Научная статья на тему 'ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НА УКРАИНЕ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР'

ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НА УКРАИНЕ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
243
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА УКРАИНЫ / АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ / FOREIGN POLICY EXPERTISE / FOREIGN POLICY OF UKRAINE / THINK TANKS / PUBLIC SECTOR OF FOREIGN POLICY EXPERTISE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Онопко Олег Владимирович

Важным условием защиты и реализации Россией своих национальных интересов на Украине является понимание круга субъектов, влияющих на выработку украинской внешней политики. Одними из таковых являются экспертные институты, обеспечивающие аналитическое и научное сопровождение внешнеполитических решений, принимаемых органами государственной власти. Внешнеполитическая экспертиза на Украине - «белое пятно» для российской политической науки. Статья открывает серию публикаций, цель которых - решить данную проблему. В ней систематизированы сведения об украинских институтах внешнеполитической экспертизы, чья деятельность прямо или опосредованно финансируется государством. Выявлено, что в период президентства В. Януковича (2010-2014) госсектору был нанесен значительный структурный урон, его последствия до сих пор не преодолены. На сегодняшний день к украинским государственным институтам внешнеполитической экспертизы относятся Национальный институт стратегических исследований, Институт всемирной истории Национальной академии наук Украины и университетские аналитические центры. Автор рассматривает данные организации сквозь призму конструктивизма и институционализма - как политические структуры, деятельность которых влияет на контекст украинской внешней политики, поведение ее действующих лиц. Установлено, что их главные научные и прикладные исследовательские интересы связаны с проблемами национальной, региональной, международной безопасности, российской внутренней политикой, проблемами информационного, военного, политического противостояния России. Данные вопросы рассматриваются институтами исключительно сквозь призму евроатлантизма и антироссийской политической мифологии. Как минимум с 2014 г. в украинскую политическую и академическую элиту ими транслируются враждебные России смыслы. В этом же ключе осуществляется политическая социализация студенческой молодежи, в которой активное участие принимают университетские аналитические центры, тесно взаимодействующие с государственными и неправительственными организациями стран - членов НАТО. На сегодняшний день госсектор внешнеполитической экспертизы на Украине находится не в лучшем состоянии, но он неизменно сохраняет свой аналитический и научный потенциал, равно как и жесткую антироссийскую позицию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC SECTOR INSTITUTIONS OF FOREIGN POLICY EXPERTISE IN UKRAINE: AN ANALYTICAL OVERVIEW

An important condition for the effective protection and implementation by Russia of its national interests in Ukraine is an understanding of the circle of actors that influence the development of Ukrainian foreign policy. Among them, there are expert institutions that provide analytical and scientific support for foreign policy decisions made by the highest bodies of state power. Foreign policy expertise in Ukraine is a grey area for Russian political science. The article opens a series of publications whose purpose is to solve this problem. It systematizes information about Ukrainian institutes of foreign policy expertise, those whose activities are directly or indirectly financed by the state. It was revealed that during the presidency of Viktor Yanukovych (2010- 2014), the public sector suffered significant structural damage, and its consequences have not yet been overcome. Today, Ukrainian public institutions of foreign policy expertise include: the National Institute for Strategic Studies, the Institute of World History of the National Academy of Sciences of Ukraine and university think tanks. The author considers these organizations through the prism of constructivism and institutionalism - as political structures (institutions) whose activities affect the context of Ukrainian foreign policy and the behavior of its actors. It has been established that their main scientific and applied research interests are related to problems of national, regional and international security, Russian domestic politics, problems of information, as well as military and political confrontation with Russia. All these issues are considered by institutions exclusively through the prism of Euro-Atlanticism and anti-Russian political mythology. Since at least 2014, they have been transmitting ideas hostile to Russia to the Ukrainian political and academic elite. In the same vein, the political socialization of students is carried out, in which university think tanks actively work in close collaboration with state and non-governmental organizations of NATO member countries. Today, the public sector of foreign policy expertise in Ukraine is not in the best condition, but it invariably retains its analytical and scientific potential, as well as its tough anti-Russian position.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НА УКРАИНЕ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР»

УДК 327-057.54

ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НА УКРАИНЕ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

О. В. Онопко

Донецкий национальный университет, 283001, Донецк, ул. Университетская, 24

Важным условием защиты и реализации Россией своих национальных интересов на Украине является понимание круга субъектов, влияющих на выработку украинской внешней политики. Одними из таковых являются экспертные институты, обеспечивающие аналитическое и научное сопровождение внешнеполитических решений, принимаемых органами государственной власти. Внешнеполитическая экспертиза на Украине — «белое пятно» для российской политической науки. Статья открывает серию публикаций, цель которых — решить данную проблему. В ней систематизированы сведения об украинских институтах внешнеполитической экспертизы, чья деятельность прямо или опосредованно финансируется государством. Выявлено, что в период президентства В. Януковича (2010-2014) госсектору был нанесен значительный структурный урон, его последствия до сих пор не преодолены. На сегодняшний день к украинским государственным институтам внешнеполитической экспертизы относятся Национальный институт стратегических исследований, Институт всемирной истории Национальной академии наук Украины и университетские аналитические центры. Автор рассматривает данные организации сквозь призму конструктивизма и институционализма — как политические структуры, деятельность которых влияет на контекст украинской внешней политики, поведение ее действующих лиц. Установлено, что их главные научные и прикладные исследовательские интересы связаны с проблемами национальной, региональной, международной безопасности, российской внутренней политикой, проблемами информационного, военного, политического противостояния России. Данные вопросы рассматриваются институтами исключительно сквозь призму евроатлантизма и антироссийской политической мифологии. Как минимум с 2014 г в украинскую политическую и академическую элиту ими транслируются враждебные России смыслы. В этом же ключе осуществляется политическая социализация студенческой молодежи, в которой активное участие принимают университетские аналитические центры, тесно взаимодействующие с государственными и неправительственными организациями стран — членов НАТО. На сегодняшний день госсектор внешнеполитической экспертизы на Украине находится не в лучшем состоянии, но он неизменно сохраняет свой аналитический и научный потенциал, равно как и жесткую антироссийскую позицию.

Ключевые слова: внешнеполитическая экспертиза, внешняя политика Украины, аналитические центры, государственный сектор внешнеполитической экспертизы.

После свержения президента В. Януковича на Украине, воссоединения Крыма с Россией и начала вооруженного конфликта в Донбассе в 2014 г. российско-украинские отношения оказались в глубоком кризисе. Новый политический режим и правящая элита Украины заняли активную антироссийскую и проевро-

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2020

атлантическую позицию, что создало целый спектр угроз как для национальной безопасности России, так и для региональной и международной безопасности в целом. Украинская сторона стремится проводить такую внешнюю политику, которая бы, во-первых, наносила максимальный вред интересам Российской Федерации на постсоветском пространстве и в мире в целом, а во-вторых, содействовала интеграции Украины со структурами НАТО и ЕС. В этих условиях актуальными задачами для российской политической науки и практики являются как можно более глубокое и полное понимание интенций и мотивов, стоящих за принимаемыми украинской стороной внешнеполитическими решениями, а также определение тех субъектов, которые влияют на формирование политической картины мира украинской политической элиты. К ним, среди прочих, относятся государственные экспертные организации, привлекаемые для аналитического и научного сопровождения внешней политики.

