Раздел 2. Экономика природопользования
УДК 332.024.3
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ
Стаценко Е.В.
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», Институт экономики и управления г.Симферополь, ул. Севастопольская 21/4, e-mail: stacforever2@mail. ru
Аннотация. В статье выявлены и охарактеризованы инструменты организационных методов управления природопользованием. Реализация организационных методов управления процессами использования природных ресурсов позволяет ограничивать негативное воздействие на окружающую среду посредством воздействия на субъекты хозяйствования инструментарием экологической экспертизы, экологического мониторинга, надзора, страхования, аудита и производственного контроля в области охраны окружающей среды.
Ключевые слова: организационные методы управления природопользованием, экологический мониторинг, экологический аудит, экологический надзор, экологическое страхование, экологическая экспертиза, производственный контроль окружающей среды.
ВВЕДЕНИЕ
В процессе жизнедеятельности общество потребляет природные ресурсы и трансформирует их в различные виды отходов, что приводит к качественным изменениям окружающей среды, нарушает баланс ее состояния и формирует опасные для человечества экологические риски. В этой связи особо актуальным является управление процессами использования природных ресурсов, которое осуществляется с целью определения оптимального объема использования ресурса и обеспечения минимального воздействия на природную экосистему. При этом исходная информация для оптимизации процессов природопользования аккумулируется в результате проведения экологического надзора, мониторинга, аудита и экспертизы, от качества, актуальности и научной обоснованности которых зависит эффективность системы природопользования территориального образования. Поэтому актуальным и своевременным является исследование инструментария
организационных методов управления
природопользованием.
АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ; МАТЕРИАЛОВ, МЕТОДОВ
Процесс управления использованием природных ресурсов регламентируется
законодательно Федеральным законом №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Федеральным законом №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Вместе с этим, в научной литературе с целью обеспечения сбалансированного использования природных ресурсов формируется инструментарий управления процессами природопользования. Так, в рамках эколого-экономических исследований З.В.Герасимчук [4], Л.Г.Мельника [5], М.Р.Цибульниковой [6], С.Е.Прокофьева, Г.М.Кадыровой [7], Е.Н.Калайдина,
К.О.Литвинского [8], Г.Г.Матишова [9], Р.К.Алимхановой [10], Вишнякова Я. Д. [11],
В.Н.Харькова [12] и др. представлены различные подходы к управлению региональными общественными системами, учитывающие особенности их функционирования и организации процесса потребления природных ресурсов. Однако существует необходимость в систематизации инструментов и методов управления использованием природных ресурсов, что позволит разграничить и скоординировать управляющие воздействия субъектов системы
природопользования.
ЦЕЛЬ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью исследования является выявление инструментов организационных методов управления природопользованием. Для достижения цели в работе поставлены и решены задачи характеристики и выявления особенностей организации процессов экологического
мониторинга, аудита, надзора, страхования, экологической экспертизы и производственного контроля окружающей среды.
ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ
Управление процессами использования природных ресурсов осуществляется с использованием экологических, экономических, административно-правовых, организационных и социально-психологических методов, каждый из которых содержит инструменты воздействия на природную среду. Так, организационные методы управления природопользованием реализуются посредством экологической экспертизы, экологического мониторинга, надзора, страхования, аудита и производственного экологического контроля.
«Производственный экологический
контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и
восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных
законодательством» [2]. Субъектами
производственного экологического контроля являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые при осуществлении производственной и иной деятельности используют или вырабатывают вредоносные для природных систем элементы. При этом их функциональными обязанностями являются разработка, утверждение и организация выполнения программы
производственного экологического контроля; документирование и хранение информации, полученной по результатам его осуществления.
«Программа производственного
экологического контроля содержит сведения:
- об источниках поступления загрязняющих веществ в окружающую среду;
- об объектах размещения загрязняющих веществ в пространстве;
- о должностных лицах, ответственных за осуществление производственного экологического контроля;
- об испытательных лабораториях, имеющих аккредитацию;
- о методах и периодичности осуществления производственного экологического контроля» [2].
