Научная статья на тему 'Институциональные проблемы развития лесного сектора экономики'

Институциональные проблемы развития лесного сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ЛЕСНОЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗРЫВ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клейнхоф И.А.

Проанализированы тенденции развития лесного сектора экономики Российской Федерации. Выявлены факторы и условия, обусловливающие технологический разрыв между мировыми лидерами в области переработки древесины и отечественными предприятиями. Рассмотрены пути совершенствования институциональной инфраструктуры, обеспечивающей инновационное развитие лесного сектора. Отмечено, что приоритетные инвестиционные проекты рассчитаны лишь на традиционные технологии переработки лесных ресурсов, что ограничивает их эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональные проблемы развития лесного сектора экономики»

37 (22°> - 2013_СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

УДК 332.05

институциональные проблемы развития лесного сектора экономики

и. а. клейнхоф,

доктор экономических наук, доцент,

ведущий научный сотрудник

E-mail: kle-inessa@yandex. ru

Совет по изучению производительных сил

Минэкономразвития России и РАН

Проанализированы тенденции развития лесного сектора экономики Российской Федерации. Выявлены факторы и условия, обусловливающие технологический разрыв между мировыми лидерами в области переработки древесины и отечественными предприятиями. Рассмотрены пути совершенствования институциональной инфраструктуры, обеспечивающей инновационное развитие лесного сектора. Отмечено, что приоритетные инвестиционные проекты рассчитаны лишь на традиционные технологии переработки лесных ресурсов, что ограничивает их эффективность.

Ключевые слова: стратегия, лесной сектор экономики, конкурентоспособность, инвестиции, эффективность, технология производства, технологический разрыв, институциональная инфраструктура.

Основные проблемы трансформации институциональной инфраструктуры в соответствии с принципами рыночной экономики носят общий характер для всех секторов российской экономики. Лесной сектор экономики Российской Федерации, включающий в свой состав лесное хозяйство и лесопромышленные сектора по заготовке и переработке лесных ресурсов, может внести весомый вклад в улучшение качества жизни населения, обеспечение экономической безопасности и экологической устойчивости биосферы на глобальном и региональном уровнях.

Следует отметить, что на долю России приходится 22 % мировой площади лесов и примерно половина мировых запасов хвойной древесины.

Продукция лесного сектора экономики находит применение во многих сферах промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, полиграфии, торговле, медицине и других секторах экономики страны. Объемы производства и потребления мебели, бумаги и других товаров оказывают непосредственное влияние на социальное и культурное развитие общества. В настоящее время возможности использования древесины и других лесных ресурсов для улучшения экологической ситуации в стране и создания экологически чистых жилищно-бытовых условий используются крайне недостаточно.

Научно-технический прогресс создает необходимые предпосылки для развития новых технологий, обеспечивающих, в частности: создание новых продуктов, вырабатываемых из лесных ресурсов; раскрытие новых сфер использования ценных свойств лесных ресурсов; сохранение экологической чистоты древесины и других лесных ресурсов в процессе их переработки. В качестве обратной связи новейшие технологии переработки лесных ресурсов способствуют развитию и повышению технического уровня информатики, а также большинства секторов промышленности, в том числе энергетики, машиностроения, приборостроения и электроники.

В настоящее время лесные ресурсы используются крайне неэффективно. В 2012 г. доля лесопромышленного комплекса в выпуске промышленной продукции составила 2,8 %, а в объеме продукции обрабатывающих секторов — 4,3 %. Доля лесного сектора экономики в суммарной стоимости экспорта

Российской Федерации сократилась с 5,6 % в 1995 г. до 1,8 % в 2012 г.

Технологическое отставание и слабая мотивация инновационного развития определяют несовершенную структуру международной торговли лесными и целлюлозно-бумажными товарами. В структуре экспорта доминируют круглые лесоматериалы и пиломатериалы, доля которых в общем объеме экспорта в 2011 г. составила 19,1 и 32,6 % соответственно. Низкая конкурентоспособность отечественных изделий деревообрабатывающей промышленности проявляется в виде роста импорта мебели, экологически чистых древесных плит и фанеры, что находит свое отражение в динамике стоимости импорта лесных товаров. Конкурентоспособность российского лесопромышленного комплекса обеспечивается, главным образом, за счет более низких в сравнении с основными конкурентами цен на изделия из древесины.

