^ Д ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Б.И. Соколов,
профессор кафедры теории кредита и финансового менеджмента экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета, доктор экономических наук, [email protected]
В статье дан анализ комплекса информационно-аналитических институтов финансовой информации, в состав которого включены: институты, формирующие базы данных, относящиеся к нормативным и законодательным актам по финансовым рынкам, макроэкономической и финансовой статистике; институты, публикующие официальные курсы иностранных валют; мировые информационно-аналитические системы; финансовые компании, публикующие сведения на персональных сайтах (банки, пенсионные фонды, страховые организации и т.д.); подразделения фондовых бирж, публикующие котировальные списки.
Ключевые слова: финансовая информация, институты финансовой информации, рынок финансовой информации, официальные курсы иностранных валют, мировые информационно-аналитические системы, фондовые биржи, котировальные списки
ББК У052.9(2)20-149.3
Анализ системы институтов финансовой информации позволил подразделить их на две группы: информационно-аналитические и регуляторно-консультационные [2; 3].
Информационно-аналитические институты, публикующие финансовую информацию, оказывают влияние на финансовые рынки через самостоятельную экономическую деятельность представленных на них субъектов. В их состав, в частности, включаются: институты, формирующие базы данных, относящихся к нормативным и законодательным актам, связанным с регулированием финансовых рынков, макроэкономической и кредитно-финансовой статистике; институты, публикующие официальные курсы иностранных валют; мировые информационно-аналитические системы; финансовые компании, публикующие сведения на персональных сайтах (банки, пенсионные фонды, страховые организации и т.д.); подразделения фондовых бирж, публикующие котировальные списки.
Институты, формирующие базы данных, относящихся к нормативным и законодательным актам по финансовым рынкам, макроэкономической и финансовой статистике1. При характеристике российских институтов, формирующих базы данных, относящихся к нормативным и законодательным актам по финансовым рынкам, макроэкономической и финансовой статистике следует, прежде всего, учесть то, что в Российской Федерации, в отличие от ряда зарубежных стран, не существует финансовых законов в качестве самостоятельной категории законодательных актов. Правовая норма, относящаяся к финансовым рынкам и деятельности на них, может содержаться не только в специально принимаемых для регулирования финансовых отношений актах бюджетного, налогового, валютного и иных отраслей законодательства, но и в так называемых непрофильных законах, т.е. законах, принимаемых для регулирования нефинансовых отношений, но при этом содержащих одну или несколько норм, регламентирующих финансовые аспекты. Если налоговые нормы содержатся исключительно в актах законодательства о налогах и сборах или принимаемых в соответствии с ними подзаконных актов, то при регулировании бюджетных, валютных, таможенных и др. отношений могут встретиться непрофильные законы.
Источники права, регулирующие национальные финансовые рынки и складывающиеся на них финансовые отношения, можно представить в следующем виде:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Международные договоры Российской Федерации.
3. Законы.
3.1. Федеральные конституционные законы.
3.2. Кодексы.
3.3. Федеральные законы.
4. Подзаконные акты.
4.1. Указы Президента РФ.
4.2. Постановления Правительства РФ.
4.3. Нормативные правовые акты (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения) федеральных органов исполнительной власти, наделенных нормотворческой компетенцией в сфере публичных финансов (Министерства финансов РФ, Федеральной таможенной службы).
4.4. Нормативные правовые акты Центрального банка РФ (указания, положения и инструкции).
В дополнение к названным источникам права следует отметить, что в условиях глобализации всех сторон общественной жизни информация по финансам и финансовому праву выходит на источники международного права.
Всемирная информационная сеть Интернет предоставляет экономические, финансовые, правовые, статистические и иные издания. Сетевые ресурсы по финансовому праву и финансам, статистике можно разделить на ряд категорий: официальная правовая информация2; правительственные страницы (министерств, федеральных служб, федеральных агентств); правовые базы данных (неофициальные); в России — «Консультант плюс», «Кодекс», «Гарант»; сайты информационных агентств и информационных служб; интернет-ресурсы финансовых и кредитных организаций; web-страницы периодических изданий, полнотекстовые статьи и книги; web-страницы нефинансовых компаний; электронные страницы общественных и саморегулирующихся организаций; федеральные образовательные порталы.
