Рассмотренные в данной таблице этапы жизненного цикла организации и их отношение к инструментам внутрифирменного планирования могут взаимодействовать между собой. Данное соотношение может расширить представление о процессе развития организации и прохождении различных стадий её развития. Каждый инструмент внутрифирменного и стратегического планирования, который может применяться организацией малого бизнеса на определенном этапе своего развития, позволит получить дополнительную конкурентное преимущества для дальнейшего функционирования.
Литература:
1. Заргарян А.М. Эффективность управления малым и средним предпринимательством в специфических условиях регионального рынка// В сборнике: Череповецкие научные чтения - 2014 Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Отв. ред. К.А. Харахнин. Череповец: ЧГУ, 2015. С. 144-147.
2. Е.А. Кыштымова, Н.А. Лытнева Инструменты механизма внутрифирменного и стратегического планирования промышленных предприятий// В сборнике: Вестник Орел ГИЭТ №1(27) С. 50-52.
3. Милюченко М.В. Этапы и методы стратегического планирования//В книге: Реструктуризация экономики России и промышленная политика. Труды научной конференции с зарубежным участием. Под редакцией А.В. Бабкина. Санкт-Петербург, 2015. С. 354-358.
4. Мельник Е. С. Инструменты внутрифирменного планирования на предприятиях // Молодой ученый. — 2011. — №9. — С. 97-99.
5. MBA Start/ Бизнес образование без границ/ Создание и формализация стратегий. [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://aniri.flatrate.ru/Reading/Readmg/%D0%9C%D0%B5%D0% BD%D0%B5%D0%B4%D0%B6%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1%82/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5 %D0%BA%D1%82%D1%8B%20%D0%BB%D0%B5%D0%BA%-D1%86%D0%B8%D0%B9/10-SMG-03.pdf
6. SWOT-анализ: правила и примеры составления/Журнал «Генеральный Директор», 2016 год [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://www.gd.ru/articles/8078-swot-analiz
7. Алдакушева А.Б. Научный инструментарий планирования, стр.4 [Электронный ресурс]. Режим доступа -http://teoriapractica.ru/ rus/files/arhiv_zhurnala/2010/3/ekonomika/aldakusheva.pdf
8. Федеральная налоговая служба. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/regbusiness/
9. Всемирный банк. МБРР-МАР. Рейтинг стран. DOING BUSONESS, 2016 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа http:// russian.doingbusiness.org/rankings
10. Россия в рейтинге Doing Business. РБК, 2016 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.rbc.ru/economics/25/10/2016 /580f7fb49a7947e7d14fd28c
УДК 331.101.2
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ
КАПИТАЛОМ
Шашина Э.С., аспирант, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
В статье автор на основе институциональной теории рассматривает институт управления человеческим капиталом как совокупность инфраструктурных, нормативно-правовых и психологических факторов. Определяет проблемы становления института и потенциал организационно-управленческого воздействия в условиях инновационного развития.
Ключевые слова: институты, человеческий капитал, человеческие ресурсы, институциональный подход, управление человеческим капиталом.
THE INSTITUTIONAL APPROACH AS A METHODOLOGICAL TOOL OF HUMAN
CAPITAL MANAGEMENT RESEARCH
Shashina E., the post-graduate student, St. Petersburg University of Economics and Management Technologies
The author based on institutional theory considers the institute of human capital management as a set of infrastructural, legal and psychological factors. Identifies problems of its development and the potential organizational and managerial influence in terms of innovative development.
Keywords: institutions, human capital, human resources, institutional approach, human capital management.
Без исследования институционального оформления системы управления человеческим капиталом, понимания роли института управления человеческим капиталом в экономическом пространстве, как страны, так и региона и муниципальных образований, его влиянии на эффективность экономических процессов, невозможно выявить и оценить определенный потенциал организационно-управленческого воздействия на данный институт в условиях его инновационного развития. Кроме того, в рамках институциональной теории система управления человеческим капиталом рассматриваются автором с позиции неформальных «правил игры» в экономическом пространстве, что свидетельствует о применении в исследовании концепций неоинституционализма.
