Научная статья на тему 'Институциональные подходы к развитию таможенных механизмов регулирования внешнеторговой деятельности'

Институциональные подходы к развитию таможенных механизмов регулирования внешнеторговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
институты / таможенные механизмы / эффективность таможенного дела / государственное управление / таможенное регулирование / institutions / customs mechanisms / customs efficiency / public administration / customs regulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воротынцева Татьяна Михайловна

Целью статьи является исследование теоретических подходов к развитию таможенных механизмов регулирования внешнеторговой деятельности с учетом институциональных основ государственного управления таможенным делом. Обосновывается тесная взаимосвязь теории механизмов и институциональной теории, основанная на экзогенной заданности институтов, что открывает возможности для объединительных процессов в методологии современного институционализма и теории проектирования механизмов. Институционализация применения таможенных механизмов составляет одно из важнейших направлений обеспечения безопасности и свободы перемещения продукции, находящейся в обороте на таможенной территории. Дается оценка роли и значимости теории таможенных механизмов регулирования внешнеторговой деятельности в контексте институционального анализа и системного подхода. В результате анализа функционала таможенной службы выделяются основные механизмы, используемые для достижения целей таможенной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional Approaches to the Development of Customs Mechanisms for Regulating Foreign Trade Activities

The purpose of the article is to study theoretical approaches to the development of customs mechanisms for regulating foreign trade activities of development, taking into account the institutional foundations of state administration of customs affairs. The article substantiates the close relationship between the theory of mechanisms and institutional theory, based on the exogenous determination of institutions, which opens up opportunities for unifying processes in the methodology of modern institutionalism and the theory of mechanism design. Institutionalization of the application of customs mechanisms is one of the most important areas of ensuring the safety and freedom of movement of products in circulation in the customs territory. The paper assesses the role and significance of the theory of customs mechanisms for regulating foreign trade activities in the context of institutional analysis and a systematic approach. As a result of the analysis of the functionality of the customs service, the main mechanisms used to achieve the goals of customs policy are identified.

Текст научной работы на тему «Институциональные подходы к развитию таможенных механизмов регулирования внешнеторговой деятельности»

конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. для цитирования

Вербина В. В. Новые подходы к анализу структуры российского экспорта // Вестник Российской таможенной академии. 2023. № 2. С. 21-29.

УДК 339.543

институциональные подходы к развитию таможенных механизмов регулирования внешнеторговой деятельности

т. М. Воротынцева1, 2

1 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация

2 Российский университет дружбы народов, Москва, Российская Федерация

Аннотация. Целью статьи является исследование теоретических подходов к развитию таможенных механизмов регулирования внешнеторговой деятельности с учетом институциональных основ государственного управления таможенным делом. Обосновывается тесная взаимосвязь теории механизмов и институциональной теории, основанная на экзогенной заданности институтов, что открывает возможности для объединительных процессов в методологии современного институционализма и теории проектирования механизмов. Институционализация применения таможенных механизмов составляет одно из важнейших направлений обеспечения безопасности и свободы перемещения продукции, находящейся в обороте на таможенной территории. Дается оценка роли и значимости теории таможенных механизмов регулирования внешнеторговой деятельности в контексте институционального анализа и системного подхода. В результате анализа функционала таможенной службы выделяются основные механизмы, используемые для достижения целей таможенной политики.

Ключевые слова: институты, таможенные механизмы, эффективность таможенного дела, государственное управление, таможенное регулирование.

institutional approaches to the development of customs mechanisms for regulating foreign trade activities

Т. M. Vorotyntseva1, 2

1 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation

2 Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russian Federation

Abstract. The purpose of the article is to study theoretical approaches to the development of customs mechanisms for regulating foreign trade activities of development, taking into account the institutional foundations of state administration of customs affairs. The article substantiates the close relationship between the theory of mechanisms and institutional theory, based on the exogenous determination of institutions, which opens up

© Воротынцева Т. М., 2023

opportunities for unifying processes in the methodology of modern institutionalism and the theory of mechanism design. Institutionalization of the application of customs mechanisms is one of the most important areas of ensuring the safety and freedom of movement of products in circulation in the customs territory. The paper assesses the role and significance of the theory of customs mechanisms for regulating foreign trade activities in the context of institutional analysis and a systematic approach. As a result of the analysis of the functionality of the customs service, the main mechanisms used to achieve the goals of customs policy are identified.