Документация о результатах осуществления производственного экологического контроля, содержит сведения:
- о технологических процессах и оборудовании, применяемых топливе, сырье и материалах, использование которых приводит к образованию отходов производства и потребления;
- о фактических объемах поступления загрязняющих веществ в окружающую природную среду, а также о методиках их измерений;
- о способах обращения с отходами производства и потребления;
- о фактическом состоянии окружающей среды и методиках его измерения.
Таким образом, производственный экологический контроль осуществляется на первом уровне реализации мероприятий по охране окружающей среды в иерархии организационных методов управления процессами
природопользования. Основной его целью является планирование способов минимизации воздействий на природные системы, что служит основой для положительного заключения государственной экологической экспертизы и надзора.
Под экологической экспертизой следует понимать «установление соответствия
документации, обосновывающей намечаемую в связи с реализацией объекта хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду» [1]. Вместе с этим, понятие экологической экспертизы должно
содержать характеристику субъекта и объекта оценки, а также характеристику осуществляемых мероприятий. Поэтому категорию «экологическая экспертиза» определим как вид научно-практической деятельности государственных органов, эколого-экспертных формирований и объединений граждан, основанный на межотраслевом экологическом исследовании, оценке и анализе проектных материалов, реализация которых может отрицательно влиять на состояние природной среды. Результатом экологической экспертизы являются выводы о соответствии запланированной деятельности нормам и требованиям законодательства об охране окружающей среды. Отметим, что на практике проведение экологической экспертизы способствует рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В зависимости от целей и субъектов, осуществляется государственная и общественная экологическая экспертиза на федеральном и региональном уровнях. Объектами экологической экспертизы на федеральном уровне являются документы, утверждаемые уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации:
«1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды;
2) проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих негативное воздействие на природную среду;
3) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
4) проекты технической документации на новые технику и технологию, использование которых может оказать негативное воздействие на природную среду;
5) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
6) проектная документация объектов, строительство или реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения» [1].
Объектами экологической экспертизы на региональном уровне являются документы, утверждаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации:
«1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды;
2) проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
3) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;
4) проектная документация объектов, строительство или реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения» [1].
Положительное заключение
государственной экологической экспертизы является основанием для открытия финансирования инвестиционных программ и проектов, оказывающих воздействие на состояние природной среды.
«Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе граждан, общественных организаций, органов местного самоуправления» [1].
Экологическое страхование как инструмент организационных методов управления процессами природопользования осуществляется с целью перераспределения и сокращения влияния экологических рисков на деятельность субъектов хозяйствования. В Российской Федерации осуществляется обязательное государственное и добровольное экологическое страхование» [2].
С целью учета экологических требований в процессе приватизации или корпоратизации объектов государственной собственности или изменения субъектов права собственности на объекты, а также для нужд экологического страхования, аренды имущества, приобретения права собственности на имущество и земельные участки, создания, функционирования и сертификации систем экологического управления, при осуществлении другой деятельности в Российской Федерации проводится добровольный или обязательный экологический аудит.
Экологический аудит - это «независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйствования
государственных и международных требований в области охраны окружающей среды и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности» [2]. Объектами экологического аудита являются субъекты хозяйствования (или отдельные виды их деятельности), системы экологического управления и другие законодательно утвержденные объекты. Субъектами экологического аудита являются его заказчики и исполнители. Заказчиками
экологического аудита являются заинтересованные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, другие юридические и физические лица. Исполнителем экологического аудита является квалифицированное в соответствии с требованиями законодательства юридическое или физическое лицо (экологический аудитор).
Критериями экологического аудита являются требования нормативно-правовых актов по охране природной среды, методы и методики, руководствуясь которыми экологический аудитор оценивает доказательства экологического аудита, проводит их анализ и готовит заключение по объекту экологического аудита.
Основными задачами экологического аудита являются:
- сбор достоверной информации об экологических аспектах производственной деятельности субъекта хозяйствования;
- установление соответствия объектов экологического аудита критериям экологического аудита;
- оценка влияния деятельности объекта экологического аудита на состояние природной среды;
- оценка эффективности, полноты и обоснованности мероприятий, которые применяются для охраны окружающей среды на объекте экологического аудита.
