ART 16080 УДК 65:004
Носов Александр Леонидович,
доктор экономических наук, кандидат технических наук, заведующий ка федрой информатики и вычислительной техники ЧОУ ВО «Вятский со циально-экономический институт», г. Киров Logistic [email protected]
Информация в управлении организацией
Аннотация. В статье рассмотрены информационные ресурсы систем поддержки принятия стратегических решений на уровне организации. Обозначены понятие, классификация, требования к информации, используемой в системе управления организацией.
Ключевые слова: информация, стратегический менеджмент, управление организацией.
Раздел: (04) экономика.
В основе управления организацией лежит стратегический менеджмент. Стратегический менеджмент представляет собой комплекс теоретических и практических инструментов достижения долговременных жизненно важных целей предприятия. В основе стратегического менеджмента лежит стратегическое планирование.
Стратегическое планирование - это процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределение с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем [1].
Информационное обеспечение стратегического менеджмента - важнейшая обеспечивающая функция, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемых решений. Ключевое понятие при этом - информация.
Информация (от лат. ^огтайо, разъяснение, изложение, осведомленность) -общенаучное понятие, связанное с объективными свойствами материи и их отражением в человеческом сознании.
В современной науке рассматриваются два вида информации.
Объективная (первичная) информация - свойство материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий (фундаментальные взаимодействия) передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре [2].
Субъективная (семантическая, смысловая, вторичная) информация - смысловое содержание объективной информации об объектах и процессах материального мира, сформированное сознанием человека с помощью смысловых образов (слов, образов и ощущений) и зафиксированное на каком-либо материальном носителе.
Существуют две концепции информации: атрибутивная и функциональная [3]. В соответствии с первой информация есть атрибут материи. Вторая концепция связывает информацию с получением необходимых для выполнения необходимых действий данных.
Информация - это результат преобразования и анализа данных. Отличие информации от данных состоит в том, что данные - это фиксированные сведения о событиях и явлениях, которые хранятся на определенных носителях, а информация появляется в результате обработки данных при решении конкретных задач.
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
научно-методический электронный журнал
Классификация информации в управлении организацией
Сложный характер информации отражается в подходах к ее классификации. Наиболее часто используемыми признаками классификации выступают:
- по характеризуемой среде - показатели внутренней среды, показатели внешней среды;
- по принадлежности к функциональной подсистеме - информация по кадровой подсистеме, производственной подсистеме, административной подсистеме;
- по форме распространения - вербальная, символьная, визуальная;
- по изменчивости во времени - условно-постоянная и условно-переменная;
- по способу передачи - звуковая, электронная, письменная и др.;
- по режиму передачи - синхронная, асинхронная, дуплексная;
- по назначению - экономическая, техническая, социальная, организационная и др.;
- по стадиям жизненного цикла объекта - на стадии стратегического маркетинга, планирования, эксплуатации и т. д.;
- по иерархии субъектов управления - между подразделениями внутри фирмы по горизонтали, между руководителем и исполнителями по вертикали;
- по степени готовности: первичная, промежуточная, конечная;
- по степени надежности: достоверная, вероятностная;
- по полноте: частичная, комплексная и так далее.
Требования к качеству информации
Качество принимаемых в стратегическом менеджменте решений определяется качеством обеспечивающей информации. Основные требования к качеству информации следующие:
- актуальность - соответствует текущим потребностям;
- своевременность - режим реального времени;
- достоверность - правильно отражает свойство объекта;
- достаточность - обеспечивает возможность принятия решения;
- надежность - вероятность отсутствия искажений, ошибок;
- комплексность - всесторонняя характеристика объекта;
- адресность - направленность определенному получателю;
- корректность - соответствие предъявляемым требованиям;
- копируемость - возможность переноса информации на несколько носителей;
- скорость - время, необходимое для сбора, обработки и передачи информации;
- кодируемость - возможность сохранения содержания при переходе к другому способу символьного или электронного представления;
- доступность - открытость для получения необходимому кругу лиц;
- языковая ясность - представление в понятном виде, алфавите, словаре, коде. Приведенный список требований не является полным и в контексте функциональных задач может быть дополнен специфическими требованиями, например требованием секретности.
Источники получения информации
Источники получения информации можно условно разделить на внутренние и внешние.
К внутренним источникам относятся:
- информация от сотрудников и должностных лиц предприятия;
- отчетность подразделений и служб предприятия;
ниегп
issn 2304-120X Носов А Л. Информация в управлении организацией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 4 (апрель). - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2016/16080.htm. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал
- данные, получаемые от информационной системы предприятия;
- результаты аудита предприятия;
- информация от аналитических служб предприятия. Содержание внутренней информации:
- кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы; организационная структура управления; характеристики производства;
- научные исследования и разработки;
- финансы фирмы;
- маркетинг;
- организационная культура;
- охват дистрибьюторской сети;
- технологические навыки;
- оборудование и его расположение;
- эффективность производства;
- послепродажное обслуживание;
- производственные запасы;
- качество продукции;
- научно-исследовательский потенциал. К внешним источникам относятся:
- законы, постановления и другие нормативные акты, положения и документы, определяющие правовую основу;
- нормативные документы государственных органов, международных организаций и различных институтов, содержащие требования к участникам рынка, рекомендации и нормативы;
- сведения, публикуемые органами государственной статистики, биржами и специализированными информационными агентствами;
- данные, публикуемые в различных средствах массовой информации, неофициальные данные и т. п.
