Научная статья на тему 'Современное состояние и направления инновационного развития дополнительного профессионального образования'

Современное состояние и направления инновационного развития дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Т. В.

В статье рассматривается современное состояние дополнительного профессионального образования, которое носит ярко выраженный конъюнктурный характер с ориентацией учебных программ на образовательный спрос. Анализ российских вузов показал, что в системе дополнительного профессионального образования предпочтение отдается программам экономической направленности. Автор рассматривает новые стратегические подходы, обуславливающие инновационное развитее ДПО, модель его системно-инновационного развития и гарантии качества в дополнительном профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвеева Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и направления инновационного развития дополнительного профессионального образования»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ

ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Т.В. МАТВЕЕВА,

кандидат технических наук, доцент, директор Центра дополнительной профессиональной переподготовки Уральского государственного технического университета - УПИ

На сегодняшний день в России осуществляется ряд реформ, связанных с государственным переустройством. Очевидно, что социально-экономическая обстановка в стране значительно изменилась, все больше развитие современного общества зависит от науки, образования и культуры.

Постепенно осознается необходимость даже состоявшемуся специалисту коренным образом обновлять знания и менять сферу профессиональной деятельности несколько раз на протяжении всей жизни. Продолжение образования в течение всей жизни — возможность быть востребованным в любых социально-экономических условиях. Квалификация, приобретенная работником ранее, должна постоянно приводиться в соответствие с изменяющимися квалификационными требованиями или доводиться до уровня, требуемого новым видом трудовой деятельности. Рыночная экономика требует также постоянной оперативной подготовки кадров по новым профессиям, которых ранее не было [1].

В этой ситуации формирование дополнительного профессионального образования (ДПО) с целью подготовки квалифицированных, конкурентоспособных кадров является первостепенной задачей. Специалисты уже обратили внимание на то, что во многих западных странах темпы развития ДПО превосходят темпы развития традиционной системы образования. Так, например, в США действует система «продолженного образования», где ведущая роль отводится университетам, примерно треть всех вузов занимаются дополнительным профессиональным образованием. Во Франции в системе «продолженного образования» важную роль играет Национальная ассоциация образования взрослых, она регулирует рынок труда и занимается

адаптацией специалистов к требованиям производства. Ассоциация включает около 130 учебных центров, часть которых занимается педагогическими исследованиями в области дополнительного образования и составлением учебных планов [2].

Сегодня ДПО является одним из самых мощных факторов воспроизводства квалифицированных кадров и позволяет каждому человеку за короткие сроки реализовать потребность в самосовершенствовании и адаптации к стремительно меняющимся условиям рынка труда.

Говоря о современном состоянии системы ДПО, необходимо отметить, что учреждения ДПО начали самостоятельно вырабатывать стратегию своего развития. Они постоянно находятся в процессе модернизации и реформирования своих программ и методов, выявления перспективных направлений дополнительного профессионального образования, а также поиска контингента слушателей, заинтересованных в услугах ДПО. Это связано с тем, что система профессиональной подготовки и повышения квалификации должна своевременно реагировать на образовательные запросы потенциального потребителя, которые и формируют в настоящее время спрос на образовательные услуги, а также на усиление конкурентной борьбы на рынке услуг дополнительного образования. Стоит отметить, что ДПО необходимо поддерживать и развивать связи с предприятиями и организациями, поскольку это является одной из важнейших составляющих успешной деятельности на рынке образовательных услуг.

Необходимость гибкого реагирования системы ДПО на происходящие изменения в стране требует постоянного развития научно-информационного и инновационного обеспечения ее деятельности с

целью создания адаптированной системы повышения квалификации и профессиональной системы переподготовки кадров, позволяющей оперативно и эффективно удовлетворять запросы потребителей дополнительных образовательных услуг, для чего необходимо принятие следующих мер:

• прогнозирование развития рынка труда для опережающей профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов в наиболее перспективных областях экономики, политики и управления;

• разработка учебно-методического обеспечения работы подразделений ДПО, направленной на решение проблемы адаптации образовательных программ и методов обучения к требованиям потребителей (рынку труда, государству, обществу);

• развитие эффективных форм организации образовательного процесса, в том числе и дистанционных, связанных с широким использованием телекоммуникационных технологий;

• объединение деятельности различных подразделений ДПО на межвузовском уровне с целью эффективного использования их кадрового потенциала;

• расширение самостоятельности подразделений ДПО путем наделения их полномочиями юридического лица в той степени, в какой это представляется необходимым в условиях рыночных отношений.

В то же время необходимо отметить, что развитие ДПО в нашей стране продолжает носить конъюнктурный характер, вызванный кардинальными социально-экономическими переменами в России. Данные изменения стали причиной повышенной потребности в целом ряде специальностей и профессий, необходимости постоянного обновления знаний и умений, имеющихся у специалистов, а также их готовности к переквалификации.

