Научная статья на тему 'ИНСТИТУТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ БИЗНЕСА В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ'

ИНСТИТУТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ БИЗНЕСА В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / ЗАЕМНЫЕ СРЕДСТВА / ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / DEVELOPMENT INSTITUTIONS / BORROWED FUNDS / FINANCIAL SUPPORT / COMPETITIVENESS / REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мищенко К.Н., Шевченко Д.А., Абрамян Гор Ашотович

Исследование направлено на изучение возможностей для повышения эффективности институтов финансовой поддержки бизнеса с целью увеличения уровня конкурентоспособности экономики регионов.Цель. Выявить возможности и новые инструменты для стимулирования экономической активности на территории региона посредством институциональных мер поддержки бизнеса.Задачи. Проанализировать текущую результативность и степень достаточности инструментов финансовой поддержки предпринимательства со стороны институтов развития на региональном уровне (на примере Ростовской области), представить предложения по оказанию финансовой поддержки бизнеса.Методология. В статье с помощью общих методов научного познания (анализа, обобщения, экономического моделирования и др.) в различных аспектах рассмотрена эффективность поддержки бизнеса со стороны институтов развития и определены основные направления по совершенствованию их деятельности.Результаты. В условиях современной экономической конъюнктуры, сложившейся на национальных и мировом финансовых рынках, возможности регионов по оказанию финансовой поддержки предпринимательству, в частности, в рамках снижения затрат на использование заемных средств, являются ключевым фактором их инвестиционной привлекательности. Как следствие, можно ожидать достижения устойчивого экономического роста, что формирует основу для долгосрочной конкурентоспособности региональной экономики.Выводы. Расширение охвата институциональной финансовой поддержки на мезоуровне в базовых несырьевых отраслях экономики, а также проведение политики по поддержке и сохранению финансовой устойчивости системообразующих предприятий региона позволит стимулировать предпринимательскую активность и будет способствовать развитию региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мищенко К.Н., Шевченко Д.А., Абрамян Гор Ашотович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business Financial Support Institutions in the Context of Enhancing the Competitiveness of the Regional Economy

The presented study explores opportunities for improving the efficiency of financial business support institutions with the purpose of enhancing the competitiveness of the regional economy.Aim. The study aims to identify opportunities and new tools for stimulating economic activity in regions through institutional business support measures.Tasks. The authors analyze the current performance and adequacy of financial business support tools utilized by development institutions at the regional level (through the example of the Rostov region) and formulate proposals on financial business support.Methods. This study uses general scientific methods of cognition (analysis, generalization, economic modeling, etc.) to examine the efficiency of business support provided by development institutions in various aspects and to identify the major directions for improving their operation.Results. Given the current economic situation in the national and global financial markets, the ability of regions to provide financial support to entrepreneurs (in particular, by reducing the cost of application of borrowed funds) is a key factor of their investment attractiveness. As a result, it is possible to achieve sustainable economic growth, which lays the foundation for the long-term competitiveness of the regional economy.Conclusion. Expanding the scope of institutional financial support at the meso-level in the basic non-resource industries and implementing a policy to support and maintain the financial stability of systemic companies in the region facilitates entrepreneurial activity and contributes to the development of the regional economy.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ БИЗНЕСА В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ»

институты финансовой поддержки бизнеса в контексте повышения конкурентоспособности

региональной экономики

DOI: 10.35854/1998-1627-2019-7-89-96 УДК 334

Мищенко Константин Николаевич

заместитель руководителя Регионального информационно-аналитического центра,

кандидат экономических наук, доцент 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, д. 150, e-mail: mishenkokn@mail.ru

Шевченко Дмитрий Александрович

доцент Южного федерального университета, кандидат экономических наук, доцент 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 105/42, e-mail: dashevchenko@sfedu.ru

Абрамян Гор Ашотович

ведущий научный сотрудник Регионального информационно-аналитического центра 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 150, e-mail: abragorl0@gmail.com

© о

о

о о

Исследование направлено на изучение возможностей для повышения эффективности институтов финансовой поддержки бизнеса с целью увеличения уровня конкурентоспособности экономики регионов.

