Научная статья на тему 'Инструментарий повышения эффективности взаимодействия властных и предпринимательских структур при реализации инвестиционных бизнес-проектов'

Инструментарий повышения эффективности взаимодействия властных и предпринимательских структур при реализации инвестиционных бизнес-проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВО / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТНЫХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ БИЗНЕС-ПРОЕКТЫ / ИНСТРУМЕНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блаженкова Наталья Михайловна, Хисаева Алия Инисовна, Закирова Айгуль Энгелевна

В данной статье исследуется процесс взаимодействия властных и предпринимательских структур при реализации инвестиционных бизнес-проектов, выраженный в поиске наиболее подходящих для перспективного взаимовыгодного сотрудничества форм и методов, а также в отборе конкретных инструментов для их реализации. Развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) является одним из приоритетных направлений для роста и развития российской экономики. Однако попытки руководства страны качественно изменить экономику России за счёт развития МСП тормозят существующие подходы сотрудничества власти с предпринимательскими структурами. Так, в большинстве регионов взаимодействие власти с бизнес-сообществом осуществляется в «серой», а в некоторых даже в «чёрной зоне», что неблагоприятно сказывается на перспективе роста и развития предпринимательства. Кроме того, при сложившейся неопределенной экономической ситуации бизнес-структурам сложно видеть перспективу своей деятельности и рассчитывать на содействие со стороны властных органов в создании благоприятных условий для осуществления инвестиционных проектов. Основным направлением для наиболее эффективного роста российской экономики является развитие малого и среднего предпринимательства, необходимость конструктивного взаимодействия между субъектами бизнес-сообщества и государства осознается обеими сторонами, однако из-за существующих устоев, отсутствия корректной законодательной базы, регулирующих стандартов, эффективных антикоррупционных мероприятий уровень недоверия к власти только растет. При сложившейся ситуации очень важно создать и поддерживать благоприятные взаимовыгодные условия для совместной деятельности участников экономических процессов, гармонизировать их работу для достижения общих целей и нахождения опорных точек сотрудничества, вокруг которых общими силами будут строиться доверительные взаимоотношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Блаженкова Наталья Михайловна, Хисаева Алия Инисовна, Закирова Айгуль Энгелевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tools to improve the efficiency of the interaction of authorities and entrepreneurship structures when realizing investment business projects

In this article the cooperation process of imperious and enterprise structures is investigated during investment business-projects realization, shown in the search of the most suitable for a perspective mutually beneficial collaboration forms and methods, and also in the selection of certain instruments for their realization. Small and middle enterprise (SME) development is one of priority directions for Russian economy development. However, attempts of country guidance qualitatively to change Russia economy due to SME development, brake existent approaches of power collaboration with enterprise structures. So, in most regions, cooperating of power with a business-association comes true in «grey», and in some even in a «black zone», that unfavorably affects to the prospect of height and development of enterprise. In addition, at the folded indefinite economic situation, businesses are difficult to see the prospect of the activity and count on an assistance from the imperious organs side in favourable terms creation for investment projects realization.The main direction for Russian economy most effective growth is the small and mediumsized businesses development and for this, the need for constructive interaction between business community subjects and the state is recognized by both parties, but because of the existing foundations, the lack of a correct legal framework, regulatory standards, effective anti-corruption events, the power distrust level is only growing. In this situation, it is very important to create and maintain favorable mutually beneficial conditions for joint activities of participants in economic processes, harmonize their work to achieve common aims and find support points for cooperation, around which common forces will build trust relationships.

Текст научной работы на тему «Инструментарий повышения эффективности взаимодействия властных и предпринимательских структур при реализации инвестиционных бизнес-проектов»

йЛ

Блаженкова Н. М. Blazhenkova N. M.

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Финансы и кредит» Института экономики

и сервиса, ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Хисаева А. И. Khisaeva Л. I.

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Проектный менеджмент и экономика предпринимательства» Института экономики

и сервиса, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

предп ринимательство

Закирова А. Э. Zakirova Л. Е.

аспирант кафедры «Проектный менеджмент и экономика предпринимательства» Института экономики

и сервиса, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 338.22 DOI: 10.17122/2541-8904-2019-2-28-75-80

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТНЫХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ БИЗНЕС-ПРОЕКТОВ

В данной статье исследуется процесс взаимодействия властных и предпринимательских структур при реализации инвестиционных бизнес-проектов, выраженный в поиске наиболее подходящих для перспективного взаимовыгодного сотрудничества форм и методов, а также в отборе конкретных инструментов для их реализации.

Развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) является одним из приоритетных направлений для роста и развития российской экономики. Однако попытки руководства страны качественно изменить экономику России за счёт развития МСП тормозят существующие подходы сотрудничества власти с предпринимательскими структурами. Так, в большинстве регионов взаимодействие власти с бизнес-сообществом осуществляется в «серой», а в некоторых даже в «чёрной зоне», что неблагоприятно сказывается на перспективе роста и развития предпринимательства. Кроме того, при сложившейся неопределенной экономической ситуации бизнес-структурам сложно видеть перспективу своей деятельности и рассчитывать на содействие со стороны властных органов в создании благоприятных условий для осуществления инвестиционных проектов.

Основным направлением для наиболее эффективного роста российской экономики является развитие малого и среднего предпринимательства, необходимость конструктивного взаимодействия между субъектами бизнес-сообщества и государства осознается обеими сторонами, однако из-за существующих устоев, отсутствия корректной законодательной базы, регулирующих стандартов, эффективных антикоррупционных мероприятий уровень недоверия к власти только растет. При сложившейся ситуации очень важно создать и поддерживать благоприятные взаимовыгодные условия для совместной деятельности участников экономических процессов, гармонизировать их работу для достижения общих целей и

ECONOMIC SCIENCE

Entrepreneurship

нахождения опорных точек сотрудничества, вокруг которых общими силами будут строиться доверительные взаимоотношения.

Ключевые слова: предпринимательство, государство, инвестиционная деятельность, взаимодействие властных и предпринимательских структур, инвестиционные бизнес-проекты, инструменты взаимодействия, модели взаимодействия, инвестиционный климат.

TOOLS TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF THE INTERACTION OF AUTHORITIES AND ENTREPRENEURSHIP STRUCTURES WHEN REALIZING INVESTMENT BUSINESS PROJECTS

In this article the cooperation process of imperious and enterprise structures is investigated during investment business-projects realization, shown in the search of the most suitable for a perspective mutually beneficial collaboration forms and methods, and also in the selection of certain instruments for their realization.

Small and middle enterprise (SME) development is one of priority directions for Russian economy development. However, attempts of country guidance qualitatively to change Russia economy due to SME development, brake existent approaches of power collaboration with enterprise structures. So, in most regions, co-operating of power with a business-association comes true in «grey», and in some even in a «black zone», that unfavorably affects to the prospect of height and development of enterprise. In addition, at the folded indefinite economic situation, businesses are difficult to see the prospect of the activity and count on an assistance from the imperious organs side in favourable terms creation for investment projects realization.

The main direction for Russian economy most effective growth is the small and medium-sized businesses development and for this, the need for constructive interaction between business community subjects and the state is recognized by both parties, but because of the existing foundations, the lack of a correct legal framework, regulatory standards, effective anti-corruption events, the power distrust level is only growing. In this situation, it is very important to create and maintain favorable mutually beneficial conditions for joint activities of participants in economic processes, harmonize their work to achieve common aims and find support points for cooperation, around which common forces will build trust relationships.

Key words: entrepreneurship, state, investment activity, interaction of power and business structures, business projects investment, interaction tools, interaction models, investment climate.

Одним из приоритетных направлений экономического роста государства является качественное развитие малого и среднего предпринимательства, инвестирование в реальный сектор региональной экономики, ключевая задача — разрешение имеющихся проблем, препятствующих эффективному инвестированию и ведению хозяйственной деятельности.

Следует отметить, что понятие «инвестиционный бизнес-проект» в отечественной литературе отражено недостаточно полно, исследования характеризуются разрозненностью мнений. Кроме того, происходит смешение, а иногда и подмена понятий «программа» и «проект». Согласно нормативно-правовым актам РФ, под инвестиционным проектом следует понимать документально оформленное обоснование инвестиций и

описание практических действий по их осуществлению, но не сами действия [1]. В то же время инвестиционный бизнес-проект не сводится только к набору документов и рассматривается в экономической литературе как деятельность, последовательность действий, реализация целей, система управленческих решений, а также как совокупность прав собственности, привилегий, имущества, технологий контрактов, которые в совокупности обеспечивают возможность получения дохода [2-4].

