ВЫВОДЫ
Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что проведение персональных тренировок силовой направленности позволяет женщинам 25-30 лет улучшить физическое развитие, заключающее в снижении веса тела, нормализации индекса Кетле, уменьшение обхватных размеров талии и таза и окружности грудной клетки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Романенко Н.И. Дозирование физической нагрузки средствами фитнеса для снижения избыточной массы тела женщин зрелого возраста / Н.И. Романенко // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского. - Краснодар, 2019. - С. 218-221.
2. Сударь В.В. К вопросу о критериях профессиональной подготовки фитнес-инструкторов / В.В. Сударь // Материалы международной научно-практической конференции Физическая культура и спорт, олимпийское образование. - Краснодар, 2020. - С. 60-61.
3. Сударь В.В. Эффективность влияния оздоровительной тренировки на показатели силовой подготовленности девушек 18-20 лет / В.В. Сударь // Актуальные вопросы современной науки и практики: Материалы II Международной научно-практической конференции. - Казань, 2020. - С. 288-291.
4. Тумаров, К.Б. Характеристика спортивной культуры, личности и общества / К.Б. Тума-ров, А.Н. Кудяшева, Н.Х. Кудяшев // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 52-7. - С. 447-454.
REFERENCES
1. Romanenko, N.I. (2019), "Dosing of physical activity by means of fitness to reduce excess body weight of mature women", Materials of the scientific and methodological conference of the teaching staff, Krasnodar, pp. 218-221.
2. Sudar V.V. (2020), "On the question of the criteria for professional training of fitness instructors", Physical culture and sports, Olympic education: materials of the international scientific-practical conference, Krasnodar, pp. 60-61.
3. Sudar, V.V. (2020), "The effectiveness of the influence of wellness training on the indicators of strength fitness of girls 18-20 years old", Topical issues of modern science and practice: Materials of the II International Scientific and Practical Conference, Kazan, pp. 288-291.
4. Tumarov, K.B., Kudyasheva, A.N. and Kudyashev, N.Kh. (2016), "Characteristics of the sports culture of the society and the individual", Problems of modern teacher education, No. 52-7, pp. 447-454.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.11.2022
УДК 378.147
ВЛИЯНИЕ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТУДЕНТОВ
Наталия Анатольевна Рыбачук, доктор педагогических наук, профессор, Ирина Анатольевна Алферова, кандидат педагогических наук, доцент, Александра Сергеевна Го-лубева, старший преподаватель, Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Аннотация
В статье представлено содержание двух педагогических методик, обучение информационным заданиям (логические тесты-задания и четыре уровня тестов). Апробация двух разработанных методик, которые включают: - методику обучения для получения нужной информации, четыре уровня тестовых заданий повысила интерес к физическому воспитанию и обеспечила эффективность учебного процесса. Результаты исследования выявили положительную динамику на объем и концентрацию внимания, объем долговременной памяти, распределение и переключение внимания.
Ключевые слова: студентки, логические тесты-задания, четыре уровня тестов. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p467-471
INFLUENCE OF NEW PEDAGOGICAL METHODS OF TEACHING ON THE PSYCHOLOGICAL INDICATORS OF STUDENTS
Natalia Anatolyevna Rybachuk, the doctor of pedagogical sciences, professor, Irina Anatol-yevna Alferova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Alexandra Sergeevna Golu-beva, the senior teacher, Kuban State University, Krasnodar
Abstract
The article presents the content of two pedagogical methods, teaching informational tasks (logical tests-tasks and four levels of tests). Approbation of two developed methods, which include: - teaching methods to obtain the necessary information, four levels of test tasks increased interest in physical education and ensured the effectiveness of the educational process. The results of the study revealed positive dynamics in the volume and concentration of attention, the volume of long-term memory, the distribution and switching of attention.
Keywords: female students, logical tests-tasks, four levels of tests.
ВВЕДЕНИЕ
В образовании уже осуществлен переход от переноса информации прошлых поколений будущим. На сегодняшний момент образование хочет иметь «... творческую, креативную личность и ее деятельность»[1]. Уже осуществлен переход на принципы лич-ностно-развивающей педагогики и психологии, и этот переход ориентирован на мотивы, потребности, интересы студентов.
В 2021-2022 году мы имеем 16 часов лекций по дисциплине «Физическая культура и спорт». Практические занятия по предмету «Элективные дисциплины по физической культуре» на 1-3 курсе по 2 часа в неделю. Как нам представляется, что основной объем учебных занятий уже сейчас и в будущем году будет представлен самостоятельной подготовкой студентов, которая требует новых методик, основанных на физическом воспитании молодежи через процесс «включения» студентов в активную физкультурно-спортивную деятельность. Этот процесс ориентирован на формирование общей профессиональной культуры и является одним из ее компонентов. При этом физическая культура как составляющая профессиональной культуры трактуется как качество личности, которая компетентна в области физического совершенствования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ.
