Научная статья на тему 'Институциональный подход к оценке функционирования банковской системы региона'

Институциональный подход к оценке функционирования банковской системы региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СOMPETITIVENESS / РЕГИОНАЛЬНАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / REGIONAL BANKING SYSTEM / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / INSTITUTIONAL SYSTEM / ФИНАНСОВАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / FINANCIAL SECURITY / ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INDUSTRIAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солонина Светлана Викторовна

Успешное и эффективное функционирование банковской системы региона невозможно без институционального подхода к оценке и выявлению проблем и недостатков. Анализ обеспеченности территории банковскими услугами с учетом особенностей региона и с учетом влияния политики муниципальных и федеральных органов управления, оценке промышленного потенциала, ресурсной обеспеченности позволяет обнажить проблемы функционировании банковской системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional approach to the estimation of the functioning of the banking system of the region

Тhe successful and effective functioning of the banking system of region is impossible without the institutional approach to estimation and development of problems and deficiencies. The analysis of the security of territory with bank services taking into account the special features of region and taking into account the influence of the policy of municipal and federal control elements, for the estimation of industrial potential, resource security makes possible to bare problems the functioning of banking system.

Текст научной работы на тему «Институциональный подход к оценке функционирования банковской системы региона»

14. Куценко Е.С. Кластеры в экономке: основы кластерной политики государства //Сайт Подкомитета ТПП РФ по развитию субконтрактации и кластерных инициатив. http://promcluster.ru/index.php/publications-cls/63-clsineco3

15. Игнатова Т.В. Формирование управленческого резерва региона через развитие административно-образовательных кластеров // Креативная экономика. 2012. № 3. С. 94-95.

УДК 336.76

Солонина С.В.

Институциональный подход к оценке функционирования банковской системы региона

Успешное и эффективное функционирование банковской системы региона невозможно без институционального подхода к оценке и выявлению проблем и недостатков. Анализ обеспеченности территории банковскими услугами с учетом особенностей региона и с учетом влияния политики муниципальных и федеральных органов управления, оценке промышленного потенциала, ресурсной обеспеченности позволяет обнажить проблемы функционировании банковской системы.

Ключевые слова: конкурентоспособность, региональная банковская система, институциональная структура, финансовая обеспеченность, промышленный потенциал.

Законодательным Собранием Краснодарского края утверждены стратегии социально-экономического и инвестиционного развития территорий Краснодарского края до 2020 года. Стратегии разработаны для отраслей экономики и социальной сферы с учетом их взаимодействия друг с другом в целях реализации планов развития Российской Федерации, установленные Правительством страны.

В SWOT-анализе представлены сильные и слабые стороны конкурентоспособности края, а также рассмотрены возможности и угрозы развитию стабильного роста экономики региона.

К слабым сторонам, согласно SWOT-анализу, относится, помимо прочего, недостаток ресурсной базы для развития ряда отраслей промышленности.

Дефицит финансов обостряет угрозы, связанные с недостаточной конкурентоспособностью экономики края, к которым относятся значительное отставание технического и технологического производств, риск потери предприятиями края занимаемых позиций на российском рынке в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию. Кроме того, дефицит средств может привести к угрозам, связанным с отраслевыми диспропорциями в экономике края: риску снижения конкурентоспособности сельскохозяйственного производства и оттоку квалифицированных кадров из АПК, утере технологий и традиций сельскохозяйственного производства в результате низкого уровня оплаты в сельском хозяйстве и отраслях промышленного производства.

Обеспечить условия стабильного экономического роста можно лишь формируя конкурентные преимущества, которые невозможно осуществить без государственной структурно - институциональной политики.

Для совершенствования регулирования развития реального сектора Краснодарского края необходима реализация следующего комплекса мероприятий:

1) улучшение финансового положения хозяйствующих субъектов;

2) обеспечение межотраслевого перетока капитала в приоритетные отрасли экономики региона: высокотехнологичные секторы обрабатывающей промышленности, развития науки и инновационных технологий;

3) повышение экономической эффективности производства посредством автоматизации, механизации, внедрения новых технологий, экономии энергоресурсов;

4) использование прибыли предприятий внутри региона;

5) расширение позиций предприятий на внутреннем рынке за счет повышения конкурентоспособности продукции;

6) совершенствование нормативно-правовой базы, упорядочение деятельности контролирующих и надзорных органов;

7) развитие малого и среднего бизнеса во всех сферах экономики региона;

8) кластерный подход в развитии предприятий базовых отраслей региона;

9) повышение уровня квалификации рабочей силы, привлечение квалифицированных рабочих [1, а 17].

