Научная статья на тему 'Инструментарий формирования информации при ценностно-ориентированном управлении'

Инструментарий формирования информации при ценностно-ориентированном управлении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гордеева О. Г.

В статье рассматриваются показатели, применяемые в моделях при ценностно-ориентированном управлении. Рассмотрена методика, которая позволяет выделять и анализировать показатели, влияющие на цен­ность организации. В результате будут получены показатели-индикато­ры, которые будут составлять информационную основу для принятия управленческих решений при управлении стоимостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструментарий формирования информации при ценностно-ориентированном управлении»

3. Казанцев С.В. Потенциал экономики регионов России как основа их внутренней конкурентоспособности / С.В. Казанцев // Регион. - 2004. - № 1. -С. 192.

4. Мазилкина Е. И., Паничкина Г.Г. Управление конкурентоспособностью. - М.: Омега-Л, 2007. - 325 с.

5. Муратова М.И. Сравнительный анализ уровня социально-экономического развития регионов. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 358 с.

6. Портер М. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения, 1993. - 896 с.

7. Рябцев В.М. Конкурентоспособность российских регионов: методология оценки и сравнительного анализа. - Самара: СГЭА, 2002. - 128 с.

8. Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. - М.: Юристъ, 1999. - 384 с.

9. Сепик Д. Индикаторы конкурентоспособности регионов: европейский подход / Д. Сепик // Регион: экономика и социология. - 2005. - № 2. -С. 199.

10. Унтура Г.А. Конкурентные позиции региона и их экономическая оценка. - Новосибирск: ИЭиОП СО РАН, 1997. - 212 с.

11. Ушвицкий Л. И., Парахина В. Н. Конкурентоспособность региона как новая реалия: сущность, методы оценки, современное состояние // Сборник научных трудов СевКавГТУ Серия «Экономика». - 2005. - № 1.

12. Шеховцева Л.С. Управляемое развитие региона: стратегическое це-леполагание: монография. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005. -354 с.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ УПРАВЛЕНИИ

© Гордеева О.Г.*

Чебоксарский кооперативный институт АНО ВПО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации», г. Чебоксары

В статье рассматриваются показатели, применяемые в моделях при ценностно-ориентированном управлении. Рассмотрена методика, которая позволяет выделять и анализировать показатели, влияющие на ценность организации. В результате будут получены показатели-индикаторы, которые будут составлять информационную основу для принятия управленческих решений при управлении стоимостью.

* Аспирант кафедры Бухгалтерского учета, анализа и аудита.

Традиционным финансовым показателям присущ недостаток, затрудняющий их применение. Этот недостаток связан с важностью стратегического управления предприятиями и невозможностью принятия стратегических решений на основе таких показателей. Другими словами, финансовые показатели не могут дать ответы на следующие вопросы: эффективна ли выбранная стратегия развития с точки зрения создания стоимости для собственников, какие направления деятельности организации и бизнес-единицы создают стоимость, а какие ее разрушают, какой инвестиционной стратегии следует придерживаться организации, какую стоимость могут создать альтернативные стратегии развития, каковы должны быть финансовые цели организации, чтобы руководители были ориентированы на создание ценности, а не на получение краткосрочного результата, на каких показателях должна строиться система принятия решений и т.д. Таким образом, при управлении стоимостью нельзя ориентироваться только на финансовые показатели, так как с их помощью нельзя оценить эффективность реализуемой стратегии.

В целях ценностно-ориентированного управления могут применяться различные показатели.

Экономическая добавленная стоимость (Economic Value Added - EVA), которая представляет собой прибыль, рассчитанную после вычета затрат на капитал и с учетом эквивалентов капитала владельцев, она характеризует, насколько компания способна обеспечить требуемую доходность для собственника

Добавленная рыночная стоимость (Market Value Added - MVA), которая характеризует разрыв между капитализацией и инвестированным капиталом и принимает в расчет ожидаемые значения EVA.

Полная доходность акционеров (Total Shareholder Return - TSR), которая строится на предположении, что оценивать стоимость компании надо на основании динамики цен акций и инвестиционного дохода собственников.

Совокупная доходность бизнеса (Total Business Return - TBR), которая представляет собой оценку дохода от изменений в стоимости капитала и дивидендного дохода бизнес-единиц и непубличных компаний.

Денежная добавленная стоимость (Cash Value Added - CVA), которая показывает сколько организация принесла собственникам денег сверх необходимых затрат на стратегическое развитие, а также того, насколько рентабельны стратегические инвестиции.

Модифицированная денежная добавленная стоимость (Modified Cash Value Added - MCVA), которая определяет величину денежного потока, необходимого для покрытия инвестиций, учитывая график ожидаемых денежных поступлений.

Анализируя существующие концепции управления стоимостью, можно сделать вывод о том, что у каждой из них присутствуют как достоинства, так и недостатки. На практике части недостатков удается избежать за счет сочетания различных методик.

Наиболее распространенной является концепция управления ценностью -EVA. На основании данной модели можно выделить, проанализировать показатели, влияющие на ценность организации, и управлять ими. Подобную методику можно применить и в отношении других концепций. EVA рассчитывается по следующей формуле:

EVA = Посленалоговая операционная прибыль - Средневзвешенная стоимость привлеченного капитала х Инвестированный капитал

Рис. 1. Классификация показателей-индикаторов в системе ценностно-ориентированных управленческих учета и анализа

Ключевыми показателями в данной модели будет сам рассчитываемый показатель EVA. На показатель EVA непосредственно влияют такие показатели как чистая операционная прибыль после уплаты налогов, стоимость инвестированного капитала, инвестированный капитал. Данные показатели можно принять как промежуточные. При ценностно-ориентированном управлении руководство организации должно проводить анализ как ключевых показателей, так и промежуточных, с целью постоянного контроля за стоимостью, следовательно, данные показатели будут являться аналитическими.

