Естественно-гуманитарные исследования № 5 (55), 2024_607
ками информации для оценки показателей могут выступить: собственная внутренняя информационная база; открытая информация из внешних источников; справочники о наилучших доступные технологиях; таксономию «сошл-философии», таксономию «зеленой философии в экономике», таксономию «устойчивого управления».
Источники:
10. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров. - М.: Academia, 2017. - 32 c.
11. Губернаторова, Н. Н. Методика оценки уровня экономической безопасности организации / Н. Н. Губернаторова, Е. В. Федотова // Калужский экономический вестник. - 2021. - № 3. - С. 18-25. - EDN ZNMRUG.
12. Каткова, Е. А. Анализ основных подходов к теории мотивации / Е. А. Каткова // Российский экономический интернет-журнал. -2006. - № 4. - С. 117.
13. Керимов, В. Э. Управленческий учет / В. Э. Керимов, Ю. А. Мырксина. - Москва : ФГБНУ «Росинформагротех», 2017. - 136 с.
14. Методология оценки ESG - АКРА (АО), Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество). - 2021. - 72 с.
11. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021619378 Российская Федерация. Программа оценки
эффективности инвестиционных проектов (program for evaluating the effectiveness of investmen projects) : № 2021618207 : заявл. 25.05.2021 : опубл. 08.06.2021 / М. С. Юматов, Я. Г. Рашин, А. А. Клюшин [и др.] ; заявитель Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации. - EDN RMHRZN.
EDN: ZJRUNX
П.П. Рыскин - старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected],
P.P. Ryskin - Senior Lecturer at the Department of Physical Culture and Sports, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia;
С.С. Фагина - старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected],
S.S. Fagina - Senior Lecturer at the Department of Physical Culture and Sports, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia;
И.В. Кудрявцев - старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected],
I.V. Kudryavtsev - Senior Lecturer at the Department of Physical Culture and Sports, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К АДАПТАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОРТСМЕНОВ INSTITUTIONAL APPROACH TO THE ADAPTATION OF PROFESSIONAL ATHLETES
Аннотация. Актуальность исследования заключается в выявленной дихотомии институционализации профессионального спорта и необходимости определения приоритетов в познании ролевой модели в рамках института профессионального спорта, отдавая предпочтение полезности физических упражнений или экономической составляющей данного процесса. Цель статьи заключается в определении подходов к исследованию вопросов профессионального спорта в институциональной парадигме. Результаты исследования институциональной парадигмы изучения профессионального спорта могут быть использованы для решения теоретико-методологических проблем изучения форм, составления и реализации программ социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов с учетом российской специфики, для дальнейшей разработки понятийного аппарата социологии профессионального спорта, для получения дальнейшей эмпирической информации о характере институционального становления личности профессионального спортсмена и для определения содержания, тактики и стратегии государственной политики в отношении профессионального спорта.
Abstract. The relevance of the study lies in the revealed dichotomy of the institutionalization of professional sports and the need to determine priorities in the knowledge of the role model within the framework of the institute of professional sports, giving preference to the usefulness of physical exercise or the economic component of this process. The purpose of the article is to identify approaches to the study of professional sports in the institutional paradigm. The results of the study of the institutional paradigm of the study of professional sports can be used to solve theoretical and methodological problems of studying the forms, drawing up and implementing programs for the social adaptation of former professional athletes, taking into account Russian specifics, for further development of the conceptual apparatus of the sociology of professional sports, to obtain further empirical information about the nature of the institutional formation of the personality of a professional athlete and to determine the content, tactics and strategies of state policy in relation to professional sports.
Ключевые слова: профессиональный спорт, институт, ролевая модель, адаптация профессиональных спортсменов, профессия.
Keywords: professional sports, institute, role model, adaptation of professional athletes, profession.
