Научная статья на тему 'Институты развития ресурсодобывающих регионов в условиях неоиндустриализации'

Институты развития ресурсодобывающих регионов в условиях неоиндустриализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT INSTITUTIONS / НЕОИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / NEO-INDUSTRIALIZATION / ИННОВАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ / INNOVATION CLUSTERS / ТЕРРИТОРИАЛЬНОПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / TERRITORIAL- PRODUCTION COMPLEX / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА / TECHNOLOGICAL PLATFORM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Душин Алексей Владимирович

В статье обоснована необходимость преобразований в экономической политике с целью стимулирования отечественного инновационного производства в условиях неоиндустриализации, установлено высокое значение институтов развития как части промышленной политики, представлен краткий анализ существующих в России институтов развития. Особое внимание уделено институтам развития, ориентированным на проекты в области добычи полезных ископаемых, определено их текущее положение и установлены проблемы их функционирования. В завершении делается вывод о недостаточно активном использовании институтов развития в экономической жизни страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development institutions of mining regions in neo-industrialization conditions

In the article it is considered the necessity of reforms in economic policy to stimulate domestic innovation production in the context of neo-industrialization. There are presented the importance of development institutions, as part of industrial policy and brief analysis of existing Russian development institutions. Special attention is paid to development institutions oriented to mining projects, to identify their current position and problems of their functioning. It is concluded insufficient use of development institutions in the economic life of the country.

Текст научной работы на тему «Институты развития ресурсодобывающих регионов в условиях неоиндустриализации»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 338.2:330.837

ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ РЕСУРСОДОБЫВАЮЩИХ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ НЕОИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

Душин А. В.

В статье обоснована необходимость преобразований в экономической политике с целью стимулирования отечественного инновационного производства в условиях неоиндустриализации, установлено высокое значение институтов развития как части промышленной политики, представлен краткий анализ существующих в России институтов развития. Особое внимание уделено институтам развития, ориентированным на проекты в области добычи полезных ископаемых, определено их текущее положение и установлены проблемы их функционирования. В завершении делается вывод о недостаточно активном использовании институтов развития в экономической жизни страны.

Ключевые слова: институты развития; неоиндустриализация; инновационные кластеры; территориальнопроизводственный комплекс; технологическая платформа.

В настоящее время в российской экономике сохраняется ряд финансовых, институциональных и инфраструктурных барьеров, препятствующих ее диверсификации и переходу к устойчивому высокому долгосрочному росту. Структурные проблемы российской экономики, обусловленные превалированием базовых отраслей, таких как добыча полезных ископаемых и металлургия, низкой конкурентоспособностью отечественного машиностроения и крайне низким экспортом мирной высокотехнологичной продукции Правительство РФ предполагает решать с помощью инструментов пространственной и новой институциональной экономики, среди которых важная роль отводится формированию институтов развития. Институты развития (ИР) должны обеспечить реализацию мер по становлению в Российской Федерации современной инновационной экономики, в том числе путем комплексной модернизации.

Как отмечается в прогнозе долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2030 года, подготовленного Минэкономразвития России, научно-технологическое

отставание РФ от мировых лидеров, наряду с традиционной неразвитостью механизмов коммерциализации технологий, не позволяет России осуществить прорыв на важнейших направлениях глобального инновационного развития и усилить позиции страны на высокотехнологичных мировых рынках. В сегодняшней России технологические решения, имеющие передовой новаторский характер, производятся всего в нескольких областях, при этом за годы реформ потеряна системность в производстве инновационных технологических решений, начиная от разработки идеи и заканчивая ее внедрением в производственный процесс не только в целом по экономике, но и по наиболее важным критическим направлениям технологического развития. Российский сектор науки и высоких технологий в значительной мере генерирует идеи и, частично, элементы технологических решений, которые доводятся до готовых комплексных решений в странах - конкурентах России, а затем импортируются обратно вместе с оборудованием. В некоторых областях отставание России от мировых лидеров увеличи-

№ 4(36), 2014

43

лось в связи с исчерпанием имевшихся ранее научных заделов и отсутствием условий для полноценного развития новых направлений, - отмечается в прогнозе. Сегодня в экономике сложилась такая ситуация, при которой преобразования, направленные на совершенствование государственного устройства, уже нельзя отложить; сложились необходимые условия для перераспределения приоритетов развития экономики от сырьевого сектора в сторону высокотехнологичного производства товаров и услуг как основы роста стоимости национального богатства, но для получения синергетических эффектов в экономике необходимо сохранение системности промышленного развития ключевых звеньев цепочки создания добавленной стоимости. Этим определяется необходимость неоиндустриализации, а ИР являются одним из инструментов ее эффективного проведения.

