Научная статья на тему 'Инструменты анализа и оценки состояния конкурентной среды'

Инструменты анализа и оценки состояния конкурентной среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1354
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / КОНКУРЕНЦИЯ / РЫНОЧНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ / ТОВАРНЫЕ РЫНКИ / МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНЦИИ / COMPETITIVE ENVIRONMENT / COMPETITION / MARKET CONCENTRATION / COMMODITY MARKETS / A MODEL FOR ASSESSING COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Груничев Александр Станиславович, Исламова Диана Михайловна

В статье анализируются инструменты, используемые для анализа и оценки состояния конкурентной среды, этапы оценки, выделяются проблемы, затрудняющие качественную оценку конкурентной среды и направления их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOOLS OF ANALYSIS AND ESTIMATION OF THE STATE OF THE COMPETITIVE ENVIRONMENT

The article analyzes the tools used to analyze and assess the state of the competitive environment, the evaluation stages, identify problems that make it difficult to qualitatively evaluate the competitive environment and the direction of their solution.

Текст научной работы на тему «Инструменты анализа и оценки состояния конкурентной среды»

Груничев А.С., Исламова Д.М.

ИНСТРУМЕНТЫ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В статье анализируются инструменты, используемые для анализа и оценки состояния конкурентной среды, этапы оценки, выделяются проблемы, затрудняющие качественную оценку конкурентной среды и направления их решения.

Ключевые слова. Конкурентная среда, конкуренция, рыночная концентрация, товарные рынки, модель оценки конкуренции.

Grunichev A.S., Islamova D.M.

TOOLS OF ANALYSIS AND ESTIMATION OF THE STATE OF THE COMPETITIVE ENVIRONMENT

Abstract. The article analyzes the tools used to analyze and assess the state of the competitive environment, the evaluation stages, identify problems that make it difficult to qualitatively evaluate the competitive environment and the direction of their solution.

Keywords. Competitive environment, competition, market concentration, commodity markets, a model for assessing competition.

Там, где нет конкуренции, там нет предмета для экономического анализа.

Дж. Ст. Милль

В настоящее время одной из основных задач развития экономики России является демонополизация и развитие конкурентной среды, как на отдельных товарных рынках, так и в рамках региональных экономик. Понятие «конкурентная среда» трактуется учеными-экономистами различным образом и, как следствие, на сегодняшний день для него нет устоявшегося определения. В экономической литературе встречаются различные формулировки. Так, классик теории конкуренции Майкл Портер под конкурентной средой понимал совокупность качественных и количественных показателей, характеризующих состояние развития конкуренции [5, с. 257].

Наиболее распространенное определение трактует конкурентную среду как совокупность рыночных субъектов/сил и факторов, определяющих их функционирование [2, с. 115]. Можно встретить и довольно расширенное толкование конкурентной среды, когда в нее включают в качестве взаимодействующих элементов такие, как: «количество экономических субъектов, степень монополизации, уро-

ГРНТИ 06.03.07

© Груничев А.С., Исламова Д.М., 2017

Александр Станиславович Груничев - кандидат экономических наук, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (г. Казань).

Диана Михайловна Исламова - старший преподаватель учебно-методического центра управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (г. Казань).

Контактные данные для связи с авторами (Исламова Д.М.): 420015, Казань, ул. Малая Красная, 3, 13 (Russia, Kazan, Malaya Krasnaya str., 3, 13). Тел.: +7 (917) 279-29-37. E-mail: emc.islamova@fas.gov.ru. Статья поступила в редакцию 10.06.2017 г.

вень дифференциации конкурирующих продуктов, наличие барьеров входа на рынок и пр.; инфраструктура рынка (финансовые учреждения, биржи, связь, транспорт и т.д.); условия конкуренции, определяемые объективными отношениями собственности и экономическими законами рынка (законами спроса и предложения, стоимости и др.) и субъективными формами хозяйственных взаимоотношений между товаропроизводителями, а также регулирующей деятельностью государства» [1]. Как видно из текста, в среду включены и факторы, и условия конкуренции, что не совсем верно, на наш взгляд.

Наиболее соответствует вопросам, исследуемым в данной статье, следующее определение: конкурентная среда - это рынок, на котором соперничают независимые продавцы за право продать свой товар независимому покупателю/покупателям. Конкурентная среда состоит из нескольких взаимосвязанных элементов: товара (услуги) - главного объекта на рынке; товарного рынка - сферы обращения товара, который не может быть заменен другим товаром (или взаимозаменяемых товаров), в границах которой (в том числе географических), исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность (либо целесообразность) отсутствует за её пределами; субъектов рынка - первичных (продавцов, покупателей, государства), а также вторичных (например, территориальных кластеров) [5].

