Научная статья на тему 'Инструментальные средства в управлении организацией'

Инструментальные средства в управлении организацией Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1190
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ORGANIZATION MANAGEMENT / STRATEGIC MANAGEMENT TOOLS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Носов Александр Леонидович

В статье рассмотрены инструментальные средства поддержки принятия стратегических решений на уровне организации. Обозначены понятие, классификация, требования к информации, используемой в системе управления организацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструментальные средства в управлении организацией»

ART 16089 УДК 65:004

Носов Александр Леонидович,

доктор экономических наук, кандидат технических наук, заведующий ка федрой информатики и вычислительной техники ЧОУ ВО «Вятский со циально-экономический институт», г. Киров Logistic vgu@mail.ru

Инструментальные средства в управлении организацией

Аннотация. В статье рассмотрены инструментальные средства поддержки принятия стратегических решений на уровне организации. Обозначены понятие, классификация, требования к информации, используемой в системе управления организацией. Ключевые слова: управление организацией, стратегический менеджмент, инструментальные средства. Раздел: (04) экономика.

Информационное обеспечение управления является основой процессов принятия решений в организации. Для автоматизации процессов получения, обработки, передачи, накопления и использования информации в стратегическом менеджменте наработано множество инструментальных средств.

Классификация инструментальных средств

Инструментальные средства, применяемые в управлении организацией, можно делить на классы в зависимости [1]:

- от принадлежности к определенным этапам жизненного цикла стратегии -разработки, эксплуатации, замены;

- массовости использования - типовые решения различного уровня общности и оригинальные продукты программного обеспечения;

- охвата этапов процесса стратегического планирования и управления - локальные (отдельные этапы) и комплексные инструментальные средства;

- методологии проектирования бизнес-процессов и технологий - структурный анализ и проектирование (Structured Analysis and Design Technique - SADT), объектно-ориентированное программирование и проектирование (Object Oriented Program and Project - OOPP);

- степени универсальности инструментальных средств.

Жизненный цикл стратегического менеджмента и информационных технологий его поддержки можно условно разбить на четыре этапа: анализ, проектирование, внедрение,эксплуатация.

Сформировался специализированный класс инструментальных средств под общим названием CASE (Computer Added System Engineering) - средства компьютерного проектирования, или CASE-технологии, которые также можно разделить на подклассы инструментальных средств поддержки жизненного цикла объекта проектирования:

- программное обеспечение (спецификация требований, алгоритмизация и программирование, отладка, документирование);

- база данных (моделирование данных, проектирование логической и физической модели базы данных, разработка технологии создания и администрирования базы данных);

- информационная система (анализ, моделирование и реализация бизнес-процессов и информационных технологий управления).

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

научно-методический электронный журнал

При проектировании информационных технологий для системы управления бизнес-процессами (Business-Process Management - ВРМ) большое значение имеет предварительное бизнес-моделирование, идентификация основных (ключевых) бизнес-процессов, их формализованное описание, анализ и моделирование эффективной реализации.

Корпоративные информационные системы

Стратегическое планирование и управление в организации поддерживается корпоративными информационными системами (КИС).

Мировой опыт внедрения КИС показывает, что вариант адаптации тиражных программных продуктов КИС минимизирует совокупную стоимость владения и обеспечивает гарантированный уровень качества проектных решений.

Коробочные программные продукты КИС имеют специальные настройки для предметных областей - отраслей народного хозяйства (отраслевые решения), определенного типа предприятий и организаций (банки, промышленные предприятия, корпорации, предприятия транспорта, связи, социальной сферы и т. п.). Практически все коробочные КИС построены по модульному принципу, что позволяет реализовать модульный подход к созданию КИС.

Разработка и эксплуатация КИС, имеющей модульную структуру, позволяют обеспечить внедрение или модернизацию отдельных функциональных модулей при сохранении работоспособности ядра КИС. Функциональную полноту КИС можно выразить как сумму ядра КИС и набора функциональных модулей.

Функциональные модули КИС поддерживают стандартные интерфейсы взаимодействия с базой данных (БД) и другими функциональными модулями. Корпоративные информационные системы имеют следующие общие свойства:

- поддержка стандартов управления;

- масштабирование КИС;

- корпоративные сетевые коммуникации;

- многоплатформенность технологий;

- специальные корпоративные информационные технологии;

- интеграция предприятий с внешней средой;

- обеспечение высокого качества информации;

- надежность и защищенность КИС.