Статистические материалы, содержащие финансовую информацию, могут публиковаться на периодической основе и разовыми изданиями, представлены в виде: статистических сводок, справок, таблиц, сборников, ежегодников, периодических изданий. Основным источником информации выступают статистические сборники, которые могут быть общими, региональными и тематическими.
К общим изданиям относится «Российский статистический ежегодник», выходящий с 1994 года. Имеющийся в нем раздел «Финансы» содержит информацию о государственных финансах, денежно-кредитной системе, рынке ценных бумаг, страховых компаниях, финансовых результатах работы предприятий и организаций, состояние их имущества и платежеспособности. Аналогичную информацию представляет краткий статистический сборник «Россия в цифрах». В субъектах Российской Федерации эту работу осуществляют региональные издания, отражающие складывающееся в них социальноэкономическое и финансовое положение. К тематическим изданиям по финансам можно отнести: Инвестиции в России (М.: Гос. ком. РФ по статистике, 2001, 2003); Статистика цен; Обозрение «Финансовые рынки»; Страховой рынок; Финансы России (издается с 1995 г. ежегодно); Банковская статистика; Финансы населения.
2 1 0
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
Я
Базы данных, относящиеся к нормативным и законодательным актам по финансовым рынкам, макроэкономической и финансовой статистике, широко используется организациями, оказывающими консультационные услуги в финансовой сфере.
Институты, публикующие официальные курсы иностранных валют, предназначены для обеспечения устойчивого функционирования валютного рынка. В соответствии со ст. 53 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю. Данный закон конкретизирован в Положении «Об установлении и опубликовании Центральным банком Российской Федерации официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю» от 18 апреля 2006 г. № 286-П. В соответствии с этим Положением в Перечень иностранных валют, официальные курсы которых по отношению к рублю устанавливались Банком России на начало 2013 года, входили 35 валют: австралийский доллар, азербайджанский манат, армянский драм, белорусский рубль, болгарский лев, бразильский реал, венгерский форинт, датская крона, евро, индийская рупия, казахский тенге, канадский доллар, киргизский сом, китайский юань, вона Республики Корея, латвийский лат, литовский лит, молдавский лей, норвежская крона, польский злотый, новый румынский лей, СДР (специальные права заимствования), сингапурский доллар, фунт стерлингов Соединенного Королевства, доллар США, таджикский сомони, турецкая лира, новый туркменский манат, узбекский сум, украинская гривна, чешская крона, шведская крона, швейцарский франк, южноафриканский рэнд, японская иена.
Банк России устанавливает официальные курсы этих валют по отношению к рублю ежедневно (по рабочим дням) или ежемесячно без обязательства Банка России покупать или продавать их по установленному курсу. Отметим, что согласно ст.7 федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» официальные публикации нормативных актов Банка России осуществляются в «Вестнике Банка России». Нормативными актами Банка России устанавливаются: курсы иностранных валют по отношению к рублю; изменение процентных ставок; размер резервных требований; размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп; прямые количественные ограничения; правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России; порядок обеспечения функционирования системы Банка России.
Информация об официальных курсах валют размещается в день их установления на официальном сайте Банка России (www.cbr.ru) в разделе «База данных по курсам валют» и публикуется в каждом очередном номере «Вестника Банка России». В разделе «База данных по курсам валют» опубликованы исторические данные о курсах практически всех иностранных валют, курсы которых устанавливались Банком России, за период с марта 1998 года, при этом по многим иностранным валютам данные представлены с июля 1992 года, а по валютам, информация о курсах которых наиболее востребована — за весь период их установления.
Официальный курс ведущей мировой валюты — доллара США — по отношению к рублю рассчитывается и устанавливается Банком России на основе котировок межбанковского внутреннего валютного рынка по операциям «доллар США — рубль» в соответствии с методикой определения официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю, утвержденной распоряжением Банка России.
Официальный курс СДР (специальных прав заимствования) по отношению к рублю рассчитывается и устанавливается Банком России на основе официального курса доллара США по отношению к рублю и последнего значения курса СДР к доллару США, установленного Международным валютным фондом.