В настоящее время инвестиционная деятельность в России развивается сдержанно, на что, по мнению автора, существенное влияние оказывает неудовлетворительный уровень институционального обеспечения взаимного доверия. Возможность эффективного развития в регионах России инвестиционных

бизнес проектов осложняется рядом объективных факторов. Во-первых, существующая на сегодняшний день законодательная база требует доработки, она в полной мере не создаёт условий для эффективного сотрудничества властных и предпринимательских структур при реализации инвестиционных бизнес-проектов и дальнейшего выгодного для обоих сторон взаимодействия, механизм компенсации государством потерь частного партнерства, отсутствует на уровне закона. Во-вторых, это дефицит компетентных специалистов и профессионально обученных сотрудников, отсутствие соответствующего информационно-коммуникационного сопровождения инвестиционных бизнес-проектов со стороны органов власти. В-третьих, одна из самых важных проблем для реализации инвестиционных бизнес-проектов в регионах России — это отсутствие экономической стабильности, краткосрочность государственного бюджетирования и распространенность практики изменений правил игры [2, 5-12].

93,8

0,0

Уровень развития отечественного сектора малого и среднего бизнеса (МСБ) на сегодняшний день значительно отстает от потребностей российского и мирового общества и не позволяет в полной мере реализовывать предпринимательский потенциал. Регионы

предп ринимательство

Всё вышеперечисленное, в конечном результате, приводит к интенсивному оттоку капитала из России в зарубежные страны (рисунок 1).

Проанализировав движение инвестиций, по статистическим данным Центробанка, за последние 10 лет, четко прорисовывается картина — большинство отечественных и иностранных инвесторов предпочитают вкладывать финансовые средства в зарубежные фонды [3]. Нежелание инвестировать в российские бизнес-проекты вызвано неустойчивым состоянием российского рынка, порождающим неопределённость в деловой среде и, в частности, отсутствие доверительных отношений между субъектами предпринимательских и властных структур. Как показывают статистические данные за прошлый 2018 г., отток капитала увеличился практически втрое, а за 2 месяца текущего года — в 2 с лишним раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

86

Российской Федерации развиваются неравномерно: одни из них имеют статус «доноров», другие — статус «реципиентов», поэтому применение ко всем территориям универсального организационно-экономического инструментария построения

Рисунок 1. Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором и банками (по данным платежного баланса Российской Федерации)

ЕООМОМ1О ЭОЕМОЕ_

entrepreneurship

эффективного взаимодействия власти и бизнеса при реализации инвестиционных бизнес-проектов недопустимо. Но при этом можно исходить из единой концепции «зон». Для регионов «белой зоны» характерно высокое качество нормативно-правовой базы, здесь государство оказывает эффективную финансовую, кредитную, социальную и информационную поддержку сегменту МСБ, а бизнес-деятели активно развивают социальную инфраструктуру. Для регионов «черной зоны» характерно отсутствие качественной нормативно-правовой базы, здесь все государственно-частные взаимодействия реализуются «в тени». «Серая зона» характеризуется переходным состоянием от «чер-

ной» зоны к «белой» — здесь развита практика добровольно-принудительного привлечения бизнеса к финансированию региональных проектов или принуждение его к социальной ответственности. Соответственно, в каждой из зон будет действовать уникальный комплекс инструментов взаимодействия власти и бизнеса, наиболее широко будут использоваться те методы сотрудничества, которые находятся в дефиците. Определить вид необходимого инструмента взаимодействия при реализации инвестиционных проектов для конкретного региона как раз возможно с помощью «зонной» модели (рисунок 2).

Белая зона

Серая зона

Чёрная зона

Формальные отношения -регулируются в соответствие с законодательством

Неформальные отношения - большинство вопросов решается «тет-а-тет», торги с властными структурами, поборы с деловой среды

Криминальная практика -коррупция, беззаконие, ущемление прав бизнеса

Рисунок 2. Зонная модель взаимодействия властных и предпринимательских структур

Для эффективной реализации инвестиционных бизнес-проектов в стране, консолидации фирм, предприятий в «белой зоне» властным структурам необходимо создать условия социального партнёрства с деловым обществом, для чего, в первую очередь, необходимо принять ряд законодательных, экономических и социальных мер, которые будут базироваться на системе взаимовыгодного партнёрства и представляют собой инструментарий эффективного взаимодействия властных и предпринимательских структур при реализации инвестиционных бизнес-проектов. При этом следует отметить, что для эффективного взаимодействия властных и предпринимательских структур, помимо создания «внешних» инструментов, необходимо понимание субъектами обоих сторон, что взаимовыгодное и долгосрочное сотруд-