Несовершенная структура лесопромышленного комплекса России определила и несовершенную структуру лесного экспорта. Существенное повышение вывозных таможенных пошлин привело к резкому снижению объема экспорта необработанных лесоматериалов. Однако подобная административная мера не привела к ожидаемому росту экспорта изделий из древесины с высокой добавленной стоимостью. Объемы экспорта пиломатериалов, клееной фанеры, древесно-стружечных плит (ДСП) и целлюлозы в 2007—2012 гг. выросли лишь незначительно, тогда как объем экспорта древесно-волокнистых плит (ДВП) в 2012 г. в сравнении с 2007 г. уменьшился в 2,5 раза. В период мирового экономического кризиса (2008—2009 гг.) совокупная стоимость экспорта лесных и целлюлозно-бумажных товаров упала в 2012 г. в сравнении с 2007 г. на 26,1 %. Даже в 2012 г. стоимость экспорта лесных и целлюлозно-бумажных товаров не достигла уровня 2007 г. В то же время стоимость импорта лесных и целлюлозно-бумажных товаров

в 2012 г. выросла более чем в два раза в сравнении с 2007 г. (табл. 1).

По данным Росстата, в 2012 г. в физическом измерении Россия экспортировала бумагу и картон в 1,6 раза больше в сравнении с соответствующим импортом, тогда как в стоимостном измерении, наоборот, — в 1,6 раза меньше. Средние экспортные цены на бумагу и картон ниже средних мировых цен в 1,7 раза. В 2009—2012 гг. стоимость импорта бумаги и картона была выше в сравнении с соответствующей стоимостью экспорта в 2 раза.

Вследствие неудовлетворительного качества продукции Россия постепенно теряет рынок мебели государств СНГ. Экспорт мебели в эти государства в 2012 г. упал в 2,6 раза в сравнении с 2007 г. Низкий уровень конкурентоспособности российских лесных и целлюлозно-бумажных товаров на мировых рынках обусловлен техническим отставанием лесопромышленного комплекса от мировых лидеров, а в последнее десятилетие — и от государств с переходной экономикой.

На долю импорта в 2012 г. приходилось 41,7 % суммарной стоимости потребления мебели, 29,2 % — бумаги и картона, 19,6 % — древесно-во-локнистых плит, 9,1 % — клееной фанеры.

Доля России в мировом объеме производства и международной торговли изделиями из древесины находится в резком контрасте с ее долей в мировом потенциале лесных ресурсов. Позиции Российской Федерации на мировых рынках и в выработке международной лесной политики имеют тенденцию к ухудшению. Применительно к бумаге и картону на долю Российской Федерации приходится всего лишь 2,2 % мирового объема производства, 2,5 % — экспорта, 1,4 % — потребления (табл. 2).

Основные тенденции производства и международной торговли изделиями из древесины обусловлены уровнем инновационного развития лесного сектора экономики. В России высока доля продукции, выпускаемой по устаревшим технологиям,

Таблица 1

Видимое потребление продукции лесопромышленного комплекса в Российской Федерации в 2007—2012 гг., млн долл.

Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2012 к 2007 г., %

Производство продукции 15 960 16 871 20 909 23 984 31 802 33 668 211,0

Экспорт 11 294 10 437 8 357 9 521 9 967,4 10 200 90,3

Импорт 4 845 6 002 6 936 8 056 8 361,8 9 800 202,3

Видимое потребление продукции 9 511 12 436 19 488 22 519 30 485,7 33 268 349,8

Источник: Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2012; Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации за 2011 г.: бюллетень. М.: ФТС России, 2012.

