Сегодня общественность наделена большими полномочиями в деле исправления осужденных. Так, например, в соответствии с Приказом Минюста РФ № 14 от 29 января 2007 г. [1], общественность обеспечивает взаимодействие граждан РФ с Министерством юстиции в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты прав и свобод людей и прав общественных объединений при осуществлении функций Министерства, а также в целях осуществления общественного контроля над деятельностью Министерства. Приказ ФСИН России № 32 от 26 января 2007 г. [2] наделяет общественность правом принимать участие в решении задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой (далее - УИС), защите прав и законных интересов сотрудников, работников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах. Федеральный закон № 76 от 10 июня 2008 г. [3] дает возможность общественности осуществлять контроль над обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, а также оказывать содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания. УИК РФ (ст. 9, 14, 23, 110, 142) определяет порядок участия общественности в процессе исправления осужденных.
В целом имеющаяся законодательная база позволяет общественности принимать активное участие в пенитенциарной жизни. Так, по данным ФСИН России, в 79-ти субъектах РФ созданы общественные советы при территориальных органах ФСИН России. Их численность, включая Общественный совет при ФСИН России, составляет 1048 чел. [4].
Состав общественных советов формируется исключительно из лиц, направления деятельности которых в той или иной мере полезны либо в создании условий для исправления осужденных, либо в самом процессе исправления. Так, в состав 74 общественных советов включено 277 представителей неправительственных правозащитных организаций: члены местных отделений «Российского Красного Креста», «Попечительского совета УИС», «Российского Союза ветеранов Афганистана», «Союза казаков», «Мемориала», Московской Хельсинской группы и др.; многочисленные женские организации; республиканские и областные правозащитные центры; центры народной дипломатии по правам человека; творческие организации и др. Для обеспечения реализации права осужденных на свободу вероисповедания, отправление религиозных обрядов в состав общественных советов входят по 1-2 священнослужителя. С целью оказания гуманитарной, благотворительной финансовой и материальной помощи как осужденным, так и членам семей сотрудников в состав общественных советов вовлекают представителей коммерческих структур, способных поддержать осуществление подобных программ.
В состав общественных советов избраны преподаватели высших учебных заведений, деятели культуры и искусства, известные спортсмены, чтобы помочь в проведении лекций, бесед, консультаций, «круглых столов», вечеров вопросов и ответов по социально-правовым вопросам в разъяснении требований уголовно-исполнительного законодательства и международно-правовых актов. Для содействия социальной адаптации и ресоциализации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, в состав общественных советов включены представители органов местного самоуправления, управлений социальной защиты, службы занятости населения, аппаратов уполномоченных по правам человека. С целью налаживания конструктивного диалога общественных советов с местными органами власти по вопросам совершенствования нормативно-правовой базы в сфере соблюдения прав и законных интересов сотрудников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, в состав общественных советов многих субъектов РФ входят депутаты местных законодательных органов власти. Также представителями общественных советов являются члены общественных наблюдательных комиссий. На сегодняшний день из 510 членов общественных наблюдательных комиссий, сформированных в 74 субъектах РФ, 71 вошли в качестве представителей в общественные советы при 40 территориальных органах ФСИН России [4;
5].
Состав и компетенция общественных советов позволяют раскрыть их потенциал в различных направлениях данной работы. Одно из таких направлений - обеспечение прозрачности деятельности уголовно-исполнительной системы. Для этого используются возможности региональных общественных наблюдательных комиссий и общественных советов при территориальных органах ФСИН России [4; 5].
Второе направление - мониторинг обеспечения прав и законных интересов осужденных, а также повышения юридической грамотности, правовой и социальной защищенности как осужденных, так и сотрудников УИС. В 2009 г. в 74 территориальных органах ФСИН России членами общественных советов осуществлено 1325 посещений; членами общественных наблюдательных комиссий осуществлено около 1100 посещений в 69-ти субъектах РФ [6; 7]; в 53 субъектах РФ 583 посещения проведено совместно членами общественных наблюдательных комиссий и членами общественных советов при территориальных органах ФСИН России. В ходе посещений учреждений 70-ти территориальных органов членами общественных советов проведено более 4300 индивидуальных бесед; членами 51 общественного совета даны более 4750 юридических консультаций [4; 5].
