ТЕОРИЯ ФИНАНСОВ
УДК 336.113.1
ИНСТИТУТЫ ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ*
Б. И. СОКОЛОВ, доктор экономических наук, профессор кафедры теории кредита и финансового менеджмента E-mail: bisokolov@yandex. ru Санкт-Петербургский государственный университет
Концептуальные положения. Процесс глобализации финансовых отношений невозможно представить без общепланетарного информационного поля, важнейшей составляющей которого является финансовая информация. Почему «события в финансовом секторе могут быстро вызывать и распространять кризисы» [4]? Ответ очевиден: финансовый сектор более восприимчив к глобальным информационным потокам в отличие от промышленного и торгового секторов, которые «перегорожены» патентами, лицензиями, соглашениями о нераспространении сведений, достаточно произвольно относимых к коммерческой тайне. Выраженное в Совместном коммюнике встречи министров финансов и управляющих центральными банками стран «Группы 20», прошедшей 15-16 февраля 2013 г., беспокойство по поводу «чрезмерной волатильности финансовых потоков и беспорядочной динамики обменных курсов» [8] следовало напрямую увязать с глобальными информационными потоками.
Отметим, что сложившиеся мировые финансовые центры (Нью-Йорк, Лондон и др.) не только сосредоточили банки и специализированные кредитно-финансовые институты, осуществляющие международные валютные, кредитные и финансовые операции, сделки с ценными бумагами,
* Статья подготовлена по материалам журнала «Финансы и кредит». 2013. № 31 (559).
золотом; одновременно в них сложился информационно-финансовый кластер, в результате чего они выступают мировыми центрами финансовой информации. Однако институты финансовой информации, послужившие интенсивным ускорителем и мощнейшим фактором реализации глобализационных процессов, не получили комплексного отражения в научных исследованиях и образовательных программах.
Современные финансовые рынки характеризуются как глобальные, прежде всего, благодаря моментально распространяющейся на них новостной информации, относящейся к курсам валют, цене на золото, биржевым индексам, новациям в нормативных актах, процентным ставкам, котировкам ценных бумаг и т. д. Однако ни один учебник [2; 11; 12; 16; 17; 18; 19], ни одно учебное пособие [6; 20], изданное в последние годы и имеющее гриф Министерства образования и науки РФ, призванное раскрыть деятельность финансово-кредитных институтов, не выделяют в их структуре такой важнейший компонент, как институты финансовой информации.
Отдельные формы институтов финансовой информации нашли отражение в научных исследованиях. Цель представленного исследования состоит в том, чтобы в общем и целом охарактеризовать складывающуюся систему информационного обеспечения деятельности финансовых рынков. Определение этой системы одновременно позволит ответить
на актуализированный в последнее время вопрос о том, насколько Москва продвинулась в направлении превращения в международный финансовый центр с точки зрения организации институтов финансовой информации? Международный финансовый центр не самодекларируемое понятие, а интегральный результат совмещения комплекса факторов, в том числе связанных с развитием институтов финансовой информации. В число целевых показателей развития МФЦ в Российской Федерации должны быть включены параметры развития институтов финансовой информации [9].
Любой город, претендующий на то, чтобы стать или продолжать функционировать в качестве международного финансового центра, должен быть включен прежде всего в общепланетарное информационное поле. Его первичная характеристика связана со следующим тезисом: в структурной организации социума и его хозяйственной системе выделяются три качественно различных компоненты, которые между собой сосуществуют достаточно изолированно:
а) природно-вещный;
б) социально-антропологический;
в) информационный.
Молекулы вещества принципиально несопоставимы и незаменимы ни человеческой деятельностью, ни битами и байтами информации. Соответственно, можно выделить три типа хозяйственных систем, в которых доминируют и, прежде всего, воспроизводятся в расширенном масштабе формы богатства общества в виде:
а) товаров (вещей, обладающих внутренней стоимостью);
б) услуг, т. е. полезной деятельности, производство и потребление которой совпадает по месту и времени;
в) знаний в виде экономически и финансово значимой информации.
Сердцевиной современной структурной организации социума и его хозяйственной системы является информация.
Современное состояние институтов финансовой информации адекватно уровню развития мирового хозяйства. В начале XX в., характеризуя империализм как стадию в развитии капитализма, В. И. Ленин отмечал следующие его проявления: «... 4) раздел мира (экономический) международными картелями начался. 5) раздел мира территориальный (колонии) закончился» [10]. В конце 1970-х гг. с крушением последней колониальной империи, португальской, политический раздел мира перестал быть существенно значимым явлением мирового
хозяйства, хотя тенденция к территориальному разделу мира осталась чертой, имманентной империализму.
Но в 1990-е гг. вместе с разрушением СССР завершился экономический раздел мира, так что стал возможен только его передел. Это провоцирует процессы концентрации и централизации, в том числе институтов финансовой информации, создание информационных монополий (в том числе в форме социальных сетей), делящих информационное пространство по силе, по степени умения манипулировать массовым общественным сознанием, и борьбу за его передел, т. е. экономические и информационные войны. Тот, кто контролирует информационные монополии, всегда будет манипулировать информационной периферией и побеждать в информационных войнах.
В самом общем смысле развитие проявляется через усложнение структуры. Наглядное развитие финансовой системы на современном этапе глобализации означает прежде всего ее структурное усложнение за счет умножения институтов финансовой информации. Важно отметить, что развитие со временем вызывает инверсию связей в системе, иными словами, вновь возникающие структуры из скромных помощников постепенно превращаются в доминирующие. Доминирование проявляется в том, что финансовая информация, создаваемая институтами финансовой информации, предопределяет своего рода коридор для выработки стратегии поведения всех субъектов финансовых рынков. Последующее развитие институтов финансовой информации приведет к их дальнейшей специализации на обеспечении функционирования финансовых рынков, информационно-финансовом посредничестве, охране и защите информации, а также к установлению отношений иерархии и соподчинения между ними.
Финансовая информация: сущность и классификация. Развитие информационного общества вызвало необходимость законодательного регулирования отношений, складывающихся в информационной сфере. В связи с этим были разработаны закон «О государственной тайне», законодательство об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене» и др. [3].
В соответствии с Федеральным законом от 20.02.1995 № 224-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»1 под термином
1 Документ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2006 N° 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
«информация» понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от форм их представления. Финансовая информация - это в широком смысле слова сведения о финансовых явлениях и процессах, включая денежно-кредитные, протекающих в социально-экономической системе.