Официальные курсы других иностранных валют по отношению к рублю рассчитываются и устанавливаются Банком России на основе официального курса доллара США по отношению к рублю и котировок данных валют к доллару США на между-
народных валютных рынках, на межбанковском внутреннем валютном рынке, а также официальных курсов доллара США к указанным валютам, устанавливаемых центральными (национальными) банками соответствующих государств.
Числовое значение официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю содержит шесть значащих цифр, четыре из которых являются десятичными знаками (XX,XXXX руб.). Если официальный курс иностранной валюты по отношению к рублю равен или превышает 100 рублей за единицу иностранной валюты, числовое значение официального курса иностранной валюты по отношению к рублю может содержать более шести значащих цифр, при этом четыре из них должны являться десятичными знаками.
Официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю устанавливаются приказом Банка России, который вступает в силу в указанный в нем срок, и действуют до вступления в силу следующего приказа Банка России об официальных курсах иностранных валют.
Согласно Письму ЦБ РФ от 14.01.2010 № 6-т «Об определении курсов иностранных валют по отношению к рублю, официальные курсы которых не устанавливаются Банком России» при необходимости использования в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, курса к рублю иностранной валюты, не включенной в Перечень на дату определения курса, курс данной валюты может быть определен с использованием установленного Банком России официального курса доллара США по отношению к рублю, действующего на дату определения курса, и курса иностранной валюты, не включенной в Перечень, к доллару США на дату, предшествующую дате определения курса. В качестве курсов иностранных валют, не включенных в Перечень, могут быть использованы котировки данных валют к доллару США, представленные в информационных системах Reuters или Bloomberg или опубликованные в газете «Financial Times» (в том числе в их представительствах в сети Интернет).
Мировые финансовые информационно-аналитические системы. Чем большее влияние на мир оказывал крупный бизнес, тем больше внимания стало уделяться финансово-экономическим новостям. Совпадение технических возможностей, интересов и потребностей привело к тому, что со второй половины XX века стали бурно развиваться агентства, специализирующиеся на бизнес-информации. В настоящее время крупнейшие из них, прежде всего Блумберг (Bloomberg) и Томсон Рейтерс (Thompson Reuters), выступают в качестве мировых финансовых информационно-аналитических систем3, осуществляющих производство и распространение информационных продуктов: об обменных курсах спот для различных валют мира; о кросс-курсах валют; о курсах-форвард; о величинах депозитных ставок; о ценах валютных опционов; о ценах опционов на межбанковские ставки; о ценах на драгоценные металлы; о ценах на казначейские и иные государственные долговые обязательства; о ценах на депозитные сертификаты; о ценах на акции, облигации, векселя; о ценах биржевых рынков; о значениях биржевых индексов; о ценах на производные финансовые инструменты и т.д.
Мировые финансовые информационно-аналитические системы предоставляют не только текущую, но и архивную финансово-биржевую информацию с глубокой ретроспекцией, осуществляют ее технический анализ, делают прогнозы и предлагают тактику поведения на финансовых рынках, исходя из заложенной пользователем стратегии поведения.
Одним из двух ведущих поставщиков финансовой информации для профессиональных участников финансовых рынков стало информационное агентство Bloomberg LP, созданное в 1982 году Майклом Блумбергом, потомком эмигрантов из России (мэр Нью-Йорка с 2002 года). Штаб-квартира находится в Нью-Йорке, признанном мировом финансовой центре.
Кроме всемирной компьютерной сети финансовых новостей компания включает телеканалы BloombergTV, радио BloombergRadio, журналы Bloomberg Markets, Bloomberg BusinessWeek, сайты Bloomberg.com и BusinessWeek.com и является одним из ведущих поставщиков финансовых новостей
21 1
^ Д ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
в мире. В основе успеха Bloomberg LP лежит ощутимое превосходство над конкурентами в использовании компьютерных технологий. Основной продукт компании — Bloomberg Terminal, через который можно получить доступ к текущим и историческим ценам практически на всех мировых биржах и многих внебиржевых рынках, ленте новостей агентства Bloomberg и других ведущих средств массовой информации, системе электронной торговли облигациями и другими ценными бумагами. В Bloomberg детально представлены все значимые мировые отчёты по изменениям курса акций, валют, залоговых бумаг.
