экономические науки
Фархутдинова Алия Усмановна ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ ...
УДК 332.1
DOI: 10.26140/anie-2020-0901-0088
ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
© 2020
SPIN-код: 8800-8751
AuthorID: 1052251
Фархутдинова Алия Усмановна, аспирант Института социально-экономических исследований Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук (450054, Россия, Республика Башкортостан, Уфа, ул. Пр. Октября, 71, e-mail: aliya_2186@bk.ru)
Аннотация. В статье на примере Республики Башкортостан рассмотрены институты развития как один из элементов системы финансово-инвестиционной поддержки развития территориальных образований. Исследованы организационно-правовые формы их формирования и направленность их деятельности как инструментов реализации государственной инвестиционной политики. В состав классификационных признаков включены параметры их функционального назначения, издержки функционирования, форма и условия финансирования, структурные элементы и ряд других характеристик. С целью формирования эффективной системы поддержки территориального развития предложен макет матрицы институтов развития, действующих на территории республики, как основа для определения их места в институциональной среде финансово-инвестиционной поддержки развития территориальных образований региона и выявления ее узких мест и диспропорций. Отмечено, что деятельность системы поддержки территориального развития осуществляется в отрыве от стадиальной принадлежности территорий, что является основанием выбора направлений совершенствования данной системы в части аккумуляции и направления ресурсов для корректировки траекторий развития территориальных образований в сторону восходящих стадий их жизненного цикла.
Ключевые слова: институты развития, институциональная среда, территориальные образования, институты территориального развития, финансово-инвестиционная поддержка, стадиальная принадлежность, жизненный цикл.
INSTITUTIONS OF DEVELOPMENT AS THE ELEMENT OF FINANCIAL AND INVESTMENT
SUPPORT FOR TERRITORIAL ENTITIES
© 2020
Farkhutdinova Aliya Usmanovna, post-graduate student, Institute of Social and Economic Research Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences (450054, Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa, prospect Oktyabrya, 71, e-mail: aliya_2186@bk.ru)
Abstract. The institutions of development are considered as one of the elements of a system of financial and investment support for the development of territorial entities as an example of the Republic of Bashkortostan. The organizational and legal forms of their formation and the focus of their activities as tools for the implementation of state investment policy are investigated. The classification features include parameters of their functional purpose, operating costs, form and conditions of financing, structural elements and a number of other characteristics. In order to form an effective system of support for territorial development, a model of the matrix of institutions of development operating in the republic is proposed as a basis for determining their place in the institutional environment of financial and investment support for the development of territorial entities of the region and identifying its bottlenecks and imbalances. It was noted that the activity of the territorial development support system is carried out in isolation from the stage ownership of the territories, which is the basis for choosing the directions for improving this system in terms of accumulation and direction of resources for adjusting the development paths of territorial entities towards the ascending stages of their life cycle.
Keywords: institutions of development, institutional environment, territorial entities, institutions of territorial development, financial and investment support, stage membership, life cycle.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Деятельность институтов развития направлена на реализацию социально-экономической политики государства и входящих в его состав регионов. Однако условия их создания и функционирования в ряде случаев не соответствуют стратегиям развития территориальных образований. Следовательно, необходимо предварительно оценивать приоритетные направления развития территории на каждой стадии ее развития и сравнивать данные с условиями поддержки, которые предлагаются институтами развития. В этой связи возникает проблема аналитической проработки сложившейся системы институтов развития и разработки рекомендаций по ее совершенствованию. Практическая значимость решения данной проблемы очевидна для многих территориальных образований, включая Республику Башкортостан, которая занимает лидирующие позиции среди регионов, как Приволжского федерального округа, так и России в целом. В общей оценке в республике созданы условия для развития предпринимательской деятельности. В этом направлении системно реализуется комплекс мероприятий по государственной поддержке субъектов индивидуального, малого и среднего предпринимательства через различные институты развития. При этом
остаются узкие места и проблемные зоны в деятельности предпринимательских структур и их финансово-инвестиционной поддержке. Тем самым налицо научная и практическая значимость рассматриваемой проблематики дальнейшего совершенствования системы институтов развития.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ публикаций, посвященных оценке деятельности институтов развития, позволяет сделать вывод о наличии достаточно большого числа работ по данной проблематике. Рассмотрим ниже существующие определения институтов развития (таблица 1).
