Научная статья на тему 'ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЁЖИ'

ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЁЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
215
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПОЛИТИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аверкиева Екатерина Владимировна

В настоящее время происходят кардинальные цивилизационные трансформации, изменения в геополитике и международных отношениях. В этих условиях формирование национальной идентичности граждан играет важнейшую роль для обеспечения стабильности развития государства. Проведённый анализ показывает, что у значительной части российских молодых людей национальная идентичность, готовность работать ради общего блага и процветания Родины сформированы в недостаточной степени. Государство в последние годы вопросам формирования национальной идентичности молодёжи уделяет особое внимание. Отмечается заметный рост вовлечённости гражданского общества в политическую жизнь страны, но для эффективной работы институтов гражданского общества в сфере формирования национальной идентичности, политической социализации российской молодёжи недостаточно методических разработок, рекомендаций и технологических материалов. Автор предлагает к рассмотрению комплексную Модель политической социализации российской молодёжи силами институтов гражданского общества, которая включает подробные теоретическую и практико-ориентированную части и призвана стать ключевым методическим материалом в сфере социально-патриотической работы с молодежью некоммерческих гражданских организаций. Модель разработана автономной некоммерческой организацией «Инновационный центр развития и воспитания детей и молодёжи», прошла успешную апробацию в течение шести лет на примере десяти всероссийских интернет-конкурсов патриотической направленности и может быть рекомендована к применению в работе широкому кругу российских институтов гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Аверкиева Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS IN THE FORMATION OF THE NATIONAL IDENTITY OF YOUNG PEOPLE

Сardinal civilizational transformations, changes in geopolitics and international relations are taking place. Under these conditions, the formation of the national identity of citizens plays an important role in ensuring the stability of the development of the state. The analysis carried out shows that a significant part of Russian young people has insufficiently formed national identity, willingness to work for the common good and prosperity of the Motherland. In recent years, the state has paid special attention to the formation of the national identity of young people. There is also a noticeable increase in the involvement of civil society in the political life of the country, but for the effective work of civil society institutions in the formation of national identity, the political socialization of Russian youth, there are not enough methodological developments, recommendations and technological materials. The autonomous non-profit organization "Innovative Center for the Development and Education of Children and Youth" has developed a complex Model of the political socialization of Russian youth by the institutions of civil society, which includes detailed theoretical and practice-oriented parts and is designed to become a key methodological material in the field of socio-patriotic work with youth of non-profit civil organizations. organizations. The developed Model has been successfully tested for six years on the example of ten All-Russian Internet contests of a patriotic orientation and can be recommended for use in the work of a wide range of Russian civil society institutions.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЁЖИ»

исследования социокультурных процессов

в гражданском обществе

Шк^ DOI 10.19181/nko.2023.29.1.3 УДК 323.2, 37.035.4

Е. В. Аверкиева1,2

1 Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН.

2 АНО «Инновационный центр развития и воспитания детей и молодежи».

Москва, Россия.

ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЁЖИ

Аннотация. В настоящее время происходят кардинальные цивилизационные трансформации, изменения в геополитике и международных отношениях. В этих условиях формирование национальной идентичности граждан играет важнейшую роль для обеспечения стабильности развития государства. Проведённый анализ показывает, что у значительной части российских молодых людей национальная идентичность, готовность работать ради общего блага и процветания Родины сформированы в недостаточной степени. Государство в последние годы вопросам формирования национальной идентичности молодёжи уделяет особое внимание. Отмечается заметный рост вовлечённости гражданского общества в политическую жизнь страны, но для эффективной работы институтов гражданского общества в сфере формирования национальной идентичности, политической социализации российской молодёжи недостаточно методических разработок, рекомендаций и технологических материалов. Автор предлагает к рассмотрению комплексную Модель политической социализации российской молодёжи силами институтов гражданского общества, которая включает подробные теоретическую и практико-ориентированную части и призвана стать ключевым методическим материалом в сфере социально-патриотической работы с молодежью некоммерческих гражданских организаций. Модель разработана автономной некоммерческой организацией «Инновационный центр развития и воспитания детей и молодёжи», прошла успешную апробацию в течение шести лет на примере десяти всероссийских интернет-конкурсов патриотической направленности и может быть рекомендована к применению в работе широкому кругу российских институтов гражданского общества.

Ключевые слова: национальная идентичность; политическая социализация; институты гражданского общества; некоммерческие организации; российская молодежь; ценностные ориентации; политизация гражданского общества

Для цитирования: Аверкиева Е. В. Институты гражданского общества в формировании национальной идентичности молодёжи // Наука. Культура. Общество. 2023. Т. 29, № 1. С. 38-50. DOI 10.19181/пко.2023.29.1.3. EDN TYTPVC

Введение. Проходящие в современном мире процессы дезинтеграции од-нополярного мира создают предпосылки к возвращению ведущей роли национального государства, как субъекта политики. Процесс формирования

© Аверкиева Е . В ., 2023

национальной идентичности в России становится одной из основных целей политической социализации российской молодёжи, что определяет актуальность исследований в этой области. В современных условиях воспитывать надо не космополитов - «граждан мира», а граждан конкретной страны . Процесс политической социализации молодёжи должен осуществляться с ориентацией на национальные традиции государственности, молодые люди должны чувствовать себя гражданами России, иметь четко сформулированные и сформированные традиционные национальные ценности. «Дети - это важнейший приоритет государственной политики», - определил в 2020 году Президент Российской Федерации В. В. Путин1.