Корпорация Thomson Reuters, являющаяся транснациональной фирмой, осуществляющей распространение массовой информации, также базируется в Нью-Йорке. Она создана путем приобретения Thomson Корпорации Reuters Group 17 апреля 2008 года.
Компания Reuters была основана Полом Джулиусом Рейтером в 1851 году в Лондоне в качестве передающий сведения о котировках на фондовом рынке. Ее всегда отличала скорость подачи информации. В 1865 году Reuters была первой в Лондоне сообщившей об убийстве Авраама Линкольна. Reuters начала быстро расти в 1980-х годах, расширяя спектр информационных бизнес-продуктов и развивая глобальную сеть отчетности для средств массовой информации, финансовых и экономических услуг.
Кроме названных крупнейших каналов по поставке финансовой информации, существует и множество региональных информационных агентств, которые распространяют информацию по местным теле- и радиоканалам, газетам. Эти агентства редко выходят за рамки своего региона. Но у них есть востребованная ниша, поскольку их информационные продукты привязаны к своему региону, области или городу.
Подразделения фондовых бирж, публикующие котировальные списки, обеспечивают участников рынка ценных бумаг качественной информацией об объектах инвестиционной деятельности. Допуск ценных бумаг к торгам у организатора торговли осуществляется путем их включения в список ценных бумаг, допущенных к торгам. На фондовой бирже включение ценных бумаг в Список может осуществляться с прохождением и без прохождения процедуры листинга. Информация о ценных бумагах, включенных в Список, напрямую связана с деятельностью Отдела по листингу, который создается на каждой фондовой бирже в качестве ее отдельного структурного подразделения. Отдел по листингу осуществляет контроль за соответствием ценных бумаг и их эмитентов (управляющих компаний паевых инвестиционных фондов) требованиям, установленным национальными нормативными актами и самой фондовой биржей, при включении ценных бумаг в котировальные списки и в течение всего срока нахождения данных бумаг в них, а также дает заключения о включении (или об отказе во включении) ценных бумаг в котировальный список, об исключении их из котировального списка, о приостановлении торгов по ценным бумагам в случае несоответствия ценных бумаг или их эмитента (управляющей компании паевого инвестиционного фонда) выработанным требованиям.
В условиях глобализации фондового рынка наибольшее информационное влияние на него оказывают подразделения Американской фондовой биржи (American Stock Exchange), Гонконгской фондовой биржи (Hong Kong Stock Exchange), Евронекст (Euronext Amsterdam, Euronext Brussels, Euronext Lisbon, Euronext Paris), Закрытого акционерного общества «Фондовая биржа ММВБ», Ирландской фондовой биржи (Irish Stock Exchange), Испанской фондовой биржи (BME Spanish Exchanges), Итальянской фондовой биржи (Borsa Italiana), Корейской биржи (Korea Exchange), Лондонской фондовой биржи (London Stock Exchange), Люксембургской фондовой биржи (Luxembourg Stock Exchange), Насдак (Nasdaq), Немецкой фондовой биржи (Deutsche Borse), Нью-Йоркской фондовой биржи (New York Stock Exchange), Открытого акционерного общества «Фондовая биржа «Российская Торговая Система», Токийской фондовой биржи (Tokyo Stock Exchange Group), Фондовой биржи Торонто (Toronto Stock Exchange, TSX Group), Фондовой биржи Швейцарии (Swiss Exchange), Шанхайской
фондовой биржи (Shanghai Stock Exchange), публикующие котировальные списки.
Котировальный список ценных бумаг ОАО «Фондовая биржа «Российская Торговая Система» — это список ценных бумаг, отвечающих ряду требований, определяемых «Положением о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг (утв. приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 9 октября 2007 г. № 07-102/пз-н)». Включение в котировальные списки (листинг) — своеобразный биржевой знак качества ценной бумаги.
