Научная статья на тему 'Проблемы оценки конкурентной среды на рынках программ дополнительного профессионального образования'

Проблемы оценки конкурентной среды на рынках программ дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабунов К. А.

регион. Техн. науки. 2004. № 4. Рассмотрены вопросы функционирования системы дополнительного профессионального образования в условиях становления рыночных отношений. Определено понятие «рынок программ ДПО». Проанализировано методическое обеспечение исследования конкурентной среды и этапы методики анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынках программ ДПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бабунов К. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы оценки конкурентной среды на рынках программ дополнительного профессионального образования»

УДК 377.4

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКАХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2004 г. К.А. Бабунов

Переход от административно-плановой системы управления экономикой к рыночным отношениям в условиях разрушения прежней структуры государственного управления обусловил необходимость адаптации хозяйствующих субъектов к работе в условиях действия основных экономических законов рыночных отношений: законов спроса и предложения, закона конкуренции и др.

Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) не стали исключением, а сама система ДПО в процессе ее адаптации к рыночным отношениям стала рассматриваться как рынок услуг в сфере образования. Товаром на этом рынке стали программы ДПО (программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки), субъектами - образовательные учреждения, реализующие эти программы [1].

Особенность товара в области ДПО - программ ДПО - заключается в том, что они представляют собой услуги в области образования, главные потребительские свойства которых заключаются в удовлетворении потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих областях реального сектора экономики и непроизводственной сферы, передовом отечественном и зарубежном опыте. Продукция, работы и услуги для собственных нужд не подпадают под действие данного определения, т.е. не являются товаром [2]. В связи с этим понятие рынок образовательных услуг ДПО, которое не определяет товар как категорию, целесообразно конкретизировать и определить как рынок программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, или рынок программ ДПО.

Одним из основных законов функционирования рыночных отношений, а вместе с тем и рынков программ ДПО, является закон конкуренции [3], в соответствии с которым происходит объективный процесс постоянного повышения качества продукции и услуг, снижения их удельной цены. Закон конкуренции представляет собой процесс «вымывания» с рынка некачественной, дорогой продукции [4].

Конкуренция на рынках программ ДПО - синоним свободы выбора специалистами программ ДПО, вектор направления в повышении качества обучения специалистов и снижения стоимости обучения, это свобода входа на рынок программ ДПО образовательных учреждений.

В условиях конкуренции образовательные учреждения, реализующие программы ДПО, самостоятельно привлекают слушателей, чтобы обеспечить цель своей деятельности - максимизацию прибыли. Конкуренция толкает образовательные учреждения на эффективные действия на рынке, заставляя их предлагать слушателям более широкий спектр программ обучения по более низким ценам и лучшего качества. При этом «сигналы рынка» без искажений доходят до образовательных учреждений, позволяя им самостоятельно принимать решения о перераспределении ресурсов на экономически более выгодные, пользующиеся спросом на рынке труда направления обучения. Такое перераспределение происходит в достаточно короткое время и не связано с дополнительными затратами, поскольку барьеры входа на новые рынки в условиях развитой конкуренции незначительны.

Конкурентное окружение побуждает образовательные учреждения повышать качество и совершенствовать технологии обучения, активно внедрять инновации, рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счете растет конкурентоспособность слушателей на рынке труда и, как следствие, их благосостояние, снижаются цены на традиционные программы обучения, на рынке постоянно появляются новые программы ДПО и образовательные учреждения. Давая слушателю право выбора, рыночная конкуренция создает условия для перманентной санации, не позволяя функционировать на рынках программ ДПО неэффективным образовательным учреждениям.

Вместе с тем понимание необходимости развития и поддержания конкуренции на рынках программ ДПО должно основываться на научно-обоснованных методиках прогнозирования и оценки силы конкуренции, конкурентных преимуществ и конкурентоспособности различных объектов системы дополнительного профессионального образования. Однако разработанные Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства методики анализа и оценки конкурентной среды предназначены для исследования товарных, финансовых, лизинговых и других видов рынков и не полностью подходят для анализа конкурентной среды в сфере дополнительного профессионального образования в связи со спецификой товара.

На основе зарубежных работ [5, 6] и методической базы по данным вопросам Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства была разработана методика анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынках программ ДПО (далее -методика).

Для оценки состояния конкурентной среды на рынках программ ДПО проводится расчетно-аналитическая работа по определению: товарных и географических границ рынка программ ДПО, субъектов рынка, количественных и качественных показателей структуры рынка, рыночного потенциала образовательных учреждений.

Определение товарных границ рынков программ ДПО представляет собой процедуру определения изучаемого товара: вида программ ДПО и направлений обучения, которые формируют товарные группы программ ДПО (группы программ, которые расцениваются как один рынок).

Определение географических границ рынков программ ДПО - это определение территории, на которой слушатели обучаются или могут обучаться по программам ДПО и не имеют такой возможности за ее пределами. Географические границы рынков программ ДПО обусловлены экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности слушателя пройти обучение по программам ДПО на рассматриваемой территории.