В российской политической науке пока отсутствуют исследования, предметом которых являлась бы украинская внешнеполитическая экспертиза. Вместе с тем существует ряд работ, направленных на выявление специфики функционирования данной отрасли в России и США. Речь идет о публикациях А. Беляевой [Беляева, 2015], Ф. Войтоловского [Войтоловский], Е. Егоровой [Егорова, 2012], А. Еленского [Еленский, 2004], И. Истомина [Истомин, 2012; Истомин, 2015], А. Макарычева [Макарычев, 2006; Макарычев, 2015], М.Хрусталёва [Хру-сталёв, 2008] и др. Украинские исследователи также фокусируются исключительно на изучении американского опыта организации внешнеполитической экспертизы [Головченко, 2013; 1сторична панорама..., 2004].

Принимая во внимание теоретические и практические разработки указанных выше исследователей, автор преследовал цель систематизировать сведения об институтах государственного сектора украинской внешнеполитической экспертизы, а также дать оценку их текущему состоянию.

Для достижения поставленной цели автором была применена методология, представляющая собой синтез институционализма и конструктивизма А. Вендта (А.\Меп^). Как отмечает Т. Алексеева, «под структурой конструктивисты обычно понимают "институты и разделяемые смыслы, которые создают контекст международных действий, а под агентами. любую единицу, которая действует в этом контексте". Вендт подчеркивает одинаковый онтологический статус агентов и структуры, поскольку они взаимно обусловливают и трансформируют друг друга в процессе развития» [Алексеева, 2014, с. 8]. Исходя из этого автор рассматривает внешнюю политику Украины как результат отношений между структурами и агентами, но только на внутригосударственном, а не международном уровне. Отсюда следует, что государственные организации, специализирующиеся на внешнеполитической экспертизе и международных исследованиях, представляют собой институты (политические организации [Патрушев, 2001]), деятельность которых отчасти формирует контекст принимаемых в сфере внешней политики решений. Она порождает, распространяет и легитимирует идеи, смыслы и ценности, влияющие на поведение агентов — действующих лиц украинского политикума, ответственных за выработку внешнеполитической программы государства, его внешнеполитическое целепола-

гание и образ действий в международной системе. В свою очередь, данные агенты (главы государств, должностные лица, органы государственной власти и пр.) также влияют на поведение экспертных организаций, задавая направления их работы, меняя состав и структуру, устанавливая нормативные правовые основания деятельности.

В каждом государстве существует собственная система институтов внешнеполитической экспертизы, структура, функции и возможности которой определяются как спецификой правящего режима, так и состоянием политической науки и экспертного сообщества. В ней можно выделить два основных сектора: государственный, в состав которого входят организации, чья деятельность финансируется из бюджета страны, и негосударственный, состоящий из частных аналитических компаний и неправительственных организаций.

Цель и применяемый теоретико-методологический подход обусловили решение следующих исследовательских задач: для каждого компонента госсектора были обозначены основные организационные изменения, имевшие место начиная с 2010 г., определены основные цели данных организаций, установлены тематические направления и идеологические особенности их работы, выявлена специфика коммуникации с другими экспертными и научными организациями, медиа.

К институтам внешнеполитической экспертизы, действующим в настоящее время на Украине и входящим в государственный сектор, относятся такие организации, как Национальный институт стратегических исследований (НИСИ), подчиненный президенту Украины; Институт всемирной истории Национальной академии наук Украины (НАН) и его структурные подразделения; университетские аналитические центры.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В настоящее время на Украине существует лишь одна крупная научно-исследовательская организация, цель которой заключается в экспертном обеспечении работы высших органов государственной власти, в частности президента страны и Совета национальной безопасности и обороны (СНБО), — это созданный в 1992 г. Национальный институт стратегических исследований. Ранее — до прихода к власти В. Януковича — при президенте и СНБО существовали еще две организации, осуществлявшие научную и экспертно-анали-тическую работу в сфере внешней политики и международных отношений: Национальный институт проблем международной безопасности (создан в 2001 г указом президента Л. Кучмы на базе Национального института украинско-российских отношений1, директор — профессор А. Власюк) и Институт проблем

1 Указ Президента УкраУни вщ 16.03.2001 № 173/2001. Про Нацюнальний Ыститут проблем мiжнародноí безпеки. иЯ1_: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/173/2001 (дата обращения: 01.06.2020).

национальной безопасности (создан в 2003 г. указом президента Л. Кучмы2, директор — академик НАН В. Горбулин).

Инициатива по организации НИСИ принадлежит академику НАН С. Пирож-кову, который и стал его первым директором. В 2002 г. Л. Кучма своим указом определил институт базовым научно-исследовательским учреждением анали-тико-прогнозного сопровождения деятельности президента. Этим же актом устанавливалась цель деятельности НИСИ — проведение «научно-аналитических и прогнозных исследований по вопросам общественно-политической, социально-экономической, внешнеполитической, военно-политической, этно-политической, гуманитарной, информационной и экологической стратегии развития Украины и ее регионов»3. Для работы в последних был создан ряд филиалов в Днепропетровске, Львове, Одессе и Харькове (до 2014 г. также существовал филиал в Донецке).

Поскольку основным заказчиком работы НИСИ выступает президент Украины, то и главным продуктом, выпускаемым институтом, являются аналитические доклады к ежегодному посланию главы государства Верховной раде «О внутреннем и внешнем положении Украины»4. С 2014 г. неотъемлемым элементом их содержания стали различные рекомендации по противодействую «агрессии», которую якобы осуществляет Россия по отношению к Украине. При этом можно проследить трансформацию формулировок, используемых украинскими экспертами: в 2014 г. речь шла как о «гибридной войне», так и о «гуманитарной агрессии» [Аналiтична доповщь..., 2014], а в последующие годы — исключительно о «гибридной войне». Это потенциально может свидетельствовать в пользу гипотезы о том, что в начале кризиса российско-украинских отношений украинская сторона (или, во всяком случае, эксперты НИСИ) не имела единой версии интерпретации происходящего.

Различным аспектам противостояния с Россией посвящен целый ряд монографий, выпущенных в институте. В частности, в 2015 г. увидели свет работы «Украина и Россия: девятый вал или Китайская стена» [ГорбулЫ, Власюк, Кононенко, 2015] и «Донбасс и Крым: цена возвращения» [Горбулн, Власюк, Лiбанова, Ляшенко, 2015], в 2017 г. — «Мировая гибридная война: украинский фронт» [Горбулн, 2017] и «Кремлевская агрессия против Украины: размышления в контексте войны» [Власюк, Кононенко, 2017], в 2019 г. — «Онтология войны и мира: безопасность, стратегия, смысл» [Парахонський, Яворська, 2019]. Данные научные публикации, большинство из которых издано под редакцией бывшего директора НИСИ академика НАН и первого секретаря СНБО (1994-1999)

2 Указ Президента Укра'ши вщ 03.12.2003 № 1396/2003. Про 1нститут проблем нацюнально! безпеки. URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1396/2003 (дата обращения: 01.06.2020).

3 Указ Президента Укра'ши вщ 16.12.2002 № 1158/2002. URL: https://www.president.gov.ua/ documents/11582002-890 (дата обращения: 01.06.2020).

4 Послання Президента Укра'ши до Верховно' Ради Укра'ши. Нацюнальнш шститут стратепчних дослщжень. URL: https://niss.gov.ua/publikacii/poslannya-prezidenta-ukraini (дата обращения: 01.06.2020).

