Научная статья на тему 'Институциональный капитал и его генерация в современной фирме'

Институциональный капитал и его генерация в современной фирме Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КАПИТАЛ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ ФИРМЫ / ГЕНЕРАЦИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО КАПИТАЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Швайко А.А.

Данная статья описывает традиционное содержание понятия «капитал» и раскрывает сущность и значение одной из современных форм капитала институционального капитала фирмы, дает характеристику его различных форм, представленных в формализованном и неформализованном виде, что позволяет оценить дуализм, присущий данному виду капитала. В работе рассмотрены проблемы анализа и использования институционального капитала компании. Автор представляет самостоятельно разработанную пентада-систему, в основе создания которой используется теория экономических тетрад Г.Б. Клейнера, что позволяет рассмотреть институциональный капитал фирмы как совокупность пяти элементов, составляющих единое целое. В статье также рассмотрены и описаны некоторые доступные для большинства российских фирм способы генерации институционального капитал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональный капитал и его генерация в современной фирме»

Институциональный капитал и его генерация в современной фирме

Швайко Анна Анатольевна,

старший преподаватель, кафедра экономики сельского и рыбного хозяйства Института отраслевой экономики и управления, Калининградский государственный технический университет, ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет», anna.shvajko@klgtu.ru

Данная статья описывает традиционное содержание понятия «капитал» и раскрывает сущность и значение одной из современных форм капитала - институционального капитала фирмы, дает характеристику его различных форм, представленных в формализованном и неформализованном виде, что позволяет оценить дуализм, присущий данному виду капитала. В работе рассмотрены проблемы анализа и использования институционального капитала компании. Автор представляет самостоятельно разработанную пентада-систему, в основе создания которой используется теория экономических тетрад Г. Б. Клейнера, что позволяет рассмотреть институциональный капитал фирмы как совокупность пяти элементов, составляющих единое целое. В статье также рассмотрены и описаны некоторые доступные для большинства российских фирм способы генерации институционального капитал.

Ключевые слова: капитал, институциональный капитал фирмы, генерация институционального капитала.

Капитал как объект научного исследования не теряет своей актуальности на протяжении тысячелетий, более того, с течением времени возрастает интерес к капиталу, воплощаемому в его новых и новейших формах. Для современности это не является преувеличением, поскольку наряду с традиционными формами, такими как денежный, товарный, производительный, финансовый, человеческий капитал стали позиционировать эмоциональный, креативный, медийный и информационный капитал. Институциональный капитал фирмы выступает одним из наиболее современных видов капитала, который еще только становится объектом пристального научного анализа со стороны российских ученых.

Впервые капитал был проанализирован широко известным древнегреческим мыслителем Аристотелем, родившемся в 384 г. до н.э., который ввел новое понятие «хрематистика» как искусство обеспечения достатка или как деятельность, обеспечивающая прибыль, накопление капитала и богатства [1]. Основатели классической политической экономии Адам Смит и Давид Ри-кардо капитал отождествляли со средствами производства, накопленным трудом, запасом материальных благ (машин, инструментов, сырья, одежды, еды, денег и т.п.). А. Смит, автор труда «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) также относил к капиталу часть запасов, предназначенных для дальнейшего производства и приносящих доход [2].

К. Маркс, чей фундаментальный труд «Капитал» в 2017 г. отмечал 150-летие, раскрыл понятие «капитал» с разных сторон:

1) Капитал - это стоимость, которая создает, приносит прибавочную стоимость.

2) Капитал - это самовозрастающая, растущая стоимость.

3) Капитал - это не вещь, а определенное общественное, производственное отношение в исторически определенной формации общества, которое представлено в вещи и придает этой вещи специфический общественный характер.

4) Капитал - это не сумма средств производства (материальных и произведенных), это преобразованные в капитал средства производства, которые сами по себе так же мало являются капиталом, как золото или серебро сами по себе - деньгами [3].

Современные виды капитала поражают своим многообразием - это сетевой капитал, институциональный капитал, интеллектуальный капитал и человеческий капитал, организационный капитал и капитала отношений, знаниевый капитал, социальный капитал, политический капитал, материнский капитал и др.

Вернемся к рассмотрению институционального капитала фирмы - каково его содержание, формы, как его создать и как получить от него прибыль?

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о

о

см

О Ш

т

X

<

т о х

X

Автор провел собственное самостоятельное исследование институционального капитала фирмы и пришел определенным заключениям, представленным далее.

Первоначально необходимо определить сущность институционального капитала фирмы.