Существуют различные классификации информации, отражающие ее важнейшие свойства. Информация может быть двух видов: формализованная и неформализованная. К первой относится все то, что может быть представлено в числовом выражении: котировки, объемы сделок, индексы, спрэды, коэффициенты корреляции активов и т. п. Второй вид информации представлен в форме текста: информационные события и комментарии политического, экономического, светского или законодательного характера.
Информация лежит в основе такого социально-экономического явления, как интеллектуальная собственность. Инновационную экономику невозможно представить без рынка интеллектуальной собственности, анализ которого позволяет вскрыть современный потенциал финансово-инвестиционных ресурсов.
Многообразное содержание интеллектуальной собственности проявляется в ее видах и объектах [14]. К интеллектуальной собственности относятся:
- промышленная собственность (полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования и наименования места происхождения товара);
- собственность на открытия и изобретения (технические и технологические, производственные, коммерческие, организационно-управленческие, селекционные достижения);
- права хозяйствующих субъектов (литературные произведения, художественные произведения, научные труды, произведения живописи и графики, музыкальные произведения, деловая репутация, место на бирже);
- смежные права (фонограммы, теле- и радиопередачи, исполнительская деятельность артистов, аранжировка произведений, режиссерская деятельность).
В процессе экономической деятельности конкретные объекты интеллектуальной собственности превращаются в капитал. Многие из них предстают как виртуальная реальность, существуют в электронном виде, и учет электронной собственности ведется в электронном виде на электронные деньги.
Объекты интеллектуальной собственности учитываются в процессе экономической деятельности
как нематериальные активы в том случае, если одновременно характеризуются:
а) отсутствием материально-вещественной (физической) формы;
б) возможностью идентификации (обособление, отделение от другого имущества);
в) использованием в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд организации;
г) использованием, которое осуществляется в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 мес. или обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес.;
д) фактом того, что организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества без дополнительной трансформации;
е) способностью приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
ж) наличием надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т. п.).
Объекты интеллектуальной собственности способны превратиться в рыночный финансовый актив, в основе которого могут лежать денежные средства, права на долю активов другой организации, права требования и др. Инструментом превращения объектов интеллектуальной собственности как рыночных продуктов в финансовые активы являются договоры, в результате которых появляются финансовые активы у одной стороны, заключившей контракт, и статьи в пассивах, отражающие финансовое обязательство или долевой инструмент, у другой стороны контракта.
Информация может подразделяться на хаотичную, полученную в результате индивидуального опыта, слухов, мнений, и организованную, которая собирается, обрабатывается и хранится комплексом институтов финансовой информации. В современных условиях значительные объемы организованной информации становятся объектом купли-продажи, т. е. становятся информационным товаром, качественно отличающимся от вещных товаров и услуг. В целом организованная информация может быть подразделена:
1) на коммерческую, имеющую ограниченное предложение и платежеспособный спрос;
2) на некоммерческую, доступную для массового пользователя;
3) на конфиденциальную, составляющую коммерческую тайну.
Коммерческая тайна означает конфиденциальность информации, что позволяет ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Информация, составляющая коммерческую тайну, может включать научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую или иную информацию (в том числе составляющую секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны. Этот режим представляет собой правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации меры по охране ее конфиденциальности. Разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, это действие или бездействие, в результате которых данная информация в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.
Право на отнесение информации к коммерческой тайне на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации. Для квалифицированного заключения о том, может ли конкретный момент быть отнесен к коммерческой тайне, следует руководствоваться Федеральным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну на рынке товаров, работ, услуг, и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.
Для функционирования финансовых рынков существенное значение имеет инсайдерская информация. В Федеральном законе от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Феде-
рации» говорится, что инсайдерская информация -это точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, одного или нескольких хозяйствующих субъектов, указанных в законе2, либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров) и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации, указанный в ст. 3 указанного закона.
Финансовая информация может принимать вид информационного продукта, информационной услуги, информационного товара.
Информационный продукт - это полезная информация, обработанная в целях удовлетворения целевой потребности в определенных сведениях.
Информационная услуга - это такая полезная информация, создание и потребление которой совмещено по месту и времени.
Информационный товар - это информационный продукт или информационная услуга, оказываемая на возмездной основе.
Значительные объемы финансовой информации предоставляют и реализуют специализированные институты финансовой информации.
Основные институты финансовой информации. Институты финансовой информации имеют дело преимущественно с коммерческой и некоммерческой информацией. Информация, составляющая коммерческую тайну, является объектом для спецслужб фирм и государства. Их деятельность не афишируется, поскольку может выходить за пределы правового поля.
Отметим, что границы между коммерческой и некоммерческой финансовой информацией достаточно размыты. Одни и те же институты могут быть
2 А именно хозяйствующие субъекты, включенные в предусмотренный ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» реестр и занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах Российской Федерации.
поставщиками коммерческой и некоммерческой финансовой информации.
В целом в состав институтов финансовой информации включаются:
а) институты, формирующие базы данных, относящихся к нормативным и законодательным актам, связанным с регулированием финансовых рынков, к макроэкономической и кредитно-финансовой статистике;
б) институты, публикующие официальные курсы иностранных валют;
в) мировые информационно-аналитические системы;
г) подразделения фондовых бирж, публикующие котировальные списки;
д) рейтинговые агентства;
е) бюро кредитных историй;
ж) организации, оказывающие образовательные и консультационные услуги в финансовой сфере;
з) финансовые компании, публикующие сведения на персональных сайтах (банки, пенсионные фонды, страховые организации и т. д.);
и) специальные службы государства и отделы организаций, занимающиеся обеспечением безопасности и защиты информации, и др.
Сведения, формируемые этими организациями, лежат в основе общепланетарного информационного финансового поля, того пространства, в котором действуют силы, влияющие на финансовые рынки.
Структура пользователей (потребителей) финансовой информации крайне разнородна. В первом приближении по отношению к финансовой информации о самостоятельной организации можно выделить внешних и внутренних пользователей.
Внутренние пользователи финансовой информации - это собственники и учредители фирм, наемные менеджеры и специалисты подразделений, работники предприятия.
Внешними пользователями финансовой информации от организации могут выступать акционеры, потенциальные инвесторы, финансовые спекулянты, брокеры, дилеры, кредиторы, коммерческие клиенты, правительственные структуры, некоммерческие организации, простые граждане. В чем состоят их интересы?