В зависимости от целей заказчика, экологический аудит может осуществляться в добровольной или принудительной форме. Добровольный экологический аудит осуществляется на основании заказа заинтересованного субъекта с согласия владельца объекта экологического аудита.
Обязательный экологический аудит осуществляется по заказу органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в отношении объектов, которые составляют повышенную экологическую опасность, в случаях банкротства; приватизации, передаче или приобретении в государственную или муниципальную собственность; передаче в долгосрочную аренду объектов государственной или муниципальной собственности; создании на основе объектов государственной и муниципальной собственности совместных предприятий; экологического страхования объектов.
В зависимости от инициатора, экологический аудит делится на внутренний и внешний. Внутренний экологический аудит объекта проводится по заказу его собственника, а внешний -по заказу других заинтересованных субъектов.
С целью обеспечения сбора, обработки, хранения и анализа информации о состоянии природной среды, прогнозирования ее изменений и разработки научно обоснованных рекомендаций для принятия эффективных управленческих решений в Российской Федерации создана система государственного мониторинга окружающей среды.
«Государственный экологический мониторинг -комплексные наблюдения за состоянием природной среды и ее компонентов, происходящими в них процессами и явлениями. Результатом экологического мониторинга является оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды» [2]. Субъектами экологического мониторинга являются органы государственной исполнительной власти всех уровней, а также субъекты хозяйствования, деятельность которых
обуславливает ухудшение состояния природной среды.
Основные задачи экологического мониторинга:
- систематическое наблюдение за состоянием природной среды и ее компонентов;
- выявление факторов и закономерностей техногенного и естественного изменения экосистем во времени и пространстве;
- оценка изменений природной среды в результате воздействий субъектов хозяйствования;
- моделирование и прогнозирование изменений природной среды под антропогенным воздействием;
- научное обоснование рекомендаций для управления процессами природопользования.
Процедуры экологического мониторинга:
- обследование объектов наблюдения;
- оценка фонового состояния природной среды;
- составление информационной модели объекта наблюдения;
- планирование и реализация мероприятий мониторинга;
- периодическое проведение оценки состояния объекта, идентификация его информационной модели;
- прогнозирование изменения состояния объекта.
С целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений норм и нормативов загрязнения окружающей среды осуществляется экологический надзор. Государственный экологический надзор реализуется
уполномоченными федеральными или
региональными органами исполнительной власти посредством:
- организации и проведения проверок лиц, ответственных за состояние окружающей среды в пределах территориального образования;
- «принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений» [2];
- систематического наблюдения за исполнением обязательных требований по охране природной среды в деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, субъектов хозяйствования» [2].
ВЫВОДЫ
Таким образом, реализация
организационных методов управления процессами использования природных ресурсов позволяет
ограничивать негативное воздействие на окружающую среду посредством воздействия на субъекты хозяйствования инструментарием экологической экспертизы, экологического мониторинга, надзора, страхования, аудита и производственного контроля в области охраны окружающей среды. Вместе с этим, существует проблема формирования единой информационной базы, аккумулирующей результаты проведенных экологических исследований, использование которой значительно упростит процедуру проведения экологического аудита, экспертизы с позиции сокращения времени реализации оценочных мероприятий и увеличит точность инструментов экологического прогнозирования. Основой формирования единой информационной базы состояния природной среды должны быть полученные в результате проведения экологического мониторинга данные, которые необходимо дополнять результатами экологических экспертиз по проектам развития хозяйствующих субъектов, экологического аудита объектов природопользования. Формирование единой информационной базы состояния природной среды должно осуществляться с учетом принципов доступности, индивидуальной ответственности, непрерывной актуализации, иерархичности и др. Так, принцип доступности состоит в обеспечении свободного доступа общественности к результатам оценки состояния природной среды. Принцип индивидуальной ответственности за точность и полноту информации о состоянии природной среды и ее компонентов состоит в обеспечении доступа к внесению изменений в базу данных лицами, квалифицированными в соответствии с требованиями законодательства для проведения экологического аудита, мониторинга, экспертизы и пр. Принцип непрерывной актуализации состоит в систематическом внесении изменений состояния природной среды в базу данных. Принцип иерархичности предполагает наличие взаимосвязи между состоянием природной среды и ее компонентов, поэтому изменение состояния компонентов должны приводить к изменению состояния природной системы территориального образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» [Текст] : [принят Государственной Думой РФ 19 июля 1995 г.] : офиц.текст по сост. на 29 декабря 2015 г. -[Электронный ресурс] / СПС «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.rU/10108595/1/#block_100
2. Федеральный закон №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [Текст] : [принят Государственной Думой РФ 20 декабря 2001 г.] : офиц.текст по сост. на 28 декабря 2016 г. -[Электронный ресурс] / СПС «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.rU/12125350/1/#block_100
3. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст] : [принят Государственной Думой РФ 21 октября 1994 г.] : офиц.текст по сост. на 03 июля 2016 г. - [Электронный ресурс] / СПС «Гарант». -Режим доступа: http://garant.ru//10164072/1/#block_10000
4. Герасимчук, З.В. Еколопчна безпека репону: дiагностика та мехашзм забезпечення: [Монографiя] / З.В.Герасимчук, А.О.Олексик. - Луцьк: Настир'я, 2007. - 280 с.