Keywords: institutions, customs mechanisms, customs efficiency, public administration, customs regulation. ВВЕДЕНИЕ

В период глубоких качественных преобразований всех сфер общественной жизни России - экономической, социальной, политической - в соответствии с задачами внешнеэкономической стратегии страны особую актуальность приобретает исследование процессов и результатов институциональной трансформации государственного управления таможенными органами как основного пути реализации государственных целей таможенной политики. Предпосылками общественных преобразований стали усиление роли регионализации экономик торгующих сторон и необходимость повышения эффективности деятельности государственных органов контроля и управления, в том числе таможенных органов, в процессах создания стоимости, защиты внутреннего рынка и регулирования баланса интересов государства, бизнеса и потребителя.

Особую значимость для инновационных преобразований имеет таможенная служба как катализатор ускорения основных показателей развития государства. Следовательно, необходимо повышать эффективность работы таможенных органов за счет применения институционально закрепленных таможенных механизмов регулирования. При этом возможности и границы применения институциональных подходов в сфере государственного управления таможенным делом еще недостаточно исследованы и имеют сложную структуру, что актуализирует важность исследования теоретических аспектов данной проблемы. По нашему мнению, траектория исследования должна базироваться на анализе институционально-эволюционной теории трансформации с учетом субъектного и объектного подходов. В результате анализа предполагается выявление места теории таможенных механизмов в контексте институционального анализа и системного подхода и выстраивание системы таможенных механизмов регулирования внешнеторговой деятельности.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Определяя концептуальные основы трансформаций в сфере таможенного дела, для понимания того, как целесообразно осуществлять процесс институциональных преобразований в сфере таможенного дела, следует обратиться к институционально-эволюционной теории. Так, сущность институционального подхода

состоит в том, чтобы включить в рамки анализа экономических процессов всю систему институтов и учитывать неэкономические факторы. Институционализм -это направление социально-экономических исследований, в основе которого лежат две категории [1]:

- институты - закрепление норм и обычаев посредством законов, организаций, учреждений;

- институции - обычаи и нормы поведения в обществе; они обозначают не то, что было юридически закреплено, а то, что является их источником, т. е. те механизмы, благодаря которым традиционные ориентиры трансформируются в социальную практику.

Целесообразно рассматривать институты как все разработанные людьми ограничения, регулирующие, координирующие поведение экономических агентов и упорядочивающие взаимодействие между ними, а также предусматривающие механизмы контроля за их соблюдением. Институты могут быть формальными, т. е. заведомо разработанными людьми (конституции, законы, нормативные акты) и неформальными «неписаными», которые находят свое проявление в общепринятых условностях, традициях, привычках, нравственных нормах, религиозных воззрениях.

Следует различать три главных вида институтов. Первый - это институты-деятельности, ограничивающие и регулирующие деятельность профессиональных групп специалистов, например, институт обеспечения безопасности товаров [2], институт подтверждения соответствия [3]. Второй - это институты-нормы, включающие всю совокупность правил, регулирующих совместные действия людей. Третий - институты-организации, т. е. все институты, регламентирующие, контролирующие, защищающие деятельность субъектов и обеспечивающие соблюдение установленных норм. К ним относятся все государственные (само государство и его органы, комитеты) и саморегулирующиеся (разного рода фирмы, некоммерческие организации, общества) системы. Следовательно, каждый институт имеет внешний механизм принуждения, созданный для выполнения определенных базовых правил в рамках института.

Так, с точки зрения субъектного подхода институт - это сформированное системное высокоорганизованное образование, объединяющее деятельность людей для достижения определенной общественной цели. С точки зрения объектного подхода институт - это совокупность идей, правил, норм, механизмов, развивающих и/или формирующих определенную организацию. В соответствии с субъектным подходом в таможенной сфере следует выделить институты таможенного регулирования, субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД), государственных органов исполнительной власти, таможенной службы и т. д. Согласно объектному подходу воплощением институтов является совокупность норм, правил, законов, инструментов, моделей поведения, обычаев, ценностей, санкций, стимулов и т. д. Эти разнопорядковые формы проявления институтов образуют сложную иерархию, исследование которой нужно для углубленного осмысления институциональной специфики таможенного дела [4, 5].

Важной составляющей также является институционализация как превращение социальных намерений в норму и формирование правил экономического общения путем их внедрения с помощью властных институтов (неписаных правил или правовой деятельности) на основе механизма правового, экономического и политического регулирования. В целом понятие «институционализация» в различных сферах деятельности используется, как правило, для характеристики процессов упорядочения этой деятельности через формирование и закрепление соответствующих институтов, причем сам институт непрерывно развивается на фоне этих институциональных изменений [6].

В разрезе таможенного регулирования институциональный подход определяется как общий метод управления, который через сосредоточение на структурно-функциональных основах построения системы таможенных органов и формально-правовой характеристике политической системы дает возможность исследовать взаимозависимость и взаимосвязь между изменениями институциональных структур таможенного дела и содержанием государственной политики в данной сфере.