Собственники, учредители и акционеры (в акционерных обществах), реальные или потенциальные инвесторы, лица, оказывающие консультационные услуги в финансовой сфере, нуждаются в информации, которая позволила бы им принять решение о покупке или продаже бизнеса, акций, облигаций, получить представление о доходности
ценных бумаг, уровне дивидендных выплат, степени риска, связанного с инвестициями.
Руководство организации повседневно использует информацию о финансовых результатах деятельности организации, ее подразделений, состав которой значительно шире, детальней и оперативней, чем состав информации для внешних пользователей. Руководство организации заинтересовано в высококвалифицированных и подготовленных кадрах для финансовых подразделений предприятия, в повышении уровня финансовой информированности занятых на предприятии.
Менеджеры и специалисты подразделений заинтересованы в информации, позволяющей составить бизнес-план организации, наладить реализацию маркетинговых стратегий, своевременно реагировать на запросы рынка, осуществлять финансирование научных разработок и инноваций. Информация для финансового менеджера должна помочь «осветить» финансовые перспективы предприятия, осуществить в союзе с технологом расчет себестоимости продукции (оказания услуг) и издержек на ее реализацию, оценить конечные финансовые результаты и срок окупаемости проекта, определить потребность в инвестициях и целесообразность привлечения заемных средств, дать рекомендации по вопросам налогообложения и экономической политики фирмы, расширить представление об инструментах финансирования, обеспеченных интеллектуальными активами [15].
Наемные работники, реальные и потенциальные, заинтересованы в стабильности и доходности организации, в информации об уровне заработной платы, о системе премиальных вознаграждений и пенсионного обеспечения, о социальных льготах, возможности трудоустройства, о совершенствования деятельности профсоюзов.
Финансовые спекулянты, брокеры, дилеры нуждаются в многоплановой информации о состоянии фондового рынка.
Организации, занимающиеся внешней торговлей, заинтересованы в оперативной информации о курсе иностранных валют.
Кредиторы нуждаются как в общей информации о состоянии кредитного рынка, так и в конкретной информации, позволяющей оценить способность организации своевременно погашать основной долг и проценты по нему в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Коммерческие клиенты (поставщики и покупатели) заинтересованы в стабильности коммерческих связей, в способности своевременно и полно осу-
ществлять платежи и расчеты, выполнять контрактные обязательства.
Правительственные структуры нуждаются не только в сведениях об объемах производства для обобщения информации о валовом внутреннем продукте, уплате налогов, потенциальных поступлениях в бюджет государства, но и в сборе информации о потенциальных экономических, политических и военных противниках, а также в надежной охране государственной тайны.
Налоговые органы используют кредитно-финансовую информацию для установления ограничений на выезд граждан за рубеж.
Конкуренты фирмы заинтересованы в сборе конфиденциальной информации о ней и о защите собственной конфиденциальной информации.
Некоммерческие организации нуждаются в информации о выдаваемых грантах, о потенциальных спонсорах и благотворителях, об особенностях сбора денежных средств на формирование целевого капитала и его пополнение. Такие некоммерческие организации, как Ассоциация российских банков (АРБ), Ассоциация региональных российских банков (АРРБ), занимаются сбором и предоставлением финансовой информации в целях отстаивания и лоббирования профессиональных и имущественных интересов входящих в них кредитных организаций.
Некоммерческие организации, сформировавшие целевой капитал, нуждаются в информации о таких объектах его размещения, как государственные ценные бумаги Российской Федерации, государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, облигации иных российских эмитентов. Институты, формирующие базы данных, относящихся к нормативным и законодательным актам по финансовым рынкам, макроэкономической и финансовой статистике. При характеристике российских институтов, формирующих базы данных, относящихся к нормативным и законодательным актам по финансовым рынкам, макроэкономической и финансовой статистике, следует прежде всего учесть то, что в Российской Федерации в отличие от ряда зарубежных стран не существует финансовых законов в качестве самостоятельной категории законодательных актов. Правовая норма, относящаяся к финансовым рынкам и деятельности на них, может содержаться не только в специально принимаемых для регулирования финансовых отношений актах бюджетного, налогового, валютного и иных отраслей законодательства, но и в так называемых непрофильных законах, т. е. законах, принимаемых для регулирования нефинансовых отношений, но
при этом содержащих одну или несколько норм, регламентирующих финансовые аспекты. Если налоговые нормы содержатся исключительно в актах законодательства о налогах и сборах или принимаемых в соответствии с ними подзаконных актах, то при регулировании бюджетных, валютных, таможенных и др. отношений могут встретиться непрофильные законы3.
Источники права, регулирующие национальные финансовые рынки и складывающиеся на них финансовые отношения, можно представить в следующем виде:
1) Конституция Российской Федерации;
2) международные договоры Российской Федерации;
3) законы:
- федеральные конституционные законы;
- кодексы;
- федеральные законы;
4) подзаконные акты:
- указы Президента РФ;
- постановления Правительства РФ;
- нормативные правовые акты (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения) федеральных органов исполнительной власти, наделенных нормотворческой компетенцией в сфере публичных финансов (Министерство финансов РФ, Федеральная таможенная служба);
- нормативные правовые акты Банка России (указания, положения и инструкции).
Не следует забывать, что в условиях глобализации информация по финансам и финансовому праву выходит на источники международного права.
Всемирная информационная сеть Интернет предоставляет экономические, финансовые, правовые, статистические и иные издания. Сетевые ресурсы по финансовому праву и финансам, статистике можно разделить на ряд категорий:
- официальная правовая информация4;
3 Подробнее см. [1].
4 Под официальным опубликованием нормативного правового акта понимается помещение его полного текста в специальных изданиях. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания такими изданиями являются «Парламентская газета», «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации» (ст. 4 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»), для актов Президента РФ и Правительства РФ - «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации» (ст. 2 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации,
- правительственные страницы (министерств, федеральных служб, федеральных агентств);
- правовые базы данных (неофициальные); в России - «КонсультантПлюс», «Кодекс», «Гарант»;
- сайты информационных агентств и информационных служб;
- интернет-ресурсы финансовых и кредитных организаций;
- web-страницы периодических изданий, полнотекстовые статьи и книги;
- web-страницы нефинансовых компаний;
- электронные страницы общественных и саморегулирующихся организаций;
- федеральные образовательные порталы. Статистические материалы, содержащие финансовую информацию, могут публиковаться на периодической основе и разовыми изданиями, они представлены в виде: статистических сводок, справок, таблиц, сборников, ежегодников, периодических изданий. Основным источником информации выступают статистические сборники, которые могут быть общими, региональными и тематиче скими.