5. Мельник, Л.Г. Основы экологии. Экологическая экономика и управление природопользованием: [учебник под общей ред. проф. Л.Г.Мельника, проф. М.К.Шапочки] / Л.Г.Мельник, М.К.Шапочка. - Суми: ВТД «Ушверситетська книга», 2005. - 654 с.
6. Цибульникова, М.Р. Оптимизация территориального управления природопользованием. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Томск: ТГУ, 2011. — 168 с. — Режим доступа: http://eianbook.com/book/44882.
7. Прокофьев, С.Е. Управление государственной и муниципальной собственностью: право, экономика, недвижимость и природопользование: Монография. [Электронный ресурс] / С.Е. Прокофьев, Г.М. Кадырова, О.В. Панина, А.Ф. Радченко. — Электрон. дан. — М. : Юстицинформ, 2014. — 336 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/62941 — Загл. с экрана.
8. Калайдин, Е.Н., Литвинский, К.О. Методология построения моделей управления субъектами природопользования/ Е.Н.Калайдин, К. О. Литвинский // Региональная экономика: теория и практика, 2014. - №25. - С.123-128.
9. Матишов, Г.Г. Проблемы управления морским природопользованием и обеспечения экологической безопасности в российской Арктике. [Электронный ресурс] / Г.Г. Матишов, С.Л. Дженюк. — Электрон. дан. // Вестник Мурманского государственного технического университета. — 2014. — № 3. — С. 531-539. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/journal/issue/293016 — Загл. с экрана.
10. Алимханова, Р.К. Организационно-экономические методы управления природопользованием. [Электронный ресурс] / Р.К. Алимханова, А.А. Хусаинова. — Электрон. дан. // Вестник инновационного евразийского университета. — 2012. — № 2. — С. 51-55. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/journal/issue/293774 — Загл. с экрана.
11. Вишняков, Я. Д. Состояние и перспективы развития современной системы подготовки кадров в области управления природопользованием и экологической безопасностью (опыт Государственного университета управления, 19942014 гг.) / Я.Д.Вишняков, И.А.Гвоздкова, С.П.Киселева // Экология и промышленность России, 2015. - №7. - С.24-30.
12. Хариков, В.Н. Правовое обеспечение общественного участия в управлении природопользованием и охраной окружающей среды: региональный аспект. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. — 2015. — № 2-2. — С. 103-114. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/journal/issue/294808 — Загл. с экрана.
INSTRUMENTS ORGANIZATIONAL METHODS ENVIRONMENTAL MANAGEMENT
Stacenko E.V.
V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea
Annotation. The article identified and characterized the organizational tools of environmental management practices. Implementation of the organizational processes of governance of natural resources allows to limit the negative impact on the environment by exposure to business entities environmental assessment tools, environmental monitoring, surveillance, security, audit and control of the production in the field of environmental protection.
Keywords: institutional environmental management, environmental monitoring, environmental audits, environmental supervision, environmental insurance, environmental impact assessment, industrial environmental monitoring.