При прохождении процедуры листинга ценные бумаги включаются в котировальные списки «А» (первого и второго уровней), «Б», «В» и «И». Для включения, например, акций в котировальный список «А» первого уровня должны соблюдаться, в частности, следующие условия:
• во владении одного лица и его аффилированных лиц находится не более 75 % обыкновенных акций эмитента, и эмитент принял обязательства по предоставлению фондовой бирже информации о том, что одно лицо и его аффилированные лица стали владельцами более 75 % обыкновенных акций в течение
5 дней с момента, когда эмитент узнал или должен был узнать
06 этом (указанное условие применяется только для включения в котировальный список обыкновенных акций);
• капитализация акций данной категории (типа) составляет для включения в котировальный список обыкновенных акций не менее 10 млрд руб., а для включения в котировальный список привилегированных акций — не менее 3 млрд руб. При этом капитализация акций для целей включения их в котировальные списки определяется как произведение количества данных акций и их средневзвешенной цены;
• эмитент существует не менее 3 лет;
• у эмитента отсутствуют убытки по итогам 2 лет из последних 3 лет;
• ежемесячный объем сделок, заключенных на фондовой бирже с акциями данной категории (типа), за последние 3 месяца составляет не менее 25 млн руб.;
• эмитент принял обязательства по предоставлению фондовой бирже списка аффилированных лиц эмитента и его регулярному обновлению;
• эмитент имеет годовую финансовую (бухгалтерскую) отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и (или) Общепринятыми принципами бухгалтерского учета США (US GAAP), в отношении которой был проведен аудит, и принял обязательства вести указанную отчетность и раскрывать ее вместе с аудиторским заключением в отношении указанной отчетности на русском языке.
Для включения акций в котировальный список «А» второго уровня должны соблюдаться, в частности, следующие условия:
• во владении одного лица и его аффилированных лиц находится не более 75 % обыкновенных акций эмитента и эмитент принял обязательства по предоставлению фондовой бирже информации о том, что одно лицо и его аффилированные лица стали владельцами более 75 % обыкновенных акций в течение
5 дней с момента, когда эмитент узнал или должен был узнать
06 этом (указанное условие применяется только для включения в котировальный список обыкновенных акций);
• капитализация акций данного типа составляет для включения в котировальный список обыкновенных акций не менее 3 млрд руб., а для включения в котировальный список привилегированных акций — не менее 1 млрд руб.;
• эмитент существует не менее трёх лет;
• у эмитента отсутствуют убытки по итогам двух лет из последних трёх;
• ежемесячный объем сделок, заключенных на фондовой бирже с акциями данного типа, за последние три месяца составляет не менее 2,5 млн руб.;
• эмитент принял обязательства по предоставлению фондовой бирже списка аффилированных лиц эмитента и его регулярному обновлению;
• эмитент имеет годовую финансовую (бухгалтерскую) отчетность в соответствии с Международными стандартами
2 1 2
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
Я
финансовой отчетности (МСФО) и (или) Общепринятыми принципами бухгалтерского учета США (US GAAP), в отношении которой был проведен аудит, и принял обязательства вести указанную отчетность и раскрывать ее вместе с аудиторским заключением в отношении указанной отчетности на русском языке.
Для включения акций в котировальный список «Б» должны соблюдаться, в частности, следующие условия:
• во владении одного лица и его аффилированных лиц находится не более 90 % обыкновенных акций эмитента и эмитент принял обязательства по предоставлению фондовой бирже информации о том, что одно лицо и его аффилированные лица стали владельцами более 90 % обыкновенных акций в течение
5 дней с момента, когда эмитент узнал или должен был узнать
06 этом (указанное условие применяется только для включения в котировальный список обыкновенных акций);
• капитализация акций данного типа составляет для включения в котировальный список обыкновенных акций не менее 1,5 млрд руб., а для включения в котировальный список привилегированных акций — не менее 500 млн руб.;
• эмитент существует не менее 1 года;
• ежемесячный объем сделок, заключенных на фондовой бирже с акциями данного типа, за последние 3 месяца составляет не менее 1,5 млн руб.;
• эмитент принял обязательства по предоставлению фондовой бирже списка аффилированных лиц эмитента и его регулярному обновлению.