В. Горбулина5, хотяво многом носят пропагандистский характер, достаточно четко отображают официальное видение кризиса российско-украинских отношений со стороны Киева в период президентства П. Порошенко (2014-2019). Особого внимания для понимания позиции экспертов НИСИ заслуживает монография «Мировая гибридная война: украинский фронт», которая фактически аккумулирует результаты их работы за все годы с начала кризиса и концептуализирует его украинскую интерпретацию как «нового вида глобального противостояния». В работе рассмотрены причины и предпосылки т. н. российской агрессии против Украины, ее «стратегические цели, а также особенности ведения гибридной войны в разных измерениях: военном, политическом, экономическом, социальном, гуманитарном, информационном» [Горбутн, 2017]. Основной месседж, который продвигают авторы монографии, заключается в том, что Россия якобы представляет угрозу как для национальной безопасности Украины, так и для всей международной системы, она «постоянно подводит к грани масштабной войны», а потому необходима долгосрочная стратегия противостояния ей, основанная на асимметричности и проактивности.

Эксперты НИСИ также уделяют большое внимание политической ситуации в России. В 2018 г. ими был подготовлен аналитический доклад, а впоследствии монография «Режим Путина: перезагрузка-2018», в которой рассматривалось актуальное состояние внутренней и внешней политики РФ; анализировались ресурсы, с помощью которых обеспечиваются безопасность и стабильность российского политического режима; изучались «основные тенденции социально-экономической и внутриполитической жизни России, ее внешнеполитические интересы и средства достижения геополитических целей» [Розумний и др., 2018]. Особое внимание авторский коллектив во главе с М. Розумным уделил президентским выборам 2018 г., а также формам и методам контроля над элитами, силовым блоком, публичной политикой и ветвями власти. Несмотря на некоторые вполне адекватные существующей действительности выводы о внутриполитической сфере жизни российского общества, видение внешней политики России, мотивов ее действий в современной международной системе, национальных интересов и внешнеполитических целей основывается исключительно на мифе о том, что власти РФ якобы стремятся к «возрождению СССР (так же как и российской имперской традиции 19-го века)» [Розумний и др., 2018, с. 80].

Примечательно, что на фоне увлечения экспертов НИСИ по внешней политике российской проблематикой практически без их внимания в последние годы остается европейская интеграция Украины, которая, согласно Конституции, является стратегическим курсом развития государства. Последнее значимое научное исследование по этой теме было опубликовано еще в 2012 г. под редакцией А. Ермолаева [брмолаев, 2012], возглавлявшего институт в период президентства В. Януковича.

5 Горбушн, Володимир Павлович. Нацюнапьна академiя наук Укра'ши. URL: http://www.nas. gov.ua/UA/PersonalSite/Pages/default.aspx?PersonID=0000002860 (дата обращения: 01.06.2020).

С приходом к власти на Украине В. Зеленского и его политической силы «Слуга народа» в НИСИ произошли организационные изменения. Был обновлен устав института6, а также назначен новый директор — А. Литвиненко, занявший должность 13 августа 2019 г.7 Анализ его политической биографии (например, в 2014-2019 гг. он был заместителем секретаря СНБО А. Турчино-ва), научных и научно-популярных публикаций свидетельствует об идеологической близости В. Горбулину, руководившему институтом при П. Порошенко. Принимая это во внимание, можно предположить, что какие-либо фундаментальные изменения внешнеполитического экспертного дискурса НИСИ маловероятны.

ИНСТИТУТ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ НАН УКРАИНЫ

С 1991 г. основным центром международных исследований в системе НАН Украины являлся Институт мировой экономики и международных отношений, однако в 2013 г. он был ликвидирован. С тех пор данное направление относится к сфере ведения Института всемирной истории (ранее — Институт европейских исследований). С 2014 г. в организации существуют два структурных подразделения, работающих над проблемами международных отношений, внешней политики Украины, международной и региональной безопасности:

— отдел трансатлантических исследований фокусируется на изучении истории стран евроатлантического региона, анализе и прогнозировании развития взаимоотношений Украины со странами Европы и Америки, исследованиях в сфере международной безопасности, международных конфликтов, геополитических процессов, межэтнических и межконфессиональных отношений и их влияния на международную безопасность. В 2017-2018 гг. научно-исследовательская работа отдела велась по теме «Внешнеполитические стратегии ведущих государств евроатлантического пространства в контексте национальных интересов Украины»8;

— отдел истории новых независимых государств фокусируется на постсоветских исследованиях, изучении истории государств Центральной и Восточной Европы и трансформации их политических систем, моделировании «политических, социокультурных, этнонациональных процессов в странах ЦВЕ и на постсоветском пространстве». В 2017-2018 гг научно-исследовательская работа отдела велась по теме «Европейская

6 Указ Президента Укра'ни вщ 07.10.2019 № 737/2019. URL: https://www.president.gov.ua/ documents/7372019-29893 (дата обращения: 01.06.2020).

7 Литвиненко, Олександр Валермович. Нацюнальшй Ыститут стратепчых дослщжень. URL: https://niss.gov.ua/pro-institut/kerivnictvo/litvinenko-oleksandr-valeriyovich (дата обращения: 01.06.2020).

8 Отдел трансатлантических исследований. Государственное учреждение «Институт всемирной истории Национальной академии наук Украины». http://ivinas.gov.ua/ru/ob-institute/ otdel-transatlanticheskikh-issledovanij.html (дата обращения: 01.06.2020).

и евразийская парадигмы интеграции как фактор трансформации постсоветского пространства»9.

Институт всемирной истории практически не взаимодействует со СМИ, а его сотрудники не осуществляют публичной внешнеполитической экспертизы. Вместе с тем за последнее время ими подготовлен и издан ряд фундаментальных научных трудов по международно-политической тематике. В частности, в 2017 г были опубликованы сборники научных работ «Стратегии внешней политики и политики безопасности ведущих международных акторов» [Толстов, 2017] и аналитических записок за 2014-2017 гг. «Украина: контекст мировых событий» [Куд-ряченко, 2017], а в 2019 г. — аналитический доклад «Международные аспекты интеграции Донбасса и Крыма в политико-правовое и социокультуное пространство Украины» [Кудряченко, Швед, Солошенко, Самойленко, 2019] и монография «Политические проблемы международной безопасности в сфере противодействия распространению ядерного оружия (конец XX — начало XXI веков)». Последняя научная работа интересна тем, что ставит под сомнение и осуждает популярную в милитаристских кругах Украины идею восстановления статуса государства, обладающего ядерным оружием. Она оценивается как «иррациональная и имеющая провокационный характер», способная нанести вред безопасности страны и ее отношениям с евроатлантическим сообществом [Кудряченко, Потех1н, 2019]. В то же время, несмотря на наличие в указанных выше работах по большей части взвешенного восприятия международно-политической действительности, им присуща четкая антироссийская направленность. Так, например, среди рекомендаций, содержащихся в аналитических докладах и записках института, есть предложения по «мобилизации исламского сообщества» для работы в Крыму и созданию «Балто-Черноморско-Адриатического союза, который мог бы стать серьезным союзником» в противодействии России [Кудряченко, Швед, Солошенко, Самойленко, 2019, с. 68].

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ

С получением Украиной независимости в ведущих вузах началось создание университетских лабораторий для проведения научных исследований в сфере международных отношений и внешней политики. Вместе с тем до сих пор нет какой-либо адекватной статистики, которая обобщала бы информацию о таких организациях, сочетающих аналитическую, экспертную и учебную деятельность. Одной из попыток систематизации данных об аналитических центрах Украины (независимо от направления их деятельности) было исследование «Укрепление украинских аналитических центров: развитие институциональной способности и улучшения сотрудничества с партнерами в Европейском союзе», проводившееся украинским Фондом «Демократические инициативы»

9 Отдел истории новых независимых государств. Государственное учреждение «Институт всемирной истории Национальной академии наук Украины». URL: http://ivinas.gov.ua/ru/ob-institute/otdel-istorii-novykh-nezavisimykh-gosudarstv.html (дата обращения: 01.06.2020).