В современной экономической литературе существуют различные трактовки понятия «институт развития». Часть авторов концентрируется на формальных структурах, выполняющих делегированные им государством поддерживающие и стимулирующие функции [1, 2], другие авторы считают, что ИР может стать любая социально обусловленная структура, снижающая неопределенность в системе и стимулирующая более эффективную экономическую деятельность [3]; также существует подход, рассматривающий ИР как общественные механизмы воздействия на социально-экономические процессы с целью стимулирования инновационной активности экономических субъектов и модернизации экономики, включая в эти механизмы неформальные институты [4].

ИР выполняют стимулирующие и регулирующие функции. Основная цель ИР - преодоление так называемых «провалов рынка» для решения задач, которые не могут быть оптимально реализованы рыночными механизмами, для обеспечения устойчивого экономического роста и диверсификации экономики. ИР выступают в качестве катализатора частных инвестиций в приоритетных секторах и отраслях экономики и создают условия

для формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступ предприятиям, функционирующим в приоритетных сферах экономики, к необходимым финансовым и информационным ресурсам.

Из числа формальных институтов в России существуют или находятся в стадии формирования такие, как банки развития, инновационные кластеры, технологические платформы, инвестиционные и венчурные фонды, финансовые корпорации, экспортные и страховые агентства, бизнес-инкубаторы, научные и образовательные учреждения и центры, технопарки, специальные экономические зоны, научные фонды и другие. Обобщенная классификация ИР представлена в работе О. С. Грозовой [4]. К наиболее крупным национальным институтам развития можно отнести Внешэкономбанк, ГК «Роснанотех», ОАО «Российская венчурная компания», ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ». Они оказывают поддержку проектам через финансирование бизнес-проектов, оказание инфраструктурной поддержки, а также софинансирование НИОКР. Как правило, данные институты являются смешанными и выполняют ряд стимулирующих функций. Так, банки развития, инвестиционные и венчурные фонды могут одновременно выполнять функции стимулирования и поддержки существующих субъектов инновационной деятельности, а также функции рисковых инвестиций на стадии фундаментальных и прикладных исследований, создания стартапов.

Мировой опыт показывает, что к секторам, на которые деятельность ИР оказывает наиболее сильное воздействие, относятся экономическая и социальная инфраструктура (энергетика, транспорт, связь, ирригация, жилищное строительство, здравоохранение, образование), капиталоемкие отрасли промышленности (нефтедобывающая, металлургия, химия и нефтехимия, тяжелое машиностроение и др.), сельское хозяйство. ИР сыграли главенствующую роль в послевоенном восстановлении экономической инфраструктуры и базовых отраслей промышленности в таких развитых странах, как Германия, Италия, Япо-

44

Известия Уральского государственного горного университета

ния. ИР внесли существенный вклад в технологическое перевооружение энергетики, автомобилестроения, рыбной промышленности Японии; в энергосбережение, развитие коммунальной инфраструктуры, жилищное строительство Германии. В Латинской Америке за счет инвестиций ИР были созданы новые отрасли национальных экономик (прежде всего, в добывающей промышленности и машиностроении). Значительна роль ИР и в стимулировании развития отстающих регионов различных стран (Бразилии, Японии, Мексики и др.) [5].

Не смотря на то, что фактор наличия собственной ресурсной базы не является значимым конкурентным преимуществом сам по себе, и согласно автомодельной теории развития человечества также не является ограничителем социально-экономического развития, тем не менее, его ценность, безусловно, постепенно возрастает. Это связано как с ростом удельных затрат на вовлечение новых объектов в хозяйственное освоение, так и с вероятным усилением противоречий между странами - потребителями и производителями ресурсов. Без активного государственного вмешательства сырьевые проблемы в отечественной металлургии будут нарастать, в связи с чем следует ожидать возрастания роли фактора сырьевой безопасности в условиях обострения конкуренции на мировом рынке металлов.

