УДК 338.012 Стариковский Владимир Сергеевич
аспирант кафедры экономики и финансового менеджмента Кубанского государственного технологического университета, старший бухгалтер Краснодарского филиала ОАО «АК БАРС» Банк [email protected]
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РОССИЙСКИЙ ТОПЛИВНОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Starikovskiy Vladimir Sergeevich
post-graduate student of the chair of economics and financial management, Kuban State Technological University, senior accountant of Krasnodar branch OJSC “AK BARS” Bank [email protected]
INSTITUTIONAL PROBLEMS OF INVESTING IN RUSSIAN FUEL AND ENERGY COMPLEX
Аннотация:
В статье рассматривается энергоэффективность российской экономики, дана оценка основным проблемам привлечения инвестиций в топливно-энергетический комплекс. Определены основные направления институциональных преобразований, направленных на повышение инвестиционной привлекательности российского топливно-энергетического комплекса.
Ключевые слова:
энергоэффективность, бюджет, инвестиционная политика, топливно-энергетический комплекс, институциональные преобразования.
The summary:
The article deals with the energy efficiency of the Russian economy, assesses the main issues of attracting investments in the fuel and energy complex. The main directions of institutional transformations directed on increase of investment attractiveness of Russian fuel and energy complex are defined.
Keywords:
energy efficiency, budget, investment policy, fuel and energy complex, institutional transformations.
Основу российского экспорта в 2010 г. в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 70,7 % (в 2009 г. - 69,6 %) и по сравнению с показателями 2009 г. стоимостный объем этих товаров увеличился на 42,5 %.
В общем объеме экспорта в страны дальнего зарубежья основной стоимостный объем (52,8 %) среди товаров топливно-энергетического комплекса занимает сырая нефть, физические объемы поставок которой возросли по сравнению с 2009 г. на 6,5 %, а стоимостные объемы - на 50,3 % [1, с. 9].
Учитывая высокую значимость продукции топливно-энергетического комплекса во внешнеторговом обороте, а также значительную роль комплекса в формировании бюджета Российской Федерации, можно сделать вывод, что развитие отечественной экономики и улучшение показателей российской электроэнергетики, нефтегазового и угольного секторов находятся в прямой взаимосвязи. Тесная связь экономики Российской Федерации с развитием топливно-энергетического комплекса требует проведения грамотной инвестиционной политики в этой сфере, поскольку эффективный инвестиционный процесс даст возможность не только повысить рентабельность компаний топливно-энергетического комплекса, но и позволит укрепить финансовую устойчивость государства, что особенно актуально в условиях преодоления последствий глобального финансово-экономического кризиса.
В настоящее время энергоемкость отечественной экономики значительно превышает показатели удельной энергоемкости в развитых странах. Это связано не столько с географическим положением России и спецификой российских условий хозяйствования, сколько со сложившейся недостаточно эффективной структурой производства, устаревающими технологиями в наиболее энергоемких отраслях промышленности. Относительно низкая стоимость энергоресурсов на внутреннем рынке, в частности газа, также не стимулирует энергосбережение, однако увеличение стоимости энергоносителей для внутреннего рынка, скорее всего, негативно отразится как на отраслях промышленности, так и на уровне жизни населения.
Общий потенциал энергосбережения начального уровня в России в настоящее время оценивается примерно в 40-45 % от объема текущего энергопотребления. По различным оценкам неоправданные потери в российской системе коммунального теплоснабжения доходят до 60 %. Повышение энергоэффективности -это большая макроэкономическая задача, и ожидаемый эффект от ее решения зависит не только от сокращения потребления энергоресурсов, но и от запуска новых инновационных процессов, от внедрения передовых технологических решений [2].
Степень повышения энергетической эффективности предопределяет долгосрочные перспективы развития не только энергетического сектора, но и экономики Российской Федерации в целом. Ориентация экономики на энергоёмкий рост угрожает консервацией технологической отсталости и опережающим ростом внутреннего спроса на энергоресурсы, в результате которого даже при достижении максимальных технически реализуемых показателей роста их производства спрос на них сможет быть обеспечен путём расширения импорта и ограничения экспорта.
В соответствии с «Энергетической стратегией России на период до 2030 г.» для повышения эффективности инвестиционной политики в топливно-энергетическом комплексе правительству следует интенсифицировать работу по улучшению предпринимательского климата, снижению предпринимательских и
некоммерческих рисков инвестирования, поддержку программ комплексного страхования; совершенствованию лицензионной политики, устранению необоснованных административных барьеров [3, с. 18].
