Выходные сведения статьи:
Бубликов В.В., Морщакова А.С. Институты и механизмы обеспечения межнациональной гармонии в региональном социуме // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2016. № 4(16). URL: https://regrazvitie.ru/instituty-i-mehanizmy-obespecheniya-mezhnatsionalnoj-garmonii-v-regionalnom-sotsiume/_
УДК 316.022.4
Институты и механизмы обеспечения межнациональной гармонии
в региональном социуме1
© 2016 Бубликов Василий Валерьевич
E-mail: [email protected] © 2016 Морщакова Анна Сергеевна
E-mail: [email protected]
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
В статье рассматриваются и анализируются существующие институты и механизмы регулирования межнациональных отношений в Белгородской области. Авторами статьи приводятся различные причины возникновения межнациональной розни между этническими группами и возможные пути разрешения межнациональных конфликтов, официальная статистика о проживающих этнических группах на территории Белгородской области. Рассмотрена структура и деятельность Совета по межнациональным отношениям при Губернаторе, его функции и задачи по обеспечению гармонии среди представителей различных национальностей. В статье рассмотрены решения, которые были приняты Советом, а также проводимые им образовательные и культурные мероприятия. В работе предлагаются рекомендации в адрес региональных и местных властей, направленные на совершенствование и развитие деятельности по гармонизации межнациональных отношений.
Ключевые слова: межнациональные отношения, этнические группы, Белгородская область, Совет по межнациональным отношениям, межнациональные конфликты, межнациональная гармония.
Institutions and mechanisms for ensuring interethnic harmony in the regional society
© 2016 Bublikov Vasily Valerievich
E-mail: [email protected]
1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №16-13-31602.
2 Бубликов Василий Валерьевич - кандидат социологических наук, доцент, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (Российская Федерация, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85).
Bublikov Vasily Valerievich - candidate of sociological Sciences, associate Professor Belgorod State National Research University (Russian Federation, 308015, Belgorod, Pobeda street, 85).
3 Морщакова Анна Сергеевна - магистрант направления «Государственное и муниципальное управление», ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (Российская Федерация, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85).
Morshchakova Anna Sergeevna - undergraduate Belgorod State National Research University (Russian Federation, 308015, Belgorod, Pobeda street, 85).
© 2016 Morshchakova Anna Sergeevna
E-mail: [email protected]
Belgorod State National Research University
This article discusses and analyzes the existing institutions and mechanisms of regulation of international relations in the Belgorod region. The author of the article lists the various causes of the ethnic hatred between ethnic groups and possible ways of resolving ethnic conflicts, the official statistics on the ethnic groups living in the territory of the Belgorod region. The structure and activities of the Council for Interethnic Relations of the Governor, its functions and tasks to ensure harmony among different nationalities. The article describes the solutions that have been adopted by the Council, as well as its educational and cultural activities. At the end of the article the author offers recommendations for improvement and development activities in the region in the regulation of international relations, an increase in mechanisms to ensure ethnic harmony.
Keywords: international relations, ethnic groups, Belgorod region, the Council for interethnic relations, ethnic conflicts, international harmony.
В современном мире актуальной и важной остается проблема гармонизации межнациональных отношений и интеграции разнообразных этнических групп в полиэтничное сообщество, при сохранении и развитии их культурной самобытности и укреплении внутренней целостности, единства данных групп. В настоящее время в Российской Федерации этносоциальные процессы проходят в условиях трансформации общества, при делегировании ряда полномочий по регулированию межнациональных отношений на региональный и местный уровень. Вследствие этого, основными субъектами этно-национальной политики становятся региональные и муниципальные органы власти.
В результате масштабных миграционных процессов последних десятилетий в некоторых районах и поселениях Белгородской области сложилось анклавное расселение некоторых этнических меньшинств (турок, цыган, азербайджанцев, езидов, курдов и некоторых других). Эта ситуация требует индивидуального, адресного подхода к интеграции сообществ и развитию положительных межнациональных отношений в этих районах. Однако в настоящее время в регионе фактически отсутствуют институты и механизмы, позволяющие отслеживать качество межнациональных отношений, реализовывать политику по гармонизации межэтнических отношений на местном уровне.
Защита прав и свобод человека и гражданина в полной мере возможна лишь в том случае, когда в ней принимают участие федеральные, региональные и местные органы власти. Необходимо отметить, что органы местного самоуправления ближе всего стоят к нуждам населения, и в частности к нуждам национальных меньшинств. Порой, именно местные органы власти могут более точно выбрать методы и ресурсы, необходимые для защиты прав населения, поддержания и развития малочисленных народов и национальных меньшинств.