им. И. Кучерива и немецким Институтом европейской политики в 2016 г.10 Однако список «фабрик мысли», составленный в рамках проекта, так и не был доведен до конца и включал в себя лишь два вузовских аналитических центра.

Анализируя открытые источники, автору удалось установить, что в настоящее время на Украине относительно активно работают шесть университетских центров, специализирующихся на международных исследованиях (информация о них представлена в таблице). Еще столько же существуют формально, но никакой деятельности не ведут (во всяком случае данные о ней отсутствуют в публичном доступе).

Один из шести центров функционирует при специализированном образовательном учреждении — Дипломатической академии Украины им. Г Удовен-ко, слушатели которой — «сотрудники МИД, соответствующих подразделений Администрации Президента, секретариата Кабинета министров, аппарата Верховной рады Украины, министерств и ведомств»11; остальные — при национальных и государственных университетах. Два центра расположены в Киеве, по одному в Ивано-Франковске, Львове, Одессе и Сумах.

Две организации — Центр международной безопасности и партнерства и Центр международных исследований Дипломатической академии — декларируют цели работы, соответствующие своему официальному статусу. Остальные аналитические центры в целеполагании несколько выходят за рамки формального статуса, беря на себя миссию региональных «фабрик мысли» и ячеек местного гражданского общества (Центр исследований региональной безопасности) или же, например, научно-исследовательских организаций (Центр международных исследований ОНУ).

В исследовательской и экспертной работе вузовских аналитических центров можно выделить три главных направления: евроатлантическая и европейская интеграция, региональная и международная безопасность, российская внутренняя политика.

Практически все организации уделяют основное внимание именно интеграции Украины со структурами НАТО и ЕС, при этом центров, фокусирующихся исключительно на европейских исследованиях, нет. В рамках европейской тематики исследования и экспертная активность касаются преимущественно образовательной политики и интеграции в сфере науки и высшего образования (на этом направлении, в частности, работают Школа политической аналитики НаУКМА и Центр международных исследований ОНУ). Политические аспекты европейской интеграции и внутренняя политика ЕС стали предметом аналитических записок, подготовленных Центром международных исследований Дипломатической академии: «Реформирование ЕС: потенциальные последствия для политики европейской интеграции Украины» (2018) [Коваль, Зайцев], «Ключевые аспекты выхода Великобритании из ЕС: последствия для Украины»

10 Анаштичы центри, платформи та Ыщативи. URL: https://dif.org.ua/uploads/pdf/1083043 079585b860b6ae971.43003343.pdf (дата обращения: 01.06.2020).

11 Дипломатична академiя Укра'ни iменi Геннадiя Удовенка при МЗС. URL: http://da.mfa.gov. ua/welcome-page/ (дата обращения: 01.06.2020).

Таблица. Университетские аналитические центры Украины, работающие

№ п/п Название Город Университет Декларируемая миссия / цель Направления / тематика исследований

1 Научный информаци-онно-аналити-ческий центр НАТО Прикарпатского национального университета им. В. Стефаника Ивано-Франковск Прикарпатский национальный университет им. В. Стефа-ника Не указана Евроатлантическая интеграция Украины

2 Центр исследований региональной безопасности Сумы Сумский государственный университет Объединение ученых, представителей власти, волонтерских и общественных организаций с целью формирования в Сумской области экспертной среды для анализа ключевых вызовов для региона в сфере безопасности 1. Евроатлантическая интеграция Украины. 2. Децентрализация власти на Украине. 3. Региональная безопасность

3 Центр международной безопасности и партнерства Львов Львовский национальный университет им. И. Франко Организация и координация научной, ин-формационно-поис-ковой,аналитической и образовательной деятельности преподавателей, студентов и аспирантов факультета в сфере международных отношений 1. Международные конфликты. 2. Украина в условиях трансформации международной системы безопасности. 3. Трансграничная безопасность Украины. 4. Конфликты на постсоветском пространстве. 5. Имплементация стандартов НАТО на Украине.

4 Центр международных исследований Одесса Одесский национальный университет им. И. И. Мечникова Проведение исследований в области международных отношений, внешней политики, исследований по вопросам безопасности, американских и европейских 1. Европейская интеграция (в частности, в сфере образования и науки). 2. Евроатлантическая интеграция. 3. Внешняя политика Украины.

в сфере международных исследований и внешнеполитической экспертизы

Основная деятельность Наличие в рейтинге УИАМП Веб-сайт Дополнительная информация

Изредка публикуются новости о взаимодействии НАТО и Украины. Нет https://nato.pu.if.ua/

Прикладной анализ региональной безопасности. Публичная внешнеполитическая экспертиза: проведение региональных круглых столов, участие в телепередачах. Взаимодействие с Центром информации и документации НАТО, Центром публичной дипломатии НАТО (с 2020 г. реализация проекта «Институциональная поддержка Центра в проведении исследований безопасности региона, а также уровень поддержки НАТО, информационно-консультативная поддержка исследователей, студентов и всех, кто интересуется темой безопасности и НАТО») Нет http://rcrs.sumdu.edu.ua/

Академические исследования. С 2014 г. проведено более 15 научно-практических конференций по вопросам международной безопасности. С 2015 г. издается ежеквартальный информационно-аналитический бюллетень «Безпека & Партнерство». В 2015 г. проведена Летняя академия "NATO in a New Risky Environment: Current and Future Challenges" Нет http://www.ispc.org.ua/

Академические исследования. Подготовка монографий по вопросам внешней политики Украины, европейской и евроатлантической интеграции, международным отношениям в условиях постправды. Участие в интеграционных образовательных проектах (Tempus, Нет http://cis-onu.com/ Основан в 1992 г.

№ п/п Название Город Университет Декларируемая миссия / цель Направления / тематика исследований

4 Центр международных исследований Одесса Одесский национальный университет им. И. И. Мечникова исследований, а также для изучения черноморской региональной безопасности 4. Международные отношения и внешняя политика в эпоху постправды. 5. Безопасность Украины в Черноморском регионе

5 Центр международных исследований Киев Дипломатическая академия Украины им. Г. Удовенко при МИД Аналитическое сопровождение деятельности МИД Украины, подготовка актуальных исследований по вопросам внешней политики и участие в формировании общественного дискурса через реализацию ряда проектов и организацию мероприятий 1. Внутренняя политика РФ. 2. Европейская интеграция. 3. Евроатлантическая интеграция. 4. Политика РФ по отношению к постсоветским государствам. 5. Международные отношения и безопасность на Южном Кавказе и в Центральной Азии. 6. Безопасность Украины в Азовско-Черно-морском регионе. 7. Украинско-турецкие отношения

6 Школа политической аналитики Киев Национальный университет «Киево-Моги-лянская академия» Способствовать выработке качественных, доказательных решений на основе методологически обоснованной аналитики в сферах противодействия популизму, информационной безопасности и молодежной образовательной политики 1. Внутренняя политика России. 2. Реинтеграция Донбасса и Крыма. 3. Популизм в политике. 4. Информационная политика. 5. Образовательная политика

Примечание. Составлено автором.

Окончание табл.

Основная деятельность Наличие в рейтинге УИАМП Веб-сайт Дополнительная информация

Erasmus+, Eurasia Peace Studies Exchange и др.). Проведение тематических семинаров по теории и истории международных отношений Нет http://cis-onu.com/ Основан в 1992 г.