К общим изданиям относится «Российский статистический ежегодник», выходящий с 1994 г. Имеющийся в нем раздел «Финансы» содержит информацию о государственных финансах, о денежно-кредитной системе, о рынке ценных бумаг, о страховых компаниях, о финансовых результатах работы предприятий и организаций, о состоянии их имущества и платежеспособности. Аналогичную информацию представляет краткий статистический сборник «Россия в цифрах».
В субъектах Российской Федерации выходят издания, которые отражают складывающееся в них социально-экономическое и финансовое положение.
Базы данных, включающие нормативные и законодательные акты по финансовым рынкам, макроэкономической и финансовой статистике, широко используются организациями, оказывающими консультационные услуги в финансовой сфере.
Таким образом, положение Москвы как финансового центра полностью подкреплено институтами, формирующими базы данных, относящихся к международным и российским нормативным и законодательным актам по финансовым рынкам, макроэкономической и финансовой статистике.
Институты, публикующие официальные курсы иностранных валют. Институты, публи-
Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»).
кующие официальные курсы иностранных валют, предназначены для обеспечения устойчивого функционирования валютного рынка. В соответствии со ст. 53 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю. Данный закон конкретизирован в положении Банка России от 18.04.2006 № 286-П «Об установлении и опубликовании Центральным банком Российской Федерации официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю».
Согласно ст. 7 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» официальные публикации нормативных актов Банка России осуществляются в «Вестнике Банка России».
Нормативными актами Банка России устанавливаются:
- курсы иностранных валют по отношению к рублю;
- изменение процентных ставок;
- размер резервных требований;
- размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
- прямые количественные ограничения;
- правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;
- порядок обеспечения функционирования системы Банка России.
Информация об официальных курсах валют размещается в день их установления на официальном сайте Банка России (www. cbr. ru) в разделе «База данных по курсам валют» и публикуется в очередном номере «Вестника Банка России». В разделе «База данных по курсам валют» опубликованы исторические данные о курсах практически всех иностранных валют, курсы которых устанавливались Банком России, за период с марта 1998 г., при этом по многим иностранным валютам данные представлены с июля 1992 г., а по валютам, информация о курсах которых наиболее востребована, -за весь период их установления.
Согласно письму Банка России от 14.01.2010 № 6-т «Об определении курсов иностранных валют по отношению к рублю, официальные курсы которых не устанавливаются Банком России» при необходимости использования в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, курса к рублю иностранной валюты, не включенной в Перечень на дату определения курса, курс данной валюты может быть определен с использованием
установленного Банком России официального курса доллара США по отношению к рублю, действующего на дату определения курса, и курса иностранной валюты, не включенной в Перечень, к доллару США на дату, предшествующую дате определения курса. В качестве курсов иностранных валют, не включенных в Перечень, к доллару США могут быть использованы котировки данных валют к доллару США, представленные в информационных системах Reuters или Bloomberg или опубликованные в газете Financial Times (в том числе в их представительствах в сети Интернет).
Мировые финансовые центры (Нью-Йорк, Лондон) сложились в тех странах, которые эмитируют резервные валюты. Возвышение Москвы до уровня международного финансового центра будет предопределяться превращением рубля в резервную валюту.
Мировые финансовые информационно-аналитические системы. Чем большее влияние на мир оказывал крупный бизнес, тем больше внимания стало уделяться финансово-экономическим новостям. Совпадение технических возможностей, интересов и потребностей привело к тому, что со второй половины XX в. стали бурно развиваться агентства, специализирующиеся на бизнес-информации. В настоящее время крупнейшие из них выступают в качестве мировых финансовых информационно-аналитических систем5, осуществляющих производство и распространение информационных продуктов об обменных курсах спот для различных валют мира, кросс-курсах валют, курсах-форвард, величинах депозитных ставок, ценах валютных опционов, ценах опционов на межбанковские ставки, ценах на драгоценные металлы, ценах на казначейские и иные государственные долговые обязательства, ценах на депозитные сертификаты, ценах на акции, облигации и векселя, ценах биржевых рынков, значениях биржевых индексов, ценах на производные финансовые инструменты и т. д.
Мировые финансовые информационно-аналитические системы предоставляют не только текущую, но и архивную финансово-биржевую информацию с глубокой ретроспекцией, осуществляют ее технический анализ, делают прогнозы
5 Информационная система - это организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. В широком смысле к информационным системам относятся библиотеки, архивы, банки данных, фонды и т. п. хранилища документированной информации.
и предлагают тактику поведения на финансовых рынках исходя из заложенной пользователем стратегии поведения.
Одним из двух ведущих поставщиков финансовой информации для профессиональных участников финансовых рынков стало информационное агентство Bloomberg LP, созданное в 1982 г. Майклом Блумбергом, потомком эмигрантов из России. Кроме всемирной компьютерной сети финансовых новостей компания включает телеканалы BloombergTV, радио BloombergRadio, журналы Bloomberg Markets, Bloomberg BusinessWeek, сайты Bloomberg. com и BusinessWeek. com и является одним из ведущих поставщиков финансовых новостей в мире. В основе успеха Bloomberg LP лежит ощутимое превосходство над конкурентами в использовании компьютерных технологий. Основной продукт компании - Bloomberg Terminal, через который можно получить доступ к текущим и историческим ценам практически на всех мировых биржах и многих внебиржевых рынках, к ленте новостей агентства Bloomberg и к другим ведущим средствам массовой информации, к системе электронной торговли облигациями и другими ценными бумагами. В Bloomberg детально представлены все значимые мировые отчеты по изменениям курса акций, валют, залоговых бумаг.
Корпорация Thomson Reuters, являющаяся транснациональной фирмой, осуществляющей распространение массовой информации, также базируется в Нью-Йорке. Она создана за счет приобретения Thomson корпорации Reuters Group 17.04.2008.
Компанию Reuters всегда отличала скорость подачи информации. В 1865 г. она была первой в Лондоне, сообщившей об убийстве Авраама Линкольна. Reuters начала быстро расти в 1980-х гг., расширяя спектр информационных бизнес-продуктов и развивая глобальную сеть отчетности для средств массовой информации, финансовых и экономических услуг.
Кроме названных крупнейших каналов по поставке финансовой информации, существует и множество региональных информационных агентств, которые распространяют информацию по местным теле- и радиоканалам, газетам. Эти агентства редко выходят за рамки своего региона. Но у них есть востребованная ниша, поскольку их информационные продукты привязаны к своему региону, области или городу.
Возвышение Москвы до уровня международного финансового центра будет связано с ее влиянием как поставщика международной финансовой
информации для профессиональных участников финансовых рынков.