Гармонизация межнациональных отношений в полиэтничном социуме представляет важную как в теоретическом, так и в практическом плане проблему. Под межнациональной гармонией в региональном социуме следует понимать взаимодействие различных национальных групп внутри регионального сообщества, обеспечивающее реализацию интересов и прав этнических общностей и сохранения их идентичности при одновременной интеграции в регионе [1]. Ввиду многочисленных столкновений во многих регионах России между этническими группами, проблема межнациональной розни является очевидной. Причем за последние годы произошло распространение межэтнической розни с уровня мегаполисов и
крупных городов на провинцию - сельскую местность и малые города. Самыми распространенными причинами возникновения межнациональной розни являются [2]:
- социальная неудовлетворенность национальностей внутри региона;
- экономическое превосходство одного этноса над другим;
- географические разногласия об установлении границ расселения и проживания различных этнических сообществ;
- общественно-политическое поведение различных органов власти;
- культурно-языковые;
- историческое прошлое, в котором существовали конфликты во взаимоотношениях между национальностями;
- этнодемографические (численное преимущество одной национальности над другой);
- борьба за природные ресурсы с целью их использования в ущерб другой национальности;
- религиозные, конфессиональные.
Каждый межнациональный конфликт, возникающий на территории региона, опасен. Он грозит миру, демократии в обществе, нарушает права граждан. Также он может повлечь за собой массовую гибель людей, разрушение городов и поселков. Последствия межнациональной розни наблюдаются по всему миру [3].
Большую часть межнациональных конфликтов можно избежать в случае, если достигать соглашения и стремиться использовать гуманные способы дипломатии. Сформировавшиеся конфликты между отдельными национальностями важно ликвидировать именно на начальной стадии. Для этого региональные и местные органы власти должны регулировать межнациональные отношения и пресекать попытки одного этноса дискриминировать другой.
В Белгородской области органом, регулирующим взаимоотношения между различными национальностями, является Совет при Губернаторе Белгородской области по межнациональным отношениям, образованный 25 апреля 2013 года [4]. Совет является консультативным и совещательным органом, который был образован в целях обеспечения межнациональной и межконфессиональной гармонии в регионе и преодоления, и профилактики любых форм экстремизма. В основные задачи Совета входят:
- содействие в формировании и укреплении взаимосвязей между различными национальностями, религиозными организациями, региональными и местными органами власти;
- помощь и поддержка деятельности национальных общественных объединений и религиозных организаций по сохранению и развитию языка, культуры, свободы вероисповедания и т.д.;
- содействие в формировании межнационального диалога благодаря достижению обоюдной терпимости, понимания и уважения во взаимоотношениях среди представителей различных национальностей и этнических меньшинств.
Для достижения поставленных задач в функции Совета по межнациональным отношениям входят:
- осуществление организационно-методических функций в отношении органов власти по вопросам, имеющим отношение к компетенции Совета;
- разъяснение национальным общественным объединениям и религиозным организациям причин принятия органами власти различных решений;
- подготовка рекомендаций по совершенствованию применения федерального и регионального законодательства в области государственной национальной политики;
- подготовка рекомендаций совместного действия органов власти, национальных общественных, религиозных организаций, средств массовой информации с целью сохранения и развития национального языка, культуры, самобытности различных национальностей, проживающих в регионе;
- подготовка предложений по отдельным проектам федеральных законов, концепций, федеральным и иным программам в сфере государственной национальной политики и т.д.
В состав Совета по межнациональным отношениям вошли представители национально-культурных объединений, научного сообщества, руководители федеральных, региональных органов власти, участвующие в его деятельности на общественных началах. Совет принимает решения в области реализации «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года», предупреждения экстремисткой деятельности, легализации пребывания иностранных трудоспособных граждан. Проводится большое количество образовательных, спортивных и культурных мероприятий. Заседания Совета проходят не реже одного раза в квартал или по мере необходимости.
Создание Совета при Губернаторе Белгородской области по межнациональным отношениям позволило сформировать площадку для профессиональных дискуссий и выработки совместных решений в сфере государственной национальной политики, играющего роль инструмента обратной связи. Совет призван своевременно реагировать на возможные риски и опасности, которые способны вызвать инциденты на национальной основе.
В соответствии с данными последней переписи населения Белгородской области 2010 года, русские достигли 94,4% от всего населения области, а 2,8% составляют украинцы. Интересно отметить, что еще 90 лет назад соотношение двух основных народов региона было близким к паритету: 57,5% - русские, 42,1% - украинцы [5]. Наиболее многочисленной этнической группой неславянского происхождения на территории области являются армяне 7,6 тыс. человек (0,5%). За последнее десятилетие в Белгородской области выросла численность турок и турок-месхетинцев - до 4,8 тысяч человек, которые стали четвертой национальной группой населения региона, с перспективой выйти на 2-е место [5]. В большинстве своем они локально проживают в сельских поселениях области, переселившись в конце 1980-х годов из Узбекистана. Также в области чуть меньше по численности, чем турок-месхетинцев, проживает азербайджанцев (4,6 тыс. человек), 3,3 тыс. белорусов, 3,2 тыс. татар. Значительные общины (свыше тысячи человек) представляют также молдаване, цыгане, немцы и узбеки.