Целью настоящей статьи является анализ работы государственных структур и институтов гражданского общества по формированию ценностных ориента-ций российской молодёжи в масштабах страны, а также разработка практических рекомендаций по повышению результативности деятельности институтов гражданского общества в процессе формирования национальной идентичности российской молодежи

Современное состояние процесса формирования национальной идентичности населения Российской Федерации. Вопросам формирования национальной идентичности молодёжи ведущие российские учёные-политологи уделяют особое внимание . Так, в комплексном исследовании коллектива учёных под руководством профессора В . С . Комаровского [1] отмечено, что особая сложность современного процесса политической социализации российской молодёжи связана со столкновением двух противоположных представлений об устройстве политической и общественной сфер общества - советских, полученных от родителей, и новых - демократических и республиканских Комаровский приходит к выводу, что при формировании желаемого будущего необходимо учитывать позиции молодёжи [2], а также, что формирование национальной идентичности становится особенно актуальным ввиду наглядного примера переформатирования идентичности внешними акторами, как это произошло на Украине [3]. О связи социальных представлений о своей стране, национально-государственной идентичности и устойчивости государства пишет и Н . П. Сащенко, констатируя по итогам исследования (опрос 2020 г. направлен на выявление социальных представлений о России, социально-политических настроений, идеологических предпочтений), что в этом отношении для сознания молодёжи характерны противоречивость, определенная размытость и неустойчивость [4].

В совместной работе профессоров Института социально-политических исследований ФНИСЦ РАН Л. Е . Ильичевой и С . В . Рогачева проблема социальной консолидации общества рассматривается как важнейшая стратегическая задача, отмечается необходимость усиления ориентации на патриотизм, а также на первостепенное значение формирования национальной идентичности у молодёжи и наличие активно функционирующего гражданского общества [5].

В современных условиях деятельность институтов гражданского общества приобретает особую важность в процессе политической социализации российской молодёжи, формирования у нее политически значимых для государства ценностных ориентаций . Этот процесс происходит по двум встреч-

1 Путин В . В . Пояснительная записка к проекту федерального закона. 21 мая 2020 // Система обеспечения законодательной деятельности . URL: https://sozd .duma.gov.ru/bill/960545-7 (дата обращения: 08.01.2023).

ным направлениям, как за счёт направляющего воздействия государства, так и в инициативном порядке со стороны патриотически настроенных граждан Расширяются функции и формы участия институтов гражданского общества в социально-политической жизни государства, так широкое развитие в стране получило волонтёрское движение2, активно функционируют общественные информационные площадки и каналы в социальных сетях, критику и предложения которых во многих случаях учитывают представители государственных структур при принятии решений3 . Однако, пока потенциал институтов гражданского общества в процессе политической социализации российской молодёжи задействован недостаточно

Ценностные ориентации современной российской молодёжи. Целое поколение современных молодых людей в России выросло в условиях отсутствия трансляции гражданских и патриотических ценностей Анализ результатов исследования ценностных ориентаций молодёжи, проведенных Федеральным агентством «Росмолодежь» в 2016-2020 гг. , показывает, что заметная часть подрастающего поколения не консолидирована вокруг стержневых для государства ценностей - любовь к Родине, готовность её защищать, желание трудиться на благо страны. Почти половина опрошенных (40,3%) не одобряют курс развития страны . Почти столько же (41,5%) уехали бы по возможности на постоянное проживание в другую страну С 2016 года фиксируется рост числа заявляющих об отсутствии гордости за страну (с 23,3% в 2016 году до 31,7% в 2020 году) и сокращение числа тех, кто гордится своей страной (с 76,5% в 2016 до 46,3% в 2019). В 2019 году среди топ-10 ценностей «процветание страны» опустилось на последнее место, уступив «жизни, полной удовольствий» Только 20,5% считают, что «интересы Родины превыше всего, самопожертвование ради Родины почётно»4. Согласно исследованию Государственного университета управления, опубликованного в 2017 году, процент молодых людей, предполагающих выехать из страны в случае неблагоприятных общественных потрясений, составлял 21,5%, что свидетельствует об отсутствии эффективного социально-политического мировоззрения и ответственности за государство у пятой части молодёжи [6] В 2019 году были опубликованы результаты ещё одного социологического исследования, проведённого директором Института социологии, академиком М. К. Горшковым и руководителем Центра социального прогнозирования Ф. Э . Шереги. Исследование ими ценностей российских студентов подтвердило настроенность молодых людей на выезд из страны для работы или для постоянного проживания за рубежом [7]. Неутешительны и результаты всероссийского опроса ВЦИОМ, согласно которому количество молодых людей, идентифицирующих себя как «граждане РФ», в 2022 году снизилось на 7% (с 90% в 2021 году до 87% в 2022 году)5 .