Институциональные теории получили широкое распространение в социальных, политических, экономических науках в последние десятилетия. По мнению Н. Флигстина , общая проблема теоретико-методологического уровня институциональной теории заключается в отсутствии общего понятийного аппарата экономического явления «институт». До настоящего времени не определена классификация институциональных теорий. Хотя между различными ветвями институциональной теории сложилась рыночная конкуренция, тем не менее, они не являются взаимоисключающими, а рассматриваются как подходы, взаимодополняющие друг друга. По мнению Н. Флиг-
стина1 ученые разных дисциплин пытаются разрешить сходные про-
1 Флигстин Н. Поля, власть и социальные навыки: критиче-
блемы ,не обращая внимания на то, что исходные позиции у них тоже разные. Предлагаемая сфера институциональной экономической теории, выдвинутая Дж.Ходжсоном, представлена на рис. 1.
При таком подходе, по мнению Дж.Ходжсона, и технология, и индивидуальные вкусы и предпочтения считаются частью изучаемой экономической системы. При этом само название «социально-экономические системы» используется для того, чтобы подчеркнуть образование неразрывной связи экономики с множеством различных социальных, политических институтов, действующих в обществе в целом3. В этом случае необходимо соотнести с общими экономическими закономерностями самые существенные структурные особенности рыночных институтов и их трактовки, понимания среди различных экономистов, социологов (преимущественно экономической социологии), политологов.
Как констатирует Коуз, «современная институциональная экономическая теория должна изучать человека таким, какой он есть на
ский анализ новых институциональных течений // Экономическая социология.2001.Т.2.№;4.С. 29.
2 Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты. Манифест современной институциональной экономической мысли. М.: Дело, 2003. С. 45.
3 Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты. Манифест современной институциональной экономической мысли. М.: Дело, 2003. С. 45.
Рис. 1. Предполагаемая сфера институциональной экономической теории2
самом деле, действующим в рамках ограничений, налагаемых реальными институтами. Современная институциональная экономическая теория - это экономическая теория, какой ей следовало бы быть»4. Опираясь на данный постулат, выделим определенное понимание явления «институт» в различных научных течениях.
Известным теоретиком институционализма в социологии Д. Най-том определяется институт в качестве «набора правил, которые особым образом структурируют социальные взаимодействия. Эти правила дают информацию о том, как люди будут действовать в данных ситуациях, и должны быть признаны членами релевантной группы как правила, которым другие подчиняются в этих ситуациях и структурируют стратегический выбор акторов так, чтобы произвести равновесные результаты»5. Э. Остром рассматривает институты в качестве своеобразных регуляторов действий человека в ситуациях, определённых правилами, нормами и совместно выбранными стратегиями6. При этом сами институты являются «невидимыми» (invisible).
М. Вебер под институтами подразумевает группу людей, поведение которых основывается на рациональных правилах, таких как, конституции, законы и т. д.). В понятиях М.Вебера институты определены в виде «социальных образований, учреждений, сообществ индивидов, для которых характерны признаки по принятию в сообщество не на основе желаний частных лиц, но вследствие объективных качеств и характеристик, присущих им от рождения либо приобретенных при обучении, воспитании; на основании присутствия рациональных установлений, выступающих в качестве обязательных ориентиров для поведения индивидов; наличия аппаратов принуждения, обеспечивающих при помощи санкций соответствия поведения индивидов принятым в обществе установлениям»7. Основателем французской школы «социального институционализма» в противодействие институционализму «нормативно-юридическому» Э. Дюркгеймом понимается под институтами, с одной стороны, моральные нормы, вероисповедание, традиции, обычаи, а с другой стороны, - релизацию этих обычаев и норм на практике, изучая историю времен и народов. В экономической литературе под институтами понимаются определённые правила, моральные нормы, законы, регуляторы поведения.
Появление разделения институтов на две большие группы, неформальных (возникающих из информации, передаваемой посредством социальных механизмов) и формальных (созданных на базе уже действующих неформальных правил и механизмов, способных обеспечивать их выполнение), возникло из допущения о неоднородности институциональных преобразований. Нельзя рассматривать институт, как формальные нормы, необходимо учитывать присущие любой организации и неформальные правила (т.е. само собой разумеющие), которые определяют поведение. Формальные институты представляют собой конституции, законы, уставы, административные нормы. Они способны детерминировать формальные структуры экономической, политической, социальной систем и воздействовать на механизм легитимной власти. В качестве неформальных институтов можно выделить традиции, обычаи, религиозные убеждения, моральные ценности, сети и другие нормы общения, которым свойственен долгосрочный характер8.