Прикладной международно-политический анализ. Подготовка аналитических записок. Публичная внешнеполитическая экспертиза: участие в телепередачах и публикация статей в прессе (главным образом в аналитическом издании «Зеркало недели»). Студенческая дипломатическая лаборатория Нет http://da.mfa.gov.ua/cis/

Прикладной международно-политический анализ. Подготовка аналитических записок и методических материалов по внешней, культурной и информационной политике. Публичная внутриполитическая экспертиза. Видеопередача «ПолиТролль», направленная на противодействие популизму Есть https://spa.ukma.edu.ua/ Основана в 2001 г. на базе Центра исследований национальной безопасности по инициативе политологов А. Гараня и Р. Павленко

(2019) [Зайцев, Коваль] и «Выборы в Европарламент 2019: последствия для ЕС и Украины» [Веселовський].

Сквозь призму евроатлантической интеграции рассматриваются все вопросы, связанные с безопасностью. Ежегодные научные конференции по данной тематике проводятся Центром международной безопасности и партнерства. В фокусе их внимания — кризис и трансформация современной «международной системы безопасности», международные и региональные конфликты, национальная безопасность Украины12. Данные мероприятия уже много лет выполняют две основные функции: 1) служат площадкой для коммуникации между украинскими и иностранными исследователями и экспертами в сферах международной и региональной безопасности и евроатлантической интеграции; 2) содействуют политической социализации украинской студенческой молодежи на основе ценностей евроатлантизма.

В плане региональной безопасности интерес для вузовских центров представляет в основном Азовско-Черноморский регион. Исследовательскую и экс-пертно-аналитическую работу в этом направлении ведут центры международных исследований ОНУ и Дипломатической академии. В последней данный вопрос разрабатывается достаточно системно: аналитические записки [Сыгир, 2019а; Габер, 2019] и статьи [Сыгир, 2018; Сыгир, 2019Ь] сотрудников центра затрагивают проблемы энергетической безопасности, международного права, военно-промышленного и оборонного сотрудничества, «гибридных угроз», украинско-российских и украинско-турецких отношений и пр. При этом Россия рассматривается украинскими исследователями исключительно как противник, угроза национальной, региональной и международной безопасности.

Такое восприятие России, существующее и на уровне академической среды и политических элит Украины, обусловливает стремительно растущий интерес к российской внутренней политике. В разной степени его проявляют все вузовские центры, но максимален он у Школы политической аналитики Киево-Могилянской академии. Из восьми официально заявленных тем ее исследовательской и экспертной деятельности четыре так или иначе касаются России13. В частности, речь идет об «идеологии Русского мира», информационной политике, Русской православной церкви, «политических процессах внутри России: от политики нынешнего режима в деятельности различных оппозиционных сил» до политики России в Крыму. В рамках данных направлений сотрудниками ШПА было подготовлено несколько аналитических записок: «Альтернативные источники информации о событиях в России: сила интернета за пределами пропагандистских телеканалов» (2019) ^рст], «Пути борьбы с "русским миром" на Украине» (2019) [Шулiмов] и «Важность поддержки народов России для противодействия экспансии "русского мира"» (2018) [Важливють тдтримки...]. Среди рекомендаций школы для украинских властей содержатся предложе-

12 Центр мiжнародноí безпеки та партнерства. URL: http://www.ispc.org.ua/conferences (дата обращения: 01.06.2020).

13 Тематика дослщжень. Школа пол™чно'|' аналiтики НаУКМА. URL: https://spa.ukma.edu. ua/about_us/our-topics/ (дата обращения: 01.06.2020).

ния по поддержке этнического сепаратизма среди национальных меньшинств, противодействию международным инициативам РФ, связанным с развитием русского языка и культуры, поддержке российской оппозиции.

Примечательно, что именно ШПА НаУКМА единственная среди всех вузовских аналитических центров Украины входит в ежемесячный рейтинг цитируе-мости «Аналитические центры в СМИ», составляемый Украинским институтом анализа и менеджмента политики, занимая при этом 58-е место из 97 (данные на 19 мая 2020 г.)14. Вместе с тем у всех организаций отмечается низкий уровень медийной активности. Их взаимодействие со СМИ проявляется главным образом в посещении их представителями телепередач на региональных и всеукра-инских каналах и публикациях статей в печатных и сетевых изданиях. В этом ключе следует выделить Центр международных исследований Дипломатической академии, статьи сотрудников которого (А. Веселовского, Д. Ефремова, Н. Коваль и Е. Снигирь) периодически выходят в ведущем аналитическом издании Украины «Зеркало недели». Кроме того, вузовские центры спорадически сами пытаются создавать собственные медиапродукты: в частности, Центр исследований региональной безопасности периодически до 2018 г. включительно выпускал передачу «Актуальные вопросы безопасности» [Актуальн питання безпеки...], а ШПА НаУКМА инициировала видеопроект «ПолиТролль», в ходе которого в период президентской избирательной кампании 2019 г. пыталась якобы противодействовать популизму [Проти попул!зму...].

В своей работе вузовские аналитические центры Украины активно взаимодействуют с иностранными структурами. К их числу относятся Информационный и документационный центр НАТО (NIDC), Центр публичной дипломатии НАТО (PDD), Агентство США по международному развитию (USAID), посольство Швеции на Украине, Международный фонд «Возрождение», Фонд Конрада Аденауэра, Фонд Фридриха Эберта, PONARS Eurasia, Институт Кеннана, Фонд «Открытое общество», а также множество других американских и европейских неправительственных организаций, университетов и их структурных подразделений. Данные организации не только предоставляют материальную помощь, направленную на продвижение на Украине ценностей евроатлантизма, но и оказывают информационную и другую поддержку. Основные направления сотрудничества связаны с проведением мероприятий (научных конференций, круглых столов), прикладных политических исследований, с информационным сопровождением деятельности НАТО на Украине и пр. Например, «в начале 2020 г. был заключен контракт между Центром публичной дипломатии НАТО и Центром исследований региональной безопасности СумГУ (договор RG 494 "Институциональная поддержка Центра в проведении исследований безопасности региона, а также уровень поддержки НАТО, информационно-консультативная поддержка исследователей, студентов и всех, кто интересуется темой безопасности и НАТО"), в соответствии с которым организация получила меж-

14 Аналитические центры в СМИ: апрель 2020 года. Индивидуальные рейтинги УИАМП. URL: https://uiamp.org.ua/isl/analiticheskie-centry-v-smi-aprel-2020-goda (дата обращения: 01.06.2020).

дународную финансовую, организационную и методическую поддержку для работы на базе университета» ^жнародний проект].

ВЫВОДЫ

Исходя из проведенного обзора институтов, входящих в государственный сектор внешнеполитической экспертизы Украины, можно сделать следующие заключения относительно их текущего состояния и тенденций дальнейшего развития.

С приходом к власти на Украине В. Януковича в 2010 г. структуре госсектора был нанесен значительный урон: были ликвидированы государственные научно-исследовательские и экспертные организации, специализировавшиеся на проблемах международной и национальной безопасности, внешней политики и международных отношений, в том числе входившие в структуру НАН. С избранием в 2014 г. президентом Украины П. Порошенко ситуация в целом не изменилась, хотя часть задач ликвидированных институтов была возложена на существующие, возвращены отдельные руководящие кадры. После победы на президентских выборах 2019 г. В. Зеленского значимых изменений в структуре госсектора не произошло. На сегодняшний день можно констатировать, что в целом сохраняется кадровая преемственность.