2 Тимофеева Ю . Дело добровольное: в России в 2022 году резко выросло число волонтеров // Известия . 9.12.2022. URL: https://u. to/ew9vHg (дата обращения: 04.02.2023) .

3 Котова Е . Путин образовал рабочую группу по вопросам мобилизации, она будет готовить доклад президенту // Российская газета. 22.12.2022. URL: https://u . to/mBJvHg (дата обращения: 04.02.2023).

4 Комплексное социологическое исследование ценностных ориентаций современной молодежи РФ. Санкт-Петербург, 2018. 35 с.; Измерение показателей, характеризующих уровень личностного развития молодёжи, влияние и степень оценки заботы государства о молодёжи . Санкт-Петербург, 2019. 30 с.; Анализ оценок молодёжи РФ в целом по репрезентативной выборке Санкт-Петербург, 2020 23 с Источник: Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) . URL: https://u ,йэ^ВУуН^(дата обращения: 04.02.2023) .

5 Ценности молодежи : аналитический обзор . 14.12.2022 // ВЦИОМ . URL: https://u . to/bRhvHg (дата обращения: 08 01 2023)

Таким образом, результаты приведенных выше исследований политически значимых ценностных ориентаций российской молодёжи демонстрируют отсутствие у значительной части молодых людей сформированной национальной идентичности, готовности работать ради общего блага и процветания Родины .

Современная государственная политика формирования национальной идентичности российской молодёжи. Актуальность и острота задач гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения побуждает государство активно заниматься этими вопросами . Наиболее значительные положительные сдвиги в отношении государства к процессу формирования ценностных ориентаций молодёжи и национальной идентичности произошли после принятия на Всенародном референдуме 4 июля 2020 года Поправок к Конституции РФ и введения новой статьи 67-1, утверждающей, что «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. . . » . Приоритеты работы с подрастающим поколением определены в Указе Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 4746, в законе от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ7 . В июле 2020 года в закон «Об Образовании» внесены изменения, возвращающие воспитательную деятельность в систему образования8 . С января 2021 года реализуется федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», в новых государственных образовательных стандартах конкретизируются подлежащие формированию ценностные ориентации учащихся, в том числе по направлению патриотического и гражданского воспи-тания9. В ноябрьском 2022 года Указе Президента РФ подчеркивается, что сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей имеет стратегическое значение в сфере обеспечения национальной безопасности государства10. Знаковым было и завершение «политического» 2022 года проведением заседания Государственного Совета РФ по реализации молодёжной политики в современных условиях11

Во всех современных российских доктринальных государственных документах подчеркивается, что для обеспечения национальной безопасности России формирование национальной идентичности должно стать доминантой современного процесса политической социализации российской молодежи, общенациональной задачей. Это процесс должен вестись планомерно и постоянно со всеми возрастными группами детей и молодёжи К решению этой общенациональной задачи наряду с государственными структурами необходимо привлекать институты гражданского общества, в частности, некоммерческие организации, которые априори обладают инициативностью и гибкостью в подходах к решению поставленных задач

6 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474. URL: https://u. to/mBtvHg (дата обращения: 08.01.2023) .

7 О молодежной политике в Российской Федерации : Федеральный закон от 30.12.2020 г. № 489-ФЗ . URL: https://u ,to/HB5vHg (дата обращения: 08.01.2023) .

8 Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ . URL: https://u .to/XiBvHg (дата обращения: 08.01.2023) .

9 Федеральные государственные общеобразовательные стандарты // Министерство Просвещения РФ . URL: https://u.to/xyJvHg (дата обращения: 08.01.2023) .

10 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : Указ Президента РФ от 09. 11.2022 г. № 809. URL: https://u . to/_y1vHg (дата обращения: 08.01.2023) .

11 Мухаметшина Е . Президент закроет «политический» 2022 год заседанием Госсовета по молодежной политике // Ведомости . 22.12.2022. URL: https://u . to/fkJvHg (дата обращения: 08.01.2023).

Роль институтов гражданского общества в процессе формирования национальной идентичности российской молодёжи. Важность привлечения институтов гражданского общества к процессу политической социализации молодёжи, в частности, к формированию национальной идентичности, на протяжении последних лет многократно отмечалась в научных исследованиях Профессор Н А Головин приходит к выводу, что «решение проблем политической социализации не может быть отдано лишь на усмотрение элит, а является делом общественности» [8]. А. Н . Елисеев и А. Ю . Кретов также считают, что партнёрство власти и институтов гражданского общества должно стать ключевым элементом молодёжной политики в России [9]. Особую важность разработки современных эффективных методик с учётом всего спектра имеющихся средств, в том числе, возможностей сети Интернет отмечает М. Р. Резаков [10]. В Докладах Общественной Палаты РФ указывается на необходимость вовлечения институтов гражданского общества в работу с молодёжью и отмечается повышение роли этих институтов в социально-политических процессах в стране12 О необходимости консолидации государственных и общественных структур говорится в ноябрьском 2022 г Указе Президента РФ, подчеркивается необходимость поддержки общественных проектов и институтов гражданского общества в области патриотического воспитания и сохранения историко-культурного наследия народов России13

