно быть бесплатное выделение земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, выделение субсидий, а также формирование рынков сбыта, для переработки, упаковки и транспортировки готовой продукции в торговые центры2.
Основными проблемами, сдерживающими развитие хозяйств населения являются: недостаток в семенном материале, скота, кормов, удобрений, ядохимикатов, техники, условий хранения, переработки и реализации продукции, рынков сбыта, рабочих рук, консультаций специалистов.
Необходимо субсидирование данных расходов по схеме от федерального центра до сельского жителя (рисунок 1.).
Рисунок 1 - Схема субсидирования расходов сельских жителей на развитие ЛПХ
Кроме того, необходимо снизить количество документов при оформлении субсидий на развитие ЛПХ. Это может быть заявление и выписка из домовой книги. Если субсидия на корма, то выписка из похозяйст-венной книги о наличии домашних животных, если субсидия на семенной материал, то выписка о наличии земельного участка и т. д.
2 Многофункциональность сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий. - М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова: «Энциклопедия российских деревень», 2007.
В развитии АПК большое значение имеют местные власти и сельскохозяйственные предприятия. Необходимо создать заинтересованность для сельскохозяйственных предприятий в поддержке ЛПХ. Субсидии на производство молока предприятиям, поддерживающим ЛПХ должны быть больше на 10% чем остальным сел ьскохозяйственн ым п редприятиям.
В современных условиях инвестиционные процессы в российском агропромышленном комплексе сопряжены со следующими сложностями:
1) нестабильность экономических процессов в переходной экономике;
2) отсутствие правовых и экономических гарантий иностранных инвестиций;
3) более высокая эффективность вложения капитала в другие сектора отечественной экономики;
4) несовершенство налоговой системы.
Производители не в состоянии самостоятельно изменить положение в инвестиционной сфере, поскольку основные методы финансового оздоровления агропромышленного производства находятся за пределами компетенции и экономической ответственности организаций. Привлечение инвестиций для восстановления и развития производственного потенциала АПК должно осуществляться при активной государственной поддержке.
Предложим концепцию формирования инвестиционной привлекательности АПК региона (рисунок 2), которая включает в себя:
- диагностику функционирования регионального АПК;
- выявление факторов, способствующих или препятствующих активизации инвестиционной деятельности в АПК;
- снижение инвестиционных рисков путем образования региональных кластеров, совершенствования страховой защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей, возобновления эффективного бюджетного финансирования предприятий сельского хозяйства.
Динамичному развитию инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве препятствуют ряд факторов, которые мы попытались обобщить в несколько групп: финансовые, организационные, экономические, информационные (рисунок 3).
Цепь: Формирование инвестициюн
Диагн о етика функционирования регионального АПК
Исследов ание инвестиционных процессов в регионально №1 АПК Исследование региональ условий развития регис нык ресурсов и нального АПК
| ? G ї £ § 1 ё 1
“ § ш S Ї- =- £> S § 1 1 § 1 І і і “ = § £ s. і і ■ ? 5 i S го S ГГ m £ го о. О- Ч | 5 5 1 « І 1 s s
s S с 5 1 aF | 1 о £ 1 і Щ і і. 5 “ ї I § "е" § Тенденци про до вол
с 2- о л і о S в-
Выявл ение основных факторов, способствующих ил инвестиционной деятельное препятствующих активизации ги в АПК
Факторы, сдерживающие инвестиционную деятельности в АПК Факторы., стимулирующие инвестиционную деятел ьно сти в АПК
Финан- Органи- ною - Инфор- Финан- Оргаш- Эданэ- Ц|-фор-
СОЕЫе зацион- мжес- MaL+TOH- совые зэииэн- ІЛИ-ІЄС- маї-ион-
Снижение инвестиционных рисков
Образование региональных производственных кластеров Страховая защита сельскохозяйственных товаропроизводителей Эффективное бюджетное финансирование
|______Результат: Повышение инвестиционной привлекательности АПК региона_|
Рисунок 2 - Формирование инвестиционной привлекательности АПК
хои адаптации сельхозпредприятии к рыночным условиям, а внешние инвесторы не хотят вкладывать свои инвестиционные ресурсы в этот сектор экономики, из-за низкой ликвидности вложений и большого экономического риска. Поэтому инвестиционная политика стала носить краткосрочный характер и представляет собой скорее краткосрочное кредитование, нежели полноценную инвестиционную деятельность. Организационные риски включают в себя: не совершенство законодательной базы, низкий инвестиционный потенциал. Экономические факторы это, как правило высокие риски, низкий уровень доходности данной отрасли. А также неразвитость информационной инфраструктуры.