Институциональный капитал фирмы - это формальные и неформальные активы, рассматриваемые в их взаимосвязи, взаимодействии, совместно с персонифицирующими и представляющими их акторами, это организационные конструкции (структуры), внедрение и использование которых приносит положительный эффект, экстерналии и увеличивает доход фирмы. Институциональный капитал фирмы обладает своеобразным дуализмом - он может быть первичным, например, при создании определенных институциональных активов (собственная бизнес-модель фирмы) и вторичным, например, при импорте институтов; он может быть самостоятельным, обособленным видом капитала, например, в процессе генерации институциональных инноваций, редукции информации в знаниевые активы и аккумуляции их с системой знаний фирмы, а может быть интегрированным капиталом, объединяющим различные ресурсы фирмы, например, в сфере инновационной деятельности.

Современная фирма стремится к эффективному использованию всех видов капитала, от основного и оборотного капитала в их традиционном воплощении до информационно-сетевого капитала. В настоящее время прогрессивные компании активно генерируют и развивают капитал в его новой функциональной форме - в виде институционального капитала, которому отводится важная роль в аккумуляции имеющихся в фирме других видов капитала, повышении получаемых доходов и прибыли, инновационной продвинутости, обеспечении более высокого уровня конкурентоспособности, достойной репутации и сильных позиций не только на внутреннем, но и на внешнем рынках. По аналогии с материально-вещественной и финансовой формами капитала, институциональный капитал получил название третьей функциональной формой капитала.

В рыночных условиях институциональный капитал фирмы становится одной из конституирующих его институтов и начинает определять алгоритмы и рамки использования традиционных видов капитала. Главной проблемой анализа институционального капитала фирмы является поиск вариативных способов и методов его использования, поскольку один и тот же институциональный капитал как институт, структура, ресурс в одной фирме может приносить доход (например, венчурный фонд, стартап, бизнес-модель, институт повышения квалификации и т.д.), а в другой фирме тот же институциональный капитал может быть малоприбыльным или даже убыточным, т.е. фактически деструктивным и требующим его существенной реновации.

Практика хозяйствования во многих современных российских и зарубежных фирмах свидетельствует о том, что сложился явный парадокс - с одной стороны, фирмы стремятся к максимизации прибыли и постоянно ведут поиск новых источников дохода, с другой стороны, игнорируют институциональный капитал в силу своей неосведомленности и, соответственно, не используют его огромный потенциал. Однако наиболее продвинутые в этом отношении современные компании успешно генерируют институциональный капитал и эффективно его используют, создавая собственные бизнес-модели, бизнес-инкубаторы и внутрифирменные венчурные

фонды, организуя стартапы в инновационной сфере и собственные учебные центры, корпоративные университеты, центры компетенций, разрабатывая корпоративные системы знаний и другие организационные структуры в различных направлениях деятельности.

Автор использует теорию экономических тетрад Клейнера [4, 5] и дополняет ее еще одним элементом, что позволяет рассмотреть институциональный капитал фирмы как пентаду, т.е. совокупность пяти элементов, составляющих единое целое.

Раскроем каждый из элементов институционального капитала фирмы, представленного как пентада-си-стема.

1. Институциональный капитал фирмы как объект. Сюда следует отнести различные организации, структуры, создание и функционирование которых приносит фирме самовозрастание стоимости - внутренние венчурные подразделения, корпоративную социальную ответственность. Сюда также можно отнести отдельные базы данных компании, практическое руководство по использованию имеющихся резервов и т.д.

2. Институциональный капитал как процесс. Это разработка и применение разного рода институциональных инноваций, изменяющих правила игры, например, разработка новой сбалансированной системы показателей, модернизация имеющейся системы корпоративной социальной ответственности, формирование корпоративной системы знаний, использование неформальных сетей фирмы как ресурса и т.д. Также к этому элементу можно отнести процессы самовозрастания стоимости институционального капитала, например, собственной бизнес-модели фирмы, процессы когерентности институционального капитала с другими видами капитала фирмы, редукции его из данной формы в другие более сложные агрегированные формы капитала, например, институционально-знаниевый капитал.

3. Институциональный капитал как среда. В этом аспекте показательным является институциональный капитал не только внутри фирм - насколько он эффективен, современен и легитимен, но и институциональный капитал внешней сферы, например, доверие к партнерам, в бизнес-среде в целом, к Правительству, что является важным элементом гарантий будущего развития каждой фирмы.