Бизнес-моделирование КИС

Бизнес-процессы КИС обладают масштабом выполняемых функций, сложной организацией взаимодействия компонентов - процедур управления (действий). Для обеспечения эффективности бизнес-процессов осуществляется их реинжиниринг (Business Process Reengineering - BPR), который основан на описании, анализе, моделировании и проектировании. Идея BPR принадлежит М. Хаммеру (1992 г.), который выдвинул ряд принципов [2]:

- организация работы вокруг желаемого результата вместо решения разрозненных задач;

- передача контроля и принятия решений (в том числе и всей сопутствующей информации) в руки исполнителей;

- назначение заинтересованных лиц исполнителями;

- централизация информации о процессах.

научно-методический электронный журнал

Важнейшим результатом BPR является ориентированный на процессы подход к бизнесу. Проведение BPR основано на методологии реинжиниринга, которая включает в себя следующие этапы:

- стратегическое планирование BPR;

- идентификация всех бизнес-процессов;

- отбор бизнес-процессов для BPR;

- создание карт бизнес-процессов (карт потока рабочих процессов, структуры сбоев в потоках рабочих процессов);

- анализ значительных улучшений бизнес-процессов;

- новаторские улучшения бизнес-процессов;

- внедрение бизнес-процессов, прошедших BPR;

- измерение эффективности бизнес-процессов, прошедших BPR.

Среди наиболее популярных инструментальных средств описания и моделирования бизнес-процессов - AllFusion Modeler (ERWin Data Modeler, BPWin Process Modeler), ARIS, Rational Rose, Casewise и др. Эти средства поддерживают большинство стандартов графического представления бизнес-процессов и структур баз данных:

- IDEF0 (функциональная декомпозиция бизнес-процесса);

- IDEF3 (динамическое соответствие процедур обработки);

- DFD (диаграммы потоков данных для разработки схемы документооборота, выбора мест хранения данных);

- IDEF1X (представление структуры данных реляционной БД) и др.

В последнее время широко применяется объектно-ориентированный подход к проектированию информационных систем, универсальный язык моделирования UML (Universal Modeling Language). На основе этого языка реализуется решение задач по гарантированной доставке сообщений, шифрованию и обеспечению безопасности, управлению транзакциями и др.

Корпоративные сети

Сеть объединяет несколько рабочих станций и различные типы серверов: сервер БД, сервер приложений (бизнес-логики), сервер представлений (презентации), сервер факс-модем, сервер печати, прокси-сервер, шлюз межкорпоративных связей и др.

Специализация серверов и открытость архитектуры КИС обеспечивают высокую производительность обработки транзакций, возможность оперативной замены серверов, оптимизацию расхода вычислительных ресурсов и т. п.

Сервис-ориентированная архитектура приложений (Services-oriented architecture - SOA)

Приложения функционируют как распределенные в сети Интернет или корпоративной сети Интранет. Это позволяет использовать режимы удаленного доступа к ресурсам, объединять ресурсы разных пользователей, передавать определенные функции на аутсорсинг.

Системы поддержки принятия решений (Decision Support System - DSS), применение методов интеллектуального анализа данных (извлечение знаний из информации - Data mining, интеллектуальный анализ бизнеса - Business Intelligence и др.).

Интеграция предприятий с внешней средой

Процессы в КИС реализованы в виде потоков бизнес-операций обработки бизнес-объектов, содержащих: ядро - данные (свойства) объекта; бизнес-логику объекта - набор правил и ограничений (методы обработки объекта); интерфейс - независимое от платформы описание бизнес-объекта для его применения во внешних информаци-

онных системах. Для бизнес-объекта применяются разнообразные технологии доступа: компонентная модель объектов - COM (Component Object Model), распределенная компонентная модель объектов - DCOM (Distributed СОМ), удаленный вызов процедур (функций и методов обработки объекта) - RFC (Remote Function Call) и др. Интерфейс программирования бизнес-приложений BAPI (Business Application Program Interface) обеспечивает обработку бизнес-объектов, создание библиотек классов объектов и связанных с ними методов обработки.

Представленный небольшой обзор инструментальных средств информационного обеспечения стратегического менеджмента [3] не охватывает все многообразие существующих продуктов, автоматизирующих данную область [4]. Эффективное использование этих средств обусловлено профессиональной подготовкой людей, принимающих решения. Подготовкой таких людей должны заниматься организации профессионального образования, работающие в координации с реальной потребностью экономики [5]. Сам процесс образования также трансформируется под влиянием существующих информационных средств [6].

В связи с недостаточной информационной компетентностью новых сотрудников организации в системе ее управления большое внимание должно быть уделено формированию эффективного механизма управления компетенциями [7-9].