В этой связи, институт представлен в современной экономической науке «не как установленное правило (институция) или обычаи
4 Couse R. The New Institutional Economic// Journal og Institutional and Theoretical Economics, March 1984, v.140, Р. 231.
5 Ibid. Р. 54.
6 Ostrom E., Crawford S. Op. cit. P.582.
7 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 536-537.
8 В.Меркель, А. Круассан. Формальные и неформальные ин-
ституты в дефектных демократиях. URL: http://www.politstudies.ru/
N2004fulltext/2002/2/3.htm (дата обращения 12.06.2010)
и традиции, а как система взаимосвязанных формальных правил и неформальных ограничений, совокупность которых определяет пространство выбора и рамки, пределы человеческой деятельности»9. Именно в этом и заключается основная специфика «нового институционализма» - понятие экономических институтов представляется в тесной взаимосвязи основных формальных норм и неформальных правил игры, результатом которых становится появление сложных организационных отношений, форм взаимодействия и сама кооперативная деятельность субъектов, стремящихся поддерживать стабильность и обеспечивать порядок в обществе.
«Институты - это "правила игры" в обществе - писал Д.Норт, - или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми»10. Такая оценка феномена института в отношении управления человеческим капиталом нам представляется точной. При этом деление на формальные и неформальные типы институтов11 является наиболее подходящим для анализа управленческого механизма рынка труда в региональной экономической системе.
В работе институциональный подход используется при исследовании управления человеческими ресурсами как социально-экономического института, а также с точки зрения анализа инновационных процессов, их первопричин и применения определенных организационных механизмов управления ими.
В рамках проводимого нами исследования предлагаем новый подход к оценке институтов в рамках институциональной теории. Мы рассматриваем инфраструктурный элемент институциональной системы управления человеческим капиталом (профильные министерства и ведомства, предприятия и организации) во взаимосвязи и взаимодействии с нормативно-правовыми и психологическими процессами, что позволяет оценить новые черты в виде качественных характеристик, выступая в качестве новой экономической категории «институт управления человеческим капиталом » (ИУЧК).
Опираясь на институциональную теорию, мы предлагаем выделить три основных элемента институциональной структуры управления человеческим капиталом:
1. Инфраструктурные - в виде системы рыночных учреждений (предприятия, рынки, агентства, ассоциации и пр.).
2. Нормативно-правовые - в виде использования нормативно-правовых методов (законы, конституции, инструкции, налоги и т.д).
3. Психологические - в виде природной среды и условий жизнедеятельности (традиции, обычаи, культурные и хозяйственные навыки)12.
Определив проблемы становления института управления человеческим капиталом, предлагаем классифицировать их следующим образом:
1. Научно-методологические проблемы связаны с разработкой методологии развития института управления человеческим
9 Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги "Начала", 1997. С.147-149.
10 Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги "Начала", 1997. С. 17
11 Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги "Начала", 1997. С. 18
12 Шашина Н.С. Методологические основы институциональных преобразований банковских структур государств рыночной экономики. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора экономических наук по специальности 08.00.01-Политическая экономия. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2000.
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ
1 блок. Органы управления ^ 2 блок. Министерства ( 3 блок. Орган управления
социальным развитием, и ведомства, государственной службой,
обеспечивающие постоянное организующие который через
улучшение сети государственное подведомственные
общественного питания и управление подразделения
бытового обслуживания, демографическими осуществляет подбор,
жилищно-коммунального процессами, а также в подготовку, расстановку и
хозяйства, торговли сфере образования, рациональное
продовольственными и профессиональной использование
промышленными товарами, ориентации, государственных
а также охраны здоровья занятости, труда и служащих, т. е.
людей, развития культуры и социального конкретных людей,
искусства, организации обеспечения и призванных обеспечить
спорта и активного отдыха экологического оптимальное
благополучия функционирование первых
V у \ двух блоков системы
менеджмент социального развития и экологического благополучия
управление
подготовкой,
трудом и
социальным
обеспечением
работников
управление
человеческим
капиталом
Рис. 2. Система органов государственного управления человеческими ресурсами (составлено автором)
капиталом, его институциональной структуры, рассмотрением и обобщением взглядов отечественных и зарубежных экономистов о месте и роли института в экономике.
