3. Хуторской А. В. Образование как услуга и миссия. Типы заказчиков образования // Вестник Института Образования человека. - 2017. - № 1. - URL: https://eidos-institute.ru/journal/2017/100/Eidos-Vestnik2017-115-Khutorskoy.pdf (дата обращения: 01.11.2022).
4. Мирошникова С.С. Тестовые формы контроля качества образовательной деятельности в вузе в условиях компетентностного подхода / С.С. Мирошникова, Г.А. Адельшина // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2019. - № 2 (28). - С. 117-122.
5. Рыбачук Н.А. Эффективность мета методики для обучения студентов самостоятельной работе по физической культуре / Н.А. Рыбачук // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2022. - Т. 7, № 2. - С. 9-24.
REFERENCES
1. Subbeto, A.I. (2012), The beginning of the theory of social quality management (noosphere-social paradigm), Asterion, St. Petersburg.
2. Dolmatov, A.V. and Osadchenko I.V. (2018), "Formation of knowledge and skills among AFC students in the study of the subject "Non-traditional health-improving methods in health-improving physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (165), pp.81-86.
3. Khutorskoy A.V. (2017), "Education as a service and mission. Types of customers of education", Bulletin of the Institute of Human Education, No. 1, available at: https://eidos-institute.ru/journal/2017/100/Eidos-Vestnik2017-115-Khutorskoy.pdf (date accessed: 01.11.2022).
4. Miroshnikova S.S. and Adelshina G.A. (2019), "Test forms of quality control of educational activities in the university under the conditions of a competency-based approach", Physical education and sports training, No. 2 (28), pp. 117-122.
5. Rybachuk, N.A. (2022), "Efficiency of the Meta Method for Teaching Students to Independent Work in Physical Education", Physical Culture. Sport. Tourism. motor recreation, Т. 7, No. 2, pp. 924.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.11.2022
УДК 796.011.1
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОСТСПОРТИВНОЙ АДАПТАЦИИ
Петр Петрович Рыскин, кандидат социологических наук, старший преподаватель, Станислава Сергеевна Фагина, преподаватель, Игорь Сергеевич Кудрявцев, старший преподаватель. Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена специфичностью постспортивной адаптации, характеризующейся невозможностью альтернативной профессиональной реализации бывших спортсменов. Гипотеза исследования - неоднородность интереса к формированию стратегий постспортивной адаптации у разновозрастных групп спортсменов. Методика исследования основана на анкетном опросе, в качестве респондентов выступали мастера спорта, мастера спорта международного класса, заслуженные мастера спорта в возрасте от 17 до 45 лет. Результаты исследования показали, что среди респондентов, находящихся в начале своей карьеры большинство не представляют институциональные условия выработки стратегий постспортивной адаптации.
Ключевые слова: профессиональная адаптация, спорт, институты профессионального спорта, стратегии, самоактуализация.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p471-474
INSTITUTIONAL ASPECTS OF PROFESSIONAL POST-SPORTS ADAPTATION
Petr Petrovich Ryskin, the candidate of sociological sciences, senior teacher, Stanislava Ser-geevna Fagina, the teacher, Igor Sergeevich Kudryavtsev, the senior teacher, Ural State Uni-
versity of Economics, Yekaterinburg
Abstract
The relevance of the study is due to the specificity of post-sports adaptation, characterized by the impossibility of alternative professional realization of former athletes. The hypothesis of the study is the heterogeneity of interest in the formation of post-sports adaptation strategies among different age groups of athletes. The research methodology is based on the questionnaire survey, the respondents were masters of sports, masters of sports of international class, honored masters of sports aged 17 to 45 years. The results of the study showed that among the respondents who are at the beginning of their career, the majority does not represent the institutional conditions for developing post-sports adaptation strategies.
Keywords: professional adaptation, sports, institutes of professional sports, strategies, self-actualization.
Интерес к институциональной парадигме в науке носит традиционный характер, Т. Парсонс [1] называет социальным институтом рациональный способ выбора и усвоения личностью общепринятых форм коллективного поведения, применительно к той или иной ситуации. По сути, индивид усваивает общественные правила и затем подчиняется им. Социальный институт является результатом коммуникационной деятельности людей, выступает в качестве общественного инструмента, организующего взаимодействия между различными социальными группами. В рамках данной позиции институт предстает в виде структуры отношений и деятельности, сложившейся между группами людей, соблюдающих определенный комплекс норм и правил поведения, системы санкций, организаций и учреждений, их выполняющих.