Происходящие геополитические изменения запустили процессы политизации российского гражданского общества, повышения роли институтов гражданского общества в социально-политических процессах, в том числе в процессе политической социализации российской молодёжи Однако, актуальная официальная статистика по количеству некоммерческих организаций (НКО), задействованных в процессе политической социализации российской молодёжи, отсутствуют, доступные данные по этому вопросу носят фрагментарный характер В статье О Ю Отрокова для некоммерческих организаций, ведущих деятельность по работе с молодёжью в России, приводится цифра немного более 2200 на начало 2021года [11]. В докладе президента Общенационального союза некоммерческих организаций А А Айгистова «Некоммерческий сектор . Ключевые тренды и перспективы развития 2021-2022 гг.» деятельность в области духовно-нравственного, патриотического воспитания, в сфере детских и молодёжных инициатив ведут 28 523 организаций В то же время, по сведениям региональных общественных палат, количество работающих, «активных НКО» не превышает 15-20% от их общего числа14 . Таким образом, по приведённым данным можно сделать оценку, что в сфере работы с молодёжью в 2020 году было задействовано порядка 4200 некоммерческих организаций По данным реестра Министерства юстиции, на 2022 год в России зарегистрировано 14 563 некоммерческих организаций, имеющих в своем названии слова «молодёжь», «дети» в разных модификациях15. Используя оценку доли

12 Доклад Общественной палаты РФ «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2021 год» // Общественная палата РФ . URL: https://www. oprf. ru/activity_documents (дата обращения: 08 01 2023)

13 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению... URL: https://u . to/_y1vHg (дата обращения: 08.01.2023) .

14 О состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2019 год : Доклад Общественной палаты РФ // Общественная палата РФ. URL: https://www.oprf.ru/activity_documents (дата обращения: 08 01 2023)

15 Реестр некоммерческих организаций // Министерство юстиции Российской Федерации . URL: http://unro .minjust.ru/NKOs.aspx (дата обращения: 30.08.2022) .

реально работающих организаций (15-20%), получаем 2200-2900 действующих в рассматриваемой сфере некоммерческих организаций в 2022 году По данным Министерства экономического развития, в России на 2022 год зарегистрировано с включением в реестр СОНКО 1442 социально ориентированных некоммерческих организации, имеющие в своем наименовании слова «молодёжь», «дети», «юношеский» в разных вариантах16 Все эти организации можно считать активными, так как условием включения в реестр является подтверждённая деятельность на протяжении последних трех лет

Приведенные выше оценки носят приблизительный характер ввиду отсутствия точных данных о характере проводимой этими организациями работы с молодёжью, связана ли она с деятельностью по политической социализации, по формированию национальной идентичности или носит иной характер Обобщая полученные оценки, можно сделать вывод, что число некоммерческих организаций, работающих в сфере политической социализации российской молодёжи на постоянной основе или эпизодически, лежит в пределах от 1500 до 4000 Важно отметить, работа по координации деятельности институтов гражданского общества, по обеспечению этих организаций методическими материалами, нацеливающими на решение общегосударственной задачи по формированию национальной идентичности, недостаточна и не отвечает запросам современной политической ситуации в мире

Комплексная Модель политической социализации российской молодежи силами институтов гражданского общества. В настоящее время институты гражданского общества, как наиболее инициативные, мобильные и патриотично настроенные объединения, активно подключаются к процессам формирования ценностных ориентаций и национальной идентичности российской молодёжи. В качестве примера приведём деятельность некоммерческой организации «Инновационный центр развития и воспитания детей и молодёжи» . На базе реализованных исследований специалистами организации проведена комплексная работа по теоретическому осмыслению, разработке и практической апробации комплексной Модели политической социализации российской молодёжи в современных условиях (далее Модель) Модель разработана специально для применения институтами гражданского общества, занимающимися вопросами формирования российской национальной идентичности, сохранения традиционных российских ценностей, гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения и включает теоретическую и практи-ко-ориентированную части

Теоретическая часть Модели основана на объединении субъект-объектного и субъект-субъектного подходов, на синергии принципов из пяти областей знаний - политологии, социологии, теории управления, педагогики, теории коммуникации, на применении актуальных средств политической социализации - дистанционно-личностное общение, система поощрения акторской гражданско-политической позиции, личный пример агента В теоретической части сформулированы основные целевые ориентиры государственной политики в сфере гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, формирования национальной идентичности, политической социализации

16 Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, сформированный в соответствии с подпунктами «а» и «в» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с участниками общероссийской акции «Мы вместе» 30 апреля 2020 г // Минэкономразвития РФ. URL: https://data.economy.gov.ru/analytics/sonko (дата обращения: 31.08.2022) .