Подразделения фондовых бирж, публикующие котировальные списки. Подразделения фондовых бирж, публикующие котировальные списки, обеспечивают участников рынка ценных бумаг качественной информацией об объектах инвестиционной деятельности. Допуск ценных бумаг к торгам у организатора торговли осуществляется за счет их включения в список ценных бумаг, допущенных к торгам. На фондовой бирже включение ценных бумаг в Список может осуществляться с прохождением и без прохождения процедуры листинга. Информация о ценных бумагах, включенных в Список, напрямую связана с деятельностью отдела по листингу, который создается на каждой фондовой бирже в качестве ее отдельного структурного подразделения. Отдел по листингу осуществляет контроль за соответствием ценных бумаг и их эмитентов (управляющих компаний паевых инвестиционных фондов) требованиям, установленным национальными нормативными актами и самой фондовой биржей, при включении ценных бумаг в котировальные списки и в течение всего срока нахождения данных бумаг в них, а также дает заключения о включении (об отказе во включении) ценных бумаг в котировальный список, об исключении их из котировального списка, о приостановлении торгов по ценным бумагам в случае несоответствия ценных бумаг или их эмитента (управляющей компании паевого инвестиционного фонда) выработанным требованиям.
В условиях глобализации фондового рынка наибольшее информационное влияние на него оказывают подразделения Американской фондовой биржи (American Stock Exchange), Гонконгской фондовой биржи (Hong Kong Stock Exchange), Евроне-кст (Euronext Amsterdam, Euronext Brussels, Euronext Lisbon, Euronext Paris), закрытого акционерного общества «Фондовая биржа ММВБ», Ирландской фондовой биржи (Irish Stock Exchange), Испанской фондовой биржи (BME Spanish Exchanges), Итальянской фондовой биржи (Borsa Italiana), Корейской биржи (Korea Exchange), Лондонской фондовой биржи (London Stock Exchange), Люксембургской фондовой биржи (Luxembourg Stock Exchange), На-сдак (Nasdaq), Немецкой фондовой биржи (Deutsche Borse), Нью-Йоркской фондовой биржи (New York Stock Exchange), открытого акционерного общества «Фондовая биржа «Российская Торговая Система», Токийской фондовой биржи (Tokyo Stock Exchange Group), Фондовой биржи Торонто (Toronto Stock Exchange, TSX Group), Фондовой биржи Швей-
царии (Swiss Exchange), Шанхайской фондовой биржи (Shanghai Stock Exchange), публикующие котировальные списки.
Котировальный список ценных бумаг ОАО «Фондовая биржа «Российская Торговая Система» - это список ценных бумаг, отвечающих ряду требований, определяемых положением о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг (утв. приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 09.10.2007 № 07-102/пз-н)». Включение в котировальные списки (листинг) - это своеобразный биржевой знак качества ценной бумаги. При прохождении процедуры листинга ценные бумаги включаются в котировальные списки «А» (первого и второго уровней), «Б», «В» и «И».
Включение ценных бумаг в котировальные списки фондовой биржи позволяет существенно расширить круг инвесторов эмитента и открывает перед эмитентом целый ряд дополнительных возможностей, которые заключаются:
1) в осуществлении размещения и/или обращения ценных бумаг за рубежом;
2) в сокращении временного лага между окончанием размещения (IPO) и началом обращения ценных бумаг;
3) в осуществлении выпуска облигаций, а также во включении их в котировальные списки облигаций без соблюдения отдельных требований;
4) в выпуске ценных бумаг без обеспечения;
5) в получении рейтинговой оценки эмитента.
Соблюдение эмитентом требований по раскрытию информации о ценных бумагах, включенных в котировальные списки, значительно повышает надежность инвестиций в глазах всех категорий инвесторов и тем самым ведет к улучшению имиджа компании, повышению ликвидности ценных бумаг.
Рейтинговые агентства. Рейтинговые агентства, присваивая кредитные рейтинги, обеспечивают деятельность прежде всего участников долгового рынка.
Кредитный рейтинг - это используемый в современной экономике показатель, который оценивает платежеспособность эмитента долговых обязательств. По своей сути - это мнение об уровне кредитного риска, характеризующее меру кредитоспособности частного лица, предприятия, региона или государства, способность выполнять такие финансовые обязательства, как выплата процентов, выплата дивидендов по привилегированным акциям, погашение основной суммы долга, урегулирование страховых убытков и выполнение контрагентских обязательств. Рейтинговые оценки
позволяют потенциальным кредиторам/вкладчикам составить представление о вероятности своевременной оплаты финансовых обязательств. Кредитные рейтинги не являются фактической информацией и поэтому не могут характеризоваться как «точные» или «неточные». Они не выступают в роли рекомендации «покупать», «продавать» или «держать» какую-либо ценную бумагу. Рейтинги не представляют собой комментарий по адекватности рыночной цены, пригодности той или иной ценной бумаги для конкретных инвесторов или же по применению налоговых освобождений или режима налогообложения к каким-либо выплатам по каким-либо ценным бумагам.
Для компаний, осуществляющих публичные заимствования на глобальном финансовом рынке, получение кредитного рейтинга у ведущих международных рейтинговых агентств, - это необходимость, обеспечивающая оптимизацию условий привлечения средств. Для инвесторов, в том числе и институциональных, ориентация на высокий кредитный рейтинг эмитентов долговых обязательств позволяет минимизировать риски инвестирования.
Несмотря на свою относительность, кредитные рейтинги довольно точно могут информировать о вероятности дефолта или наступлении иных неблагоприятных финансовых последствий. Более высокий рейтинг соответствует меньшему риску невыплаты. Величина кредитного рейтинга влияет на величину процентной ставки, стоимость и доходность долговых обязательств. В последнее время сфера применения кредитных рейтингов расширилась: их стали применять для установления размеров страховых взносов, для определения залогов, для определения качества кандидатов при приеме на работу. Широкое использование кредитных рейтингов регуляторами, усилившееся с принятием Базельских соглашений II (включает принцип расчета достаточности капитала исходя из уровня кредитного рейтинга), превратило рейтинги в инструмент лицензирования, определения условий доступа к заемному капиталу, выбора инвестиционных инструментов для крупнейших институциональных инвесторов. Кредитные рейтинговые агентства фактически превратились в контролеров допуска на глобальные финансовые рынки его основных участников. В настоящее время при сложившейся общей неустойчивости положения на финансовых рынках любая информация рейтинговых агентств сразу вызывает изменение финансовых потоков. Лидеры нескольких стран, в том числе Франции и Германии, утверждают, что решения агентств по
понижению рейтингов усугубляли долговой кризис в Европе, снижая доверие инвесторов.