Профессиональный спорт становится для спортсмена не только средой специфической трудовой деятельности по производству спортивного результата, с характерными социальными связями, кругом общения, нормами, стандартами поведения, но больше того - средой его обитания. При этом данная среда достаточно замкнута. В результате избрания спортивной деятельности в качестве профессионального занятия индивид приобретает «определённый, исключительный круг деятельности» [2, 3].
Методика исследования основана на анкетном опросе, в качестве респондентов выступали мастера спорта, мастера спорта международного класса, заслуженные мастера спорта в возрасте от 17 до 45 лет. Условием участия в опросе является профессиональное участие в спортивных практиках, то есть респонденты тратят основную часть времени на занятия спортом: тренировки, демонстрация спортивного результата и получают за эту деятельность денежное вознаграждение для удовлетворения своих потребностей. В выборку вошли представители следующих видов спорта: легкая атлетика, лыжные гонки и биатлон, скалолазание, мотоспорт, бокс, борьба дзюдо, самбо, тхэквондо, футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон, хоккей, настольный теннис, плаванье.
Гипотеза исследования - неоднородность интереса к формированию стратегий постспортивной адаптации у разновозрастных групп спортсменов. Определение причин и анализ планов профессиональных спортсменов относительно постспортивной адаптации [4, 5].
Первый блок вопросов был посвящен осознанию результатов от занятий профессиональным спортом, результаты ответов представлены на рисунке.
Как видно на рисунке, благодаря спорту опрошенные респонденты приобрели такие жизненно важные социальные навыки, как умение преодолевать трудности (60% от общего числа опрошенных), поддерживать физическое здоровье (38% от общего числа опрошенных). Благодаря спорту они имеют базовые навыки жизни в обществе, освоили основные законы и правила общественного поведения и способы удовлетворения различных социальных потребностей. Респонденты описывают себя следующим образом: «человек многого достигший, уверенно стоящий на ногах», «тот, кто сумел выбиться в люди», «реализовал себя не только в спорте, но и в жизни», «могу (смогу) обеспечить семью всем необходимым».
Достаточно обеспечил себя и свою семью Реализовал себя в жизни Получил обеспеченную жизнь Многого достиг Научился жить
Имею возможность заниматься любимым делом Уверенно стою на ногах Получил навыки Кое что в жизни умею Укрепил здоровье Умею преодалевать трудности
3,40% 8,20% 10,20' ■ 13,
■ 15
■ 1
60%
%
6,30% 19%
34% 3
6%
38,10%
60%
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% Рисунок - Результаты опроса профессиональных спортсменов о значимости профессионального спорта, %
Анализируя данные парного распределения видно, что основная масса таких ответов принадлежит представителям командно-игровых видов спорта, которые находятся на пике своей карьеры. В связи с повышением популярности футбола, хоккея, волейбола в нашей стране и уровня финансирования спортивных команд/клубов - данный вывод кажется весьма логичным. Более того, за последние годы в стране поставлен целый ряд национально-стратегических задач, чаще связанных с игровыми видами спорта. По мнению мужчин, спорт сыграл немаловажную роль в решении вопроса со службой в армии, для части женщин профессиональный спорт предоставил возможность обеспечивать семью.
Далее представим результаты ответов, характеризующих ожидания респондентов относительно сложности постспортивной адаптации, таблица.
Таблица - Сложность пост-спортивной адаптации профессиональных спортсменов, 2015, 2021 гг., %
Начало карьеры Пик Спад Заверш. карьеры Сумма
2015 2021 2015 2021 2015 2021 2015 2021 2015 2021
Да 18 20 40 41 43 40 16 15 24 22
Нет 80 72 59 58 56 56 83 82 75 74
И да, и нет 2 8 1 1 1 4 1 3 1 4
Сумма 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
Как видно из таблицы, в 2021 году незначительно по сравнению с результатами 2015 года возросла неуверенность профессиональных спортсменов в оценке сложности пост-спортивной адаптации. Неопределенность в этом вопросе зафиксирована среди респондентов, которые находятся только в начале своей профессионально-спортивной карьеры, среди новичков спортивной профессии почти каждый десятый сомневается с ответом. Вероятнее всего, это связано не только с возрастом будущих профессиональных спортсменов, но также с отсутствием жизненного опыта, необходимого для четкого ответа на этот вопрос.
