Научная статья на тему 'Институциональные основы развития человеческого капитала в экономике знаний'

Институциональные основы развития человеческого капитала в экономике знаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ / HUMAN CAPITAL / INSTITUTIONAL FOUNDATIONS / KNOWLEDGE ECONOMY / KNOWLEDGE SOCIETY / INSTITUTIONAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булатецкая Алёна Юрьевна

В условиях становления современной экономики знаний человеческий капитал обеспечивает созидательную направленность человеческой деятельности, её постиндустриальную модернизацию и инновационное развитие. Рассмотрение сущностных и структурных характеристик человеческого капитала через призму институционального подхода позволяет определить влияние институциональной среды на его становление, проанализировать отличительные особенности функционирования данного капитала, выделить и обосновать институциональные компоненты, позволяющие активизировать человеческий капитал в современной экономике знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL FOUNDATIONS OF HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT IN THE KNOWLEDGE ECONOMY

In the conditions of formation of modern economy of knowledge the human capital provides a creative orientation of human activity, its postindustrial modernization and innovative development. Consideration of the essential and structural characteristics of human capital through the prism of the institutional approach allows us to determine the impact of the institutional environment on its formation, to analyze the distinctive features of the functioning of this capital, to identify and justify the institutional components that allow to activate human capital in the modern knowledge economy.

Текст научной работы на тему «Институциональные основы развития человеческого капитала в экономике знаний»

УДК 316

Булатецкая Алёна Юрьевна

кандидат социологических наук, кафедра социологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет РФ alena.bulatetskaya@gmail.com

Alena Yu. Bulatetskaya

Candidate of Sociological Sciences, Sociology Department, Perm State National Research University of the Russian Federation alena.bulatetskaya@gmail.com

Институциональные основы

развития человеческого капитала в экономике знаний

Institutional foundations

of human capital development in the knowledge economy

Аннотация. В условиях становления современной экономики знаний человеческий капитал обеспечивает созидательную направленность человеческой деятельности, её постиндустриальную модернизацию и инновационное развитие. Рассмотрение сущностных и структурных характеристик человеческого капитала через призму институционального подхода позволяет определить влияние институциональной среды на его становление, проанализировать отличительные особенности функционирования данного капитала, выделить и обосновать институциональные компоненты, позволяющие активизировать человеческий капитал в современной экономике знаний.

Ключевые слова: человеческий капитал, институциональные основы, экономика знаний, общество знаний, институциональные условия развития.

Annotation. In the conditions of formation of modern economy of knowledge the human capital provides a creative orientation of human activity, its postindustrial modernization and innovative development. Consideration of the essential and structural characteristics of human capital through the prism of the institutional approach allows us to determine the impact of the institutional environment on its formation, to analyze the distinctive features of the functioning of this capital, to identify and justify the institutional components that allow to activate human capital in the modern knowledge economy.

Keywords: human capital, institutional foundations, knowledge economy, knowledge society, institutional conditions of development.

Инновационное развитие современной экономики, формирование в развитых странах мира экономики знаний приводит к изменению положения человека в системе общественных отношению, трансформации «формализованного знания в нематериальный капитал» [2, с. 22], укреплению антропоцентристской модели организации труда, направленной на активизацию творческого потенциала личности, повышению значимости человеческого капитала в экономических и социальных процессах.

В наиболее общем виде, под человеческим капиталом понимается совокупность интеллектуальных ресурсов, которые используются индивидом или организацией для получения дохода [6, с. 81], созданных в условиях развития постиндустриального общества и вбирающих в себя «совокупность всех атрибутивных качеств и свойств, производительных способностей и сил, функциональных ролей и форм, ...включённых в систему рыночной экономики в качестве ведущего творческого фактора общественного воспроизводства» [3, с. 4]. Сюда относится накопленный человеком запас здоровья, знаний, профессиональных компетенций, способностей, мотиваций, выступающих основой трудовой деятельности работника по созданию продукции и услуг,

повышению производительности труда, созданию условий для увеличения его доходов и качества жизни.

Человеческий капитал имеет полифункциональный характер и выступает как определённый институт, обеспечивающий созидательную направленность человеческой деятельности, её постиндустриальную модернизацию и инновационное развитие. Он отличается от других видов капитала длительностью инвестиционного периода, разнообразностью форм отдачи, высокой степенью риска, значительными финансовыми вложениями, принадлежностью профессиональных знаний, практических навыков, творческих и мыслительных способностей работников компании не самой организации, а его конкретным сотрудникам.

По мнению зарубежных исследователей, структура человеческого капитала включает следующие основные компоненты:

- во-первых, капитал образования как совокупность общих и профессиональных знаний;

- во-вторых, капитал здоровья, обеспечивающий профессиональную деятельность личности;

- в-третьих, капитал профессиональной подготовки, включающий соответствующую квалификацию, производственный опыт и навыки работника;

- в-четвёртых, информационный капитал, позволяющий обладать информацией о состоянии рынка труда и производства;

- в-пятых, капитал миграции, способствующий обеспечению социальной мобильности людей;

- в-шестых, капитал мотивации экономической деятельности, дающий возможность развития творческих способностей и инициативы работников [4, с. 97].