Цель. Выявить возможности и новые инструменты для стимулирования экономической активности на территории региона посредством институциональных мер поддержки бизнеса. Задачи. Проанализировать текущую результативность и степень достаточности инструментов финансовой поддержки предпринимательства со стороны институтов развития на региональном уровне (на примере Ростовской области), представить предложения по оказанию финансовой поддержки бизнеса.

Методология. В статье с помощью общих методов научного познания (анализа, обобщения, экономического моделирования и др.) в различных аспектах рассмотрена эффективность поддержки бизнеса со стороны институтов развития и определены основные направления по совершенствованию их деятельности.

Результаты. В условиях современной экономической конъюнктуры, сложившейся на национальных и мировом финансовых рынках, возможности регионов по оказанию финансовой поддержки предпринимательству, в частности, в рамках снижения затрат на использование заемных средств, являются ключевым фактором их инвестиционной привлекательности. Как следствие, можно ожидать достижения устойчивого экономического роста, что формирует основу для долгосрочной конкурентоспособности региональной экономики.

Выводы. Расширение охвата институциональной финансовой поддержки на мезоуровне в базовых несырьевых отраслях экономики, а также проведение политики по поддержке и сохранению финансовой устойчивости системообразующих предприятий региона позволит стимулировать предпринимательскую активность и будет способствовать развитию региональной экономики.

Ключевые слова: институты развития, заемные средства, финансовая поддержка, конкурентоспособность, региональная экономика.

Для цитирования: Мищенко К. Н., Шевченко Д. А., Абрамян Г. А. Институты финансовой поддержки бизнеса в контексте повышения конкурентоспособности региональной экономики // Экономика и управление. 2019. № 7 (165). С. 89-96. Б01: 10.35854/1998-1627-2019-7-89-96.

business financial support institutions in the context of enhancing the competitiveness of the regional economy

Konstantin N. Mishchenko

Regional Information-Analysis Centre (Rostov-on-Don) Sotsialisticheskaya St. 150, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344006, e-mail: mishenkokn@mail.ru

Dmitriy A. Shevchenko

Southern Federal University (Rostov-on-Don) Bol'shaya Sadovaya St. 105/42, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344006, e-mail: dashevchenko@sfedu.ru

Gor A. Abramyan

Regional Information-Analysis Centre (Rostov-on-Don) Sotsialisticheskaya St. 150, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344006, e-mail: abragor10@gmail.com

I

о о

Z <

о

Z <

The presented study explores opportunities for improving the efficiency of financial business support institutions with the purpose of enhancing the competitiveness of the regional economy. Aim. The study aims to identify opportunities and new tools for stimulating economic activity in regions through institutional business support measures.

Tasks. The authors analyze the current performance and adequacy of financial business support tools utilized by development institutions at the regional level (through the example of the Rostov region) and formulate proposals on financial business support.

Methods. This study uses general scientific methods of cognition (analysis, generalization, economic modeling, etc.) to examine the efficiency of business support provided by development institutions in various aspects and to identify the major directions for improving their operation. Results. Given the current economic situation in the national and global financial markets, the ability of regions to provide financial support to entrepreneurs (in particular, by reducing the cost of application of borrowed funds) is a key factor of their investment attractiveness. As a result, it is possible to achieve sustainable economic growth, which lays the foundation for the long-term competitiveness of the regional economy.

Conclusion. Expanding the scope of institutional financial support at the meso-level in the basic non-resource industries and implementing a policy to support and maintain the financial stability of systemic companies in the region facilitates entrepreneurial activity and contributes to the development of the regional economy.

Keywords: development institutions, borrowed funds, financial support, competitiveness, regional economy.

For citation: Mishchenko K. N., Shevchenko D. A., Abramyan G. A. Instituty finansovoy podderzhki biznesa v kontekste povysheniya konkurentosposobnosti regional'noy ekonomiki [Business Financial Support Institutions in the Context of Enhancing the Competitiveness of the Regional Economy]. Ekonomika i upravlenie, 2019, no. 7 (165), pp. 89-96. DOI: 10.35854/1998-1627-2019-7-89-96.