Проблемы институциональной среды российской экономической системы традиционно раскрываются в проблемах избыточного государственного присутствия, нарастающей коррупции, расширения сферы применения «ручного» управления экономикой, низкой эффективности распределения ресурсов, преимущественно прямых методов регулирования и т. п. Эта институциональная проблематика в полной мере относится и к сфере недропользования [6, 7]. Одним из значительных последствий институциональных проблем является низкий уровень инновационной активности в части технологического развития российской промышленности.

Инновационные кластеры являются дей-

ственной силой в развитии конкурентоспособности экономики региона и одним из наиболее важных форматов взаимодействия вузов с внешним окружением - крупными предприятиями, органами власти. По сообщению модератора круглого стола Евгения Куценко, Россия уже по участию учреждений высшей школы в кластерах занимает одно из первых мест в Европе. В общем количестве участников 25 пилотных кластеров, в каждый из них вошли в среднем по два-три вуза. В кластерах участвуют четыре из девяти федеральных и 17 из 29 национальных исследовательских университетов. Кластеры с большим количеством вузов-участников располагаются в городах - крупных образовательных центрах. Однако пока такое активное взаимодействие не нашло значимого отражения в ВВП страны.

В настоящее время в России декларируется создание значительного количества горнопромышленных кластеров (кластерные инициативы), некоторые из них предполагается создавать на неосвоенных или слабоосвоенных территориях. Далее представлен краткий перечень некоторых кластерных инициатив по добыче и переработке минерального сырья:

- в Каларском районе Республики Бурятия (медь, уголь, титан, железорудное сырье, сурьма), инициатор - Байкальская горная компания;

- в Кош-Агачском районе Республики Алтай (вольфрам, молибден, кобальт, висмут, медь, ртуть, спекулярит, золото, серебро, гипс, тантал, ниобий), инициатор - Правительство республики Алтай;

- в г. Железногорске Красноярского края (кремний) (от добычи кварцевого песка до изготовления солнечных батарей и микросхем на базе завода полупроводникового кремния в г. Железногорске), инициатор - госкорпорация «Росатом»;

- в Красноярском крае, Богучанский, Енисейский, Кежемский, Мотыгинский, Северо-Енисейский и Эвенкийский районы, г. Енисейск; инициаторы: Министерство инвестиций и инноваций Красноярского края, ОАО

№ 4(36), 2014

45

«Корпорация развития Красноярского края»;

- в Некоузском районе Ярославской области биоэнергетический кластер (торф), инициаторы: Правительство Ярославской области и корпорация «Биоэнергия»;

- в Свердловской области биоэнергетический кластер (торф), инициатор -Правительство Свердловской области;

- Северо-Уральский кластер на базе запасов крупного Воронцовского золоторудного месторождения, Свердловская область (золото), инициатор - ОАО «Полиметалл УК»;

- в г. Березники Пермский край (титан), инициатор - ВСМПО-Ависма;

- в Томпонском районе Республики Саха (Якутия) (уголь, золото), инициаторы: Правительство Республики Саха (Якутия), ОАО «Южно-Верхоянская горнодобывающая компания»;

- Кольский горно-химический кластер в Мурманской области, инициаторы: Кольский научный центр, Правительство Мурманской области;

- горно-металлургический кластер в Мурманской области (платиноиды, хромиты), инициаторы: Кольский научный центр, Правительство Мурманской области;

- в Центрально-Приморском районе Приморского края (вольфрам, золото, олово-полиметаллические руды, титан), инициатор - управление по недропользованию по Приморскому краю (Приморнедра);

- в Республике Карачаево-Черкесия «Круджиново» и «Исправная» (гипс, глина, песок); в состав кластера войдут горно-химический комбинат, цементный завод, завод огнеупоров, завод сухих строительных смесей материалов из гипса, завод искусственного камня, минерального волокна и целлюлознокартонной фабрики. Инициатор - Правительство Республики Карачаево-Черкесия;

- в Приамурье Еврейский АО, Амурская область (железные руды, ванадий), инициатор - Peter Hambro Mining;