Содержание внешней информации:
- темпы роста отрасли;
- относительная отраслевая норма прибыли;
- цена покупателя;
- приверженность покупателя торговой марке;
- технологические барьеры для входа в отрасль;
- влияние поставщиков в отрасли;
- влияние государства в отрасли;
- заменяемость продукта;
- имидж отрасли в обществе;
- перспективы развития;
- дифференциация продукции;
- особенности конкуренции;
- норма прибыли в отрасли;
- ценность потребителя;
- преданность потребителя торговой марке;
- рынок рабочей силы.
Внешняя информация характеризует микросреду предприятия, куда входят:
- покупатели - географическое положение, демографические характеристики, социально-психологические характеристики, отношение покупателей к продукту;
- поставщики - стоимость поставляемого товара, гарантия качества, временной график поставок, пунктуальность и обязательность выполнения условий поставщиком;
- конкуренты - стратегическое положение, выявление слабых и сильных сторон.
Макросреду предприятия образуют следующие внешние факторы:
- экономические факторы - величины ВНП, темпов инфляции, уровня безработицы, процентной ставки, производительности труда, норм налогообложения, платежного баланса, норм накопления и т. п.;
- политические факторы - ясное представление о намерении органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику;
- рыночные факторы - многочисленные факторы, которые могут оказать непосредственное воздействие на успехи и провалы организации;
- технологические факторы - возможности, которые наука открывает для производства новой продукции;
- международные факторы - угрозы и возможности, возникающие в результате деятельности иностранных картелей, изменений валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков;
- правовые факторы - изучение законов и других нормативных актов, действенность правовой системы;
- социальные факторы - отношение людей к работе и качеству жизни, обычаи и верования, демографическая структура, разделение ценностей, рост населения, уровень образования и т. д.
Таким образом, основу информационного обеспечения стратегического менеджмента составляет глубокое многоуровневое исследование отечественного и иностранного рынков по широкому спектру показателей и величин, влияющих на управление и результаты работы организации [4]. Важную роль при этом играет маркетинговый анализ, который посредством информации о цене, продукции, месте ее производства и способе ее продвижения на рынок определяет решения, принимаемые при формировании стратегии организации.
При определении стратегических целей, а также выборе вида и типа стратегии применяются разнообразные методы и технологии.
Информационное обеспечение стратегического менеджмента можно дифференцировать по происходящим процессам. Данные об использовании информации на различных этапах стратегического планирования и управления можно представить в виде таблицы (см. табл.).
Таким образом, проблема информационного обеспечения стратегического менеджмента решается на всех уровнях объекта планирования и управления. Получение достоверной информации зависит от людей, получающих и передающих ее в организационной системе управления. Профессиональная подготовка этих людей обеспечивается системой образования, накладывающей свои проблемы на информационную подготовку выпускников [6, 7].
В связи с недостаточной информационной компетентностью новых сотрудников организации в системе ее управления большое внимание должно быть уделено формированию эффективного механизма управления компетенциями [8-10].
Информационные потоки пронизывают все элементы организации, обеспеченные коммуникативными вертикальными и горизонтальными связями. Для их сбора,
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
научно-методический электронный журнал
обработки, хранения, передачи создаются информационные системы разного уровня и назначения. Концентрация разноплановой информации в одном месте позволяет осуществлять ее аналитическую обработку, сортировку, распределение и коллективное обслуживание абонентов стратегического планирования. Информационные системы такого уровня развиваются в информационно-аналитические центры (ИАЦ).
Региональное стратегическое управление требует создания региональных информационно-аналитических центров (РИАЦ), которые могут специализироваться в функциональных областях, например логистике [11].
Информационное обеспечение стратегического планирования [5]
Процесс Информация
Определение миссии и целей Общая информация об окружающей среде, потенциальных рынках, наличии рыночных ниш, собственных ресурсах
Анализ стратегического положения компании на рынке Оценка привлекательности конкретной стратегической зоны хозяйствования, ее размеров и динамики развития, оценка доли рынка, рентабельности, жизненного цикла, анализ используемых технологий, конкурентный анализ
Анализ окружающей среды (SWOT-анализ) Информация о возможностях и угрозах, сильных и слабых сторонах компании
Выбор стратегии Рекомендации стратегического анализа, личный опыт руководителя, информация по закрытым каналам, советы специалистов
Оценка выбранной стратегии Информация о соответствии выбранной стратегии текущей ситуации
Определение конкретных первоочередных стратегических задач Выработанная стратегия; информация о произошедших наиболее существенных изменениях в окружающей среде в период планирования
Реализация первоочередных стратегических позиций Данные стратегического анализа, информация о ресурсах компании
Выполнение стратегии и контроль Информация о ходе и мероприятиях внутри компании, связанных с выполнением стратегии; информация о результатах деятельности компании на рынке, которые стали следствием выполнения стратегии
Управление по слабым сигналам Информация о слабых сигналах, данные оценки степени воздействия тех или иных угроз на компанию с учетом выбранной ранее стратегии
Управление в условиях стратегических неожиданностей Информация с мониторинга окружающей среды на предмет возможностей и угроз в процессе проведения данного управления
Ссылки на источники
1. Управление организацией: учеб. / под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. -4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 736 с. - (Высшее образование).