Инновационное развитие регионов сегодня невозможно без качественной работы органов исполнительной власти по привлечению новых инвесторов и комплексной институциональной поддержки предприятий, функционирующих на территории региона [1, с. 2335]. Наиболее эффективным способом оказания мер государственной финансовой поддержки является механизм функционирования институтов развития, предлагающих различные программы финансирования на возвратной основе и представляющих собой пример инклюзивных экономических институтов.

Институты развития считаются одним из важнейших инструментов государственной политики как на федеральном, так и на региональном уровне. Их основная цель - преодоление так называемых провалов рынка в ходе решения задач, которые не могут быть оптимально реализованы рыночными механизмами, для обеспечения устойчивого экономического роста и диверсификации экономики. Институты развития выступают в качестве катализатора частных инвестиций в приоритетных секторах и отраслях экономики, создавая условия для формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступ предприятиям, функционирующим в приоритетных сферах экономики, к необходимым финансовым ресурсам [2]. Конкурентоспособность региона — это обусловленное экономическими, социальными, политическими, другими факторами положение региона и ряда его товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках,

отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику [3, с. 25]. Соответственно, конкурентоспособность экономики региона формируется за счет совокупной конкурентоспособности экономических агентов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на его территории. Таким образом, чем масштабнее и эффективнее государственная институциональная поддержка, тем выше конкурентоспособность как отдельных предприятий, так и всей региональной экономики, формирующей основу для развития региональной социально-экономической системы в целом [4].

Финансовая поддержка, оказываемая институтами развития на той или иной территории, формирует основу конкурентоспособности экономики региона, поскольку делает его привлекательным для притока инвестиций и для размещения производительных сил [5, с. 288]. Вместе с тем наиболее целесообразной и экономически оправданной формой поддержки служит не прямое финансирование (субсидирование) предприятий, а стимулирование их деятельности, создание комфортных условий, преодоление внешних ограничений и барьеров, связанных с несовершенством институциональной среды и рыночных механизмов. Одним из существенных барьеров такого плана является стоимость привлекаемых ресурсов. Самое востребованное направление мер поддержки — снижение затрат предприятий на привлечение и обслуживание заемных источников финансирования, что обусловлено вы-

2014 2014 2014 2014 2015 2015 2015 2015 2016 2016 2016 2016 2017 2017 2017 2017 2018 2018 2018 2018 Объем кредитов Просроченная задолженность Процентные ставки

^Средневзвешенные процентные ставки указаны по России в целом

Рис. 1. Динамика основных показателей рынка кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Ростовской области в 2014-2018 гг. (по рублёвым кредитам)*2

сокой стоимостью и недостаточной доступностью кредитных ресурсов [6, с. 124]. Данная проблема характерна для большинства предприятий вне зависимости от их организационно-правовой формы и вида экономической деятельности. Доступность кредитов определяется средневзвешенной процентной ставкой по кредитам, предоставленным кредитными организациями нефинансовым организациям в рублях (в целом в России), которая на декабрь 2018 г. составила 9,3 % годовых1.

На примере наблюдения за кредитной активностью предприятий Ростовской области в 2014-2018 гг. можно проиллюстрировать высокую устойчивую зависимость между уровнем средневзвешенных ставок по кредитам и объемом выданных кредитов. Самая высокая средняя средневзвешенная процентная ставка представлена в первом квартале 2015 г., когда зафиксирован и наименьший объем выданных кредитов в размере 81,8 млрд руб., как показано на рисунке 1.

Высокий уровень взаимозависимости подтверждается и математическими расчетами. В соответствии с оценкой коэффициента регрессии при увеличении уровня средневзвешенной ставки по кредитам на процентный пункт объем выданных кредитов уменьшается в среднем на 10,9 млрд руб. в квартал или на 43,6 млрд руб. в год, что отражено в таблице 1.