Решение задачи формирования институциональных условий и предпосылок для устойчивого экономического роста края заключается в росте конкурентоспособности экономики и создании благоприятного инвестиционного климата. Добиться результатов возможно путем повышения эффективности действующих и формирования новых форм государственной поддержки (финансовых институтов развития), включения их ресурсов в реализацию программ развития секторов экономики и инфраструктуры, создания особых экономических зон, формирования территориально-производственных кластеров, поддержки развития малого предпринимательства [2].

Кризисы в экономике имеют длительные и тяжелые последствия. Главная задача любой экономики это диверсификация ее структуры. Создание стабильной экономики без обеспечения финансовой устойчивости и повышения капитализации банковской системы невозможно. Высокие процентные ставки, случаи хищения средств только снижают доверие к финансовым институтам. Для улучшения инвестиционного климата финансовой системе требуется расширение инструментария и внедрение практики использования таких финансовых инструментов, как ценные бумаги и кредитование экономики.

Устойчивая банковская система является источником финансирования развития региональной экономики [3, а 28].

Законодательная база является основой функционирования любой системы, в том числе и банковской. Особая роль в формировании нормативно-правовых документов отводится государству для регулирования деятельности финансово-кредитных организаций.

Эффективность денежно кредитного регулирования зависит от взаимодействия Банка России с Правительством в целях более точной реализации функций регулятора финансового рынка. Ведь именно посредством кредитования осуществляется инвестиционная активность субъектов экономики. Доступность банковского кредитования увеличивает роль банковского сектора в экономике. Стратегической задачей государственной экономической политики России является формирование конкурентоспособного банковского сектора, устойчивого в условиях меняющегося рынка, эффективного инструмента обеспечения экономического роста.

Региональные банковские системы, являясь частью единой банковской системы страны, наряду с определяющими общими чертами и закономерностями развития имеют в то же время и свои особенности, обусловленные состоянием экономической конъюнктуры рынка и местом в системе межрегиональных хозяйственных связей. Институциональный подход позволяет получить наиболее полное представление об особенностях функционирования банковской системы региона [4].

Финансовые ресурсы играют в экономике края особую роль, обладая способностью оперативно и эффективно трансформироваться в современные формы активов. Особое влияние на экономический рост оказывают финансовые, кредитные, денежные рычаги в случае эффективного регионального управления.

Главной задачей органов власти является осуществление социально-экономической политики, позволяющей создавать и развивать конкурентные преимущества, формирующие условия для создания финансовых факторов конкурентоспособности.

Согласно действующему законодательству региональная банковская системы выполняет ряд функций по аккумуляции и перераспределению финансовых потоков территорий. Кроме того, осуществляет стимулирование социально-экономического развития края, через кредитование и осуществление бесперебойного функционирования платежно-расчетной системы региона.

Кредитные организации региона, составляющие банковскую систему, обслуживают различные отрасли и охватывают весь регион. Сложность оценки региональной банковской системы заключается в присутствии на исследуемой территории инорегиональных банков, которые являются частью системы, но их политика формируется в головном банке без учета специфики края.

Потребность в банковских услугах зависит от масштабов производственного сектора и сферы услуг, разнородности отраслей экономики, темпов развития экономики, уровня инвестиционной привлекательности и т.д.

Анализ институциональной обеспеченности региона банковскими услугами начинается с оценки банковской системы территории. Количество внутренних структурных подразделений кредитных организаций (филиалов) в территориальном разрезе на 01.01.2013 составило 1647 единиц (41% от показателей ЮФО), в том числе 1148 дополнительных офисов (44%), 145 операционных касс вне кассового узла (27%), 84 кредитно-кассовых офиса (35%), 270 операционных офисов (45%) (табл. 1).