2. Финансово-экономические проблемы, связанные с поиском новых источников финансирования, определением критериев (показателей) оценки эффективности управления и др.
3. Организационно-технологические проблемы, обусловленные структурой, формой собственности организаций и предприятий, наличием сети филиалов, особенности используемых технологий.
4. Социально-политические проблемы, связанные с последствием усиления государственного вмешательства в экономику, с введением санкций государств по отношению к экономике другого государства (что происходит сейчас в отношении санкций стран ЕЭС к России), предоставление льгот по бюджетным средствам.
5. Нормативно-правовые проблемы, включающие законодательное обеспечение организации и функционирование управления.
6. Психологические, связанные с различием культур, религий, традиций, обычаев, менталитета и т.д.
7. Экологические, связанные с качеством человеческого капитала и экологическими проблемами его использования и вос-становления13.
В системе органов государственного управления человеческим капиталом условно выделены три основных блока, которые представлены на рисунке 2.
Целью первого блока становится менеджмент социального развития, связанный с развитием, восстановлением и совершенствованием кадрового потенциала; второй блок отвечает за управление социальным обеспечением работников всех сфер и отраслей; а третий блок ведает вопросами эффективного управления государственной системы управления человеческим капиталом.
Осуществляют эту работу и в центральных, и в местных органах
13 Ивлева Е.С., Шашина Н.С., Шашина Э.С.Человеческий капитал во взаимосвязи факторов инновационного предприниматель-ства//Учёные записки.№4.СПб.: Изд-во СПбУУиЭ,2015.
власти государственные служащие, т. е. кадры государственного управления, работа с которыми также имеет особенности.
Управление человеческим капиталом (УЧК) можно рассматривать как подход к управлению основным активом организации. Основными характеристиками УЧК становятся:
— использование стратегического подхода к управлению человеческими ресурсами позволяет организовать деятельность по реализации стратегических целей;
— соответствие миссии и ценностей организации;
— рассмотрение работника в качестве человеческого капитала создает возможность его обучения;
— в соответствие со стратегией, основанной на ресурсах, человеческий капитал становится источником конкурентного преимущества;
— совпадение интересов работника и работодателя.
Для обеспечения предприятия (организации) квалифицированной рабочей силы, имеющей хорошую мотивацию, необходимо предоставить возможность подготовки и переподготовки сотрудников и руководителей всех звеньев с использованием премиальной системы оплаты труда, которая зависит от эффективности их деятельности. Поэтому целью управления человеческим капиталом является не только создание командного духа и, соответственно, климата взаимного доверия и сотрудничества (таким образом, уравновешиваются интересы организации и ее сотрудников), но и управление рабочей силой, обладающей разными потребностями, стремлениями и способностями.
Управление человеческим капиталом следует рассматривать с разных точек зрения:
• как система принятия решений по поводу регулирования отношений между работодателем и сотрудником организации;
• как направление управленческой деятельности, в которой человеческий капитал организации рассматривается в качестве основного ее ресурса.
Как и управление человеческими ресурсами, управление чело-
веческим капиталом является системой использования и развития трудовых ресурсов.
Основная цель этой системы - обеспечить необходимые условия для реализации потенциала работников и повышение эффективности деятельности организации. Для достижения этой цели определены следующие задачи:
1)Рост эффективности деятельности;
2) соответствие спроса и предложения на рынке труда;
3)повышение качества деятельности работников и организации;
4) привлечение, подбор и отбор кадров, адаптация новых работников;
5) повышение уровня жизни работников;
6) усиление мотивации работников;
7) рост уровня жизни работников;
8) развитие инициативности и новаторства, инновационности работников;
9) обеспечение экологического благополучия;
10) прогнозирование и планирование потребности в работниках.
Эффективность работы предприятия определяется не только
количеством человеческих ресурсов, но и качеством, прежде всего, качеством человеческого капитала.
Литература:
1. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 536-537.
2. Ивлева Е.С., Шашина Н.С., Шашина Э.С.Человеческий капитал во взаимосвязи факторов инновационного предприниматель-ства//Учёные записки.№4.СПб.: Изд-во СПбУУиЭ,2015.