Автором был исследован российский рынок дополнительного профессионального образования в целях выявления основных тенденций, характерных для образовательных программ, предоставляе-

технические вузы 30%

экономические вузы 29%

классические университеты 23%

прочие 18%

Рис. 1. Классификация вузов по их специализации

мых учреждениями ДПО. Было проанализировано 44 российских вуза, представляющих согласно специализации три группы: технические, экономические и классические (рис. 1).

Выбор вузов для исследования осуществлялся по следующим критериям:

• территориальная принадлежность вуза: чаще всего выбор останавливался на вузе, находящемся в региональном или областном центре;

• форма собственности: предпочтение оставалось за государственными вузами, но для сравнения было приведено в качестве примера несколько коммерческих учреждений, таких как Центр делового обучения «Сфера», Центр дополнительного профессионального образования и сертификации г. Москвы;

• наличие в вузе дополнительного профессионального образования по экономическим и техническим специальностям.

Анализ показал, что все вузы занимаются обучением по системе ДПО. Набор образовательных программ классических университетов, экономических и технических вузов не имеет существенных различий (см. таблицу). Предпочтение отдается программам экономической направленности, и почти не прослеживаются региональная и отраслевая составляющие в системе дополнительного образования выбранных для исследования вузов.

Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод, что акцент в профессиональном

Наиболее распространенные образовательные программы в учреждениях системы ДПО

Вузы Образовательные программы (представлены в % от общего объема образовательных программ)

Менеджмент Маркетинг Экономика и управление на предприятии Банковское дело Компьютерные технологии Рекламная деятельность и дизайн Психология Бухучет и аудит

Экономические 15 % 17 % 6 % 9 % 6 % 1 % 1 % 17 %

Технические 16 % 4 % 13 % 1 % 13 % 10 % 1 % 3 %

Классические университеты 16 % 3 % 10 % 1 % 3 % 2 % 10 % 10 %

обучении постепенно смещается в сторону бизнес-образования. Причем предпочтение отдается программам экономического профиля обучения, более востребованного сегодня. Отличительной чертой технических вузов является организация и реализация программ в области компьютерных технологий (13 %). Программы дополнительного обучения технического профиля здесь не представлены, т. к. их доля очень мала.

Структурные изменения в содержании образования с ориентацией учебных программ на «образовательный спрос» приобрели явно выраженный характер. Высокая скорость формирования этих образовательных структур — один из важных элементов, демонстрирующий системные изменения не только в образовании, но и в экономике и политике России. Однако без привлечения инновационной деятельности развитие ДПО невозможно. Потребность в нововведениях возникает каждый раз, когда конкуренты опережают хозяйствующий субъект в эффективности использования инновационных факторов и сферы услуг, что резко снижает возможности развития.

Мы постарались выработать стратегические подходы, обусловливающие инновационное развитие ДПО. К основным условиям обеспечения инновационного развития ДПО могут быть отнесены следующие:

• применение научных подходов к инновационному, стратегическому менеджменту;

• разработка механизма ценообразования в зависимости от конъюнктуры рынка образовательного процесса;

• реализация инновационной стратегии и обеспечение единства развития техники, технологии, управления с четкой детализацией по стадиям конкурентных преимуществ;

• рассмотрение в единстве качества (полезного эффекта) и совокупных затрат по всем стадиям жизненного цикла объектов системы ДПО;

• применение современных методов исследований и разработок (функционально-стоимостной анализ, моделирование, прогнозирование, оптимизация, экономическое обоснование каждого решения, программно-целевое планирование и др.);

• рассмотрение взаимосвязей функций управления любым процессом на всех стадиях жизненного цикла объектов системы ДПО;

• формирование единой системы мер по управлению конкурентоспособностью ДПО, адаптированных к региональным рыночным условиям.

Следует учитывать, что в ходе анализа конкурентной ситуации важным является изучение стратегических преимуществ системы ДПО. Осуществлять это необходимо по следующим параметрам: структура затрат; инновации; исследовательская деятельность; планирование продукции и услуг; окупаемость интеллектуального капитала; практика финансирования; стратегия реализации; ценовая политика.

Менеджмент ресурсного обеспечения образовательного процесса создает условия для функционирования тактических процессов, то есть процессов жизненного цикла продукции (подготовки выпускников). Процессы жизненного цикла подразделяются на следующие стадии:

1) маркетинг;

2) отбор абитуриентов;

3) проектирование и разработка учебных планов и технологий образовательного процесса;

4) проведение образовательного процесса и управление им;

5) контроль, анализ и корректировка образовательного процесса;

6) распределение специалистов. Центральной стадией жизненного цикла продукции является образовательный процесс и его составляющие — образовательная, научно-исследовательская, воспитательная и инновационная, представленные на модели системно-инновационного развития ДПО (рис. 2).

Чем выше будет сила состязания по «входу» и «выходу» инновационной системы, тем выше будет конкурентоспособность услуг и, безусловно, качество образования. Такой инновационно-образовательный подход должен включать в себя элементы инновационного менеджмента качества или, другими словами, гарантии качества в образовании. При этом управление качеством ДПО строится на основании процессного подхода с учетом проведения мониторинга удовлетворенности как внешних (государство, общество, работодатели), так и внутренних потребителей образовательных услуг (слушатели и их родители).

