УДК 330.322:332.1 ББК 65.9(2)
Т-92
Тхакушинов Эдуард Китович, доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономической теории и мировой экономики финансово-экономического факультета Майкопского государственного технологического университета, тел.: (8772) 570320.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ МОНИТОРИНГА ИНВЕСТИЦИОННЫХ РИСКОВ В РЕГИОНЕ
(рецензирована)
Очевидная и неоднократно постулируемая в экономических исследованиях последнего времени необходимость совершенствования институциональной инфраструктуры инвестиционной деятельности в регионах России для ее, в ряде регионов - оживления, а в большинстве мезоэкономических образования - активизации, требует, в контексте методологии и концепции данной работы, уточнения авторской позиции по вопросу становления и развития экономико-институционального механизма управления региональными инвестиционными рисками.
Ключевые слова: инфраструктура, мониторинг, риск, инвестиции.
Tkhakushinov Edward Kitovich, Doctor of Economics, the head of the department of the economic theory and world economics at the faculty of economics and finance, Maikop State Technological University, Tel.: (8772 5 70320).
INSTITUTIONAL MECHANISM OF MONITORING THE INVESTMENT RISKS IN
REGION
The necessity of improvement the institutional infrastructure of investment activity in the Russian regions is often discussed in recent economic researches. It requires the specification of the author’s point of view concerning the question on formation and development of economic institutional mechanism of management with the help of regional investment risks.
Keywords: infrastructure, monitoring, risk, investments.
Экономико-институциональный механизм управления региональными инвестиционными рисками рассматривается как важнейшая функциональная подсистема институциональной среды инвестиционной деятельности, играя ведущую роль в формировании и определении направлений управляющих воздействий как в отношении собственно рисковой составляющей инвестиционной деятельности, так и в определении ее масштабов и направлений в регионе, поскольку количественные параметры последней прямо зависят от качества и силы управленческих решений в отношении сопряженной с этой деятельностью рисков.
Следует также учитывать, что объективная необходимость развития институциональной среды управления рисками инвестирования в регион связана с расширением и усилением тенденций интеграции отдельных регионов России в мировое экономическое сообщество (особенно тех, на территории которых функционируют крупные корпоративные образования, в том числе кластерного типа; где создан или создается режим благоприятствования инновационной деятельности, сопряженной с особой степенью и спецификой рисков), а также необходимостью адаптации всех без исключения территориальных экономик к процессам глобализации, формируемым новые общефедеральные (частично проанализированные в первой главе настоящего исследования) детерминанты управления инвестиционными рисками в регионе, наряду с действием и воздействием специфических региональных факторов на процессы принятия
управленческих решений в отношении рисков инвестирования в проекты, реализуемые на данной территории.
Различия подходов к инвестированию в различных регионах в пределах макрорегиона (и, как следствие, большой уровень территориальной дифференциации инвестиционного климата), а также объясняемое этим разнообразие моделей управленческих воздействий в отношении реализуемых в мезообразованиях инвестиционных проектов (несмотря на существующую и применяемую в настоящее время унифицированную методологию оценки их эффективности), а также практическое отсутствие инструментария оценки и управления региональными инвестиционными рисками (что потребовало разработки и апробации в настоящем исследовании адаптивного авторского инструментария) имеет следствием существенную «брешь» в экономико-институциональной инфраструктуре инвестиционной деятельности именно в данном контексте. В то же время следует отметить значительный прогресс в данной области: как на федеральном, так и на региональном уровне проводится большая законотворческая работа, направленная на повышение эффективности инвестиционной деятельности; большая часть регионов России имеет собственное, адаптированное к специфике территории, институциональное поле, включая инициирование и поддержку финансирования инновационных проектов и проектов социальной значимости, в рамках которого реализуются различного рода стимулирующие и поддерживающие механизмы [1].