При этом все большую актуальность приобретает вопрос о росте объема просроченной задолженности, который в Ростовской области

достиг максимального значения в четвертом квартале 2018 г. (52,1 млрд руб.). Высокий уровень закредитованности ограничивает потенциальных заемщиков в доступе к новым заемным средствам и повышает их стоимость [7, с. 121]. Более того, такое положение является индикатором недостаточной финансовой устойчивости. Нарастание подобных проблем отражается и в динамике количества рассмотренных дел о несостоятельности (банкротстве) Арбитражным судом Ростовской области: в 2018 г. их количество было рекордным (1 362 дела), что в два раза больше, чем в 2014 г. [8].Одна из причин этой тенденции — отсутствие институциональной поддержки предприятий в предкризисной и кризисной ситуации [9, с. 99]. Наличие инструментов консультационной и финансовой поддержки на этапе возникновения кризисной ситуации могло бы снизить число банкротств. Однако сегодня деятельность институтов развития ограничивается лишь оказанием услуг на первоначальных стадиях кредитования бизнеса, о чем свидетельствуют данные, представленные в таблице 2.

Указанные выше институты функционируют во многих субъектах Российской Федерации (РФ): региональные фонды развития промышленности существуют в 59 субъектах (в 52 из них они могут выдавать совместные займы с федеральным Фондом развития промышленности); региональные гарантийные организации действуют в 82 субъектах; региональные

1 Расчет произведен на основе данных Банка России (сведения по кредитам в рублях, долларах США и евро в целом по Российской Федерации, нефинансовым организациям). URL: https://www.cbr.ru/statistics/pdko/ int_rat/.

2 По данным официального сайта Банка России. URL: https://www.cbr.ru/.

Ь Таблица 1

о

^ Вывод итогов оценки регрессии между уровнем средневзвешенных ставок по кредитам и объемом и выданных кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям*

Регрессионная статистика

Множественный R 0,87024160

R-квадрат 0,75732045

Нормированный R-квадрат 0,74383825

Стандартная ошибка 15769,7935

Наблюдения 20

Дисперсионный анализ

df SS MS F Значимость F

Регрессия 1 1 396 918 353 1 396 918 353 56,17188659 6,12645E-07

Остаток 18 4 476 354 967 248 686 387,1 - -

Итого 19 1 844 553 849 - - -

Коэффициенты Стандартная ошибка t-статистика P-значение Нижние 95 % Верхние 95 % Нижние 95,0 % Верхние 95,0 %

Y-пересе-чение 278 539,47 17 890,49331 15,56913319 6,90153E-12 240 952,9416 316 126,005 240 952,9416 316 126,005

Переменная X 1 -10 949,161 1 460,902879 -7,49479063 6,12645E-07 -14 018,40427 -7 879,91815 -14 018,40427 -7 879,9181

*Рассчитано авторами.

лизинговые компании представлены в ряде регионов РФ, среди которых наибольшие объемы капитализации сформированы у компаний в регионах-участниках федеральной Программы лизингового оборудования (основной оператор программы — корпорация МСП), в частности в Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Ярославской области, Республике Саха (Якутия).

Однако масштаб финансовой поддержки таких институтов развития недостаточен. Оценивая возможности региональных институтов в Ростовской области, следует отметить, что по состоянию на 27 декабря 2018 г. некоммерческой организацией (НКО) «Региональный фонд развития промышленности Ростовской области» выдано займов на общую сумму 240 млн руб. (14 предприятий) [10]; НКО «Гарантийный фонд Ростовской области» в 2018 г. предоставлено 123 поручительства на общую сумму 1 094,16 млн руб., что позволило субъектам малого и среднего бизнеса привлечь 2 250,96 млн руб. внешнего финансирования на развитие своих предприятий [11]; автономной некоммерческой организацией (АНО) «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства» в 2018 г. выдано 484 займа на сумму более 813 млн руб.; акционерным обществом (АО) «Региональная ли-

зинговая компания Ростовской области» по состоянию на 20 сентября 2018 г. профинансировано 19 заявок на сумму 43,5 млн руб., одобрено к финансированию 10 заявок субъектов малого и среднего предпринимательства на сумму 37,5 млн руб. [12].