Между различными институтами госсектора существует устойчивая коммуникация, осуществляющаяся посредством совместного участия экспертов в политических и научных мероприятиях, подготовке аналитических материалов, проведении исследований. Отдельные эксперты сочетают активность сразу в нескольких организациях госсектора (например, в НИСИ и Центре международных исследований Дипломатической академии).

В университетских аналитических центрах развита работа с молодежью, позволяющая проводить политическую социализацию украинских студентов в духе ценностей евроатлантизма, а также рекрутировать молодых ученых в соответствующие экспертные структуры.

Эффективно осуществляется взаимодействие институтов госсектора с иностранными организациями, оказывающими материальную, методическую и информационную поддержку, а также с зарубежными государственными и неправительственными аналитическими центрами, вузами.

Для всех институтов госсектора, и особенно для Института всемирной истории НАН и Научного информационно-аналитического центра НАТО Прикарпатского национального университета им. В. Стефаника, характерен низкий по сравнению с организациями неправительственного сектора уровень медийной активности.

Основное внимание институты госсектора уделяют прикладным вопросам национальной, региональной (акцент на Азовско-Черноморском регионе) и международной безопасности; российской внутренней политике; проблемам информационного, военного и политического противостояния России.

Всем институтам свойственны восприятие международно-политической действительности сквозь призму идеологии евроатлантизма, а также привер-

женность политическим мифам о «гибридной войне» России против Украины и существующей международной системы в целом. Для всех без исключения экспертных организаций госсектора характерны жесткая антироссийская позиция и восприятие России как экзистенциальной угрозы для украинской государственности.

Организационные, коммуникационные и идеологические особенности государственных институтов внешнеполитической экспертизы на Украине, а также тематические направления их исследовательской и экспертно-аналитической работы свидетельствуют о том, что данные организации как минимум с 2014 г и по настоящее время устойчиво создают, ретранслируют и легитимируют враждебные российским интересам политические ценности и смыслы. Предоставляя консультации высшим должностным лицам и органам государственной власти, участвуя в развитии украинской национальной политической науки, а также способствуя политической социализации молодежи, институты госсектора влияют на создание контекста, в котором формируется не только внешняя политика Украины, но и ее политическая и академическая элита.

В своей работе институты тесно взаимодействуют с различными структурами из государств — членов НАТО. Данное сотрудничество особенно активно ведется университетскими аналитическими центрами, которые, несмотря на нахождение в госсекторе, во многом могут рассматриваться как иностранные агенты. Можно предположить, что если нынешний украинский политический режим не попытается восстановить систему государственных институтов внешнеполитической экспертизы после ущерба, нанесенного ей в период президентства В. Януковича, то влияние западных организаций будет только возрастать, не ограничиваясь вузовскими структурами. А потому смыслы, транслируемые госсектором политической элите Украины, будут иметь исключительно внешнее происхождение, в результате чего внешняя политика будет вестись в интересах других государств.

Литература

Актуальн питання безпеки. URL: http://rcrs.sumdu.edu.ua/all-video/295-4.html (дата обращения: 01.06.2020).

Алексеева Т. А. Мыслить конструктивистски: открывая многоголосый мир // Сравнительная политика. 2014. № 1. С. 4-21.

Анал™чна доповщь Нацюнального Ыституту стратепчних дослщжень до позачергового Послання Президента УкраУни до Верховно! Ради УкраУни «Про внутршне та зовншне становище УкраУни у сферi нацюнальноУ безпеки». URL: https://niss.gov.ua/sites/default/files/2015-12/ Dopovid_Prezudentps-0ab72.pdf (дата обращения: 01.06.2020).

Беляева А. П. Экспертно-аналитическое обеспечение в процессе формирования внешнеполитических стратегий // Госрег: Государственное регулирование общественных отношений. 2015. № 1 (11). С. 31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важливють пщтримки народiв Росп для протидп експансп «русского мира». URL: https:// spa.ukma.edu.ua/важливiсть-пiдтримки-народiв-росiУ-д/ (дата обращения: 01.06.2020).

Веселовський А. Вибори до бвропарламенту 2019: наслщки для 6С та УкраУни. URL: http://da.mfa.gov.ua/wp-content/uploads/2019/07/lypen-_2019_-A. Veselovskyi.pdf (дата обращения: 01.06.2020).

Власюк О. С., Кононенко С. В. Кремлiвська агреЫя проти Украши: роздуми в контекст1 вмни. Киев: Н1СД, 2017. 304 с.

Войтоловский Ф. Г. Тенденции развития глобального рынка внешнеполитической экспертизы. URL: https://www.imemo.ru/files/File/ru/sc/2016/13042016/13042016-TEZ-SC.pdf (дата обращения: 01.06.2020).

Габер 6. Можливост розвитку укра'шсько-турецьких вщносин в контекст спшьно'|' протидií безпековим загрозам в Азово-Чорноморському регюнг URL: http://da.mfa.gov.ua/wp-content/ uploads/2019/12/YE.-Gaber-gruden-2019.pdf (дата обращения: 01.06.2020).

Головченко В. I. Прийняття зовнiшньополiтичних ршень в США: теорiя й практика // Актуальш проблеми мiжнародних вщносин. 2013. Вип. 116 (1). С. 15-22.

Горбулiн В. П. Свтова пбридна вмна: украíнський фронт. Киев: Н1СД, 2017. 496 с.

Горбулiн В. П., Власюк О. С., Кононенко С. В. Украша i РоЫя: дев'ятий вал чи Китайська стша. Киев: Н1СД, 2015. 132 с.

Горбулiн В. П., Власюк О. С., Л'банова Е. М., Ляшенко О. М. Донбас i Крим: цша повернення. Киев: Н1СД, 2015. 474 с.

Егорова Е. М. Эксперты и власть в международных конфликтах // Власть. 2012. № 5. С. 175-178.

Еленский А. В. Внутренняя и внешняя составляющие в истории отечественной внешнеполитической экспертизы // Человек. Сообщество. Управление. 2004. № 3-4. С. 68-82.

брмолаев А. В. бвропейський проект та Украша. Киев: Н1СД, 2012. 186 c.

Зайцев Б., Коваль Н. Ключовi аспекти виходу Велико'1 Британп з 6С: наслщки для Украши. URL: http://da.mfa.gov.ua/wp-content/uploads/2019/02/lyutyy_2019_B.ZAJTSEV_N.K0VAL_.pdf (дата обращения: 01.06.2020).

Истомин И. А. Внешнеполитическая экспертиза в США // Сравнительная политика. 2015. Т. 6, № 1. С. 111-127.

Истомин И. А. Внешнеполитическая экспертиза и конструирование международной среды // Международные процессы. 2012. Т. 10, № 3-4 (30-31). С. 58-72.

1сторична панорама: збiрник наукових статей ЧНУ. Спе^альнють «lсторiя». Чершвцк Ви-давництво Чершвецького нацюнального уыверситету iм. Ю. Федьковича «Рута», 2004. 164 c.

Коваль Н., Зайцев Б. Реформування 6С: потенцмш наслщки для пол^ики европейсько! штеграцп Украши. URL: http://da.mfa.gov.ua/wp-content/uploads/2018/07/Lypen_2018_N. K0VAL_-B.-ZAJTSEV.pdf (дата обращения: 01.06.2020).

Кудряченко А. I. Украша: контекст свтових подй Аналiтичнi записки ДУ «1нститут всесв^ньо! юторп НАН Украши» (2014-2017 рр.). Киев: ДУ «1нститут всесвiтньоí iсторií НАН Украши», 2017. 556 с.