Несмотря на то, что принимаемые такого рода и такой целеориентированности меры и реализуемые мероприятия в центре и регионах косвенно сопряжены с решением задачи минимизации рисков инвестирования как в отдельные проекты, так и в региональную экономику в целом, они являются именно косвенными и требуют дополнения мерами и формами непосредственного (прямого) управленческого воздействия на инвестиционные риски региона как целостной экономической системы.
В соответствии с этим существенной методологической и большой практической значимостью обладают рекомендации следующего характера: разработка вариантов и моделей интеграции управленческих воздействий в отношении региональных инвестиционных рисков в систему экономико-институциональной инфраструктуры управления инвестиционными процессами в регионе, а также в систему управления регионом в целом.
Авторская версия реализации сформулированных задач, непосредственно сопряженных с эффективным управлением инвестиционными рисками территориальной локализации, предложена на рисунке 1, где система поддержки принятия решений, связанных с региональным риск-менеджментом, состоит из информационноаналитической компоненты (инструментарий оценки риска) и экономикоинституциональной (инфраструктура системы управления рисками инвестирования в регионе) [2].
Макроэкономические
детерминанты экономического развития
шработка
балансирующих мер
регио\
инвест
л ьнои ионной
Цель:
- повышение эффективности регионально значимых инвестиционных проектов;
- снижение рисков отдельных инвестиционных проектов;
- сниже ние региональных инвестиционных рисков;
- повыш ение инвестиционной привлекате.^ ности и инвестиционного климата региона;
- стимулирование инвестиционных программ социально-экономической направленности
Региональные
детерминанты социальноэкономического развития территории
Выработка балансирующих мер
/ региональной
инвестиционной
Система управления региональными! инвестиционными рисками
Цель:
- рост показателей социально-экономического развития
/ территории:
- повышение конкурентоспособности региона;
- стимулирование развития инновационно-ориентирован-ных предприятий и корпораций; -развитие вертикальных инвестиционных механизмов;
- выход региона на мировые рынки науко-емкой продукции и др
Рисунок 1- Инкорпорирование системы управления региональными инвестиционными рисками в институциональную среду инвестиционной деятельности в
регионе
Прежде всего, следует отметить, что в контексте настоящего диссертационного исследования под экономико-институциональной инфраструктурой управления инвестиционными рисками региона понимается совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих систем и соответствующих им организационных и управляющих подсистем, обеспечивающих доступ субъектам инвестиционной деятельности к инвестиционным и иным (материальным, информационным, кадровым и т.д.) ресурсам, а также базам знаний о существующем в региональной информационной системе расчетноаналитическом и модельном инструментарии по оценке и управлению региональными инвестиционными рисками, функционально направленным на выявление, учет и снижение рисковой составляющей в региональном инвестиционном менеджменте, и, в конечном итоге, - эффективное осуществление инвестиционной деятельности в системе региональной экономики.
Какбыло этап управления инвестиционными
процессами в России и ее регионах характеризуется устойчивой тенденцией совершенствования общефедеральной институциональной среды и сопряженными с нею региональными институтами регулирования и стимулирования инвестиционной
деятельностью, продуцирующими, в том числе, условия для снижения как общероссийских, так и региональных инвестиционных рисков. Следствием этого является наблюдаемая в последние годы положительная динамика характеристик инвестиционного имиджа целого ряда территориально-локализованных экономик и страны в целом и обусловленная этими процессами активизация масштабов и темпов инвестирования как со стороны отечественного, так и иностранного капитала.
Очевидные преимущества (несмотря на существенную дифференциацию по отдельным регионам) выработки согласующихся с федеральным уровнем региональных управленческих механизмов в отношении протекающих на отдельных территориях инвестиционных процессов связаны, во-первых, с возможностью сочетания комплексности подхода в процессе принятия решений по оценке и управлению региональными инвестиционными рисками с учетом специфических региональных условий; во-вторых, высокой адаптивностью и оперативностью реагирования на внешние и внутренние угрозы по сравнению с макроуровнем; в-третьих, значительно большей мобильностью и скоординированностью управленческих воздействий как со стороны региональных институтов, так и самих субъектов инвестиционной деятельности в регионе; в-четвертых, возможностью задействования всего существующего в конкретном мезообразовании набора инструментов регулирования, как финансового, так и нефинансового характера.