Долматов, А.В. по-новому обосновывает компетентности профессионального образования. Автор предлагает концепцию формирования физической культуры на основе мобильного обучения [1]. В основе его концепции - три взаимосвязанных пространства: учебное, внеучебное и информационное. Как нам представляется, что информационное пространство имеет самый высокий рейтинг. Далее следует учебное, вне учебное.
По мнению Хуторского А. В., ученые часто ставят знак равенства между информацией и знанием. Но знание не может быть информацией. Это нечто другое. Результат переработки информации и рефлексии, позволяющие приобретать опыт. А опыт не возможно обменять или передать. Это непередаваемая ценность и собственность каждого. Опыт формирования собственного здоровья невозможно передать. [3].
Мирошникова С.С., Адельшина Г.А. и др., проанализировали тестовые формы обучения студентов и выявили следующие формы контроля формируемых компетенций: опрос, собеседование, коллоквиум, письменные контрольные работы, структурно-логические схемы и др. традиционные формы контроля. [4].
Мы разработали четыре уровня тестов [5]:
- первый уровень - тесты-знакомства о содержании двух дисциплин, тесты-знания. Элементарные знания ознакомительного плана;
- второй уровень - репродуктивный (под руководством преподавателя, т.е. мето-дико-практические задания);
- третий уровень - продуктивный, связующее звено к рефлексии уже имеющегося знания, но переработанного, переосмысленного (моделирование собственного физического развития и проектирование собственного задания для самостоятельной работы);
- четвертый уровень - решение двигательных задач, когда нужно глубоко знать проблему и принять правильное решение к действию.
Проведенное анкетирование среди студенток позволило выявить проблемные вопросы, вызывающие интерес и дополнить содержание лекций:
- экология и здоровье;
- влияние физических упражнений на самочувствие;
- «здоровый сон» и психические процессы, оказывающие позитивное влияние на освоение профессиональных компетенций;
- стресс и физические нагрузки;
- производственная гимнастика в режиме труда и отдыха;
- после учебная реабилитация,
- учеба студентов и полноценное питание;
- суточные энергетические траты студента. Интеллектуальная деятельность;
- как организовать студенческий отдых? Какие выбрать виды спорта?;
- аутогенный тренинг. Элементы тренинга для использования во время подготовки к экзаменам;
- лечебная физкультура, комплексы упражнений для самостоятельного выполнения;
- профилактика профессиональных заболеваний;
- обучение плаванию;
- студенческий туризм, ориентирование.
Апробацию обучения информационным заданиям (логических тестов-заданий) мы провели на лекционных занятиях. Центральной частью методики является получение знаний через интернет. Отбор нужной информации, ее анализ, переработка и трансформация. Этот алгоритм действий дает возможность участвовать в обсуждении проблемы, опровергать или доказывать верность суждений. Далее студенты разрабатывают вопросы с вариантами ответов. Коллективное обсуждение, корректировка содержания вопросов к заданию. Преподаватель без «прямого» участия контролирует учебный процесс и верность суждений по решению проблемы.
Объект исследования - апробация двух разработанных методик, обеспечивающих эффективность учебного процесса по физическому воспитанию.
Предмет исследования - влияние педагогических методик обучения на психические показатели студенток.
Цель исследования - апробация двух разработанных методик, обеспечивающих эффективность учебного процесса по физическому воспитанию.
Задачи исследования:
- апробация двух разработанных методик, обеспечивающих эффективность учебного процесса по физическому воспитанию.
- выявить влияние педагогических методик обучения на повышение интереса к физическому воспитанию для обеспечения эффективности учебного процесса.
В педагогическом эксперименте участвовали студентки 1курса факультета архитектуры и дизайн (п=60). Исследования проводились в 2021-2022 учебном году в Кубанском государственном университете. В работе мы исследовали влияние двух методик,
разработанных нами, на объем и концентрацию внимания, объем долговременной памяти, распределение и переключение внимания:
Объем и концентрация внимания определялись в тесте «Отыскивание чисел» по таблицам Шульте. Оценивалось время выполнения задания в секундах. Тест «Долговременная память» мы использовали для определения объема долговременной памяти. Результат теста оценивается по таблицам, в (%). Тест Шульте-Платонова «Красные и черные числа» использовался для определения распределения и переключения внимания. Оценивается в секундах.
Результаты исследования позволили сделать некоторые заключения.
1. Методика обучения получению нужной информации, информационным заданиям состоит из нескольких этапов:
- проблемный вопрос или задание;
- выбор ключевых слов, т.е. обобщение этой проблемы («сжимание текста до ключевых слов»);
- поиск информации через интернет;
- отбор нужной информации, обеспечивающей доказательство или опровержение.
2. Четыре уровня тестовых заданий, разработанные нами, обеспечивают освоение профессиональных компетенций:
- первый уровень - тесты-знакомства, тесты-знания содержат вопросы по проверке элементарных знаний технических приемов видов спорта «ознакомительного» плана;
- второй уровень - ситуационные тесты, (репродуктивный) т. е. методико-практические задания;
- третий уровень - рефлексивный, продуктивный, проектирование собственного задания для практической работы;
- четвертый уровень - решение двигательных задач, когда нужно глубоко знать проблему и принять правильное решение к действию.