Таким образом, в настоящее время следует принимать меры по улучшению ситуации, связанной с формированием государственной поддержки аграрного сектора. Достаточных предпосылок для выхода сельского хозяйства и социальной сферы из кризиса еще не создано. Накопленный опыт организации государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях не обобщен. Методология обоснования государственной поддержки сельского хозяйства не достаточно разработана, в результате чего финансирование отрасли мало связано с результатами производства и возможностями предприятия. Государственные субсидии аграрному сектору выделяются без достаточного научно-методического обоснования и оценки использования бюджетных средств. В связи с этим появляется необходимость выработки механизмов повышения эффективности сельскохозяйственного производства. Основными инструментами формирования инвестиционной привлекательности АПК считаем развитие сельскохозяйственного страхования, создание отраслевых кластеров с активным участием государства, как инициатора данных проектов, повышая интерес частного капитала к этой нестабильной в настоящее время отрасли. Приводя в итоге эту отрасль в одну из эффективных и стабильных в экономике ориентированную на производство качественной, конкурентоспособной продукции на отечественном и мировом рынке.
Список литературы:
1. Минаков И.А., Кувшинов В.А. Формирование эффективного механизма государственной поддержки сельского хозяйства: науч. Издание. - Мичуринск: Мичуринский гос. аграр. Унт, 2009. - 158 с.
2. Многофункциональность сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий. - М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова: «Энциклопедия российских деревень», 2007. - 655 с.
References:
1. 1. Minakov IA, Jugs, VA Formation of an effective mechanism for state support of agriculture: scientific. Edition. -Michurinsk: Michurinskiy state. agrarian. Univer-sity, 2009. - 158 p.
2. Multifunctionality of agriculture and sustainable rural development. - Moscow: VIAPI them. AA Nikonov: "Encyclopedia of Russian villages", 2007. - 655 p.
Рисунок 3 - Факторы, сдерживающие и стимулирующие развитие инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве
Одним из основных и проблемных факторов, негативно влияющих на инвестиционную активность, является финансовая неустойчивость большинства сельскохозяйственных организаций, что произошло из-за сокращения государственного финансирования и пло-
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Белоусова С.Л. «Инструменты формирования инвестиционной привлекательности ЛПК (Tools offormation of investment appeal of agrarian and industrial complex).
Статья Белоусова С.А. «Инструменты формирования инвестиционной привлекательности ЛПК» освещает проблему привлекательности агропромышленного
Белоусов С.А. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ АПК
комплекса для инвесторов, актуальную на сегодняшний момент из-за недостаточного финансового обеспечения предприятий ЛПК и в особенности отраслей производства сельскохозяйственной продукции. Главная роль в решении поставленной проблемы отводится государству. Автором предложены следующие оригинальные идеи: мотивационная направленность государственной поддержки, борьба с коррупцией, поддержка малых форм хозяйствования и, в особенности, личных подсобных хозяйств, упрощение процедуры субсидирования. Автором представлена оригинальная концепция формирования инвестиционной привлекательности АПК региона, включающая в себя: диагностику функционирования регионального АПК; выявление факторов, способствующих или препятствующих активизации инвестиционной деятельности в АПК; снижение инвестиционных рисков путем образования региональных кластеров, совершенствования страховой защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей, возобновления эффективного бюджетного финансирования предприятий сельского хозяйства. Все разделы статьи логически взаимосвязаны, а отдельные положения статьи подтверждены ссылками на научные источники.
Полагаю, что рецензируемая статья может быть рекомендована к публикации в научном издании «Бизнес в законе».
Научный руководитель, профессор,
д.э.н. И.А. Минаков