- Дукатский кластер, функционирует на территориях Арылахского и Дукатского рудных районов в Магаданской области (золото, серебро), инициатор - ОАО «Полиметалл

УК»;

- Омолонский горнопромышленный кластер в Северо-Эвенкийском районе Магаданской области (золото, серебро), инициатор - ОАО «Полиметалл УК»;

- Хаканджинский горнопромышленный центр, по сути, является «градообразующим предприятием» для депрессивного в прошлом Охотского района (золото, серебро), инициатор - ОАО «Полиметалл УК»;

- Амурский кластер, формируется в настоящее время на базе строящихся горно-обогатительного комплекса на крупном по запасам золота Албазинском месторождении и Амурского горно-металлургического комбината (золото), инициатор - ОАО «Полиметалл УК»;

- Приполярно-Уральский в Березовском районе ХМАО-Югры (железо, медь, цинк, уголь), инициатор - Правительство ХМАО-Югры.

И это далеко не полный перечень кластерных инициатив. Разработчики некоторых представленных кластерных инициатив трактуют горнопромышленные кластеры как группы объектов со схожими характеристиками или географически сконцентрированные группы взаимосвязанных компаний в области добычи и переработки минерального сырья, или единый комплекс производственной и социальной инфраструктуры, обеспечивающий экономически эффективную разработку совокупности месторождений с ориентацией на передовые горные и перерабатывающие технологии, результативное геологическое изучение недр для воспроизводства и расширения минерально-сырьевой базы. Совершенно очевидно, что в такой трактовке речь идет не о кластерах, а о территориально-производственных комплексах и, соответственно, большинство из представленных кластерных инициатив кластерами, по сути, не являются [8].

Что касается российских финансовых ИР, то последний министр регионального развития РФ И. Н. Слюняев (Албин) оценивал их совокупный капитал в объеме около 3 % ВВП. Анализируя в целом российские финансовые институты, необходимо отметить, что за пери-

46

Известия Уральского государственного горного университета

од с 2011 по 2013 г. по лидерам рынка (Сбербанк и ВТБ), несмотря на растущий спрос на кредиты сроком более 5 лет, наиболее востребованными были кредиты в российских рублях на срок от 1 до 3 лет для финансирования текущей деятельности или рефинансирования ранее взятых обязательств, что связано в том числе с дороговизной заемного капитала на внутреннем рынке. Это обстоятельство отмечено даже в российских программных документах: «Узость предложения долгосрочного кредита способствует перераспределению ограниченных ресурсов в пользу экспортно-сырьевого сектора, в ущерб инвестиционным возможностям других секторов, так, например, около 40 % выдаваемых инвестиционных кредитов в настоящее время сконцентрированы в топливно-добывающем секторе» [9]. В условиях санкций и политики импортозамещения необходимо обеспечить наукоемкий промышленный сектор дешевыми инвестиционными ресурсами, и в первую очередь через институты развития.

В целом в настоящее время экспертное сообщество по-прежнему отмечает проблему рассогласованной политики ИР, связанной с разрозненностью, «лоскутностью» их отраслевых, географических и технологических приоритетов. Чтобы как-то содействовать решению этой проблемы, при Межведомственной комиссии по реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России была создана рабочая группа «Деятельность институтов развития на конкретных территориях, в том числе в инновационных территориальных кластерах». В рамках деятельности рабочей группы был разработан перечень возможных форм поддержки инновационных кластеров со стороны институтов развития. Данный перечень был утвержден протоколом от 22 июля 2013 г. № 3, согласно которому среди существующих в России финансовых и нефинансовых ИР на развитие нефте-, газоперерабатывающей и горнодобывающей промышленности ориентирован «ВЭБ Инжи-

ниринг» (Внешэкономбанк), созданный в декабре 2009 г. Деятельность этой организации направлена, главным образом, на оценку проектов и подготовку документации для привлечения внешнего финансирования. География проектов за 5 лет существования организации довольно широкая, но из отечественных ресурсодобывающих регионов можно отметить только аудит проектов строительства ГРЭС в Иркутской области и Якутии, химического производства в Березниках в Пермском крае, развития оловорудного месторождения в Хабаровском крае, чего явно недостаточно для экономики, базирующейся на экспорте сырья.