При этом в Белгородском регионе со времен свертывания политики коренизации в 1933 году, нет ни только ни одной национальной школы, но и даже школы с каким-либо этнокультурным компонентом. В таких условиях этнические сообщества, во-первых, по сути обречены на культурную ассимиляцию, а во-вторых, это снижает возможности их интеграции и социального прогресса, поскольку даже в местах своего компактного проживания они обречены на более низкие показатели успеваемости, в сравнении с детьми основной этнической группы.
Также следует отметить, что Советов, подобных действующему при Губернаторе Белгородской области нет в районах и в сельских поселениях с большой долей этнических меньшинств, а ведь именно в них достигается наибольшая концентрация различных национальных групп, прослеживается межнациональная и межконфессиональная напряженность. Как раз, в таких случаях деятельность Советов по межнациональным отношениям необходима на местном уровне.
В связи с вышеизложенным, для совершенствования и развития деятельности по регулированию межнациональных отношений, повышения эффективности механизмов обеспечения межнациональной гармонии, предлагаются следующие рекомендации:
- создание Советов по межнациональным отношениям при главах администрации районов, в которых существуют поселения с компактным, анклавным расселением этнических меньшинств (прежде всего: Прохоровский, Грайворонский, Краснояружский, Белгородский, Корочанский, Шебекинский, Ракитянский, Чернянский районы);
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих в вопросах реализации государственной национальной политики России;
- обеспечение реализации прав этнических сообществ на получение образования на родном языке (или, как минимум, изучение родного языка, культуры и истории своего народа) в местах компактного проживания;
- формирование системы мониторинга за состоянием межнациональных отношений на территории муниципальных образований и предотвращения возникновения конфликтов среди представителей разных национальностей (проведение регулярных социологических опросов среди жителей разных национальностей в форме обеспечивающей независимость и репрезентативность исследования);
- организация выступлений в местных СМИ руководителей муниципалитетов, национальных общественных объединений, религиозных организаций по актуальным и важным вопросам реализации государственной национальной политики России;
- проведение мероприятий в целях предотвращения и профилактики межнациональных конфликтов в детской и молодежной среде (творческие фестивали, фотовыставки, народные гуляния, экскурсии по Белгородской области и т.д.);
- формирование и развитие «Домов Дружбы» и иных центров национальной культуры народов Белгородчины.
Данные мероприятия должны способствовать гармонизации межнациональных отношений, обеспечению их стабильности и предотвращению межнациональных конфликтов. При этом должно быть обеспечено право этнических меньшинств на национальную культуру, язык и самобытность. Институты и механизмы обеспечения межнациональной гармонии должны воздействовать на все формы национальных, этнических взаимоотношений. Они должны быть направлены на каждого человека, каждую национальную группу, каждую этническую общность.
Список литературы
1. Богатова, О.А. Гармонизация межэтнических отношений в региональном социуме : автореф. дис. ... доктор социол. наук. - Саранск, 2004. - 10 с.
2. Проблема и опасность межнациональных конфликтов. - GOPSY. [Электронный ресурс] URL: http://gopsy.ru/otnosheniia/ssory/konflikty/mezhnacionalnye-konflikty.html
3. Причины межнациональных конфликтов. - Межнациональные отношения. Центр социально-правового анализа. [Электронный ресурс] URL: http://etnic21.ru/prichinyi-mezhnaczionalnyix-konfliktov.html
4. О создании Совета при Губернаторе Белгородской области по межнациональным отношениям [Электронный ресурс]: Распоряжение Губернатора Белгородской области от 25 апреля 2013 г. № 179-р // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область.
5. Бубликов, В.В. Этнические меньшинства и уровень их интеграции в Белгородской области: история формирования и современные тенденции развития: монография. - Белгород: КОНСТАНТА, 2015. - 332 с.
References
1. Bogatova, O.A The harmonization of interethnic relations in regional society: Abstract. Dis. ... Doctor of Sociology. Sciences. - Saransk, 2004. - 10.
2. The problem and the danger of ethnic conflicts. - GOPSY. URL: http://gopsy.ru/otnoshenija/ssory/konflikty/mezhnacionalnye-konflikty.html
3. Causes of international conflicts. - Interethnic relations. Center for Social and legal analysis. URL: http://etnic21.ru/prichinyi-mezhnaczionalnyix-konfliktov.html
4. On the establishment of the Council of the Governor of the Belgorod region on international relations: The order of the Governor of the Belgorod region from April 25, 2013 № 179-p // Reference legal system "Consultant Plus". Div. "Legislation". Inform. "Region of the bank. Vol. Belgorod region
5. Bublikov, V.V. Ethnic minorities and their level of integration in the Belgorod area: the history of the formation and development of modern trends: a monograph. - Belgorod: CONSTANTA, 2015. - 332.