Субъектами рынка программ ДПО являются образовательные учреждения, реализующие программы ДПО: учреждения ДПО, учреждения высшего и среднего профессионального образования, в которых организованы структурные подразделения ДПО.

При определении количественных показателей структуры рынка программ ДПО рассчитываются объем рынка, доли, занимаемые образовательными учреждениями на рынке, и показатели рыночной концентрации. Среди наиболее часто используемых на практике показателей рыночной концентрации можно выделить коэффициенты концентрации (СЯ) для трех и четырех образовательных учреждений, коэффициент Герфиндаля - Гиршмана (НН1) и коэффициент Линда (Ь) [7].

Оценка качественных показателей рынка программ ДПО представляет собой выявление барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов и степени их преодолимости, определение открытости рынка для межрегиональной и международной торговли. Под барьерами входа на рынок понимают любые факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического, финансового характера, препятствующие образовательным учреждениям вступить на соответствующий рынок и на равных конкуриро-

вать с уже действующими на нем образовательными учреждениями.

При наличии неблагоприятных структурных предпосылок для развития конкуренции на рынке программ ДПО необходимо проанализировать поведение образовательных учреждений, занимающих наибольшую долю на рынке, по отношению к своим конкурентам, что позволит выявить наличие (отсутствие) у них рыночного потенциала.

Одним из промежуточных этапов методики, проведение которого основывается на данных, полученных при определении количественных и качественных показателей структуры рынка, рыночного потенциала образовательных учреждений, является оценка доминирующего положения образовательных учреждений на рынке программ ДПО.

Завершающими этапами методики выступают составление прогноза развития рынка, формулирование выводов о развитости или неразвитости конкуренции, целесообразности, направлениях и формах применения антимонопольного законодательства для формирования конкурентной среды.

В зависимости от выявленных причин неразвитости конкуренции применение антимонопольного законодательства может быть направлено на:

а) увеличение числа образовательных учреждений, действующих на данном рынке;

б) повышение конкурентоспособности действующих на данном рынке программ ДПО образовательных учреждений;

в) ограничение рыночного потенциала образовательных учреждений рынка, в случае если эти учреждения занимают на рынке доминирующее положение и др.

С помощью разработанной методики был проведен экспресс-анализ состояния конкурентной среды на рынках программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки в рамках направления обучения «Информационно-телекоммуникационные технологии» (таблица). Географические границы рынков были установлены в пределах населенных пунктов, в которых прошло обучение наибольшее количество специалистов по данному направлению. Источником информации для расчета показателей стали данные федерального государственного статистического наблюдения за повышением квалификации и профессиональной переподготовкой специалистов (форма 1-пк).

Лидирующие позиции по объему рынка (количество обученных слушателей) и по количеству образовательных учреждений занимают Москва и Санкт-Петербург. Количество образовательных учреждений в остальных городах находится в диапазоне от пяти до тринадцати, с контингентом слушателей в пределах от 1842 до 3375 чел.

Таблица

Показатели, характеризующие состояние конкурентной среды на рынках программ ДПО направления обучения "Информационно-телекоммуникационные технологии" в 2002/2003 учебном году

Количественные показатели рынка программ ДПО Населенные пункты

Москва Санкт-Петербург Ростов-на-Дону Самара Новосибирск Нижний Новгород Тюмень Воронеж Екатеринбург

Объем рынка, слуш. 15289 8408 3375 2699 2382 2224 1951 1859 1842

Количество образовательных учреждений 49 26 12 9 13 8 5 6 7

СЯ3 41,76 60,20 71,02 85,70 66,54 89,75 97,74 96,61 75,90

СЯ4 48,08 64,94 87,85 93,81 79,81 94,87 98,97 98,71 88,82

НН1 1040 1553 2208 2960 1831 2941 8328 5604 2239

ь 33 3 4 3 4 3 2 2 4

Вид рынка* НКР УКР ВКР ВКР УКР ВКР ВКР ВКР ВКР

Примечание: * НКР - низкоконцентрированный рынок, УКР - умеренноконцентрированный рынок, ВКР -высококонцентрированный рынок.

Основываясь на данных в таблице, можно сделать следующие выводы:

1. Из девяти анализируемых городов низко концентрированный рынок программ ДПО по направлению обучения «Информационно-телекоммуникационные технологии» наблюдается только в Москве. Анализ долей рынка, принадлежащих образовательным учреждениям, дает основания полагать, что рынок программ ДПО представляет собой монополистическую конкуренцию: одно образовательное учреждение занимает доминирующее положение и долю рынка около 30 %, остальные образовательные учреждения владеют значительно меньшими и равными по значению долями. Для системы отношений «доминирующее образовательное учреждение - аутсайдеры» характерна модель, приближающаяся к монопольному рынку, а для конкуренции аутсайдеров между собой - модель совершенной конкуренции. Образовательные учреждения-аутсайдеры формируют конкурентную среду рынка, которая характеризуется дифференциацией программ ДПО, приверженностью слушателей к имиджу определенных образовательных учреждений, преобладанием на рынке неценовых методов борьбы с использованием таких инструментов, как реклама, качество обучения, широкий выбор программ обучения, гарантированное трудоустройство после обучения и др. Коэффициент Линда, имеющий значение 33, подтверждает наличие монополистической конкуренции и отсутствие олигопольной структуры рынка.