Соответственно, суммарный эффект от финансовой поддержки региональных инстуту-тов стимулировал получение предприятиями займов на сумму 3 384,96 млн руб. В целом по итогам 2018 г. объем кредитов, предоставленных юридическим лицам-резидентам и индивидуальным предпринимателям в рублях, — 765 547 млн руб. Соотношение объема региональной поддержки и совокупного объема кредитов, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в Ростовской области, составило 0,44 %, что свидетельствует о недостаточном масштабе финансовой поддержки на возвратной основе.

С целью наращивания положительного эффекта мер финансовой поддержки институтов развития авторы считают целесообразным рассмотреть следующие предложения.

Во-первых, актуален вопрос о докапитали-зации действующих региональных институтов развития, реализующих меры финансовой поддержки на возвратной основе (предоставление льготных кредитов, гарантийная поддержка,

Таблица 2

Соответствие действующих институтов поддержки в Ростовской области этапам кредитования бизнеса

© о

Этап Институты поддержки в Ростовской области

1. Этап консультационной поддержки и подготовки документов Регистрационно-консультационные пункты предпринимателя Центр финансовой грамотности Агентство инвестиционного развития Ростовской области

2. Этап подбора кредитного продукта и оценка необходимого обеспечения / подача заявки НКО «Региональный фонд развития промышленности Ростовской области» АНО «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства» НКО «Гарантийный фонд Ростовской области» АО «Региональная лизинговая компания Ростовской области»

3. Этап выполнения договора и погашения кредита Отсутствуют

льготный лизинг и т. п.) за счет средств федерального бюджета. Кредитные и иные финансовые продукты государственных институтов поддержки бизнеса имеют сравнительно более выгодные условия для заемщика и уже доказали эффективность при обеспечении финансовыми ресурсами приоритетных отраслей экономики. Но потенциал данных институтов в настоящее время реализован не в полной мере вследствие того, что объемы их капитализации недостаточны в сравнении с коммерческим сектором, что не позволяет им оказывать значимое влияние на рынок кредитования.

В целях обеспечения растущего спроса со стороны предприятий на финансовую поддержку институты развития необходимо обеспечить большим объемом капитала, который будет генерировать объемы финансовой поддержки, соответствующие потребностям бизнеса. В приоритетном порядке следует предусмотреть софинансирование региональных институтов развития, действующих в партнерстве с федеральными институтами развития (ФГАУ «Российский фонд технологического развития» (Фонд развития промышленности), АО «Корпорация "МСП"»).

Во-вторых, необходимо расширение видов экономической деятельности, в рамках которых оказывают поддержку федеральный и региональные фонды развития промышленности. Инструменты финансовой поддержки институтов развития являются востребованными, однако их отраслевой охват не в полной мере соответствует спросу со стороны промышленных предприятий. Так, в настоящее время перечень отраслевых направлений, финансируемых Фондом развития промышленности, включает в себя 20 видов экономической деятельности, соответствующих основным отраслям обрабатывающей промышленности (за исключением пищевой). Целесообразно допол-

нить перечень финансируемых отраслевых направлений Фонда развития промышленности и его региональных аналогов такими видами экономической деятельности, как производство пищевых продуктов (помимо промышленных биотехнологий); обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха; водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений.

Пищевая промышленность считается одним из крупнейших направлений в рамках обрабатывающей промышленности, которая составляет 20,6 % в структуре ВРП Ростовской области [13]. Особую значимость эта отрасль имеет для регионов с развитым сельским хозяйством, позволяя перерабатывать имеющиеся ресурсы. Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха составляет 4,4 % от ВРП, а водоснабжение, водо-отведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений — 0,9 %. Эти два вида экономической деятельности являются обслуживающими для промышленности и формирующими ее инженерно-энергетическую инфраструктуру. Их финансирование за счет Фонда будет способствовать формированию мультипликативного эффекта для развития промышленности и экономики региона в целом.