Таблица 1

Справка о количестве действующих кредитных организаций и их филиалов _в Южном федеральном округе на 01.01.2013 г. (ед.)_

Наименование территории Кредитных организаций в регионе Всего Кредитные организации, головная организация которых находится в данном регионе Кредитные организации, головная организация которых находится в другом регионе

Южный федеральный округ 46 249 17 232

Краснодарский край 15 80 1 79

Ростовская область 16 97 11 86

Составлено автором на основании данных Банка России (сЬг.ш)

Для сравнения представлены показатели по Ростовской области, которая является крупнейшим регионом в Южном федеральном округе.

Сведения об объемах кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей приведены в таблице 2.

Таблица 2

Объемы кредитования и просроченной задолженности юридических лиц и индивидуальных _предпринимателей Краснодарского края (по состоянию на 01.01.2013 г.)_

Отрасль кредитования Объемы кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, млн руб. Объемы кредитования юр. лиц и ИП,в инвалюте Сведения о задолженности по кредитам юр. лиц и ИП, млн руб Сведения о задолженности по кредитам юр. лиц и ИП в инвалюте и драгметаллах Сведения о просроченной задолженности по кредитам юр. лиц и ИП, млн руб. Сведения о просроченной задолженности по кредитам юр. лиц и ИП в инвалюте и драгметаллах

Всего 783 313 71 483 522 907 107 612 51 384 282

Добыча полезных ископаемых 190 101 912 161 308 0

Обрабатывающие производства 91 882 19 294 100 267 15 677 7 985 39

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 27 754 0 25 527 0 27 0

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 40 703 432 100 345 535 20 305 140

Строительство 45 684 531 46 438 2 052 4 355 0

Транспорт и связь 33 208 3 775 50 310 68 942 4 528 1

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 293 965 30 053 130 376 6 293 10 924 91

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 22 515 773 33 271 7 406 1 453 0

Прочие виды деятельности 91 910 16 228 30 427 6 546 996 11

На завершение расчетов 0 296 5 034 0 503 0

Составлено автором на основании данных Банка России (сЬг.ш)

Таблица 3

Институциональная обеспеченность населения платежными услугами _в территориальном разрезе на 01.01.2013 г. (ед.)_

Наименование территории Общее количество учреждений банковской системы в том числе: Количество учреждений банков в расчете на 1 млн. жителей

учреждений Банка России кредитных организаций филиалов кредитных организаций Доп. офисов кредитных организаций (филиалов) иных внутренних структурных подразделений КРО

Краснодарский край 1 760 18 15 80 1 148 499 333

Всего по России 46 451 505 956 2 349 23 347 19 294 325

Составлено автором на основании данных Банка России (сЬг.ш)

Таблица 4

Количество счетов, открытых учреждениями банковской системы, _в территориальном разрезе на 01.01.2013 г._

Наименование территории Общее количество счетов, тыс. ед. из них открытых в кредитных организациях Количество счетов, открытых учреждениями банковской системы, в расчете на 1 жителя, ед.

всего, тыс.ед. из них:

клиентам-юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями клиентам-физическим лицам

Краснодарский край 17 470 17 469 250 17 218 3

Составлено автором на основании данных Банка России (сЬг.ш)

Региональные банки имеют ряд преимуществ перед инорегиональными. Они обслуживают предприятия и население с учетом специфики региона. Краснодарский краевой инвестиционный банк, являясь акционерным обществом, акции которого принадлежат администрации края и районов, обслуживает все организации и предприятия, получающие средства из краевого бюджета. Региональным банкам проще в своей деятельности реализо-вывать принцип клиентоориентированности, зная потребности своих клиентов и условия

местных рынков, которые зачастую пользуются политическими связями. В целом региональные банки являются важным ресурсом посткризисного роста региона [5].

Развитие региональной банковской системы ограничивают следующие факторы:

1. Низкая конкурентоспособность региональных банков. Банковская система региона представлена 15 банками, крупнейшие из них ОАО «Крайинвестбанк», ОАО АБ «КУ-БАНЬБАНК», ООО КБ «Кубань кредит», ЗАО КБ «Кубанский торговый банк», ООО КБ «Кубанский универсальный банк», ЗАО «Инвестиционный банк Кубани» (CDBBANK), ОАО «Юг-Инвестбанк», ЗАО АБ « Первомайский». Кроме того, в крае действуют банки других регионов: Краснодарское отделение № 8619 ОАО «Сбербанк России», Краснодарский региональный филиал ОАО «Россельхозбанк», Филиал ОАО Банк ВТБ в г. Краснодаре, Южный филиал ЗАО «Райффайзенбанк».