Анализ указанных выше определений позволил выделить основные характеристики и раскрыть содержание данной категории, согласно которому под институтами развития автор подразумевает организационно-экономические структуры, деятельность которых направлена на социально-экономическое развитие территории, повышения ее конкурентоспособности с использованием мер государственной поддержки. Научным сообществом признается тот факт, что институты развития являются важнейшими факторами экономического роста
Farkhutdinova Aliya Usmanovna INSTITUTIONS OF DEVELOPMENT ..
economic sceinces
конкретных территорий [8, с. 84].
Таблица 1- Основные подходы к определению институтов развития
Автор Определение
А.Вагнер [1, с.31] Хозяйственные явления, в основе которых лежит деятельность, нацеленная на применение и добывание благ, чтобы удовлетворить человеческие потребности
Е.П.Маскайкин [1, с. 34] Субъект инновационной деятельности, правил и норм его функционирования, а также механизмов, обеспечивающих соблюдение этих правил и норм в условиях инновационного развития
Н.О.Чистякова [1, с. 35] Элемент инновационной среды, включающий в себя набор формализованных и неформализованных правил и норм, возникающих как механизм социального взаимодействия, а также ограничений по его регулированию, меняющихся в процессе эволюции и формирующий необходимые условия для развития экономики
Г.В.Федотова [2, с., 62] Инвестиционный посредник, соблюдающий интересы своего учредителя, направленный на формирование благоприятной среды для сотрудничества органов государственной власти и бизнес-сообщества, к обоюдной выгоде сторон контракта
О.Б.Иванов, Е.М.Бухвальд [2, с. 34] Катализаторы частных инвестиций в приоритетные сектора экономики, в перспективные «точки роста» в том числе и за счет создания инфраструктуры, обеспечивающей доступ предприятиям, функционирующим в этих приоритетных сферах
Р.М.Мельников [3, с. 2] Специализированные государственные или квазигосударственные организации, созданные для содействия экономическому развитию в определенных областях, которые по каким-то причинам рассматриваются как приоритетные
В.П.Строшков [4, с.33] Специализированные государственные организации, деятельность которых направлена на стимулирование социально-экономического развития, укрепление НИС, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства
А.И.Татаркин, С.Н.Котлярова [5, с.9] Организации, содействующие распределению ресурсов в пользу проектов реализации нового потенциала отрасли и региона
В.Б.Бетелин, Е.С.Кутукова [6, с. 6] Финансовая или нефинансовая организация, деятельность которой направлена на аккумулирование и перераспределение финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсов с целью модернизации экономики с использованием механизмов государственно-частного партнерства
Ю.Киндзерский [7, с. 62] Специальные хозяйственные структуры, создаваемые государством на особых частных условиях, по его инициативе и при финансово-материальной поддержке, находящиеся в полной или частичной государственной собственности и выступающие как особый инструмент регулирования экономики
среды финансово-инвестиционной поддержки развития территориальных образований.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В большинстве регионов, в том числе и на территории Республики Башкортостан, сформирована сеть институтов территориального развития. С целью формирования эффективной системы поддержки территориального развития представим ниже макет матрицы институтов территориального развития, действующих на территории республики (таблица 2). Ниже исследованы их организационно-правовые формы формирования и институционная направленность их деятельности как инструментов реализации государственной инвестиционной политики. В состав классификационных признаков включены параметры их функционального назначения, издержки функционирования, форма и условия финансирования.
Таблица 2 - Институты территориального развития в Республике Башкортостан
Характери- АО «Регио- АО «Кор- Фонд развития Фонд развития АО «Ре- Автономная
стика нальный фонд»:1 порация промышленно- и поддержки гиональ- некоммерче-
развития сти Республики малого пред- ная ли- ская организа-
Республики Башкортостан приниматель- зинговая ция «Микро-
Башкорто- ств а Республи- компания кредитная
стан» ки Башкорто- Республи- компания ма-
стан B3t Баш- лого бизнеса
корто- Республики
стан" Башкорто-
стан»
Цель Создание усло- Привлече- Содействие в Поддержка Поддерж- Обеспечение
вий для дости- ние инве- реализации субъектов ма- касубъек- доступа к фи-
жения положи- сторов; государствен- лого и средне- тов инди- нансовым ре-
тельного сопи- сопровож- ной промыш- го предприни- виду аль- сурсам путем
ЕЛЬНО- дение. мо- ленной поли- магальства; ногои оказания фи-
экономическо- ниторинг тике; финансо- создание но- малого нансовой под-
го эффекта; проектов вая поддержка вых рабочих предпри- держки
привлечение промышленно- мест; обеспе- ниматель-
инвестиций; го развития; чение населе- ства
извлечение сопровождение ния необходи-
прибыли; фи- в сфере про- мыми товарами
нансирование мышленности, и услугами;
экономических энергешси и увеличение
проектов инновационной поступлений
деятельности налогов
Приншшы Целевое, сроч- Собствен- Льготное заем- Поручительств Льготное Предоставле-
финанси- ное. возврат- ные и заем- ное финанси- за счет средств финанси- ние займов
рования ное. платное ные средст- рование Гарантийного рование
ва. напого- фонда. Под-
вые льготы держка совме-
стно с бфка-
ми-партнерам.