История современной индустрии услуг финансовой информации по присвоению рейтингов облигационным обязательствам восходит к 1909 г., когда Джон Муди впервые опубликовал бюллетень «Анализ капиталовложений в железные дороги» (Moody's Analyses of Railroad Investments). Впоследствии в 1920-е гг., когда ведущие информационные конгломераты США стали систематически предоставлять своим подписчикам услугу по присвоению оценок (рейтингов) ценным бумагам, прежде всего облигациям железнодорожных компаний, возникли специализированные рейтинговые агентства. Так зародился бизнес рейтинговых агентств Moody's Investors Services и Standard & Poor's. Поскольку инвесторов, нуждающихся в независимом анализе кредитного риска долговых ценных бумаг, уже в то время было много, новая услуга пользовалась огромным спросом, который лишь возрос в годы Великой депрессии.
В настоящее время в мире действует около 100 кредитных рейтинговых агентств, однако ведущие позиции принадлежат «большой тройке»: агентствам Moody's, Standard & Poor's и американо-британскому агентству Fitch Ratings, контролирующим около 95 % глобального рынка рейтинговых оценок. Рейтинговые агентства предоставляют глобальным финансовым рынкам независимые и ориентированные на перспективу оценки кредитоспособности, финансовую информацию и аналитические исследования.
Деятельность рейтинговых агентств до недавнего времени практически не была подвержена регулированию. Только после серии громких корпоративных банкротств и в особенности после мирового финансового кризиса 2007-2009 гг., выявившего серьезные просчеты в методиках рейтингования, американские и европейские регуляторы начали формировать подходы к регулированию рейтинговых агентств в целях обеспечения прозрачности используемых методик (рейтинговые агентства могли «уходить» от ответственности за недостоверность присвоенных рейтингов, в то время как инвесторы терпели огромные убытки).
В США в 2010 г. был принят закон по реформированию финансовой системы (Акт Додда-Франка), который, в частности, предусматривает усиление регулирования, прозрачности и подотчетности для кредитных рейтинговых агентств. Закон возлагает всю полноту ответственности за присваиваемые рейтинги на агентства; в результате у любого держателя ценных бумаг, анализ которых проводило
то или иное агентство, будет гораздо больше шансов привлечь агентство к суду, если динамика бондов не отвечает присвоенному агентством рейтингу.
В Европейском Союзе рассматриваются более жесткие правила работы рейтинговых агентств. Причиной тому стало понижение суверенного рейтинга Франции агентством Moody's в ноябре 2012 г. «Деятельность рейтинговых агентств должна будет стать прозрачнее в том, что касается рейтингования государств, им придется уважать правила о времени публикации рейтингов и согласовывать сроки публикации нежелательных рейтингов. Им придется следовать более строгим правилам, что повысит их ответственность за ошибки», - заявил Мишель Барнье, отвечающий в Еврокомиссии за вопросы экономики и внутреннего рынка [7].
В России действуют национальные рейтинговые агентства, создание которых началось в 1997 г. с агентства «Эксперт РА», учрежденного журналом «Эксперт», и рейтингового агентства «Интерфакс». Национальная фондовая ассоциация на конец 2008 г. аккредитовала четыре агентства: Национальное рейтинговое агентство (преемник Информационно-аналитического управления НАУФОР), рейтинговое агентство АК&М (дочерняя компания информагентства ЗАО АК&М), агентство «Рус-Рейтинг» (созданное Р. Хейнсвортом) и «Эксперт РА».
Основными институтами, использующими рейтинги в целях регулирования, являются Банк России, Внешэкономбанк, Агентство по страхованию вкладов и некоторые российские госкорпорации («Роснано», «Фонд содействия реформированию ЖКХ»), Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), фондовая биржа ММВБ. С января 2011 г. эмитенты облигаций (в том числе и банки) имеют право осуществлять их эмиссию в объемах, превышающих величину их уставного капитала, без дополнительного обеспечения, если эмитенты и (или) облигации имеют кредитный рейтинг одного из рейтинговых агентств, аккредитованных уполномоченным Минфином России, не ниже уровня, установленного ФСФР России.
Долгосрочный кредитный рейтинг России по международной шкале в иностранной валюте установлен на уровне BBB. Низкий рейтинг страны -это оскорбление, заявил 13.07.2011 В. В. Путин. Увеличение рейтинга до уровня А - это приоритет для Правительства России [21]. Увеличение долгосрочного кредитного рейтинга России - это важная составляющая превращения Москвы в международный финансовый центр.
Бюро кредитных историй. Бюро кредитных историй выступают своего рода информационно-
финансовыми посредниками при осуществлении цивилизованных форм кредитования. Кредитная история - это информация, характеризующая исполнение субъектом кредитной истории (заемщиком) принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита). Такая информация является мощным инструментом прогнозирования будущего поведения потенциального заемщика. Она призвана уменьшить влияние асимметричной информации, облегчить проблемы отбора заемщиков и морального риска, связанного с субъективным аспектом доверия между заемщиками и кредиторами. Адекватная информация о кредитной истории способствует успешному скринингу и мониторингу заемщиков, сокращению высокорискованного кредитования. Кредитная история физического или юридического лица, учитывающая занятость, дисциплину при внесении текущих платежей, андеррайтинг в страховании (выявление и оценка рисков страховой компании при заключении договоров страхования ответственности или имущества физического лица), имеет прогностическое значение.
Во многих странах кредитные бюро собирают и обобщают персональные данные, финансовые и иные сведения о лицах из самых различных источников, с которыми бюро налажены контакты. Сюда может входить информация от коммунальных служб, учреждений судебных приставов, из государственных архивов, с которыми лица имели финансовые отношения. Затем эти данные обобщаются и предоставляются по запросу клиентов бюро кредитных историй в целях оценки кредитного риска, кредитного скорринга или иных целей, таких как трудоустройство или аренда квартиры, ограничения на выезд за границу.
Процентные ставки по кредитам не являются одинаковыми для всех и напрямую зависят от кредитного рейтинга заемщика. Кредитная история позволяет кредиторам оценить кредитоспособность, платежеспособность по кредиту и тем самым влияет на процентные ставки и другие условия при предоставлении нового кредита. Налаженная система кредитной информации создает стимулы для заемщиков погашать свои кредиты вовремя. Лица с плохой историей погашения кредитов или наличием вынесенных судебных решений по долговым обязательствам будут платить более высокие процентные ставки.