В-третьих, требуется создание по аналогии с Фондом развития промышленности новых отраслевых фондов (на федеральном и региональном уровнях). Успешный опыт федеральных и региональных институтов развития по оказанию финансовой поддержки бизнесу целесообразно распространить помимо обрабатывающей промышленности и на ряд других базовых несырьевых отраслей экономики. Расширение охвата отраслей-реципиентов финансовой поддержки позволит простимулировать экономи-

|= ческое развитие в регионах РФ в наиболее при-ш оритетных для них направлениях. Их перечень ° можно расширить посредством создания новых

г фондов целевой поддержки, а именно: Фонда

<

ю развития сельского хозяйства, Фонда разви-

ш

о тия строительного комплекса, Фонда развития < транспортного комплекса. Так, например, в ¡1 структуре ВРП Ростовской области сельское хозяйство занимает 11,1 %, строительство — 7,7 %, а транспортировка и хранение — 6,8 % [13], что подчеркивает значимость данных отраслей для развития региональной экономики и ее конкурентоспособности.

В-четвертых, необходимо ввести механизм по содействию в реструктуризации долговых обязательств в рамках программы антикризисной поддержки предприятий. Нарастание уровня финансового левериджа и увеличение доли просроченной задолженности в общей структуре заемного капитала приводит к снижению резервного заемного потенциала предприятий, что означает отсутствие возможности получения кредитных средств на приемлемых условиях [14, с. 136].

В настоящее время все институты государственной поддержки предприятий закономерно предоставляют финансовые продукты лишь при условии соответствия потенциального заемщика критериям отсутствия задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджетную систему, в том числе в бюджеты государственных внебюджетных фондов; перед поставщиками и подрядчиками, персоналом предприятия; отсутствие просроченной задолженности по кредитам и займам и др. Наряду с этим все более актуален вопрос государственной поддержки при возникновении проблемных ситуаций, т. е. в предкризисный/кризисный периоды, когда коммерческие финансовые институты отказываются выдавать на приемлемых условиях кредиты большинству таких заемщиков (даже при наличии у этих предприятий успешного опыта ведения экономической деятельности). Нельзя не учитывать тот факт, что многие проблемные предприятия при наличии плана финансового оздоровления могли бы вернуться на траекторию устойчивого развития в случае оказания им своевременной финансовой помощи. Очевидно, что в целях систематизации и повышения эффективности антикризисной поддержки таких предприятий необходима выстроенная система мониторинга их финансового состояния по критериям, позволяющим принять своевременные меры

по недопущению кризиса. Но такая система сегодня отсутствует.

Предлагаемая авторами программа антикризисной поддержки предприятий ориентирована на использование:

1) превентивных мер финансового оздоровления предприятий (льготного кредитования и др.), имеющих успешный опыт ведения экономической деятельности, но столкнувшихся с финансовыми проблемами (предкризисный период);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) инструмента реструктуризации при наличии у предприятий комплексных решений по выходу из кризисной ситуации, детально описанных в плане финансового оздоровления, который может быть разработан арбитражным управляющим в случае возбуждения дела о банкротстве (кризисный период). Основными предприятиями-реципиентами

данной программы при ее внедрении должны стать:

— предприятия реального сектора экономики из числа системообразующих (имеющих высокий мультипликативный эффект на смежные отрасли региональной экономики);

— градообразующие предприятия (определяемые по показателям существенности их вклада в структуру занятости населения, совокупного оборота предприятий, а также налоговых поступлений в муниципальный бюджет);

— предприятия, обеспечивающие региональную экономическую безопасность (энергетическую, продовольственную, инфраструктурную, информационную, финансовую). Таким образом, при проведении исследования

выявлены возможности и предложены новые инструменты для стимулирования экономической активности на территории региона. В целях удовлетворения спроса со стороны бизнеса на инструменты финансовой поддержки, предоставляемые региональными и федеральными институтами развития, следует, на наш взгляд, увеличить финансирование действующих институтов, расширить их перечень и масштабировать на большее количество видов экономической деятельности. Представляется целесообразным создание механизма по содействию в реструктуризации долговых обязательств в рамках программы антикризисной поддержки предприятий. Указанные меры поддержки должны стимулировать наращивание конкурентоспособности как региональной экономики в целом, так и ее хозяйствующих субъектов.