Анализ и оценка конкурентной среды являются одной из важных составляющих реализации конкурентной политики на федеральном и региональном уровне в РФ, о чем авторы уже не раз писали [2, 3, 8]. Стратегические задачи проведения конкурентной политики в России на современном этапе сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: «Решая задачу радикального повышения эффективности нашей экономики, мы должны создать стимулы и условия для продвижения целого ряда направлений ... развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях; развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей»[6].

Сегодня существует ряд факторов, влияющих на интенсификацию конкуренции в РФ, вне зависимости от региональной характеристики рынка, а именно: глобализация экономических процессов; внешнеэкономические санкции; усиление межрегиональной конкуренции; инновацион-ность экономики и технологические изменения; трансформация потребительского поведения. В этих условиях задача оценки конкурентной среды, как основы процесса принятия управленческих решений по регулированию рынка и повышению эффективности экономики в целом, выходит на первый план.

Российский опыт анализа и оценки состояния конкурентной среды базируется на использовании сложившейся за многие годы зарубежной практики. В основе него лежит оценка уровня рыночной концентрации товарного рынка. Наиболее распространенными показателями рыночной концентрации, применяемыми в экспертном сообществе, а также в конкурентном законодательстве многих стран мира и Российской Федерации в том числе, принято считать два: коэффициент рыночной концентрации (СЯ); индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (НН1).

Анализ рынка при помощи этих параметров позволяет: выявить монополистов; оценить, какой долей на рынке обладает одна фирма или группа фирм; оценить возможную трансформацию типа рынка (совершенно конкурентный - рынок монополистической конкуренции - олигополия - чистая монополия) в зависимости от его концентрации (низкоконцентрированный - умеренноконцентрированный -высококонцентрированный); определить наличие барьеров входа на рынок; выработать рекомендации по регулированию рынка в зависимости от значений указанных индексов. Анализ и оценка конкурентной среды осуществляется в несколько этапов:

1. Определяются основные источники информации, на основе данных которых проводится анализ, такие как: данные официальной статистической информации; сведения, полученные от физических и юридических лиц, в том числе сведения, представляемые покупателем (покупателями) данного товара, представляемые продавцами данного товара, конкурентами; сведения, полученные от государственных органов, таких как налоговые, таможенные и иные; сведения, полученные от общественных, научных организаций и экспертов.

2. Выбор временного интервала функционирования рынка, для которого определяются соответствующие характеристики. Этот выбор зависит от целей исследования и особенностей товар-

ного рынка. Как правило, он не должен быть менее одного года. Однако, для ряда товаров должна учитываться сезонность и стабильность потребления, периоды максимального и минимального спроса и пр. В этих случаях анализ проводится на меньшем временном интервале, например, поквартально.

3. Существенное значение в процессе анализа состояния конкурентной среды играет определение продуктовых и географических границ товарного рынка. На данном этапе дается краткая характеристика товара (его потребительские свойства, функциональное назначение товара, определение товара согласно нормативно-правовым актам), проводится оценка взаимозаменяемости данного товара по потреблению (спросу) и по производству. Несмотря на наличие различных методов выявления взаимозаменяемости товаров, таких как «тест гипотетического монополиста», анализ ценообразования и динамики цен, расчет показателя перекрестной эластичности спроса, вопрос определения продуктовых границ рынка на практике является спорным. Это же касается и вопроса определения географических границ рынка. Зачастую их отождествляют с границами административно-территориальных образований, не учитывая межрегиональную интеграцию и обмен, что оказывает негативное влияние на оценку уровня концентрации и выявление доминирующего положения компаний на рынке. Поэтому вопрос определения продуктовых и географических границ товарного рынка заслуживает быть темой отдельной статьи.

4. Определение состава хозяйствующих субъектов. Этот этап включает определение количества и состава продавцов и покупателей, действующих на рассматриваемом товарном рынке, для которых устанавливаются позволяющие их идентифицировать параметры. Сложность данного этапа заключается в том, что зачастую регистрируются коды, которые в действительности не используются, создаются «фирмы-однодневки», не всегда возможно оценить уровень экономической зависимости субъектов. Это приводит к некорректному определению объемов товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов и, как следствие, искажает оценку реального уровня концентрации.

5. Рассчитываются показатели уровня концентрации:

• коэффициент рыночной концентрации есть как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (п) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке);

• индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана есть сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке).