Таблица 2

Доля Российской Федерации в мировом производстве, международной торговле и потреблении лесных и целлюлозно-бумажных товаров в 2010 г., %

Показатель Производство Экспорт Импорт Потребление

Круглые лесоматериалы 5,4 17,9 0,03 4,4

Пиломатериалы 5,3 11,6 0,03 1,9

Листовые древесные материалы 2,9 2,5 1,3 2,6

В том числе фанера 3,8 6,1 1,4 1,3

Бумага и картон 2,2 2,5 1,9 1,4

Источник: Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2011; The State of the World's Forests. Rome: FAO UN, 2011. Р. 102—108.

что приводит к ее низкой конкурентоспособности, дополнительным издержкам производства, включая повышенное энергопотребление и ухудшение экологической обстановки.

Для характеристики технического уровня лесопильного производства достаточно сказать, что на большинстве лесозаводов страны до сих пор применяется сложившаяся в 1950-е гг. технология производства пиломатериалов. Даже такие изделия массового спроса, как пиломатериалы, производят в основном не высушенными или без обработки поверхности. Низкий технический уровень лесопильного производства не позволяет снизить мате-риало- и энергоемкость производства, расширить ассортимент выпускаемых пиломатериалов, вовлечь в переработку пиловочное сырье с диаметром ниже 14 см и диаметром более 40 см, ресурсы которого не используются в настоящее время.

Новые изделия лесопромышленного комплекса зарубежных стран внедряются в России с опозданием в 20—30 лет. К ним следует отнести древесно-стружечные плиты средней плотности ^ДФ) и с ориентированной стружкой (OSB), боль-шеформатную, водостойкую и отделанную фанеру, пользующуюся высоким спросом на внутреннем и мировом рынках.

Справедливости ради отметим, что на предприятиях фанерной промышленности установлено импортное оборудование ряда иностранных фирм, однако произведено оно еще до 1993 г. Технический уровень фанерного производства определяет ограниченный ассортимент отечественной фанеры. Основными проблемными вопросами отечественной фанерной промышленности являются несоответствие вырабатываемого ассортимента современным требованиям внешнего рынка по форматам, а также отсутствие целостной системы мероприятий по расширению сырьевой базы для производства высококачественных изделий из древесины, включая фанерный шпон и клееную фанеру.

Серьезные проблемы с качеством продукции имеют место в производстве ДВП. Почти 70 % общего количества оборудования по производству ДВП составляют морально и физически устаревшие маломощные линии мокрого способа производства, отработавшие свыше 20 лет.

Применяемые на большинстве предприятий технологии не обеспечивают требуемого на мировом рынке качества ДСП. На технологических линиях, отработавших свыше 30 лет, в 2011 г. производилась ^ всего объема ДСП, вырабатываемых в России. Для обеспечения требований международных стандартов предприятия идут на перерасход связующих материалов и на увеличение плотности плит, что приводит к повышенной материалоемкости производства и, как следствие, к проигрышу в ценовой конкуренции.

Для обеспечения конкурентоспособности продукции и превращения производства ДСП в экспортно ориентированную сферу необходимо провести полное обновление основных фондов на заводах ДСП, отработавших свыше 20 лет. Иначе в ближайшие 5—6 лет эти производства, не выдержав конкуренции по цене и по качеству, вынуждены будут вообще прекратить свою деятельность [7].

Применение устаревших технологий отбеливания бумаги практически закрывает доступ производимых в России целлюлозно-бумажных изделий к рынкам развитых стран.

Низкая конкурентоспособность отечественных изделий деревообрабатывающей промышленности проявляется в виде роста импорта мебели, экологически чистых древесных плит и фанеры, что находит свое отражение в динамике стоимости импорта лесных товаров.

Важно отметить, что на экологически чувствительных рынках спрос на целлюлозу из Российской Федерации ограничен из-за высокого уровня содержания в ней диоксинов. В России имеются крупнейшие в мире заводы бумагоделательного

-27

машиностроения, но они технически и морально безнадежно устарели.

Из-за отсутствия средств на техническое перевооружение парк лесозаготовительных машин и оборудования уже выработал нормативный ресурс. Остается предельно высоким износ активной части основных фондов в лесозаготовках, производстве фанеры, плитной и бумажно-картонной продукции, достигающий 80 %.