Негативные тенденции в отрасли усугубил мировой кризис. Интерес к освоению новых промыслов со стороны отечественных компаний значительно сократился. Фонд лицензий на нефтегазовые месторождения практически не расходовался: к примеру, в 2009 г. аукционные торги почти не проводились по причине отсутствия заявок. Дефицит инвестиций и отток капитала подтолкнули правительство к либерализации позиции по отношению к инвесторам-нерезидентам. Однако вопрос о том, в каком формате разрабатывать новые допуски и степень послаблений для иностранных инвесторов, остается открытым [4, с. 22].
Правительством Российской Федерации должна быть разработана и реализована программа развития открытой конкурентной среды и ограничения недобросовестной конкуренции в нефтяном секторе экономики. Реализация программы - одно из обязательных основных условий повышения инвестиционной привлекательности в нефтяной промышленности. Следует также обеспечить гарантии равного, пропорционального для всех производителей доступа к экспортным возможностям с использованием естественной монополии - трубопроводного транспорта [5, с. 34].
Важнейшим направлением государственной поддержки в области энергосбережения является возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, займам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление инвестиционной деятельности, реализацию инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности [6].
Важнейшими факторами привлечения инвестиций в отраслях топливно-энергетического комплекса являются институциональные реформы, направленные на развитие конкурентной среды, создание высокотехнологичных специализированных компаний, снижение налоговой нагрузки на перерабатывающие отрасли.
Существующий к настоящему моменту налоговый режим имеет ряд недостатков. Нефтяные компании, как и предприятия других комплексов, уплачивают акцизы, НДС, налог на имущество, транспортный налог, налог на землю, страховые выплаты и иные налоги, однако более 80% налоговой нагрузки любой российской нефтяной компании составляют налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. Налоговая система в настоящее время не достаточно стимулирует увеличение глубины переработки нефти, освоение новых нефтяных провинций. Поступления в бюджет обеспечиваются за счет экспортной пошлины и НДПИ - и они мало связаны с экономическими результатами деятельности предприятия в конкретных условиях, и в значительной степени привязаны к внешним факторам (динамика цен на нефть и курс доллара к рублю). Именно поэтому эффективное управление величиной данных отчислений в бюджет является важнейшей задачей государства, поскольку поиск компромисса между фискальной и стимулирующей функцией налогообложения предприятий топливноэнергетического комплекса позволит эффективно решить проблему привлечения инвестиций в комплекс при значительном пополнении доходной части бюджета.
В настоящее время большинство компаний поддерживает высокие уровни добычи либо за счет ввода новых месторождений, либо за счет отказа от инвестиционной деятельности в пользу исключительно добывающей. Основными задачами, стоящими перед отечественным топливно-энергетическим комплексом, являются повышение текущего уровня добычи углеводородов, а также стимулирование нефтепереработки.
В настоящее время в связи с ростом дефицита бюджета Правительство планирует изменение экспортных пошлин на нефтепродукты в фискальных целях. Основное повышение пошлин коснется темных нефтепродуктов. В течение 2011-2013 гг. запланировано выравнивание пошлин на светлые и темные нефтепродукты. В настоящее время при действующей налоговой политике пошлины составляют 40 % и 70 % на темные и светлые нефтепродукты соответственно от экспортных пошлин на сырую нефть. В соответствии с правительственными планами к 2011-2012 гг. пошлины будут составлять соответственно 46,7 % и 52,9 % на темные продукты и 67 % и 64 % - на светлые. Выравнивание экспортных пошлин будет достигнуто к 2013 г. - планируется достижение величины 60 % от экспортных пошлин на сырую нефть. Данные мероприятия принесут определенный экономический эффект - поступления в государственный бюджет могут вырасти на сумму до 50 млрд. руб. Однако данный шаг, на наш взгляд, является преждевременным, поскольку, получая повышенные доходы от высоких экспортных пошлин, государство лишает предприятия топливно-энергетического комплекса стимулов к активной инвестиционной политике.
Важнейшей государственной задачей является стимулирование инвестиций в нефтепереработку. Энергетическая Стратегия России, составленная на срок до 2030 г., предусматривает рост глубины переработки нефти с 72 % в 2008 г. до 90 % к 2030 г., а выход светлых нефтепродуктов - с 57 % до 73 % [3, с. 45]. Однако для достижения поставленных целей необходимы инвестиции в нефтеперерабатывающие заводы, так как при действующей системе налогообложения компаниям выгоднее экспортировать мазут и другие темные нефтепродукты, так как при этом сумма требуемых к уплате пошлин будет ниже. Таким образом, вместо того, чтобы оказать поддержку компаниям для выработки светлых нефтепродуктов, правительство делает более выгодным для предприятий топливно-энергетического комплекса экспорт либо сырой нефти, либо темных нефтепродуктов.