Введение
В контексте институциональной парадигмы профессиональный спорт выступает в качестве особого института. Специфика институциональной природы профессионального спорта заключается в пересечении двух составляющих, содержание которых имеет условные противоречия: «профессия» и «спорт». Под профессией подразумевается набор специфических функций индивида, позволяющих осуществлять деятельность в узкоспециализированной профессиональной сфере, связанной с использованием физических и интеллектуальных усилий в обмен на ресурсы в денежной или материальной формах [1,2]. Сущность профессии помимо узкой специализации на какой-либо деятельности включает существенную экономическую составляющую - способность компенсации собственных усилий в виде денежного эквивалента. По сути, платность деятельности является существенным признаком профессиональной деятельности в отличии от любительской. Категория «спорт» подразумевает соревновательную деятельность людей в области физических или интеллектуальных способностей. Основной общественной задачей спорта является популяризация физических упражнений, здорового образа жизни и позитивной состязательности [3]. Поэтому важно обратить внимание на специфику профессии как института и особенности профессионализации института спорта. Рассмотрение профессионального спорта как особого социального института предполагает в первую очередь социологическое определение понятий «спорт» и «профессиональный спорт». В первую очередь необходимо определиться с приоритетами ролевой модели в рамках института профессионального спорта, отдавая предпочтение полезности физических упражнений или экономической составляющей данного процесса.
608
Международный журнал
Социальный институт является результатом коммуникационной деятельности людей, выступает в качестве общественного инструмента, организующего взаимодействия между различными социальными группами. В рамках данной позиции институт предстает в виде структуры отношений и деятельности, сложившейся между группами людей, соблюдающих определенный комплекс норм и правил поведения, системы санкций, организаций и учреждений, их выполняющих. Так, авторы [4] выделяют два измерения института профессионального спорта:
- внешнее измерение, в рамках которого институт предстает перед нами в качестве совокупности индивидов и их организаций, материально-технической базы и средств для осуществления той или иной социальной практики, удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей;
- внутреннее, где институт проявляется как нормативный ценностно-ролевой комплекс, то есть набор социально ситуативных стандартов и норм поведения, регулирующий поведение людей, а значит предопределяющий становление общественной структуры.
Таким образом, под социальным институтом часто понимается общественное образование, цель которого заключается в поддержании стабильности и устойчивости общества в целом и какой-либо сферы в частности. Основой этой стабильности является наличие культурно-коммуникационной системы ценностей, правил поведения, знаков, которые понимает и поддерживает большинство членов общества.
Профессиональный спорт становится для спортсмена не только средой специфической трудовой деятельности по производству спортивного результата, с характерными социальными связями, кругом общения, нормами, стандартами поведения, но больше того - средой его обитания. Нередко достаточно замкнутой. В результате избрания спортивной деятельности в качестве профессионального занятия (профессиональная социализация) индивид приобретает «определённый, исключительный круг деятельности» [5]. При этом речь идет не о таких распространенных видах человеческой трудовой деятельности, направленной на «воспроизводство своего общественного бытия сферы труда, занятий (профессий), самой человеческой жизни» [6] как создание бытовых удобств, организации бытовых услуг, воспитания подрастающего поколения и других, а о деятельности, связанной с производством спортивного результата.
Благодаря этому социальные институты как организованные на уровне общества в целом ценностно -нормативные комплексы направляют и контролируют действия людей в приоритетных для них общественных сферах. На этот момент особое внимание обращает Т. Парсонс, [6] по мнению которого, институциональная структура общества скрепляет в единое целое все многообразие, нередко противоречивых общественных явлений, устанавливает и поддерживает социальную устойчивость, порядок в жизни
Достаточно распространенной методологической ошибкой ряда социологов является, на наш взгляд, восприятие ими спорта с позиций стандартных подходов и принципов к описанию социального института. В результате в определении института профессионального спорта не всегда улавливается специфика спортивной деятельности, которая первоначально направлена на развитие телесной организации человека, увеличение его двигательной активности, сохранение здоровья и долголетия. При этом достаточно легко выявляется институциональной организационная составляющая, поскольку функционирование спортивной сферы общества оформлено в виде государственных учреждений, организаций, имеющих комплекс отношений и внутреннюю иерархию. Так же институт профессионального спорта связан с функционированием целого ряда социальных институтов, таких как семья, образование, армия, охрана здоровья граждан [7].