6. Значения показателей уровня концентрации товарного рынка интерпретируются, как указано в таблице. В зависимости от значений индексов можно сделать выводы о развитости или неразвитости конкуренции на товарном рынке, сформировать рекомендации по регулированию рынка: стандартные - в случае, если товарный рынок относится к рынку с развитой конкуренцией, нестандартные -в случае, если товарный рынок относится к рынку с недостаточно развитой конкуренцией или к рынку с неразвитой конкуренцией.

Таблица 1

Значения показателей рыночной концентрации на различных типах рынков

Показатели уровня концентрации товарного рынка Тип рынка

Высококонцентрированный Умеренно-концентрированный Низко -концентрированный

Коэффициент рыночной концентрации (СЯ3) 70% <= СЯ3<= 100% 45% <= СЯ3< 70% СЯз< 45%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (ИИ!) 2000 <= ИИ! <= 10000 1000 <= ИИ! < 2000 ИИ! < 1000

Указанный алгоритм и порядок оценки состояния конкурентной среды, проводимой антимонопольными органами РФ, закреплен в Приказе ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок) [7]. Анализ реального состояния конкуренции на товарном рынке, проводимый в соответ-

ствии с указанным Порядком, на сегодняшний день является базой для принятия решений по регулированию товарных рынков. При этом существует ряд проблем, которые не позволяют качественно оценить параметры конкурентной среды и, как следствие, выработать эффективные рекомендации по развитию товарных рынков, отраслей и экономики в целом. Условно их можно подразделить на две группы.

К первой группе проблем можно отнести проблемы, возникающие в ходе проведение самого анализа конкурентной среды. Мы выделили наиболее существенные из них:

1. Проблемы процессуального характера: информационное обеспечение исследования рынка (отсутствует возможность проверить достоверность предоставляемой информации от покупателей, продавцов на товарном рынке, отсутствуют достоверные данные официальной статистической информации в связи с необязательностью их учета); экспертное обеспечение исследования рынка (отсутствуют эксперты с соответствующими компетенциями или их привлечение финансово не обеспечено);

2. Проблемы методологического характера: несовершенство методик выделения географических и продуктовых границ рынка; несоответствие данных о составе хозяйствующих субъектов их реальному составу.

Ко второй группе проблем можно отнести те, которые возникают на стыке с другими задачами конкурентной политики. Для таких задач оценка конкурентной среды является параметром эффективности принимаемых управленческих решений. К наиболее существенным из этих проблем мы отнесли следующие:

1. Отсутствие модели агрегирования данных анализа конкурентной среды отдельных товарных рынков на уровне отраслей. Следствием этого является то, что невозможно оценить результаты проводимой по отраслям конкурентной политики и ее влияние на достижение стратегических целей, экономики РФ в целом. Тем самым, не обеспечивается «обратная связь»;

2. Неэффективность модели оценки конкурентной среды для принятия решений по сделкам слияния и поглощения (М&А) в ряде отраслей экономики. Она не отвечает стратегическим целям, предъявляемым к экономике сегодня - не учитывает оценку таких параметров, как динамика (положительная/отрицательная) уровня инновационной активности участников М&А, возможности импортозаме-щения и др.

Решение этих проблем приобретает особую значимость сегодня, когда определен ряд приоритетных отраслей экономики. Требования к ним отражаются в стратегических документах, таких как Стратегия социально-экономического развития РФ на федеральном уровне и соответствующих стратегиях регионов. Таким образом, целесообразно проводить совершенствование инструментов анализа и оценки конкурентной среды с учетом классификации товарных рынков в зависимости от их принадлежности к отрасли экономики и ее приоритета в стратегии развития экономики страны. Исходя из этого, на наш взгляд, можно выделить три направления решения обозначенных выше проблем:

1. Усовершенствование общих процессуальных аспектов, независимо от товарного рынка, которое включает: повышение качества информационного обеспечения; создание механизма, в том числе финансового, привлечения экспертных сообществ по группам товарных рынков; программное обеспечение для сбора и хранения анализируемой информации, предоставления к ней удаленного доступа для всех участников процесса анализа.

2. Доработка модели анализа конкурентной среды в сторону «упрощения» для «понятных» и стабильных рынков, требования к которым кардинально не меняются на протяжении длительных промежутков времени, независимо от изменения стратегических целей страны, которая включает: классификацию товарных рынков в зависимости от их ключевых характеристик - географических и продуктовых границ, создание региональных реестров товарных рынков; согласованную между участниками рынка, контролирующими органами и экспертным сообществом базу характеристик товарных рынков; согласованные временные интервалы проведения анализа конкурентной среды.