2. Глушков В. М., Амосов Н. М., Артеменко И. А. Энциклопедия кибернетики. Т. 2. - Киев: Главная редакция украинской советской энциклопедии, 1974. - 624 с.
3. Там же.
4. Носов А. Л. Методологические подходы к стратегическому планированию и управлению образовательным учреждением // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. -№ 3. - С. 2-12. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13045.htm.
5. Носов А. Л. Информационное обеспечение стратегического менеджмента организации // Вопросы новой экономики. - 2013. - № 4 (28). - С. 74-79.
6. Носов А. Л. Проблемы и перспективы трудоустройства выпускников в условиях уровневой подготовки кадров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 12. - С. 610. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14334.htm.
7. Носов А. Л. Проблемы информатизации системы образования в постиндустриальном обществе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 1. - С. 1-5. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15001.htm.
научно-методический электронный журнал
8. Носов А. Л. Оценка эффективности управления компетенциями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 3. - С. 1-5. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15055.htm.
9. Носов А. Л. Установление уровня сформированных компетенций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 4. - С. 11-15. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15091.htm.
10. Носов А. Л. Формирование эффективного механизма управления компетенциями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 5. - С. 1-5. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15129.htm.
11. Носов А. Л. Инновации в развитии региональной логистической инфраструктуры // Инновационное развитие экономики. - 2015. - № 1 (25). - С. 42-47.
Aleksandr Nosov,
Doctor of Economic Sciences, Candidate of Engineering Sciences, head of the chair of Economics and Human Resource Management, Vyatka Social-Economic Institute, Kirov Logistic [email protected]
The information in the organizational management
Abstract. The paper describes the information resources of systems supporting strategic decision-making at the level of organization. The author marks the concept, classification, requirements for information used in the organizational management system.
Key words; information, strategic management, organizational management. References
1. 2.
3.
4.
5.
б.
7.
B.
9.
1G.
11.
Porshnev, A. G., Rumjanceva, Z. P. & Salomatin, N. A. (eds.) (2007). Upravlenie organizaciej: ucheb.,
4-e izd., pererab. i dop., INFRA-M, Moscow, 736 p. (Vysshee obrazovanie) (in Russian).
Glushkov, V. M., Amosov, N. M. & Artemenko, I. A. (1974). Jenciklopedija kibernetiki. T. 2, Glavnaja
redakcija ukrainskoj sovetskoj jenciklopedii, Kiev, 624 p. (in Russian).
Ibid.
Nosov, A. L. (2013). "Metodologicheskie podhody k strategicheskomu planirovaniju i upravleniju obra-zovatel'nym uchrezhdeniem", Nauchno-metodicheskij jelektron-nyj zhurnal "Koncept", № 3, pp. 2-12. Available at: http://e-koncept.ru/2013/13045.htm (in Russian).
Nosov, A. L. (2013). "Informacionnoe obespechenie strategicheskogo menedzhmenta organizacii", Vo-prosynovojjekonomiki, № 4 (28), pp. 74-79 (in Russian).
Nosov, A. L. (2014). "Problemy i perspektivy trudoustrojstva vypusknikov v uslovijah urovnevoj podgotovki kadrov", Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept", № 12, pp. 6-10. Available at: http://e-koncept.ru/2014/14334.htm (in Russian).
Nosov, A. L. (2015). "Problemy informatizacii sistemy obrazovanija v postindustrial'nom obshhestve", Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept", № 1, pp. 1-5. Available at: http://e-kon-cept.ru/2015/15001.htm (in Russian).
Nosov, A. L. (2015). "Ocenka jeffektivnosti upravlenija kompetencijami", Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept", № 3, pp. 1-5. Available at: http://e-koncept.ru/2015/15055.htm (in Russian). Nosov, A. L. (2015). "Ustanovlenie urovnja sformirovannyh kompetencij", Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept", № 4, pp. 11-15. Available at: http://e-koncept.ru/2015/15091 .htm (in Russian). Nosov, A. L. (2015). "Formirovanie jeffektivnogo mehanizma upravlenija kompetencijami", Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept', № 5, pp. 1-5. Available at: http://e-kon-cept.ru/2015/15129.htm (in Russian).
Nosov, A. L. (2015). "Innovacii v razvitii regional'noj logisticheskoj infrastruktury", Innovacionnoe razvitie jekonomiki, № 1 (25), pp. 42-47 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 12.04.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 14.04.16
Принята к публикации Accepted for publication 14.04.16 Опубликована Published 27.04.16
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Носов А. Л., 2016
9772304120166