Эффективность научного рассмотрения и понимания сущностных характеристик человеческого капитала предполагает необходимость его исследования через призму институционального подхода, позволяющего осуществлять комплексный анализ многообразных социально-экономических процессов, протекающих в формирующемся обществе знаний.

Концептуальные основания институционального анализа закладываются в работах Т. Веблена, исследующего институты как привычные способы «осуществления процесса общественной жизни в её связи с материальным окружением, в котором живёт общество» [1, с. 21]. Эти институты, с точки зрения Т. Веблена, существуют и действуют как регуляторы общественных отношений, вбирающих в себя совокупность социальных правил и соглашений в виде языка общения, денег, права, системы мер и весов, а также фирм (и иные видов организаций), выступающих результатом поведенческих привычек [1, с. 21]. Т. Шульц трактует институты, как правила, включающие денежно-кредитные отношения, организационные структуры, права собственности, формы человеческого капитала, материально-техническую инфраструктуру [7].

Значительный интерес представляет разработанная Д. Нортом концепция институционального развития, в которой заложена идея созидательной роли человеческого капитала в процессе трансформации институциональной среды. По мнению Д. Норта, институт представляет собой «совокупность созданных человеком ограничений, которые структурируют политическое, экономическое и социальное взаимодействие» [5, с. 17]. Влияние этих институтов осуществляется путём реализации человеческого капитала в организационных структурах в форме институциональных инноваций, обеспечивающих изменение сознания личности в процессе обучения и получения новых знаний о мире. В соответствии с данным представлением учёный делит институты на формальные и неформальные. Формальные институты, с его точки зрения, составляют лишь видимую часть институциональной системы. В тоже время, значительную часть в этой системе занимают неформальные институты, которые формируются в результате длительного процесса исторического развития и

воздействуют на человеческий капитал через культуру, традиции, стереотипы поведения [5, с. 17].

Таким образом, рассмотрение сущностных и структурных характеристик человеческого капитала позволяет определить влияние институциональной среды на человеческий капитал через организационные структуры и институциональные соглашения, выделить формальные и неформальные институты, участвующие в его формировании и развитии. К числу формальных институтов относятся: законодательная база, определяющая функционирование работника в трудовой деятельности, получении образования, сохранении и укреплении здоровья и т.д., а также комплекс соответствующих инфраструктурных учреждений, обеспечивающих производственную, учебную, научную, здравоохранительную, культурно-воспитательную, социальную деятельность работников. Неформальные институты, в свою очередь, включают: институт семьи, социальное окружение, религию, культуру, идеологию, ментальность, национальные традиции и др. Как правило, воздействие формальных институтов носит направленный, адресный характер по отношению к объектам человеческого капитала, в то время как влияние неформальных институтов более размыто, хотя и проявляется практически во всех аспектах деятельности человека.

Исторический опыт развития различных стран показывает, что формируемая экономическая модель функционирования общества включает в себя определённый набор формальных и неформальных институтов, отличающихся от других м оделей по временным и содержательным характеристикам, причём, существующая модель достаточно чувствительна к институциональным трансформациям. Поэтому использование опыта ведущих стран мира по развитию своих экономических систем требует его адаптации к национальным особенностям развития стран и народов.

Цивилизационные трансформации современного мира связаны с формированием и развитием общества знаний, в основе которого лежит новая экономическая модель - экономика знаний, приходящая на смену индустриальной экономике. Переход к экономике знаний активизирует ан-тропоцентристскую модель организации труда, предполагающую необходимость расширения масштабов инвестирования в человеческий капитал, позволяющих превратить данный капитал в ведущий фактор инновационных преобразований экономики, творческого развития современного работника.

Современное общество знаний характеризуется превращением знаний в основной источник накопления человеческого капитала, главный ресурс производства, изменением характера и содержания труда работников, совершенствованием его творческого, интеллектуального характера, созданием информационно-коммуникаци-

онных ресурсов и сетевых возможностей для ных процессов, существенно изменяющих усло-

институционального развития, глобализацией и вия функционирования национальных экономик

мировой интеграцией экономических и социаль- и бизнес-моделей (табл. 1).

Таблица 1

Отличительные особенности функционирования человеческого капитала в индустриальной экономике и обществе, основанном на знаниях

Критерий Индустриальная экономика Общество знаний

Влияние знаний на производственные процессы и развитие личности Вспомогательный компонент процесса производства, зависящий от уровня образования и профессионализма работников Системообразующий капитал и важный ресурс, используемый для производства товаров и услуг, требующий от работника постоянного совершенствования своего образования

Направленность инвестиций Инвестиции в рост собственных активов компании Инвестиции в интеллектуальный капитал работников компании

Лидерство и система управления Вертикальное лидерство, централизованная система управления Распределенное лидерство: уполномочивание подчиненных и самолидерство, командное взаимодействие локальных подразделений

Характеристики рабочей силы Гендерное неравенство, высокая доля полуобученных и необученных работников Равноправие полов; высокая доля работников с высшим образованием