Кудряченко А. I., Потеюн О. В. Пол™чы проблеми мiжнародноí безпеки у сферi протидп розповсюдженню ядерноí зброí (кiн. XX — поч. XXI ст.). Киев: ДУ «1нститут всесвiтньоí iсторii НАН Украши», 2019. 235 с.

Кудряченко А. I., Швед В. О., Солошенко В. В., Самойленко С. Г. Мiжнароднi аспекти штеграцп Донбасу i Криму в пол™ко-правовий i соцюкультурний простiр Украíни. Киев: Державна установа «1нститут всесвiтньоí юторп НАН Украши», 2019. 70 с.

Макарычев А. С. Государства, экспертные сообщества и режимы знания-власти // Политическая наука. 2015. № 3. С. 9-26.

Макарычев А. С. Экспертное сообщество России при президентстве В. Путина: проблемы внутренней и внешней субъектности // Публичная политика. 2006. № 1 (1). С. 102-107.

Мiжнародний проект Центру у ствпрац з НАТО. URL: http://rcrs.sumdu.edu.ua/2-uncatego rised/332-2020-01-10-12-57-58.html (дата обращения: 01.06.2020).

Парахонський Б. О., Яворська Г. М. Онтолопя вмни i миру: безпека, стратепя, смисл. Киев: Н1СД, 2019. 560 с.

Патрушев С. В. Институционализм в политической науке: этапы, течения, идеи, проблемы // Политическая наука. 2001. № 2. С. 149-189.

Проти популiзму крiзь «тролшг». URL: https://spa.ukma.edu.ua/politrole-promin/ (дата обращения: 01.06.2020).

Розумний М. М., Валюшко I. В., Горелов Д. М., Караваев В. С., Летхов А. В., Павленко I. А. Режим ПутЫа: перезавантаження -2018 / М. М. Розумний (загальна редак^я), I. В. Валюшко, Д. М. Горелов, В. С. Караваев, А. В. Летхов,!. А. Павленко. URL: https://niss.gov.ua/sites/de-fault/files/2019-05/Dopovid_Rezhim_Putina.pdf (дата обращения: 01.06.2020).

CHimp О. Безпекова ситуа^я в Азово-Чорноморському регюнг URL: http://da.mfa.gov.ua/ wp-content/uploads/2019/09/traven-_2019_O.Snihyr.pdf (дата обращения: 01.06.2020).

CHimp О. Крим: прихована загроза. URL: https://dt.ua/international/krim-prihovana-zagroza-309693_.html?fbclid=IwAR2jUN_5WlDp8Moqk2LJylgxl_PZSssULRRlAoxc3q5c4vjwdm_ je3a_Umo (дата обращения: 01.06.2020).

Толстов С. В. Стратеги зовншньо'| та безпеково'1 полiтики провiдних мiжнародних акторiв: збiрник наукових праць. Киев: Державна установа «1нститут всесв^ньо'У ютори НАН Укра'ши», 2017. 150 с.

Фipст О., Грехов В. Альтернативы джерела Ыформацп про поди в Роси: сила Ытернету за межами пропагандистських телеканашв. URL: https://spa.ukma.edu.ua/wp-content/ uploads/2019/12/Alternative-sources-about-Russia.pdf (дата обращения: 01.06.2020).

Шулiмов С., Литвин О. Шляхи боротьби з «русским миром» а Украшг URL: https://spa. ukma.edu.ua/wp-content/uploads/2019/10/Countering-Russian-World.pdf (дата обращения: 01.06.2020).

Онопко Олег Владимирович — канд. полит. наук; onopko.oleg@gmail.com Статья поступила в редакцию: 1 июня 2020 г.; рекомендована в печать: 21 августа 2020 г.

Для цитирования: Онопко О. В. Институты государственного сектора внешнеполитической экспертизы на Украине: аналитический обзор // Политическая экспертиза: ПОЛИ-ТЭКС. 2020. Т. 16, № 3. С. 340-359. https://doi.org/10.21638/spbu23.2020.303

PUBLIC SECTOR INSTITUTIONS OF FOREIGN POLICY EXPERTISE IN UKRAINE:

AN ANALYTICAL OVERVIEW

Oleg V. Onopko

Donetsk National University,

24, Universitetskaya ul., Donetsk, 283001; onopko.oleg@gmail.com

An important condition for the effective protection and implementation by Russia of its national interests in Ukraine is an understanding of the circle of actors that influence the development of Ukrainian foreign policy. Among them, there are expert institutions that provide analytical and scientific support for foreign policy decisions made by the highest bodies of state power. Foreign policy expertise in Ukraine is a grey area for Russian political science. The article opens a series of publications whose purpose is to solve this problem. It systematizes information about Ukrainian institutes of foreign policy expertise, those whose activities are directly or indirectly financed by the state. It was revealed that during the presidency of Viktor Yanukovych (20102014), the public sector suffered significant structural damage, and its consequences have not yet been overcome. Today, Ukrainian public institutions of foreign policy expertise include: the National Institute for Strategic Studies, the Institute of World History of the National Academy of Sciences of Ukraine and university think tanks. The author considers these organizations through the prism of constructivism and institutionalism — as political structures (institutions) whose activities affect the context of Ukrainian foreign policy and the behavior of its actors. It has been established that their main scientific and applied research interests are related to problems of national, regional and international security, Russian domestic politics, problems of information, as well as military and political confrontation with Russia. All these issues are considered by institutions exclusively through the prism of Euro-Atlanticism and anti-Russian political mythology. Since at least 2014, they have been transmitting ideas hostile to Russia to

the Ukrainian political and academic elite. In the same vein, the political socialization of students is carried out, in which university think tanks actively work in close collaboration with state and non-governmental organizations of NATO member countries. Today, the public sector of foreign policy expertise in Ukraine is not in the best condition, but it invariably retains its analytical and scientific potential, as well as its tough anti-Russian position.

Keywords: foreign policy expertise, foreign policy of Ukraine, think tanks, public sector of foreign policy expertise.

References

Actual Problems of Security. Available at: http://rcrs.sumdu.edu.ua/all-video/295-4.html (accessed: 01.06.2020). (In Ukrainian)

Alekseeva T. A. Think Like Constructivist: Discovering a Poliphonic World. Sravnitel'naia politika, 2014, no. 1, pp. 4-21. (In Russian)

Analytical Report of the National Institute for Strategic Studies to the Extraordinary Address of the President of Ukraine to the Verkhovna Rada of Ukraine "On the Internal and External Position of Ukraine in the Sphere of National Security". Available at: https://niss.gov.ua/sites/default/ files/2015-12/Dopovid_Prezudentps-0ab72.pdf (accessed: 01.06.2020). (In Ukrainian)

Beliaeva A. P. Expert and Analytical Support in the Process of Forming Foreign Policy Strategies. Gosreg: Gosudarstvennoe regulirovanie obshhestvenny'kh otnoshenij, 2015, no. 1 (11), p. 31. (In Russian)

Countering Populism with Trolling. Available at: https://spa.ukma.edu.ua/politrole-promin/ (accessed: 01.06.2020). (In Ukrainian)

Egorova E. M. Experts and Authorities in International Conflicts. Vlast', 2012, no. 5, pp. 175-178. (In Russian)

Elenskii A. V. Internal and External Components in the History of the Domestic Foreign Policy Expertise. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie, 2004, no. 3-4, pp. 68-82. (In Russian) Ermolaev A. V. European Project and Ukraine. Kiev, NISD Publ., 2012, 186 p. (In Ukrainian) First O., Grekhov V. Alternative Sources of Information about the Events in Russia: Power of Internet outside the Propaganda TV Channels. Available at: https://spa.ukma.edu.ua/wp-content/ uploads/2019/12/Alternative-sources-about-Russia.pdf (accessed: 01.06.2020). (In Ukrainian)

