ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ РОЛЬ ПРЕССЫ В ПРОЦЕССАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ФИННО-УГОРСКОГО ЭТНОСА
И. Н. БАТАЙКИНА,
аспирант кафедры журналистики ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
Проблемы национальных отношений в последнее время стали одной из острых тем журналистских публикаций. Внимание средств массовой информации к межнациональному взаимодействию обусловлено, во-первых, социальной политикой, остротой политических процессов; во-вторых, необходимостью удовлетворения интереса аудитории к жизни других этносов и культур - социальному опыту. В разряд актуальных эта тема попадает и по причине пристального внимания к ней различных субъектов политической деятельности, которые обращаются к тематике межэтнического взаимодействия [2, 123].
Современная журналистика приобретает институциональные характеристики субъекта регулирования национальных отношений. Усиливается и ее значение в качестве инструмента национальной политики, становление которой сопровождается общественными дискуссиями и поисками оптимальных путей ее реализации органами власти.
Формирование и развитие наций ставит на повестку дня актуальные вопросы их равноправия и суверенности, что вступает в противоречие с общими тенденциями интернационализации, интеграции и глобализации. Усиление фактора этничности проявляется в конфликтных ситуациях, в образовании устойчивых этнических сообществ («этнических капсул») в инокультурной © Батайкина И. Н., 2013
среде, в формировании поликультурной среды в условиях мегаполисов, в стремлении национальных лидеров и элит к административно-политическому самоопределению.
Говоря о месте и роли финно-угорских СМИ в медийном пространстве РФ, необходимо отметить особенности национальной прессы вообще. Если для федеральных и большинства региональных СМИ на первом месте стоит бизнес, и лишь потом - информирование населения и другие социальные функции, то для национальных СМИ первоочередными являются культурно-просветительные задачи. Национальным изданиям больше других доверяют читатели, составляющие коренное население регионов, а их учредителями в большинстве случаев являются органы государственной власти и местного самоуправления. Такая позиция - часть государственной национальной политики нашей страны [5, 35].
Ежедневные региональные газеты, транслируя идеологию власти, культуры, делают ее частью обыденности. Кроме того, республиканская пресса в тех или иных аспектах дает возможность проследить динамику подачи тем и дискурсов, связанных с формированием региональной индивидуальности.
Рассматривая роль этнокультурных факторов в качественном изменении национального самосознания, мы не можем не затронуть языковую проблему.
Любой национальный язык непосредственно связан с формированием национального самосознания. Многие языковеды и философы не раз подчеркивали, что необходимо умелое и тактичное отношение к развитию национального языка, этническому этикету, объектам исторической национальной культуры, к духовной почве, которая лежит в основе этноса и которая проявляется через родной язык.
Современная журналистика приобретает институциональные характеристики субъекта регулирования национальных отношений. Усиливается и ее значение в качестве инструмента национальной политики, становление которой сопровождается общественными дискуссиями и поисками оптимальных путей ее реализации органами власти.
Препятствий к развитию финно-угорских этносов всегда было множество. В первую очередь это языковой барьер. Если славяне могут без труда понять друг друга, то финно-угорские народы такой возможности лишены. Для большинства финно-угров языком межнационального общения стал русский. Но ведь есть еще финны, эстонцы и венгры, у которых язык А. С. Пушкина не имеет столь массового распространения.
Другая серьезная проблема - обширная территория расселения финно-угорских народов, что препятствует информационному обмену.
За пределами России распространением информации о финно-угорских народах занимаются в основном университеты, научно-исследовательские учреждения, посольства и работающие при них центры науки и культуры, а также отдельные общественные организации [1, 81].
В Российской Федерации проводится множество журналистских конкурсов -
для журналистов это хороший стимул творческого роста. К сожалению, для журналистов, пишущих на национальных языках, путь на эти конкурсы практически закрыт. Чтобы принять в них участие, журналисту национального СМИ необходимо представить в жюри переводы своих работ. Кто сталкивался с этой проблемой, тот понимает, что перевести, например, с марийского языка на русский добротный очерк так же талантливо, как он написан в оригинале, практически невозможно. Проще написать сразу на русском языке, - но это уже другая история. Поэтому журналисты национальных средств массовой информации очень редко участвуют в различных конкурсах.
Преемственность в развитии этнических общностей - это сохранение исторического каркаса, в котором развиваются общественная жизнь и язык нации. Родной язык представляет собой средство человеческого общения, мышления и выражения всего того, чем живет человек. С помощью языка осуществляется познание мира и в нем объективизируется самопознание личности. Язык как этническая основа нации является важнейшим элементом национальной культуры и специфическим социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением. Язык возник одновременно с возникновением общества в процессе совместной трудовой деятельности. Как факт духовной культуры человечества в своем функционировании и развитии он обусловлен всей совокупностью процессов духовного и материального производства, общественных отношений людей. Вместе с тем язык характеризуется относительной самостоятельностью, выражающейся в наличии специфических внутренних закономерностей его функционирования и развития.
Региональные издания на национальных языках начали активно развиваться в 1990-е гг. Интерес читателей к ним постоянно растет, а вместе с ним и тираж. Республика Мордовия сегодня - один
из основных центров финно-угорского движения. Сюда приезжают из других регионов изучать язык, культуру и традиции народа, перенимать накопленный опыт.