российской молодежи Эта часть включает два блока - ценностно-целевой, теоретико-методологический

Практико-ориентированная часть Модели представлена в виде системы четырех взаимосвязанных блоков - содержательно-структурного, функци-онально-деятельностного, оценочно-результативного и сопроводительно-континуального

Основной целью реализации Модели заявлено формирование социально ответственного гражданина с патриотической акторской политической позицией. Модель прошла неоднократную апробацию в форме всероссийских интернет-конкурсов патриотической направленности Так, с применением всех положений и рекомендаций Модели, силами АНО «Инновационный центр развития и воспитания детей и молодежи» в продолжении последних шести лет организованы и проведены десять конкурсов по двум тематикам: «Гимн России понятыми словами» и «Расскажи миру о своей Родине» . Разработанная Модель может быть использована и другими институтами гражданского общества в работе по политической социализации российской молодежи, в том числе по формированию российской национальной идентичности и сохранению традиционных российских ценностей

Ниже кратко раскрыто содержание составляющих блоков теоретической и практико-ориентированной частей Модели, а также даны рекомендации по применению Модели институтами гражданского общества Модель включает в себя шесть блоков

Первый блок, ценностно-целевой, определяет цель, стоящую перед процессом политической социализации российской молодёжи Эта цель формулируется на основе целей развития Российской Федерации, поставленных высшим руководством страны исходя из текущей геополитической ситуации Формулировка цели политической социализации детализируется в виде конкретных ценностных ориентаций из нормативно-правовых документов по данному вопросу Для сохранения единства цели всех акторов процесса политической социализации, ценностно-целевой блок является неизменным для всех организаций, применяющих Модель в своей работе

Второй, теоретико-методологический блок Модели также является инвариантным, а последующие четыре блока вариативны и разрабатываются под конкретное мероприятие по политической социализации Второй, теоретико-методологический блок определяет научно-методические основы Модели Блок состоит из двух компонентов - теоретического и методологического . Теоретический компонент включает подходы, факторы, виды, формы и механизмы социализационного процесса, лежащие в основе Модели В Модели использован смешанный подход к процессу политической социализации, представляющий сочетание субъект-объектного и субъект-субъектного подходов. Сочетание двух подходов предполагает наличие целенаправленного вертикального процесса политической социализации, основанного на создании условий для сознательного принятия социализантом предложенных политических ценностей через рефлексию и понимание их истинности и практической значимости Применение Модели предполагается преимущественно в рамках вторичной социализации, когда социализант воспринимает информацию осознанно, критически Ведущим механизмом социализации является институциональный, включающий все психологические механизмы - рефлексию, идентификацию, подражание, импринтинг, экзистенциальный нажим . Агентом при институциональном механизме выступают институты гражданского общества.

Методологический компонент включает принципы и средства политической социализации, отобранные и разработанные для использования в рамках Модели В основу Модели заложена синергия политических, социологических, педагогических, управленческих, коммуникативных принципов. Объединение принципов из разных областей знаний позволяет сделать Модель более эффективной в достижении целей политической социализации Политические принципы позволяют заложить в Модель стратегическое видение и долгосрочное планирование, способствующее реализации национальных интересов Российской Федерации Социологические принципы учитывают взаимодействие между социальными группами как источником социальных изменений . Управленческие принципы закладывают основу эффективного управления процессом социализации, позволяют сделать его более четким и ориентированным на результат Педагогические принципы позволяют агрегировать опыт учителей и воспитателей, накопленный за многовековую историю педагогики по политической социализации молодёжи и передаче знаний от старшего поколения младшему Коммуникативные принципы позволяют задействовать наработки теории коммуникации для обеспечения эффективной передачи идей от агента к социализанту с минимальными искажениями и максимальным уровнем понимания и принятия Для использования в рамках Модели разработаны и применяются следующие средства политической социализации - дистанционно-личностное общение и система поощрения акторской гражданско-по-литической позиции

В рамках третьего, содержательно-структурного блока Модели, происходит конструирование конкретного мероприятия по политической социализации российской молодёжи и создание команды для его реализации В содержательном компоненте разрабатывается концепция мероприятия по политической социализации, осуществляется постановка целей для данного мероприятия, определяется механизм реализации этой концепции, происходит выбор формы мероприятия, а также определяются источники финансирования и конкретизируются географические и временные рамки мероприятия В рамках структурного компонента конкретизируется объект политической социализации, определяется состав команды, список волонтеров и потенциальных сподвижников Определение объекта политической социализации (социализант) для данного мероприятия происходит путем сужения объекта от «российская молодёжь» до более конкретной группы, так называемой «целевой аудитории» Субъектом политической социализации (агентом) выступает институт гражданского общества, проводящий данное мероприятие по политической социализации

В четвёртом, функционально-деятельностном блоке определяются цели и функции всех участников процесса политической социализации, создаются регламенты и инструкции для сотрудников и волонтёров, обсуждаются условия взаимодействия со сподвижниками Далее происходит практическая реализация запланированных мероприятий по политической социализации

Пятый, оценочно-результативный блок регламентирует оценку результативности мероприятия Оценка производится как по окончании мероприятия по политической социализации, так и в процессе его реализации

Шестой, сопроводительно-континуальный блок обеспечивает непрерывность, планомерность работы в рамках Модели - и по окончании отдельного конкретного мероприятия продолжается работа с социализантами-участника-ми данного мероприятия, обеспечивается максимально возможная отдача от реализованного мероприятия и помощь наиболее отличившимся участникам

в дальнейшем продвижении и развитии, поддерживается работоспособность команды, социализанты вовлекаются в деятельность других агентов политической социализации