Субсидии муниципальным
образованиям на конкурсной
основе
Условия Доля Инициа- - Целевое ис- Размер пору- Выручка Микрозаймы
финанси- тора- не менее пользование чительств а не за 12 ме- предоставля-
рования 10%. Сумма займа более 70% от сяцев не ются на: по-
суммы обяза- менее S00 полнение обо-
ния-не белее тельств заем- млн. руб. ротных
суммы, пре- щика в часта Первона- средств. инве-
доставляемой возврата ос- чальный СТИ1Ш0ННЫ9
Инипиатором новного долга взнос-не цели, создание
по кредита ому менее 15% новых рабочих
договору мест
Порядок Юридическое Юридиче- Юридическое Юридическое Юридиче- Юридическое
предостав- лицо ское лило лицо лицо ское лицо лило
ления
Органы Министерство АО Министерство Государство и Корпора- Государствен-
управления земельных и «Регио- проь «тленно- представители ция МСП ный комитет
имуществен- нальный сти и иннова- бизнес сооб- и Респуб- Республики
ных отноше- Фонд» ционной паш- щества респуб- лика Баш- Башкортостан
ний тики лики кортостан по предпри-
нимательству
и туризму
Однако, в ситуации «ресурсной недостаточности» большинства территорий, предлагается ввести термин «институт территориального развития», понимая под ним организации, функционально ориентированные на обеспечение финансовой, нормативно-правовой, инвестиционной и других видов поддержки развития разноуровневых территориальных образований [9, с. 200].
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью исследования является выявление узких мест и диспропорций в деятельности институтов развития, функционирующих в рамках конкретных территорий (в частности, в Республике Башкортостан) и разработка рекомендаций по совершенствованию институциональной
Источник: разработано автором на основе исследуемых материалов.
Представленный анализ деятельности территориальных институтов развития позволяет сделать вывод о наличии дублирования выполняемых ими функций. Так, АО «Корпорация развития Республики Башкортостан» и АО «Региональный Фонд Республики Башкортостан» предоставляет услуги в области сопровождения инвестиционных проектов на всех стадиях их реализации - от разработки концепции проекта до ввода объектов в эксплуатацию. При этом АО «Региональный Фонд Республики Башкортостан» является единственным учредителем АО «Корпорации развития Республики Башкортостан». Таким образом, подтверждается размытость функциональных обязанностей фондов и корпораций развития. Считается, что корпорации отвечают за развитие инфраструктуры территории, а фонды осуществляют поиск и привлечение инвесторов, координируют инвестиционные проекты. Но это различие условно, поскольку данные структуры преследуют общую цель - развитие инвестиционного потенциала тер-
экономические науки
Фархутдинова Алия Усмановна ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ ...
ритории, поддержание ее конкурентоспособности. Или, например, АНО «Микрокредитная компания малого бизнеса Республики Башкортостан» и «Фонд развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан» оказывают финансовую поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, информационную и консультационную помощь предпринимателям.
Такого рода организаций в рамках территорий создано достаточно много. Однако в этом процессе отсутствует необходимая системность, четкое понимание особой функции каждого из входящих в систему институтов, обоснованная «привязка» тех или иных институтов развития к специфическим условиям и целям развития отдельных субъектов Федерации [10, с. 70]. В результате одни и те же функции, касающиеся поддержки инвестиционных процессов в экономике региона, дублируются различными учреждениями, а на обеспечение их эффективного функционирования не хватает финансовых ресурсов и организационных возможностей [11, с. 9]. В соответствии с вышеизложенным, для снижения бюрократических организационных структур и более эффективного управления инвестиционным потенциалом территорий, возникает необходимость контроля возникновения территориальных институтов на местах. При этом указанные институты играют первостепенную роль в реализации масштабных инвестиционных проектов. Для этого рассмотрим процесс финансово-инвестиционной поддержки, которую оказывают институты территориального развития. Ниже приведены этапы финансирования в виде технологической цепочки (рис. 1), представляющей собой совокупность технологических этапов по производству конкретного вида продукции [12, с. 6]. Итак, цепочка начинается с разработки инвестиционного проекта [13, с. 42], с возникновения идеи.