Потребность в кредитах Кубани сегодня в 8-10 раз превышает имеющийся объем кредитных вложений всех банков, вместе взятых. Конкуренция стимулирует банки к развитию из-за опасности передела клиентской базы. Банковское кредитование в крае имеет ряд особенностей. Во-первых, все крупные клиенты уже определились с выбором банков. Все первоклассные клиенты уже разобраны, а риски в кредитовании по оставшимся - мелким предприятиям и тем более частным лицам - слишком высоки. Во-вторых, на рынке доминируют в основном государственные банки: Сбербанк и Внешторгбанк. На их долю приходится основная масса активов и пассивов банковского сектора кубанской экономики.

2. Низкий уровень капитала у региональных банков. Только лишь 6 банков из 15 имеют размер капитала выше 180 млн руб. Требования к минимальному капиталу вновь создаваемых банков с 2015 года будут повышены до 300 млн руб.

Таблица 5

Группировка действующих кредитных организаций по величине зарегистрированного

уставного капитала в территориальном разрезе по состоянию на 01.01.2013 г.

Наименование региона До 3 млн. руб. От 3 до 10 млн. руб. От 10 до 30 млн. руб. От 30 до 60 млн. руб. От 60 до 150 млн. руб. От 150 до 300 млн. руб. От 300 до 500 млн. руб. От 500 млн. руб. до 1 млрд. руб. От 1 до 10 млрд. руб. Всего

Южный федеральный округ 1 1 3 1 10 20 6 3 1 46

Краснодарский край 0 0 1 0 4 5 3 1 1 15

Ростовская область 0 0 0 1 4 7 2 2 0 16

Составлено автором на основании данных Банка России (сЬг.ги)

3. Неэффективная структура экономики края. Развитие промышленности, сельского хозяйства и туризма является наиболее приоритетными направлениями развития экономики страны. Все направления присутствуют в Краснодарском крае, делая его значимым в инвестиционном плане регионом Российской Федерации. Кроме того, важными факторами в формировании инвестиционной привлекательности Краснодарского края и активизации инвестиционной деятельности в регионе стали решения о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи, Чемпионата мира по футболу 2018 года в г. Сочи, а также реализация масштабных проектов развития особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Лагонаки» в Апшеронском районе и строитель-

ства трассы для проведения гонок «Формула-1» в г. Сочи. Однако это не способствует развитию АПК и промышленности в регионе, несмотря на то, что природно-климатические условия, разноплановое географическое положение, плодородные сельскохозяйственные земли в сочетании с благоприятным климатом и богатой сырьевой базой являются важными факторами, способствующими развитию экономики края.

Внутренний региональный продукт (ВРП) близок к среднему уровню по стране и составляет в пересчете на душу населения 258,8 тыс. руб. Развитие туризма в сфере семейного отдыха на Черноморском побережье, туристических маршрутов в горах Северного Кавказа и наличие минеральных источников для оздоровления населения как жителей края, так и приезжих из других регионов, является достаточно приоритетным направлением, помимо сельскохозяйственной направленности, торговли и услуг в экономике Краснодарского края.

Таким образом, стратегия развития региональной банковской системы должна формироваться с учетом особенностей экономического, политического, социального развития региона и должна быть направлена на повышение конкурентоспособности и эффективности функционирования.

Решение задач повышения конкурентоспособности региональной банковской системы предполагает усиление роли самостоятельных региональных кредитных организаций, здесь важное значение должно уделяться активному участию банковской системы в реализации программ социально-экономического развития России.

Особое влияние на развитие банковской системы оказывают развитие реального сектора экономики и рост уровня доходов населения.

По стоимости основных фондов отраслей экономики регион занимает 9-е место в Российской Федерации. В структуре основных фондов по видам экономической деятельности преобладает транспорт и связь (33,7% в 2011 г., 35,7% в 2012 г.), а также сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (8,8% в 2011 г., 8,9% в 2012 г.), обрабатывающие производства - (5,8% в 2011 г., 5,9% в 2012 г.).