Эффективное применение Модели предполагает цикличность и, одновременно, непрерывность реализации на практике процесса политической социализации, формирования национальной идентичности российской молодёжи силами институтов гражданского общества - практические мероприятия проводятся периодически через определённые временные интервалы, при этом работа с молодёжью по её политической социализации продолжается непрерывно

Практика применения комплексной Модели политической социализации российской молодежи силами институтов гражданского общества. Модель политической социализации молодёжи силами институтов гражданского общества прошла успешную апробацию в ходе проведения за период с 2017 по 2022 годы десяти всероссийских интернет-конкурсов патриотической направленности «Гимн России понятными словами» и «Расскажи миру о своей Родине» В основу концепции конкурса «Гимн России понятными словами», в соответствии с положениями первых трех блоков Модели, положена установка - всероссийский проект по патриотическому воспитанию детей и молодёжи, призванный пробудить интерес к государственным символам и истории России, способствовать повышению гражданской инициативы Цель конкурса -сформировать в российской молодёжной среде понимание идеологического содержания Гимна России в качестве основы патриотического воспитания подрастающего поколения, сформировать у участников конкурса ценностные ориентации, входящие в группу патриотических и гражданских В процессе подготовки работ участники знакомятся с содержанием гимна, выясняют значение непонятных для них слов и создают текстовые, фото- и видео-работы, позволяющие им самим глубже понять смысл текста Сознательное, заинтересованное участие в таком конкурсе приводит к естественному росту у участников патриотизма, любви к Родине и гордости за страну

В рамках функционально-деятельностного блока Модели организаторами определены функции и созданы инструкции для всех участников процесса политической социализации и осуществлена практическая реализация конкурса В рамках оценочно-результативного блока определяется результативность конкурса по формированию политически значимых ценностных ориентаций его участников В качестве критериев результативности использовались: показатели изменения политически значимых ценностных ориентаций участников конкурса (самооценка по результатам опроса), количество участников, географический, возрастной, социальный охват, количество привлечённых сподвижников и волонтёров, количество публикаций в средствах массовой информации, в сети Интернет и пр Опрос был направлен на выявление изменений сформированности девяти гражданских, патриотических и духовно-нравственных ценностных ориентаций, установленных Федеральными государственными образовательными стандартами, и показал положительную направленность изменений политически значимых ценностных ориентаций, личностных установок и убеждений участников . В опросе приняли участие 166 конкурсантов 2017-2021 гг. из 85 регионов России . На вопрос «Появился ли у вас интерес к изучению родного языка, истории, культуры после участия в конкурсе?» 69,3% ответили «да», 31,9% «скорее да» . На вопрос «Появилось ли желание принимать активное участие в жизни семьи, школы, родного края, страны после участия

в конкурсе?» - 72,3% «да», 25,9% «скорее да» . На вопрос «Появилось ли после участия в конкурсе желание придерживаться таких качеств, как честность, верность, заботливость, уважение, трудолюбие, сопереживание и прочих?» -77,1% «да», 21,1% «скорее да»

Большую роль в повышении эффективности работы по проведению интернет-конкурсов патриотической направленности имеет активная поддержка со стороны государственных и всероссийских общественных организаций, -Комитета Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей, Министерства просвещения РФ, Министерства Обороны РФ, Общероссийского Народного фронта

В соответствии с положениями сопроводительно-континуального блока Модели деятельность по политической социализации молодёжи в рамках мероприятий Конкурса должна вестись целенаправленно и непрерывно Поэтому и после официального подведения итогов каждого конкурса работа с молодёжью не прекращается - продолжается освещение проекта в социальных сетях, публикация всех работ участников и ведение тематических рубрик о нашей Родине, о народных обычаях и государственных традициях, проводятся выставки лучших работ, интервью с победителями, обучающие вебинары, на регулярной основе осуществляются рассылки новостей проекта, отличившиеся участники конкурса имеют возможность пройти обучение на онлайн-курсе по развитию лидерских качеств, принять участие в других мероприятиях гражданско-па-триотической направленности

За шесть лет в конкурсе «Гимн России понятыми словами» приняло участие более 10 500 детей и подростков из 88 регионов России Важно отметить, что именно в 2022 году, в условиях резко обострившейся международной обстановки, отмечен значительный рост востребованности подобных мероприятий среди участников - детей и молодёжи: количество участников конкурса в 2022 г. по сравнению с 2021 г. выросло почти в пять раз и составило 4 350 человек из 86 регионов России, количество волонтеров, помощников выросло более, чем в 4 раза, количество экспертов, квалифицированных энтузиастов - более, чем в 2 раза

Рекомендации по повышению результативности деятельности институтов гражданского общества в процессе формирования национальной идентичности российской молодёжи. Приведённый пример успешной деятельности некоммерческой организации по формированию национальной идентичности российской молодёжи подтверждает востребованность такой деятельности и значительный потенциал институтов гражданского общества в этом процессе По мнению автора, приведённая Модель политической социализации российской молодёжи институтами гражданского общества может стать эффективным методическим и практическим основанием в работе общественных организаций в сфере гражданско-патриотического воспитания российской молодёжи Важной структурной особенностью модели является наличие постоянной, общей для всех акторов процесса политической социализации, теоретической, целеполагающей части и изменяемой, адаптируемой к конкретным условиям проекта, практико-ориентированной части Практическая направленность данной теоретико-методологической разработки полностью отвечает современным требованиям ориентации науки на практическое применение, на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации Именно об этом в своей предвыборной программе говорил Президент Российской Академии наук

Г. Я. Красников17. Применение описанной комплексной Модели рекомендуется для повышения результативности деятельности институтов гражданского общества в процессе формирования национальной идентичности российской молодёжи.