Такое понимание социальной природы спорта позволяет отметить несколько его функций.
Во-первых, спорт является эффективным средством сохранения и укрепления здоровья, физического развития, повышения работоспособности и т.д.;
Во-вторых, выступает в качестве хорошей возможности расширить круг общения, получить массу новых эмоций, «уйти от каждодневной рутины», «скрасить будни». Иными словами, спорт является хорошим способом решения социально-психологических проблем. Нередко спорт оказывается альтернативным средством социализации и интеграции лиц с ограниченными возможностями в общество, которое способствует проявлению физических и функциональных возможностей организма, а также способствует предупреждению асоциального поведения молодежи - курения, употребления спиртных напитков, наркотиков, бродяжничества и др.;
В-третьих, спорт культивирует здоровый образ жизни и используется как социальный инструмент для приобщения детей и молодежи к здоровью.
Что же касается профессионального спорта, то институциональный подход позволяет, во-первых, получить знание не только о формах организации и нормативно-правовой системе профессиональной спортивной деятельности, но и причинах возникновения проблем с социализацией у профессиональных спортсменов после окончания их спортивной карьеры. На сегодняшний день многие социологи фиксируют наличие проблем с социализацией «бывших профессиональных спортсменов»: молодые еще люди не могут реализовать себя в ином, кроме спорта и после того, как их спортивная карьера заканчивается, адаптируются плохо. При этом, ни для кого из спортсменов профессионалов не секрет, что их спортивная карьера заканчивается в возрасте 30-35 лет. Чтобы разобраться в этой проблеме, установить причины и природу таких социальных противоречий необходимо проникнуть в суть институциональных отношений, окружающих профессионального спортсмена. В рамках направлений исследований института социальной адаптации существуют следующие подходы:
- интеракционистский подход к понятию социальной адаптации, основанный на трудах Р. Эмерсона [8], в которых адаптация рассматривается как механизм выбора оптимальной модели социальных отношений в теории социальных сетей;
Естественно-гуманитарные исследования № 5 (55), 2024_609
- теория социального действия Ю. Хабермаса [9], в рамках которой анализируется достижение согласования «жизненного мира» субъекта и социальных систем с помощью интеграции, и рационализации их взаимоотношений;
- институциональный подход к профессиональному спорту, как сфере общественных отношений, со своим функционалом, нормативно-ценностным комплексом, набором статусно-ролевых конструктов и т.д., основанный на концептуальных положениях Т. Парсонса [10]. На первом месте здесь находится изучение характеристик жизнедеятельности различных людей - социальных субъектов, действующих в сфере профессионального спорта. В рамках исследованиях института профессионального спорта существует возможность увидеть противоречия в процессе становления и взаимодействия института спорта с другими институтами социального развития и воспитания человека, позволяет более отчетливо понять реальные противоречия, возникающие между различными компонентами и формами профессионального спорта как на региональном и национальном, так и международном уровнях. Изучить в нормативно-формализованном виде разрыв между массовым и профессиональным спортом, участием в «любительских» спортивных состязаниях и спортом высоких достижений. Благодаря этому возможно представить особенности отражения этих противоречий в социальном развитии профессиональных спортсменов. В этой связи профессиональный спорт является полноправным институтом социализации личности, предполагающей получение профессии.
Выводы
Результаты исследования институциональной парадигмы изучения профессионального спорта могут быть использованы для решения теоретико-методологических проблем изучения форм, составления и реализации программ социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов с учетом российской специфики, для дальнейшей разработки понятийного аппарата социологии профессионального спорта, для получения дальнейшей эмпирической информации о характере институционального становления личности профессионального спортсмена и для определения содержания, тактики и стратегии государственной политики в отношении профессионального спорта.