Среднедушевые денежные доходы населения края составили в 2011 году - 18166,3 руб. в месяц с увеличением к уровню 2010 года на 9%, 16709,3 руб. в месяц в 2012 г. с уменьшением к уровню 2011 г. на 8%, потребительские расходы - 13798,4 руб. Среднемесячная номинальная заработная плата увеличилась в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 13% и составила 18416 руб., в 2011 году составила 16329,9 руб. и увеличилась по сравнению с 2010 годом на 9,2% [3].

4. Недостаточный уровень квалификации персонала банков. От качественного предоставления услуг зависят качественные показатели деятельности банка, такие как объем клиентской базы, объем ресурсов, география покрытия банковскими услугами и охват отраслей обслуживания. Выигрывают в условиях высокой конкуренции те банки, которые сочетают цену и качество, предоставляемых услуг. Кроме того, преимущество имеют те банки, которые имеют возможность самостоятельно готовить продукты под потребителей, и это должно быть основным преимуществом региональных банков.

Литература

1. Болдырева Л.В. Совершенствование организационно-экономического механизма развития региональной финансовой системы в посткризисный период» Автореф. канд. экон. наук. Краснодар, 2011. С. 17.

2. Закон Краснодарского края «О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года» от 16 апреля 2008 года.

3. Световцева Т.А., Остимук О.В. Управление инвестиционным потенциалом банковского сектора региональной экономики на основе его интегральной оценки // Финансы и кредит. 2012. №3/483.

4. http://cbr.ru Официальный сайт Банка России

5. Игнатова Т.В., Черкасова Т.П. Ресурсный потенциал региональной политики посткризисного экономического роста на Юге России // Экономический вестник ЮФУ. Terra economicus. 2010. Т. 8. № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 332.025

Киященко Т.А.

Роль создания единой системы оценки результатов экономической деятельности регионов в развитии местного самоуправления

В статье рассмотрены вопросы послания Президента РФ Федеральному Собранию в части основных направлений совершенствования деятельности муниципальных образований (МО). Для полной реализации Послания Президента необходимо дополнительно решить ряд проблем муниципального уровня и в первую очередь рассчитывать по всем МО валовой муниципальный продукт (ВМП). Расчёт этого показателя позволит в полном объёме определять общий уровень стоимостной оценки по МО и производить расчёты эффективности производства, так необходимые для проведения инновационной политики в регионе и на уровне МО. Кроме этого, расчёт ВМП позволит дифференцировать уровень развития муниципальных образований, т.е. осуществить структурный анализ созданного продукта по конкретному МО региона. Такой анализ в настоящее время по МО в регионах РФ не производится и его включение в общую систему оценки позволит реализовать основные направления Послания Президента РФ.

Ключевые слова: Послание ПрезидентаРФ, муниципальное образование, муниципальное самоуправление, валовой внутренний продукт, валовой региональный продукт, валовой муниципальный продукт, эффективность производства, единая система оценки результатов экономической деятельности, структура созданного продукта по МО, анализ дифференциации уровня развития МО.

Президент Российской Федерации В. В. Путин в своем очередном Послании Федеральному собранию особо отметил значение муниципального самоуправления для развития экономики страны, для развития конкретного региона, через повышение эффективности деятельности муниципальных образований. Он сказал: «Считаю важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развития сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах" [1].

Попытка рационально организовать местное самоуправление и сделать его независимым у нас в стране делается не впервые. За последние десять -пятнадцать лет было принято несколько Законов и нормативно - правовых актов по увеличению независимости и самостоятельности органов местного самоуправления. Основополагающие нормативно -правовые документы по расширению прав муниципальных образований это: Федеральный Закон от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и второй Закон, вступивший в силу с 1 января 2006 г. закона №131-Ф3 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Расчёт делался на то, что самостоятельные муниципальные образования полноценно используя местные ресурсы, в том числе и трудовые, смогли бы повысить эффективность производимого продукта, увеличить производительность труда, повысить эффективность и улучшить финансовое состояние МО. Полноценная реализация этих двух законов смогла бы решить многие проблемы муниципального уровня. Однако, как видно из выступ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.