Очевидно, что систему этнических ценностей, получивших распространение на массовом уровне, невозможно рассматривать в отрыве от национальных ценностей и символов, формируемых интеллектуальной элитой. Проведенный автором контент-анализ наиболее массовых и разнохарактерных изданий республиканской прессы, выходящих на русском языке по национальной тематике, позволил составить наиболее полную картину этнических ценностей, действующих на идеологическом уровне. Для анализа были взяты такие издания, как общественно-политическая газета «Марий Эл», научный академический журнал «Финно-угроведение», парламентская газета «Тюменские известия», венгерская общественно-культурная и деловая газета «Российский Курьер», общероссийская просветительская
«Финно-угорская газета» и общественно-политическая газета «Карелия».
Представления об историческом прошлом своего народа - один из главных компонентов структуры этнического самосознания. Основными темами финно-угорских СМИ стали древность и развитость национальной культуры; национальная жизнь; возвращенное духовное наследие народа.
Содержание представленных тем наглядно демонстрирует то, как личностные, глубинные ценности переплетаются с ценностями общественными, такими как Родина, свобода, историческая память народа, язык народа. На уровне данной группы степень включенности в общественные ценности достаточно высока, что характерно для периода актуализации этнич-ности. Большинство из приведенных тем имеют исторический контекст.
При обсуждении проблем национальной культуры речь большей частью идет о необходимости возвращения и актуализации утраченного культурного насле-
дия, возрождения национального издательского дела, создания национальных радио и телевидения, увеличения объема программ на национальном языке. Лишь немногие из интеллектуалов задумываются о реальном состоянии национальной культуры и перспективах ее развития. Между тем «нам надо думать не только о возвращении нашего наследия, но и подвергнуть его тщательному анализу в контексте мировой перспективы. А не получится ли в итоге, что оно в наш информационно-технотронный век будет непригодным?» [3, 554].
Финно-угорские народы с давних пор привлекали к себе внимание оригинальностью языков, традиций и культур. Их изучение началось с описательного и сравнительно-исторического языкознания, из которого впоследствии сформировалось финно-угроведение - комплексная дисциплина, изучающая не только языки, но и культуры народов уральской генетической общности.
Родной язык представляет собой средство человеческого общения, мышления и выражения всего того, чем живет человек. С помощью языка осуществляется познание мира и в нем объективизируется самопознание личности. Язык как этническая основа нации является важнейшим элементом национальной культуры и специфическим социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением.
Первый фестиваль финно-угорской прессы состоялся в Республике Коми в 2001 г. В том же году в Йошкар-Оле была организована Ассоциация финно-угорских журналистов. С тех пор проведение фестивалей стало традицией.
Отрадно, что журналистика, освещающая этнические вопросы, постепенно развивается и стремится не отставать от центральных СМИ.
СМИ частично выполняют функцию общественного контроля за деятельностью государства. Именно они доносят до населения основные цели, задачи и результаты того или иного проекта. Вполне естественно, что возрастание роли СМИ в современном обществе приводит к расширению государственного вмешательства в эту сферу человеческой деятельности.
Для современного человека СМИ являются одним из основных и наиболее референтных источников информации.
СМИ частично выполняют функцию общественного контроля за деятельностью государства. Именно они доносят до населения основные цели, задачи и результаты того или иного проекта. Вполне естественно, что возрастание роли СМИ в современном обществе приводит к расширению государственного вмешательства в эту сферу человеческой деятельности.
Таким образом, чтобы наладить межэтнические взаимоотношения, нужно способствовать развитию региональной журналистики. Информация о финно-угорских народах нужна. Самых разных людей во всех концах земли, и не только ученых, интересуют по-новому открывшаяся Россия, ее многочисленные народы и богатые культуры. Журналисты региональных изданий остро нуждаются в творческом общении, повышении профессионального мастерства, в поддержке национальных СМИ в условиях рынка.
Наше многонациональное общество и его историческое прошлое - объективная реальность. Прошлое выступает в качестве культурного, духовного, социального и экономического наследия, переданного нам предками. Оно заставляет считаться с собой, подтверждая очевидную истину, что существует потребность людей и общества опираться на его уроки и традиции. Как отдельный человек
не может рационально существовать без памяти, так и не может быть народа без истории, выступающей как его собирательная память. Именно таким связующим звеном и служит региональная пресса. Она помогает не только восстановить и сохранить картину прошлого финно-угорского народа, но и пронести ее в будущее, через преемственность поколений.
По справедливому замечанию П. Ф. Потапова, информационная модель действительности, создаваемая региональной прессой, зависит в первую очередь от публицистического мироощущения и миросозерцания этнической картины мира, которая отличается необычайной экономической, социальной, культурной, демографической пестротой [4, 36].
Таким образом, финно-угорские средства массовой информации Российской Федерации имеют богатую историю, глубокие традиции, содержательное настоящее и, хочется надеяться, светлое будущее.
Поступила 11.02.2013
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Загребин, А. А. Некоторые особенности финно-угорских этнографических исследований во второй половине XIX - начале XX в. // Россия между прошлым и будущим: исторический опыт национального развития : материалы всерос. науч. конф. - Екатеринбург, 2008. - С. 81-84.
2. Загребин, А. Финно-угорские этнографические исследования в России (XVШ - первая половина XIX в.) / А. Загребин. - Ижевск : УИИЯЛ УрО РАН, 2006. - 324 с.
3. Попов, А. А. К вопросу формирования современного понятия «финно-угорский мир» // Формирование, историческое взаимодействие и культурные связи финно-угорских народов : материалы III междунар. ист. конгресса финно-угрове-дов. - Йошкар-Ола, 2004. - С. 554-555.
4. Потапов, П. Журналистика и международное взаимодействие в обществе / П. Потапов. - Саранск : Издат. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2011. - 104 с.
5. Скворцов, Л. В. Информационная культура и цельное знание / Л. В. Скворцов ; ИНИ-ОН РАН. - М., 2001. - 288 с.