2. Показатели, характеризующие рынки программ ДПО как умеренно концентрированные, наблюдаются в Санкт-Петербурге и Новосибирске. Значения показателей концентрации на рынке программ ДПО в Новосибирске говорят о том, что данный рынок ближе по своей структуре к высоко концентрированному рынку. Анализ долей рынка, занимаемых образовательными учреждениями, и значения коэффициента Линда говорят о том, что в обоих городах рынки программ ДПО представляет собой жесткую олигополию, в которой главную роль играют два-три образовательных учреждения: в Санкт-Петербурге три образовательных учреждения из двадцати шести занимают долю рынка 60 %, в Новосибирске три образовательных учреждения из тринадцати владеют долей рынка в размере около 67 %.

Рынки жесткой олигополии в данных городах характеризуются слабой конкуренцией, обусловленной большими долями рынка, занимаемыми несколькими образовательными учреждениями, высокими входными барьерами, большим разнообразием в поведении образовательных учреждений от острого соперничества до возможного использования согласованных действий.

Образовательные учреждения, действующие на олигопольном рынке, вынуждены учитывать в своей тактике поведение, ответную реакцию конкурентов на те или иные его действия и не могут устанавливать цену так же просто, как монопольное, поскольку сразу же последует реакция конкурирующих субъектов рынка.

3. Высококонцентрированные рынки программ ДПО наблюдаются в Ростове-на-Дону, Самаре, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Тюмени и Воронеже. Рынки программ ДПО в первых четырех городах носят четко выраженный характер жесткой олигополии. Отдельно необходимо отметить Тюмень, в которой монопольное положение (90 % рынка) занимает одно образовательное учреждение, и Воронеж, в котором два образовательных учреждения владеют долей рынка в размере около 93 %. Данные факты подтверждаются высокими значениями показателя Герфиндаля-Гиршмана.

В целом экспресс-анализ состояния конкурентной среды на рынках программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки в рамках направления обучения «Информационно-телекоммуникационные технологии» показал, что в исследуемых городах формируются совершенно разные по состоянию конкурентной среды рынки программ ДПО. Однако полученной информации недостаточно для формулирования выводов о целесообразности и формах применения антимонопольного законодательства в целях развития и поддержания конкуренции на рынках. Для формулирования таких выводов необходимо проведение всего комплекса работ по каждому этапу разработанной методики.

Учитывая возрастающую роль системы ДПО, развитие и поддержание конкуренции между образовательными учреждениями на рынках программ ДПО различных направлений, и в области информационно-телекоммуникационных технологий в частности, является одним из актуальных вопросов, решение которого будет способствовать позитивному развитию системы ДПО в части повышения качества и снижения стоимости обучения, «вымывания» с рынка некачественных и дорогих программ ДПО, снижения барьеров входа на рынки программ ДПО, стимулирования развития технологий обучения, внедрения инноваций, рационального использования ограниченными ресурсами. Решение данных вопросов усилит конкурентоспособность специалистов на рынке труда, что будет способствовать росту их

Государственная академия инноваций, г Москва

благосостояния, развитию системы ДПО посредством устранения рыночными механизмами неэффективных образовательных учреждений, повышению образования специалистов, развитию интеллектуального потенциала общества.

В заключение отметим, что деятельность образовательных учреждений ДПО должна быть нацелена на опережающий уровень подготовки специалистов с учетом мировых тенденций развития трудовых ресурсов и главного критерия качества подготовки специалистов - их профессиональной востребованности и конкурентоспособности, а этого можно добиться только в условиях здоровой конкуренции в сфере образования.

Литература

1. Бабунов К.А. Рыночные механизмы функционирования рынка программ дополнительного профессионального образования // Дополнительное проф. образование. 2004. № 4. (8).

2. Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 г. в ред. от 09.10.2002 г. №122-ФЗ.

3. Бабунов К.А. Конкурентный характер развития дополнительного профессионального образования // Дополнительное проф. образование. 2004. № 3 (7).

4. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М., 2002.

5. Horizontal Merger Guidelines, 1992. Руководство по горизонтальным слияниям / Разработано в 1992 г. Антитрестовским отделом Министерства юстиции США (DOJ) и Федеральной торговой комиссией США (FTC).

6. Commission Notice on the definition of relevant market for the purposes of Community competition law, 1997. Уведомление по определению релевантного рынка в целях конкурентного права Европейского Сообщества / Разработано Комиссией Европейского Сообщества (КЕС).

7. Авдашева С.Б., Аронин В.А., Ахполов И.К. Конкуренция и

антимонопольное регулирование: Учебное пособие для вузов. М., 1999.

31 мая 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.