Источники:
1. Ангеловский А. А. Анализ понятий профессия, профессиональное сознание, профессиональная деятельность, профессионализм //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. - Т. 12. - №. 5-2. - С. 306-315.
2. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Мир профессий: пересмотр аналитических перспектив //Социологические исследования. -2009. - №. 8. - С. 25-35.
3. Паршикова Н. В., Изаак С. И., Малиц В. Н. Развитие физической культуры и спорта: стратегия будущего //Теория и практика физической культуры. - 2017. - №. 12. - С. 3-5.
4. Найденко М. К., Найденко Е. А., Тонковидова А. В. Проблема культурологического измерения спорта как социокультурного феномена //Культурная жизнь Юга России. - 2021. - №. 2 (81). - С. 103-111.
5. Рыскин П. П., Фагина С. С., Кудрявцев И. С. Институциональные аспекты профессиональной постспортивной адаптации // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. - 2022. - №. 11 (213). - С. 471-474.
6. Канторов Н. Ю. Спорт и спортивная индустрия как социальный институт //Социально-гуманитарные знания. - 2023. - №. 11. - С. 50-53.
7. Александрова Т.Л. Экономическое поведение и профессия: методология исследования. Автореф. дис. ... д-ра социол. наук. - Екатеринбург. 2000. - СС.25-26.
8. Овшинов А. Н. Общесоциологическая парадигма социальной адаптации //Вестник калмыцкого университета. - 2014. - №. 4 (24). - С. 81-96.
9. Воронцов А. В., Громов И. А. Теоретико-методологические основания социологии П. Бурдье //Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2010. - №. 4. - С. 82-102.
10. Парсонс Т. Социальные системы //Вопросы социальной теории. - 2008. - Т. 2. - №. 1. - С. 2.
EDN: WPQHCV
В.М. Смоленцев - к.э.н., доцент кафедры высшей математики, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
V.M. Smolentsev - candidate of economic sciences, associate professor of the department of higher mathematics, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
А.В. Евченко - кандидат экономических наук, доцент, независимый исследователь, консультант по системным исследованиям и рационализации управления, Курск, Россия, [email protected],
A.V. Evchenko - candidate of economical sciences, associate professor, independent researcher, consultant on system research and management rationalization, Kursk, Russia;
Г.А. Есенкова - старший преподаватель кафедры «Менеджмент и информационные технологии», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Курский филиал, Курск, Россия, [email protected],
G.A. Esenkova - senior teacher of the department «Management and information technology», Financial University under the Government of the Russian Federation, Kursk branch, Kursk, Russia.
ФАКТОРНАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ПРОДУКЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ УСТОЙЧИВОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ FACTORIAL SYSTEM FOR INCREASING THE COMPETITIVENESS OF AN ENTERPRISE AND ITS PRODUCTS
AS AN EFFECTIVE MANAGEMENT TOOL IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE INNOVATIVE DEVELOPMENT
Аннотация. В современном стратегическом планировании и оперативном управлении производственно-сбытовой деятельностью предприятий важное место занимает аппарат системного анализа. Полномасштабная реализация комплекса системных исследований позволяет определить возможности и угрозы в высококонкурентной среде, выявить сильные и слабые стороны работы предприятия, а также установить состав и структуру факторов повышения эффективности работы в условиях устойчивого инновационного развития. Систематизировать усилия по улучшению конкурентоспособности и направить ресурсы на наиболее значимые области производственно-сбытовой деятельности позволяет построение и анализ факторной системы повышения конкурентоспособности предприятия и его продукции. Это действенный структурированный инструмент выявления и управления ключевыми факторами, влияющими на способность предприятия успешно конкурировать на рынке, обеспечивая долгосрочную устойчивость и инновационность бизнеса.