4. Институциональный капитал как проект. В каждой фирме есть собственные проекты по созданию новых структур, различные инновационные проекты, расширяющие конкурентные возможности фирмы, результативность ее деятельности (прибыль) и позиции на рынке. В условиях формирования цифровой экономики появляются новые возможности, новые правила игры, например, проекты, связанные с созданием собственных цифровых платформ, центров компетенций. Примером институционального капитала как проекта и как организации является созданный в Российской Федерации Институт национальных проектов.

5. Институциональный капитал: субъектный подход. Включает субъектов, генерирующих институциональный капитал на основе институциональных инноваций, редуцируемых в рамках институционального предпринимательства, собственно акторов - носителей данного капитала, наделенных способностями создавать формальные активы (структуры) и неформальные активы (наставничество), структурировать их, осуществлять взаимодействия между различными активами, обеспечивающими материальное приращение (доход) и

приращение нематериального характера (репутации и имиджа фирмы).

Представленный теоретико-методологический подход к исследованию институционального капитала фирмы на основе пентада-системы позволил более глубоко и всесторонне раскрыть его природу и значение, развитие в условиях современной экономики.

В рамках рассматриваемой структуризации институционального капитала фирмы выделены такие его формы как конструктивная и деструктивная, что обусловливает высокую ответственность носителей данного вида капитала за выбор способов его использования.

Институциональный капитал - это ресурс фирмы, который согласно новому институциональному подходу может быть общим ресурсом, специфическим и интерспецифическим. К общим относятся ресурсы, на ценность которых для фирмы не влияет среда их использования (внутренняя или внешняя). Это могут быть различные бизнес-модели, применяемые в предпринимательской деятельности, но не подходящие для конкретной фирмы (система канбан). Специфические ресурсы имеют большую ценность при использовании внутри фирмы, чем вне ее (нормативно-правовая база данной фирмы, традиции). Интерспецифические ресурсы могут быть взаимодополняемыми, взаимно уникальными - это неповторимые, ключевые ресурсы для компании и их максимальная ценность может быть достигнута только в конкретной фирме (корпоративные знания, ценности). Если фирма ликвидируется, то, соответственно, интерспецифические ресурсы обесцениваются и перестают быть востребованы рынком. Достаточно часто основатель малого бизнеса является для него интерспецифическим институциональным капиталом, т.е. редким ресурсом. Это подтверждается высокой вероятностью закрытия предприятия при уходе из него его создателя. Ресурс может сегодня являться общим, а завтра стать специфическим. Институциональный капитал как интерспецифический ресурс может переходить в идиосинкратический капитал - актив, теряющий ценность при альтернативном употреблении.

Автор выделяет различные формы институционального капитала фирмы (таблица 1).

Таблица 1 позволяет определить, что институциональный капитал обладает дуализмом. Это понятие включает в себя пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру. Дуализм институционального капитала фирмы означает, что, с одной стороны, он обеспечивает преимущества фирмы в конкурентоспособности, приносит доход, а с другой стороны, существуют и деструктивные формы институционального капитала, связанные с выходом из правового поля, это нелигитимные институты, которые тоже могут приносить прибыль, но, как правило, отдельным акторам, тем, кто участвует в этой нелигитимной деятельности со всеми вытекающими последствиями.

Существуют различные способы генерации институционального капитала фирмы. Рассмотрим некоторые из них.

1. Самый доступный способ генерации институционального капитала фирмы - составить историю создания компании, описать ее успех и риски, поражения и извлеченные из этого уроки, раскрыть апробированные способы организации бизнеса и изложить их в виде ре-

комендаций, советов. Сделать цикл занятий для сотрудников, а затем и для внешних партнеров и любых заинтересованных лиц. Чем можно руководствоваться в условиях конкурентной среды? Тем, что есть правило -успех нельзя повторить, и даже ознакомление с набором правил, игра по которым принесла конкретной фирме успех, автоматически не гарантирует такие же результаты, но при этом фокусирует на определенных целях и задачах, а также алгоритмах их достижения.

Таблица 1

Институциональный капитал фирмы: формы (виды) (сост.

Институциональный капитал

Формализованный Неформализованный

Институт частной собственности Рейдерство (деструктивная форма)

Институт бизнес-моделей Институт наставничества

Институт корпоративной инновационной системы Институт изобретательства и рационализаторства

Институт внутрифирменного венчурного предпринимательства Краудсорсинг

Институт корпоративной социальной ответственности Институты теневизации (деструктивная форма)

Институты повышения квалификации персонала -корпоративные образовательные структуры, тренинги, вебинары, составление и издание книг по истории фирмы, ее успеха Оппортунистическое поведение (деструктивная форма) - оппортунистическое поведение агентов организации, не исполнение организацией своих контрактных обязательств, формирование квазиинститутов (имитация инновационной деятельности), недобросовестная конкуренция со стороны данной организации и др.