В России регистрацию бюро кредитных историй (внесение в Государственный реестр бюро кредитных историй) осуществляет ФСФР России -уполномоченный государственный орган, осуществляющий контроль и надзор за деятельностью бюро
кредитных историй. На конец 2012 г. регистрацию прошли 26 бюро [5].
Кредитная история передается в бюро кредитных историй только при наличии на это письменного или иным способом документально зафиксированного согласия заемщика. Бюро кредитных историй -это юридические лицо, зарегистрированное в соответствии с национальным законодательством, являющееся коммерческой организацией и оказывающее услуги по формированию, обработке, хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов и оказанию сопутствующих услуг.
В целом объективный учет деятельности заемщиков позволяет создать цивилизованный кредитный рынок, составляющий одну из важнейших основ любого финансового центра.
Организации, оказывающие консультационные услуги в финансовой сфере. Деятельность участников финансовых рынков столь многоаспектна и подвержена столь существенным изменениям вследствие динамики законодательства, изменения условий инвестирования, что часто требует привлечения профессиональных консультантов, обновления знаний и повышения квалификации.
Консультационная услуга, консалтинг - это совместная интеллектуальная деятельность консультанта и консультируемого, целью которой является повышение знаний в области средств, методов, инструментов реализации интересов консультируемого. Содержание консалтинга связано с предоставлением информации в различных формах (письменной, устной и пр.). Наиболее распространены консультационные услуги в сфере экономики и финансов, права и теории управления. Как правило, они имеют товарную форму и составляют особый сектор рынка.
Основной причиной, формирующей спрос на консалтинговые услуги, является многообразие факторов риска в сфере бизнеса. Консультационные услуги в области оптимизации налогообложения, бухучета, права, работы с ценными бумагами, в сфере управления кадрами и бизнесом могут оказывать: аудиторские фирмы (см. таблицу) и индивидуальные предприниматели -аудиторы; юридические фирмы и частнопрактикующие юристы; банки; образовательные учреждения; независимые эксперты и оценщики и др. Концентрация крупнейших консалтинговых групп России в Москве полностью соответствует тенденции ее превращения в международный финансовый центр. Объектами консультирования могут стать:
а) противодействие легализации доходов, полученных преступным путем;
б) управление рисками организации;
в) риски, связанные с несоблюдением законодательных требований;
г) рыночный риск и консультирование в области количественной оценки;
д) кредитный риск;
е) операционный риск;
ж) риск ликвидности;
з) экономический капитал и управление деятельностью с учетом риска;
и) изменения в содержании и методах подготовки финансовой отчетности;
к) актуарные услуги и др.
Стандартными консалтинговыми услугами являются:
- инвестиционный консалтинг;
- аудит;
- управленческий консалтинг;
- информационно-технологический консалтинг;
- маркетинговый консалтинг;
10 крупнейших аудиторско-консалтинговых групп России по итогам 2011 г.
Аудиторско-консалтинговая группа Местоположение центрального офиса Год основания материнской компании Численность специалистов за 2011 г. Выручка на одного специалиста, тыс. руб.
КПМГ Москва 1992 2 106 4 429
PwC Москва 1989 2 031 4 306
BDO Москва 1989 1 468 3 387
«Интерком-Аудит» Москва 1993 1 598 2 402
«ФинЭкспертиза» Москва 1997 786 4 880
«Энерджи Консалтинг» Москва 2001 795 4 020
«2К Аудит-Деловые консультации/ Морисон интернешнл» Москва 1994 687 3 656
РСМ «Топ-аудит» Москва 1992 1 234 1 853
«Деловой профиль» (MGI) Москва 1995 627 3 170
«Развитие бизнес-систем» Москва 2001 565 3 489
Источник: Рейтинговое агентство «Эксперт РА». URL: http://raexpert ru/rankingtable/?table_folder=/auditors/2011/main/ (дата обращения: 05.03.2013).
- кадровый консалтинг;
- реклама и PR;
- юридический консалтинг;
- бизне с-обучение.
Формы консультирования разнообразны: письменные ответы на вопросы; устные консультации; проведение консультационных семинаров, и др. Различие между занятием, проводимым образовательным учреждением в процессе его образовательной деятельности в виде платной образовательной услуги, и иными консалтинговыми услугами состоит в том, что в соответствии с п. 1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Наличие общепланетарного информационного поля в финансовой сфере создает возможность формировать многопрофильные группы специалистов из разных стран мира, позволяет им разрабатывать глобальные подходы к реализации финансово-экономических проектов. При взаимодействии отраслевых групп, включающих группу по оказанию услуг компаниям, занимающимся управлением активами, группу по оказанию услуг организациям банковского сектора и рынков капитала, страховым компаниям и инвестиционным фондам, оказываются интегрированные услуги в области аудита и налогообложения, консультационные услуги по управлению рисками и услуги по сделкам.
Специальные службы государства и отделы организаций, занимающиеся обеспечением безопасности и защиты информации. В условиях информационного общества деятельность граждан, фирмы, государства требует обеспечения стабильности их информационного поля и защиты той системы информации, в которую они включены.
Информационная безопасность - это обеспечение аутентичности, доступности и целостности информации при отсутствии риска утечки конфиденциальной информации.
Нарастание проблем защиты информации, информационных ресурсов обусловило необходимость разработки и принятия Доктрины информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895) Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 07.02.2008. № Пр-212). В частности, в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации отмечено, что воздействию угроз информационной безопасности в сфере национальной экономики наиболее подвержены:
- система государственной статистики;
- кредитно-финансовая система;
- информационные и учетные автоматизированные системы подразделений федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих деятельность общества и государства в сфере экономики;
- системы бухгалтерского учета предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности;
- системы сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации и информации о внешнеэкономической деятельности государства, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности.
В Российской Федерации контроль за деятельностью в области обеспечения безопасности и защиты информации осуществляют Комитет Государственной Думы РФ по безопасности, Совет безопасности Российской Федерации, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Организации и подразделения государства и отделы фирм, занимающиеся сбором и охраной конфиденциальной информации, получили общее название специальных служб. Их задачей является реализация на правовой основе комплекса мер, направленных на исключение или существенное затруднение овладения конфиденциальной информацией.