Системные изменения в подходах представителей этого направления толкуются как гармонизированный процесс трансформации прогрессивного характера, в котором роль государства исключительно значима, а его результатом выступает создание в соответствии с заданными институциональными условиями социально-экономических институтов (организаций), которые в полном объеме соответствуют требованиям, предъявляемым внешней средой и внутренними детерминантами [7].

теория таможенных механизмов регулирования

внешнеторговой деятельности в контексте институционального анализа

и системного подхода

Институциональный подход к развитию таможенных механизмов регулирования внешнеторговой деятельности полагаем целесообразным рассматривать вместе с теорией механизмов. Такой подход направлен на исследование границ и возможностей регулирующего влияния на эффективность таможенного дела. Любой механизм с технической точки зрения - это система объектов, предназначенная для превращения движения одного или нескольких объектов в необходимые движения других составляющих. С экономической точки зрения это последовательность состояний, процессов, определяющих собой какое-либо действие, явление. С позиции управления механизм - это совокупность средств, действий или комплекс рычагов, используемых в управлении и регулировании.

Для понимания структуры таможенных механизмов регулирования внешнеторговой деятельности следует определить понятия институциональной архитектоники и институционального механизма. Так, институциональная архитектоника понимается как глубинная институциональная структура, строительное искусство и общий гармоничный план построения институтов, а институциональный механизм - это методология влияния не только на формирование институций, их

взаимосвязей, но и обеспечение их соответствующего функционирования и трансформации.

На рис. 1 отражено место теории таможенных механизмов регулирования внешнеторговой деятельности в контексте институционального анализа и системного подхода.

Рис. 1. Место теории таможенных механизмов регулирования внешнеторговой деятельности в контексте институционального анализа и системного подхода

Известно, что система таможенных механизмов регулирования внешнеторговой деятельности является частью экономической системы, которая, в свою очередь, представляет собой часть социальной системы. Институциональный механизм является более широкой категорией, чем архитектоника, и включает следующие действия:

1) формирование отдельных таможенных механизмов;

2) построение институциональной системы таможенных механизмов в виде взаимодействующих структур базовых институций;

3) формирование институциональной среды для таможенного регулирования внешнеторговой деятельности;

4) институциональное обеспечение таможенных механизмов регулирования внешнеторговой деятельности, с подключением механизма принуждения. Однако следует указать на специфичность механизма принуждения, учитывая характерные признаки институционализма; это заключается в том, что институции создают среду, которая прямо или косвенно влияет на поведение и адаптацию экономических агентов;

5) подготовка институтов или институциональной среды таможенных механизмов регулирования внешнеторговой деятельности в целом к трансформации -институциональная динамика.

В ходе взаимодействия указанных элементов должно быть обеспечено создание, обновление и развитие системы таможенных механизмов, получение соответствующих результатов, улучшение условий их функционирования.

Форма данной системы таможенных механизмов, по нашему мнению, состоит из трех основных фасетов:

1) правового - правил, касающихся международной торговли товарами;

2) организационного - по вопросам, связанным со сферой деятельности государственного управления, ответственного за выполнение конкретных функций и задач;

3) экономического - определяющего последствия функционирования отдельных организационно-правовых институтов таможенной системы для экономики и общества.

ОСНОВНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Проведенный анализ научной литературы и практических аспектов функционирования таможенных органов позволил выделить систему основных взаимосвязанных таможенных механизмов (рис. 2).

Рис. 2. Система таможенных механизмов регулирования внешнеторговой деятельности

По нашему мнению, к основным видам таможенных механизмов регулирования внешнеторговой деятельности можно отнести: организационно-институциональные механизмы, направленные на формирование условий функционирования таможенных органов; контрольные механизмы, которые обеспечивают реализацию контрольной функции таможенных органов; функциональные механизмы, позволяющие эффективно использовать инструменты для выполнения задач, поставленных перед таможенными органами (цифровизации таможенных операций, сбора таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений и др.); правовые механизмы, включающие нормативную правовую основу таможенного администрирования; организационно-коммуникационные механизмы, обеспечивающие использование автоматизированных систем администрирования таможенных платежей, и др.