Институты развития партнерских взаимосвязей -институт лоббизма

Институты антикоррупционной деятельности Институты борьбы с теневизацией бизнеса

Институты корпоративной культуры (традиции)

Институты корпоративной культуры Институты коррумпированности (деструктивная форма)

Институты сетевой, цифровой экономики - институты информационного обеспечения, центры компетенций, Интернет вещей на производстве Неформальные сети

Практика показывает, что зарубежные фирмы активно генерируют свой институциональный капитал в этом направлении и фактически именно этот капитал позволяет вовлечь в рыночный оборот знаниевые активы фирмы.

В этом направлении автор выдвигает следующее предложение. В каждом регионе, городе есть успешные компании, почему бы не популяризировать их опыт? Это могут быть циклы телепередач, интервью, вебинары и видеоконференции и, наконец, публикации историй их успеха. Такого рода реклама обязательно принесет компаниям дополнительную известность и не исключено, что и реальную прибыль.

2. Создание центров компетенций, в том числе и в сфере цифровизации бизнеса. В рамках государственной национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» по каждому ее направлению

X X

о

го А

с.

X

го т

о

м о

созданы центры компетенций. В большинстве таких центров функционируют специальные сайты и чат-боты в мессенджерах для аккумуляции и анализа предложений и комментариев от представителей профильных организаций. На сегодняшний день центры компетенций созданы в ряде крупных российских фирм. Так, в «Ростелеком» создан центр компетенций по направлению цифровой экономики России «Информационная инфраструктура», в «Росатом» и «Ростех» созданы центры компетенций по направлению «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов».

Автор рассматривает создание центров компетенций как одну из эффективных форм институционального капитала, генерируемых фирмой. Такие центры могут создаваться в крупных, средних и малых фирмах и иметь более узкую специализацию в конкретной сфере бизнеса.

В целом можно сделать вывод, что фирмы, обладающие институциональным капиталом и умеющие генерировать его в новых формах, адекватных условиям современной экономики, умеющие его эффективно и своевременно монетизировать, становятся сильными игроками на рынке, устанавливающими собственные правила игры, т.е. принципалами со всеми вытекающими из этого статуса экономическими преимуществами.

Литература

1. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Т. 4 / Пер. С. А. Жебелева. М.: Мысль. 1983, 830 с.

2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо. 2007, 960 с.

3. Маркс К. Капитал. Т. 1. Критика политической экономии / Пер. И.И. Степанова-Скворцова, А.А. Богданов. С.-Пб.: Пальмира. 2018, 719 с.

4. Клейнер Г.Б. Новая теория экономических систем и ее приложения // Вестник РАН. 2011, № 9. С. 794-808.

5. Клейнер Г.Б. Ресурсная теория системной организации экономики // Российский журнал менеджмента. 2011. Т. 9, № 3. С. 3-28.

Institutional capital and its generation in a modern company Shvajko A.A.

Kaliningrad State Technical University

This article describes the traditional content of the concept of "capital" and reveals the essence and significance of one of the modern forms of capital - the institutional capital of the company, gives a description of its various forms, presented in a formalized and informalized forms, which allows us to evaluate the dualism inherent in this type of capital. The paper considers the problems of analysis and use of the institutional capital of the company. The author presents an independently developed pentad-system, which is based on the theory of economic notebooks G.B. Kleiner, which allows us to consider the institutional capital of the company as a combination of five elements that make up a single whole. The article also discusses and describes some methods available for most Russian firms to generate institutional capital. Keywords: capital, institutional capital of a company, generation of

institutional capital. References

1. Aristotle. Politics // Aristotle. Works: in 4 vols. T. 4 / Transl. S.A.

Zhebeleva. M .: Thought. 1983, 830 p.

2. Smith A. Research on the nature and causes of the wealth of

peoples. M .: Eksmo. 2007, 960 p.

3. Marx K. Capital. T. 1. Criticism of political economy / TRANS. I.I.

Stepanova-Skvortsova, A.A. Bogdanov. S.-Pb .: Palmyra. 2018, 719 p.

4. Kleiner GB A new theory of economic systems and its applications // Bulletin of the Russian Academy of Sciences. 2011, No. 9. S. 794-808.

5. Kleiner GB Resource theory of systemic organization of the economy // Russian Journal of Management. 2011.V. 9, No. 3. P. 3-28.

о

СЧ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О Ш

m

X

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.