Для включения акций в котировальный список «В» должны соблюдаться, в частности, следующие условия:
• акции эмитента впервые публично размещаются путем открытой подписки, осуществляемой через фондовую биржу или с привлечением брокера, оказывающего услуги по их размещению, либо впервые предлагаются к публичному обращению через фондовую биржу или с привлечением брокера для совершения сделок, направленных на отчуждение акций;
• эмитент существует не менее трёх лет;
• у эмитента отсутствуют убытки по итогам двух лет из последних трёх лет;
• количество размещаемых (предлагаемых для публичного обращения) акций составляет не менее 10 % общего количества обыкновенных акций эмитента (указанное условие применяется только для включения в котировальный список обыкновенных акций);
• заключен договор о выполнении участником торгов обязательств маркет-мейкера в отношении соответствующих акций в течение всего срока нахождения акций в данном котировальном списке;
• эмитент принял обязательства по предоставлению фондовой бирже списка аффилированных лиц эмитента и его регулярному обновлению;
• эмитент принял обязательство по предоставлению фондовой бирже копии уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) этих акций не позднее чем на следующий день с момента представления такого уведомления в Федеральную службу (указанное условие применяется только для включения в котировальный список акций при их размещении).
Включение акций в котировальный список «И» предполагает, в частности, соблюдение следующих условий:
• акции эмитента впервые публично размещаются путем открытой подписки, осуществляемой через фондовую биржу или с привлечением брокера, оказывающего услуги по их размещению, либо впервые предлагаются к публичному обращению через фондовую биржу или с привлечением брокера для совершения сделок, направленных на отчуждение акций;
• количество размещаемых (предлагаемых для публичного обращения) акций составляет не менее 10 % общего количества обыкновенных акций эмитента (указанное условие применяется только для включения в котировальный список обыкновенных акций);
• проспект ценных бумаг должен быть подписан уполномоченным финансовым консультантом (указанное условие
применяется только для включения в котировальный список акций при их размещении);
• последний ежеквартальный отчет эмитента ценных бумаг должен быть подписан уполномоченным финансовым консультантом (указанное условие применяется только для включения в котировальный список акций, отчет об итогах выпуска которых зарегистрирован (в ФСФР России направлено уведомление об итогах выпуска));
• фондовой бирже представлена заверенная в установленном порядке копия договора эмитента с уполномоченным финансовым консультантом, в котором на последнего возлагается обязанность по контролю за раскрытием информации эмитентом и по подтверждению достоверности и полноты всей информации, содержащейся в ежеквартальных отчетах эмитента, за исключением части, подтверждаемой аудитором и (или) оценщиком, в течение всего срока нахождения акций в данном котировальном списке. Уполномоченный финансовый консультант обязан сообщить фондовой бирже о расторжении указанного договора не позднее чем за 15 дней до даты расторжения;
• эмитент принял обязательства по предоставлению фондовой бирже списка аффилированных лиц эмитента и его регулярному обновлению;
• эмитент принял обязательство по предоставлению фондовой бирже копии уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) этих акций не позднее чем на следующий день с момента представления такого уведомления в Федеральную службу (указанное условие применяется только для включения в котировальный список акций при их размещении);
• заключен договор о выполнении участником торгов обязательств маркет-мейкера в отношении соответствующих акций в течение не менее трёх месяцев со дня начала торгов этими ценными бумагами;
• эмитент принял обязательство по предоставлению уполномоченному финансовому консультанту и фондовой бирже любой финансовой и иной информации о своей хозяйственной деятельности, способной повлиять на цену акций;
• эмитент принял обязательство по предоставлению уполномоченному финансовому консультанту и фондовой бирже информации о корпоративных событиях (общих собраниях акционеров, собраниях советов директоров) и их результатах в срок не позднее одного дня с даты составления соответствующего протокола;
• капитализация акций данного типа по оценке уполномоченного финансового консультанта составляет для включения в котировальный список обыкновенных акций не менее 60 млн руб., а для включения в котировальный список привилегированных акций — не менее 25 млн руб. При этом уполномоченный финансовый консультант обязан предоставить фондовой бирже заключение, содержащее обоснование оценки капитализации акций.