ЛИТЕРАТУРА
1. Парсонс Т. Социальные системы / Т. Парсонс // Вопросы социальной теории. - 2008. -Т. 2, №. 1. - С. 2-10.
2. Михайлова Т.А. Особенности профессиональной деятельности спортсменов: социологический анализ. Профессиональная спортивная деятельность как объектно-предметная область социологического исследования / Т.А. Михайлова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - Т. 3, №. 11. - С. 100-102.
3. Ryskin P., Kocheryan M., Davydova E. Self-identification features of professional athletes in modern Russia / P. Ryskin, M. Kocheryan, E. Davydova // Journal of Physical Education and Sport. -2019. - Т. 19, № 2. - С. 1118-1125.
4. Анненков В.Н. Сопоставительный анализ структурно-функциональной модернизации российской системы физической культуры и спорта и её результативности / В.Н. Анненков // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. - 2008. - №. 9 (43). - С. 15-18.
5. Пешкова Н.В. Специфические принципы полисубъектного управления развитием студенческого спорта в вузе / Н.В. Пешкова // Теория и практика физической культуры. - 2018. - №. 9. - С. 83-85.
REFERENCES
1. Parsons, T. (2008), "Social systems", Questions of social theory, Vol. 2, No. 1, pp. 2-10.
2. Mikhailova, T.A. (2015), "Features of professional activity of athletes: a sociological analysis. Professional sports activity as an object-subject area of sociological research", Humanities, socioeconomic and social sciences, Vol. 3, No. 11, pp. 100-102.
3. Ryskin, P., Kocheryan, M. and Davydova, E. (2019), "Self-identification features of professional athletes in modern Russia", Journal of Physical Education and Sport, Vol. 19, No. 2, pp. 1118-1125.
4. Annenkov, V. N. (2008), "Comparative analysis of the structural and functional modernization of the Russian system of physical culture and sports and its performance", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (43), pp. 15-18.
5. Peshkova, N. V. (2018), "Specific principles of polysubject management of student sports development at the university ", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 83-85.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.11.2022
УДК 796.015.686
МНОГОЛЕТНЯЯ ДИНАМИКА ЭРГОМЕТРИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АЭРОБНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У СТУДЕНТОВ 17-20
ЛЕТ
Андрей Игоревич Рязанцев, тренер, Спортивная школа олимпийского резерва «Центр водных видов спорта», магистрант, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск; Светлана Витальевна Пахомова, старший преподаватель, Олеся Николаевна Украинцева, старший преподаватель, Игорь Валентинович Рязан-цев, старший преподаватель, Сибирский государственный университет водного транспорта, Новосибирск
Аннотация
В данной научной статье рассмотрена динамика работоспособности у студентов технического университета на протяжении трёх лет обучения в вузе. Была изучена физическая работоспособность (по PWC170) и аэробная производительность (по МПК) студентов с 1 по 3 курс. Также в работе вышеуказанные эргометрические и физиологические показатели совместно с показателями учебной физической нагрузки и посещаемостью были подвергнуты корреляционному анализу. Полученные результаты демонстрируют важность проведения мониторинга работоспособности и посещаемости как атрибутов контроля за состоянием студентов.
Ключевые слова: здоровье, студенты, физическая культура, физическая работоспособность, аэробная производительность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p474-482
LONG-TERM DYNAMICS OF ERGOMETRIC AND PHYSIOLOGICAL INDICATORS OF AEROBIC PERFORMANCE AMONG THE MALE STUDENTS
Andrey Igorevich Ryazantsev, the trainer, Sports School of Olympic Reserve "Water Sports Center", the master's student, Novosibirsk State Pedagogical University, Svetlana Vitalyevna Pakhomova, the senior teacher, Olesya Nikolaevna Ukraintseva, the senior teacher, Igor Val-entinovich Ryazantsev, the senior teacher, Siberian State University of Water transport, Novo-