Институциональные проблемы формирования частно-государственного
партнерства в современных российских условиях
Т.В. Скрыль
В статье раскрываются основные проблемы, препятствующие построению современной формы сотрудничества между государством и частным сектором, основанной на создании новых институтов в экономике. Определены основные критерии формирования частно-государственного партнерства, которые, в свою очередь, указывают на отсутствие институциональной базы в России.
Ключевые слова: частно-государственное партнерство, инновации, инвестиции, инфраструктура.
В настоящее время российская экономика переживает трансформацию социально-экономических отношений, требующую от государства постоянной модернизации стратегии своего развития. Данный процесс характеризуется институциональными преобразованиями в области формирования частно-государственного партнерства, основные направления которых заметно изменяют структуру отношений между органами государственной власти и частным сектором. Исследования последних тенденций в данной области позволяют с уверенностью говорить о формировании новых путей сотрудничества, совершенствовании механизмов управления и обеспечении баланса интересов как государства, так и сферы бизнеса. Процесс формирования многоцелевой экономики показал, что важнейшей задачей в настоящее время является именно повышение эффективности государственного сотрудничества путем совершенствования институциональной базы.
Классическим примером экономических отношений, связанных с эффективным использованием ограниченных ресурсов и принятием решений отдельными агентами экономики в условиях экономического выбора, выступает механизм частно-государственного партнерства (ЧГП). Под термином «частно-государственное партнерство» следует понимать особую форму взаимосотрудничества, взаимодействия, взаимопомощи государства и бизнеса для решения экономических, социально значимых задач на взаимовыгодных условиях, также предполагающую соинвестирование и совместное разделение рисков.
Частно-государственное партнерство используется в экономической среде уже с 1970-1980-х гг. В 1992 г. британское правительство объявило о новой концепции управления государственной собственностью - «Инициативе частного финансирования» (Private Finance Initiative - PFI), предполагающей в рамках соглашений о партнерстве передать бизнесу функции финансирования, строительства, эксплуатации, реконструкции, управления государственными объектами производственной и социальной инфраструктуры. На муниципальном уровне институциональной основой усиления парт-
Скрыль Т.В. Институциональные проблемы формирования частно-государственного партнерства в современных российских условиях
нерства государства и частного сектора стал Закон о местном управлении, принятый немного раньше, в 1988 г. [1, с. 41-50]. Параллельно механизм ЧГП успешно реализовывается в других зарубежных странах, таких как Австралия, США, Германия. А в 2010 г. в Украине принят Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве», регулирующий отношения украинского государства по поводу принципов, форм и условий взаимодействия со сферой бизнеса.
Исследование проблем современного экономического развития России, а также зарубежный опыт организации ЧГП позволяют выявить и систематизировать институциональную специфику формирования ЧГП в российских условиях хозяйствования.
Основные критерии, определяющие формирование ЧГП:
• экономический;
• социальный;
• инновационный;
• институциональный.
Эффективность выполнения всех критериев позволяет создать основную базу формирования частно-государственного партнерства. Экономический критерий включает в себя рациональное распределение бюджетных средств в такие проблемные области, как здравоохранение, ЖКХ, строительство автодорог, транспортная инфраструктура и др., а также привлечение инвестиций на развитие НТП. Выполнение социального критерия подразумевает в первую очередь повышение уровня жизни населения, получение товаров и услуг лучшего качества. Ускорение внедрения инноваций в производственный процесс, усиление взаимодействия между производителями, инвесторами и учеными посредством создания инновационных кластеров, повышение здоровой конкуренции в сфере инноваций - все эти факторы включает в себя инновационный критерий. Относительно институционального критерия важно отметить, что без создания успешно функционирующей нормативно-правовой основы, а также механизмов организации институтов сотрудничество между государством и частным сектором просто невозможно.
Реализация проектов частно-государственного партнерства во многом определяется выбором форм, которые распространены и используются в зарубежных странах (см. табл.) [3].