Рисунок 1- Технологическая цепочка финансово-инвестиционной поддержки
На этапе «идея» происходит определение цели инвестирования, места размещения объекта инвестиций. Проводятся исследования рынка, анализ источников финансирования. Далее на этапе «разработка и тестирование» разрабатывается документация по проекту, на основе которой принимается решение о целесообразности проведения работ по данному направлению. Разрабатывается бизнес-план, происходит выбор методов и схем финансирования, осуществляется взаимодействие с заинтересованными общественными организациями. На этапе «выход на рынок» проводится экспертиза проекта и собственно появление на рынке. На этапе «реализации» происходит финансирование проекта, осуществляется контроль вложений. На этапе «эксплуатации и мониторинга» образуется прибыль, происходит окончательный расчет с инвесторами и кредиторами, оцениваются полученные результаты.
Приведенные выше характеристики институтов территориального развития, как составляющих технологической цепочки финансово-инвестиционной поддержки, характерны для большинства регионов. Рассмотрим цепочку на примере институтов территориального развития, действующих в Республике Башкортостан.
Первые две стадии технологической цепочки, на которой происходит зарождение прототипа проекта, анализируется рынок, формируются документы свойственна стартапам. В своем труде «Бережливый стартап» Эрик Рис стартапом называет организацию, создающую новый продукт или услугу в условиях высокой неопределённости [14, с. 277]. Так, АО «Корпорация развития Республики Башкортостан» оказывает инвестиционное сопровождение проектам на всех стадиях реализации,
включая консалтинговые и посреднические услуги. Однако, остальные проанализированные институты территориального развития в Республике Башкортостан являются институциональными инвесторами, и не могут инвестировать в идею. Таким образом, инвесторы не готовы финансировать в инновационные проекты на ранней стадии, а рассматривают только уже готовые, рабочие идеи [15, с. 220].
Три последние стадии, для которых характерно получение прибыли, представлены в Республике Башкортостан всеми рассмотренными институтами территориального развития: фондами, корпорациями разви-тиями, микрокредитными компаниями. Таким образом, у представленных институтов территориального развития отсутствует направление поддержки единого курса, для них характерна разрозненность. Как следствие, автономное существование многочисленных элементов поддержки инвестиционных процессов в рамках территорий может быть классифицировано как препятствие (барьер) на пути создания многоуровневой целостной системы координации взаимоотношений между институтами [16, с. 3]. То есть, институты территориального развития должны иметь встроенный механизм трансформации в зависимости от текущей экономической ситуации или стадии достижения поставленной цели [17, с. 333].
С позиции разработки рекомендаций по совершенствованию деятельности системы финансово-инвестиционной поддержки территориального развития представляет несомненный интерес исследование взаимосвязи стадиальной принадлежности территорий с определенными стадиями их жизненного цикла и осуществляемой ими инвестиционной деятельности. В принятой постановке жизненный цикл разноуровневых территориальных образований представляет собой совокупность периодов (стадий) территориального развития в рамках доминирующей функциональной специализации территории (становление, развитие, зрелость и упадок), определяющей уровень ее конкурентоспособности и адаптивности к воздействию внешних и внутренних вызовов [18, с. 190]. То есть, территориальная составляющая служит базисом формирования любой территории, ее существования и развития. Также жизненный цикл территории представляет собой совокупность циклических процессов, влияющих на социально-экономическое развитие в течение всего времени ее существования [19, с. 134].
В результате исследования данного аспекта формирования институциональной среды поддержки территориального развития выявлено, что вне зависимости от значимости инвестиций для экономического роста и императивов полного учета влияющих на него факторов, стадиальная принадлежность территорий остается за рамками рассмотрения при выборе направлений инвестирования. Тем самым решаются, как правило, задачи максимального извлечения инвестиционного дохода при игнорировании проблем развития социальной инфраструктуры территории и улучшения ее финансового и экологического состояния [20, с. 134-135]. Т.е., деятельность институтов территориального развития осуществляется в отрыве от стадиальной принадлежности территорий, что является основанием для выбора направлений ее совершенствования в части аккумуляции и направлении ресурсов с целью корректировки траекторий развития территориальных образований в сторону восходящих стадий их жизненного цикла.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Исследование сложившейся системы формирования и функционирования системы институтов территориального развития, проведенное на примере Республики Башкортостан, позволило выявить позитивные и негативные моменты в их развитии. В настоящее время система институтов территориального развития активно внедряется в практику
Farkhutdinova Aliya Usmanovna INSTITUTIONS OF DEVELOPMENT ..
economic sceinces
управления инвестиционным потенциалом территорий. Сформированные в рамках конкретных территорий (в частности в Республике Башкортостан) институты территориального развития по сути и направлениям своей деятельности входят в систему финансово-инвестиционной поддержки территориального развития.