Одно из наиболее значимых направлений деятельности общественных советов - участие в процессе исправления осужденных. Члены общественных советов содействуют администрации учреждений и органов УИС в организации воспитательной, культурно-массовой и спортивной работы. Так, в 2009 г. с участием и при поддержке членов общественных советов в 74-х территориальных органах проведено 1969 таких мероприятий как с осужденными, так и с персоналом УИС. Более того, общественные советы привлекают религиозные организации в процесс исправления осужденных. В настоящее время в учреждениях ФСИН России функционируют 523 храма, в том числе - 471 Русской православной церкви, 40 исламских мечетей, 9 буддийских дуганов и 3 костела Римско-католической церкви. На стадии строительства находится еще 61 храм Русской православной церкви. Действует 705 молитвенных комнат, в том числе 466 - Русской православной церкви, 115 -исламских, 6 - буддийских, 1 - иудейская, 2 - Римско-католические церкви, 64 - евангельских христиан-баптистов, 49 - христиан веры евангельской (пятидесятников) и 3 - для представителей других вероисповеданий. В ИУ создано 1578 религиозных общин различных конфессий, в которых насчитывается 89 665 осужденных. В ряде субъектов РФ организовано 275 воскресных школ и 293 библейских и исламских курса, где проходят религиозное обучение свыше 13 300 тыс. верующих осужденных. Они изучают Закон Божий, смотрят видеофильмы на религиозные темы, являются зрителями и участниками концертов духовной музыки. Во многих ИУ по местной радиосети транслируются проповеди, поздравления с церковными праздниками, рассказы о религиозной жизни. Библиотеки ИУ обеспечиваются духовной литературой, которую верующим осужденным разрешено иметь в личном пользовании. Религиозные организации принимают активное участие в решении проблем ресоциализации осужденных [4; 8; 9; 10; 11; 12; 13].
К сожалению, общественность не проявляет такой активности в отношении осужденных, отбывающих наказание в виде пожизненного лишения свободы, как в силу законодательных ограничений, так и в силу негативного отношения к этой категории осужденных, сложившегося в обществе. Деятельность общественности в отношении этой категории осужденных ограничена проведением общественными наблюдательными комиссиями мониторинга обеспечения прав и законных интересов осужденных и посещением осужденных священнослужителями. Если первые пытаются обеспечить достойные условия существования пожизненно осужденным, то вторые совместно с сотрудниками ИУ пытаются «врачевать сердца и души оступившихся людей». Как заметил отец Александр (Александр Альтмарк), в колонии особого режима «содержатся люди, которые совершили много греховных поступков и часто довольно низко опустились по нравственной лестнице. Для таких людей вера остается последним спасением в их жизни». Ведь на совести осужденных к пожизненной мере наказания лежит тяжесть совершенных ими преступлений. В среднем на одного «пожизненника» приходится 6 загубленных жизней [14].
На недостаточное использование потенциала общественности в отношении осужденных, отбывающих наказание в виде пожизненного лишения свободы, указывают и результаты нашего опроса. Так, на вопрос, помогает ли Вам общественность (общественные наблюдательные комиссии, правозащитные организации, священнослужители и др.) переносить тяготы и лишения строгих условий особого режима, лишь от 15 до 22 % осужденных исследуемой категории ответили положительно; от 20 до 31 % - отрицательно; от 39 до 51 % считают эту помощь частичной.
Учитывая опыт участия общественности в исправлении осужденных, отбывающих наказание на определенный срок, данный институт следует развивать и в отношении осужденных на пожизненное лишение свободы. Это, с одной стороны, подтверждают сотрудники ИУ особого режима,
подавляющее большинство которых, признавая, что действующее законодательство позволяет обеспечить сотрудничество администрации ИУ особого режима с общественностью (от 67 до 94 %), считают необходимым расширить практику участия общественности в жизни осужденных (от 58 до 82 %). С другой стороны, это мнение можно подкрепить многочисленными теоретическими исследованиями. Несмотря на то, что их авторы и не затрагивают категорию пожизненно осужденных, полученные результаты дают нам полезный методологический ориентир в наших предметных исследованиях. Так, например, С.А. Ветошкин в ходе комплексного исследования процесса исправления осужденных установил высокий потенциал общественного воздействия. В частности, он говорит о привлечении интеллектуального и творческого потенциала общественности как обязательном факторе успешного осуществления исправления осужденных. И. Ходыкин, исследовав миссионерское служение в местах лишения свободы на протяжении длительной истории становления и развития отечественной пенитенциарной системы, определил данную деятельность как духовно-нравственное средство исправления осужденных [15, с. 143-145].
Таким образом, общественность способна влиять на процесс исправления осужденных, отбывающих наказание не только на определенный срок, но и в виде пожизненного лишения свободы на всех уровнях взаимодействия с УИС. Эта деятельность может осуществляться опосредованно в рамках полномочий Общественного совета при Минюсте РФ, Общественного совета при ФСИН России, общественных советов и общественных наблюдательных комиссий при территориальных органах ФСИН России; непосредственно в ИУ в силу действующего законодательства. При этом на уровне ИУ общественное воздействие представляет собой участника, способного охватить своим положительным влиянием каждый элемент процесса исправления, деятельность которого обеспечивается посредством взаимодействия основными средствами исправления - режимом и воспитательной работой, а также со вспомогательными средствами - общественно полезным трудом, получением общего образования (самообразованием) и профессиональной подготовкой.