Государственная политика в области формирования правового поля, в котором действуют предприятия топливно-энергетического комплекса, полностью подчинена фискальным интересам, примером чего могут служить прогнозы правительства в области регулирования пошлин, что не исключена возможность резкого повышения выровненной ставки на светлые и темные нефтепродукты до 85 % - 90 % от величины пошлины на сырую нефть. Данная величина полностью может дестабилизировать комплекс, в особенности инвестиционные процессы в нем, поскольку инвестиции в нефтепереработку могут полностью прекратиться в связи с резким падением их рентабельности. Результатом данной политики будет рост налоговых затрат в 2 раза от
их текущей величины, а также повышение привлекательности экспорта сырой нефти. Негативно отразится проводимая политика и на финансовом состоянии предприятий, поскольку рост налоговых затрат приведет к снижению прибыли, а отсутствие стимулов к инвестированию лишит предприятия возможностей получения доходов от экспорта нефтепродуктов с высокой степенью переработки.
В сложившихся условиях, по нашему мнению, одной из важнейших задач государства является повышение инвестиционной привлекательности производства светлых нефтепродуктов, поскольку производство темных нефтепродуктов не требует высокой степени переработки углеводородов. Таким образом, все более актуальным становится вопрос по проблеме институционального обеспечения данного направления как наиболее перспективного для отечественного топливно-энергетического комплекса и наиболее прибыльного для российских нефтяных компаний.
По различным оценкам, до 94 % оборудования и материалов, используемых в нефтегазовой отрасли, представлены российскими производителями, поэтому расширение инвестиционной деятельности топливноэнергетического комплекса даст импульс к развитию и смежных отраслей. В условиях макроэкономической нестабильности топливно-энергетический комплекс, имеющий значительный потенциал развития, во взаимодействии с другими комплексами, может дать импульс к ускорению экономического роста страны, повышению ее конкурентоспособности на международных рынках. Топливно-энергетические ресурсы при эффективном их использовании улучшат финансовые результаты деятельности, как и отдельных компаний, так и уровень экономического развития регионов размещения и функционирования компаний [7, с. 18].
Таким образом, для повышения инвестиционной привлекательности отечественного топливноэнергетического комплекса необходимо осуществление целого ряда институциональных преобразований, направленных на повышение уровня энергосбережения комплекса, развитие конкуренции, участие иностранных инвесторов в разработках новых месторождений в рамках, не противоречащих национальным интересам. Однако важнейшей мерой по повышению эффективности комплекса в целом является, на наш взгляд, налоговые преобразования, направленные на стимулирование переработки нефтепродуктов на территории страны и снижение доли экспорта сырой нефти. Переработка нефтепродуктов на собственной территории позволит компаниям увеличить прибыли, в долгосрочной перспективе увеличит поступления в бюджет страны, а также даст толчок к развитию смежных комплексов.
Ссылки:
References (transliterated):
1. Славин С. Возобновление сырьевого роста? // Экономист. 2010. № 7.
2. Официальный сайт Президента РФ - Вступительное слово на расширенном заседании президиума Государственного совета по вопросу повышения энергоэффективности российской экономики. URL: http://kremlin.ru/transcripts/4870
3. Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. М., 2009.
4. Пасечник А.М. Проблемы и перспективы привлечения инвестиций в российский ТЭК // Экономика и ТЭК сегодня. 2010. № 14.
5. Честиков М.В., Алымов С.В. Факторы энергетической безопасности и устойчивого развития топливноэнергетического комплекса // Проблемы современной экономики. 2010. № 4 (36).
6. Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
7. Садыкова Р.Ш. Прогнозирование стратегии корпоративного управления региональным нефтегазовым комплексом // Проблемы современной экономики. 2010. № 4 (36).
1. Slavin S. Vozobnovlenie syr'evogo rosta? // Ekonomist. 2010. No. 7.
2. Ofitsial'niy sayt Prezidenta RF - Vstupitel'noe slovo na ras-shirennom zasedanii prezidiuma Gosudarstvennogo soveta po voprosu povysheniya energoeffektivnosti rossiyskoy ekonomiki. URL: http://kremlin.ru/transcripts/4870
3. Energeticheskaya strategiya Rossii na period do 2030 g. M., 2009.
4. Pasechnik A.M. Problemy i perspektivy privlecheniya investit-siy v rossiyskiy TEK // Ekonomika i TEK segodnya. 2010. No. 14.
5. Chestikov M.V., Alymov S.V. Faktory energeticheskoy be-zopasnosti i ustoychivogo razvitiya toplivno-energeticheskogo kompleksa // Problemy sovremennoy ekonomiki. 2010. No. 4 (36).
6. Federal'niy zakon No. 261-FZ «Ob energosberezhenii i o povyshenii energeticheskoy effektivnosti i o vnesenii iz-meneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Feder-atsii».
7. Sadykova R.S. Prognozirovanie strategii korporativnogo upravleniya regional'nym neftegazovym kompleksom // Prob-lemy sovremennoy ekonomiki. 2010. No. 4 (36).