Управление организацией постоянно опирается на инновации технического, технологического, организационного и инфраструктурного плана [10]. При этом само управление должно быть инновационным как по сути, так и инструментально [11].

Ссылки на источники

1. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: учеб. / под ред. проф. В. В. Трофимова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2011. - 521 с. - (Основы наук).

2. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе / пер. с англ. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999.

3. Носов А. Л. Методологические подходы к стратегическому планированию и управлению образовательным учреждением // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № 3. - С. 2-12.

4. Носов А. Л. Информационное обеспечение стратегического менеджмента организации // Вопросы новой экономики. - 2013. - № 4 (28). - С. 74-79.

5. Носов А. Л. Проблемы и перспективы трудоустройства выпускников в условиях уровневой подготовки кадров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 12. - С. 6-10.

6. Носов А. Л. Проблемы информатизации системы образования в постиндустриальном обществе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 1. - С. 1-5.

7. Носов А. Л. Оценка эффективности управления компетенциями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 3. - С. 1-5.

8. Носов А. Л. Установление уровня сформированных компетенций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 4. - С. 11-15.

9. Носов А. Л. Формирование эффективного механизма управления компетенциями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 5. - С. 1-5.

10. Носов А. Л. Инновации в развитии региональной логистической инфраструктуры // Инновационное развитие экономики. - 2015. - № 1 (25). - С. 42-47.

11. Носов А. Л. Инновационное управление экономическими системами в условиях рыночного взаимодействия // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 5-1 (58-1). - С. 1029-1032.

Aleksandr Nosov,

Doctor of Economic Sciences, Candidate of Engineering Sciences, Head of the chair of Computer Science and Computer Engineering, Vyatka Social-Economic Institute, Kirov Logistic vgu@mail.ru

The tools in the management of organization

Abstract. The paper describes the tools supporting strategic decision-making at the level of organization. The author marks concept, classification, requirements for information used in the organization's management system. Key words; organization management, strategic management tools.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

References

1. Trofimov, V. V. (ed.) (2011). Informacionnye sistemy i tehnologii v jekonomike i upravlenii: ucheb., 3-e izd., pererab. i dop., Izd-vo Jurajt, Moscow, 521p. (Osnovy nauk) (in Russian).

2. Hammer, M. & Champi, Dzh. (1999). Reinzhiniring korporacii: Manifest revoljucii v biznese / per. s angl., Izd-vo S.-Peterb. un-ta,St. Petersburg (in Russian).

3. Nosov, A. L. (2013). "Metodologicheskie podhody k strategicheskomu planirovaniju i upravleniju obrazo-vatel'nym uchrezhdeniem", Nauchno-metodicheskij jelektronnyjzhurnal "Koncept", № 3, pp. 2-12 (in Russian).

4. Nosov, A. L. (2013). "Informacionnoe obespechenie strategicheskogo menedzhmenta organizacii", Vo-prosy novojjekonomiki, № 4 (28), pp. 74-79 (in Russian).

5. Nosov, A. L. (2014). "Problemy i perspektivy trudoustrojstva vypusknikov v uslovijah urovnevoj podgotovki kadrov", Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept", № 12, pp. 6-10.

6. Nosov, A. L. (2015). "Problemy informatizacii sistemy obrazovanija v postindustrial'nom obshhestve", Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept", № 1 , pp. 1 -5 (in Russian).

7. Nosov, A. L. (2015). "Ocenka jeffektivnosti upravlenija kompetencijami", Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept", № 3, pp. 1-5 (in Russian).

8. Nosov, A. L. (2015). "Ustanovlenie urovnja sformirovannyh kompetencij", Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept", № 4, pp. 11-15 (in Russian).

9. Nosov, A. L. (2015). "Formirovanie jeffektivnogo mehanizma upravlenija kompetencijami", Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept", № 5, pp. 1-5 (in Russian).

10. Nosov, A. L. (2015). "Innovacii v razvitii regional'noj logisticheskoj infrastruktury", Innovacionnoe razvitie jekonomiki, № 1 (25), pp. 42-47 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Nosov, A. L. (2015). "Innovacionnoe upravlenie jekonomicheskimi sistemami v uslovijah rynochnogo vzai-modejstvija", Jekonomika i predprinimatel'stvo, № 5-1 (58-1), pp. 1029-1032 (in Russian).

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 01.04.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 03.04.16

Принята к публикации Accepted for publication 03.04.16 Опубликована Published 30.05.16

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Носов А. Л., 2016

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.