Включение ценных бумаг в котировальные списки фондовой биржи позволяет существенно расширить круг инвесторов эмитента и открывает перед эмитентом целый ряд дополнительных возможностей: 1) осуществить размещение и/или обращение ценных бумаг за рубежом; 2) сократить временной лаг между окончанием размещения (IPO) и началом обращения ценных бумаг; 3) осуществить выпуск облигаций, а также включить их в котировальные списки облигаций без соблюдения отдельных требований; 4) выпускать ценные бумаги без обеспечения; 5) получить рейтинговую оценку эмитента. Соблюдение эмитентом требований по раскрытию информации о ценных бумагах, включенных в котировальные списки, значительно повышает надежность инвестиций в глазах всех категорий инвесторов и тем самым ведет к улучшению имиджа компании, повышению ликвидности ценных бумаг.
Исключение ценной бумаги из списка (делистинг) осуществляется организатором торговли по следующим основаниям: признание выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным; истечение срока обращения ценных бумаг; погашение (аннулирование) всех ценных бумаг данного вида,
21 3
^ Д ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
категории (типа); прекращение деятельности эмитента в результате реорганизации или ликвидация эмитента (прекращение паевого инвестиционного фонда); неоднократные нарушения эмитентом ценных бумаг (управляющей компанией паевого инвестиционного фонда, управляющим ипотечным покрытием) требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах (об инвестиционных фондах) и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг; неустранение эмитентом ценных бумаг (управляющей компанией паевого инвестиционного фонда, управляющим ипотечным покрытием) выявленных нарушений в течение срока, предусмотренного для их устранения; наличие заявления эмитента (управляющей компании паевого инвестиционного фонда, управляющего ипотечным покрытием) об
исключении его ценных бумаг из котировального списка; признание эмитента ценных бумаг несостоятельным (банкротом); наличие у эмитента убытков по итогам последних трех лет; несоответствие ценной бумаги или ее эмитента (управляющей компании паевого инвестиционного фонда, управляющего ипотечным покрытием) установленным требованиям; снижение среднемесячного объема сделок с ценными бумагами, рассчитанного по итогам последних шести месяцев, ниже установленного минимального объема; иные основания, предусмотренные организатором торговли в правилах допуска к торгам ценных бумаг.
В целом, информационно-аналитические институты финансовой информации позволяют участникам финансовых рынков самостоятельно принимать более рациональные решения.
Литература
1. Базулин Ю.В., Козырин А.Н. Публичные финансы и финансовое право: информационные ресурсы. М., 2009.
2. Соколов Б.И. Институты финансовой информации // Финансы и кредит. — 2013. — № 31. — С. 2-16.
3. Соколов Б.И. Система институтов финансовой информации // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 3. — С. 232-237.
1 Подробнее см.: [1, с. 337-344].
2 Под официальным опубликованием нормативного правового акта понимается помещение его полного текста в специальных изданиях. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания такими изданиями являются «Парламентская газета», «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации» (ст. 4 федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ), для актов Президента РФ и Правительства РФ — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации» (ст. 2 Указа Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. № 763).
3 Информационная система — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. В широком смысле к информационным системам относятся библиотеки, архивы, банки данных, фонды и т. п. хранилища документированной информации.
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
С.В. Лаптев,
профессор кафедры экономики и финансов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Липецкий филиал,
доктор экономических наук, [email protected]
Ф.В. Филина,
доцент кафедры экономики и финансов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Липецкий филиал,
кандидат экономических наук, [email protected]
При переходе от энерго-сырьевой модели экономики к инновационной необходима активизация роли банковской системы не только как инструмента финансирования, но и как механизма межотраслевого и межтерриториального перелива капитала, повышения аллокационной и народно-хозяйственной эффективности экономики. Для этого требуется системное, согласованное проведение денежно-кредитной, финансовой, антимонопольной, структурной, инновационной политики.
Ключевые слова: банковская система, денежно-кредитная политика, организация отраслевых рынков в инновационной экономике, народнохозяйственная эффективность
УДК 336.717 ББК 65.262.1
Ключевым стратегическим ориентиром российской экономики на среднесрочную и долгосрочную перспективу является, как известно, переход от энерго-сырьевой к инновационной модели ее развития. Не только инновационная модель, но даже
просто динамичное развитие и устойчивый рост предполагают возможность для абсолютного большинства нормально работающих предприятий получение кредита на выгодных для них условиях. Однако ставки по российским рублевым кредитам в
21 4