Таблица
Основные формы частно-государственного партнерства
Основные типы ЧГП
№ Сокращение Расшифровка Описание
1 ВОТ Build, Operate, Transfer (построй-управляй-передай) Концессионный механизм: строительство, право пользования (без права собственности) в течение срока соглашения и передача государству
2 BOOT Build, Own, Operate, Transfer (построй-владей-управляй-передай) Аналогично вышесказанному, но право собственности на время действия контракта принадлежит частному партнеру
3 BTO Build, Transfer, Operate (построй-передай-управляй) Аналогично ВОТ, только объект передается государству сразу после строительства. Частный партнер обслуживает объект в течение срока действия соглашения, а публичный возмещает затраты регулярными платежами (контракт жизненного цикла)
4 BOO Build, Own, Operate (построй-владей- управляй) Аналогично ВООТ, но по истечении срока соглашения объект остается в собственности частного партнера
5 BOMT Build, Operate, Maintain, Transfer (построй-управляй-поддерживай-передай) Акцент на поддержке жизнеспособности и обслуживания объекта. Право собственности остается у публичного партнера
6 DBOOT Design, Build, Own, Operate, Transfer (спроектируй-построй-владей-управляй-передай) Аналогично ВООТ, но в обязанности частного партнера входит и проектирование объекта соглашения
7 DBFO Design, Build, Finance, Operate (спроектируй- построй- финансируй- управляй) Акцент на обязанности частного партнера финансировать строительство и мероприятия по обслуживанию. Публичный партнер возмещает издержки регулярными платежами
В России концепция ЧГП, реализуемая в настоящее время Министерством экономического развития РФ, заявляет основными институтами частно-государственного партнерства в Российской Федерации следующие: механизм концессионных соглашений, деятельность Инвестиционного фонда РФ и Внешэкономбанка, создание кластеров и особых экономических зон, в которых государством обеспечивается создание инфраструктуры, необходимой для привлечения частных инвестиций. В основе такого взаимодействия лежит реализация государственными структурами задач по обеспечению потребностей населения в наиболее значимых услугах при уменьшении объема затрачиваемых бюджетных средств. Однако в настоящее время в российском законодательстве до сих пор нет основополагающего федерального закона о развитии ЧГП. Лишь на региональном уровне (в частности, в Санкт-Петербурге и ряде субъектов Федерации) имеется и функционирует институциональная база. Интересно отметить, что в Москве также нет какой-либо институциональной формы функционирования ЧГП. Формирование ЧГП
Скрыль Т.В. Институциональные проблемы формирования частно-государственного партнерства в современных российских условиях
в России сдерживается не только отсутствием проработанного законодательства, но и отсутствием механизмов долгосрочного финансирования, неблагоприятным инвестиционным климатом и последствиями глобального кризиса. Частный сектор, в частности банковский, не готов рисковать и участвовать в длительных проектах, которые подразумевает частно-государственное партнерство. Анализируя региональный опыт, можно прийти к выводу: из вышеперечисленных форм ЧГП в российском законодательстве закреплены лишь три - BOT, BTO, BOO. Тем не менее механизм ЧГП в России действует и без проработанной институциональной базы: на начало 2013 г. в нашей стране запущено и реализовано порядка 300 совместных проектов.
Несмотря на отсутствие в Российской Федерации институциональной базы формирования механизма ЧГП, наблюдается увеличение роли государства в осуществлении большинства проектов, требующих больших объемов инвестиций. Кроме того, использование механизмов ЧГП имеет большое значение для развития социальной инфраструктуры, обеспечения инновационного развития, модернизации российской экономики и поддержки стабильного экономического роста национальной экономики.
Литература
1. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики // Мировая экономика и международные отношения. -2011. - № 9.
2. Гагарин П.А., Двинянин Е.А. Государственно-частное партнерство как инструмент реализации масштабных проектов. - М., 2013.
3. Экспертный совет по законодательству о частно-государственном партнерстве. Электронный ресурс: http://ppp-lawrus.ru