Умения Узкая специализация, стандартизация процессов Широкая специализация, инновационная гибкость и взаимодействие

Требования к образованию Сертификат или диплом Непрерывное обучение в течение всей трудовой деятельности

Отношения менеджера и подчиненных Конфронтация Сотрудничество, командная работа

Занятость Стабильная Подвержена влияниям рыночных возможностей и факторов риска

Сотрудники рассматриваются как: Затраты Инвестиции

Развитие человеческого капитала в России замедляется из-за неэффективности использования знаниевых ресурсов в человеческой деятельности, неопределенности последствий управленческих решений в условиях неполного знания, неразвитости институциональной инфраструктуры, снижающей возможности технологической модернизации предприятий и фирм, ухудшающей направленность инвестиционной активности в развитие человеческих ресурсов, создание высокотехнологичных инновационных производств на базе развития научно-исследовательских и образовательных кластеров.

Становление экономики знаний в современной России предполагает выделение следующих институциональных компонентов, позволяющих активизировать человеческий капитал:

- развитие новой модели образования, обеспечивающей институциональную систему непрерывного образования, ориентированного на формирование творческой личности, готовой к осуществлению созидательной инновационной деятельности;

- инвестирование в институты, обеспечивающие сохранение и накопление человеческого капитала: развитие многозвенной системы здравоохранения, совершенствование диагностики, профилактики и лечения, увеличение финансирования в культуру, физическую культуру и спорт, жилищно-коммунальные и бытовые услуги, охрану окружающей среды;

- обеспечение устойчивого тренда на развитие фундаментальной и прикладной науки, активи-

зация разработки и применения научных достижений через создание инновационно-образовательных кластеров, технопарков и центров трансферта технологий, софинансирование НИОКР с совместным участием представителей государства, науки и бизнеса и обязательной коммерциализацией результатов изобретений;

- обеспечение качественных преобразований институциональной культуры, нравственных норм, ценностей и моделей поведения российских граждан, активное использование знание-вых ресурсов и информационно-коммуникационных технологий, позволяющих расширять возможности социализации личности, её нравственное воспитание и инновационное развитие;

- трансформация системы управления, позволяющая активно использовать наряду с централизованным управлением подвижную модульную схему управления организацией, усиливающих командное взаимодействие локальных подразделений, соединенных в постоянно меняющиеся конфигурации;

- создание мотивационных ориентиров и условий для раскрепощения инициативы работников, готовности к инновационной деятельности и творческому труду, поддержание и развитие у работников предприимчивости, креативности, способности к выработке плодотворных бизнес-идей.

Таким образом, важнейшим условием эффективного формирования экономики знаний выступает создание институциональной среды, обеспечивающей полноценное воспроизводство человеческого капитала, основанное на качествен-

ных изменениях жизнедеятельности человека, его отношении к самому себе и окружающему миру, позволяющих трансформировать всю эко-

Литература:

1. Веблен Т. Почему экономика не является эволюционной наукой // Истоки: из опыта изучения экономики как структуры и процесса. М., 2006.

номику в благоприятную среду для расширенного воспроизводства науки и культуры, в опору российской государственности.

Literature:

1. Veblen T. Why Economics is not an evolutionary science // Origins: from the experience of studying Economics as a structure and process. M., 2006.

2. Горц А. Знание, стоимость и капитал. К критике экономики знаний // Логос. М., 2007. № 4 (61).

3. Добрынин А.И. Производительные силы человека: структура и формы проявления / А.И. Добрынин, С.А. Дятлов. СПб. : Изд-во СПБУЭФ, 1993.

4. Курганский С.А. Человеческий капитал: сущность, структура, оценка. Иркутск : ИГЭА, 1999. 286 с.

5. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М. Фонд экономической книги «Начала», 1997.

6. Руус Й. Интеллектуальный капитал: практика управления / Й. Руус, С. Пайк, Л. Фернстрём; Пер. с англ.; Под ред. В.К. Дерманова. Высшая школа менеджмента СПбГУ. 2-е изд. СПб. : Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. дом. С.-Петерб. ун-та, 2008.

7. The Global Competitiveness Report 2011-2012. World Economic Forum. Geneva, Switzerland, 2011.

2. Gortz A. Knowledge, value and capital. On the critique of the knowledge economy // Logos. M., 2007. № 4(61).

3. Dobrynin A.I. Productive forces of man: structure and forms of manifestation / A.I. Dobrynin, S.A. Dy-atlov. SPb. : Publishing house of SPSUEF, 1993.

4. Kurgan S.A. Human capital: essence, structure, assessment. Irkutsk : Igea, 1999. 286 p.

5. North D. Institutions, institutional change and the functioning of the economy. M. : Foundation of the economic book «Beginnings», 1997.

6. Ruus Rd. Intellectual capital: management practice / Rd. Ruus, S. Pike, L. Fehrnstrom; ed.: Graduate school of management. 2nd ed. SPb.; Publishing house «Higher school of management»; Izdat. house. S.-Peterb. un-ta, 2008.

7. The Global Competitiveness Report 2011-2012. World Economic Forum. Geneva, Switzerland, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.