ничество возможно лишь при максимальном сокращении персонификации выгоды, создании и поддержании доверительных партнёрских отношений для достижения общей цели — эффективного развития предпринимательства для роста экономики Страны и создания благоприятных условий для жизни общества [6, 13].

Выводы

Потребность в законодательных преобразованиях, институциональной реформе по совершенствованию системы взаимоотношений власть — бизнес, возникнув ещё в период перехода на рыночные отношения, остро существует и в настоящее время. Реализация инвестиционных бизнес-проектов способна эффективно решить многие экономико-социальные вопросы регионов, существенно повлиять на качество и уровень

жизни гражданского общества, однако из-за существующих проблем, отсутствия механизмов сопряжения интересов власти и бизнеса результативность от данного направления деятельности остаётся невысокой. Предлагаемые инструменты направлены на

Список литературы

1. Федеральный закон № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. URL: http://base.garant.ru/12114699 (дата обращения: 12.04.2019).

2. Мошкова Л.Е. Партнерские отношения бизнеса и власти на территории присутствия: теория и методология. М.: Финансовый университет при Правительстве РФ, 2014. 354 с.

3. Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором. URL: https://www.cbr.ru/statistics/ credit_statistics (дата обращения: 06.04.2019).

4. Минязев М.Р. Региональные инвестиционные проекты как инструмент стратегического сотрудничества власти и бизнеса в субъекте РФ. URL: http://www.rusnauka. com/ 10_DN_2012/Economics/4_107194.doc. htm (дата обращения: 07.04.2019).

5. Закирова А.Э., Ахмедина Г.Б. Взаимодействие власти и предпринимательских структур в контексте современности // Экономика и предпринимательство. 2017. № 9-1 (86). С. 459-464.

6. Запорожан А.Я. Проблемы формирования и перспектива развития государственно-частного партнёрства в России // Управленческое консультирование. 2017. № 4. С. 65-73.

7. Леонов С.Н. Результативность взаимодействия властных и предпринимательских структур: содержание понятия и опыт количественной оценки // Известия Байкальского государственного университета. 2018. Т. 28. № 3. С. 481-490.

8. Киселев В.И. Взаимодействие власти и бизнеса: конфликтологический аспект // Теория и практика общественного развития. 2013. № 7. С. 174-178.

9. Яковлев А.А., Зудин А.Ю., Голикова В.В. Бизнес-ассоциации и их роль в процес-

предп ринимательство

повышение эффективности, нейтрализацию противоречий в системе взаимоотношений властных и предпринимательских структур при реализации инвестиционных бизнес-проектов.

сах модернизации в России // Общественные науки и современность. 2011. № 3. С. 26-35.

10. Сазонов В.Е. Преимущества, недостатки и риски государственно-частного партнерства // Вестник Российского университета дружбы народов. 2012. № 3. С. 99-108.

11. Барков А.В., Серова О.А. Государственно-частное партнерство на рынке социальных услуг в свете развития социального предпринимательства: проблемы гармонизации правового регулирования // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2016. № 3 (33). С. 268-280.

12. Пономарев Б.А. Понятие государственно-частного партнерства в Российской Федерации // ВЭПС. 2015. № 4. С. 217-221.

13. Трухачев В.В. Разработка методического подхода к оценке эффективности системы взаимодействия властных и предпринимательских структур. URL: http://uecs. ru/uecs46-462012/item/1611-2012-10-24-11-25-46 (дата обращения: 06.04.2019).

References

1. Federal'nyi zakon № 39-FZ «Ob investitsionnoi deyatel'nosti v Rossiiskoi Federatsii, osushchestvlyaemoi v forme kapital 'nykh vlozhenii» ot 25 fevralya 1999 g. [Federal Law No. 39-FZ «On Investment Activities in the Russian Federation Carried Out in the Form of Capital Investments» of 25 February 1999]. Available at: http://base.garant. ru/12114699/ (12.04.2019). [in Russian].