Как всякое рыночно ориентированное формирование, экономикоинституциональная инфраструктура управления региональными инвестиционными рисками должна создаваться в соответствии с требованиями рынка, что подразумевает комплексный учет как глобализационных тенденций и макроэкономических детерминант, так и императивов их территориальной адаптации. Последнее означает ориентацию на приоритетное решение развивающих задач, на кумулятивно-синергетический эффект всего существующего спектра вовлекаемых в регион, в его социально-экономическое развитие (и развитие всех задействованных в инвестиционном процессе экономических субъектов региональной экономики), инвестиционных потоков при одновременном повышении аккумулирующей и координационно-регулирующей функции собственно региональных инвестиционных институтов.
Знаковым шагом в этом направлении представляется инкорпорирование в общий управленческий процесс на уровне региона тесным образом взаимоувязанной с многоканальным и многоаспектным инвестированием региональной экономики подсистемы управления региональными инвестиционными рисками. Сказанное объективно предполагает необходимость всесторонней и разноуровневой поддержки организации и функционирования такого рода инфраструктурной компоненты в системе региональной экономики, ее «институциализации». Речь идет в данном случае о создании в отношении этой системы особого режима государственной поддержки, о придании ей адекватного, закрепленного в региональных правовых актах, статуса и соответствующей коррекции нормативно-правовой базы.
Иными словами, формирование экономико-институциональной инфраструктуры управления региональными инвестиционными рисками должно идти как «сверху»: международными организациями, федеральными и региональными органами власти, так и «снизу» - представителями различных по масштабам направлениям и сферам деятельности хозяйствующих субъектов региональной экономики, заинтересованных в защите и продвижении своих инвестиционных интересов. При этом крайне важным является нахождение правильного баланса между различными участниками регионального инвестиционного процесса и обеспечение трансформации от централизованной системы поддержки промышленности и предпринимательства к децентрализованной, рыночной, при которой перед государственными структурами первоочередной задачей является нахождение и реализация частным сектором собственных инновационных решений [3].
Такая концепция формирования указанной инфраструктуры исходит из понимания того факта, что основной задачей поступательного развития субъектов Российской Федерации, в том числе расположенных на территории Южного Федерального округа, является создание условий для устойчивого социально-экономического развития регионов и выравнивания основных макроэкономических индикаторов на основе научнообоснованных целевых параметров их инвестиционного развития. Вместе с тем, в силу целого ряда объективных факторов, сложившихся структурных особенностей экономики (высокой доли сельскохозяйственного производства, отсутствия экспортноориентированных составляющих, значительных масштабов неформальной экономической деятельности и др.), а также отсутствия целостной системы мониторинга рисковой составляющей инвестиционной деятельности (что существенно снижает их инвестиционную привлекательность), большинство регионов ЮФО имеют существенную финансовую зависимость от федерального центра. Это делает невозможным прямое калькирование передовых схем и технологий управления региональными инвестиционными рисками без определенной институциональной адаптации к специфике конкретного региона.
Литература:
1. Тхакушинов Э.К. Институциональный подход к исследованию местного развития // Научная мысль Кавказа. Спец. выпуск. - Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2005. - 0,8 п.л.
2. Тхакушинов Э.К. Организация системы управления инвестиционными рисками в экономике региона. - Ростов н/Д: изд-во ЮФУ, 2007. - 12, 25 п.л.
3. Фурсенко А. Роль инфраструктуры в снижении инвестиционных рисков // Венчурный капитал и прямое инвестирование в России. - СПб.:2000.