ö о

Литература

1. Мищенко К. Н., Елецкий А. Н. Анализ потенциала и перспектив инновационного развития региона в условиях глобализации мировой экономики (на примере Ростовской области). Региональная экономика: теория и практика. 2018. Т. 16, № 12 (459). С. 2335-2348. DOI: 10.24891/re.16.12.2335.

2. Деятельность институтов развития // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/activ- ^ ity/sections/instdev/institute/ (дата обращения: 07.05.2019). ^

3. Селезнев А. З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. М.: Юристъ, 1999. m 384 с. 8

4. Рыбкина А. С., Елецкий А. Н., Абрамян Г. А. Центры синергетического роста как императив < совершенствования региональной социально-экономической политики. Управление экономиче- ^ скими системами: электронный научный журнал. 2017. № 4 (98). С. 19-43. ö

5. Шевченко Д. А. Региональные институты финансовой поддержки малого и среднего бизнеса // Модернизация российской экономики: прогнозы и реальность: сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф. / ред. кол.: Г. А. Костин, Е. Ф. Щипанов, Е. В. Ушакова. СПб: С.-Петерб. ун-та технологий управления и экономики, 2018. С. 288-294.

6. Зотова А. И., Бреднев В. А. Трансформация инструментов заемного финансирования реального сектора российской экономики. Экономика и управление: научно-практический журнал. 2018. № 6 (144). С. 124-127.

7. Протасов Д. Н. Анализ использования кредитно-инвестиционных ресурсов промышленного предприятия при различных условиях кредитования. Научный вестник. 2015. № 4 (6). С. 121-125. DOI: 10.17117/nv.2015.04.121.

8. Отчет о работе Арбитражного суда Ростовской области в 2018 году (в первой инстанции) [Электронный ресурс]. URL: http://rostov.arbitr.ru/files/pdf/2018.pdf (дата обращения: 14.05.2019).

9. Фугин В. В. Роль институтов в управлении развитием региона. Горизонты экономики. 2012. № 3. С. 99-101.

10. Региональный фонд развития промышленности Ростовской области [Электронный ресурс]: официальный сайт. URL: https://frp61.ru/o-fonde/ (дата обращения: 16.05.2019).

11. Информация о деятельности Гарантийного фонда Ростовской области за 2018 год [Электронный ресурс]. URL: http://dongarant.ru/about/otchetnaya-informacziya/informacziya-o-deyatelnosti-fonda (дата обращения: 16.05.2019).

12. Любовина Г. П. Региональная лизинговая компания профинансировала заявки на приобретение техники и оборудования в лизинг [Электронный ресурс] // Официальный портал Правительства Ростовской области. URL: http://www.donland.ru/news/Regionalnaya-lizingovaya-kompaniya-profinansirovala-zayavki-na-priobretenie-tekhniki-i-oborudovaniya-v-lizing?pageid=92218&mid=8 3793&itemId=86836 (дата обращения: 16.05.2019).

13. Структура валового регионального продукта Ростовской области [Электронный ресурс] // Официальный портал Правительства Ростовской области. URL: https://www.donland.ru/ activity/2592/ (дата обращения: 21.05.2019).

14. Абрамян Г. А. Финансовая устойчивость как ключевой фактор привлечения заемных средств предприятиями в условиях волатильности на финансовых рынках // Таврический научный обозреватель. 2015. № 2-2. С. 136-139.

References

1. Mishchenko K. N., Eletskiy A. N. Analiz potentsiala i perspektiv innovatsionnogo razvitiya re-giona v usloviyakh globalizatsii mirovoy ekonomiki (na primere Rostovskoy oblasti) [An analysis of the regional innovation development potential and prospects under the world economy globalization: Some evidence from the Rostov Oblast]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika, 2018, vol. 16, no. 12 (459), pp. 2335-2348. DOI: 10.24891/re.16.12.2335.