Заключение. Приведённые данные социологических исследований наглядно демонстрируют, что у значительной части молодых людей в нашей стране в недостаточной степени сформирована национальная идентичность, готовность работать ради общего блага и процветания Родины . Формирование национальной идентичности молодёжи в современных условиях приобретает важнейшую роль для обеспечения стабильного развития страны, её национальной безопасности и должно стать доминантой современного процесса политической социализации российской молодёжи, общей задачей для государства и для гражданского общества. В этих условиях возрастает роль, расширяются функции и формы участия институтов гражданского общества в социально-политической жизни страны В настоящее время уровень вовлеченности институтов гражданского общества в процесс формирования национальной идентичности, политической социализации российской молодёжи недостаточен, что во многом объясняется отсутствием качественных методических материалов и рекомендаций

Положительным примером эффективной и системной деятельности института гражданского общества по политической социализации молодёжи во всероссийском масштабе может служить деятельность АНО «Инновационный центр развития и воспитания детей и молодёжи». В частности, разработанная и апробированная организацией комплексная Модель политической социализации российской молодёжи в современных условиях Модель разработана специально для применения институтами гражданского общества, занимающимися вопросами гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения и включает как теоретическую, целеполагающую так и практико-ориентированную части

Модель содержит как неизменные для всех акторов процесса политической социализации элементы, так и вариативные, для возможной адаптации к конкретным условиям применения На основании отмеченной универсальности, а также успешных примеров апробации, автор рекомендует Модель к применению общественными организациями для оптимизации работы при реализации проектов по гражданско-патриотическому воспитанию, по формированию национальной идентичности, по политической социализации подрастающего поколения Российской Федерации

Библиографический список

1 . Образ будущего России глазами молодежи / В . С . Комаровский, А. А. Беляков,

О . А. Бориско [и др.]. М . : Аспект Пресс, 2021. 224 с. ISBN 978-5-7567-1113-4.

EDN VXQJQN.

2 . Комаровский В. С. Образ желаемого будущего России: проблемы формирования //

Власть . 2020. Т 28, № 1. С . 45-50. DOI 10 ,31171/vlast ,v28i1.7041. EDN JLPADV.

3 . Комаровский В. С. Формирование национально-государственной идентичности Рос-

сии: вызовы и риски // Власть . 2015 . Т 23, № 3 . С . 20-27. EDN TNRRET.

4 . Сащенко Н. П. Структура социальных представлений молодёжи о России: про-

блема идентичности // Наука . Культура . Общество . 2020. Т 26, № 3 . С . 8-18 .

DOI 10.19181/2308829X-2020-3.1. EDN YHSCHW.

17 Предвыборная программа Геннадия Красникова: новый облик и новое будущее РАН // Российская Академия Наук . 7.09.2022. URL: https://u ,to/4FFvHg (дата обращения: 01.01.2023) .

5 . Ильичева Л. Е, Рогачев С. В. Риски и вызовы социальной консолидации российского общества в условиях цивилизационной трансформации // Власть . 2022 . Т . 30, № 5 . С . 88-97. DOI 10 . 31171/vlast,v30i5.9243. EDN AHVYMN. 6. Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодёжной политики : результаты исследования / Под общ . ред . С . В . Чуева. М . : ГУУ, 2017 . 131 с . ISBN 978-5-215-02993-0. EDN ZRSCWZ .

7 . Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Российская молодежь в контексте социологического

анализа. М . : ФНИСЦ РАН, 2019. 263 с. DOI 10 ,19181/monogr.978-5-89697-317-1. EDN ZRVPCL.

8 . Головин Н. А. Политическая социализация: теоретико-методологические основы

исследования : дис . . . . д . социол . наук : 22.00.01 / Головин Николай Александрович . СПб ., 2004. 414 с . EDN NNPZVH .

9 . Елисеев А. Л., Кретов А. Ю. Роль институтов гражданского общества в формировании

механизмов и технологий реализации государственной молодежной политики в современной России // Среднерусский вестник общественных наук . 2016 . Т. 11, № 3 . С . 95-103. DOI 10.12737/20389. EDN WDIHNV. 10 . Резаков М. Р. Патриотизм как фактор политической жизни современной России: дис . . . . канд . полит, наук : 23.00.02 / Резаков Максим Равильевич . Пятигорск, 2018 . 215 с . EDN WWKAEQ.

11. Отроков О. Ю. Специфика деятельности некоммерческих организаций России в направлении политической социализации молодежи // Власть. 2021. Т. 29, № 2 . С . 212-217 . DOI 10 .31171/vlast ,v29i2 .8048. EDN CLESFG.