Gaber E. Opportunities for the Development of Ukrainian Turkish Relations in the Context of the Common Opposition to the Security Challenges in the Azov-Black Sea Region. Available at: http:// da.mfa.gov.ua/wp-content/uploads/2019/12/YE.-Gaber-gruden-2019.pdf (accessed: 01.06.2020). (In Ukrainian)

Golovchenko V. I . Foreign Policy Decisionmaking in the USA: Theory and Practice. Aktual'ni problemimizhnarodnikh vidnosin, 2013, no. 116 (1), pp. 15-22. (In Ukrainian)

Gorbulin V. P. World Hybrid Warfare: Ukrainian Front. Kiev, NISD Publ., 2017, 496 p. (In Ukrainian) Gorbulin V. P., Vlasiuk O. S., Kononenko S. V. Ukraine and Russia: the Ninth Wall or China Wall. Kiev, NISD Publ., 2015, 132 p. (In Ukrainian)

Gorbulin V. P., Vlasiuk O. S., Libanova E. M., Liashenko O. M. Donbass and Crimea: Return Price. Kiev, NISD Publ., 2015, 474 p. (In Ukrainian)

Historical Panorama: Collection of Scientific Articles of ChNU. Specialty "History". Chernovtsi, Vidavnitstvo Chernivets'kogo natsional'nogo universitetu im. Iu. Fed'kovicha "Ruta" Publ., 2004, 164 p. (In Ukrainian)

International Project of the Center in Cooperation with NATO. Available at: http://rcrs.sumdu. edu.ua/2-uncategorised/332-2020-01-10-12-57-58.html (accessed: 01.06.2020). (In Ukrainian)

Istomin I. A. Foreign Policy Expertise and Design of the International Environment. Mezhdunar-odnye protsessy, 2012, vol. 10, no. 3-4 (30-31), pp. 58-72. (In Russian)

Istomin I. A. Foreign Policy Expertise in the USA. Sravnitel'naia politika, 2015, vol. 6, no. 1, pp. 111-127. (In Russian)

Koval' N., Zaitsev B. The Reformation of the EU: Potential Implications for Ukraine's Policy of European Integration. Available at: http://da.mfa.gov.ua/wp-content/uploads/2018/07/ Lypen_2018_N.KOVAL_-B.-ZAJTSEV.pdf (accessed: 01.06.2020). (In Ukrainian)

Kudriachenko A. I. Ukraine: the Context of World Events. Analytical Notes of the State Institution "Institute of World History of the National Academy of Sciences of Ukraine" (2014-2017). Kiev, DU "Institut vsesvitn'oï istoriï NAN Ukraïni" Publ., 2017, 556 p. (In Ukrainian)

Kudriachenko A. I., Potekhin O. V. Political Problems of International Security in the Field of Countering the Proliferation of Nuclear Weapons (late XX — early XXI centuries). Kiev, DU "Institut vsesvitn'oï istoriï NAN Ukraïni" Publ., 2019, 235 p. (In Ukrainian)

Kudriachenko A. I., Shved V. O., Soloshenko V. V., Samoilenko S. G. International Aspects of Integration of Donbass and Crimea into the Political-Legal and Socio-Cultural Space of Ukraine: an Analytical Report. Kiev, Derzhavna ustanova "Institut vsesvitn'oï istoriï NAN Ukraïni" Publ., 2019, 70 p. (In Ukrainian)

Makarychev A. S. Expert Community of Russia under the Presidency of V. Putin: Problems of Internal and External Subjectivity. Publichnaia politika, 2006, no. 1 (1), pp. 102-107. (In Russian)

Makarychev A. S. States, Expert Communities and the regime of knowledge-authority. Politich-eskaia nauka, 2015, no. 3, pp. 9-26. (In Russian)

Parakhons'kii B. O., Iavors'ka G. M. Ontology of War and Peace: Security, Strategy, Sense. Kiev, NISD Publ., 2019, 560 p. (In Ukrainian)

Patrushev S. V. Institutionalism in Political Science: Stages, Trends, Ideas and Problems. Polit-icheskaia nauka, 2001, no. 2, pp. 149-189. (In Russian)

Rozumnyj M. M., Valjushko I. V., Gorjelov D. M., Karavajev V. S., Lepihov A. V., Pavlenko I. A. Putin's Regime: Restart-2018, ed. by Rozumnyj M. M. Available at: https://niss.gov.ua/sites/default/ files/2019-05/Dopovid_Rezhim_Putina.pdf (accessed: 01.06.2020). (In Ukrainian)

Shulimov S., Litvin O. Ways to Fight against the "Russian World" in Ukraine. Available at: https://spa.ukma.edu.ua/wp-content/uploads/2019/10/Countering-Russian-World.pdf (accessed: 01.06.2020). (In Ukrainian)

Snigir O. Crimea: the Hidden Threat. Available at: https://dt.ua/international/krim-prihova-na-zagroza-309693_.html?fbclid=IwAR2jUN_5WlDp8Moqk2LJylgxl_PZSssULRRlAoxc3q5c4v-jwdm_je3a_Umo (accessed: 01.06.2020). (In Ukrainian)

Snigir O. Security Situation in Azov-Black Sea Region. Available at: http://da.mfa.gov.ua/ wp-content/uploads/2019/09/traven-_2019_O. Snihyr.pdf (accessed: 01.06.2020). (In Ukrainian)

The Importance of Supporting the Peoples of Russia to Counter the Expansion of the "Russian World". Available at: https://spa.ukma.edu.ua/важливiсть-пiдтримки-народiв-росiï-д/ (accessed: 01.06.2020). (In Ukrainian)

Tolstov S. V. Strategies of Foreign and Security Policy of Leading International Actors. Kiev, Derzhavna ustanova «Institut vsesvitn'oï istoriï NAN Ukraini» Publ., 2017. 150 p. (In Ukrainian)

Veselovs'kii A. Elections to the European Parliament: Implications for Ukraine. Available at: http://da.mfa.gov.ua/wp-content/uploads/2019/07/lypen-_2019_-A.Veselovskyi.pdf (accessed: 01.06.2020). (In Ukrainian)

Vlasiuk O. S., Kononenko S. V. Kremlin Aggression Against Ukraine: Reflections in the Context of the War. Kiev, NISD Publ., 2017, 304 p. (In Ukrainian)

Voitolovskii F. G. Trends in the Development of the Global Market of Foreign Policy Expertise. Available at: https://www.imemo.ru/files/File/ru/sc/2016/13042016/13042016-TEZ-SC.pdf (accessed: 01.06.2020). (In Russian)

Zaitsev B., Koval' N. Key Aspects of the UK Leaving the EU: Implications for Ukraine. Available at: http://da.mfa.gov.ua/wp-content/uploads/2019/02/lyutyy_2019_B.ZAJTSEV_N.KOVAL_.pdf (accessed: 01.06.2020). (In Ukrainian)

Received: June 1, 2020

Accepted: August 21, 2020

For citation: Onopko O. V. Public sector institutions of foreign policy expertise in Ukraine: An analytical overview. Political Expertise: POLITEX, 2020, vol. 16, no. 3, pp. 340-359. https://doi.org/10.21638/spbu23.2020.303 (In Russian)

лолишжс. 2020. Том i6, mm з

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.