2. Moshkova L.E. Partnerskie otnosheniya biznesa i vlasti na territorii prisutstviya: teoriya i metodologiya [Partnership between Business and the Lord of the Territory of Presence: Theory and Methodology]. Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation, 2014. 354 p. [in Russian].

3. Chistyi vvoz/vyvoz kapitala chastnym sektorom [Net Inflow/Outflow of Capital from the Private Sector]. Available at: https://www.

ECONOMIC SCIENCE

Entrepreneurship

cbr.ru/statistics/credit_statistics (accessed 06.04.2019). [in Russian].

4. Minyazev M.R. Regional'nye investi-tsionnye proekty kak instrument strategicheskogo sotrudnichestva vlasti i biznesa v sub"ekte RF [Regional Investment Projects as a Tool of Strategic Cooperation between Government and Business in the Subject of the Russian Federation]. Available at: http://www.rusnauka. com/ 10_DN_2012/Economics/4_107194.doc. htm (accessed 07.04.2019). [in Russian].

5. Zakirova A.E., Akhmedina G.B. Vzaimodeistvie vlasti i predprinimatel'skikh struktur v kontekste sovremennosti [The Interaction of Power and Business Structures in the Context of Modernity]. Ekonomika i predprinimatel'stvo — Economy and Entrepreneurship, 2017, No. 9-1 (86), pp. 459-464. [in Russian].

6. Zaporozhan A.Ya. Problemy formi-rovaniya i perspektiva razvitiya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Rossii [Problems of Formation and Prospect of Development of Public-Private Partnership in Russia]. Upravlencheskoe konsul 'tirovanie — Management Consulting, 2017, No. 4, pp. 65-73. [in Russian].

7. Leonov S.N. Rezul'tativnost' vzaimo-deistviya vlastnykh i predprinimatel'skikh struktur: soderzhanie ponyatiya i opyt kolichestvennoi otsenki [The Effectiveness of Interaction between Government and Business Structures: the Content of the Concept and the Experience of Quantitative Evaluation]. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta — Bulletin of Baikal State University, 2018, Vol. 28, No. 3, pp. 481-490. [in Russian].

8. Kiselev V.I. Vzaimodeistvie vlasti i biznesa: konfliktologicheskii aspe [Interaction of Power and Business: Conflictological Aspect]. Teoriya ipraktika obshchestvennogo razvitiya — Theory and Practice of Social Development, 2013, No. 7, pp. 174-178. [in Russian].

9. Yakovlev A.A., Zudin A.Yu., Golikova V.V. Biznes-assotsiatsii i ikh rol' v protsessakh modernizatsii v Rossii [Business Associations and Their Role in Modernization Processes in Russia]. Obshchestvennye nauki i sovremennost'

- Social Sciences and Contemporary World, 2011, No. 3, pp. 26-35. [in Russian].

10. Sazonov V.E. Preimushchestva, nedostatki i riski gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Advantages, Disadvantages and Risks of Public-Private Partnership]. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov — Vestnik Rossiiskogo Universiteta Druzhby Narodov, 2012, No. 3, pp. 99-108. [in Russian].

11. Barkov A.V., Serova O.A. Gosudar-stvenno-chastnoe partnerstvo na rynke sotsial'nykh uslug v svete razvitiya sotsial'nogo predprinimatel'stva: problemy garmonizatsii pravovogo regulirovaniya [Public-Private Partnership in the Market of Social Services in the Light of the Development of Social Entrepreneurship: Problems of Harmonization of Legal Regulation]. Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskie nauki — Perm University Helard. Juridical Sciences, 2016, No. 3 (33), pp. 268-280. [in Russian].

12. Ponomarev B.A. Ponyatie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Rossiiskoi Federatsii [The Concept of Public-Private Partnership in the Russian Federation]. Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii — The Review of Economy, the Law and Sociology, 2015, No. 4, pp. 217-221. [in Russian].

13. Trukhachev V.V. Razrabotka metodicheskogo podkhoda k otsenke effektivnosti sistemy vzaimodeistviya vlastnykh i predprinimatel 'skikh struktur [Development of a Methodological Approach to Assessing the Effectiveness of the System of Interaction between Government and Business Structures]. Available at: http://uecs.ru/uecs46-462012/ item/1611-2012-10-24-11-25-46 (accessed 06.04.2009). [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.