3. Доработка модели анализа конкурентной среды в сторону «усложнения»:

• разработка механизмов анализа конкурентной среды не только в разрезе отдельных товарных

рынков, но и на уровне отраслей для проведения отраслевой конкурентной политики и выработки интегративной картины краткосрочных и долгосрочных перспектив развития отрасли, как на

уровне регионов, так и на федеральном уровне. Эта задача может быть решена двумя способами: путем укрупнения рынков и упрощения алгоритма анализа для них; путем разработки модели агрегирования данных анализа по отдельным рынкам на уровне отраслей через их взаимную привязку;

• разработка многофакторной модели регулирования конкурентной среды для так называемых «приоритетных» рынков, в том числе при сделках M&A. Модель оценки доминирования участников сделки на таких рынках должна быть доработана с точки зрения стратегически важных, на данный момент, критериев. Эту задачу можно реализовать пошагово путем: классификации отраслей экономики и товарных рынков по стратегически важным критериям; описания параметров разных типов конкурентных сред, в которых функционируют предприятия региона; разработки согласованной типовой симуляционной модели слияния в зависимости от типа конкурентной среды для оценки последствий сделки.

Так, например, для предприятий отраслей, к которым предъявляется требование по инновационной активности, модель анализа должна учитывать инновационный фактор при принятии решений о сделках слияния и поглощения. В качестве положительных эффектов M&A в модель анализа может быть включена оценка синергетического эффекта в области R&D, когда за счет слияния снижаются суммарные издержки, высвобождаются средства, которые можно использовать для финансирования научно-исследовательской деятельности и, как следствие, повышается количество и качество инновационных разработок, которые дают компании преимущество в конкурентной борьбе, в том числе на международном рынке. Инновационный фактор может быть и отрицательным, в том случае, если инновации не были приоритетной целью сделки, высвободившиеся финансовые средств перераспределяются на другие цели, а сама сделка является следствием сговора между компаниями. Эти эффекты тоже необходимо оценивать.

Таким образом, в зависимости от рынка и предъявляемых к нему внешних требований, отраженных в стратегических целевых показателях, модель анализа должна содержать ряд факторов, каждому из которых присваивается определенный удельный вес. Согласование этих параметров требует исследования тенденций на разных рынках, согласованной экспертной оценки эффектов, как с учетом конкретной сделки, так и с учетом особенностей отрасли, построения эконометрических моделей симуляции слияния.

На примере Республики Татарстан можно проследить тот факт, что разные отрасли региона функционируют в разных конкурентных средах. В «Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» отражены актуальные вызовы в экономике, которые оказывают влияние на системные проблемы конкурентоспособности региона, а также стратегические приоритеты развития региона, на основе которых, к разным отраслям предъявляются разные требования. Так, в части инноваций в качестве приоритетных отраслей в Татарстане выделены - IT-производства, в части импортозамещения - фармацевтика, станкостроение, легкая промышленность, в части повышение конкуренции, как на внутреннем, так и на внешнем рынке - сельское хозяйство, медицинские услуги, нанотехнологии, финансовые услуги, образование. При проведении конкурентного анализа антимонопольный орган региона должен учитывать особенные требования, предъявляемые к «приоритетным» отраслям, как при принятии решений по слиянию и поглощению, так и при принятии решений по фактам злоупотребления доминирующим положением.

Таким образом, можно утверждать, что при условии развития инструментов анализа конкурентной среды, использования многофакторных эконометрических моделей при регулировании сделок слияния и поглощения, в России возможно создание качественной конкурентной среды, отвечающей современным вызовам и благоприятной для развития страны в соответствии со стратегическими целями и задачами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вохмянин И.А. Конкурентная среда в экономике - отечественные и зарубежные подходы к формированию // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 6. Ч. 2.

2. Груничев А.С. Современная теория конкуренции и усиление конкурентоспособности компаний: монография. Казань: Казанский гос. ун-т, 2009. 254 с.

3. Груничев А. С., Миэринь Л.А. Проблемы функционирования естественных монополий на современном этапе развития экономики // Экономика и управление. 2014. № 12. С. 10-14.

4. Новоселов А.С. Теория региональных рынков. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 448 с.

5. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения, 1993. 896 с.

6. Путин В.В. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/ transcripts/24825 (дата обращения 10.06.2017).

7. Приказ ФАС России от 28.04.2010 г. №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

8. Пузыревский С.А., Груничев А.С. Некоторые итоги реформы антимонопольного регулирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 3. С. 3-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.