Специфическим ИР, отражающим отраслевую / технологическую специфику и ориентированным на цели неоиндустриализции, является технологическая платформа. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, в рамках повышения национальной конкурентоспособности, развития науки, национальной инновационной системы и технологий предполагается развитие инструментов стимулирования взаимодействия научных, образовательных организаций и бизнеса в инновационной сфере, в том числе путем формирования технологических платформ (ТП). В целях реализации стратегии перехода России на инновационный путь развития в 2010 г. Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям инициировано создание 27 технологических платформ (перечень ТП утвержден Решением комиссии 1 апреля 2011 г.) по наиболее значимым направлениям технологического развития России. Перечень направлений был выбран с учетом утвержденных 30 марта 2002 г. Президентом РФ «Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», в которых были представлены приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечень критических технологий Российской Федерации (уточнены и переутвержде-

№ 4(36), 2014

47

ны Президентом РФ 21 мая 2006 г. Пр-842 и Пр-843; и 7 июля 2011 г. Пр № 899).

Технологическая платформа (ТП) - это механизм частно-государственного партнерства, направленный на быстрое развитие исследований и разработок в пределах отдельных секторов экономики. Это отнюдь не российское новшество, ТП - институции, реализуемые с 2001 г. в Европейском союзе, их трансплантация не обошлась без российской специфики. Не смотря на довольно короткий срок реализации этой институциональной инициативы уже сегодня можно подвести первые итоги и сделать некоторые сопоставления.

Одна из 27 ТП направлена на развитие технологий изучения, добычи и переработки твердых полезных ископаемых - технологическая платформа твердых полезных ископаемых (ТП ТПИ). Это коммуникационная площадка для представителей отраслей твердых полезных ископаемых. Цель ТП ТПИ -создание энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих при их коммерциализации и внедрении повышение добавленной стоимости продукции, расширение минерально-сырьевой базы, рост производительности труда, рост конкурентоспособности продукции в отраслях промышленности России, связанных с добычей и переработкой твердых полезных ископаемых. Задача ТП ТПИ состоит в повышении интенсивности и эффективности прежних профессиональных связей, формировании новых перспективных связей, помощи инициативам участников ТП ТПИ в достижении государственной поддержки. ТП ТПИ - это калька с European Technology Platform on Sustainable Mineral Resources (ETP SMR). Сравнение ETP SMR с ТП ТПИ:

• участие со стороны науки и образования в основном профессиональных ассоциаций (в т. ч. объединений физических лиц), а не отдельных организаций, как в случае с ТП;

• паритет или преимущественное участие и инициатива со стороны бизнеса, доля представителей бизнес-сообщества, компаний среди участников ETP SMR несопоста-

вимо больше, чем в ТП ТПИ (крупные горнометаллургические компании - участники ETP SMR - 16, ТП ТПИ - 6);

• представление интересов агентов разных государств в рамках единого экономического пространства (наиболее активные члены ETP SMR представляют Германию, Францию, Польшу, Финляндию), тогда как ТП представляет только российских участников;

• коммуникационная площадка в рамках ETP SMR базируется на принципах и повестке, прописанных стратегическими документами ETP SMR: Strategic Research Agenda (SRA) и Implementation Plan (IP); в рамках ТП ТПИ стратегическая программа исследований не существует (она должна быть создана к концу 2012 г.), но ключевыми документами являются Федеральные целевые программы Министерства науки и образования РФ (в т. ч. ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научнотехнического комплекса России на 2007-2012 годы»);

• действующая в ЕС программа Strategic Research Priorities 2010-2013 г. опирается на приоритеты, прописанные в SRA (ETP SMR), в РФ - в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007-2012 годы»).

Технологическое отставание российской промышленности в области добычи и обогащения полезных ископаемых, наблюдаемое в настоящее время, связано, главным образом, с ограниченными возможностями отечественного машиностроения и его хроническим отставанием от ведущих мировых производителей. Ликвидацию отставания возможно осуществить за счет реализации механизмов привлечения в проекты развития горного машиностроения иностранных участников, обладающих соответствующими технологиями. Входящие на данный момент в ТП ТПИ иностранные организации: Ереванский государственный университет; Институт геотехники (Словакия); Украинский государственный научно-исследовательский и

48

Известия Уральского государственного горного университета

проектно-конструкторский институт горной геологии, геомеханики и маркшейдерского дела Национальной академии наук Украины; Университет Ньюкасла (Австралия); CSIRO (СиЭсАйро) - Commonwealth Scientific and Industrial Research Organization Australia (Австралия) - не позволяют решить существующую проблему.