3. В результате проведенных исследований определено, что в экспериментальной группе (ЭГ) концентрация внимания, тест Шульте, до эксперимента - 41,8±2,01 (1=2,01; р<0,05); после - 36,1±2,0; (1=2,01; р<0,05); объем долговременной памяти до эксперимента - 37,9±2,1; после 44,0±2,2 (1=2,0; р<0,05), и распределение и переключение внимания тест Шульте-Платонова до эксперимента -138,1±4,5; после - 125,2±4,0; (1=2,14; р<0,05). Психологические показатели к концу эксперимента достоверно улучшились.
В контрольной группе (КГ) концентрация внимания до эксперимента - 40,6±2,12; после - 42,2±2,0 (1=0,54; р>0,05. Объем долговременной памяти до эксперимента -38,1±2,4; - после 42,4±2,3; (1=1,29; р >0,05). Распределение и переключение внимания до эксперимента -137,0±4,7; после - 130,0±4,1 (1=1,12; р>0,05).
4. Результаты исследования выявили положительную динамику на объем и концентрацию внимания, объем долговременной памяти, распределение и переключение внимания.
5. Апробация двух разработанных методик, которые включают: методику обучения для получения нужной информации, четыре уровня тестовых заданий повысила интерес к физическому воспитанию и обеспечила эффективность учебного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Суббето, А.И. Начало теории социального менеджмента качества (ноосферно-социальная парадигма): монография / А.И. Суббето. - Санкт-Петербург : Астерион, 2012 - 284 с.
2. Долматов, А.В. Формирование знаний и умений у студентов АФК при изучении предмета «Нетрадиционные оздоровительные методики в оздоровительной физической культуре» / А.В. Долматов, И. В. Осадченко // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2018. - №. 11 (165). - С.81-86.
3. Хуторской А. В. Образование как услуга и миссия. Типы заказчиков образования // Вестник Института Образования человека. - 2017. - № 1. - URL: https://eidos-institute.ru/journal/2017/100/Eidos-Vestnik2017-115-Khutorskoy.pdf (дата обращения: 01.11.2022).
4. Мирошникова С.С. Тестовые формы контроля качества образовательной деятельности в вузе в условиях компетентностного подхода / С.С. Мирошникова, Г.А. Адельшина // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2019. - № 2 (28). - С. 117-122.
5. Рыбачук Н.А. Эффективность мета методики для обучения студентов самостоятельной работе по физической культуре / Н.А. Рыбачук // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2022. - Т. 7, № 2. - С. 9-24.
REFERENCES
1. Subbeto, A.I. (2012), The beginning of the theory of social quality management (noosphere-social paradigm), Asterion, St. Petersburg.
2. Dolmatov, A.V. and Osadchenko I.V. (2018), "Formation of knowledge and skills among AFC students in the study of the subject "Non-traditional health-improving methods in health-improving physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (165), pp.81-86.
3. Khutorskoy A.V. (2017), "Education as a service and mission. Types of customers of education", Bulletin of the Institute of Human Education, No. 1, available at: https://eidos-institute.ru/journal/2017/100/Eidos-Vestnik2017-115-Khutorskoy.pdf (date accessed: 01.11.2022).
4. Miroshnikova S.S. and Adelshina G.A. (2019), "Test forms of quality control of educational activities in the university under the conditions of a competency-based approach", Physical education and sports training, No. 2 (28), pp. 117-122.
5. Rybachuk, N.A. (2022), "Efficiency of the Meta Method for Teaching Students to Independent Work in Physical Education", Physical Culture. Sport. Tourism. motor recreation, Т. 7, No. 2, pp. 924.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.11.2022
УДК 796.011.1
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОСТСПОРТИВНОЙ АДАПТАЦИИ
Петр Петрович Рыскин, кандидат социологических наук, старший преподаватель, Станислава Сергеевна Фагина, преподаватель, Игорь Сергеевич Кудрявцев, старший преподаватель. Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена специфичностью постспортивной адаптации, характеризующейся невозможностью альтернативной профессиональной реализации бывших спортсменов. Гипотеза исследования - неоднородность интереса к формированию стратегий постспортивной адаптации у разновозрастных групп спортсменов. Методика исследования основана на анкетном опросе, в качестве респондентов выступали мастера спорта, мастера спорта международного класса, заслуженные мастера спорта в возрасте от 17 до 45 лет. Результаты исследования показали, что среди респондентов, находящихся в начале своей карьеры большинство не представляют институциональные условия выработки стратегий постспортивной адаптации.
Ключевые слова: профессиональная адаптация, спорт, институты профессионального спорта, стратегии, самоактуализация.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p471-474
INSTITUTIONAL ASPECTS OF PROFESSIONAL POST-SPORTS ADAPTATION
Petr Petrovich Ryskin, the candidate of sociological sciences, senior teacher, Stanislava Ser-geevna Fagina, the teacher, Igor Sergeevich Kudryavtsev, the senior teacher, Ural State Uni-