Спецслужбы государства - это министерства или иные ведомства, которые в соответствии с национальным законодательством предназначены проводить разведывательную и/или контрразведывательную деятельность, обеспечивать политическое руководство государства объективной информацией о существующих внутренних и внешних угрозах, а также осуществлять какие-либо иные специальные функции (в частности, охрану государственных деятелей и иных лиц) в целях обеспечения национальной безопасности. В России эти функции в частности выполняет Федеральная служба безопасности (ФСБ России) на основании Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации». В соответствии со ст. 8 данного закона деятельность
органов Федеральной службы безопасности в частности включает такие основные направления, как контрразведывательная деятельность, разведывательная деятельность, обеспечение информационной безопасности.
Для осуществления своей деятельности органы Федеральной службы безопасности могут без лицензирования разрабатывать, создавать и эксплуатировать информационные системы, системы связи и системы передачи данных, а также средства защиты информации, включая средства криптографической защиты6. Порядок учета и использования информации о совершенных правонарушениях, затрагивающих вопросы обеспечения безопасности страны, а также сведений о разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности России, устанавливается нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Как справедливо отмечает Н. Л. Семин, в современном мире межгосударственное противостояние из политической все чаще перетекает в экономическую плоскость, а точнее - в сферу информационных технологий и борьбы за информацию. Для обеспечения корпоративных преференций в дело идут все средства и методы добычи информации о положении дел, экономическом и техническом развитии, успехах и поражениях конкурентов. Ежегодные убытки от промышленного шпионажа только для одной страны оцениваются суммами от десятков тысяч до нескольких миллиардов долларов [13]. Это обусловливает создание фирмами своих подразделений, обеспечивающих защиту коммерческой и служебной информации.
Борьба с фальшивомонетничеством и незаконными валютными операциями, противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма должно координироваться на международном уровне. С этой целью в 1996 г. были подписаны Указ Президента РФ № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола» и постановление Правительства РФ № 1190 «Об утверждении Положения о национальном Центральном бюро Интерпола».
6 Средства криптографической защиты информации - это специальные методы шифрования, кодирования или иного преобразования информации, в результате которого ее содержание становится недоступным без предъявления ключа криптограммы и обратного преобразования.
На уровне организации также могут создаваться службы, занимающиеся защитой информации: служба экономической безопасности, служба безопасности персонала (режимный отдел), кадровая служба, служба информационной безопасности.
В целом общая характеристика сложившихся институтов финансовой информации позволяет сделать вывод о том, что состояние финансовых рынков все в большей степени предопределяется вырабатываемой ими специализированной информационной продукцией, требующей обеспечения безопасности и защиты. Это должно найти отражение в научных исследованиях и учебных курсах (как основных, так и специальных).
Список литературы
1. Базулин Ю. В., Козырин А. Н. Публичные финансы и финансовое право: информационные ресурсы. М.: ЦППИ. 2009. С. 337-344.
2. Барулин С. В. Финансы: учебник. М.: КноРус. 2010. 640 с.
3. Бачило И. Л. Информационное право. М.: Высшее образование, Юрайт-Издат. 2009. 454 с.
4. Годовой отчет МВФ. 2012. С. 32. URL: http:// www. imf. org/external/russian/pubs/ft/ar/2012/pdf/ ar12_rus. pdf (дата обращения: 05.03.2013).
5. Государственный реестр бюро кредитных историй. URL: http://www. fcsm. ru/ru/contributors/ credit_bureau/list/ (дата обращения: 05.03.2013).
6. Деева А. И. Финансы и кредит: учебное пособие. М.: КноРус. 2009. 544 с.
7. Европа прижмет рейтинговые агентства. URL: http://www. vestifinance. ru/articles/20286 (дата обращения: 05.03.2013).
8. Коммюнике встречи министров финансов и управляющих центральными банками стран «Группы 20». Москва, 15-16 февраля 2013 г. URL: http://ru. g20.ria. ru/documents/ (дата обращения: 05.03.2013).
9. Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации. URL: http://www. economy. gov. ru/minec/activity/sections/ finances/creation/conceptmfc (дата обращения: 05.03.2013).
10. Ленин В. И. Империализм и раскол социализма // Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 30. С. 164.
11. Миляков Н. В. Финансы: учебник. М.: ИНФРА-М. 2004. 543 с.
12. Нешитой А. С., ВоскобойниковЯ. М. Финансы: учебник. М.: Дашков и Ко. 2010. 528 с.
13. Семин Н. Л. Спецслужбы и крупный бизнес США // Россия и Америка в XXI веке. Электронный
научный журнал. 2011. № 1. URL: http://www. rusus. ru/?act=read&id=230 (дата обращения: 05.03.2013).
14. Соколов Б. И. Экономика. М.: Экономистъ. 2006. С. 101-105.
15. Соколов Б. И., Воронова Н. С. Современные источники и инструменты финансово-инвестиционных ресурсов // Реформы и право. 2012. № 1. С.29-36.
16. Финансы: учебник для бакалавров / под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. М.: Юрайт. 2013. 599 с.
17. Финансы: учебник / под ред. А. Г. Грязно-вой, Е. В. Маркиной. М.: Финансы и статистика: ИНФРА-М. 2012. 496 с.
18. Финансы: учебник / под ред. Г. Б. Поляка. М.: Юнити-Дана. 2011. 736 с.
19. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / отв. ред. В. К. Сенчагов, А. И. Архипов. М.: Проспект. 2008. 720 с.
20. Финансы: учеб. пособие /под ред. А. М. Ковалевой. М.: Финансы и статистика. 2008. 416 с.
21. Standard & Poor's: у России очень низкий кредитный рейтинг. URL: http://newsland. com/news/ detail/id/755689/ (дата обращения: 05.03.2013).
конференция // «Микрофинансирование в России»
НАУМИЯ
23-25 октября 2013г. в Москве пройдет XII Национальная Конференция по микрофинансированию и финансовой доступности «Инновации и защита прав потребителя - фокус на клиенте»
Национальная конференция по микрофинансированию и финансовой доступности - главное публичное событие года отрасли микрофинансирования, место обсуждения самых актуальных вопросов развития микрофинансирования. Дискуссии и решения конференций становятся основой для развития российского микрофинансового рынка на следующий год.
Конференция проводится при поддержке Министерства финансов РФ, Торгово-промышленной палаты РФ, Федеральной службы по финансовому мониторингу РФ, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Традиционно в конференции участвуют первые лица регулятора и профильных органов власти, а также представители бизнес сообщества со всей России. Партнерами выступают крупнейшие банки, институты развития и ведущие средства массовой информации
По вопросам участия в конференции обращайтесь по телефонам: +7 (495) 258-68-31, 258-87-05 или электронной почте: [email protected]