При этом их деятельность слабо скоординирована между собой, направлена для решения строго определенного круга задач, при решении которых не учитывается приоритеты развития территории, на которой они размещены.
Исходя из вышеизложенного для своевременной финансово-инвестиционной поддержки территориальных образований и повышения их инвестиционной привлекательности, особое внимание необходимо уделять разработке единых стандартов деятельности институтов территориального развития, осуществлять их постоянную координацию для недопущения возникновения узких мест и диспропорций в их развитии. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
I.Чистякова Н.О. Анализ теоретических подходов к формированию институтов как элемента инновационной среды региона // Российское предпринимательство. № 21(267) / ноябрь 2014. С. 29-46.
2.Иванов О. Б., Бухвальд Е. М. Региональные институты развития в системе стратегического планирования // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. №1. 2018. С. 61-77.
¡Мельников Р.М. Результативность и эффективность российских финансовых институтов развития: подходы к оценке и пути повышения // Финансы и кредит. №21 (501). 2012. С. 2-10.
4.Особенности взаимодействия с институтами развития при управлении инновационными проектами: учебное пособие / В. П. Строшков. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 132 с.
5.Татаркин А.И., Котлярова С.Н. Региональные институты развития как факторы экономического роста // Экономика региона. №3. 2013. С. 9-18.
6.Бетелин В.Б., Кутукова Е.С. Институты развития - это финансовые компании, а не катализаторы технологического развития страны // Государственный Аудит. Право. Экономика. №2. 2017. С. 5-7.
7.Киндзерский Ю. Институты развития: принципы формирования и проблемы использования в экономических преобразованиях // Общество и экономика. 2010. №7-8. С. 57-78.
8.Бондаренко В.В., Чакаев Р.Р., Лескина О.Н., Танина М.А., Юдина В.А., Харитонова Т.В. Роль региональных институтов развития в повышении инновационного потенциала субъектов Российской Федерации //Региональная экономика: теория и практика. 2018. Т. 16, № 1. С. 83 - 100.
9.Фархутдинова А.У. Территориальное развитие России: проблемы и пути решения // Экономика и бизнес: теория и практика. №9. 2019. С. 198-202.
10.Подстригич А.В. Институциональные аспекты модернизации регионального звена российской экономики // Экономическая теория: Анализ, Практика. №5. 2012. С. 68-77.
II.Подстригич А.В. Институты развития и "стандарты" экономической политики для субъектов Российской Федерации // Экономические науки. №11. 2012. С. 7-11.
12.Сафиуллин М.Р., Сафина А.А. Построение и экономическая оценка производственно-технологических цепочек (на примере не-фтегазохимического комплекса Республики Татарстан). Казань: Казан. ун-т, 2013. 148 с.
13.Юлдашева О.У., Никифорова С.В., Полонский С.Ю. Методология организации бизнеса на основе цепочки по созданию потребительской ценности (на примере строительной корпорации) // Вестник СПбГУ. Сер. 8. 2007. Вып.2. С. 32-48.
14.Баев Г.О., Орлов А.И. Проблемы управления малыми производственными предприятиями на ранних стадиях жизненного цикла // Научный журнал КубГАУ. №118(04). 2016. С. 275-304.
15.Патлис В.В. Некоторые вопросы финансового обеспечения стартапа // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского Института Бизнеса. №4 (33). 2015. С. 216-223.
16.Белухин В.В. Институты развития как элемент институциональной инфраструктуры экономики роста // Общество: политика, экономика, право. №8. 2016. С. 1-4.
17.Ергунова О.Т., Плахин А.Е., Фоминых К.А. Институты регионального развития и их роль в модернизации экономики субъектов РФ //Вопросы инновационной экономики. 2017. Том 7. № 4. С. 323-338.
18.Климова Н.И., Алтуфьева Т.Ю. Жизненный цикл территорий: теоретико-методологический подход к стадиальной идентификации и его приложение // Фундаментальные исследование. №9. 2017. С. 189-194.
19.Звягина О.В. Жизненный цикл старопромышленных территорий региона: тенденции и перспективы развития // Научное мнение № 3. 2014. С. 132-135.
20.Климова Н.И. Инвестиционное обеспечение территорий на разных стадиях их жизненного цикла // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4(25). С.132-136.
Данное исследование выполнено в рамках государственного задания УФИЦ РАН № 075-01211-20-01 на 2020 г.
Статья поступила в редакцию 15.10.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020