Конкурентоспособность основной массы отечественных лесных товаров на мировых рынках является низкой. Присоединение Российской Федерации к ВТО привело к резкому обострению конкуренции на внутренних рынках лесных товаров. Очевидно, что в этих условиях сохранение значительной части технически отсталых лесопромышленных предприятий повышает риск их банкротства[7].

Отметим, что до настоящего времени вместо кардинального решения проблем лесного сектора значительные интеллектуальные и материальные ресурсы расходовались на сохранение неэффективных лесопромышленных предприятий, выпускающих низкокачественную продукцию, неконкурентоспособную на мировых рынках. Однако в условиях длительного технического отставания от мировых лидеров низкую конкурентоспособность по качеству уже невозможно компенсировать низкими издержками производства.

Удельные затраты сырья, материалов, энергии в деревообработке и целлюлозно-бумажной промышленности в России нередко уже выше, чем в государствах Европейского Союза, США и Канады. Кроме того, вследствие прогрессирующего истощения ресурсов высококачественной древесины в XXI в. значительно выросло среднее расстояние вывоза лесоматериалов. У российских лесопромышленных предприятий (в сравнении с их зарубежными конкурентами) выше издержки, связанные с бюрократическими процедурами. С учетом вышесказанного надо признать, что возможности определенной компенсации российскими лесопромышленными предприятиями низкого качества продукции путем снижения цен в настоящее время практически уже исчерпаны.

Определенные меры по решению системных проблем сектора заложены в Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года [9] (далее — Стратегия). Повышению инвестиционной активности в ле-

сопромышленном комплексе послужили меры государственной поддержки, определенные постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» [6]. За 2008—2010 гг. Минпромторгом России было утверждено 95 приоритетных инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 406,7 млрд руб. и расчетной лесосекой 62,3 млн м3. Программой антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г. предусматривалось обеспечение кредитной поддержки завершения строительства объектов, включенных в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Проведенные за последние годы Правительством РФ мероприятия по повышению конкурентоспособности лесных и целлюлозно-бумажных товаров призваны обеспечить в период до 2020 г. положительные сдвиги в сбалансировании производства, потребления и международной торговли лесными и целлюлозно-бумажными товарами. Среди них следует выделить, в частности:

• рост производства лесных товаров с высокой добавленной стоимостью;

• ускорение темпов внедрения экологиче ски чистых технологий в производстве бумаги, картона и листовых древесных материалов;

• улучшение транспортной доступности лесных ресурсов в отдельных районах страны;

• снижение удельных затрат древесного сырья, энергии, химических веществ и материалов. Анализируя структуру выпуска конечной основной продукции по реализованным приоритетным инвестиционным проектам в области освоения лесов, можно сделать вывод, что основной прирост продукции имел место в производстве древесноволокнистых плит средней плотности (МДФ), который составил 23,3 млрд руб., и в производстве фанеры клееной — 13,6 млрд руб. В целом на деревообрабатывающие производства в структуре дополнительного выпуска продукции пришлось 76,2 % и в производстве целлюлозно-бумажной продукции — 23,8 %.

По состоянию на 01.04.2012 в соответствии с заявленными инициаторами приоритетных инвестиционных проектов графиками инвестирования планировалось привлечение 285,0 млрд руб. инвестиций. Фактически в реализацию проектов инвестировано гораздо меньше — 185,6 млрд руб., что составляет 65,1 % от заявленного объема. Пре-

обладающая часть инвестиций направляется в деревообрабатывающую промышленность, где сроки ввода крупных производств составляют 1—1,5 года.

Стратегия определяет основные направления развития лесопромышленного комплекса по повышению уровня глубокой химической, механической и энергетической переработки древесного сырья, совершенствованию инфраструктуры в районах реализации приоритетных инвестиционных проектов и освоения новых лесных массивов, снижению энергоемкости производства и производства биотоплива.

Однако темпы и качество технологического развития в Финляндии, Германии, Швеции, США и других развитых странах по-прежнему значительно выше в сравнении с лесным сектором России.