В связи с этим качество ДПО можно определить как сбалансированное соответствие совокупности свойств и характеристик образовательного процесса и его результатов установленным потребностям, требованиям и нормам (стандартам), которые предъявляет рынок труда к рынку образовательных услуг и технологий с целью воспитания личности с инновационным мышлением, способной быстро и адекватно реагировать на изменения в обществе, государстве и на отдельно взятом предприятии.

Контингент для обучени

Нормативно-правовые документы

Деканат

Заказы на

создание

продукции

Финансовые ресурсы

Системное инновационное

Образовательная и воспитательная деятельность

Элементы систе! нновационноп менеджмента качества

правление

Элементы системы, инновационного менеджмента качества

Научно-исследовательская деятельность

нформационная среда

Информационная среда

Инновационная деятельность

Научно-педагогические и другие кадры Инновационные

Материально технические ресурсы

Слушатели

ДПО г

=4

Научно-педагогичео i кадры |.

Научно-техническа; продукция

Объекты интеллектуал собственност <

.ной

а

п

э

м о X

Рч

технологии

Рис. 2. Модель системно-инновационного развития ДПО

Инновационный подход к системе менеджмента качества ДПО подразумевает использование следующих документов и моделей систем качества в образовании [3]:

1. «Стандарты и директивы для гарантии качества высшего образования в европейском регионе», разработанные Европейской сетью (ассоциацией) гарантии качества (ENQA) в сфере высшего образования.

2. Стандарты по менеджменту качества серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001).

3. Модель конкурса Рособрнадзора и Рособра-зования «Системы обеспечения качества подготовки специалистов».

4. Модель самооценки и совершенствования деятельности вуза в области менеджмента качества, гармонизированная с моделью Европейского фонда по менеджменту качества (ENQA).

Принципы, на которых построены упомянутые выше документы и модели, имеют большую степень совпадения, взаимно дополняют друг друга и отличаются только полнотой и глубиной охвата всех рабочих процессов.

Используя инновационный подход к развитию системы ДПО, нами были разработаны «Гарантии качества в ДПО» (рис. 3), для чего использовались следующие определения [3]:

• гарантии качества образования — виды скоординированной деятельности по руководству и управлению образовательного учреждения (ОУ) применительно к качеству;

• планирование качества — деятельность, направленная на формирование стратегии, политики и связанных с ними требований к качеству образования;

• управление качеством — методы и виды деятельности ОУ оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству образования;

• обеспечение качества — методы и виды деятельности ОУ, направленные на достижение высокого конечного результата и создание уверенности в том, что требования к качеству образования будут выполнены;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• улучшение качества — все виды деятельности ОУ, направленные на улучшение способности

Планирование качества

Деятельность, направленная на

формирование стратегии политики и связанных с ними целей и требований по качеству образования

Гарантии качества в ДПО

Управление качеством

Методы и виды деятельности оперативного

характера, используемые

для выполнения требований к качеству ДПО

I

Обеспечение качества

Деятельность, направленная на создание уверенности, что

требования к качеству будут выполнены

Улучшение качества

Инновационная деятельность, направленная на улучшение способности выполнить требования к

качеству образования

Оценка качества (документированная процедура)

Оценка качества внутренних потребителей образовательных услуг Оценка качества внешних потребителей образовательных услуг

Мониторинг удовлетворенности качеством образовательных услуг Мониторинг удовлетворенности качеством образовательных услуг

Рис. 3. Гарантии качества в ДПО

выполнять требования к качеству образования, при этом требования могут относиться к любым аспектам, таким как результативность, эффективность, прослеживаемость и др.; оценка качества — анализ доказательств того, что заданные требования к качеству образования были выполнены. Оценка осуществляется самим ОУ (самооценка) или другими заинтересованными сторонами.

Указанные стадии инновационного развития ДПО действуют на протяжении всего жизненного цикла продукта. При этом инновационное развитие ДПО предполагает непрерывные и программируемые изменения в сфере услуг и в новых образовательных продуктах, отвечающие требованиям рынка.

Программирование инноваций в реальном секторе образовательных услуг исходит из стратегических целей ДПО и экономических установок,

принимаемых в рамках определенной стадии развития. В то же время следует отметить, что недостаточность средств, неразвитость нормативно-правовой базы, регулирующей данный вид образовательных услуг, отсутствие единых подходов к управлению и контролю качества во многом замедляет процесс инновационного развития ДПО.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дьяконов С., Иванов В. Дополнительное образование — новые возможности// Высшее образование в России, 2003, № 2.

2. Http://www. ippk. геи. га

3. Методические рекомендации по внедрению типовой модели системы качества образовательного учреждения. — СПб.: Изд-во СПб-ГЭТУ, 2006. - 408 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.