Для того, чтобы проанализировать аналитические показатели необходимо получить информацию из информационной системы организации о числовом значении данных показателей. Например, для показателя «чистая операционная прибыль после уплаты налогов» необходимо числовое значение операционной прибыли, на которую в свою очередь влияет выручка организации, себестоимость и другие. Большую часть этой информации формируется в учете организации. Показатели-индикаторы, формируемые в системе учеты, можно назвать учетными показателями-индикаторами. Наглядно данные показатели представлены на рис. 1.

В расчете ключевого показателя EVA участвуют три промежуточных аналитических показателя - посленалоговая операционная прибыль (NOPAT), средневзвешенная стоимость привлеченного капитала (WACC) и инвестированный капитал (1С). Эти показатели модели EVA являются отправной точкой для построения информационной системы обеспечения процесса планирования и выявления путей повышения ключевого показателя EVA. На промежуточные аналитические показатели посленалоговой операционной прибыли (NOPAT), средневзвешенной стоимости привлеченного капитала (WACC) и инвестированного капитала (1С) влияют другие показатели. Структура их влияния отражена на рис. 2.

Как видно из рис. 2 на показатель EVA влияет много показателей. Если при управлении возникает необходимость более детального контроля за показателями, то разложение на показатели можно продолжить.

На ключевой аналитический показатель EVA влияют следующие промежуточные показатели:

- показатель NOPAT, представляющий собой прибыль от операционной деятельности после уплаты налога на прибыль, но до вычета суммы процентов, уплаченных за пользование заемным капиталом;

- налог на прибыль;

- операционная прибыль EBIT;

- валовая прибыль;

- управленческие расходы;

- коммерческие расходы;

- объем инвестированного капитала;

- стоимость привлечения финансовых средств и их источники.

На валовую прибыль влияет выручка и себестоимость. Факторами, непосредственно влияющими на величину выручки промышленного предприятия, являются цена и объем товарной продукции.

В результате предложенной нами интерпретации аналитической информации получены показатели-индикаторы, которые будут составлять информационную основу для управленческого анализа и принятия управленческих решений при управлении стоимостью.

ЕЛА

(Чистая операционная щшоыль после уплаты налогов - Стоимость инвестированного капитала * Инвестированный капитал)

Чистая операционная прибыль после талаты налогов Т^ОРАТ

X

Инв естици онный

капитал

приоылъ

Операционная прибыль ЕВ1Т

Собственный

капитал

Заемный капитал

Валовая прибыль

Управленческие и коммерческие расходы

Выр^'чка

X

Себестоимость

Объем продчщии

Долгосрочные обязательства

Кредиторская задолженность

Прочие краткосрочные обязательства

Материальные затраты

Комму-

нальные

расходы

Оплата труда с отчисте-

Л ч:::): зация

Средневзвешенная стоимость хапитала АЛА С С

Стоимость заемного

капитала

Стоимость

сооственного капитала

Прочее

Рис. 2. Факторы формирования показателя стоимости промышленного предприятия ЕУА

Список литературы:

1 Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: учеб. пособ. для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

2. Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами: [пер. с англ.] / Ван Хорн Дж.К.; гл. ред. серии Я.В. Соколов. - М.: Финансы и статистика, 2005. -800 с.: ил. - (Серия по бухгалтерскому учету и аудиту). - ISBN 0-L3-339649-50L (США), ISBN 5279-01844-9.

3. Волков Д.Л. Теория ценностно-ориентированного менеджмента: финансовый и бухгалтерский аспекты / Д.Л. Волков; Высшая школа менеджмента СПбГУ - 2-е изд. - СПб. Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Из-дат. дом С.-Петерб.гос.ун-та, 2008. - 320 с.

4. Измерение результативности компании / пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 220 с. - (Серия. «Классика Harvard Business Review»).

5. Козырь Ю.В. Стоимость компании: оценка и управленческие решения. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2009. -376 с.

6. Коупленд Т. Стоимость компаний: оценка и управление: [пер. с англ.] / Т. Коупленд, Т. Коллер, Дж. Муррин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. - 576 с.: ил. - ISBN 5-901028-98-8 (рус.).

РЕСУРСЫ И УРОВЕНЬ САМООБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОДУКТАМИ ОТРАСЛИ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА

© Денисова Н.В.*

Нижегородский государственный инженерно-экономический институт,

г. Княгинино

В статье проанализирована динамика производства молока на 1 жителя во всех категориях хозяйств Нижегородской области, представлены данные об уровне регионального обеспечения молоком, емкость рынка молока и молочных продуктов, рассчитаны коэффициенты показывающие степень удовлетворения потребностей за счет собственного производства и коэффициент зависимости регионального рынка от внешних поставок. Приведен областной баланс ресурсов и использования молока, а так же данные об эффективности отрасли молочного скотоводства Нижегородской области и предложены основные направления по повышению рентабельности данной отрасли.

* Старший преподаватель кафедры «Экономика и статистика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.