Что характерно, приоритетные инвестиционные проекты в России не предусматривают внедрение новейших технологий в области переработки лесных ресурсов. В условиях отсутствия надлежащих гарантий прав собственности, высокой процентной ставки, а также обременительных бюрократических процедур на практике осуществляются приоритетные инвестиционные проекты с коротким сроком окупаемости [1]. Реализация практических шагов по выполнению намеченных в Стратегии задач идет чрезвычайно медленными темпами. При этом до настоящего времени не приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок решения поставленных задач. Кроме того, отсутствуют конкретные показатели (индикаторы), характеризующие степень достижения установленных целей и решения соответствующих задач [6].

Наряду с некоторыми положительными измене -ниями в системе институциональной инфраструктуры управлениями лесным комплексом в последние годы принят ряд необоснованных решений. В Лесном кодексе РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ поправки и дополнения, определяющие правовую основу системы экономических отношений, заблокировали процессы формирования конкурентной среды в сфере лесопользования и перехода на рыночные принципы ценообразования [5]. Неизбежным следствием подобных решений является сохраняющаяся до сих пор долговременная тенденция сокращения ресурсов экономически доступной высококачественной древесины, что существенно удорожает транспортировку лесоматериалов. Правовые нормы действующего Лесного кодекса РФ и разработанные на их основе практические рекомен-

дации относительно организационной структуры управления лесами и лесным хозяйством являются одной из причин неэффективной системы борьбы с незаконными рубками леса. По оценкам экспертов, «черные лесорубы» выполняют ударный встречный план, сравнимый по объему с официальными показателями.

Для иностранных целлюлозно-бумажных компаний Россия служит одним из основных рынков сбыта продукции собственного производства. Для них строительство в России новых современных заводов по производству бумаги и картона просто противоречит собственным интересам. Данная проблема наиболее остро проявилась в период мирового экономического кризиса (2008—2009 гг.), когда спрос на бумагу и картон в мире существенно упал. Несовершенство структуры лесопромышленного производства и низкая конкурентоспособность отечественных лесных товаров привели к убыточности относительно благополучной деревообрабатывающей промышленности, к резкому ухудшению сальдо международной торговли. Все это заставляет откладывать на лучшие времена решение назревших проблем социальной и экономической устойчивости развития лесного сектора экономики.

Вышеотмеченные проблемы и негативные явления являются следствием отсутствия системного подхода к формированию институциональной инфраструктуры и экономического механизма управления лесным комплексом в соответствии с принципами рыночной экономики.

Основные составляющие институциональной инфраструктуры лишь отчасти могут быть решены на отраслевом уровне. В этой связи следует отметить, прежде всего, гарантии прав собственности и инвестиционный климат, определяющие предсказуемость будущего развития экономики, приток инвестиций и конкурентоспособность отечественных товаров и услуг на мировых рынках. Применительно к лесному сектору экономики имеются дополнительные препятствия на пути к коренному улучшению бизнес-климата, обусловленные слабым развитием инженерной и транспортной инфраструктуры, монополизацией рынков лесных ресурсов и лесных товаров, диспропорциями в территориальном размещении лесных ресурсов относительно центров переработки и потребления древесины.

Конечно, отрицательное действие сдерживающих факторов может быть ослаблено или, наобо-

рот, усилено отраслевыми институциональными и экономическими мероприятиями [9]. Вопросы совершенствования системы управления лесами и лесным хозяйством, включая лесное законодательство, подробно рассмотрены автором в предшествующих публикациях [3, 4].

Следует обратить внимание на целевые показатели Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года относительно производства бумаги и картона. В Стратегии удовлетворение внутреннего рынка в этих видах продукции предусматривает увеличение импорта, который к 2020 г. составит 2,28 млн т (увеличение к 2011 г. составляет 1,22 раза).

В числе первоочередных задач, направленных на улучшение инвестиционного климата, следует выделить обеспечение прав инвесторов и доступность предприятий лесного комплекса к кредитным ресурсам. Отсутствие «длинных денег» и высокая процентная ставка (которая почти на порядок выше в сравнении с нашими конкурентами — государствами Европейского Союза и Северной Америки) резко ухудшают конкурентные позиции российских лесопромышленных предприятий.