Вместе с тем анализ действующих механизмов показывает, что они не полностью соответствуют современным потребностям развития общества, в первую очередь, вызывает сомнения недостаточное внедрение новых информационных технологий при совершении таможенных операций [8]. В таможенном деле недостаточно разработаны теоретические основы ряда понятий, используемых в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. В таможенном законодательстве слабо раскрыта методологическая база таможенного регулирования [9]. Необходимые институты таможенной системы формируются

общественно-эволюционным путем. Воздействие институциональных механизмов на показатели развития таможенной системы раскрывает институциональную среду, т. е. институциональные механизмы являются способом воздействия на формирование соответствующей институциональной среды в таможенной системе. Институциональная система, в свою очередь, представляет собой структурированную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих государственных институтов и организаций, а институциональные механизмы создают энергию для запуска всей системы и заставляют все элементы функционировать в определенном направлении.

Таможенные механизмы регулирования внешнеторговой деятельности характеризуются одновременностью возникновения внешних и внутренних стимулов развития, а также их действием на отдельные сферы деятельности и созданием соответствующей институциональной среды для их эффективной адаптации. Налаживание эффективного действия институциональных механизмов должно происходить эволюционным путем во избежание спонтанных изменений и юридических ловушек. Именно поэтому применение системного подхода к формированию таможенных механизмов регулирования внешнеторговой деятельности является необходимым условием успешного осуществления институционализации процессов.

заключение

В условиях развития евразийской интеграции и создания единого таможенного и институционально-коммуникационного пространства каждая страна заинтересована в обеспечении максимально соответствующих условий развития ВЭД. Процессы глобализации мировой экономики приводят к увеличению объемов перемещения товаров, услуг, информации, технологий, объектов интеллектуальной собственности, капиталов, рабочей силы между странами. В последнее время такое оживление этих процессов в сфере ВЭД наблюдается и в России, что требует непосредственно институциональной трансформации для более эффективного влияния государства на процессы регулирования в таможенной сфере. При этом процессы регулирования должны быть выстроены таким образом, чтобы в результате обеспечить обновление системы таможенных механизмов и режимов их функционирования.

Для достижения указанного результата автором предложена такая последовательность действий: определение отдельных таможенных механизмов, встраивание их в структуру взаимодействующих базовых институций, формирование институциональной среды, институциональное обеспечение таможенных механизмов регулирования внешнеторговой деятельности с целью дальнейшего запуска трансформации, что обеспечит институциональную динамику системы таможенных механизмов.

Институциональная трансформация включает нормы и правила управления сформированной системой таможенных механизмов - организационно-институциональных, контрольных, функциональных, правовых, организационно-

коммуникационных. Выделенные механизмы охватывают все направления таможенной деятельности и в синергетическом взаимодействии ускоряют экономические, социальные и политические преобразования.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Агеев А. И., Логинов Е. Л. Институциональные механизмы снижения мультифакторных рисков для валютно-финансовой системы России и ЕАЭС в условиях нелинейной экономической динамики: монография / Институт экономических стратегий. М., 2017. 101 с.

2. Воротынцева Т. М., Сауренко Т. Н. Институциональные рамки торговли товарами в ЕАЭС // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Экономика». 2018. Т. 26. № 1. С. 38-46.

3. Воротынцева Т. М. Подтверждение соответствия товаров как механизм регулирования международной торговли // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2016. № 5. С. 57-59.

4. Бойкова М. В. Зарубежный опыт таможенного администрирования / под общ. ред. В. В. Макрусева. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. 130 с.

5. Жданова С. С. Механизм управления таможенными услугами на основе принципов контроллинга // Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 2. С. 156-162.

6. Андреева Е. Л., Ильясов П. В. Проблемы совершенствования нетарифного регулирования международной торговли в рамках ЕАЭС // Российский внешнеэкономический вестник. 2021. № 2. С. 21-38.

7. Гупанова Ю. Е. Методология управления качеством таможенных услуг: монография. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. 152 с.

8. Vorotyntseva T., Levinskaya E., Skudalova T., Kudryavitskaya T., Nikulin A. International Trade and Customs Opérations in Digital Era // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Vol. 489. Proceedings of the International Conference Digital Age: Traditions, Modernity and Innovations (ICDATMI 2020). Р. 50-54.

9. Новиков В. Е. Актуальные проблемы развития теории таможенного регулирования и контроля // Приоритетные направления и задачи развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции, 27 октября 2021 г. М.: РИО Российской таможенной академии, 2021. С. 108113.

информация об авторе

Воротынцева Татьяна Михайловна - кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4; доцент кафедры таможенного дела, Российский университет дружбы народов, Российская Федерация, 117198, Москва, улица Миклухо-Маклая, 6, e-mail: mstata67@list.ru, тел.: 8 (495) 500-13-59.

конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. для цитирования

Воротынцева Т. М. Институциональные подходы к развитию таможенных механизмов регулирования внешнеторговой деятельности // Вестник Российской таможенной академии. 2023. № 2. С. 29-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.