3. В.Меркель, А. Круассан. Формальные и неформальные институты в дефектных демократиях. URL: http://www.politstudies.ru/ N2004fulltext/2002/2/3.htm (дата обращения 12.06.2010)
4. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги "Начала", 1997. С.147-149.
5. Флигстин Н. Поля, власть и социальные навыки: критический анализ новых институциональных течений // Экономическая социология.2001.Т.2.№;4.С. 29.
6. Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты. Манифест современной институциональной экономической мысли. М.: Дело, 2003. С. 45.
7. Шашина Н.С. Методологические основы институциональных преобразований банковских структур государств рыночной экономики. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора экономических наук по специальности 08.00.01-Политическая экономия. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2000.
8. Couse R. The New Institutional Economic// Journal og Institutional and Theoretical Economics, March 1984, v.140, Р. 231.
9. Ostrom E., Crawford S. Op. cit. P.582.
УДК 338.24.01
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА
Медведев Г.Б., к.э.н., старший научный сотрудник, Институт экономики РАН, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются наиболее значительные, с точки зрения автора, угрозы для социально-экономического развития России. Выбор этих угроз для рассмотрения осуществлялся как на основе анализа аналогичных исторических событий, так и на основе эмпирических данных современных социологических и маркетинговых исследований. Делается вывод о невозможности сохранения текущей социально-экономической политики, особенно, в области обеспечения функционирования обрабатывающих производств и общественных групп, зависимых от этих производств. Обосновано, что деградация подобных общественных групп, происходящая в настоящее время является ключевой угрозой национальной безопасности России и угрозой целостности российского общества. Разработаны основные черты нового экономического механизма, способного обеспечить выживание ключевых для России общественных групп. Новый экономический механизм базируется на комплексном подходе, включающем все необходимые для его функционирования элементы. В рамках нового экономического механизма может быть осуществлён подлинный синтез плановых и рыночных начал в масштабах экономики страны в целом.
Ключевые слова: социальная группа, социально-экономическое развитие, национальная безопасность, национальная экономика, экономическая модель, экономический механизм, поведение потребителя.
INSTITUTIONAL CONDITIONS FOR THE NEW ECONOMIC MECHANISM
REALIZATION.
Medvedev G., Ph.D., senior researcher, Institute of economy Russian academy of sciences, e-mail: [email protected]
Author indicates the main threats to socio-economic development of Russia. To do so mixture of historic analogies and modern social and marketing studies analyses is used. Author suggests that it is no longer possible to continue to perform current socio-economic policy, especially in the fields of consumer goods production and support of the social groups dependent upon them. Frustration of these social groups, taking place at the moment is considered as a crucial threat to Russian national security and to unity of the Russian society. The main features of the new economic mechanism is developed. This mechanism is aimed towards survival of the key social groups in Russia. The new economic mechanism is based on a complex approach, that includes all the necessary elements for its functioning. A true synthesis of planned and free-market approaches to economy is the fundamental of suggested mechanism.
Keywords: social group, socio-economic development. national security, national economy, economic model, economic mechanism, consumer behaviour.
Извечный вопрос: "Как должно быть устроено справедливое общество?" вставал и будет продолжать вставать на протяжении всей истории человечества.
Применительно к выбору пути социально-экономического развития российского общества ответ на этот вопрос должен базироваться на определённом модельном представлении такого развития и его основных результатов. На практике подобное моделирование хотя и осуществляется, но его качество нельзя назвать удовлетворительным.
Цели и исходные предпосылки общественного развития в мировой истории часто объявляются сакральными, а, значит, по
существу, не моделируемыми (как пример - построение "Царства божьего на земле" или построение коммунизма). В качестве другой крайности, общественные цели подменяются "математическими" (величина ВВП или каких-то других расчётных индексов) целями, без надлежащего объяснения почему именно они комплексно и объективно характеризуют то или иное явление. Подчеркнём, что речь идёт о жизни как отдельного человека и общественных групп, так общества в целом. Если образно переложить сказанное на жизнь какой-либо личности, это будет означать, в первом случае, фанатизм в общепринятом понимании (слепое, безоговорочное следование убеждениям, особенно в области религиозно-философской, на-