Региональная репрезентативность организаций-координаторов технологиче ских платформ крайне ограничена. Регистрационные данные позволяют сделать вывод о том, что субъект Федерации город Москва по-прежнему остается центральным регионом в ходе реализации инновационной политики государства (фактически 24 из 27 организаций-координаторов ТП находятся в Москве). Вместе с тем выглядит достаточно странным, что промышленные Уральский и Приволжский федеральные округа в части технологических платформ не представлены ни одной организацией-координатором, даже по сырьевой (углеводороды и твердые полезные ископаемые) тематике. Первая очередь технологических платформ, одобренная Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям, показывает низкую степень включенности регионов страны в данный процесс. Кроме того, промышленные предприятия, включенные в состав технологических платформ, четко локализуются в пределах преимущественно двух федеральных округов - Центрального и Северо-Западного, и значительно меньше - Сибирского федерального округа. Такая территориальная

привязка ТП свидетельствует пока о непродуктивности самого подхода их инициирования «сверху» и является отражением выбранной модели федерализма и следствием уже описанных институциональных проблем.

Фактически к настоящему времени ТП ТПИ представляет собой новый механизм перераспределения государственных средств, возможность осуществления модернизации техники и технологии нескольких компаний горнодобывающей промышленности за государственный счет, а одна из основных функций ТП ТПИ - функция коммуникационной площадки - пока реализована слабо.

Подводя итог проведенному анализу функционирования институтов развития ресурсодобывающих регионов в РФ, приходится констатировать, что национальная неоиду-стриализация проходит пока главным образом на бумаге и в виртуальном пространстве; существующие институты развития, обладая значительными ресурсами, вместе с тем не располагают достаточным количеством проектов, реализуемых в практике. Декларируемые инновационные кластеры в минерально-сырьевом комплексе в большинстве своем остаются только кластерными инициативами или представляют собой классический пример территориально-производственного комплекса без элементов инновационной сетевой экономики. На сегодняшний день остается не решенной проблема несогласованности между различными институтами развития (проблема «лоскутности»). Остается надеяться, что мы только в начале пути.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ список

1. Андрианов В. В. Институты развития и их роль в реализации проектов государственно-частного партнерства. М.: Финансовый ун-т при Правительстве РФ, 2011. 47 с.

2. Богатова Е. Р. Институты развития - что это такое? // В курсе правового дела. 2011. № 18. URL: http://www. vkursedela.ru/article5129.

3. Инновационное развитие - основа модернизации экономики России: национальный доклад. М.: ИМЭМО РАН, ГУ ВШЭ, 2008. 168 с.

4. Грозова О. С. К вопросу о классификации институтов развития и институциональных рисков инновационной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. URL: http://www.science-education.ru/104-6811.

5. Абдыгулов Т. С., Чуйков Н. А., Кадыралиев А. Д. Институты развития: анализ мирового опыта и ситуация в Кыргызской республике // Вестник КРСУ. 2014. Т. 14. № 2. С. 3-8.

6. Полянская И. Г. Институциональная среда пространственного недропользования // ЖЭТ. 2012. № 2. С. 71-82.

7. Полянская И. Г., Игнатьева М. Н. Методологические основы инновационного обеспечения регионального

№ 4(36), 2014

49

недропользования // Изв. вузов. Горный журнал. 2013. № 6. С. 18-23.

8. Душин А. В. Горнопромышленные кластеры как элемент пространственного недропользования // Использование кластерного подхода в модернизации экономического пространства Российской Федерации. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН. 2013. С. 307-327.

9. Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации (до 2025 года). URL: http://www.protown.ru/information/hide/4497.html.

Поступила в редакцию 26 ноября 2014 г.

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ №13-32-01258 «Оценка потенциала новой индустриализации в регионах России».

Душин Алексей Владимирович - кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник. 620014, Россия, г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 29, Институт экономики УрО РАН.

E-mail: dushin.a@list.ru

50

Известия Уральского государственного горного университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.