Поступила в редакцию: 11.01.2023. Принята к печати: 09.02 .2023.

Сведения об авторе:

Аверкиева Екатерина Владимировна, соискатель Института социально-политических исследований ФНИСЦ РАН; президент АНО «Инновационный центр развития и воспитания детей и молодёжи» . Москва, Россия . averkieva . edu@gmail . com Author ID РИНЦ: 1126775 ORCID: 0000-0001-51126775

E. V. Averkieva1'2

1 Institute of Socio-Political Research of FCTAS RAS.

2 ANO "Innovative Center for the Development and Education of Children and Youth".

Moscow, Russia.

CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS IN THE FORMATION OF THE NATIONAL IDENTITY OF YOUNG PEOPLE

Abstract. Cardinal civilizational transformations, changes in geopolitics and international relations are taking place. Under these conditions, the formation of the national identity of citizens plays an important role in ensuring the stability of the development of the state. The analysis carried out shows that a significant part of Russian young people has insufficiently formed national identity, willingness to work for the common good and prosperity of the Motherland. In recent years, the state has paid special attention to the formation of the national identity of young people. There is also a noticeable increase in the involvement of civil society in the political life of the country, but for the effective work of civil society institutions in the formation of national identity, the political socialization of Russian youth, there are not enough methodological developments, recommendations and technological materials. The autonomous non-profit organization "Innovative Center for the Development and Education of Children and Youth" has developed a complex Model of the political socialization of Russian youth by the institutions of civil society, which includes detailed theoretical and practice-oriented parts and is designed to become a key methodological material in the field

of socio-patriotic work with youth of non-profit civil organizations. organizations. The developed Model has been successfully tested for six years on the example of ten All-Russian Internet contests of a patriotic orientation and can be recommended for use in the work of a wide range of Russian civil society institutions.

Keywords: national identity; political socialization; civil society institutions; non-profit organizations; Russian youth; value orientations; politicization of civil society

For citation: Averkieva E. V. (2023) Civil society institutions in the formation of the national identity of young people. Science. Culture. Society. Vol. 29. No. 1. P. 38-50. DOI 10.19181/nko.2023.29.1.3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Komarovsky V. S ., Belyakov A. A., Borisko O . A. [et al .] . The image of the future of Russia through the eyes of youth [own] . Moscow: Aspect Press; 2021 . 224 p . ISBN 978-5-7567-1113-4 (in Russ . ) .

2 . Komarovsky V. S . Image of the desired future of Russia: problems of formation . Vlast'=The

Authority. 2020;28(1):45-50. DOI 10 ,31171/vlast ,v28i1.7041 (in Russ . ) .

3 . Komarovsky V. S . Formation of the national-state identity of Russia: challenges and risks .

Vlast'=The Authority. 2015;23(3):20-27 (in Russ .) .

4 . Sashchenko N. P. Structure of young people's social perceptions of Russia: the problem of

identity. Science. Culture. Society. 2020;26(3):8-18 . DOI 10.19181/2308829X-2020-3.1 (in Russ )

5 . Ilyicheva L . E ., Rogachev S . V. Challenges and risks of social consolidation of the Russian

society in conditions of civilizational transformation . Vlast'=TheAuthority.2022;30(5):88-97 . DOI 10 ,31171/vlast ,v30i5.9243 (in Russ . ) .

6 Chuev S V (ed ) Value orientations of Russian youth and implementation of state youth policy: research results [own], Moscow: GUU Publ .; 2017 . 131 p . ISBN 978-5-215-029930 (in Russ )

7 . Gorshkov M . K ., Sheregi F. E . Russian youth within the context of sociological analy-

sis. Moscow: FCTAS RAS; 2019. 263 p. DOI 10 ,19181/monogr.978-5-89697-317-1 (in Russ )

8 Golovin N A Political socialization: theoretical and methodological foundations of the study. Doctor Degree Thesis . SPb .: 2005. 414 p . (in Russ . ) .

9 . Eliseev A . L ., Kretov A . Yu . The role of civil society institutions in the formation of mech-

anisms and technologies of realization of state youth policy in modern Russia . Central Russian Journal of Social Sciences. 2016;11(3):95-103. DOI 10.12737/20389 (in Russ . ) . 10 Rezakov M R Patriotism as a factor in the political life of modern Russia Candidate Degree Thesis . Pyatigorsk; 2018 . 215 p . (in Russ . ) . 11. Otrokov O . Yu . The specificity of activities of non-profit organizations in Russia in the direction of political socialization of youth . Vlast'=The Authority. 2021;29(2):212-217 . DOI 10 ,31171/vlast ,v29i2 .8048 (in Russ . ) .

Received: 11.01.2023.Accepted: 09.02 .2023.

Information about the author: Ekaterina V. Averkieva, PhD applicant, Institute of Socio-Political Research of FCTAS RAS; President, ANO "Innovative Center for the Development and Education of Children and Youth" . Moscow, Russia . averkieva. edu@gmail . com ORCID: 0000-0001-5108-2964

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.