Вышеуказанные и другие недостатки институциональной инфраструктуры не позволяют существенно улучшить инвестиционную привлекательность лесного комплекса, что и впредь будет тормозить приток инвестиций, необходимых для модернизации лесозаготовительной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

В последние годы достигнуты определенные успехи на пути к упрощению и ускорению бюрократических процедур, связанных с отводом земельных участков для строительства промышленных объектов. Уменьшились многочисленные согласования с противопожарными, экологическими и другими ведомствами. В то же время, по оценкам международных рейтинговых агентств, в 2012 г. Российская Федерация ухудшила позиции по защите прав инвесторов и обеспечению доступа предпринимателей к кредитным ресурсам.

Реализация приоритетных инвестиционных проектов может обеспечить лишь небольшие количественные сдвиги в преодолении технологического разрыва между мировыми лидерами и отечественным лесным сектором экономики. Приоритетные инвестиционные проекты рассчитаны на традиционные, а не новейшие технологии переработки

лесных ресурсов, что существенно ограничивает их эффективность. Ожидаемый в результате их реализации прирост объемов производства лесных и целлюлозно-бумажных товаров не сможет перекрыть выбытие физически и морально устаревших основных производственных фондов, а также закрытие нерентабельных производств в условиях обострения конкуренции на внутренних и внешних рынках. Данная проблема наиболее остро будет проявляться на экологически чувствительных рынках целлюлозно-бумажных товаров, где ожидается лишь незначительный рост производства бумаги с бесхлорной отбелкой.

Присоединение России к ВТО повысит конкуренцию на внутренних рынках лесных товаров. Отечественные лесопромышленные предприятия все больше теряют преимущества в ценовой конкуренции. С учетом вышеотмеченного в обозримой перспективе можно ожидать лишь незначительный рост производства и экспорта изделий из древесины, в основном фанеры и пиломатериалов. В то же время неизбежен рост импорта высококачественной бумаги, картона, мебели и древесноволокнистых плит.

Состояние лесов и уровень ведения лесного хозяйства получили негативную оценку со стороны Президента РФ В. В. Путина на состоявшемся 11 апреля 2013 г. в Улан-Удэ заседании Государственного совета, посвященном повышению эффективности лесного комплекса Российской Федерации [2]. Президент России продемонстрировал стратегическое видение проблем развития лесного сектора экономики и определил пути его вывода из кризисной ситуации, инициировав столь назревшие институциональные и законодательные изменения в секторе экономики.

Список литературы

1. Аувинен С. Бюрократические процедуры резко увеличивают стоимость готовой продукции // Лесная индустрия. 2011. Ноябрь-декабрь.

2. Владимир Путин провел заседание президиума Государственного совета «О повышении эффективности лесного комплекса Российской Федерации». URL: http://www. kremlin. ru/news/17876.

3. Клейнхоф И. А. Стратегия управления устойчивым развитием лесного сектора экономики: монография. М.: Изд-во МГУЛ, 2009.

4. Клейнхоф И. А. Методологические аспекты формирования системы стратегического управления

устойчивым развитием лесного сектора экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 24 (57). С. 29—36.

5. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 30.07.2012).

6. О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов: постановление Правительства РФ от 30.06.2007 № 419.

7. Отчет о научно-исследовательской работе «Анализ перспективных направлений сбалансированного развития лесопромышленного комплекса

Российской Федерации на период до 2020 года на основе модернизации отрасли и внедрения природосберегающих технологий». M.: СОПС РАН, 2013.

8. Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2011.

9. Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена приказом Минпромторга России и Минсельхоза России от 30.10.2008 № 248/482.

10. Competitive Advantage of Nations. New York: Free Press, 1990 (2nd. ed. New York: Free Press, 1998).

Вниманию руководителей органов власти, специалистов предприятий и учреждений, преподавателей, аспирантов и студентов вузов!

Журнал «Национальные интересы: приоритеты и безопасность»

ISSN 2073-2872

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выпускается с 2005 года. Включен в перечень ВАК.

Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Формат A4, объем 80 - 88 с. Периодичность - 4 раза в месяц.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34129 46573 12926

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:podpiska@fin-izdat.ru

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.