2. Activities of development institutions. Official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Available at: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/instdev/ institute/. Accessed 07.05.2019. (in Russ.).

3. Seleznev A. Z. Konkurentnye pozitsii i infrastruktura rynka Rossii [Competitive positions and market infrastructure]. Moscow: Yurist, 1999. 384 p.

4. Rybkina A. S., Eletskiy A. N., Abramyan G. A. Tsentry sinergeticheskogo rosta kak imperativ sovershenstvovaniya regional'noy sotsial'no-ekonomicheskoy politiki [The centers of synergistic growth as an imperative of improvement of the regional socio-economic policy]. Upravlenie eko-nomicheskimi sistemami: elektronnyy nauchnyy zhurnal, 2017, no. 4 (98), p. 2. Available at: http://uecs.ru/regionalnaya-ekonomika/item/4324-2017-04-04-06-52-42. Accessed 25.05.2019.

5. Shevchenko D. A. Regional'nye instituty finansovoy podderzhki malogo i srednego biznesa [Regional institutions of financial support for small and medium-sized businesses]. In: Modernizatsiya rossiyskoy ekonomiki: prognozy i real'nost'. Sb. tr. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Modernization of the Russian economy: Forecasts and reality. Proc. Int. sci.-pract. conf.]. St. Petersburg: SPb. Univ. of Management Technologies and Economics, 2018, pp. 288-294.

<

6. Zotova A. I., Brednev V. A. Transformatsiya instrumentov zaemnogo finansirovaniya real'nogo 2 sektora rossiyskoy ekonomiki [Transformation of debt financing instruments of the real sector of q the Russian economy]. Ekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskiy zhurnal, 2018, no. 6 (144), o pp. 124-127.

7. Protasov D. N. Analiz ispol'zovaniya kreditno-investitsionnykh resursov promyshlennogo predpri-™ yatiya pri razlichnykh usloviyakh kreditovaniya [Analysis of the use of credit and investment o resources of an industrial enterprise under various lending conditions]. Nauchnyy vestnik, 2015, < no. 4 (6), pp. 121-125. DOI: 10.17117/nv.2015.04.121.

8. Report on the work of the Arbitration Court of the Rostov Region in 2018 (in the first instance). Available at: http://rostov.arbitr.ru/files/pdf/2018.pdf. Accessed 14.05.2019. (in Russ.).

9. Fugin V. V. Rol' institutov v upravlenii razvitiem regiona [The role of institutions in regional development management]. Gorizonty ekonomiki, 2012, no. 3, pp. 99-101.

10. Official website of the Regional Fund for Industrial Development of the Rostov Region. Available at: https://frp61.ru/o-fonde/. Accessed 16.05.2019. (in Russ.).

11. Information on the activities of the Guarantee Fund of the Rostov Region for 2018. Available at: http://dongarant.ru/about/otchetnaya-informacziya/informacziya-o-deyatelnosti-fonda. Accessed 16.05.2019. (in Russ.).

12. Lyubovina G. P. Regional leasing company funded applications for the purchase of machinery and equipment for leasing. Official portal of the Government of the Rostov Region. Available at: http://www.donland.ru/news/Regionalnaya-lizingovaya-kompaniya-profinansirovala-zayavki-na-priobretenie-tekhniki-i-oborudovaniya-v-lizing?pageid=92218&mid=83793&itemId=86836. Accessed 16.05.2019. (in Russ.).

13. The structure of the gross regional product of the Rostov Region. Official portal of the Government of the Rostov Region. Available at: https://www.donland.ru/activity/2592/. Accessed 21.05.2019. (in Russ.).

14. Abramyan G. A. Finansovaya ustoychivost' kak klyuchevoy faktor privlecheniya zaemnykh sredstv predpriyatiyami v usloviyakh volatil'nosti na finansovykh rynkakh [Financial stability as a key factor in attracting borrowed funds by enterprises in conditions of volatility in the financial markets]. Tavricheskiy nauchnyy obozrevatel', 2015, no. 2-2, pp. 136-139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.